Активность
- Последний час
-
Алтае археологи нашли воинских тайников. В Алтае нету могильники элитных воинов, женщин или детей. То есть, всего были воинские части енисейских кыргызов . Особенно Горный Алтай невыгодная была кыргызов, там не проходили торговые пути, еще далеко была от земледельческих районов. Южная граница кыргызов всегда была изменчивая. Например, Худут ал-алам кыргызов упоминает ближе Кашгара в 980 годов. А уже при эпохи найманов кыргызы вообще ни Восточном Туркестане, ни Монгольском Алтае не упоминается. Юань Ши и Рашид ад-Дин максимум часть Горного Алтая включает владению кыргызов. Потом опять кыргызы упоминается в Монгольском Алтае в событиях 1307-30 гг. упоминается как грабители Чагатайского улыса и Ак Орды.
-
1. Источник сообщает "немного мускуса", это означает, что привезённая продукция. 2. Артефакты енисейских кыргызов да же нашли в Кыргызстане. Есть работы А. Бернштама и Табалдиева. Цитирую Д. Савинова: "О том, что погребения периода кыргызской экспансии могут быть открыты на Тянь-Шане, еще раньше свидетельствовали отдельные археологические находки. Приведенная А.Н. Бернштамом параллель между кочкорскими и копёнскими материалами имеет под собой то основание, что ажурные изображения были распространены в IX-X вв. и преимущественно в Южной Сибири. В 1965 г. ажурные накладки с изображением различных животных и растительных побегов, весьма близкие кочкорским, были найдены в погребении IX-X вв. в Центральной Туве (Трифонов, 2000). Такая же накладка с зооморфными и растительными изображениями известна из случайных находок в Минусинской котловине. В Чуйской долине и на Иссык-Куле имеются, правда в небольшом количестве, и отдельные вещи кыргызского облика — пряжки, кресала, детали поясных наборов, лировидные подвески с сердцевидной прорезью, тройники и др. (Бернштам, 1950, табл. XIV; и др.). Появление подобных предметов на Тянь-Шане вполне может иметь отношение к распространению культуры (273/274) енисейских кыргызов в IX-X вв. Наконец, в последние годы на Тянь-Шане открыто несколько погребений с обрядом трупосожжения и «тайниками» (Табалдиев, 1996) несмотря на некоторое своеобразие, несомненно относящиеся к той же самой кыргызской традиции. Таким образом, вопрос о возможности появления енисейских кыргызов на Тянь-Шане в конце I тыс. можно считать решённым". [ Д.Г. Савинов "Древнетюркские племена в зеркале археологии".] 3. Смена языка согласно профессоров Э. Тенишева и Б. Юнусалиева была в Южном Алтае прямыми контактами с кипчаками. Юнусалиев еще добавляет влияние уйгурского языка.
-
Ув. Алмас Аманбаев Вы прочитали споры с ув. Рустамом Абдубаитовичем.. Как я понимаю Вы ушли снова в ФБ из группы КТ. Я уже приводил источники ув. Рустамом Абдубаитовичу которые указываю, что часть кыргызов были на юге после 10 века возможно по Восточному Туркестану, но Рустамом Абдубаитович отвергает и опровергает и считает, что только в 15 веке была миграция кыргызов из Алтая. Аргументы это цитирую:"И самый главный момент - мускус, т.е. "струя" кабарги, которая водится только на Алтае и Саянах. На Тянь-Шане кабарги нет". 1.У меня к Вам вопрос, что скажете на счет МУСКУСА как струя КАБАРГИ который только на Алтае и Саянах и нет на Тянь Шане ?? Далее тоже цитировал Аль Марвази по поводу смены погребального обряда намекая на движение части кыргызов на юг, но у ув. Рустама Абдубаитовича такой аргумент цитирую "даже в случае смены обряда с трупосожжения на трупоположение, должны были сохраниться артефакты, которые относились бы к культурам енисейских кыргызов - керамика, оружие, конское снаряжение и т.д. Этого нет. " 2.Что скажете на счет артефактов енисейских кыргызов-керамика, оружие, конское снаряжение и т.д ??? Далее по поводу Алтайского этапа главный аргумент у сторонников это, как замечает ув. Рустам Абдубаитович, цитирую:Смена языка на кыпчакский "й" язык (айак, кой) с ен. кыргыз. "з" языка (азак, коз). 3.Что скажете по поводу смены языка "з" языка(язык ен. кыргызов ) на на кыпчакский "й" язык ????
- Сегодня
-
Вы правы, часть кыргызов после 840 годов жили в Восточном Туркестане и приняли ислам. До Марвази есть источник Абу Дулафа. Он лично посетил страны кыргызов. Этих кыргызов историк Мокеев называет "Алтайские кыргызы", Худяков "Восточно Туркестанские кыргызы". Согласно оба историков они стали основной ядро нынешних кыргызов. Абу Дулаф («Записка»вторая половина X в.), "кыргызы находятся между карлуками и тугузгузами, используют знамена зеленого цвета,..молясь, обращаются в сторону юга, употребляют в пищу рис, у них есть немного мускуса [Кожин, 2011, с. 314]. Цвет знамен здесь отличается от красного знамени кыргызов Енисея, правитель которых Аже 阿热 (начало IX в.) 建一纛,下 皆 尚 赤 «учредил одно знамя, все нижестоящие почитают красный цвет» [Синь Тан шу, 1975, цз. 217б, с. 6147]. Знамя такого же, как в китайских источниках цвета (al urunŋu ‘алое знамя’), полученное от правителя государства вместе с соответствующей должностью (возможно, в его личной гвардии), упомянуто в рунической надписи на стеле с Верхнего Енисея (Е10) [Кормушин, 2008, с. 102, 303–305]. Цвет знамен кыргызов ВТ мог стать зеленым(цвет ислама) под влиянием их новых сильных соседей-союзников, принявших ислам. Наличие риса и небольшое количество мускуса тоже отличают эту группу кыргызов от Енисейских, где рис, согласно китайским хроникам, отсутствовал, а мускус, напротив, согласно исламским источникам, был одним из важнейших товаров. Еще эти молились в сторону юга, что означает были мусульманами. После 100 лет аль-Марвази подтверждает Абу Дулафа. "У хирхизов в обычае - сжигать своих умерших, они утверждают (при этом), что огонь очищает и делает их чистыми. Это было их обычаем с древних времен, когда они оказались соседями мусульман, то стали хоронить мертвых"[Sharaf al-Zamān Ṭāhir Marvazī, 1942, p. 30]. На карте эпохи Ляо (916-1125) и Северная Сун (960-1279) кыргызы показаны западнее Уши и Аксу, южнее реки Ташаган (притока реки Тарим), реки Кашгар и селений Барчук, севернее Верхнего Атуша (Артудж) и Нижнего Атуша. В целом кочевья кыргызов располагаются к востоку от Караханидов и к западу от уйгуров, т. е. на границе между Караханидами и уйгурами[О. Караев].
-
@Rust Здравствуйте, это Вы писали? Я тоже так считаю. Есть ли какие-то свежие статьи касательно этой темы образования Кимакского каганата? Реконструкция Кумекова кажется уже неактуальна.
-
Его номер фтдна напишите
- Вчера
-
На юге современной Монголии находятся остатки древнего укрепленного поселения, получившего название Баян булан. В 2009 году российские археологи провели раскопки этот памятника, открытого еще в 1950-х годах, и благодаря проделанным исследованиям определили, что, по-видимому, он представляет собой руины ханьской крепости и важной военной базы Шоусянчэн, которую возвели по приказу императора У-ди в 104 году до нашей эры, то есть во времена хунно-китайских войн. Из 14 отобранных образцов палеогенетики успешно секвенировали древнюю ДНК, хотя и с низким покрытием. Генетический анализ подтвердил, что в могиле покоились только мужчины. В 12 случаях исследователи определили их Y-хромосомные гаплогруппы. Так, четыре человека были носителями отцовских линий, относящихся к гаплогруппе O2a2b1a1a-F8, а остальные — к C2b1a1a1a-M407, N1a2a1a-F1998, O1b1a2b-Z24433, O2a2b1a2-F114 и Q1a1a1a-M120. По данным исследователей, сегодня Y-хромосомная гаплогруппа C2v1a1a1a-M407 в основном встречается у мужского населения, проживающего на юге Сибири и в Восточной Азии, в то время как остальные — главным образом среди восточных азиатов, включая ханьцев. https://nplus1.ru/news/2025/02/24/bayanbulag
-
Книга Вэй сохранила миф о происхождении Гаочэ. Тюрки Гаоцзюй (Гаочэ) и современные им азиатские государства около 500 г. н. э. Согласно легендам, у шаньюя-сюнну было две дочери, обе чрезвычайно красивые. Все жители страны считали их духами. Шаньюй сказал: «Как я могу найти мужей для своих дочерей! Я собираюсь отдать их на Небо». После этого в пустынном месте на севере страны он воздвиг высокую платформу и поместил своих двух дочерей на вершину, сказав: «О Небо, пожалуйста, придите и заберите их сами!» Через три года их мать хотела вернуть их, но шаньюй сказал: «Вы не можете, их время еще не истекло». Еще через год появился старый волк, который охранял платформу днем и ночью, воя. Он вырыл яму под платформой и долго не уходил. Младшая дочь сказала: «Наш отец поместил нас сюда, желая отдать на Небеса. Теперь этот волк пришел сюда, это, вероятно, небесное существо, посланное Небесами». Она собиралась спуститься и подойти к волку, но ее старшая сестра в ужасе сказала: «Это зверь! Не позорь наших родителей». Младшая сестра не послушала ее, она спустилась и стала женой волка и родила детей. Позже они размножились и образовали государство. Вот почему их народ любит петь длинные песни протяжным голосом, похожим на вой волков. — Weishu, 103;[22] перевод Инабы Минору.[23] Сама легенда говорит, что Тэгрэг по женской линии связывали себя с Сюнну
-
Тюрки Шато это смесь чуйских племен Чуюэ (которые не стали или перестали быть частью союза Он Ок и откочевали на восток), сары тюргешей (Suoge 娑葛) и согдийцев (Anqing (安慶)). Отождествление Чуюэ с Чигилями сомнительно. "Чуюэ были племенем из союза Юэбань, который образовался при распаде державы Хунну"
-
До появления термина Xiōngnú северные кочевники обычно назывались Hú. В знаменитом споре, процитированном в «Стратегиях воюющих царств» (Zhanguo ce 戰國策 ), термин Hú 胡 использовался для тех людей, которые носили брюки и другую одежду, подходящую для конной стрельбы из лука (Zhanguo ce, 19.204-211, 29.326; Crump 1996, стр. 288-98, 466). В версии этого спора Сыма Цяня при короле Улине из Чжао (307 г. до н. э.) термин Hú используется для трех конкретных народов. Один из них — «лесные Hú» (Lín Hú 林胡 ), которые, судя по их названию, должны были населять лесной регион. Это могли быть либо густые леса гор Инь-Шань 陰山 (монгольские горы Далан Хара или Харагана) к северу от Хух-Хото, либо гораздо более обширный, но не столь густо засаженный сосновый и кипарисовый лес вдоль западных границ Ордоса, остатки которого все еще можно увидеть в нескольких местах. Бесплодные сегодня, обе области были покрыты лесами вплоть до середины восемнадцатого века (Ai Chong 2012, стр. 270-72, 286, 288-290, рис. 17-2). Вторыми были лоуфани 樓煩, которые населяли район равнины Тумед вокруг Хух-Хото и северо-западную часть Шаньси (Pulleyblank 1994: 518-19). Наконец, он также использовался для «Восточного Ху», в районе, где встречаются современные Ляонин, Хэбэй и Внутренняя Монголия. Эти три, Лесной Ху, Лоуфан и Восточный Ху вместе образовали «Три Ху» (Шицзи 1982: 43.1809). Предки Ханьцев Хуася пишут, что Ху в древности лишь три группы кочевников. Все эти группы протомонголы
-
Отношения Сюэянтуо с более поздними турками Шатуо оспариваются. В эпитафии лидера Шатуо Ли Кейонга говорится, что прародителем его клана был «Иду, правитель страны Сюэянтуо, непревзойденный полководец» (益度、薛延陀國君、無敵將軍). Однако китайские летописцы также проследили происхождение Шатуо от вождя Тиле по имени *Баяр (拔也 Байе)[28] ~ *Байырку (拔也古 Байегу)[29] или западнотюркского Чуюэ 處月 (часто отождествляемого с Чигилсом). Баяр - это монгольское слово. Баяр-счастье. Конечно связывать его имя Баяр и Баярку наверное не правильно. Как видим среди телесцев были монгольские имена. Это имя и племенное название лишь у Сюнну. У Сяньбэй отсутствует такой клан. Сир - это как раз ранний монголизм. И судя по всему это название дали Сюнну, а не Сяньбэй-Муронг. Как видим небольшие Сюннуские племена были ассимилированы многочисленным Тэгрэг
-
Этимология Яньтуо 延陀 является предметом многочисленных споров. Впервые он был идентифицирован с Тардушем, одним из двух подразделений, помимо Тёлиша, недолговечного каганата Сюэянтуо, западными востоковедами (например, Вильгельмом Томсеном), которые считали Тёлиша и Тардуша племенными названиями. Таким образом, этноним можно реконструировать как Сыр-Тардуш.[5] Однако китайские ученые рассматривали Тёлиша и Тардуша как названия политических организаций или округов: например, Цэнь Чжунмянь рассматривал раздел Тёлиша-Тардуша как восток-запад, тогда как Ван Цзинжу, ссылаясь на «Новую книгу Тан», рассматривал Тёлиша-Тардуша как север-юг.[6] Сергей Клясторный (2003:305), apud Golden (2018), предположил, что Сюэяньто транскрибировал *Sir-Yamtar;[7] в отличие от племенного имени Sir, [Ïšβara] Yamtar появился как личное имя одного из спутников Кюль-тегина, упомянул одноименную надпись в его памяти.[8] Тундянь записывает происхождение Яньто: «Во время правления Мужун Цзюня в Раннем Янь, хунну шаньюй Хэлатоу (賀剌頭, «вождь племени Алат») повел свое племя из тридцати пяти тысяч человек и пришел сдаться. Люди Яньто, вероятно, являются их потомками». Основываясь на этом, Бао (2010) предположил, что люди Яньто были потомками племени Алат, также известного как Хала-Юндлуɣ; Таким образом, имя Яньтуо, вероятно, произошло от Yundluɣ, а Xueyantuo можно реконструировать как Sir-Yundluɣ. Вот, что интересно. Се и Яньто были двумя разными группами. Одни прямые потомки Сюнну, другие прямые потомки динлинов (Тэгрэг). Одна из групп должны были знать монгольский, чтобы общаться с Муронг-Сяньбийцами.
-
Гулигань могли спокойно общаться с империей Тан и привозили подарки в виде лошадей. Язык Фури не понимали Кыргызы. Гулигань прямые потомки Сюнну. Сибирские тунгусы отделились от Южных лишь 800 лет назад во времена захвата Амура войсками Чингисхана. Возможно их Кидане погнали, которые убегали от Монгольских войск.
-
впллне возможно , общие снипы у них найдутся, это https://www.theytree.com/tree/N-F4205 субклад их , по любому родственники Интересный момент https://www.theytree.com/tree/N-PH736 Асан знает с какого рода каракалпак , может быть скажет
-
Наши языки похожи , в принципе также можно предположить тунгусо-маньчжуры
-
Между Жужанями и Сюнну вообще не было разницы во времени. А, Кай (Кумоси, Татаби) прямые потомки Южных Сюнну. Кидане это помесь Южных Сюнну и Сяньбэй. Шивей это смешанные динлинги восточные тэгрэг (также не надо забывать о самодийцах) и какая-то часть Сяньбэй (и то не факт), так как Кидане были помесью южных Сюнну и Сяньбэй. Думаю Дун-Ху изначально говорили на восточно-парамонгольском, а Ху (Сюнну) говорили на западно-парамонгольском и значительная примесь с коренным населением Монголии (самодийцы, палеоазиаты). Сяньбэй перешли на западно-парамонгольский, так как массово служили у Сюнну и были ассимилированы, поэтому 100 тыс. семейств Ху стали называть себя Сяньбэй в 93 г. н.э. Сяньбэй были самой слабой и малочисленной группой кочевников и жили вокруг горы Сяньбэй-Шан. Они не смогли бы так быстро размножиться и еще культурно ассимилировать 400-600 тыс. человек. Таньшихуай за короткий промежуток времени смог захватить огромные территории лишь за счет 100 тыс. семейств Ху (Сюнну). Сяньбэй никак не смогли бы в языком плане ассимилировать столько Ху, которые были по статусу выше Сяньбэй. Сюнну это политэтноним, а Ху самоназвание было общим у Дун-Ху и Ху (Сюнну). И еще кстати Сяньбэй очень сильно зависели от союза с Мукри (тунгуские кочевники, часть будущих Тюргешей). То есть даже кочевых тунгусов не смогли ассимилировать в языком плане, зато это сделали тюрки-тэгрэг
-
На счет Z-93 называть кончено индо-иранской рано. Они говорили скорее всего на уральских языках изначально. По крайне мере я читал, что некоторые ученые считают их изначально говорящих на уральских языках. А, индо-европейский был у земледельцев с Анатолии, либо Шнуровики Распределение сейминско-турбинских памятников, как утверждается, демонстрирует корреляцию с диапазоном отцовской гаплогруппы N-M231 (N3a3’6 [исправлено на 2020: "N" basic]), а также с распространением на запад "новосибирского" происхождения, оба из которых были максимально распространены среди уралоязычных нганасан. Предполагается, что сейминско-турбинская материальная культура и "новосибирское" происхождение прибыли в западную часть Евразии (Северо-Восточную Европу) в течение интервала 4,2–3,7 тыс. лет назад, что соответствует предполагаемому времени прибытия уральских языков, хотя одно исследование утверждает, что первый приток "новосибирского" происхождения в северо-восточную Европу произошел уже 7500 лет назад.[24][25][26][3][27][28][29][30][31][32] Чилдебаева и др. (2024) проанализировали ДНК девяти человек (восьми мужчин и одной женщины), похороненных на сейминско-турбинском памятнике Ростовка в Омске (Россия), одном из немногих сейминско-турбинских памятников с сохранившимися человеческими останками. Было обнаружено, что у этих людей есть разнообразные компоненты родословной, варьирующиеся от генетического профиля, представленного западными степными скотоводами среднего-позднего бронзового века (похожего на синташтинскую культуру), до профиля восточных сибиряков позднего неолита/бронзового века, который достигает пика среди уралоязычных нганасан. Они также продемонстрировали близость к остаткам культуры Окунево, которая, в свою очередь, связана с сейминско-турбинской культурой. Один мужчина может быть смоделирован как полностью выводящий свою родословную из синташтинского среднего-позднего бронзового века. Два мужчины были отнесены к Y-гаплогруппе R1a (R1a-M417 и R1a-Z645), два к C2a, один к N1a1a1a1a (N-L392), один к Q1b (Q-M346) и один к R1b1a1a (R1b-M73). Гаплогруппы мтДНК этих людей включали те, которые распространены как в восточной Евразии (A10, C1, C4, G2a1), так и в западной Евразии (H1, H101, U5a, R1b, R1a). По словам авторов исследования, образцы, связанные с Сеймой-Турбино, «несут в себе чрезвычайно разнообразную смесь западных и восточных евразийских предков», и наблюдаемая генетическая гетерогенность «может либо предполагать группу на ранней стадии смешения, либо означать гетерогенную природу сейминско-турбинского комплекса». Они также утверждают, что генетические данные «временно и географически согласуются с предположением о том, что уральские языки могли распространяться в пределах сети ST», что также коррелирует с распространением гаплогруппы N-L392 и восточносибирского происхождения на запад.
-
Душеме что-то знакомое слово, но не помню, где это я слышал. Наверное, в Ташаузе, у меня там родственники жили, я к ним в последний раз ездил примерно в 8-9 лет от роду с бабушкой и дедом, но со своими родителями к ним никогда не ездил, не знаю, почему. А сам рыбный плов я ел в Муйнаке очень часто, только рецепта не знаю, чисто не интересовался. Кстати, очень вкусное блюдо с обилием крупно нарезанной моркови, лука, тыквы и помню, что готовили не в казанке, а в глубокой сковороде. Основным ингредиентом была рыба, а рис с овощами жарились в одной сковороде с рыбой и называли это блюда если не ошибаюсь "жарит", скорее всего от русского слова "жарить". Рядом жили русские старообрядцы и казаки, их станица называлась "Уральский край", скорее всего блюдо переняли у них. Но, ничего не скажешь, блюдо очень вкусное было, хотя сам лично рыбу никогда не любил. Правда, есть любимые рыбы типа судака, только отдельно обжаренные.
-
То есть, по-вашему, нуратинские Юзы это предки Кылышбая? Что-то из ваших слов никак не соображу, что к чему...?! Но, точно знаю, что у нуратинцев это явная закономерность, что гаплы у них разные. Я именно на это и акцентирую внимание, упоминая о наличии среди нуратинцев чисто каракалпакских родов, которых нет в современной туркменской родоплеменной структуре.
-
Анварбека Мокеева нету своя концепция. Он развивает концепцию советского военного историка Константина Петрова. Еще Мокеев добавил тогуз гузов и басмылов в этногенеза кыргызов. Самое странное, А. Мокеев не четко цитирует от первоисточников. Цитируя от него я позорился вообще. Зачем он продолжает историографии комуняг, мне не известно.
-
Нынешние хакасы с самоназванием тадар/тадарлар бывшие кыштымы енисейских кыргызов. Это единогласное мнение историков.Они состоит из сагайцев, качинцев и кызылцев. Ранее были модоры, аринцы, койбалы, бельтиры и. т. Их ассимлировали более крупные этносы. Известный хакссикий историк В. Бутанаев написал, цитирую: "Современный хакасский этнос, согласно нашей точки зрения, сложился уже после присоединения Кыргызской земли к России, на базе сильно поредевшего населения бывшей этносоциальной общности "Хонгорай". Среди них значительный удельный вес заняли потомки кыргызских киштымов, которых русские называли татарами. Как известно, хакасский этнос в качестве своего самоназвания использует этноним "тадар". Вероятно, историческое имя "хоорай" (хонгорай), связанное с енисейскими кыргызами, перестало соответствовать вновь образованной этнической общности "тадар". Отсюда следует, что с присоединением территории Верхнего Енисея к России закончилась блистательная история енисейских кыргызов и началась "серая" история минусинских татар." В.Я.Бутанаев "Присоединение "Кыргызской Земли" к России и судьба енисейских кыргызов". Другой хакасский ученый К.М. Патачаков,цитирую: "Согласно исследованию ряда авторов, в начале XVIII в., точнее в 1703 г., киргизская феодальная верхушка, а с нею вместе и большая часть рядовых киргизов были уведены западными монголами (калмыками) в Джунгарию. Оставшаяся небольшая часть киргизов растворилась среди местного населения. После увода киргизов территорию Минусинской котловины продолжали занимать их бывшие киштымы (данники), представлявшие этническом отношении сложный конгломерат различных родоплеменных и территориальных групп. Наиболее многочисленными из них были качинцы, кызыльцы, сагайцы, бельтиры и койбалы, которые жили по соседству. Качинцы расселялись на севере по верхнему бассейну р. Чульша, по р. Белому Июсу. Отсюда их кочевья простирались на юг по левой стороне Енисея до р. Абакана с притоками Камышта и Уйбат. По описанию И. Георги, северное кочевье качинцев до прихода русских доходило до р. Качи, впадающей в р. Енисей около г. Красноярска. У современных качинцев существует предание, что их предки жили в районе р. Качи, а с приходом русских они переселились в пределы их современного расселения. Это предание подтверждается некоторыми историческими документами. Земли на северо-западе от качинцев по Белому и Чёрному-Июсам в бассейне р. Чулыма, по рекам Урюп, Сереж, включая районы современного Ачинска, занимали кызыльцы. По мере продвижения русских в северных районах кызыльского расселения возникали русские селения. К югу от качинцев между левым берегом Енисея и правым берегом Абакана по рекам Табат, Уты, Бея жили койбалы. Часть них расселялась по правым притокам Енисея. К юго-западу от качинцев за Уйбатом, по его правым притокам: Бее, Нине, Бюре и по Большому и Малому Уленям, впадающим в р.Белый Июс, по степям между реками Аскиз и Камышта по левой стороне р. Абакана, по рекам База, Большой и Малый Сыр в XVIII в. расселялись собственно сагайцы. Верхний бассейн р. Абакана, по его обеим сторонам до р. Аскиза (степные, подтаёжные и таёжные районы) был занят бельтирами, южными соседями сагайцев. По соседству с бельтирами, местами смежно, например, по рекам Таштыпу, Тёе, Еси, жили родовые группы: каргинцы, кобинцы, кийцы, шорцы и другие, предки которых переселились сюда из районов рек Мрассы и Кондомы, т. е. из Горной Шории". К.М.Патачаков "Культура и быт хакасов". Нынешние жители Хакасии пришли после угона енисейских кыргызов. То есть после 1703 года "Процессы включения сначала народа, а потом и его территории хорошо прослеживаются при колонизации Сибири русскими в XVII в. и даже позже. Разновременное вхождение в состав России населения и его территории – явление нередкое в сибирской истории. С этим, например, связана проблема определения даты включения Хакасии. Таковой может считаться начало XVII в., когда часть предков хакасов была объясачена из Кетска и Томска и в одностороннем порядке, на правах ясачных (оставаясь кыштымами енисейских киргизов), вошла в структуру российского общества и государства. Или же 1680 г., когда киргизы признали права на своих подданных и со стороны Москвы, и те стали двоеданцами. Или 1703 г., когда, наконец, тюркоязычные группы Томь-Енисейского междуречья, фактически уже целое столетие платившие русским ясак, заполнили опустевшие после увода киргизов джунгарами земли: КАЧИНЦЫ и АРИНЦЫ с севера, МОТОРЫ-КОЙБАЛЫ с востока, САГАЙЦЫ с верховьев Томи, БЕЛЬТИРЫ с юга. При этом сибирские власти не предприняли НИКАКИХ МЕР(!!!), ограничивавших данные МИГРАЦИИ. Наконец, датой вхождения Хакасии в Российское государство можно считать 1707 или 1709 гг., когда основанные русскими Абаканский и Саянский остроги четко обозначили территориальные границы России в бассейне Верхнего Енисея". [См.Л.И. Шерстова "КОНЦЕПЦИЯ ФРОНТИРА И ОСВОЕНИЕ РУССКИМИ СИБИРИ". Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России" проект № 33.1687.2017/4.6.]
-
Этноним Кыргыз в Саяно-Алтае никогда не была политонимом. Если была бы, нынешние хакасы, тувинцы и алтайцы себя называли бы кыргызами. Это подтверждается письменными источниками, например ССМ или Рашид ад-Дин кыргызов четко отличает от кэрэмучин, булагачи, тас, байджигит, сибирги, байджигит, баргут, тумат и. т. Этноним кыргыз стал политонимом в Моголистане. Все бывшие подданные кыргызов стали кыргызами именно в Моголистане. Да же потверждает письменные источники, например Махмуд ибн Вали, лично посетил кыргызов в Моголистана, цитирую: "Булагачи и кэрэмучи поддерживают между собою отношения побратимство(анда-худа). Ныне улус булагачи стал одним из кыргызских племен(товаиф), над прочими туманами упомянутого эля преобладают". Махмуда-ибн-Вали, имея в виду теленгутов, кис(и)тим и урасутов, он писал: "Хотя туман по внешнему облику походит на монголов, но (они) нe происходят из этого народа; их называют лесным племенем... Некоторые из (их) уругов ранее подчинялись Чингиз-хану. Ныне они входят в кыргызский эль" Махмуд ибн-Вели, Бахр-уль-Асрар. Фотокопия рукописи ЛО MB ЛЯ, РВ-82. л. 4-6 (по переводу Н. Н. Туманович). А про самих кыргызов написал так: "Река Кыргыз находится на территории Моголистана[Кыргызстан], вблизи жилищ племени (кыргыз)... Хиргиз из областей тюрков и проживает там племя, которое называет себя хиргиз. По-видимому, хиргиз от частого употребления стал кыргызом... Повседневным средством их (кыргызов) существования как в еде, так и в одежде, являются лошади, овцы, особенно конина и конское молоко, называемое "кумыс", /также/ шерсть и кожа этих животных..." Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар".1632 г. Все эти племена были в составе енисейских кыргызов, потверждает Рашид ад-Дин: "Урасут, теленгут и куштеми. Эти племена подобны монголам, известно, что они хорошо знают монгольские лекарства и хорошо лечат монгольскими [способами]. Их также называют лесным племенем, потому что они обитают по лесам в пределах страны кыргызов и кэм-кэмджиутов... Племена булагачин и кэрэмучин. (Оба) они обитали в пределах (той же местности) Баргуджин-Токум и у самого края страны киргизов... "
-
Кыргызы были мусульманами, но кочевники всегда были плохие мусульмане. Сам Мирза Хайдар признался: «Моголы в большинстве своем никогда не жили в селениях и даже не видели, как возделывается почва. Они были подобны горным зверям... (Они) жили избегая городскую жизнь и земледельческие районы, к которым питали отвращение. Даже и по названию не совсем были мусульманами, т. к. в соседних странах их ловили и продавали подобно прочим неверным, как рабов». Сообщение англичанина Дженкинсона подтверждается другими источниками: "По эту сторону Кашгарии обитает племя, носящее название кыргыз. Они - кочевники и той же породы, что моголы. Это - многочисленное племя. У них нет хана, а есть только беки, которых называют кашка. Они не кафиры и не мусульмане... Умерших они не зарывают в землю, а кладут в гроб, который подвешивают на растущие у них деревья: кости их остаются там, пока не сгниют не рассеются".(Сейфи Челеби, 1592 г. Таварих). Это традиция не самих кыргызов, а прибайкальских племен. Они более 4 веков были в составе Кыргызского Каганата. Часть ушли с кыргызами в Тянь-Шань. Позже они то же стали мусульманами как кыргызы. Нынешние время они проживает в Ошском и Баткенской области. Махмуд ибн Вали, 17 век: "Булагачи и кэрэмучи поддерживают между собою отношения побратимство(анда-худа). Ныне улус булагачи стал одним из кыргызских племен(товаиф), над прочими туманами упомянутого эля преобладают". Махмуд ибн-Вали, Бахр-уль-Асрар. Фотокопия рукописи ЛО MB ЛЯ, РВ-82. л. 4-6 (по переводу Н. Н. Туманович). Рашид ад-Дин, 13 век: "Племена булагачин и кэрэмучин. (Оба) они обитали в пределах (той же местности) Баргуджин-Токум и у самого края страны киргизов. Они близки друг к другу..." Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. М.-Л., 1952.
-
Обширная иследовение историка Абдыкалыкова, я цитирую и поставим точка: "Бурутами китайские и русские источники XVIII в. называют племена, обитавшие в то время на Тянь-Шане. Так, маньчжурский чиновник Чуань Юань, состоявший на службе в Восточном Туркестане, Суэрдэ, служивший в Кашгаре с 1769 г., и др. писали, что на Тянь-Шане живет народ булутэ, или буруты. В русских работах жители Тянь-Шаня названы впервые бурутами в «Путевом журнале» И. Унковского, ездившего послом к зюнгарскому (джунгарскому) хун-тайчжи Цэван Рабтану в 1722— 1724 гг., а затем в донесении Л. Угримова, посетившего в 1730 г. джунгарского правителя Галдан Церена. Многие исследователи приводят имя «буруты» как раннее название киргизов, обитавших на Тянь-Шане. Причем одни авторы рассматривают бурутов как племя, с древнейших времен обитавшее на Тянь-Шане, другие считают бурутов выходцами из Монголии, переселившимися на Тянь-Шань лишь в средние века. Вопрос о том, кто такие буруты, по существу еще не решен. Слово «бурут», по нашему мнению, происходит от калмыцкого слова «буруу» плюс суффикс множественного числа «д» > «т». «Буруу» на калмыцком, как и на монгольском, означает «неправый», «вина», «проступок», а «бурут» — «провинившиеся», «изменники», «иноверцы». Это дает нам основание предполагать, что «бурут» является не самоназванием киргизов, а кличкой, презрительным прозвищем, данным киргизам калмыцкими правителями. Это прозвище появилось, вероятно, во второй половине XVII или в начале XVIII в. Ч. Валиханов писал: «Сами дикокаменные киргизы совершенно не знают слова бурут и удивляются сами, почему и откуда взяли китайцы такое слово». И далее: «Мне кажется, слово бурут имеет такое (же) происхождение и отношение к киргизам, как данное русским кайсакам (казахам.— А. А.) название киргиз». Такого же мнения придерживался и А. Н. Бернштам, который писал, что «китайские источники вслед за калмыками называют киргизов бурутами и поэтому ищут непосредственной близости от местообитания киргизов племена со схожим названием. Китайцы ошибочно считают предками киргизов — бурутов, болоров (Кафирнистан) исходя из сходства этнонимов «болор» — «бурут». Киргизы, вероятно, не знали об этом названии, а если и знали, — мы имеем в виду включение термина «бурут» в эпос «Манас», — то не придавали ему значения. Известно, что «Манас» на протяжении столетий подвергался изменениям. Можно предположить, что в эпоху борьбы киргизского народа с Джунгарским ханством сказители ввели в употребление слово «бурут», заимствовав его у калмыков. В раннем варианте «Манаса», излагаемом в «Маджму ат-Таварих», название «бурут» не встречается. Поэтому совершенно очевидно, что появление этого слова в «Манасе» — позднейшее добавление". Что касается бурутов, действительно обитавших на Саяно-Алтае, то вероятно, они получили это название от монгольских ханов. Известно, что монгольские племена с древнейших времен имели связь с племенами, обитавшими на севере и северо-западе. Возможно, что последние, ведя борьбу с могущественными монгольскими племенами, то присоединяясь к ним, то выступая против них, «заслужили» прозвище «бурут», получившее в дальнейшем значение этнонима". А. АБДЫКАЛЫКОВ. О ТЕРМИНЕ «БУРУТЫ»