Перейти к содержанию

Активность

Лента обновляется автоматически

  1. Сегодня
  2. В том то дело что это не от южан , С Монголии вниз , к нам думаю тоже доберется такое , заимствование Я о чем ,если знали зачем криввили душой , типа незнаю Сам впервые такое слышу ункуырдак
  3. Сначала дайте источник про беш с тестом вашем краю , как обговаривали , я вам Бернандеса привел и интервью где мужч рассказывал итд ,теперь ваша очередь , Тимур совершал походы в Могулистан там он пересекался с калмаками северной части , он до восточного Дешта доходил Калмаки и ойраты изначально разные сообщества , калмаки кочевали Таукель ханом В деле с этим посольством Тауекель-хан также назван «царем казацким и калмыцким», В 1595 году Кул-Мухаммед в Москве при встрече с Ураз-Мухаммедом говорил ему: … дядя твой Тевкель царевич царь учинился на Казацкой орде, а брата своего Шах-Магметя царевича посадил на калмаках, а кочуют все поблиску и все в соединеньи. Что за калмаки ?
  4. В этом случае у них сохранились бы легенды с упоминанием Сары-Арки как о своей древней Родине. Есть ли подобное? То, что "Арка юртдан келганмиз" пока говорит только о каракалпакском Севере, откуда они по легенде пришли. Это подтверждается и в работах Жданко, Толстовой и ряда других историков, подтверждающих генетическую близость каракалпакских конратов, с хорезмскими, бухарскими и СурКашскими кунгратами. При этом СурКашские информаторы говорили, что их предки пришли из Хорезма и своей древней родиной называли Приаралье. Тем не менее, надо отметить, что в средневековье все эти области (и территории современной РКК как северные границы, и территории СурКаша как южные) входили в состав Хорезмского государства, а древние столицы Хорезма (руины) до сих пор находятся на территории РКК. И речь в моем посте была о том, что Суфиды отделив от Золотой орды северные области Хорезма, начали экспансию также на его южные области и добились успеха. По крайней мере до появления Тамерлана, Суфиды контролировали огромную территорию Хорезма. Таким образом, конраты/кунграты под эгидой Суфидов растянулись с севера на юг по всему Хорезму, но казахские коныраты в этих событиях участия не принимали.
  5. Не талқан, я попробовал на вкус, твердые зерна желтого пшена (каз: тары), вроде бы на вкус слегка поджаренные.
  6. Кстати, любой желающий может загуглить казахское написать "ұнқуырдақ" или еще оказывается существующее название "нан қуырдақ" и удостовериться что в теме обитает инста-Алдар-Косе. )) Результат покажет, что этот казахский новодел на самом деле монгольское блюдо "цуйван" или лапша с мясом.
  7. Население столицы давно не представляет севера и северо-востока. Сами знаете кого сейчас там больше. Так что тоже не принимается, тоже впросак. ))
  8. Это понятно, я знаком с вашим объяснением. Но я написал Бубе огузоведу про другое, про коренной юрт семьи Чингизхана, у Бартольда это "коренные области Калмак и Кара-Корум". Я писал что коренной юрт рода Чингизхана не мог быть растянут на 1200 км. от западной части Алтая, от "Калмак", до восточной части Алтая, до Хангая, где вы и все локализуете Кара-Корум. Эти две отдаленные друг от друга области напрочь отделены ледниковым Монгольским Алтаем. Ну не мог коренной юрт одного рода располагаться одновременно на двух сторонах Монгольского Алтая и быть удаленным друг от друга на 1200 км., это даже логически невозможно, я про это писал Бубе. Не заговаривайте зубы своим бишпармаком )), давайте в обоснование своего заявления источник про поход Тимура в Калмак на Алтай в ВКО РК. И где на карте Алтай, ВКО РК и маршрут Тимура туда о чем вы заявляли недавно? )) Не ведитесь так уверенно, это бытовавшее в прошлом колониальное объяснение всего и вся на всем пространстве СССР и понятно почему все это рождалось. Вспомните хотя-бы Яблоко-дедушку. )) Предложение какого-то фантазера, их было на память несколько (предложений и авторов), навскидку - Сарыарка, Нур-кала, Нур-кент, Ертыс и пр.
  9. Просто предполагаю, что наверно пришли не просто с севера, не с Арала, а именно с Арки (Сары-Арки), которую как древний ориентир я показал выше.
  10. Коряков в Кереку) кстати, а что за Сарыарка, в которую предлагают переименовать Павлодар?
  11. Как я понял из перечисленных вами пунктов, под "Арка" в основном подразумевается топографическое название местности относительно Сарыарки, но никак не используется в географическом значении как о стороне света. Например, для западных казахов "Арка" это "Восток", так как Сарыарка от них находится на Востоке, а те, кто от Сарыарки восточнее или южнее располагаются также говорят "Арка" указывая в её сторону. Скорее всего сама Сарыарка такой географический объект, приблизительно напоминающий спину (хребет) животного, от чего и берёт своё топографическое название. Но, последние два пункта - в частности, по сборнику истории ЗО и упоминаний в сочинениях Абулгази - тут бесспорно "Арка" (север) упоминается как сторона света. Тут всё логично, каракалпаки тоже наследники Золотой Орды, плюс близкие соседи туркменов. В источниках 18-19 веков, каракалпакский язык отождествляется с туркменским языком. Я думаю, что очевидцы писали о левобережных каракалпаках, так как северо-восточные каракалпаки говорили на кипчакском, более похожем нынешним ногайскому и казахскому языкам. Но, также важно понять, почему нынче туркмены тоже обозначают Север другим словом? Или Абулгази взял слово "Арка" (север) с каракалпакского языка?! Кстати, он же (Абулгази) впервые был коронован каракалпаками в Конрате (Арале).
  12. Небольшая подборка для Kamal'а. Арқа – у западных казахов это восток (со слов экс-юзера Махамбета). Арқа – у кыргызов север Арғаа – у якутов-саха запад Араа – у монголоязычных народов запад Аргаа – у тунгусо-маньчжурских народов запад Аргаа – у тыва гористая местность Арка – в Сборнике материалов по истории Золотой Орды север Арка - в комментарии к Абулгазы у туркменов север Похоже на то, хотя уверенности еще нет, что все народы подразумевали когда-то этот ориентир: Арқа (Сарыарқа) – по научному "Казахский мелкосопочник" или обширное по своей площади холмистое плато с гранитными скалами от Тургая и Бетпак-далы на западе до Аягуза и Тарбагатая на востоке и от Балхаша на юге до Агадыря на севере (ув. Рустам прекрасно знаком с ней многократно пересекая ее на авто с севера на юг и с юга на север в районе западного Балхаша). И конечно же не в анатомическом общетюркском значении "спина", а в географическом.
  13. Вопрос в том, почему нынче не говорят, а обозначают "Север" другим словом?! И ключевое в моем посте то, что современные потомки узбекских кунгратов считают своей древней родиной город Конрат, а также наличие некоторых параллелей в культуре и традициях, не говоря об идентичных названиях конратских/кунгратских родов. "Арка" в каракалпакском также переводится как спина не только человека, но и всех живых существ, например, спина лошади, собаки..., но не задняя часть чего-либо. Если обозначать заднюю часть, то говорят "арт" (арты, арт жагы, арт бети и т.д.). Интересно также обозначение Юга. У нас "Юг" переводится исключительно как "Кубла", а в других тюркских языках такого слова не встречал. Может, в древнетюркском языке есть что-то похожее?!
  14. Какой впросак ? В Астане полно такого даже тапсырысы принимают на ункуырдак
  15. Вы сначала дайте источник где у вас беш был тестом либо признайте что беш с тестом к вам позже пришел , у меня постоянно просите источники , у самого только говорильня ПО поводу Тимура он пересекался с калмаками , пока вам карта Дженкинсона https://ru.wikipedia.org/wiki/Дженкинсон,_Энтони#/media/Файл%3AРоссия_1570_(Anthony_Jenkinson_%26_Abraham_Ortelius).jpg Калмак у него северо - восток кз
  16. В кыргызском языке из словаря Юдахина https://eurasica.ru/dict/ : в разговорном южные кыргызы часто именуют северных кыргызов термином "аркалык", т.е. "северные".
  17. Бартольд имеет в виду те времена, когда в послеюаньской Монголии власть оказалась в руках ойратов. Тот же Эсен правил над монгольскими и ойратскими племенами - 40+4, т.е. сорок монгольских + четыре ойратских племени.
  18. серби-монгольские (Serbi-Mongolic) - это значит "сяньби - монгольские языки"
  19. Перевожу статьи в китайском ИИ - https://chat.qwen.ai и он часто предлагает сформулировать основные моменты статьи. Попросил ИИ сравнить теорию ув. П. Рыкина с тюркской и иранской теориями. Вот ответ: 🔑 Ключевые аргументы Рыкина 1. Лингвистическая реконструкция На основе среднекитайских транскрипций (柔然 Rouran, 蠕蠕 Ruru, 芮芮 Ruirui и др.) Рыкин реконструирует первоначальный этноним как *Ñuñan / *Ñonñon / *Ñoño и т.д. Все формы содержат общий корень *ñu / *ño, начинающийся с палатального носового согласного *ñ- — редкого звука в тюркских и иранских языках, но типичного для серби-монгольских (Serbi-Mongolic) языков (включая хитанский и табгачский). 2. Семантическая гипотеза Он связывает *ñu / *ño со значением «младший брат» или «младший родственник»: Хитанский: *ñaw = «младший брат» (подтверждено надписями). Протомонгольский: *nuxu/n — родственный термин. Табгачский (язык Северной Вэй): реконструируется *ñu / *ño как социальный термин. Это согласуется с историческим нарративом: жужани и императоры Северной Вэй считались родственниками, причём жужани — «младшей ветвью». 3. Морфология Формы вроде *Ñuñan и *Ñonñon анализируются как: Корень *ñu/*ño + суффикс множественного числа *-ñan / *-ñon, Или редупликация (как в *Ñoiñoi), что типично для монгольских и тунгусо-маньчжурских языков. Такие структуры нехарактерны для тюркских и неизвестны в иранских. 4. Историко-политический контекст Жужани сознательно претендовали на родство с Северной Вэй. Название 柔然 (Rouran) использует нейтральные иероглифы («мягкий–подобный»), что говорит о неуничижительном происхождении — скорее всего, это самоназвание, а не прозвище. Поздние формы (蠕蠕 — «извивающиеся черви») отражают деградацию статуса после военных поражений. 5. Отказ от альтернатив Рыкин прямо отвергает тюркские и иранские этимологии как фонетически и исторически необоснованные. 🆚 Сравнение с другими теориями 1. Тюркская гипотеза Кто её поддерживал: Питер Голден (Peter B. Golden, 2013), ряд западных и турецких исследователей. Суть: Этноним Rouran якобы восходит к тюркскому корню *ar- / *ur- = «подниматься, двигаться, восходить». Иногда предлагалось связать с *oğur / *oğuz или даже с поздним «огур» (хазары/булгары как «огуры»). Проблемы (по Рыкину и другим критикам): Нет начального *ñ- в тюркских языках эпохи (IV–VI вв.). Тюркские языки не используют носовые начальные согласные в этнонимах. Жужани предшествуют появлению первого тюркского каганата (552 г.); их язык, вероятно, не был тюркским. Нет морфологических или семантических параллелей между Rouran и тюркскими этнонимами. Археология и письменные источники указывают на культурное и языковое родство с сяньби, а не с тюрками. Вывод: тюркская гипотеза — скорее анахронизм, основанный на поздних аналогиях. 2. Иранская (сармато-аланская) гипотеза Кто её поддерживал: Японские и немецкие исследователи начала XX века (например, Фудзита Токутаро, Josef Markwart). Была популярна в связи с гипотезой об «аваро-жужаньской связи» и предполагаемой ираноязычной элите аваров. Суть: Связь Rouran с иранским *rav- = «быстрый», или *rauča- = «светлый». Иногда предполагалось, что жужани — потомки аланов или других ираноязычных кочевников, переместившихся на восток. Проблемы: Фонетически неубедительно: иранские языки не имеют *ñ- на начальной позиции. Нет исторических свидетельств присутствия ираноязычных групп в Монголии в IV–VI вв. Все китайские источники однозначно помещают жужаней в контекст сяньби/табгачей, а не «западных варваров» (как называли ираноязычных). Нет иранских заимствований в реконструированном словаре жужаней (в отличие от монгольских параллелей). Вывод: иранская гипотеза — продукт старой «арианской» парадигмы, не подтверждённая данными. ✅ Почему гипотеза Рыкина убедительна Междисциплинарность: он сочетает лингвистику, историю, политический дискурс и археологический контекст. Фонетическая достоверность: реконструкция *ñu/*ño согласуется с фонологией табгачского и хитанского. Семантическая согласованность: «младший родственник» логично вписывается в политический нарратив эпохи. Отсутствие жизнеспособных альтернатив: тюркские и иранские версии не выдерживают фонетико-исторической критики. 🧭 Более широкое значение Гипотеза Рыкина поддерживает новую парадигму в изучении евразийских кочевников: Сяньби → Табгачи/Жужани → Хитаны → Монголы — это непрерывная серби-монгольская традиция, а не «тюркская волна». Этнонимы — не просто «имена», а политические декларации. «Родство» в степи — социальный конструкт, а не биологический факт.
  20. В Академии можно скачать интересную статью Павла Рыкина "A NEW ETYMOLOGY OF THE NAME OF THE ROURAN". https://www.academia.edu/145597327/A_New_Etymology_of_the_Name_of_the_Rouran_Title_page_References_?email_work_card=view-paper нет ли здесь связи с тюркским "ini / ини"? К сожалению база Старостина у меня не работает https://starlingdb.org/cgi-bin/main.cgi?flags=wygnnnl
  21. "Conrad Miller & Co". Германия, Бавария, г. Нюрнберг На фото казахи Атбасара и Кокшетау (более точных данных не нашел)
  22. Это foodblogger из Узынагаш Алматинской области. Судя по ее блюдам и рассказам она абак керейка, оралманка из Монголии. https://www.tiktok.com/@ular_zhaksylykkyzzy_/video/7554787596186946872?is_from_webapp=1&sender_device=pc Опять ты попал впросак, дорогой наш инстаграмщик Думан. ))
  23. Современные названия ничего не значат, это условности. Тем более все эти названия (см: ниже) они не древние, не оригинальные. Эту часть алтайского хребта правильнее было бы назвать Казахским )), патамушта испокон веков его населяли казахские племена, а до этого их прямые предки - карататарские (средневековые "монгольские") племена. И до сегодняшнего дня все его 4 стороны населяют казахи - российскую часть ("Горный Алтай"), монгольскую часть ("Монгольский Алтай"), китайскую часть ("Монгольский Алтай"), казахстанскую часть ("Рудный Алтай"). И это же конечно многочисленные роды и поколения древних казахских племен, вы сами их прекрасно знаете - кереев, найманов, меркитов и частично торе (на вскидку найманов порядка 2 млн. чел., кереев порядка 2 млн. чел.). Из монголоязычных смежно с ними издавна кочевали калмыцкие племена (у всех это "ойраты"). Поэтому лично для меня для этой части хребта больше нравится название "Большой Алтай", "Улуг таг". Увы, ваши натяжки не склеиваются. )) 1) Бартольд называет их вместе и очень точно - "коренные области". Коренной юрт не мог и не может быть растянут на 1200 км. от западной части Алтая (у вас "джунгарская впадина") до восточной части и дальше (Хангай). По смыслу слов академика, Калмак и Кара-Корум соседние районы. 2) Бартольд прямо указывает, что "позднее эмиры ойратов отняли у них и это". Такое указание подходит к западной части Алтая (у вас "джунгарская впадина"), но никак не подходит к далекому Хангайскому нагорью, которые напрочь отделены ледниковым Бальшим, Монгольским Алтаем. Ну не мог коренной юрт одного рода располагаться одновременно на двух сторонах Монгольского Алтая и быть удаленным друг от друга на 1200 км., это даже логически невозможно. Дайте источник, в котором говорилось бы, что Тимур ходил на Алтай к калмакам. А то у вас все на словах. Не заговаривайте зубы своим бишпармаком. Хех, Думан скрывает или не знает свои род и днк, но при этом постоянно подвергает сомнению мои род и днк. Буба, как это называется у вас в математике? Кстати, вас давно не было, с возвращением ув. огузовед. )
  24. Вчера
  25. Kamal

    Казахи-8

    Кстати, "Сас" тут тоже прозвище в значении "Длинный волос", то есть известный полководец и государственный деятель Сас бий в зрелом возрасте носил длинные волосы. То есть, настоящее имя неизвестно. Хотя волос на современном каракалпакском переводится как "шаш", но в прошлом говорили "Сас", скорее всего влияние башкирского языка, с кем в прошлом каракалпаки имели тесные связи, "визитной карточкой" что у каракалпаков, что у башкир является обилие буквы "h" в произношениях, да и ханы у нас были одного клана - Кучумовичи. Поэтому, Сас и Сасык, хотя оба и являются прозвищами, но означают разное. Следовательно, связь Нуртаса и Алиева как потомков Сасык (Сас бия) маловероятна, к тому же сам полководец из кытайского племени.
  26. Ещё один ключевой момент: - нынче у узбекских кунгратов южных областей современной РУз (в средневековье это южные области Древнего Хорезма) есть легенды, будто их предки пришли с Севера (дословно - Арка юрттан келганмиз). Так вот, ни в одном тюркском языке включая узбекского языка нет слова "Арка" в значении "Север", тогда как на каракалпакском "Север" переводится исключительно как "Арка". А во-вторых, названия родов идентичны названиям каракалпакских Конратов, у них также есть горловое пение, кроме того схожи национальные костюмы, особенно женские наряды и т.д., в общем, несмотря на то, что разошлись почти 700 лет назад до сих пор имеются некоторые культурно-традиционные параллели. Плюс, судя по имеющимся в интернете статьям, очень много узбекских стариков-кунгратов, особенно СурКашские, перед смертью мечтают посетить старую Родину, то есть побывать в нынешнем городе Конрат, что находится в РКК, которая в свою очередь, по средневековым реалиям как раз-таки являлась Северной областью (Арка) Хорезма. Таким образом, есть явные признаки (ниточки) чтоб восстановить некоторые пробелы в истории конратов/кунгратов, но учёные всё время ищут сложные пути, уводят куда-то вдаль.
  1. Загрузить ещё активность
×
×
  • Создать...