Активность
- Последний час
-
У тебя все смешалось в кучу - қалжа как еда, қалжа как передачки в больницу, қалжа как той, бесік той, шілдехана той, қырқынан шығару той и пр. А вся путаница из-за того, что ты не учитываешь региональные различия и не только современные, но и старинные. Тебе оттуда кажется, что везде все как в ЮКО и давно привычно тебе, но увы, это совсем не так.
- Сегодня
-
Вроде сам инстаграмщик, а допустил промашку. Вот тебе и баранья ляжка или наличными )) Не успел загуглить, как в Инсте вылезла реклама упаковок специально для празднества "Қалжа" (она везде, в OLX, YouTube, ФБ и в др.). Адрес г. Шымкент, микрорайон Восток, магазин Атлант. Обратите внимание на надпись и рисунок на праздничной упаковке. "Қалжа тойға арналған қорапшалар" Я же говорил, что твое увлечение Инстаграммом до добра тебя не доведет. Ну что, Думан, сдаешься? Поднимай руки вверх ))
-
Я тоже считаю, что связи никакой, просто хотел проверить Думана, от чего он молча увернулся. ) Что интересно, у Рашид ад-Дина, в ССМ и «Юань ши» упоминается много людей с такой приставкой к именам, к примеру, это: - эмир Бала-калджа - тысячник из племени барулас Балуган-калджа - тысячники из племени баарин Укар-калджа и Кудус-калджа - тысячник из племени мангут Мункэ-калджа - тысячник из племени дажалир Укай-калджа - тысячник (один из 95-ти нойонов Чингизхана) Калджа (Халчжа) - Кутур-калджа и другие. И что интересно только в сноске к имени (или прозвищу) Кутур-калджа есть комментарий переводчика: «… В тексте - клджа, тюрк, калча (мнг. письм. халджан) означает плешивого и в то же время шутника-забавника». И есть объяснение самого Рашид ад-Дина под именами (или прозвищами) опять же Кутур-калджи и Укар-калджи: «… Когда Кутуку-нойон прибыл к Чингиз-хану, он доложил о рвении и упущениях каждого и пожаловался на эмиров Укар-Калджа и Кутур-Калджа, бывших из племени баарин, на те упущения, которые они совершили вследствие присущих им шутовства и легкомыслия, и сказал: «Лица, известные остроумием, насмешками и шутовством, предполагают, что у них имеется доблесть, но от подобных людей в день, [когда нужно проявить] мужество, никакого [путного] дела не проистекает и кроме вреда ничего другого нет». По-монгольски же шутников называют «калджа». Поэтому невольно возникают закономерные вопросы: 1) Неужели все именитые нойоны тысячники Чингизхана были плешивыми шутниками-забавниками, что удостоились таких прозвищ? 2) Может быть упомянутое объяснение Рашид ад-Дина касается только Кутур-калджа? (что близко к казахскому Қотыр-қалжын – Плешивый шутник-забавник) Как вы думаете, Bir bala, может к именам полководцев тысячников была приставка (эпитет?) с другим значением? Может быть это пример слов омонимов, создавших для нас путаницу в их понимании? Кстати, я заметил, что у средневековых татарских-монгольских родоплемен были популярны эпитеты к именам личным. Например, в казахском языке есть эпитет более подходящий к тысячникам: қалша – упрямый, упорный, неотступный (загуглил синонимы – это непоколебимый, настойчивый, стойкий, напористый). Этот тот случай, когда подходит и внешняя форма (100%-ное созвучие), и внутреннее содержание (более подходящее значение, чем плешивый проказник полководец)).
-
Что вы мне постоянно подсовываете энциклопедический и словарный материал, объясняющий изначальную, древнюю суть обряда, про которую знает любой казах. Нынешняя передача роженице в роддом горячего мясного бульона и чая не есть қалжа. Алдар-Косе может это понять или нет? Времена и уклад казахов давно кардинально изменились, прежнего наполнения термина давным-давно нет. Нынче қалжа (на юге его аналог шілдехана) это празднество в честь успешных родов, точной даты нет. Смело гуглите "қалжа" или "қалжа тойы".
- Вчера
-
У всех казахов он давно новодел, изначальный обряд давно изменил свой характер из-за изменения хозяйственного уклада и быта казахов, предполагаю, что в прямой связи с оседанием кочевых скотоводов. Ты лучше скажи как считаешь: 1) Какова по твоему этимология названия казахского обряда "қалжа"? 2) Есть ли по твоему связь между названием казахского обряда "қалжа" и приставкой "калджа" (ССМ - халджа, Юань ши - халчжа) у многих мужских имен татарских-монгольских племен 12 - 13 веков?
-
Есть видео доклада Лурье по этой теме:
-
Как я понял это общая СНП-мутация а не сугубо кыргызская. Там афаик хоть кто мог быть
-
Получается это как раз промежуточный этап, т.е. не согдийский по Кляшторному, а бактрийский из имперско-арамейского. Чашу из Иссыка переводил с тюркского ув. А.Н. Гаркавец - https://www.academia.edu/40824442/Гаркавец_Александр_Николаевич_Тюркская_руническая_надпись_на_чаше_из_Иссыкского_кургана_V_IV_веков_до_нашей_эры_Приложение_Надписи_на_сосудах_из_Надь_Сент_Миклоша_Алматы_Баур_2019_56_стр_ISBN_978_9965_854_50_7 к сожалению статья П.Лурье платная.
-
Получается кыргызские R1a жили на Тянь-Шане уже в IV–II вв. до н.э.?
- Последняя неделя
-
The male individuals were all assigned to one Y chromosome haplogroup, R1a1a1b2,232 which is commonly found in present-day Kyrgyz and Tajik individuals (Table 2) Все мужчины были отнесены к одной гаплогруппе Y-хромосомы, R1a1a1b2,232, которая часто встречается у современных киргизов и таджиков (табл. 2).
-
Останки с мавзолея конец 10 века начало 11 века , период карлуков , ну да он может быть и тюргешом(мохэ, мукри) которые влились к ним приняв ислам , другие переселились в Монголию они стали известны как кереиты , третьи остались позже они стали известны как калмаки гурхана , другие влились кыпчакам , вот так полагаю протекали этнопроцессы
