Kamal
Пользователи-
Постов
8141 -
Зарегистрирован
-
Победитель дней
220
Kamal стал победителем дня 9 октября
Kamal имел наиболее популярный контент!
Старые поля
-
Страна
тунис
Посетители профиля
Блок последних пользователей отключён и не показывается другим пользователям.
Достижения Kamal
Супераксакал (5/5)
883
Репутация
-
Что бы не ввести людей в заблуждение хочу отметить, что в интернете есть "огромный исторический материал" по городу Кунград на одноименном же сайте, где якобы описываются все те события, происходившие в регионе до 1927 года, когда город стал районным центром Каракалпакстана. Но, главный минус в том, что всего того, что написано на данном сайте, нет в источниках. На сайте нет даже сведений - кто же является основателями данного города. А каракалпаки по мотиву данного сайта, в истории города Кунград появляются лишь в 19 веке, которых якобы переселили хивинские ханы. Как так? Нижних каракалпаков не могли одолеть как минимум два казахских жуза, а тут, Хива одним мановением пальца переселила их на данный регион. Конечно обсурдно то, что люди не желая повиноваться одним, с легкостью пошли на повиновение к другим. А интересы где? Во всём есть свои интересы, так как шило на мыло люди никогда не меняют, а обговаривают свои выгоды. А вот этого на сайте "Кунград" почему-то забыли или не сочли нужным пояснить. В общем, сведения на данном сайте выдуманы и никак не соответствуют действительности, как не соответствует действительности сама Википедия по каракалпакской истории. Поэтому всем желающим узнать правду, нужно включить или логику, или самолично заниматься поиском истины не жалея сил и времени. Интересно и то, что на данном сайте главными защитниками интересов Хивы в Кунграде показывают туркменов, которых хивинские ханы то подчиняли своей воле, то воевали против них (интересно, кого же тогда против самих туркменов нанимали воевать?!). А в то же время, в записках непосредственного участника хивинской экспедиции 1873 года русского офицера Арского есть сведения, что из 9 тысяч хивинских войск, противостоявших русской армии, шеститысячную конницу составляли каракалпаки и всего 500 туркмены и ещё 500 хивинцы, остальные пехота. А всего, вся хивинская армия насчитывала 12 тысяч, то есть, получается половина хивинской армии состояла из каракалпаков, что согласуется с налоговыми документами. Я не знаю, с чем связаны всякие искажения исторической действительности, но они повсюду.
-
Странно. Часто пишут о взаимодействии Нижних каракалпаков с казахами и о взаимном обмене между каракалпаками и казахами натуральными продуктами, где первые обменивали муку на казахское мясо. А эти события могли происходить только до середины 18 века, так как потом началась война, длившаяся почти на полвека, после чего Нижние каракалпаки сместились на низовье Амударьи. Интересно, может быть появление теста в бешбармаке казахов в 20 веке это вторичное?! И, во-вторых, мне не понятно, почему бешбармак и плов у казахов идёт в одной категории блюд?!
-
Если каракалпакские конраты основали город Конрат ещё в начале 17 века (период нового обводнения старого русла Амударьи), то становится более понятным разделение Арыса Конрат на два отделения - Шуллук и Жаунгыр. Кстати, в Конрате же впервые был коронован Абулгази хан, а ханом же Хивы он стал на десятилетие позже. Получается, что Абулгази ставленник конратов?! Мой дед эту историю рассказывал, только слово в слово не помню, в то время я только-только буквы начинал изучать. Примечательно, что наш род Кызылаяк-Колдаулы относится к Шуллукам, а дед также говорил, что наши предки жили тут веками. В общем, если Шуллуки это местные конраты, то Жаунгыры получается пришлые, которые пришли в составе Нижних каракалпаков в конце 18 века. В "Шежере" Бердаха говорится, что Айдос бий увёл в Хиву Жаунгыров, а Шуллуки отказались. Тут речь скорее всего о том, что при нападении на Аральцев, на стороне Хивы во главе с Айдос бием воевали только Жаунгыры, а это тоже закономерно, так как если Жаунгыры пришлые, то им не жалко и убивать местное население. Жаль, что в "Фирдаус ал-икбал" сведения о каракалпаках лишь эпизодические, причем преподносятся как косвенные, а главные действующие лица это хивинские ханы. В принципе, данный источник повествует только о жизни и деятельности ханов, а остальное вторичное. Поэтому, об основателей города Конрат в данном источнике тоже нет сведений, хотя это тоже важно. Сведения А.Л. Куна записаны им со слов старейшин города Конрата в 1873 году.
-
Ну да, конечно. Только в этом источнике никак не раскрывается политическая ситуация по отношению к самим кунгратцам, то есть к жителям Кунгратского (Аральского) владения. Название идет от города Кунграт (кк, Конрат), основанный задолго до правления узбекской кунгратской династии в Хиве. Именно кунгратцы (конратцы) в большей степени претендовали на наследие суфидов. По Куну, город был основан каракалпаками рода Конрат сначала в виде крепости, первым ханом был Магомед Назар бий (Мухаметназар), который подчинил себе все ветви кунгратского рода (получается, что Арыс уже образовался тогда). Его сын, Ходжа Мурат хан, перенес город на нынешнее место. Правда, последующие события, связанные с правлением чингизидов и их междоусобицей привели к тому, что к концу 18 века, хивинские кунграты в Хиве взяли власть в свои руки, положив начало кунгратской династии. Только, в источнике не говорится о каком-либо родственном отношении хивинских кунгратских правителей к правителям самого Кунграта. Получается, что всех лояльных к хивинским кунгратам записали в узбеки, то есть, судя по аналогичному между собой родоплеменному составу, разделение на узбеки-кунграты и каракалпаки-конраты определялось степенью враждебности к хану, видимо.
-
То есть, как я понимаю, предположение о связи хорезмских кунгратов с Нангудаем делалось лишь на основе правителей из кунгратской династий?! Кстати, кунгратские правители относятся к Балгалы-Кунгратам. Род Балгалы в середине 20 века зафиксирован некоторыми этнографами, в том числе Жданко, как среди каракалпакских конратов (Шежере), так и среди бухарских и хорезмских кунгратов. Тем не менее, легенда основной массы узбекских кунгратов связана с другой личностью и, вообще жаль, что узбеки уже не ведут Шежере и, нельзя ознакомиться с тамгами и уранами родов.
-
Ув. Асан-Кайгы, вопрос по узбекским кунгиратам. Например, не считая "Фирдаус ал-икбал", я нигде не видел, чтоб узбекские кунгираты говорили о себе как о потомках Нангудая. Да и в том источнике говорится только о кунгратских суфидах как о сыновьях Нангудая. Шежере, конечно, у узбеков отсутствует, для них принадлежность к какому-либо роду это болезненная тема, на вопрос отвечают я узбек и всё. По крайней мере, хотя сам никогда не расспрашивал, но будучи свидетелем случайных бесед между разными людьми, я всегда слышал один и тот же ответ - я узбек, рода и племени у меня нет. Вопрос: вам известно какое-нибудь шежере узбекских кунратов, где упоминается Нангудай или Нагдай? Кроме "Фирдаус ал-икбал", конечно.
-
Я вообще читал, что Нангудай это искаженное имя по персидским летописям, а на самом деле его монгольское имя Нагатай. У Бердаха он Нагадай, что сомневаться, что один и тот ли это человек, повода нет, так как старокаракалпакский язык несколько отличался от нынешнего звучания, в частности, буквы д и т часто взаимозаменяется до сих пор, например, дуз/туз (соль), дурама/турама (разновидность бешбармака) и т.д., также и по другим буквам. А могут ли быть вхожденцами от каракалпакских конратов те, в шежере которых есть Нангудай? Например, у казахских конратов есть подрод Тиекти, очень созвучно с каракалпакскими Тийекли. У казахских они входят в отделение Оразгелди (кстати, в статье пишут, что у татар есть род Уразгелди, относящие себя кунгратам). У каракалпакских конратов Оразгелди находится внутри казаяклы-конрат. Хотя, возможно, все эти Оразгелди могут быть случайными совпадениями, тогда как тиекти (тийекли) вызывает интерес.
-
Не знал об этом, просто где-то вычитал про некого Наганая как предка казахских коныратов.
-
Я вообще думаю, что ДНК даёт результаты в узком промежутке времени, то есть выявляет родство в промежутке нескольких поколений, а в историческом масштабе приводит в тупик. Не знаю, я так и не осилил эту науку или, всерьез не воспринимаю как науку, поэтому не дается...
-
Согласен с АК, я тоже считаю, что это глупости. То что в памяти казахских, каракалпакских и хорезмско-узбекских конратов есть Нангудай говорит об их исторической общности, то есть находились они на одной территориальной подчиненности в Хорезмском улусе Нангудая. Правда, разошлись в связи с сепаратистскими движениями, усиленными при правлении сыновей Нангудая. Вполне возможно, что казахская часть конратов не приняла участия в суфидской экспансии на южные области Хорезма. Это мое мнение.
-
А можно в общих чертах? Ссылка недоступна.
-
R1a есть у башкирских кытаев (башк. катай), а у каракалпакских тестированы всего 8 чел. - пятеро О, двое R2, один C2. Возможно, при расширении круга тестированных будут и другие гг, не знаю, а пока мажорная О. А в пользу кытайского происхождения Сас бия говорит тот факт, что его потомки относят себя к роду Кыдыр, который входит в кайшылы-кытай.
-
Интересно было бы ознакомиться с источниками, обнаруженными Дамиром Исхаковым про владение каракалпаками территориями Средней Волги и Урала в средние века. В преданиях народа пребывание предков на тамошних территориях есть, подобное есть и в башкирских шежере, кроме того более детальные сообщения есть и в булгарских летописях. Интересно, какие ещё источники обнаружены?
-
Где-то пишут даже, что он конрат. Но, дело в том, что ни у конратов, ни у кенегесов нет род Кыдыр (род Сас бий). Такой подрод есть только у кытаев (кайшылы).
-
Кстати, если эти люди действительно потомки Сас бия (Сасык би), тогда есть большая вероятность, что у них будет кытайская гаплогруппа О. Значит, среди коныратов они действительно кирме (вхожденцы), если конечно, гг совпадёт с кытайской.
