Перейти к содержанию

Kamal

Пользователи
  • Постов

    8120
  • Зарегистрирован

  • Победитель дней

    220

Kamal стал победителем дня 9 октября

Kamal имел наиболее популярный контент!

5 Подписчиков

Старые поля

  • Страна
    тунис

Посетители профиля

Блок последних пользователей отключён и не показывается другим пользователям.

Достижения Kamal

Супераксакал

Супераксакал (5/5)

882

Репутация

  1. Kamal

    Каракалпаки

    По поводу разделения нынешних каракалпаков на два Арыса есть разные мнения не только у простых обывателей, но даже и некоторые историки грешат. Одни предполагают, что Конраты это левобережные каракалпаки, так как были в составе Хивы, а правобережные это Онторт уру, так как четыре племени располагались по правому берегу Амударьи (правый в каракалпакском - он). Другие делят на местных и пришлых, мол, Конраты местные, а те пришлые. У третьих, будто это связано с национальностью, мол, конраты изначально были местными узбеками, но их большевики смешали с пришлыми казахами и получились каракалпаки, в общем, чего только нет, каждый балуется по-своему. А документы свидетельствуют, что Конраты уже давно сложившееся объединение среди каракалпаков, а Онторт уру в связи с сильным сокращением численности каракалпаков к концу 18 века и ликвидацией монархии, образовался как баланс к Конратам, то есть как правое крыло, состоящее из 4 племён, которые в свою очередь внутри образовали свои два крыла состоящие от кытай-кипчаков и мангыт-кенегесов. Конраты же внутри себя образовали свои два крыла - Шуллук и Жаунгыр.
  2. Kamal

    Каракалпаки

    По документам 1742 года Нижние каракалпаки делились на три группы - 1. Дигинская (?) волость, где управлял сам Каип хан. 2. Морская волость состоявшая из кипчакского рода Ябы, где управлял Мурат Шейх и 3. Морская же волость, состоявшая из Конратов, где управлял Урускул хан. Почти такие же данные о Нижних каракалпаках есть в документе того же периода, где со слов Карасакала и Шайбак хана некий башкирец (Ягафер Елдашев) сообщает следующее: Нижние каракалпаки - 1. Морские под управлением Каип хана. 2. Конратские под управлением Убайдулла султана. 3. Каракалпаки под управлением сына Карасакала, к сожалению, имя не указано (возможно, Урускул хан). В общем, какой из этих вариантов правильно, пока точно не знаю, но одно известно точно, что Каип хан не был единоличным правителем Нижних каракалпаков или возможно являлся главным, но у него были соправители, отсюда и цифры о численности Нижних каракалпаков на момент 1742 года в разных документах указаны по-разному - от 40 тысяч до 200 тысяч человек. Но, главная суть в том, что в обоих вариантах Конраты идут обособленно. В таком же составе они к концу 18 века и пришли к низовьям Амударьи, но пришлыми по отношению к местным (в то время известные как аральцы) они не являются. Дело в том, что по сведениям археологов, нынешняя территория ККР с начала 15 века в течение последующих полтора века полностью пустовала. Это связано с нарушением ирригационных сооружений в период противостояний против войск Тамерлана, где конратские суфиды потерпели поражение, а буйная Амударья с обрушением дамб поменяла своё русло и потекла через Узбой на Каспийское море, жизнь ушла и люди переселились в более благополучные районы, которые к концу 16 века начали возвращаться обратно в связи с восстановлением прежнего русла Амударьи. Но Конраты надолго задержались в низовьях Сырдарьи из-за ещё более грандиозных событий в истории каракалпаков, происходивших в конце 16 и начале 17 веков.
  3. Kamal

    Каракалпаки

    Статью просто так не напишешь будучи не профильным специалистом, тем более если это по событиям, которые произошли в 14 веке. Я бы ещё осмелился за 16-18 вв сделать краткий очерк, так как источниковая доказательная база для этого имеется, где всё четко и ясно. А средневековые источники очень тяжело разобрать, то ли сказки, то ли мифы, то ли художественное произведение..., тут уж нужно перечитать всё, чтоб как-то можно было сопоставить между собой события и придти какому-то выводу. Но, увы, не ту специальность выбрал, а сверхурочку не платят, гонорары не выпишут. Что касается суфидов и Арыса Конрат, то это моя версия, ведь, посмотрите, ни у кого из соседних народов в памяти нет Жайыл хана, а у каракалпакских конратов есть, причем, является ураном. Память о своем предке Жайыл хане могла быть только у его потомков, коим и являются конратские суфиды Хорезма (сыновья Нангудая), которые объединили под своей властью все покоренные народы северного Хорезма. Объединение разных родов и племен на языке каракалпаков называется Арыс. А Бердах под 30 сыновьями интерпретировал наличие в составе Конратов 30 родов, а ещё 2 племени выделил отдельно, возможно, были союзниками суфидов, которые имели свой уран - у киятов "Арухан", у муйтенов "Акшолпан".
  4. Kamal

    Каракалпаки

    В шестиарысовой версии Шежере племя Кият находится внутри Арыса Конрат, а Муйтены сами по себе были отдельным Арысом. Поэма Бердаха написана в середине 19 века, когда каракалпаки уже были численно сокращены до двух Арысов. Интересно, что в шестиарысовой версии, численность конратских родов ровно 30 тайп (30 сыновей?!) и перечислены по следующим наименованиям: ашамайлы, айыллы, колдаулы, сандаулы, костамгалы, кандекли, кайраклы, дараклы, казанлы, шомишли, балгалы, арбалы, тугырлы, онтамгалы, баканлы, шаужейли, канжыгалы, богежели, тобыклы, казаяклы, тийекли, ергенекли, ишекли, ыргаклы, баймаклы, байраклы, каргалы, сыргалы, теристамгалы, тентамгалы. Каждая тайпа делится ещё на несколько десятков мелких родов. Некоторые из вышеперечисленных 30 тайп (групп) встречаются также среди родоплеменного состава и соседних народов, правда, примыкают не конратским, а другим племенам. И родственны они между собой или просто тезки - сказать трудно.
  5. Kamal

    Каракалпаки

    Думаю, потому и Конраты у нас отдельный Арыс, так как образован от разных родов и племён, некогда находившихся под властью хорезмских Конратов. Моя версия, что Арыс образовался во времена правления конратских суфидов. Очень интересно, что названия родов не повторяются у казахских коныратов, зато с узбекскими почти идентичны.
  6. Kamal

    Каракалпаки

    Жаль, что в скачанном файле поэмы Бердаха "Шежере" (родословное древо) несколько листов отсутствуют, сам лично всё содержание поэмы наизусть не помню. Тем не менее, про Нагадай (Нангудай) бия имеются такие строки (дословный русский перевод): "Нагадай бий ага (старший) журта, Всех Конратов предок. Он отец тридцати сыновей... С ураном Жайылган все конраты - Потомки этих тридцати сыновей. Отличный (другой) от Жайылгана уран имеющими, Муйтен и Кият были... ". В общем, Бердах действительно упоминает Жайылгана, но как написано это имя в оригинале поэмы (старокаракалпакском языке) - просто Джайылган или Джайылган хан, к сожалению, тоже не помню. Тем не менее, на форуме Конратов встретил информацию от одного самаркандского каракалпака, где свою генеалогию он производит от Джайыл, а дальше Конрат, дальше большой род Тийекли, дальше подроды. Вопрос: есть ли у Конратов соседних народов (казахи, узбеки, кыргызы, туркмены и т.д.) какое-либо упоминание (легенды, мифы) о Жайыл хане, как правителе Конратов?
  7. Мясо, рыбу и прочую твёрдую пищу люди ели руками, да и до сих пор едят, причём используют обе руки, то есть не только пять пальцев. Такое ощущение, что этимология происходит из случайной беседы степняков с иностранными путешественниками, которые при угощении едой попросили ложку или вилку, на что хозяева объяснили, мол, у нас для этого есть пять пальцев (беш бармак), что те поняли как название блюда, которого едят исключительно пятью пальцами, хотя у степняков ложки имелись. А блюдо при этом, кроме прочих ингредиентов, наверное, состояло ещё из теста (примерно как нынешний бешбармак) и, в последующем, всё блюдо, где присутствует отварное тесто и едят руками, другие путешественники стали описывать как "бешбармак". Ведь, если внимательно читать источники, то под "бешбармаком" перечисляются множество наименований схожих блюд, где есть отварное тесто. Потому и плов, наверное, не попал в эту категорию блюд.
  8. В этом и вопрос - что первее? То есть, какое название коренное - бешбармак, тууралган эт или наарын? Я по своей практике пишу, что до 90-ых годов я не слышал про "бешбармак", но когда в 90-ые лет 5 жил у себя на родине, меня друзья часто приглашали на "бешбармак", которое оказалось обычным "гуртуком", просто некоторые состоятельные друзья подавали это как экзотику по новому названию. То есть, у нас это нововведение. Интересует народное название данного блюда. Ведь, когда-то, где-то, какой-то кочевник объяснил какому-то путешественнику этимологию "бешбармак", что едят пятернёй, поэтому и бешбармак. Так, как это блюдо выглядело первоначально - просто варёное мясо или просто варёное тесто или вместе варёное, а возможно даже с совсем другими ингредиентами?!
  9. Да, я знаю, что hалма это салма, так как у башкир буква с всегда заменяется на h. Но я пишу о том, что слово бешбармак почти не употребляется у них. И вообще, "бешбармак" не распространённое название блюда не только у башкир, но и татар, калмыков, узбеков, туркменов, а у каракалпаков тем более. У казахов как я понял региональное, где-то говорят бешбармак, а где-то нет, у кыргызов возможно также. Поэтому, просто интересно - кто, где и когда именно обобщил все схожие блюда кочевников под одним названием "бешбармак"?! Кстати, у калмыков часто говорят "гуйрта", а у ногайцев чаще "торама". Тут просматриваются некие каракалпакские заимствования, так как аналогии бешбармака у нас называются "гуртук" (калмыцкое гуйрта) и "дурама" (ногайское торама), а "аксаулак" пока нигде не встречал среди соседних народов.
  10. Жаль, что по ним письменных сведений нет. Про башкирский "бешбармак" вроде сведения есть, но в народе говорят "hалма", а названия "бешбармак" фактически не используют. Так, откуда же такое название блюда появилось, может, исконно казахское название?!
  11. Да, мне известно со слов каракалпакских информаторов-Колегенов о неком Генжебай батыре служившем Аблай хану и переселившимся со своим племенем в Туркестан, где и остались. В этом случае они должны были быть в группе Сагындык бия (тесть Аблай хана), которого Аблай хан переселил на Талас или в Тараз, точно не помню сейчас, во главе со своим сыном Адилем. Но, в группе Сагындык бия имя Генжебай не встречается и, возможно, информаторы путают Аблай хана с Тауекелем. Я в недавнем посте писал, что некоторые каракалпакские рода часто меняли свою лояльность тому или иному правителю, и вплоть до воцарения Ишим Мухаммед хана, численность каракалпаков постоянно менялась, то увеличивалась, то уменьшалась. Отсюда и сведения могут несколько искажаться во времени. Причем, искажения могут быть и в другую сторону, например, Генжебай батыр мог служить не Аблай хану, а Уали хану, то есть его сыну, рожденному от каракалпачки Сайман ханум. В любом случае, ключевые здесь могут быть ураны "Улытау" и "Уллытау", а также род Колеген и племя Кытай, а также связующая их всех местность Улытау. А Генжебай батыр согласно легендам переселяется в Туркестан, а Сагындык бий происходит из племени Кипчак-Балталы.
  12. Ещё один интересный момент, все информаторы каракалпакских Колегенов причисляют себя к кытайским Казаяклы, а также отмечают свою причастность к царскому роду. И ещё один важный момент, уран казахских Колегенов как я нынче узнал - "Улытау", что созвучно с ураном каракалпакского племени Кытай - "Уллытау". Посему, могли ли часть кытайских Колегенов остаться среди казахов при Тауекель хане в 16 веке?! Ведь, у Тауекеля были свои каракалпаки, которых тот поселил в окрестностях Улытау. Данная группа по моей версии состояла именно из Кытаев или кытай-кипчаков.
  13. Тестированы только два представителя из кытайских Казаяклы у которых R2, при этом у остальных подродов Кытаев большинство O. Совсем не тестированы конратские Казаяклы. Лично я пока не изучал - родственны ли между собой конратские и китайские Казаяклы?! Этот вопрос скорее всего можно будет понять, если протестировать конратские Казаяклы. А так, что у одних, что у других пока одинаковые легенды и мифы.
  14. Каракалпакские Колегены отмечают о своем неком родстве с Казаяклы, тоже большой род, причём присутствуют в обоих Арысах, во втором случае в составе племени Кытай (Онторт уру). Но, почему-то в казахской интерпретации Колегены связаны с Чингисханом. Может, тезки?
  15. Да, это я имел ввиду. Про название блюда "бешбармак" впервые слышал по телевизору в каком-то фильме ещё в детстве. Тогда же кто-то из взрослых сказал что "бешбармак" это наше "гуртук". Другие названия и разновидности гуртука (бешбармака) - "гош" (мясо), "аксаулак" (тонко испеченный хлеб (лаваш) нарезанный в виде лапши), ну и "дурама" (крошить), когда мелко накрошенные мясо, овощи и клецки подаются в бульоне, причем свежее блюдо, а не остатки вчерашнего гуртука, которое называется "жылытпа" (разогреть).
×
×
  • Создать...