-
Постов
1161 -
Зарегистрирован
-
Победитель дней
5
Бозбет Шыны стал победителем дня 7 февраля
Бозбет Шыны имел наиболее популярный контент!
Старые поля
-
Страна
Россия
Информация
-
Пол
Мужчина
-
Город
Ближний восток->Бухара/Самарканд/Фергана->Западно-Тюркский каганат->Караханидский каганат->Чагатайский улус->Казахское ханство->Российская империя->Германия
Посетители профиля
5259 просмотров профиля
Достижения Бозбет Шыны

Старожил форума (4/5)
29
Репутация
-
Знаете, уважаемый @buba-suba, я уже совсем не уверен, что Огуз был монголом. По-моему вы меня тут где-то ввели в заблуждение. Смотрите, 1) Могул по Абу-л-гази был дедом Огуза. Однако могулами персы называли тюрков, живших за Аму-Дарьей: старый пост 2) По версии РАДа и Абу-л Фазла Диб Бакуи (Диб Йавку-хан, Или Улуг) был то ли дедом, то ли прапрапрадедом Огуза. Ябгу как мы знаем это титул прежде всего Западных Тюрков. Титул «явуга» ... носили в VI—VII в. правители Тохаристана, подчинившиеся туцзюэ (тюркам рода Ашина). И вот еще такой момент: титул Ябгу (Йавку) у западных тюрков вводится не ранее 6 века. Допустим Диб Йавку-хан был дедом Огуза. Тогда Огуз не мог жить ранее 6-7 века. 3) Культ лунного быка имеет зороастрийские корни и характерен например для тюркских шахов Тохаристана (тамги на их монетах нач. 8 века). Я связываю Огуза не только с Луной (его отец Ай каган), но и с яком Котуром/Котузом (возможно это и есть Ай каган, прообраз лунного быка Ма из зороастризма). В статье Емель Есин тотем "Котуз" присваивается лидеру токуз-огузов Баз-кагану, который воевал против Гёк тюрков. Но сразу оговорюсь, что некую связь Огуз хана с токуз-огузами (и уйгурами) трудно отрицать (например мятежное племя Игдыр). С учетом титула Ябгу придется сместить предыдущую оценку 5-6 век на 6-7. P.S. Еще там в родословной фигурирует Турк.
-
Хотелось бы еще раз вернуться к этому староуйгурскому фрагменту Панчатантры. В ней описывается как львица вскормила двух братьев, льва и Котуз Огуза (Kotuz Öküz), и они очень быстро стали большими. Один из них (лев) стал царём диких зверей, а другой - ханом (всех яков?). Источник: "Ein weiteres alttürkisches Pañcatantra-Fragment" Mehmet Ölmez Источник 2: https://vatec2.fkidg1.uni-frankfurt.de/vatecasp/Uigurische_Pañcatantra-Fragmente.htm
-
-
Да не, это море-океан, т.е. «сын неба». Свидетельств хватает: 1) море-океан —>сын неба—>наместник тенгри на земле 2)Хаджир чингис тенгри - коршун сын неба тенгри 3) Рубрук: сын бога—> сын неба 4) Далай: первое значение - океан 5) сын Огуза - Денгиз хан (очевидно море/океан) 6) тенир - прототюркское «море», зеркальное отражение неба «тенри» 7) великий это Улуг
-
"... В скалах Сибирской губернии Грач 58 видел много изображений быков и одно изображение «котуза», которого он узнал по хвосту в виде сорго. Подобные изображения и рисунки однорогих животных многочисленны в горах Алтун-ыйш (Алтай),59 а также в горах Кара-таг (Карачук), на родине сыновей Огуз-хана (пл. V/b).60 В эпосе об Огуз-хане один из онгунов «Ай-хана», завоевателя мира, представлен в виде «котуза» (пл. V/b) с хвостом цвета неба, имеющим форму соргука. По этой причине некоторые ученые связывают изображения «котуза» в гробнице правителя Сюн-ну в Нойн-ула и рогатых голов на металлических пластинах, найденных в Западном Огузе (пл. I/e), с эпосом огузских ханов62 (космический и патриотический смысл быка будет жить в потомках огузов с поразительной силой вплоть до османов)..." "...«Эта «тамга» должна быть выражением термина «oplayu» (подобный быку), который является символом устрашающих нападений в гоктюркских надписях». 87 Гребень на конце хвоста пиктограммы также особенно выражен. Наконец, факт, не оставляющий сомнений: такая же «тамга» была нарисована на надгробии сына токуз-огузского правителя Баз-кагана, а рядом с ней гоктюркскими буквами было написано «котуз» (табл. V III/f)..." Отрывки из статьи: "“K O T U Z ” ÎKÎNCÎ KÖK-TÜRK SÜLÂLESİNİN “TAMĞA”SI" EMEL ESİN P.S. В английской версии этой статьи имеется ввиду отец Огуза (Ай-хан), а не его сын. Автоперевод с турецкого не уловил этой детали.
-
"Полярность светил проявляется в различении животных, по определенным признакам соотносимых с ними: солнечными и лунными называли некоторых животных. В животноводстве Монголии особое место занимают хайнаки, животные, не включенные в состав пяти видов скота, полученные в результате скрещивания яков и монгольских коров. Скрещивание осуществлялось по двум направлениям: быков монгольской породы и самок яка, а также яков и коров монгольской породы. Примечательно, что помесь монгольского быка с самкой яка называлась наран хайнаг «солнечный хайнаг», а помесь яка с монгольской коровой – саран хайнаг «лунный хайнаг» [БАМРС, 2002, с. 19]. Вероятно, здесь мы видим противопоставление коровам яка, как животного, чуждого кочевникам..." Источник: Содномпилова М.М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов | Sodnompilova M.M. World in Traditional World View and Practices of Mongolian Peoples
-