-
Постов
1605 -
Зарегистрирован
-
Победитель дней
9
Бозбет Шыны стал победителем дня 1 мая
Бозбет Шыны имел наиболее популярный контент!
Старые поля
-
Страна
Россия
Информация
-
Пол
Мужчина
-
Город
Ближний восток->Бухара/Самарканд/Фергана->Западно-Тюркский каганат->Караханидский каганат->Чагатайский улус->Казахское ханство->Российская империя->Германия
Посетители профиля
6490 просмотров профиля
Достижения Бозбет Шыны

Старожил форума (4/5)
43
Репутация
-
Старостин не истина в последней инстанции. Вот например Татаринцев и Севортян считают слово Батыр тюркизмом на глагольной основе "бат": "Так или иначе, искомая производящая основа слова batur является скорее всего, глагольной основой bat- "дерзать, осмеливаться", а batur разложимо на bat-(u)r, где аффикс -r по происхождению — аффикс причастия аориста. С его помощью образуются имена со значениями признака, носителя процесса и т. д. [25. С. 340 и след.]. Таким образом, batur ~ batyr обозначает смелого, дерзкого человека, причем первичными здесь, возможно, являются признаковые значения (см. выше)." А к слову Багатур Татаринцев находит схожую семантику: "Последнее свидетельствует о глагольной основе *baγa-t- (~ *baγy-t-) "сильно, резко выделяться среди других (с положительной стороны)" [29], структурно параллельной ранее выявленной *ba-t-, от которой, вероятно, и возникло слово baγatur, где - (u) r — тот же формант, с помощью которого образовалось и batur." https://eurasica.ru/forums/topic/1226-бахадур-батыр-батор/?do=findComment&comment=112103
-
Это не моя версия. Про институт батыров у гуннов впервые слышу. The name Mo-tun NMan mòdùn is in MChi ✩m k (Pul. 217–218) -✩ tw n3 (Pul. 84). It has not been identified, but as some have suggested, the Old Chinese pronunciation appears to represent a foreign *baγtur, a relative of the later attested Central Eurasian culture word baγatur ‘hero’. The etymology of the word is unknown, though the first syllable is very likely the Iranian word *baγ ‘god, lord’, an element in many later Central Eurasian titles. Mo-tun is presented as the founder hero in the story given in the Chinese sources, but he was actually the son of the founder (*Tumen). He was skilled with horses and the bow, the king (*Tumen) and his favored son attempted to use a stratagem to have him murdered, the prince was warned in time and miraculously escaped, he acquired a personal bodyguard of courageous warriors, and finally he attacked and killed the evil king and established a righ teous and prosperous kingdom Beckwith, Christopher I.Empires of the Silk Road: A History of Central Eurasia from the Bronze Age to the Present
-
Не было это никогда Маагадур. В тюркском это багатур (батыр), в монгольском это баатар. В китайском просто "Б" на первой позиции не может идти. Протомонгольское "магта" тут плохо подходит, иначе бы было Магтатур, чуть ли не Матадор https://en.wikipedia.org/wiki/Baghatur Вероятнее всего восточноиранская этимология: Avest. baga — «бог» Sogd. bāγtar — «богатырь» или «божественный герой»
-
Иероглиф "Ма" означает лошадь. Может в этом смысле? Может что-то типа Алатов или Алачин? Хотя китайцы этих звали Бома (букв. "пегая лошадь")... Из контекста следует, что сам Чи Дэ кыргызов не видел, а только слышал о той их особенности. Думаю Ма-а это сокращенное Бома, то бишь они (по сообщениям) жили на востоке от кыргызов, говорили на другом языке и регулярно воевали с ними.
-
В любой популяции есть как традиционалисты (консерваторы), так и новаторы (либералы). Те или иные взгляды индивида, как правило, зависят от его характера (генетика, врожденные особенности), условий окружающей среды (социум, воспитание, благосостояние и тд.) и возраста (старые люди тяготеют к стабильным паттернам, молодые - к новаторству). Также в популяции всегда имеется небольшая доля как фанатиков-традиционалистов (например религиозных), так и фанатиков-революционеров, но их как правило меньшинство в силу закона больших чисел (распределение Гаусса) и принципа естественного отбора. Тем из вас, кто думает, что его склонность к тем или иным взглядам является единственно верной, т.е. объективной оценкой реальности (то есть восприятие себя как проактивного субъекта и источника свободы воли), советую подумать еще раз
-
Справедливости ради отмечу, что старичок Zake, несмотря на то, что он частенько ошибался, неправильно интерпретировал источники и почти никогда не признавал своих ошибок, всё же высказывал оригинальные идеи, часто имел рациональное зерно в своих рассуждениях, а также много читал. И кстати про легенду об Улуг Ай Ата я от него узнал. Поэтому мне жаль, что он покинул форум 😞 Он конечно тот еще редиска, но и я не ангелочек.
-
Да, "сырая глина", но это не просто название народа, а изначально название одноименного города, откуда пошла легенда о первом (западном) тюрке Улуг Ай Ата. Легенда эта сохранилась только у тюрков огузов. Я всё подробно расписал в соотв. теме. Емнип ваш друг топил за то, что чигил это жагал. Но тут он имхо ошибался, как сейчас ошибается Бир Бала.
-
Жду от вас "официальной" версии о том, что чигиль это вид птицы, со всеми аргументами и фактами. А до тех пор это всё сотрясание воздуха и деструктивная критика. А факт в том, что никто кроме Кашгари не дал этимологии слова "чигиль". Просто никто. И то что вам вдруг срочно понадобилось притянуть тотемизм (где не надо) и "отменить" Кашгари - так это лишь ваши хотелки
-
Я тотемизм как раз не игнорирую, если вы читали мои посты) На моей стороне Кашгари, а кто на вашей? Хоть один источник дайте.
-
Надо уметь читать между строк. Уйгур с конца 8 века это "кружащий сокол" и Кашгари прекрасно передал этот смысл. И где вы прочли, что чигиль это "официально" вид птицы? Вот это как раз натяжка без единого подтверждения источников.
-
Я ничего не пытаюсь внушить. Это этимология авторства Кашгари.
-
https://eurasica.ru/forums/topic/7397-чигиль-эзгиль-эскел-асицзе-ишкиль-esegel-izgil-манихейство/?do=findComment&comment=479695
-
Кстати, касательно Вашего серьезного тэйка тоже не соглашусь) Происхождение и этимологию этнонимов можно и нужно изучать, т.к. очевидно, что это неотъемлимая часть языка, культуры и истории. Ясно, что успех не гарантирован и заранее исход исследований никто не может предвидеть. К примеру, мне впервые удалось раскрыть смысл этнонима "чигиль", хотя я год где-то с ним мучался и спекулировал. Имхо неплохой результат для любителя.
-
На форуме уже отмечалось, что в глубокой древности кыргызы скорее всего не были тюркоязычны. Поэтому естественно было бы искать этимологию "кыргыз" в других (индоиранских) языках. К счастью эту работу уже проделал Ю. Зуев, тем самым подтвердив "грифо-орлиную" этимологию слова, которое видимо впоследствии встроилось (с небольшими изменениями) в прототюркские язык и словарь: https://eo.iea.ras.ru/wp-content/uploads/1970/04/eoarchive_1970_4_074_zuev.pd
-
В целом согласен, но всё же по семантике основы "киргу" лучше подходит птица семейства ястребиных (ястреб-перепелятник или беркут). Судя по Гардизи это "сокол", но надо смотреть на точность перевода с арабского оригинала: ............................................................................................................................................................................ https://kronk.spb.ru/library/konstantinov-soyonov-2012.htm https://eo.iea.ras.ru/wp-content/uploads/1970/04/eoarchive_1970_4_074_zuev.pdf