Алмас Аманбаев
Пользователи-
Постов
149 -
Зарегистрирован
-
Посещение
Старые поля
-
Страна
Турция
Посетители профиля
1155 просмотров профиля
Достижения Алмас Аманбаев
Опытный пользователь (3/5)
-2
Репутация
-
Я не отрицаю роль кипчаков в истории кыргызов. Действительно кипчаки в истории и этногенеза кыргызов играли большую роль. Я тут хочу всего уточнить эти исторические процессы. Когда кипчаки массово мигрировали на Запад, какой то часть действительно оставалась на Прииртышье. Потверждает писменные источники, от Рашид ад-Дина цитирую: "...горы: Элуй-Сирак и Кок-Ирдыш (Синий Иртыш), – в этих пределах обитало также племя канглы, – Иртыш-мурен, который есть река Иртыш, горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана (Монголии)". См. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. М.-Л., 1952. Академик В.В. Бартольд написал: "влиянием тех же канглов (то есть кипчаков), вероятно, следует объяснить факт, что кара-киргизское (кыргызское) наречие стоит гораздо ближе к киргиз-казацкому (казахскому), чем к языку енисейских тюрков … и киргизы могли подвергнуться влиянию канглов еще до своего переселения в Семиречье". См. Бартольд В.В. Рецензия на Аристова. С. 276-277. Согласно академика В. Бартольда, кыргызский язык изменился не в Моголистане, а на Саяно-Алтае. Предположение академика В. Бартольда подтверждали ученые Э. Тенишев и Б. Юнусалиев. Согласно им, кыргызский язык подвергся изменению на Алтае. Цитирую от Э. Тенишева: "Алтайский период, датируемый XIII—XIVвв. Часть кыргызов под натиском монголов переселилась на территорию южного Алтая. Здесь кыргызский язык разделил судьбу, общую у него с языком алтайских племен(южные диалекты). Тесное взаимодействие с языком кыпчакских племен продолжалось и в этот период. Кыргызский язык постепенно принял облик типично западного u-языка. Выработались, с одной стороны, сходные особенности, сближающие современный алтайский и киргизский языки, и с другой, выработались дифференциальные признаки, свойственные каждому из языков..." См. Э. Р. Тенишев. "О языке кыргызов уезда фуюй (КНР)".1966 г. Но это когда случилось? До монгольского нашествие или после? Я считаю что после монгольского нашествие. До монгольского вторжение государства енисейских кыргызов существовало как единое. Владение енисейских кыргызов простиралась от Алтая до Ангары и Селенгы, южная часть государства включала приток Иртыша Бухтармы, южные степные районы Тувы. До найманского нашествие дошли до Турфана и Иртыша. Найманы 1154 г. енисейских кыргызов вытеснили на север. Но не была деление кыргызов Енисейские и Восточнотуркестанские. Согласно Юань ши, все владения императоров монгольской династии для удобства администрации были разделены на 12 провинций, современная Монголия, включая и Саяно-Алтайское нагорье, входила в провинцию Лин-бэй с центром в г. Каракоруме. Провинция Лин бэй поручено старшему брату императора Камале (Рашид ад-Дин).В 1309 г. наместник Лин-бея предлагал императору на стороне Алтая устроить военнопахотные поселения (Л.П.Потапов). Это косвенная указания,по этому предполагаю, что на Алтае военные поселенцы были сами монголы,кипчаки и енисейские кыргызы и лесные племена, ранее входивший в состав енисейских кыргызов, Когда джунгары 1703 г. енисейских кыргызов переселяли в Джунгарию, половины были кыштымы. Это доказывает родовой состав Фуюйских кыргызов, там сагайские и бельтирские роды много. Нынешними кыргызами то же самое была. Нынешних кыргызов много потомки лесных племён: кэрэмучин, булагачин, байт, тас, теелес, баргут, сибирги и.т. Все эти лесные племена были в государстве енисейских кыргызов. Язык нынешних кыргызов именно там подвергся изменению под влиянием кипчаков.На верно политически кипчаки были более активны. Писменные источники про пребывание енисейских кыргызов на Южном Алтае. Старшый сын Хайду хана,Чапар обратиться в 1307—1308 гг. к сыну Дувы, Куньджеку, с призывом о прекращении междоусобиц:«Из-за вражды между нашими и вашими отцами... были опустошены многие страны...Что можно получить на этих развалинах, где из-за гребежа кыргызов и китайцев не стало спокойствия?»(Махмуд ибн Вали, Бахр-уль-Асрар, указан, фотокопия рукописи FB—82, л. 11 а/2. Приравнивание кыргызов к китайцам объясняется, видимо, тем, что те и другие являлись подданными основанной Хубилаем империи Юань, столицей которой был Пекин. Сами великие ханы являлись китайскими императорами.) Упорную борьбу против кыргызских племен приходилось вести в 20—30-х гг. также младшим братьям Куньджека, Ильчидаю и Дува Тимуру. Стараясь оградить свои владения от кыргызских вторжений, Ильчидай «вверил границы тех областей сведущим эмирам. Дав головомойку (гушмал) сардарам кыргызских племен, оттуда (аз ан джа) на берег реки Ардыш( т.е. Иртыш) придя, принудив откочевать лесных жителей тех пределов, которые на окраинах и в углах поднимали пыль смуты, он поселил их в центре богохранимой страны». (Махмуд ибн-Вели, там же, л. 1Э-а—19-6/2.) После него(через год) специальный поход против кыргызов предпринимал Дува Тимур, чтобы погасить пламя (грабежей) кыргызов... и разрешить дела (связанные) с этим презренным племенем. (Там же, л. 20-а/2). Согласно Э. Тенишева, распад язык нынешних кыргызов от енисейских кыргызов 13-14 век. Датировка кыргызского ДНК от китайских генетиков то же потверждает Э. Тенишева: "Примечательно, что внутри гаплогруппы C2b1a3a1-F3796 кыргызы северо-западного Китая и представители не-жалайырского клана уйсун имеют близкие генетические связи по отцовской линии, формируя кластер происхождения, датируемый 696–736 годами назад.Для гаплогруппы R1a1a1b2a2a-Z2125 время до последнего общего предка (TMRCA) для «кыргызского» кластера оценивается в 628–721 год назад. Близкое совпадение возраста этих двух кластеров указывает на быстрое увеличение численности кыргызов северо-западного Китая в XIII–XIV веках, что совпадает с периодом расширения Монгольской империи".
-
Генетическое происхождение качинцев, цитирую: "Специфическая близость лексики маторского и ненецких языков находит подтверждение в истории сублинии N1a2b1b1. Эта сублиния представлена у тундровых ненцев (но не у энцев) и у хакасов качинцев, на язык которых как раз и могли перейти маторы. Ненцы 8,3 % - - - - 29,4 % 12,6 % - - - - Ханты - - - 30,6 % - - 3,3 % - - 2,6 % - Хакасы качинцы - - - 92,0 % - - - - - - - Чулымцы - - - - 52,6 % - - - - - - Хакасы сагайцы - - - - - - - - 37,9 % - - Шорцы - - - - - - - - 11,1 % - - Челканцы - - - - - - - - 20,0 % - - Тувинцы - 2,4% - - - - - 23,9% - - 0,9% Южные алтайцы - - - - - - - 1,5% - - - Калмыки - 0,6 % - - - - - 2,5 % - - - Якуты - - 0,7 % - - - - - - - - Буряты - - 0,4 % - - - - - - - - В работе проведено сопоставление данных этногенетики по гаплогруппе N1a2b У-хро-мосомы и лингвистики самодийской языковой группы. Гаплогруппа N1a2b унаследована современными народами от более раннего населения уралоидного антропологического типа, заселявшего территорию Южной Сибири. При детальной реконструкции филогении этой гаплогруппы показана этноспецифичная структура сублиний N1^^ Лингвистическая предыстория самодийцев реконструируется путем анализа и стратификации лексических заимствований. Релевантные для данной статьи результаты по лингвистической филогенетике получены методом ручного анализа общих инноваций (для самодийских языков) и байесовской лексикостатистики (для тюркских языков). Между результатами генетического и лингвистического анализа обнаружены следующие соответствия. Регион начального распространения гаплогруппы N1a2b в целом соотносится с прародиной самодийцев, установленной по лингвистическим данным. Специфическая близость лексики маторского и ненецких языков находит подтверждение в истории сублинии Щ^ММ. Эта сублиния представлена у тундровых ненцев (но не у энцев) и у хакасов качинцев, на язык которых как раз и могли перейти маторы. Наличие сублинии N1a2b1b1 у казымских хантов объясняется их вторичными контактами с ненцами, о чем также свидетельствуют ненецкие культурные заимствования. Сублиния N1a2b1b2a1 обнаруживается у тувинцев и монголов, что коррелирует с тувино-монгольскими языковыми контактами. Полученные современные совместные результаты данных популяционной генетики и лингвистики хорошо дополняют друг". См. Харьков Владимир Николаевич., и. д. авторы "Популяционная генетика и лингвистическая компаративистика: филогения и филогеография гаплогруппы N1a2b и лингвистическая предыстория самодийцев". Родовое деление алтайцев: У АЛТАЙЦЕВ (алтай-кижи) зарегистрированы следующие сеöки: аара, алмат, байлагас, богусхан, дёрбет (тербёт) еёлюк (елик), иркит (ыркыт), кыпчак (копчак), кергиль, кöбöк, кооболу, кööжö, каал, мундус, меркит (меркут), модор, могол (монгол), мерет, найман (майман), пурут (прут, брут) соен, сагал (саал, чор-сагал), суузар, тодош, теöлёс, тонжан (тонжуан, тонгжон), танды, тумат (томат), тогул (тогус), утты-сар (теть-сары, палан), чапты, чагандык, юдюб (юлюп), юсь, ярык (ябыр), оöчу (очы), кан, чорос, котты. У ТЕЛЕУТОВ— торо, очу, миркит (иркит, ыркыт), ак-тумат, кара-тумат, чорос, кыпчак сарт, найман (майман), телес (теöлёс), торгул, мундус, кочкор-мундус, тотош (тодош), пурут (прут, брут), чалман. У ЧУЙЦЕВ (чу-кижи) — алмат, иркит (ыркыт), кыпчак (копчак), кергиль, кöбöк, мундус, меркит (меркут), могол (монгол), оргончи, ойрот, соён, сагал (саал, чор-чагал), теöлёс, тонжан (тонжуан, тогжон), титас (тетытас, тетыдас), ябаг; У ЧЕРНЕВЫХ ТАТАР (туба, ыш-кижи) — байлагас, кергиль, комдош (кöмнöш, кондош), кузень (кюзень), мундус, педебыш (чедыбыш), соён, еайгылар (салгылар), танды, тогул (торгул, тогус), тентерек, тибер, тастар, утты-сар (тетьсары, палан), шоор (чöр, сары-чер), юсь, юуты (тыуты) юртас (тюртас), ярык (ябыр), ялан, чагат (чыгал), санмай, тиргеш, йобур, тон. У КУМАНДИНЦЕВ (ку-кижи) — тастар, тоён, чобот, юты, кубанды (куманда), со, тон-кубанда, якши, чалман, чабраш. См.Швецов С. П. Горный Алтай и его население, т. I стр. 91-92 и Аристов Н. А. Заметки об этническом составе и пр. стр. 342. Найманы и кыпчаки общая тюрко-монгольская, исключаем. Параллели с кыргызами и Алтай кижи: 1. Мундус 2.Теöлёс 3.Могол 4.Меркит Родовые параллели кыргызов с хакасами, цитирую: "Следующие родоплеменные названия определяют общность происхождения: кыргыз-хыргыс, мангыт-мюнгат, джелден-чилдег, богежу-погечи, тубай-туба, карга-харга, кашка-хасха, абакан-абакан, джети кашка-юс хасха, тоолес-тилегес, сарттар-сартах, кайдуулат-кый, соколок-соххы, кыйра-хый, аскалы-сакачы, бугу-пуга и другие. Кыргызско-хакасские этнонимические параллели, общий культурный пласт в лексике двух народов свидетельствуют о глубоких связях терминов хозяйственной, семейной жизни, обрядов и обычаев. Материалы указывают на прямую этногенетическую общность между родами «джелден» в составе кыргызских племен баргы и бугу и «чилдег» у хакасов. В устных народных произведениях хакасов повествуется, что род «чилдег» распространился от мальчика, рожденного от джелдена – ветра («жел» - кырг. «ветер») Чилдег–хан воспроизводится в хакасской мифологии как хозяин ветра, бурана. Второй компонент этнического названия – денг- дег у кетов означает «человека». Наличие в составе кыргызов кетских, самодийских этнокомпонентов позволяет исследователям утверждать правильность теории, что Енисей был начальной родиной тяньшанских кыргызов". См. Каратаев О. К.Этнокультурные связи кыргызов (по материалам родоплеменных тамг,этнонимов....
-
Мы уже обсуждали,не имеет смысла снова обсуждать.
-
Алмас Аманбаев подписался на Енисейские и Тянь Шаньские Кыргызы
-
Основное ядро нынешних кыргызов конечно енисейские кыргызы. Но согласно теории Анварбека Мокеева совсем не так. По его мнению получается нынешние кыргызы потомки Алтайских и Прииртышских "кимак-кипчаков" и "токуз-огузов(уйгуров). Они были в составе Кыргызского Каганата и приняли этноним кыргыз в течение 200 лет(9-11 вв.). Но его теория не выдержит критику. Потому что основная масса кимак-кипчаков ушли на Запад в начале 11 в., а маленькая часть оставалась на Алтае и Прииртышье. Писменные источники их упоминаят как соседи кыргызов(Рашид ад-Дина-канглы, Юань-ши-кипчаки и канглы). Завоевание Алтайских и Прииртышских кипчаков с енисейскими кыргызами не подтверждается с письменными источниками. Согласно Рашид ад-Дина канглы были лишь соседями Енисейских кыргызов. Алтайские и Прииртышские кипчаки вошли в состав Монгольской империи и верно им служили. Вождь кипчаков Тутуха верно служил Хубилаю, получил титулы и награждение. Найденные палеоДНК кимак-кипчаков и токуз-огузов(уйгуров) совершенно отличается от ДНК современных кыргызов. Прямые потомки кимак-кипчаков это казахи кыпшаки, а прямые потомки токуз-огузов это китайские сары уйгуры. Генетики иседовали ДНК этих народов. Не совпадают с кыргызами и совершенно отличается. ДНК современных кыргызов берёт свои началу от древних культур Хакассии: Андронова, Карасук, Тагар и Таштык. Именна на основе этих культур появились древние Енисейские кыргызы. По этому теория Мокеева не выдержит критику , можно отправить на архив.
-
Качинские татары в составе государства енисейских кыргызов были почти 1000 лет(750-1703гг). Они первоначально были самодийский народ. Это потверждает лингвистика и генетика. Они перешли на тюркский язык под влиянием енисейских кыргызов. Но почему то они не стали кыргызами. Тогда как алтайские племена приняли этноним кыргыз, если они были в составе кыргызов всего 400 лет(840-1207)? Описывая государство кыргызов Рашид ад-Дин от кыргызов отдельно упоминает алтайских племён 13 века. Если алтайские племена приняли бы этноним кыргыз, тогда Алтай назывался бы Кыргыз, а не Тулас или Телеутская Землица. Тянь-Шанских кыргызов и алтайцев только язык делает ближе. Кроме языка нет ничего общего. Но некоторые пишут, что родовой состав кыргызов и алтайцев совпадают. Всего совпадение 4-5 родов, то же самое с тувинцами и хакасами. Кыргызов больше родовое называние совпадает с казахами, туркменами и узбеками.
-
Я изучал этногенез и истории алтайцев от Радлова, Потапова, Уманского и.д. Мусульманские писменные источники Алтай называли Тулас, до 15 века. А китайские писменные источники называют Цзинь-шань, то есть Золотая Гора. Когда русские казаки в конце 17 века встретили алтайцев, они начали называть Алтай "Телеутская землица". А Хакассия мусульманских и китайских источников называется Кыргыз. Когда русские казаки 1590 г. встретили енисейских кыргызов, Хакасии начали называть "Киргизская землица". Русские казаки с енисейскими кыргызами воевали почти 100 лет с переменными успехоми. Енисейские кыргызы ушли в 1703 г. в Джунгарии не побежденными. Быть и культура алтайцев не была похож с Тянь-Шанскими и Енисейскими кыргызами. Они одновременно в 17-18 вв. воевали на севере Енисейскими кыргызами, на юге Тянь-Шанскими кыргызами. Они не были земледельцами, а князи носили титул "мурза". А Енисейские кыргызы были земледельцами,князи носили титули "кашка" и "бий". Тянь-Шанские кыргызы то же были земледельцами, до 19 века кыргызские князи носили титул "кашка" и "бий". Самое странное, как алтайцы потеряли этноним кыргыз? Если они действительно были кыргызами? Они 17-18 вв. были более многочисленные. Если часть кыргызы ушли с Алтая в середине 15 века, как через 250 лет алтайцы стали телеутами и ойратами? Более малочисленные Фуюские кыргызы(1500 человек) и Тарбагатайские кыргызы(1500 человек) в течение 300 лет не забыли свои самоназвание, до сих пор самоназвание "Кыргыз". А более крупные племена(более 20 тысяч были накануне падение Джунгарии) Алтая стали другим народом в течение 250 лет? Это же абсурд, или фантазия некоторых историков. Согласно Рашид ад-Дина, Алтай была часть Кыргызского Каганата накануне возвышение монголов. На Алтае в начала 13 века жили три племена: теленгити, урасуты и куштеми. Согласно данным археологии, в начале 13 в. не найдена археологическая культура енисейских кыргызов на Алтае. Максимум на Алтае были кыргызские военные гарнизоны до 11 в., потверждает археология. А накануне возвышение монголов, основная масса кыргызов обитали в Хакасии , небольшие группы в Тыве. Потверждает археология 13-14 вв. Уже в начале 14 века исчезает археология енисейских кыргызов в Хакасии, потому что 1293 г. Хубилай стёр с лицо земли государствы Енисейских кыргызов.
-
Этих племён Махмуд ибн Вали упоминает среди кыргызов Моголистана. Махмуда-ибн-Вали написал при описании кыргызов (1634 год), имея в виду теленгутов, кис(и)тим и урасутов, он писал: "Хотя туман по внешнему облику походит на монголов, но (они) нe происходят из этого народа; их называют лесным племенем... Некоторые из (их) уругов ранее подчинялись Чингиз-хану. Ныне они входят в киргизский эль" Махмуд ибн-Вали, Бахр-уль-Асрар. Фотокопия рукописи ЛО MB ЛЯ, РВ-82. л. 4-6 (по переводу Н. Н. Туманович).
-
На верно личное предположение историка. Рашид ад-Дин, цитирую:"...горы: Элуй-Сирак и Кок-Ирдыш (Синий Иртыш), – в этих пределах обитало также племя канглы, – Иртыш-мурен, который есть река Иртыш, горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана (Монголии)". То есть, Прииртышьские и Алтайские кипчаки обитали между Иртышом и Монгольским Алтаем., енисейские кыргызы были всего соседями. Юань ши их называют кыпчаки и канглы, локализация те же Иртыша. Юань-Ши: "...Получив сведения о победе Тутуха, он [Хубилай] приказал ему спуститься вниз по течению реки вместе с его сподвижниками. В пути Тутуха встретил армию мятежника вана Тегэ численностью в 10 тыс. всадников и внезапным ударом рассеял ее, захватив много коней и взяв при этом в плен мятежного вана Харлу. Он доставил пленных в ставку Хубилая, где они были казнены. Все мятежники из кыпчаков и канглы, сдавшиеся добровольно, были отданы Тутуха. Был учрежден департамент Халачу из 10 тыс. дворов. Все разбросанные в разных местах кыпчакские кочевья, все племена и все ваны Аньси попали под управление Тутуха". (Примечания: Отец Тутуха (Баньдуча) «находился в свите Хубилая и ведал отличными лошадьми. Ежегодно он поставлял [двору] кумыс. Этот кумыс был голубоватого цвета и исключительно приятным на вкус. Его называли кумысом от черных кобылиц, так как глаза этих кобылиц звались "халачу") (Е.И. Кычанов. Сведения в "Юань-ши" о переселениях кыргызов в XIII в.) В составе найманов не упоминается енисейские кыргызы, а писменные источники указывает как соседи: 1. Джувейни 2. Карпини 3. Рубрук 4. Рашид ад-Дин 5. Юань Ши Енисейских кыргызов разбили найманы на севере Турфана. Но не смогли их подчинить. Енисейские кыргызы уши на север. Если бы они приняли подданство, писменные источники енисейских кыргызов упоминали бы в составе найманов. Нету такое. Локализация княжество Кыргыз на Алтае и Прииртышье неправомерно. Согласно концепции А. Мокеева, Алтайско-прииртышские кыпчаки и кимаки(еще он добавил уйгуров) должны были ассимилировать енисейских кыргызов до начала 13 в. и Алтай и Прииртышье должна была называться "Кыргыз".К сожелению его концепция противоречит письменных источников. Найденные палеоДНК кимако-кипчакских и уйгурских захоронениях отличается от ДНК нынешних кыргызов. Прямые потомки кипчаков и уйгуров это казахские кипчаки и уйгуру провинции Ганьсу, у них ДНК совершенно отличается от ДНК нынешних кыргызов. Многие пишут, что южные алтайцы и Тянь-Шанские кыргызы когда то были одним народом. Но не потверждает молекулярная генетика. По отцовской линии отличается, и никогда не были оба народа когда то одним народом. Алтайцы никогда себя не называли кыргызами.Основной ДНК нынешних кыргызов получается родственниками Карасукской, Тагарской и Таштыкской культурой. Все эти культуры генетически преемственная, еще именно эти культуры были представителями европеоидной расы.То же подтвердили генетики. Рассматривая проблему происхождения енисейских кыргызов,хакасский профессор В. Я. Бутанаев, опираясь на китайские хроники 5 в. н. э., сделал вывод, что первоначальной обителью предков енисейских кыргызов была Минусинская котловина. Согласно летописи кыргызы сами рассказывают о происхождении своего предка, как в глубокой древности, ниспосланный сверху дух спарился с коровой в этой пещере. В. Я. Бутанаев отмечает, что первопредок, не имеющий отца и матери сам зародился в недрах данной земли, а значит его представители (кыргызы) являются самыми древними насельниками данной территории, соответственно их формирование происходило именно здесь.Профессор потверждает автохтонного происхождения енисейских кыргызов. Согласно Юаньши, все владения императоров монгольской династии для удобства администрации были разделены на 12 провинций, современная Монголия, включая и Саяно-Алтайское нагорье, входила в провинцию Лин-бэй с центром в г. Каракоруме. Провинция Лин бэй поручено старшему брату императора Камале[РаД]. В 1309 г. наместник Лин-бея предлагал императору на стороне Алтая устроить военнопахотные поселения[Потапов]. Это косвенная указания,по этому предполагаю, что на Алтае военные поселенцы были сами монголы, енисейские кыргызы и лесные племена, ранее входивший в состав енисейских кыргызов . Когда джунгары 1703 г. енисейских кыргызов переселяли в Джунгарию, половины были кыштымы. Это доказывает родовой состав Фуюйских кыргызов, там сагайские и бельтирские роды много. Нынешними кыргызами то же самое была. Нынешних кыргызов много потомки лесных племён: кэрэмучин, булагачин, байт, тас, теелес, баргут, сибирги и.т. Все эти лесные племена были в государстве енисейских кыргызов. Южные соседи кыргызов были кыпчаки-канглы. Если они согласно Юань-ши были 10 тысяч кибитков, получается 50-60 тысяч. Вот, под влиянием канглы-кыпчаков более малочисленные енисейские кыргызы поселенцы перешли от "З" языка на "Й" язык. Академик В. Бортольд то же самое написал. Например, под влиянием узбеков южные кыргызы, особенно араванские и карасуйские до 2000 х годов говорили на "йоканием". Согласно Э. Тенишева, распад язык нынешних кыргызов от енисейских кыргызов 13-14 век.Датировка кыргызского ДНК от китайских генетиков то же потверждает Э. Тенишева: "Примечательно, что внутри гаплогруппы C2b1a3a1-F3796 кыргызы северо-западного Китая и представители не-жалайырского клана уйсун имеют близкие генетические связи по отцовской линии, формируя кластер происхождения, датируемый 696–736 годами назад. Для гаплогруппы R1a1a1b2a2a-Z2125 время до последнего общего предка (TMRCA) для «кыргызского» кластера оценивается в 628–721 год назад. Близкое совпадение возраста этих двух кластеров указывает на быстрое увеличение численности кыргызов северо-западного Китая в XIII–XIV веках, что совпадает с периодом расширения Монгольской империи". *** У нас 2 концепции происхождения кыргызов официально существует: 1. Караева, Худякова, Чороева и Кожобекова-Восточнотуркестанский этногенез. 2. Кляшторный, Плоских, Мокрынина и Мокеева-Алтайский этногенез. Оба концепции уже устаревшая, нужна новая концепция.
-
Причем тут енисейские кыргызы? Там сравнение с алтайцами. "В комплементарной гаплогруппе R1a-Z93 парагруппа R1a-Z93* ( Рисунок 3b ) наиболее распространена (>30%) в Южно-Сибирском Алтайском регионе России, но она также встречается в Киргизии (6%) и во всех иранских популяциях (1–8%). R1a-Z2125 ( Рисунок 3c ) встречается с наибольшей частотой в Киргизии и у афганских пуштунов (>40%). https://www.nature.com/articles/ejhg201450#Fig3 "Максимальной по частоте у теленгитов является гаплогруппа R1a1a1 (YP1518) (58%) У алтай-кижи преобладает гаплогруппа R1a1a1b2a2a3b1a1~ (YP1542) (30%) У тубаларов полностью доминирует гаплогруппа R1a1a1b2e1~ (YP1509). Часть образцов тубаларов, кумандинцев и чел-канцев относится к родственной ей гаплогруппе R1a1a1b2a2a3~ (Y42090). https://cyberleninka.ru/article/n/geneticheskiy-landshaft-narodov-altaya-po-gaplogruppam-y-hromosomy Кыргызские субклады— это Z2125 > YP1456[Источник П. Андерхилл] То есть, 6%-10% алтайцы и кыргызы получается родственниками. С тувинцами и хакасами то же самое, 6%-10% через ДНК N1b(P43). "Наиболее часто встречающейся гаплогруппой как в суммарной выборке, так и в выборках качин цев Ширинского района является N1b (P43) (44%), к ней относятся подавляющее большинство образцов (86–89%). Это обусловливает очень низкое генети ческое разнообразие (H) по гаплогруппам в популя ции качинцев. В Аскизском районе на долю N1b приходится около половины исследованных образ цов (максимальная частота наблюдается в селе Усть Чуль), что и определяет отсутствие достоверных раз личий по частотам гаплогрупп с выборкой из с. Спи рин. Эта гаплогруппа распространена на территории Южной и Западной Сибири, а также в Восточной Европе. По данным литературы, наибольшая частота гаплогруппы N1b наблюдается у нганасан (92%) и ненцев (57%) [29]. Частота этой гаплогруппы доста точно велика также у тувинцев (19%), где проявляется сильный эффект основателя по этой линии [12]. Из других сибирских этносов доля N1b существенна, кроме того, у хантов и долганов (12%) [29]. У осталь ных сибирских этносов частота этой линии не превы шает нескольких процентов. В Европе наибольшая частота распространения этой гаплогруппы прихо дится на ВолгоУральский регион, где она охватывает около 10% Yхромосом у мари и чувашей, коми (13%) и удмуртов (29%). В западной часть ареала N1b она входит в состав генофонда карел и финнов (0.4%), а также вепсов (18%) [11]. Таким образом, N1b пред ставляет собой маркер доисторической связи между сибирскими и европейскими популяциями". РАЗНООБРАЗИЕ ГЕНОФОНДА ХАКАСОВ: ВНУТРИЭТНИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И СТРУКТУРА ГАПЛОГРУПП YХРОМОСОМЫ © 2011 г. В. Н. Харьков1, К. В. Хамина1, О. Ф. Медведева1, О. В. Штыгашева2, В. А. Степанов1. "Памирских ких киргизов лучше сохранились свидетельства сибирского происхождения киргизов, проявляющиеся в высокой частоте (до 24%) «сибирской» гаплогруппы N1a2b (P43). Гаплогруппа N1a2b (ранее N1b) определяется мутацией P43. Предполагается, что N1a2b возникла 4500 — 10 000 лет назад на территории Саян или поблизости. Эта Y-хромосомная гаплогруппа распространена у народов уральской группы, тюрков, монголов. До 2008 года носила название N2". Почему так получилось? Потому что енисейские кыргызы не основа алтайцов, тувинцев и хакасов. Енисейские кыргызы среди них максимум 5%-10%. Вошли как этнический компонент. По этому история изучается с самосознанием народа, как это делали академик В. Бартольд, В. Радлов и.д. Этнолог-историк М.В.Крюков сказал: "всестороннего учета ведущего этнического признака — самосознания этноса, проявляющегося в его самоназвании".
-
Чем смысл себя противоречить 🤔?
-
Откуда у вас данные? Есть ссылка на научных статей?
-
Я ошибся, не ибн Халдун, а ибн Баттута. "Приветсвие Тармаширина ибн Батутты: «Хушмисан, яхишимисан кутлу айусан». Хушмисан значит «здоров ли ты?» Яхишимисан — «хорошо ли себя чувствуешь?» Кутлу айусан — «ла будет благословенно твое прибытие!»... Однажды я присутствовал на послеполуденной молитве, а султана пока еще не было. Один из его слуг принес молитвенный коврик и разостлал его у михраба, где обычно молился султан, и сказал имаму Хусам ад-Дину ал-Йаги: «Наш повелитель просит, чтобы ты его подождал немного с молитвой, пока он не закончит омовения». Имам поднялся и сказал: «Намаз барайи худа ау барайи Тармаширин?», то есть «Молитва для бога или для Тармаширина?». И приказал муэззину приступить к молитве. Когда султан пришел, два раката уже было исполнено; тогда он совершил два оставшихся раката там, где остановился, а это было в том месте, где люди оставляют свою обувь, на пороге мечети. Исполнив то, что пропустил, он встал и подошел к имаму, улыбаясь, чтобы обменяться с ним рукопожатием, ая — рядом с имамом. Затем султан сказал мне: «Когда ты прибудешь в свою страну, расскажи, как беднейший из бедных персов обращается с султаном тюрков»". См.Ибрагимов Н,Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1988.
-
В 2017 г. был опубликован образец S441 VII—VI веков до н. э., имевший две положительные мутации: YP1456+ и S23592+ https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Аржан
-
Потому что енисейские кыргызы были автохтоннами Минусинской котловины. Согласно исследованием генетиков, Синташская культура была родственниками культур Минусина. А все культуры Минусина от Андронова до Таштыка преемственная, доказали давно археология, но генетики подтверждали. Голубоглазые блондины жили от культуры Андроновы до Тагарской и Таштыкской культуры. Гаплогруппы R1a обычно характерно европеоидной расы. Судя по сведениям независимых друг от друга китайских, ранних арабских и тибетских источников, древние енисейские кыргызы были светловолосыми, зеленоглазыми или синеглазыми – светлыми в антропологическом типе этносом, который резко отличался от своих соседей, которые проживали в то время в Южной Сибири. Все это указывает на то, что енисейские кыргызы, которые проживали в Минусинской котловине, на среднем течении реки Енисей, достаточно сильно отличались от своих соседей, которые были более монголоидными. А енисейские кыргызы, судя по всему, были европеоидным типом и были остатками древних индоевропейских племён, расселённых в Южной Сибири ещё в эпоху Андроновский культуры. Синолог Супруненко давно убедительно доказала автохтонного происхождения енисейских кыргызов. Еще есть хорошая статья Есина. То же убедительно доказала местного происхождения енисейских кыргызов . Вот, китайские источники, прямо указывают местоположение енисейских кыргызов👇 В «Цянь Хань шу», вставленной в I в. н.э., также упоминается о покорении кыргызов сюнну. Бань Гу сообщает, что около 48 г. до н.э. шаньюй Чжичжи разбил племена кыргызов (гяньгунь,гянькунь), обитавших в 7 тыс. ли к западу от его столицы и в 5 тыс. ли к северу от области Чэши (Восточный Тянь-Шань). Эта координаты совпадают с районом Верхнего Енисея. В «Чжоу шу» и «Бэй ши» приводится легенда о происхождении кыргызов (цигу), которые обитали между реками Абакан и Енисей. *** Французские учёные под руководством Каролины Буаказ из института судебной медицины при Страсбургском университете провели исследования и выяснили, что,по меньшей мере 60% древные жители южного сибира действительно имели голубые глаза: Caroline Bouakaze et al:"The genotype for rs12913832 was obtained for 23 out of the 25 samples, and most had the G/G genotype (n=15), which indicates that at least 60% of ancient specimens were probably blue- or green-eyed individuals. The remaining samples had the A/G (n=5) or A/A (n=3) genotypes, which are predictive of brown eye color phenotype." NP typing was successful for most of them, which were all assigned to Y-haplogroup R1a1 except one. ["International Journal of Legal Medicine, 2009 ] Как минимум у 60% древних жителей южного сибири[андронова,карасук,тагарцы,таштыкцы] были голубоглазыми или зеленоглазые люди. У остающихся образцов были генотипы A/G (n=5) или A/A (n=3), которые являются прогнозирующими из фенотипа цвета карего глаза. (однако могу оказаться и сметло-смешанными). Таким образом, установлена корреляция между гаплогруппой R1a и голубым цветом глаз. Исследователи из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН проанализировали митохондриальную ДНК из останков людей в захоронениях тагарской культуры, существовавшей на юге Сибири в VIII—I вв до нашей эры... Авторы новой работы взяли митохондриальную ДНК, передающуюся по материнской линии, из 79 скелетных останков, найденных в тагарских курганах. В итоге выяснилось, что большинство захороненных были носителями гаплогрупп H, HV6, HV*, I, K, T, U2e, U4, U5a и U* — всего их было 64,6 процента от общего числа изученных. Эти митохондриальные гаплогруппы и тогда, и теперь типичны для Западной Евразии, европеоидных народов. Остальные 35,4 процента составляли гаплогруппы A*, A8, C*, C5, D, G2a и F1b, типичные для востока Евразии и часто встречающиеся среди монголоидов... То есть, они не только по мужской линии, еще по женской линии были европеоидной расой. *** Образец RISE495, относящийся к поселению Арбан 1 Карасукской культуры (Хакассия), «принадлежит субкладу R-S23592 (Z2124+ Z2125+ Z2122- Z2123-). Определен положительный YP349. Субклад является родительским к кыргызской ветви». В 2017 году вышла еще одна статья с генетическими данными по палеоДНК (Y-хромосома и аутосомные маркеры) В данной статье был опубликован образец S441 из поселения Аржан (Тува) 7-6 веков до нашей эры. Он имел две положительные мутации: YP1456+ и S23592+, которые являются предковыми мутациями для кыргызской ветви. То есть, нынешние кыргызы берёт свои началу от древных жителей Южного Сибира. Субклад кыргызов Z2125 достигает до 55%.
-
То есть, не отличали тюркских языков? Если допустим так,тогда улус дуглатов вряд ли говорили на кипчакском наречие, потому что они были владыками Яркенда, Кашгара, Куча и.т. они больше контактировали с карлукоязычними тюрками. Ибн Халдун упоминат язык Тармаширина, он ясно говорил на карлукском диалекте. Тогда еще Чагатайский улус не была разделена на Маверенахр и Моголистан. А улусу Анка Торе и Булгаачы ясно говорили на кыргызско-кипчакском диалекте. Потому что подавляющее большинство там были кыргызы.
