Алмас Аманбаев
Пользователи-
Постов
166 -
Зарегистрирован
-
Посещение
Старые поля
-
Страна
Турция
Посетители профиля
1327 просмотров профиля
Достижения Алмас Аманбаев
Опытный пользователь (3/5)
-2
Репутация
-
Пока археология не нашла останков Всем понятно кроме вас😄 Где такое написано? Можно цитату? Баргуджин Токуме множество племена обитали согласно Рашид ад-Дина. РаД: "Это лесное племя [лесные урянкаты] [находится] в пределах Баргуджин-Токума, там, где обитают племена: кори, баргут и тумат, они близки друг к другу". "Их называют баргутами вследствие того, что их стойбища и жилища [находятся] на той стороне реки Селенги, на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин-Токум. В тех пределах сидело множество [других] племен: ойрат, булагачин, кэрэмучин и другое племя, которое они называют хойин-урянка, - также было близко к этим границам, каждое в отдельности имело начальника и предводителя". "Племена: баргут, кори и тулас племя тумат также ответвилось от них. Эти племена близки друг с другом. Их называют баргутами вследствие того, что их стойбища и жилища [находятся] на той стороне реки Селенги, на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин-Токум..." "Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности БаргуджинТокум, также близки этой области [Кэм-Кэмджиут]".
-
Карта Мокеева, там не правильно локализована Кыргыз и Кем-Кемжиут, остальные правильно: Алакчыны, Каркыра и Баргуджин Токум. Согласно профессора Ю.С.Худяков территория Баргуджин Токум : Северу от Селенги, включая Восточные Саяны, Хамар-Дабан и степное Забайкалье. Как раз это реконструкция подтверждается письменными источниками.
-
Да, этот город существовала в монгольской эпохе. РаД: "По слиянии этих рек образуется река Анкарамурэн. Река эта чрезвычайно большая; на ней живет одно монгольское племя, которое называют усуту-мангун. Границы [его расселения] в настоящее время соприкасаются с [пропущено название страны]. Та река [Анкара] находится вблизи города Кикас и в том месте, где она и река Кэм. Город тот принадлежит к области кыргызов".
-
Восточно-казахстанской вариант археологическая культура енисейских кыргызов связанно с прииртышскими кипчаками. Западная группировка енисейских кыргызов упоминается многими письменными источниками. Например, Абу Дулаф: "...используют знамена зеленого цвета, употребляют в пищу рис, у них есть немного мускуса..." (Записка, 980 г.) Ал-Марвази: «ставших соседями с мусульманами», в результате чего начавших хоронить тела умерших, а не сжигать, как раньше (Marvazī). Джувейни: «Рассказ о правителях кара-китаев. Их предводителей называют гурханами, то есть царем царей. Рассказывают, что когда Гурхан вышел из Китая, с ним было всего 80 человек, по другому преданию его сопровождала многочисленная свита. Когда они дошли до предела (области) кыргызов, то стали грабить имущества племен этой области. Тогда племена (кыргызов) дали им соответствующий отпор, и по этой причине они (кара-китаи) были вынуждены уйти дальше, и таким образом дошли до (берега реки) Эмил. Здесь они построили город, остатки которого сохранились до сих пор. В этой области к нему (Гурхану) присоединились многие тюркские племена, и постепенно вокруг него собралось около 40 тысяч семей. Тогда они выступили в поход, и пришли в пределы Баласагуна, которого монголы теперь называют Гуз-Балык... Гурхан отправился в Баласагун и воссел на трон правителя, а также получил титул хана от потомка Афрасиаба, а ему самому присвоил титул Илиг-туркмен. После этого Гурхан отправил своих наместников (шихне) в (подвластные) области, расположенные от Кэм-Кэмчика до Барсхана и от Тараза до Тамгача. В стране установилось благоденствие, а скот стал тучным. Тогда Гурхан усмирил (предводителей племени) канглы, а затем отправил войско в Кашгар и Хотан и покорил их себе. После этого для отмщения за те обиды, которые были нанесены ему со стороны кыргызов, Гурхан отправил войско в пределы кыргызов. Он также покорил Бешбалык, оттуда его войско направилось в сторону Ферганы и Мавераннахра и эти страны также были подчинены». Джувейни, "Тарих-и Джахангушай". Согласно Г.Г.Пикова, первое столкновение кара-китаев с кыргызами состоялось около 1132 года на южном Алтае, где они, встретив решительный отпор, вынуждены были уйти в пределы Турфанского княжества в Восточном Туркестане. Согласно академика В.В. Бартольда, что второй поход войска Гурхана против кыргызов состоялся около 1136г. Рашид ад-Дин передает,что найманские кааны Наркыш-Таян и Эниат Каан 1150-г.“разбили племя кыргызов”, которое обитало в “области кыргызов”, на границе с рекой Иртыш и пустыней, сопредельной “со страной уйгуров” Турфана.“ Получив два раза сокрушительная поражения, это западная группа енисейских кыргызов 150 лет исчезает из писменных источников. Енисейские кыргызы вновь появляются в Южном Алтайе в начале 14 века. В начале 14 в. енисейские кыргызы в Минусинской котловине и Тыву исчезает из писменных источников. Историки называет тёмные века. В начале 17 в. русские казаки в Минусине найдет всего 5-6 тысяч енисейских кыргызов и с ними воюют 100 лет. Историки до сих пор спорят именно в западной группой енисейских кыргызов. Согласно Л. Кызласова, все они погибли, согласно Ю. Худякова и О. Караева, именно эти кыргызы стали основы нынешних кыргызов, согласно А. Мокеева от них прииртышские кипчаки получили этноним кыргыз и стали основы нынешних кыргызов, а найманы их разбили и вытеснили на Горный Алтай. Согласно Т. Бейшеналиева они основы нынешних кыргызов, приняли власть найманов и.т. В составе найманов не упоминается енисейские кыргызы, а писменные источники указывает как соседи: 1. Джувейни 2. Карпини 3. Рубрук 4. Рашид ад-Дин 5. Юань Ши Если тщательно исследовать письменных источников и археологии, они ушли обратно Минусин и Тывы. Потому что накануне возвышение монголов, основное кыргызское население жили в Минусинской котловине, небольшие группы в Тыве. А остальных областях были всего военные гарнизоны, например в Баргуджин Токуме и Алтае. Остатки этих военных гарнизоннов ассимлировонно местными народами, например среди бурятов есть род хургуд и хан кыргыз, среди алтайцев кыргыз. Насильная переселение енисейских кыргызов произошла позже, при Хубилая. Эпос Манас енисейские кыргызы заимствовали от восточных кыпчаков, когда они завоевали часть Восточного Туркестана. На карте аль-Идриси есть западная и восточная группа енисейских кыргызов. Западная группа енисейских кыргызов локализирует под горах "гиргир",а горы гиргир это тарбагатайские горы. Казахский ученый Кумеков Б.Е. отмечает в сочинении "Нузхат Ал-Муштак" ал-Идриси,что Тарбагатайский хребет известен под именем "Гиргир". Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. - М.: Наука, 1972 - С.66. Данные аль-Идриси совпадает с картами "Худут аль-алам": "Каркар(а)хан - еще одна область, принадлежащая кимакам, и жители ее напоминают по [своим] обычаям кыргызов." Худут ал алам,982-год. Профессор О.Караев: "Обратимся к самому раннему упоминанию кыргызского эпоса "Манас" - рукописи начала XVI века - "Маджму ат-Таварих". Согласно версии эпоса, изложенной в этом сочинении, Манас был внуком некоего Каркара-хана и вождем эля (народа), называемого кыргызами. По сведениям, записанным Ч. Валихановым, кыргызы город Манас и долину Манас на Верхнем Иртыше связывали с именем легендарного богатыря.К тому же, есть данные, что река Манас до X века была известна под названием Ли-и-дэ-Цзян. А в 1223 г. в книге китайского автора Сю Суна сообщается, что эта река стала называться Манас. Известный правитель Елюй Си-лян в 1261 году был у этой реки. Итак, название реки Манас стало известно в X—XIII веках..." Но Манас всего эпический герой, а не исторический личность.
-
Кыргызы в нынешнем Кыргызстане впервые упоминается в 1503 годы. При походов Тимура на Могулистан кыргызы вообще на Южном Алтае упоминается, за Иртышами. Например от преследования Тимура кочевые узбеки бежали Иртыш кыргызам. В конце 1450-х годов сыновья Ак-ордынского хана Барака Джаныбек и Керей с соплеменниками и сторонниками бежали от Абулхайра в Могулистан, правитель которого Есен-Бука-хан отвел им долины Таласа и Чу. Махмуд ибн Вали сообщал, что в первое время после переселения в Могулистан они производили набеги и грабили племена калмыков и кыргызов. Абулхайр выступил в поход на Могулистан, вернее, на юрты кыргызов и калмыков, но в пути умер. Согласно его данным, войска этого хана шли через долины Талас, Чу и далее на северо-восток, в Семиречье. Эти факты подтверждают проживание кыргызов во второй половине 15 в. в Восточном Притяньшанье, скорее всего между средневековыми городами Бешбалык и Алмалык и далее на север. Нельзя считать случайным то, что в этом регионе ныне расположен город и река с именем легендарного героя кырrызов Манас. Махмуд ибн Вали упоминал на территории Могулистана реку Кыргыз, протекавшую поблизости от кочевья племени того же наименования. Узбекский историк Б. А. Ахмедов склонен отождествить реку Кыргыз с Карамуреном (Желтая река) на Восточной оконечности Тянь-Шаня. Бывшие васалные племена енисейских кыргызов булагачины, кэрэмучины, алакчыны, теленгити, сибирги, туматы и.д. в Моголистане смешались с кыргызами как фуюйских кыргызов.
-
Может с казахами такое бывает? Но народный память монголов подтверждается с данными археология и письменными источниками. "Несмотря на кратковременность киргизского господства в Монголии, память о киргизах сохранилась у монголов до сих пор, может быть именно потому, что киргизы были последним народом, жившим и господствовавшим в Монголии до занятия этой страны монголами. "Киргизскими" называются древние могилы на всем пространстве западной Монголии почти до Орхона, в том числе и те, которые в действительности принадлежат не киргизам, а их предшественникам - уйгурам и другим. Рамстедт упоминает о таких "киргизских" могилах между Селенгой и Орхоном, близ памятника с надписью, где говорится о царствовании одного из уйгурских каганов VIII века." В.В.Бартольд.Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана.
-
Согласно Рашид ад-Дина: "...Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум... " Согласно Юань-ши: "Ангарцы получили свое имя от этой реки и находятся в вассальной зависимости от цзилицзисы(кыргызов). От занимаемой ими территории до Великой столицы более 25 тыс ли, Их язык сильно отличается от языка цзилицзисы(кыргызов). Там длинные дни и короткие ночи. Когда солнце заходит, то жарят бараньи бока, и [они] готовы, когда на востоке появляется свет. Именно там находится описанное в "Тан-шу" государство Гуливо(курыкан)". Ранее источники: "Кури (в тексте фури), - также из хырхызов; (они) поселяются к востоку от хырхызов и не смешиваются с прочими хырхызами это название народа,- которое также принадлежит хырхызам. Их языка другие хырхызы не понимают". Худут ал-Алам, 10в. Кори>кури>курыкан- одно и то же племя в разных языках. Прибайкальская археологическая культура енисейских кыргызов принадлежат населению Баргуджин Токума. Исследователи расходятся во мнении только по вопросу, в какой именно части Прибайкалья находилась область Баргуджин-Токум. Д.Г. Савинов – южному Прибайкалью и западному Забайкалью. Ю.С.Худяков представляет её территории к северу от Селенги, включая Восточные Саяны, Хамар-Дабан и степное Забайкалье. На основе детального анализа сведений широкого круга источников, П.Пельо и Л.Амбис установили географические рамки области Баргуджин-Токума в монгольскую эпоху в пределах всей долины озера Байкал.
-
Мирза Хайдар написал: "Хотя кыргызы тоже из могольских племен, но по причине частого неповиновения хаканом, они отделились от моголов..." Материалы по истории киргизов и Киргизии. Материалы фон да Отдела рукописей АН КиргССР. Вып. 2. Инв. N9 5176, 3050. То есть, Чингизидов не признали. Правили свои князи: "По эту сторону Кашгарии обитает племя, носящее название кыргыз. Они - кочевники и той же породы, что моголы. Это - многочисленное племя. У них нет хана, а есть только беки, которых называют кашка". Сейфи Челеби,Таварих[Хроника],1592 г. Казахскими Чингизидами были максимум союзниками, их не выбрали себя как ханы: «Кыргызы не подчинялись не только правителям Мавераннахра [шибанидские чингизиди], но и никому из султанов [казахские чингизиди]» Хафиз-и Таныш Бухари, Шараф-Нама-Йи Шахи, 16 в.
-
Профессор Д.Г.Савинов выделяет следующие археологические культуры енисейских кыргызов 9-10 вв.: 1.Минусинский, 2.Тувинский, 3.Красноярско-канский, 4.Прибайкальский, 5.Алтайский 6.Восточно-казахстанский. Только отсутствует монгольского варианта археологическая культура енисейских кыргызов. В Монголии найдена всего две рунические надписи, свидетельствующие о Кыргызского Каганата на 9-10 вв.А сами кыргызы туда не переселялись, потому что это была степная зона. Степная зона- где не было лесов, где не было гор и других элементов, которые были присущи для Саян, для Саяно-Алтайского нагорья и Минусинской котловины. То есть кыргызы, испокон веков жившие в горно-лесных районах, они не смогли адаптироваться для проживания в степной зоне Монголии. Они вместе с кочевым хозяйством практиковали и земледелие, о чём говорят археологические артефакты, находящиеся в Минусинской котловине, и сведения письменных источников также это подтверждают. Но территория Монголии оказалась абсолютно непригодной для такой деятельности. И поэтому они ограничились завоеванием только отдаленных юго-восточных районов Монголии, расположенных на юге Байкальского озера, Северной Монголии, расположенной в пределах современной Тувы и Тувинской Республики современной, и северо-западные районы современной Монголии, расположенные в районе современного Хяргяс нора. Северная граница кыргызов согласно РаД: "...одна сторона соприкасается с (бассейном) большой реки, которую называют Анкара-Мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибир". Это есть Красноярско-канский вариант археологические культуры енисейских кыргызов. Северная граница достигла севернее г. Красноярска, где Ангара соединяется с Енисеем. Там была расположена страна алакчын которые были в составе каганата енисейских кыргызов. По сведениям письменных источников, страна Алакчын, где имеются породистые лошади пегой масти и богатые серебряные рудники, находилась на нижнем течении реки Ангара-мурен. Потомки алакчынов вошли в этногенез кыргызов и казахов. В начале 13 века енисейские кыргызы сохранили огромные территории от реки Бухтармы до реки Селенга и Ангары, около 800-900 тысяч кв/км.
-
Потому что консолидация казахских племен начался под эгидей Чингизидов, когда они откололись от улуса Абулхаира. А кыргызов не была Чингизиди. А консолидация могулистанских и лесных племен произошла под эгидей енисейских кыргызов. Численное и военное превосходство была на стороне енисейских кыргызов. Сами енисейские кыргызы были потомками древних культур Хакассии, начиная от Андронова до Таштыкской культуры. По этому они первоначально были рыжые, голубоглазые, примерно 60%. Еще они не были классическими кочевниками, а были полукочевой народ. По этому они не делились по родам. А делились по место жительству, а называние обычно они получали по местожительство. Например, кто то жиль по реке Туба, назывались тубинцами, а кто то по реке Монок, назывались моноками, кто то по стороне Баргуджин Токум и назывались баргы, кто то ближе горы Сары Таг, назывался сарылар и.т. Аристократический род енисейских кыргызов согласно Рашид ад-Дина назывался ИДИ,: "Титул (каждого) их государя, хотя бы он имел другое, –инал, а родовое имя их этой области, кто пользуется уважением и известностью–ИДИ". Современная племенное объединение кыргызов Адигене - от древнекыргызского аристократического рода ИДИ (Идиге>Идигине>Адигене). Если принять во внимание тот непреложный факт, что абсолютное большинство личных имен у кыргызов связан с титулами правителей (бек, бий, кан и т.д), то появление подобного словосочетания на основе корневого слова иди и суффикса -гине, гене вполне возможно на примере слова Жетиген (Большая медведица, а также название одного из кыргызских племен), где жети - корень, а -ген - суффикс. Моя мама Муңгуш, среди тувинцев то же есть Муңгушу. У нас муңгушу делится на 12 родов. Один из них называется сарылар. Такое же род встречается среди хакасов и тувинцев. "Частью кыргызов считался сеок "сарыглар" — желтые. В древности они обитали среди гор Саар Taг, от которых, как будто, и получил свое название. Родовой горой сарыгларов выступает скала Хан-Чалбарт (по-русски Чалпан), расположенная у современного г. Абазы. Она имела второе название Сарыг таг Вполне возможно, что этноним «сарыглар»— «желтые» свидетельствовал об их светлом антропологическом типе. В результате угона 1703 г. остатки сеока сарыглар оказались рассеянными среди сагайцев (10 различных фамилий), бельтыров (4 различные фамилии) и качинцев («сарыг хыргыс» — Созыевы). Тувинский род сарыглар, расположенный в долине р. Кемчика, сагайцами и бельтырами признается за своих родственников, ушедших из Хоорая от крещения". Буганаев В. Я. "Происхождение хакасских родов и фамилия". Желтые встречаются почти всех подразделений Мунгушов. Например: Мунгуш>кэрэмучин>сарылар. Мой сосед Адигине>Монок. В Хакасии есть река монок: Большой Моно́к (в верховье — Хозындель) — река северо-западных отрогов Джойского хребта, правый приток реки Абакан. Малый Монок — река в Бейском районе Хакасии, правый приток реки Абакан. Монок (кирг. Монок, до 2002 года — XVIII Партсъезд) — село в Кара-Сууском районе Ошской области Кыргызстана. В этом село основном живут Адигине-моноки. Так можно продолжать бесконечно. Основы нынешних кыргызов это енисейские кыргызы. Именно они ассимлировали могулов и.д. племен в Кыргызстане. То есть, нынешних кыргызов уже была готовая этническая ядро. Окончательно нынешние кыргызы формировались как народ в Тянь-Шане, когда окончательно ассимлировали могулов: Абулгази Хивинский: «Был у Огуз-хана внук имени Кыргыз.Кыргызы — его потомки. Однако людей из потомков Кыргыза мало — могольские племена, истощив свои пастбища и источники, шли в йурт кыргызов, поселились там и стали называться кыргызамами, сами же знают из какого рода-племя [они происходят]». Histoire des Mogols et des Tatares par Aboul-Ghazi Behädour Khan. Publiee, traduite et annotee par le Baron Desmaisons. T. 1. Texte. SPb., 1871. Самом деле кыргызы были доминирующая население Тянь-Шана, по этому могулов ассимлировали. Об этом написал сам могул Мирза Хайдар: «Хотя кыргызы тоже из могольских племен, но по причине частого неповиновения хаканом, они отделились от моголов. Все моголы стали мусульманами и вошли в число последователей ислама, а кыргызы, как прежде, остались (во власти) неверия. По этой причине они отделились от моголов. Следствием этого явилось то, что моголы теперь стали самыми отдаленными и самыми малочисленными созданиями». Материалы по истории киргизов и Киргизии. Материалы фон да Отдела рукописей АН КиргССР. Вып. 2. Инв. N9 5176, 3050.
-
Кыргызы долгое время контактировали с Прибайкальскими племенами. Тогда должна быть связь с нынешними бурятами и якутами. Действительно этнокультурные связи нынешних кыргызов есть с бурятами и якутами. Рашид ад-Дин написал про прибайкальских племён, которые стали один из основных племён (баргуты то же) нынешних бурятов и частично якутов: "[Оба] они [булагачины и кэрэмучины] обитали в пределах [той же местности] Баргуджин-Токум и у самого края страны кыргызов. Они близки друг к другу". Прошло 400 лет, этих племен среди могулистанских кыргызов нашел историк Аштарханидов Махмуд ибн Вали, когда он посетил Могулистан: "Булагачи и кэрэмучи поддерживают между собою отношения побратимство(анда-худа). Ныне улус булагачи стал одним из кыргызских племен(товаиф), над прочими туманами упомянутого эля преобладают". [Махмуд ибн-Вели, Бахр-уль-Асрар. Фотокопия рукописи ЛО MB ЛЯ, РВ-82. л. 4-6 (по переводу Н. Н. Туманович)]. Моя мама по происхождению муңгуш-кэрэмучин, большая племя, нынешние время основной часть проживает в Карасуйском районе и городе Ош. То есть, часть Прибайкальские племена участвовали этногенеза современных кыргызов. По этому якутский учёный В.Ушницкий написал, цитирую: "Наличие в составе тянь-шаньских кыргызов племен баргу, тумат, булагачин и даже керемучин (согласно китайского источника 1770-года "Сиюй Чжи", с.206.)свидетельствует о возможности участия лесных народов Баргуджин-Тукума не только в этногенезе бурятов, саха и внутренных монголов, но и кыргызов Средней Азии. Следовательно, это яркое доказательство миграций кыргызов, захвативших с собой подвластные им племена Байкальского региона на Тянь-Шань и Ала-Тоо после XIII в." [Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов.Якутский ученый Василий Ушницкий,кандидат исторических наук]
-
Тут речь идёт про границы государства енисейских кыргызов. Если буквально принимаем, тогда сообщение Рашид ад-Дина противоречит географии и другими письменными источниками. Если принимаем, что там речь идёт про границу, тогда потверждает другие писменные источники. "Кэм-Кэмджиут большая река, одною стороною она соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (ее) граница–с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с (бассейном) большой реки, которую называют Анкара-Мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов". Рашид ад-Дин написал границы найманов: "Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали в Большом Алтае..." То есть, часть Горный Алтай была кыргызская и там обитали три вассальные племена кыргызов: теленгиты, куштеми и урасуты. То есть указание РаД правильная, западная граница кыргызов соприкасались с землями найманов. Ата Мелик Джувейни: "Местом обитания татар, их происхождения и рождения была огромная степь, ширина и длина которой таковы, что путь от одного до другого ее края занимает семь или восемь месяцев. На востоке она граничит с землями китаев, на запа де - со страной уйгуров, на севере - с землями киргизов и рекой Селенгей, а на юге - с владениями тангутов и тибетцев". Ата Мелик Джувейни, Чингизхан история завоевателя мира.М-2004. Присутствие кыргызов в этом регионе потверждает еще другие источники: "Область Кыргыз и Селенга из шестого климата. Его столица Каракорум, которая была построена Угедей-кааном. Климат холодный, вода в изобилии, однако урожай зернового хлеба скудный. Сеют яровую пшеницу. Пастбища хорошие, простираются до реки Онон, где была расположена главная ставка Чингиз-хана". "Нузхат ал-Кулуб" Мустауфи Казвини, написанной в 1340 г. "Селенга–область из шестого климата, в Туране. Как написано в «Китаб ахбар-и киргиз ва Селенга», страна киргизов смежна с нею. Центр этой области–город Каракорум, где когда-то проживал Чингиз-хан. После него Угедей-каан построил там высокие постройки... Словом, климат Селенги холодный, а вода в изобилии. В настоящее время пришла в упадок, но временами там кочуют калмаки" «Географии» автора XVIIв. Махмуда ибн Вали. Баргуджин токум согласно Юань ши называлась Анкэла (Ангара) и находилась в вассальной зависимости от кыргызов. Длительное присутствие кыргызов в этом регионе нашло отражение в народных преданиях населения Прибайкалья. Так, буряты все курганные насыпи по рекам Онон, Шилка и Аргуни еще в XIX в. называли кыргызгир (кыргызские дома). Щукин Н.С. Очерк Забайкальской области.
-
РаД: "Кыргыз и Кэм-Кэмджиут – две области, смежные друг с другом; обе они составляют одно владение (мамлакат). Кэм-Кэмджиут большая река, одною стороною она соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (ее) граница–с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с (бассейном) большой реки, которую называют Анкара-Мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум, также близки к этой области. Титул (каждого) их государя, хотя бы он имел другое, –инал, а родовое имя их этой области, кто пользуется уважением и известностью–иди". Тут речь идёт не самой реке, а границы государства енисейских кыргызов. Юг с монголами, Восток с рекой Селенгой и тайджиутами, Северо-восток с рекой Ангара, Запад с найманами. Потверждает другие писменные источники и сам РаД. В то же время в китайской хронике монгольского периода «Юань ши» при описании страны кыргызов упоминаются области Цилицзисы (Кыргыз), Ханьхэна, Кяньчжоу (Цяньчжоу или Кэм-Кэмджиут), Иланьчжоу, Анкэла (Ангара или Баргуджин-Токум) и Усы.
-
Енисейские кыргызы реки Енисей называли Кем, потверждает найденные в Хакасии рунические надписи: "Алп Сол. Когда положен предел греховному (букв, низкому) [и] Небо и Владычица Мать Кем [река] соединяются в благоустроенности, мы [все], приносим благую (букв, хорошую) пользу и достигаем сана (или: званий) (Так] [и] я стал богат". В китайских источниках река Енисей называется - "Гянь", то есть Кем. Современные хакасы называют Енисей- "Ким суг", а тувинцы "Улуг-Хем". Хемчик (Кемчик) — река в России, левый приток Енисея. Протекает по территории Бай-Тайгинского, Барун-Хемчикского и Дзун-Хемчикского кожуунов Республики Тыва. То есть, Рашид ад-Дин передал в форме Кэм-кэмджиут, нынешнем тувинском языке получается Хем- Хемчик. Тут уже понятно же, Кэм-кэмджиут это нынешняя Тыва, а Кыргыз нынешняя Хакасия.
-
Рашид ад-Дин енисейских кыргызов локализирует в Хакасии. РаД: "Киргиз и Кэм-кэмджиут —две области смежные друг с другом, обе они составляют одно владение (мамлакат, государство)..." (указывается Хакассия(Киргиз) и Тува(Кем-кэмджиут). "Когда подоспел Джочи, лед уже сковал реку Кэм-Кэмджиут. Он прошел по льду и, покорив и подчинив киргизов, вернулся назад"(указывается Хакасия). См.Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1. М.-Л., 1952. Потверждает Юань ши: "Киргизы. Цзилицзисы [народ этот] ведет свое происхождение с тех пор, как 40 девушек земли Хань вступили в брачный союз с мужчинами Усы. По этому значению (сорок) и назвали свои земли... Цяньхэ [Кем-Енисей] как раз протекает через центр их владений течет на северо-запад..." "Войска Хайду напали на Алтай[Цзинь-шань]. Тутуха вместе с полководцем Дор-дохуай выступил против Хайду..." "В 1290 г. Тутуха разграбил район Алтайских гор и захватил более 3 тысяч семей, принадлежавших Хайду. На обратном пути он посетил Хэлинь [Каракорум]. Здесь он получил приказ овладеть киргизами [цзилицзисы]. В 1291 [92 г.?], весной, войска встали лагерем у реки Цяньхэ (Кэм - Енисея), по льду шли несколько дней и только тогда дошли до границ их владений. [Армия Тутуха] полностью овладела всем народом пяти их (т.е. кыргызских) племен и [монголы] разместили [в их владениях] войска, чтобы охранять их". "Хайду, получив известие о захвате киргизов, послал [им на выручку] на реку Цяньхэ [Енисей] войска. Тутуха снова разбил их и взял в плен полководца Хайду Болоча".
