Перейти к содержанию

Алмас Аманбаев

Пользователи
  • Постов

    143
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Старые поля

  • Страна
    Турция

Посетители профиля

677 просмотров профиля

Достижения Алмас Аманбаев

Опытный пользователь

Опытный пользователь (3/5)

-1

Репутация

  1. Этих племён Махмуд ибн Вали упоминает среди кыргызов Моголистана. Махмуда-ибн-Вали написал при описании кыргызов (1634 год), имея в виду теленгутов, кис(и)тим и урасутов, он писал: "Хотя туман по внешнему облику походит на монголов, но (они) нe происходят из этого народа; их называют лесным племенем... Некоторые из (их) уругов ранее подчинялись Чингиз-хану. Ныне они входят в киргизский эль" Махмуд ибн-Вали, Бахр-уль-Асрар. Фотокопия рукописи ЛО MB ЛЯ, РВ-82. л. 4-6 (по переводу Н. Н. Туманович).
  2. На верно личное предположение историка. Рашид ад-Дин, цитирую:"...горы: Элуй-Сирак и Кок-Ирдыш (Синий Иртыш), – в этих пределах обитало также племя канглы, – Иртыш-мурен, который есть река Иртыш, горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана (Монголии)". То есть, Прииртышьские и Алтайские кипчаки обитали между Иртышом и Монгольским Алтаем., енисейские кыргызы были всего соседями. Юань ши их называют кыпчаки и канглы, локализация те же Иртыша. Юань-Ши: "...Получив сведения о победе Тутуха, он [Хубилай] приказал ему спуститься вниз по течению реки вместе с его сподвижниками. В пути Тутуха встретил армию мятежника вана Тегэ численностью в 10 тыс. всадников и внезапным ударом рассеял ее, захватив много коней и взяв при этом в плен мятежного вана Харлу. Он доставил пленных в ставку Хубилая, где они были казнены. Все мятежники из кыпчаков и канглы, сдавшиеся добровольно, были отданы Тутуха. Был учрежден департамент Халачу из 10 тыс. дворов. Все разбросанные в разных местах кыпчакские кочевья, все племена и все ваны Аньси попали под управление Тутуха". (Примечания: Отец Тутуха (Баньдуча) «находился в свите Хубилая и ведал отличными лошадьми. Ежегодно он поставлял [двору] кумыс. Этот кумыс был голубоватого цвета и исключительно приятным на вкус. Его называли кумысом от черных кобылиц, так как глаза этих кобылиц звались "халачу") (Е.И. Кычанов. Сведения в "Юань-ши" о переселениях кыргызов в XIII в.) В составе найманов не упоминается енисейские кыргызы, а писменные источники указывает как соседи: 1. Джувейни 2. Карпини 3. Рубрук 4. Рашид ад-Дин 5. Юань Ши Енисейских кыргызов разбили найманы на севере Турфана. Но не смогли их подчинить. Енисейские кыргызы уши на север. Если бы они приняли подданство, писменные источники енисейских кыргызов упоминали бы в составе найманов. Нету такое. Локализация княжество Кыргыз на Алтае и Прииртышье неправомерно. Согласно концепции А. Мокеева, Алтайско-прииртышские кыпчаки и кимаки(еще он добавил уйгуров) должны были ассимилировать енисейских кыргызов до начала 13 в. и Алтай и Прииртышье должна была называться "Кыргыз".К сожелению его концепция противоречит письменных источников. Найденные палеоДНК кимако-кипчакских и уйгурских захоронениях отличается от ДНК нынешних кыргызов. Прямые потомки кипчаков и уйгуров это казахские кипчаки и уйгуру провинции Ганьсу, у них ДНК совершенно отличается от ДНК нынешних кыргызов. Многие пишут, что южные алтайцы и Тянь-Шанские кыргызы когда то были одним народом. Но не потверждает молекулярная генетика. По отцовской линии отличается, и никогда не были оба народа когда то одним народом. Алтайцы никогда себя не называли кыргызами.Основной ДНК нынешних кыргызов получается родственниками Карасукской, Тагарской и Таштыкской культурой. Все эти культуры генетически преемственная, еще именно эти культуры были представителями европеоидной расы.То же подтвердили генетики. Рассматривая проблему происхождения енисейских кыргызов,хакасский профессор В. Я. Бутанаев, опираясь на китайские хроники 5 в. н. э., сделал вывод, что первоначальной обителью предков енисейских кыргызов была Минусинская котловина. Согласно летописи кыргызы сами рассказывают о происхождении своего предка, как в глубокой древности, ниспосланный сверху дух спарился с коровой в этой пещере. В. Я. Бутанаев отмечает, что первопредок, не имеющий отца и матери сам зародился в недрах данной земли, а значит его представители (кыргызы) являются самыми древними насельниками данной территории, соответственно их формирование происходило именно здесь.Профессор потверждает автохтонного происхождения енисейских кыргызов. Согласно Юаньши, все владения императоров монгольской династии для удобства администрации были разделены на 12 провинций, современная Монголия, включая и Саяно-Алтайское нагорье, входила в провинцию Лин-бэй с центром в г. Каракоруме. Провинция Лин бэй поручено старшему брату императора Камале[РаД]. В 1309 г. наместник Лин-бея предлагал императору на стороне Алтая устроить военнопахотные поселения[Потапов]. Это косвенная указания,по этому предполагаю, что на Алтае военные поселенцы были сами монголы, енисейские кыргызы и лесные племена, ранее входивший в состав енисейских кыргызов . Когда джунгары 1703 г. енисейских кыргызов переселяли в Джунгарию, половины были кыштымы. Это доказывает родовой состав Фуюйских кыргызов, там сагайские и бельтирские роды много. Нынешними кыргызами то же самое была. Нынешних кыргызов много потомки лесных племён: кэрэмучин, булагачин, байт, тас, теелес, баргут, сибирги и.т. Все эти лесные племена были в государстве енисейских кыргызов. Южные соседи кыргызов были кыпчаки-канглы. Если они согласно Юань-ши были 10 тысяч кибитков, получается 50-60 тысяч. Вот, под влиянием канглы-кыпчаков более малочисленные енисейские кыргызы поселенцы перешли от "З" языка на "Й" язык. Академик В. Бортольд то же самое написал. Например, под влиянием узбеков южные кыргызы, особенно араванские и карасуйские до 2000 х годов говорили на "йоканием". Согласно Э. Тенишева, распад язык нынешних кыргызов от енисейских кыргызов 13-14 век.Датировка кыргызского ДНК от китайских генетиков то же потверждает Э. Тенишева: "Примечательно, что внутри гаплогруппы C2b1a3a1-F3796 кыргызы северо-западного Китая и представители не-жалайырского клана уйсун имеют близкие генетические связи по отцовской линии, формируя кластер происхождения, датируемый 696–736 годами назад. Для гаплогруппы R1a1a1b2a2a-Z2125 время до последнего общего предка (TMRCA) для «кыргызского» кластера оценивается в 628–721 год назад. Близкое совпадение возраста этих двух кластеров указывает на быстрое увеличение численности кыргызов северо-западного Китая в XIII–XIV веках, что совпадает с периодом расширения Монгольской империи". *** У нас 2 концепции происхождения кыргызов официально существует: 1. Караева, Худякова, Чороева и Кожобекова-Восточнотуркестанский этногенез. 2. Кляшторный, Плоских, Мокрынина и Мокеева-Алтайский этногенез. Оба концепции уже устаревшая, нужна новая концепция.
  3. Причем тут енисейские кыргызы? Там сравнение с алтайцами. "В комплементарной гаплогруппе R1a-Z93 парагруппа R1a-Z93* ( Рисунок 3b ) наиболее распространена (>30%) в Южно-Сибирском Алтайском регионе России, но она также встречается в Киргизии (6%) и во всех иранских популяциях (1–8%). R1a-Z2125 ( Рисунок 3c ) встречается с наибольшей частотой в Киргизии и у афганских пуштунов (>40%). https://www.nature.com/articles/ejhg201450#Fig3 "Максимальной по частоте у теленгитов является гаплогруппа R1a1a1 (YP1518) (58%) У алтай-кижи преобладает гаплогруппа R1a1a1b2a2a3b1a1~ (YP1542) (30%) У тубаларов полностью доминирует гаплогруппа R1a1a1b2e1~ (YP1509). Часть образцов тубаларов, кумандинцев и чел-канцев относится к родственной ей гаплогруппе R1a1a1b2a2a3~ (Y42090). https://cyberleninka.ru/article/n/geneticheskiy-landshaft-narodov-altaya-po-gaplogruppam-y-hromosomy Кыргызские субклады— это Z2125 > YP1456[Источник П. Андерхилл] То есть, 6%-10% алтайцы и кыргызы получается родственниками. С тувинцами и хакасами то же самое, 6%-10% через ДНК N1b(P43). "Наиболее часто встречающейся гаплогруппой как в суммарной выборке, так и в выборках качин цев Ширинского района является N1b (P43) (44%), к ней относятся подавляющее большинство образцов (86–89%). Это обусловливает очень низкое генети ческое разнообразие (H) по гаплогруппам в популя ции качинцев. В Аскизском районе на долю N1b приходится около половины исследованных образ цов (максимальная частота наблюдается в селе Усть Чуль), что и определяет отсутствие достоверных раз личий по частотам гаплогрупп с выборкой из с. Спи рин. Эта гаплогруппа распространена на территории Южной и Западной Сибири, а также в Восточной Европе. По данным литературы, наибольшая частота гаплогруппы N1b наблюдается у нганасан (92%) и ненцев (57%) [29]. Частота этой гаплогруппы доста точно велика также у тувинцев (19%), где проявляется сильный эффект основателя по этой линии [12]. Из других сибирских этносов доля N1b существенна, кроме того, у хантов и долганов (12%) [29]. У осталь ных сибирских этносов частота этой линии не превы шает нескольких процентов. В Европе наибольшая частота распространения этой гаплогруппы прихо дится на ВолгоУральский регион, где она охватывает около 10% Yхромосом у мари и чувашей, коми (13%) и удмуртов (29%). В западной часть ареала N1b она входит в состав генофонда карел и финнов (0.4%), а также вепсов (18%) [11]. Таким образом, N1b пред ставляет собой маркер доисторической связи между сибирскими и европейскими популяциями". РАЗНООБРАЗИЕ ГЕНОФОНДА ХАКАСОВ: ВНУТРИЭТНИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И СТРУКТУРА ГАПЛОГРУПП YХРОМОСОМЫ © 2011 г. В. Н. Харьков1, К. В. Хамина1, О. Ф. Медведева1, О. В. Штыгашева2, В. А. Степанов1. "Памирских ких киргизов лучше сохранились свидетельства сибирского происхождения киргизов, проявляющиеся в высокой частоте (до 24%) «сибирской» гаплогруппы N1a2b (P43). Гаплогруппа N1a2b (ранее N1b) определяется мутацией P43. Предполагается, что N1a2b возникла 4500 — 10 000 лет назад на территории Саян или поблизости. Эта Y-хромосомная гаплогруппа распространена у народов уральской группы, тюрков, монголов. До 2008 года носила название N2". Почему так получилось? Потому что енисейские кыргызы не основа алтайцов, тувинцев и хакасов. Енисейские кыргызы среди них максимум 5%-10%. Вошли как этнический компонент. По этому история изучается с самосознанием народа, как это делали академик В. Бартольд, В. Радлов и.д. Этнолог-историк М.В.Крюков сказал: "всестороннего учета ведущего этнического признака — самосознания этноса, проявляющегося в его самоназвании".
  4. Откуда у вас данные? Есть ссылка на научных статей?
  5. Я ошибся, не ибн Халдун, а ибн Баттута. "Приветсвие Тармаширина ибн Батутты: «Хушмисан, яхишимисан кутлу айусан». Хушмисан значит «здоров ли ты?» Яхишимисан — «хорошо ли себя чувствуешь?» Кутлу айусан — «ла будет благословенно твое прибытие!»... Однажды я присутствовал на послеполуденной молитве, а султана пока еще не было. Один из его слуг принес молитвенный коврик и разостлал его у михраба, где обычно молился султан, и сказал имаму Хусам ад-Дину ал-Йаги: «Наш повелитель просит, чтобы ты его подождал немного с молитвой, пока он не закончит омовения». Имам поднялся и сказал: «Намаз барайи худа ау барайи Тармаширин?», то есть «Молитва для бога или для Тармаширина?». И приказал муэззину приступить к молитве. Когда султан пришел, два раката уже было исполнено; тогда он совершил два оставшихся раката там, где остановился, а это было в том месте, где люди оставляют свою обувь, на пороге мечети. Исполнив то, что пропустил, он встал и подошел к имаму, улыбаясь, чтобы обменяться с ним рукопожатием, ая — рядом с имамом. Затем султан сказал мне: «Когда ты прибудешь в свою страну, расскажи, как беднейший из бедных персов обращается с султаном тюрков»". См.Ибрагимов Н,Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1988.
  6. В 2017 г. был опубликован образец S441 VII—VI веков до н. э., имевший две положительные мутации: YP1456+ и S23592+ https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Аржан
  7. Потому что енисейские кыргызы были автохтоннами Минусинской котловины. Согласно исследованием генетиков, Синташская культура была родственниками культур Минусина. А все культуры Минусина от Андронова до Таштыка преемственная, доказали давно археология, но генетики подтверждали. Голубоглазые блондины жили от культуры Андроновы до Тагарской и Таштыкской культуры. Гаплогруппы R1a обычно характерно европеоидной расы. Судя по сведениям независимых друг от друга китайских, ранних арабских и тибетских источников, древние енисейские кыргызы были светловолосыми, зеленоглазыми или синеглазыми – светлыми в антропологическом типе этносом, который резко отличался от своих соседей, которые проживали в то время в Южной Сибири. Все это указывает на то, что енисейские кыргызы, которые проживали в Минусинской котловине, на среднем течении реки Енисей, достаточно сильно отличались от своих соседей, которые были более монголоидными. А енисейские кыргызы, судя по всему, были европеоидным типом и были остатками древних индоевропейских племён, расселённых в Южной Сибири ещё в эпоху Андроновский культуры. Синолог Супруненко давно убедительно доказала автохтонного происхождения енисейских кыргызов. Еще есть хорошая статья Есина. То же убедительно доказала местного происхождения енисейских кыргызов . Вот, китайские источники, прямо указывают местоположение енисейских кыргызов👇 В «Цянь Хань шу», вставленной в I в. н.э., также упоминается о покорении кыргызов сюнну. Бань Гу сообщает, что около 48 г. до н.э. шаньюй Чжичжи разбил племена кыргызов (гяньгунь,гянькунь), обитавших в 7 тыс. ли к западу от его столицы и в 5 тыс. ли к северу от области Чэши (Восточный Тянь-Шань). Эта координаты совпадают с районом Верхнего Енисея. В «Чжоу шу» и «Бэй ши» приводится легенда о происхождении кыргызов (цигу), которые обитали между реками Абакан и Енисей. *** Французские учёные под руководством Каролины Буаказ из института судебной медицины при Страсбургском университете провели исследования и выяснили, что,по меньшей мере 60% древные жители южного сибира действительно имели голубые глаза: Caroline Bouakaze et al:"The genotype for rs12913832 was obtained for 23 out of the 25 samples, and most had the G/G genotype (n=15), which indicates that at least 60% of ancient specimens were probably blue- or green-eyed individuals. The remaining samples had the A/G (n=5) or A/A (n=3) genotypes, which are predictive of brown eye color phenotype." NP typing was successful for most of them, which were all assigned to Y-haplogroup R1a1 except one. ["International Journal of Legal Medicine, 2009 ] Как минимум у 60% древних жителей южного сибири[андронова,карасук,тагарцы,таштыкцы] были голубоглазыми или зеленоглазые люди. У остающихся образцов были генотипы A/G (n=5) или A/A (n=3), которые являются прогнозирующими из фенотипа цвета карего глаза. (однако могу оказаться и сметло-смешанными). Таким образом, установлена корреляция между гаплогруппой R1a и голубым цветом глаз. Исследователи из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН проанализировали митохондриальную ДНК из останков людей в захоронениях тагарской культуры, существовавшей на юге Сибири в VIII—I вв до нашей эры... Авторы новой работы взяли митохондриальную ДНК, передающуюся по материнской линии, из 79 скелетных останков, найденных в тагарских курганах. В итоге выяснилось, что большинство захороненных были носителями гаплогрупп H, HV6, HV*, I, K, T, U2e, U4, U5a и U* — всего их было 64,6 процента от общего числа изученных. Эти митохондриальные гаплогруппы и тогда, и теперь типичны для Западной Евразии, европеоидных народов. Остальные 35,4 процента составляли гаплогруппы A*, A8, C*, C5, D, G2a и F1b, типичные для востока Евразии и часто встречающиеся среди монголоидов... То есть, они не только по мужской линии, еще по женской линии были европеоидной расой. *** Образец RISE495, относящийся к поселению Арбан 1 Карасукской культуры (Хакассия), «принадлежит субкладу R-S23592 (Z2124+ Z2125+ Z2122- Z2123-). Определен положительный YP349. Субклад является родительским к кыргызской ветви». В 2017 году вышла еще одна статья с генетическими данными по палеоДНК (Y-хромосома и аутосомные маркеры) В данной статье был опубликован образец S441 из поселения Аржан (Тува) 7-6 веков до нашей эры. Он имел две положительные мутации: YP1456+ и S23592+, которые являются предковыми мутациями для кыргызской ветви. То есть, нынешние кыргызы берёт свои началу от древных жителей Южного Сибира. Субклад кыргызов Z2125 достигает до 55%.
  8. То есть, не отличали тюркских языков? Если допустим так,тогда улус дуглатов вряд ли говорили на кипчакском наречие, потому что они были владыками Яркенда, Кашгара, Куча и.т. они больше контактировали с карлукоязычними тюрками. Ибн Халдун упоминат язык Тармаширина, он ясно говорил на карлукском диалекте. Тогда еще Чагатайский улус не была разделена на Маверенахр и Моголистан. А улусу Анка Торе и Булгаачы ясно говорили на кыргызско-кипчакском диалекте. Потому что подавляющее большинство там были кыргызы.
  9. Язык Могулов. "Обычаи цзилицзисы[кыргызов] отличаются от обычаев всех других владений. Их язык похож на язык уйгур. Живут цзилицзисы в хижинах и юртах. Занимаются скотоводством и кочуют в зависимости от наличия воды и пастбищ". Е.И. Кычанов. Сведения в "Юань-ши" о переселениях кыргызов в XIII в. "Ее обитатели - кочевники, они живут в войлочных палатках и периодически переходят с места на место со своими стадами в поисках источников воды и пастбищ... ...а их язык( то есть могулов) напоминает язык вэйур (уйгурский )". «Большой географии династии Мин», 1460 г.
  10. Почему то выборочно тут, этнокультурные связи нынешних кыргызов не только алтайцами есть, еще тувинцами, хакасами, да же бурятами есть. Для примера цитирую от Каратаева. Этнокультурные связи кыргызов и тувинцев. Социально-экономические сдвиги происшедшие в IX–XIII вв. на территории Тувы, оказали свое воздействие на последующее становление тувинского народа. Родоплеменной строй, хозяйственный уклад, связанный с ним, военно-политическая ситуация не сумели создать условия для этнической консолидации. Несмотря на процесс этнического смешения, этноним «кыргыз» не сумел утвердиться как этническое самоназвание местного населения. Кыргызско-тувинская этническая общность обнаруживается и в материалах из устных народных произведений. Этнические связи двух народов подтверждаются параллелями в родоплеменных названиях. Например, кыргыз – кыргыс, мунгуш – монгуш, баарын – бараан, чот (басыз) – чооду, тубай (саруу) – туба, туума, карасакал (баргы, доолес, саяк) – карасал, олет (саруу) – олет, сарты (адигине) – сат, он канат – ондар, сол канат – сол чак, тагай (геноним) – тагай, кесек – кезек, сарык (нойгут) – сарыг, толен (солто) – толан, джети уруу (кытай, саруу) – чети тончак, доолес – тулуш, адыг тулуш – адигине, балыкчы (саруу) – балыкчы, кузгун тобу (сарты) – хусхун, кабели (кипчак) – ховалыг, тордеш (кытай) – тодош, уйгур (мунгуш) – уйгур, мангыт (мунгуш) – мунгат, шыгай – шагай, баят (тейит) – баяут, кереит (доолес) – хиреид, каратал – хара тал и другие. Известно, что этнические связи обоснуются общностями в родоплеменных тамгах. Интерес порождает и общее в единицах измерения расстояния, веса, времени и объема жидкости, использовавшихся в народной практике тувинцев и кыргызов с древности. Несмотря на отдаленность расселения друг от друга тувинцев, алтайцев и кыргызов, единицы измерения, появившиеся в древности, свидетельствуют об общности их исторического происхождения. В тувинском языке бир кун (один день) бир тун (одна ночь) назывался хун, дун, эртен менен (утром) – эртен, туш (полдень) – душ, кеч (поздно) - кеже и т.д. Отрезки времени делилось на «бир чай кайнам убакытка» (за время вскипячения чая) – тув. «шай хайындырым». Например, на переход реки вплавь и возвращения назад уходило время, за которое можно было раз, дважды или трижды вскипятить чай (время кипячения чая – 30 мин.). Основу единиц измерения определяли посредством человеческой части. Тув. кулаш – кырг. кулач (размах рук), карыш – карыш (пядь), кары толу или тугай – бир, эки, уч, торт, беш эли (ширина пальца) и другие. У тувинцев 25 – 30 чакырым (примерно 25 – 30 верст) – «бир хундук» (однодневный), 50 – 60 чакырым – «эки хундук» (двухдневный) или же «бир ара хонуп чедер чер» (кырг. «бир конуп жетуучу жер» – место, куда можно добраться, переночевав один раз), «жарым кундук жол (путь на полдня) – тув. «душтук чер», бир чакырым жер – тув. «бир кышык чер» (700 – 900 м.), ок жетчу аралык (расстояние полета стрелы) – тув. «боо азымы» (80 – 100 м.) и другие. Небольшие меры длины: базым – бир кадам (бир басым – один шаг), кулаш – кулач, тош чарты – жарым кулач (половина размаха рук), узун дугай – бир чыканак (одна локоть), карыш – карыш, соом – соом//соомой (указательный палец) и другие. У эрзинских тувинцев (племя кыргызов) для изготовления полотнищ юрты использовались следующие единицы измерения: расстояние между большим и согнутым указательным пальцем – 10 см, между большим и выпрямленным указательным пальцем - 18 см, пядь - 20 см. Мера площади носила условный характер: тув. адыш оюу – алакандай жер (с ладонь), от орну – очоктой орун (с очаг), ог орну – уйдой орун (площадь юрты) и другие. Для измерения жидких веществ у тувинцев не было стандартных единиц. Жидкие вещества (айран, молоко, кумыс, вода и др.) измерялись посудой с различным объемом. Поэтому посуда делилась соответственно своей вместительностию. Например, пиче аяк шити, аяк шити, улуг аяк шити, тавак шити, чылапча баш и другие. Пиче когержик – посуда объемом в 3 литра, когер (кырг. коокер) – посуда объемом 20 – 25 литров. А зерно (пшеница, овес и др.) измерялось не весом, а объемом (чейрек, кадак). Глубина воды определялось высотой оседланной лошади или ростом человека. Например, туюк каразы частыр – кырг. туякка жетчу суу (вода, покрывающая копыто коня), эзенги чедип турар – кырг. узенгуго жеткен суу (вода, доходящая до стремени), использовалось более 20 терминов такого рода. Глубина воды по отношению к росту человека определялось 20 терминами. Это параллельные подобия отражают глубокие этногенетические отношения между кыргызов и тувинцами. Каратаев О. К.Этнокультурные связи кыргызов (по материалам родоплеменных тамг,этнонимов...)
  11. Новейшие данные по ДНК кыргызов на основе исследования 2025 года (Исакова, Букаев, Ирсалиев, Сабитов, Жабагин) «Короткие тандемные повторы Y-хромосомы (Y-STR) являются важными маркерами в судебной генетике, популяционных исследованиях и реконструкции отцовских линий благодаря их строго мужскому наследованию и высокой дискриминационной способности. Несмотря на их глобальное значение, популяции Центральной Азии, в частности кыргызы, до сих пор слабо представлены в ведущих референсных базах данных Y-STR. Представленные данные охватывают 23 Y-STR локуса, типированных у 514 неродственных кыргызских мужчин, отобранных из трёх географически различающихся регионов: северо-восточного, северо-западного и южного Кыргызстана. Генотипирование проводилось с использованием системы PowerPlex Y23. Полученные данные были внесены в Референсную базу гаплотипов Y-хромосомы (YHRD) с целью укрепления судебно-генетических и антропологических исследований в регионе. Было идентифицировано 346 уникальных гаплотипов, что свидетельствует о высоком гаплотипическом разнообразии (HD = 0,981–0,990) и высокой дискриминационной способности (64–70%). Анализ AMOVA показал, что деление кыргызов на северную и южную группы не отражает их действительной генетической структуры: более 99% генетического разнообразия распределено внутри субпопуляций, что свидетельствует о слабой дифференциации и значительной общей отцовской линии между региональными группами. Также были выделены четыре доминирующих кластера гаплогрупп (R1a, C2a, N1, и R1b), что предоставляет важную информацию об историко-демографической динамике кыргызского народа. Предпосылки исследования Y-хромосомные STR-маркеры играют важную роль в судебной генетике, анализе родства и популяционных исследованиях, поскольку строго передаются по мужской линии и обладают высокой разрешающей способностью. Они позволяют реконструировать отцовские линии и дают ценную информацию о миграционных процессах и демографической истории. Научное значение Y-STR-маркеров усиливается благодаря существованию таких баз данных, как YHRD, которые позволяют проводить сравнительный анализ и оценивать частоты гаплотипов в разных популяциях. Несмотря на расширение Y-STR-данных по миру, популяции Центральной Азии, в частности кыргызская, остаются недостаточно представленными. Отсутствие кыргызских данных в YHRD снижает эффективность судебных экспертиз и популяционных генетических исследований в регионе. В целях восполнения этого пробела был сформирован массив данных по 23 Y-STR-локусам, типированным у 514 неродственных мужчин из трёх регионов Кыргызстана — северо-востока, северо-запада и юга страны. Генотипирование осуществлялось стандартными методами судебной генетики. Полученные данные расширяют представление о популяциях Центральной Азии и обеспечивают ценный ресурс для будущих исследований генетического разнообразия и структуры кыргызского населения. Ценность данных • Представленные данные по 23 STR-локусам Y-хромосомы у трёх субпопуляций кыргызов дают подробную картину генетической структуры, раскрывая особенности отцовских линий и микроструктуры кыргызов в Центральной Азии. • Внесение профилей в базу YHRD способствует развитию глобальной судебной генетики, повышая точность установления родства и идентификации пропавших лиц за счёт расширения базы сравнительных данных. • Этот массив представляет собой ключевой источник для популяционных и антропологических исследований, углубляя понимание генетического разнообразия кыргызов и их связей с соседними и отдалёнными народами Евразии. • Комплексный анализ Y-STR-профилей открывает новые перспективы для будущих генеалогических исследований, направленных на изучение демографической истории и культурных взаимодействий кыргызского народа. Историко-географический контекст Кыргызстан — внутриконтинентальная горная страна в Центральной Азии с разнообразным ландшафтом, представленным межгорными котловинами и горными системами Тянь-Шаня и Памиро-Алая. На севере находятся крупные долины (Чуйская, Таласская, Иссык-Кульская), исторически благоприятные для оседлого земледелия и животноводства. Центральная часть (особенно Нарынское нагорье) традиционно ориентирована на кочевое пастбищное хозяйство. Южные регионы (Ошская, Джалал-Абадская и Баткенская области) известны садоводством, бахчеводством и хлопководством. По оценке на 2024 год, население Кыргызстана превышает 6,7 млн человек, из которых около 4,9 млн составляют кыргызы (по данным Joshua Project). Историко-этнографические данные свидетельствуют, что этноним “кыргыз” охватывал широкие территории — от Южной Сибири и Монголии до Центральной Азии. Формирование современного кыргызского этноса происходило в результате сложных процессов смешения кочевых и оседлых сообществ, включая сако-усуньские племена, ранние тюркские и уйгурские государства, монгольские завоевания и кипчакские конфедерации. С языковой точки зрения кыргызский язык относится к кипчакской группе тюркских языков и близок к казахскому, каракалпакскому и ногайскому, что отражает долгие периоды взаимодействия среди кочевых обществ Центральной Азии. Генетические данные и выводы Наблюдаемое разнообразие Y-хромосомы в современной кыргызской популяции отражает сложное историческое наследие, отражённое в патрилинейных линиях, сформированных миграциями, социальной структурой и демографическими процессами. 87% Y-хромосомного разнообразия сосредоточено в четырёх доминирующих гаплогруппах: •R1a — 55% •C2a — 20% •N1 — 6% •R1b — 5% Рисунок 2 демонстрирует эффект основателя в гаплогруппе R1a, включающей 276 гаплотипов, происхождение которых восходит к предполагаемому прародительскому гаплотипу. Эти гаплотипы обнаружены во всех трёх регионах Кыргызстана. Генетически кыргызская популяция занимает обособленное положение, отличающееся от соседних народов. Минимальная генетическая дистанция (RST = 0,040) наблюдается между северо-западной и северо-восточной группами кыргызов. Примечательно, что южная кыргызская группа демонстрирует наибольшее генетическое сходство с популяцией Монголии из Улан-Батора (RST = 0,033). Для дальнейшего понимания выявленных генетических связей, особенно между кланами южных кыргызов и монголами, необходимы углублённые внутрипопуляционные исследования на клановом уровне. Данные о популяции по 23 STR-локусам Y-хромосомы у кыргызов из Кыргызстана. Авторы: Жайнагуль Исакова, Алижан Букаев, Молдобек Ирсалиев, Жаксылык Сабитов, Максат Жабагин https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352340925004366 Аффилиации: — Научно-исследовательский институт молекулярной биологии и медицины, Бишкек, Кыргызстан — Национальный центр биотехнологий, Астана, Казахстан — Научно-исследовательский институт по изучению Улуса Джучи, Астана, Казахстан — Атырауский университет им. Х. Досмухамедова, Атырау, Казахстан — DNK Shejire LLP, Астана, Казахстан. *** Большая выборка, R1a 55%, из них субклад Z2125 примерно 90%. Примерно 50%.
  12. Хакасский историк Л. Кызласов для доказательства центральноазиатских кыргызов написал, цитирую: "К 1293 г. относится другое сообщение: «В сентябре 1293 г. Ши-цзу (Хубилай) разместил на землях Хэсыхэ в качестве военных поселенцев 700 семей чжирхэхусотай (ских) цирцзисы». Безусловно толкование этого места зависит от правильности чтения источника и специалистам предстоит еще унифицировать перевод. Однако, земли Хэсыхэ или Хасха находились в Хакасско-Минусинской котловине, где с глубокой древности живут хакасы, одно из племен которых называют себя хаас и имеет многочисленные родовые и территориальные группы с этнонимом хасха. Таким образом, выселяя «мятежных» кыргызских князей и людей из числа коренного населения с Саяно-Алтайского нагорья, юаньские монгольские власти старались заместить их преданным себе военными поселенцами и таковыми оказались... чжирхэхусотайские (или какие они там будут!) «киргизы». Было бы непонятно, каких и откуда, изменивших родине, кыргызов переселяли монголы, в качестве своего оплота, обратно на родную землю, если не вспомнить, что в данном случае речь идет о «киргизах» из Центральной Азии, ничего общего по происхождению и языку не имевших с кыргызами Саяно-Алтайского нагорья, которых они должны были теперь усмирять. Напомню, что это были различные тюркоязычные группы, из числа племен прежде входивших в тюркский и уйгурский каганаты, родственные алтайским и восточно-казахстанским племенам, жившие на территории теперешней западной Монголии и Джунгарии. В IX—XI вв. эти тюрки, сохранившие свои родовые наименования, входили в состав древнехакасского государства. В XII—XIII вв., попав под владычество монголоязычных племен, они постепенно усвоили объединяющее их имя киргизов, в память недавних своих тюркоязычных правителей и чтобы отличаться от монголоязычных племен". См.Л. Р. КЫЗЛАСОВ ИЗ ИСТОРИИ ПЛЕМЕН САЯНО-АЛТАЙСКОГО НАГОРЬЯ В XIII—XV ВВ. Абакан. 1965. Предки качинцев в 13 в. жили в Восточных Саянах. Когда джунгары в 1703 г. угнали енисейских кыргызов, качинцы начали населят Минусинской котловины. Отнести этих качинцев в 13 в. в Минусин считается фальсификация. Цитирую В. Бутанаева: "Качинцы именовали себя «хааш» или «хаас». По данным письменных источников до начала XVIII в. носители этого имени обитали на северной периферии долины Среднего Енисея в районе Красноярска, где до сих пор протекает р. Кача Поэтому связывать этноним «хааш» (хаас) с жителями Минусинской котловины можно только после 1720—1740 гг., когда основная масса населения этой группы передвинулась вверх по Июсам и Енисею. Согласно свидетельству Г. Ф. Миллера, русское название качи или качинцы появилось в .XVII в. по имени их самого крупного сеока хашха (хасха). Русская форма качи затем была перенята хакасским населением как хааш (хаас), но уже в значении общего обозначения скотоводов Качинской степной думы.... Некоторые исследователи отождествляют хакасский сеок «хасха» с историческими сведениями китайских источников о земле «Хэсыхэ», где в XIII в были поселены 700 дворов чжурхэхусотайских кыргызов. Такие параллели навряд ли обоснованы. Во-первых, качинское наречие исторически восходит к шипящим диалектам и лишь в XVIII—XIX вв. переходит на свистящее «с». Во-вторых, в китайских документах хакасский термин «хашха» передавался в форме «хочжо»". См. Бутанаеа В. Я. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХАКАССКИХ РОДОВ И ФАМИЛИЯ. АБАКАН 1994 г. Этноним "Кыргыз" китайские династийные хроники передали своем диалекте, по разному. Потому что китайском языке отсутствует звуки "К" и "Р". Например: Танские хроники: "Хягясы". Юанские хроники: "Цзилицзисы". Минские хроники: "Цилагуте". Маньчжурские хроники: "Циэрцзисы". Два редакция есть Юань-ши, 1824 г. маньчжурская и 1936 г. китайская. Маньчжурская редакция более искаженная. Они этноним кыргыз передали на своем диалекте, по этому они Юанской диалект искажали. Но китайские редакторы в 1936 г. восстановили юаньский диалект. Но была некоторых местах сомнения и оставили на маньчжурском диалекте. Потверждает историк К. И. Петров, цитирую: "В Юань ши кыргызы называется обычно именем "цзилицзисы" или "циэрцзису". В издании Юань ши 1824 года они называется по второму варианту(Юань ши,1824 г. раздел. 2,цз. 63),в издании 1935-36 гг., в серии Сы-бу бей яо-по первому(Юань ши,том 34,Шанхай,1935-37 гг., цз. 63,стр.487). Употребление в этих изданиях разных называний объясняется результатами деятельности комитета учёных,в середине 18 в. работавшего по пересмотру иностранных имён,географических называний и.т.д. с целью приближений их к действительности, что впоследствии, однако, было подвергнуто сомнениям". См.К.И.Петров "К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в XIII-XV вв".Фрунзе, 1961 г. Согласно Ю. Худякова, цитирую, "Другая группа кыргызов была поселена “на землях Хэсыхэ”, в другом районе Маньчжурии. “ 1293 г. Ши-цзу (Хубилай) разместил на землях Хэсыхэ в качестве военных поселенцев 700 семей чжирхэ- хусотай (ских) цирцзисы (кыргызов)”." См.Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000. - 272 с. То есть, к началу 13 в. не была никакие центральноазиатские кыргызы, или по А. Мокееву "Алтайские кыргызы". Потверждает Ю. Худяков, цитирую: "К началу XIII века кыргызское государство разделялось на два фактичес ки самостоятельных княжества, номинально входящих в одно “владение”. “Киргиз и Кэм-кэмджиут - две области, смежные друг с другом, обе они составляют одно владение (мамлакат). Кэм-кэмджиут - большая река, одною стороною она соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (ее) граница - с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с (бассейном) большой реки, которую называют Анкара-му- рен, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племе на кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум, также близки к этой области. В этих областях много городов и селений и кочевники многочисленны”. Название области Кэм-кэмджиут дано по рекам Кем (Верхний Енисей) и Кемчик и соответству ет Туве. Она граничит с Монгольским Алтаем, где обитали найманы, и Восточными Саянами (Баргуджин - Токумом), верховьями Селенги, где обитали туматы, баргуты и байауты. Область “Кыргыз” занимала Минусинскую котловину. Через нее протекала “большая река Кэм-Кэмджиут” (Енисей), сливаясь с “Анкарой-мурэн” (Ангарой) доходя до “области Ибир-Сибир” (таежной Сибири). Восточнее обитали племена кори (курыканы). Археологические памятники культуры Енисейских кыргызов XIII-XIV вв. н.э. довольно точно соответствуют расселению кыргызов в этот период. Основная масса кыргызских курганов монгольского времени сосредоточена в Минусинской котловине (в области Кыргыз), имеются кыргызские памятники этого периода в долине реки Кии (на окраине таежной области Ибир- Сибир). Объекты кыргызской культуры XIII-XIV вв. н.э. в Туве - немногочисленны. Не обнаружены кыргызские памятники монгольской эпохи на Алтае. Поэтому выделение на Алтае особого “кыргызского княжества” в XIII веке, как это предполагает С.Г. Кляшторный, не подтверждено источниками. Тем более неправомерно помещать там “область Киргиз”." См.Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000. - 272 с.
  13. "Страна Илибали(Могулистан) окружена степями. С востока на запад она простирается на 3 000 ли, а с севера на юг - на 2 000 ли. В ней ни городов, ни дворцов. Ее обитатели - кочевники, они живут в войлочных палатках и периодически переходят с места на место со своими стадами в поисках источников воды и пастбищ. Выглядят они свирепо. Привычной пищей для них являются мясо и кумыс. Одеваются они так же, как вала (ойраты). Однако Чэнь Чэн (составитель «Ши Сиюй цзи») сообщает, что они носят магометанские одежды, а их язык напоминает язык вэйур (уйгурский)". См.«Большой географии династии Мин»
  14. Те же авторский коллектив: "Анализ всей последовательности показывает, что скопление звезд Y-хромосомы C2* восходит к обычным монголам, а не к Чингисхану. Гаплогруппа Y-хромосомы C3*-Star Cluster (пересмотренная в этом исследовании в C2*-ST) была предложена в качестве Y-профиля Чингисхана. Здесь мы повторно изучили происхождение C2*-ST и его связи с популяциями Чингисхана и монголов. Мы проанализировали 34 последовательности Y-хромосомы гаплогруппы C2*-ST и ее наиболее близкородственную линию. Мы переопределили эту отцовскую линию как C2b1a3a1-F3796 и создали сильно пересмотренное филогенетическое дерево гаплогруппы, включая 36 подлиний и 265 нечастных вариантов Y-хромосомы. Мы провели комплексный анализ и оценку возраста этой линии в Восточной Евразии, включая 18 210 человек из 292 популяций. Мы обнаружили, что происхождение популяций с высокой частотой C2*-ST можно проследить либо до древнего монгольского клана Ниру'ун, либо до обычных монгольских племен. Важно отметить, что возраст самого последнего общего предка C2*-ST (2576 лет, 95% ДИ = 1975–3178) и его подгрупп, а также их модели экспансии согласуются с диффузией всех монголоязычных популяций, а не с самим Чингисханом или его близкими родственниками мужского пола. Мы пришли к выводу, что гаплогруппа C2*-ST является одной из отцовских линий-основателей всех монголоязычных популяций, и прямых доказательств связи между C2*-ST и Чингисханом еще предстоит обнаружить". https://www.nature.com/articles/s41431-017-0012-3
×
×
  • Создать...