Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Хонгор - один из основных персонажей Джангара. Будет весело, если докажется близость ойратов к енисейским киргизам, а тянь-шан.киргизов назовут "некиргизами"

Кстати все время забывал об этом упомянуть..Читал где-то,что в эпосе "Джангар" ближайшим сподвижником и союзником гл.героя является пришлый иноземец Хонгор..Видимо - это отголосок союза ойрат и кыргызов в средневековье..И видимо это тесное сотрудничество стало причиной возвышения кыргызов в среде ойратов..действительно весело .. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

Про южные варианты эпоса "Манас"

Калчакеев, К.Б. Южные варианты эпоса "Манас": автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук (10.01.09) / Калчакеев Кубанычбек Бекболотович; Казахский государственный университет им. Аль-Фараби. – Алма-Ата, 1993. – С. 4-5 

В какие годы появились южные варианты эпоса "Манас"?

И можно узнать в какие годы жили перечисленные манасчи?

Это что-же получается : К.И.Петров ошибался или недобросовестно изучал эту тематику?

 

 

Автореферат диссертации есть в сети — http://cheloveknauka.com/yuzhnye-varianty-eposa-manas.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кара-китайцем ?

Да.именно я это и имел ввиду..Но у кыргызов произносится просто кытай,без приставки кара..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Как сейчас переводят имя Манас ?

От Мани(минихейцы) ?

2. Если есть версия переселения киргизов из Алтая на Тянь-Шань, то в каком веке это могло случиться ?

1)Версии много..конкретного нет..

2)Советую прочесть книгу К.И.Петрова "К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в XIII-XV вв."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я встречал данные бурятских историков о том, что племена кори, баргут, тумат, байаут были изначально тюркоязычными. Они были соседями енисейских кыргызов, по всей видимости подчинялись им в 9-10 веках. Именно поэтому не удивлюсь, если обнаружится что и сами ойраты изначально были тюркоязычными и были монголизированы позднее.

По поводу "некиргизских" - здесь все просто, это автоэтноним "кыргыз", который сохранился у нас сквозь толщу тысячелетий.

Можете вспомнить имена этих бурятских историков?Очень заинтересовало..Тем более моя супруга из кыргызского племени "Баргы".который входит в он-канат Адигине..Мой кайним как-то говорил,что Баргужин-Токум(Баргузин) - это историческая родина кыргызского племени "Баргы"..

И кстати,если я не ошибаюсь,то Рамсдедт первым высказал гипотезу о тюркской этимологии этнонима "ойрат"..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Примечательным является факт того, что все племена Баргутской общности имели тюркоязычных предков: баргуты произошли от байырку; хори от тюркоязычного народа, имевшего тотемом лебедя; туласы являлись выходцам с Алтая, вполне возможно, это алтайские тёлёсы; туматы являлись потомками телеского племени дубо*.

 

*Б.Р. Зориктуев. Об этническом составе населения Западного Забайкалья и Предбайкалья во второй половине первого тыс. н.э - первой половине второго тыс. н.э. // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. – Новосибирск: Наука, 1993. – С. 122. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Книга Ш.Жапарова попалась мне случайно в библиотеке ТГУ, еще студентом сделал оттуда выписку. Информацией о его научной степени не владею.

И он канат и сол канат, конечно же, знали о Манасе. 

1)Очень жаль..

2)Я имел ввиду,про антропоним Манас..Он канат и Сол канат не ставили имя манас своим детям?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Жапаров пишет, что он канат и сол канат такое имя не использовали. Оно и сейчас у нас считается "тяжелым", т.е. ребенку нужно соответствовать такому имени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Примечательным является факт того, что все племена Баргутской общности имели тюркоязычных предков: баргуты произошли от байырку; хори от тюркоязычного народа, имевшего тотемом лебедя; туласы являлись выходцам с Алтая, вполне возможно, это алтайские тёлёсы; туматы являлись потомками телеского племени дубо*.

*Б.Р. Зориктуев. Об этническом составе населения Западного Забайкалья и Предбайкалья во второй половине первого тыс. н.э - первой половине второго тыс. н.э. // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. – Новосибирск: Наука, 1993. – С. 122. 

Кстати среди хоринцев(не агинских) встречается род Хуудай..Насколько мне кажется этот этноним вроде бы тоже имеет тюркские корни..Т.к. у кыргызов есть род Кудайлат,у башкир есть Кудей..Кроме того Каратаев связывает тувинский Хоодай и хакасский Худалат тоже с Кудайлатом..Кроме того среди хоринцев есть род Хувасай,а в Кыргызстане есть топоним Кувасай в Кара-Суу..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жапаров пишет, что он канат и сол канат такое имя не использовали. Оно и сейчас у нас считается "тяжелым", т.е. ребенку нужно соответствовать такому имени.

Не знаю как в прошлом,но сейчас Манас-это популярное имя среди всех кыргызов..На память : есть друг и несколько знакомых с именем Манас..Кроме того,как-то считал,что среди новорожденных чьи родители являлись гражданами КР в Казахстане лидирует имя Манас..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Судя по эпосу "Манас" кыргызы тяньшаньские жили раньше на Алтае, т.е. они часть алтайских ойротов (алтайцев, теленгитов).

Наоборот..алтайские ойроты - это осколок кыргызов..т.е.остатки..

А что говорят алтайцы ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хонгор - один из основных персонажей Джангара. Будет весело, если докажется близость ойратов к енисейским киргизам, а тянь-шан.киргизов назовут "некиргизами"

Кстати все время забывал об этом упомянуть..Читал где-то,что в эпосе "Джангар" ближайшим сподвижником и союзником гл.героя является пришлый иноземец Хонгор..Видимо - это отголосок союза ойрат и кыргызов в средневековье..И видимо это тесное сотрудничество стало причиной возвышения кыргызов в среде ойратов..действительно весело .. :lol:

Вот только каких киргизов ???

Неспроста киргизы Енисея братались с джунгарами, а тянь-шан.киргизы не у пускали возможность "мочить" и первых, и вторых

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кара-китайцем ?

Да.именно я это и имел ввиду..Но у кыргызов произносится просто кытай,без приставки кара..

Интересно кто еще был врагом по степени убывания ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что говорят алтайцы ?

Послушайте..Да кстати, погуглите для начала биографию этого человека,чтобы иметь представление..

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот только каких киргизов ???

Неспроста киргизы Енисея братались с джунгарами, а тянь-шан.киргизы не у пускали возможность "мочить" и первых, и вторых

Это легко узнать по названии и сделать на основе топонима вывод,что имеется ввиду кемские(ен.)кыргызы..Хонгор от слова Хонгорай(тув.-Конгурей и хак.-Хоорай)..В русских источниках Кыргызская землица..

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неспроста киргизы Енисея братались с джунгарами, а тянь-шан.киргизы не у пускали возможность "мочить" и первых, и вторых

Это было в прошлом,да и времена были соответствующие..Очень надеюсь,что в будущем эти действия не повторятся..:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Имя Манас никак не переводят.

2. Переселение кыргызов на Тянь-Шань не было одномоментным явлением, по моему мнению, основная часть кыргызских племен заняла Тянь-Шань в 14-15 века.

Ув. Rust, я в ЭСИЯ т. 5, стр. 182 вот что вычитал:

*mana-, *manah- "Умственная сила, разум, мысль, представление",- из арийского *manas- (ср.р. "дух, душа; ум, разум", в производных прилагательных так-же -manas- "мыслящий") Восходит к И.-Е. *menos-, *menes- смелость, мужество, отвага.

P/S/ ударение везде на первом слоге.

http://www.istmira.com/novosti-istorii/6155-buddizm-kushanskaya-imperiya.html

"...Кушаны жили на территории современного Афганистана (сердце Евразии). Вес оставался тот же, а на обеих сторонах монет изображались боги: индийский бог Шива, бог солнца и хранитель народа Ирана – Митра, греческий бог неба и

воздуха – Анемос.

Кушаны контролировали и морской Шелковый путь. Благодаря весьма удачному расположению империя постоянно обогащалась. Канишка считался покровителем буддизма. Эта религия была близка кушанскому населению....Буддизм стал государственной религией.."

http://broukgauzefron.slovaronline.com/Д/ДУ/38317-DUSHA

"...в случае смерти Д. покидает тело окончательно. Эту расстающуюся с телом субстанцию народная мысль представляет себе как дыхание, дуновение, легкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено сравнение с дыханием, следы которого сохранились и теперь в языках культурных народов (anima, греч. anemos, санскрит. atman — дух, дыхание, Д.: spiritus, ψυχή, πνεΰμα и т. д.).."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тыныч,

не пытались по-своему интерпретировать Манас и увязать как-то с какими-то фактами ? Думается, что хор.занятие для любителя. И жизни не хватит изучая. Конечно, если вы профи, то возможны другие движухи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тыныч,

не пытались по-своему интерпретировать Манас и увязать как-то с какими-то фактами ? Думается, что хор.занятие для любителя. И жизни не хватит изучая. Конечно, если вы профи, то возможны другие движухи.

Мерген , к сожалению не являюсь профи,чтобы попытаться интерпретировать эпос.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Жапаров пишет, что он канат и сол канат такое имя не использовали. Оно и сейчас у нас считается "тяжелым", т.е. ребенку нужно соответствовать такому имени.

Не знаю как в прошлом,но сейчас Манас-это популярное имя среди всех кыргызов..На память : есть друг и несколько знакомых с именем Манас..Кроме того,как-то считал,что среди новорожденных чьи родители являлись гражданами КР в Казахстане лидирует имя Манас..

 

Я Туркмена с таким именем знал. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.eposmanas.ru/?page=511/

"...Богатырский конь Манаса Аккула наделяется такими же сказочно-гиперболическими чертами, как и сам Манас..."

"...Вполне правдоподобны имеющиеся в эпосе упоминания о подборе одномастных коней в войсках. Так, войско Урбю приезжает перед выступлением в поход на конях черной масти, войско Тоштюка — на конях гнедой масти..."

http://www.welcome.kg/ru/manas/zagovor/218.html

"..А в толпе, смотревшей на них,

Были гости из стран чужих:

По кистям судила толпа,

Украшавшим бритые черепа.

Вот китаец — красная кисть,

Вот калмак — вороная кисть,

Если видят — рот волосат,

Значит, русскому он собрат.

И авган и перс-кызылбаш,—

Все гремели золотом чаш,.."

"...Среди них был Урбю, кыпчак,

Он молчал, от страха бледнея.

И сказал Кокчо ему так,

И поддакнул Кокчо Музбурчак:

«Много ты терпел от злодея.

На поминках по Кокотее

Он бранил тебя так и сяк.

От побоев чья ныла шея?

Не твоя ли, Урбю, кыпчак!

Ты терпел, затылок скребя,

Стыдно было нам за тебя.

Почему же закрыл ты рот?

Разве с нами пойдешь вразброд?

Если Манаса мы задерём,

Если тягаться мы с ним начнём,

Если сражаться мы с ним начнём,

Будешь ли с нами бок о бок ты?

Будешь ли в битве не робок ты?

Крепок ведь твой тяжёлый топор,

Камня он тверже, что сброшен с гор;

Кованный ладно, он в битве скор.

Кто без войны разрешает спор?

Кровь, а не мир облегчает спор.

Если же с нами пойдёшь вразброд,

Если расстроишь ты наш поход,

Пусть твою дочь постигнет развод,

Пусть в её чреве погибнет плод,

Пусть презирает её народ!

Вместо Манаса, тору-кыпчак,

Властвуй над нами, Урбю-смельчак!.."

Т.е.здесь отмечается победа "Черной масти" т.е. кипчаков. После этого наверно киргизы стали кара-киргизами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...