Tynych Опубликовано 14 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 Хонгор - один из основных персонажей Джангара. Будет весело, если докажется близость ойратов к енисейским киргизам, а тянь-шан.киргизов назовут "некиргизами" Кстати все время забывал об этом упомянуть..Читал где-то,что в эпосе "Джангар" ближайшим сподвижником и союзником гл.героя является пришлый иноземец Хонгор..Видимо - это отголосок союза ойрат и кыргызов в средневековье..И видимо это тесное сотрудничество стало причиной возвышения кыргызов в среде ойратов..действительно весело .. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 14 мая, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 Про южные варианты эпоса "Манас" Калчакеев, К.Б. Южные варианты эпоса "Манас": автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филолог. наук (10.01.09) / Калчакеев Кубанычбек Бекболотович; Казахский государственный университет им. Аль-Фараби. – Алма-Ата, 1993. – С. 4-5 В какие годы появились южные варианты эпоса "Манас"? И можно узнать в какие годы жили перечисленные манасчи? Это что-же получается : К.И.Петров ошибался или недобросовестно изучал эту тематику? Автореферат диссертации есть в сети — http://cheloveknauka.com/yuzhnye-varianty-eposa-manas. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 14 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 Кара-китайцем ? Да.именно я это и имел ввиду..Но у кыргызов произносится просто кытай,без приставки кара.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 14 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 1. Как сейчас переводят имя Манас ? От Мани(минихейцы) ? 2. Если есть версия переселения киргизов из Алтая на Тянь-Шань, то в каком веке это могло случиться ? 1)Версии много..конкретного нет.. 2)Советую прочесть книгу К.И.Петрова "К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в XIII-XV вв." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 14 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 Я встречал данные бурятских историков о том, что племена кори, баргут, тумат, байаут были изначально тюркоязычными. Они были соседями енисейских кыргызов, по всей видимости подчинялись им в 9-10 веках. Именно поэтому не удивлюсь, если обнаружится что и сами ойраты изначально были тюркоязычными и были монголизированы позднее. По поводу "некиргизских" - здесь все просто, это автоэтноним "кыргыз", который сохранился у нас сквозь толщу тысячелетий. Можете вспомнить имена этих бурятских историков?Очень заинтересовало..Тем более моя супруга из кыргызского племени "Баргы".который входит в он-канат Адигине..Мой кайним как-то говорил,что Баргужин-Токум(Баргузин) - это историческая родина кыргызского племени "Баргы".. И кстати,если я не ошибаюсь,то Рамсдедт первым высказал гипотезу о тюркской этимологии этнонима "ойрат".. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 14 мая, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 Примечательным является факт того, что все племена Баргутской общности имели тюркоязычных предков: баргуты произошли от байырку; хори от тюркоязычного народа, имевшего тотемом лебедя; туласы являлись выходцам с Алтая, вполне возможно, это алтайские тёлёсы; туматы являлись потомками телеского племени дубо*. *Б.Р. Зориктуев. Об этническом составе населения Западного Забайкалья и Предбайкалья во второй половине первого тыс. н.э - первой половине второго тыс. н.э. // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. – Новосибирск: Наука, 1993. – С. 122. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 14 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 Книга Ш.Жапарова попалась мне случайно в библиотеке ТГУ, еще студентом сделал оттуда выписку. Информацией о его научной степени не владею. И он канат и сол канат, конечно же, знали о Манасе. 1)Очень жаль.. 2)Я имел ввиду,про антропоним Манас..Он канат и Сол канат не ставили имя манас своим детям? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 14 мая, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 Жапаров пишет, что он канат и сол канат такое имя не использовали. Оно и сейчас у нас считается "тяжелым", т.е. ребенку нужно соответствовать такому имени. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 14 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 Примечательным является факт того, что все племена Баргутской общности имели тюркоязычных предков: баргуты произошли от байырку; хори от тюркоязычного народа, имевшего тотемом лебедя; туласы являлись выходцам с Алтая, вполне возможно, это алтайские тёлёсы; туматы являлись потомками телеского племени дубо*. *Б.Р. Зориктуев. Об этническом составе населения Западного Забайкалья и Предбайкалья во второй половине первого тыс. н.э - первой половине второго тыс. н.э. // Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. – Новосибирск: Наука, 1993. – С. 122. Кстати среди хоринцев(не агинских) встречается род Хуудай..Насколько мне кажется этот этноним вроде бы тоже имеет тюркские корни..Т.к. у кыргызов есть род Кудайлат,у башкир есть Кудей..Кроме того Каратаев связывает тувинский Хоодай и хакасский Худалат тоже с Кудайлатом..Кроме того среди хоринцев есть род Хувасай,а в Кыргызстане есть топоним Кувасай в Кара-Суу.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 14 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 Жапаров пишет, что он канат и сол канат такое имя не использовали. Оно и сейчас у нас считается "тяжелым", т.е. ребенку нужно соответствовать такому имени. Не знаю как в прошлом,но сейчас Манас-это популярное имя среди всех кыргызов..На память : есть друг и несколько знакомых с именем Манас..Кроме того,как-то считал,что среди новорожденных чьи родители являлись гражданами КР в Казахстане лидирует имя Манас.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 14 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 Русский парень читает эпос Манас Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 14 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 Фильм о Великом Манасчи Саякбае Каралаеве (на кырг)..1 выпуск Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 14 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2016 Фильм о Великом Манасчи Саякбае Каралаеве (на кырг)..2 выпуск Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 15 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 15 мая, 2016 Судя по эпосу "Манас" кыргызы тяньшаньские жили раньше на Алтае, т.е. они часть алтайских ойротов (алтайцев, теленгитов).Наоборот..алтайские ойроты - это осколок кыргызов..т.е.остатки.. А что говорят алтайцы ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 15 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 15 мая, 2016 Хонгор - один из основных персонажей Джангара. Будет весело, если докажется близость ойратов к енисейским киргизам, а тянь-шан.киргизов назовут "некиргизами"Кстати все время забывал об этом упомянуть..Читал где-то,что в эпосе "Джангар" ближайшим сподвижником и союзником гл.героя является пришлый иноземец Хонгор..Видимо - это отголосок союза ойрат и кыргызов в средневековье..И видимо это тесное сотрудничество стало причиной возвышения кыргызов в среде ойратов..действительно весело .. Вот только каких киргизов ??? Неспроста киргизы Енисея братались с джунгарами, а тянь-шан.киргизы не у пускали возможность "мочить" и первых, и вторых Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 15 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 15 мая, 2016 Кара-китайцем ? Да.именно я это и имел ввиду..Но у кыргызов произносится просто кытай,без приставки кара.. Интересно кто еще был врагом по степени убывания ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 16 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2016 А что говорят алтайцы ? Послушайте..Да кстати, погуглите для начала биографию этого человека,чтобы иметь представление.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 16 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2016 Вот только каких киргизов ???Неспроста киргизы Енисея братались с джунгарами, а тянь-шан.киргизы не у пускали возможность "мочить" и первых, и вторых Это легко узнать по названии и сделать на основе топонима вывод,что имеется ввиду кемские(ен.)кыргызы..Хонгор от слова Хонгорай(тув.-Конгурей и хак.-Хоорай)..В русских источниках Кыргызская землица.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 16 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2016 Неспроста киргизы Енисея братались с джунгарами, а тянь-шан.киргизы не у пускали возможность "мочить" и первых, и вторых Это было в прошлом,да и времена были соответствующие..Очень надеюсь,что в будущем эти действия не повторятся.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 23 мая, 2016 Поделиться Опубликовано 23 мая, 2016 1. Имя Манас никак не переводят. 2. Переселение кыргызов на Тянь-Шань не было одномоментным явлением, по моему мнению, основная часть кыргызских племен заняла Тянь-Шань в 14-15 века. Ув. Rust, я в ЭСИЯ т. 5, стр. 182 вот что вычитал:*mana-, *manah- "Умственная сила, разум, мысль, представление",- из арийского *manas- (ср.р. "дух, душа; ум, разум", в производных прилагательных так-же -manas- "мыслящий") Восходит к И.-Е. *menos-, *menes- смелость, мужество, отвага. P/S/ ударение везде на первом слоге. http://www.istmira.com/novosti-istorii/6155-buddizm-kushanskaya-imperiya.html "...Кушаны жили на территории современного Афганистана (сердце Евразии). Вес оставался тот же, а на обеих сторонах монет изображались боги: индийский бог Шива, бог солнца и хранитель народа Ирана – Митра, греческий бог неба и воздуха – Анемос. Кушаны контролировали и морской Шелковый путь. Благодаря весьма удачному расположению империя постоянно обогащалась. Канишка считался покровителем буддизма. Эта религия была близка кушанскому населению....Буддизм стал государственной религией.." http://broukgauzefron.slovaronline.com/Д/ДУ/38317-DUSHA "...в случае смерти Д. покидает тело окончательно. Эту расстающуюся с телом субстанцию народная мысль представляет себе как дыхание, дуновение, легкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено сравнение с дыханием, следы которого сохранились и теперь в языках культурных народов (anima, греч. anemos, санскрит. atman — дух, дыхание, Д.: spiritus, ψυχή, πνεΰμα и т. д.).." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 6 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 6 июня, 2016 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 11 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2016 Тыныч, не пытались по-своему интерпретировать Манас и увязать как-то с какими-то фактами ? Думается, что хор.занятие для любителя. И жизни не хватит изучая. Конечно, если вы профи, то возможны другие движухи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 Тыныч, не пытались по-своему интерпретировать Манас и увязать как-то с какими-то фактами ? Думается, что хор.занятие для любителя. И жизни не хватит изучая. Конечно, если вы профи, то возможны другие движухи. Мерген , к сожалению не являюсь профи,чтобы попытаться интерпретировать эпос.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ZOOTECHNICIAN Опубликовано 12 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 12 июня, 2016 Жапаров пишет, что он канат и сол канат такое имя не использовали. Оно и сейчас у нас считается "тяжелым", т.е. ребенку нужно соответствовать такому имени. Не знаю как в прошлом,но сейчас Манас-это популярное имя среди всех кыргызов..На память : есть друг и несколько знакомых с именем Манас..Кроме того,как-то считал,что среди новорожденных чьи родители являлись гражданами КР в Казахстане лидирует имя Манас.. Я Туркмена с таким именем знал. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 13 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 13 июня, 2016 http://www.eposmanas.ru/?page=511/ "...Богатырский конь Манаса Аккула наделяется такими же сказочно-гиперболическими чертами, как и сам Манас..." "...Вполне правдоподобны имеющиеся в эпосе упоминания о подборе одномастных коней в войсках. Так, войско Урбю приезжает перед выступлением в поход на конях черной масти, войско Тоштюка — на конях гнедой масти..." http://www.welcome.kg/ru/manas/zagovor/218.html "..А в толпе, смотревшей на них, Были гости из стран чужих: По кистям судила толпа, Украшавшим бритые черепа. Вот китаец — красная кисть, Вот калмак — вороная кисть, Если видят — рот волосат, Значит, русскому он собрат. И авган и перс-кызылбаш,— Все гремели золотом чаш,.." "...Среди них был Урбю, кыпчак, Он молчал, от страха бледнея. И сказал Кокчо ему так, И поддакнул Кокчо Музбурчак: «Много ты терпел от злодея. На поминках по Кокотее Он бранил тебя так и сяк. От побоев чья ныла шея? Не твоя ли, Урбю, кыпчак! Ты терпел, затылок скребя, Стыдно было нам за тебя. Почему же закрыл ты рот? Разве с нами пойдешь вразброд? Если Манаса мы задерём, Если тягаться мы с ним начнём, Если сражаться мы с ним начнём, Будешь ли с нами бок о бок ты? Будешь ли в битве не робок ты? Крепок ведь твой тяжёлый топор, Камня он тверже, что сброшен с гор; Кованный ладно, он в битве скор. Кто без войны разрешает спор? Кровь, а не мир облегчает спор. Если же с нами пойдёшь вразброд, Если расстроишь ты наш поход, Пусть твою дочь постигнет развод, Пусть в её чреве погибнет плод, Пусть презирает её народ! Вместо Манаса, тору-кыпчак, Властвуй над нами, Урбю-смельчак!.." Т.е.здесь отмечается победа "Черной масти" т.е. кипчаков. После этого наверно киргизы стали кара-киргизами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться