Bas1 Опубликовано вчера в 06:09 Поделиться Опубликовано вчера в 06:09 14 часов назад, Aether сказал: Рыжие собаки потомки ирана. Например кыргызы в значительной степени потомки саков. Саки ираноязычный народ. По поводу Асман, Осмон, Аспан у тюрков, это иранизм, который они переняли от иранских предков с которыми они ассимилировались. У тюрков изначально небо от кок- синий. Например турецкий: gökyüzü, gök-это синий, небесный а yüzü- это господин или человек, т.е. то же что германское Асман= небесный человек. Турки меньше взаимодействовали с саками и ираноязычными племенами, поэтому и небо у них звучит по тюркски. А кыргызы, казахи, это потомки саков, которые еще и с согдийцами и прочими ираноязычными народами смешивались. Поэтому и Аспан, Асман, Осмон. Кстати османская империя с этой точки зрения небесная империя. Хотя ее название пытаются выводить из арабизмов. А на самом деле она отлично выводится как иранизм. Осы- это не только ираноязычные осетины, но осами называли и тюркские племена. Это все те же Асы. Также как Асман превратилось у узбеков в осмон, также и асы превратились в осов. Но основа и этимология ирано-германская. Волк и собака это одно и то же в глазах людей того времени. Ногай, Ит, Бори, Чинос, Курт, Иркит. Небесный пес у китайцев это лисица с белым лицом. Нохой у эвенков это волк самец. Борте-Чинос волк с монгольского перекликается с Шие бори - шакалом с тюркского. Там все перемешано среди псовых. Но окрас может сказать о фенотипе человека. Например алчи-татарский Ит Кара вряд ли был голубоглазым блондином, а кызыл тайган и сорок девушек тоже о чем то говорит. Псовые, КРС (лоси, быки), птичьи (гуси-вороны), барановые (козлы, бараны), кошачьи - вот рубежы деления тотемов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 22 часа назад Поделиться Опубликовано 22 часа назад 2 часа назад, Bas1 сказал: Волк и собака это одно и то же в глазах людей того времени. Ногай, Ит, Бори, Чинос, Курт, Иркит. Небесный пес у китайцев это лисица с белым лицом. Нохой у эвенков это волк самец. Борте-Чинос волк с монгольского перекликается с Шие бори - шакалом с тюркского. Там все перемешано среди псовых. Но окрас может сказать о фенотипе человека. Например алчи-татарский Ит Кара вряд ли был голубоглазым блондином, а кызыл тайган и сорок девушек тоже о чем то говорит. Псовые, КРС (лоси, быки), птичьи (гуси-вороны), барановые (козлы, бараны), кошачьи - вот рубежы деления тотемов. Есть еще собакоптица Кумайык из Манаса, гибрид так сказать. https://ky.wikipedia.org/wiki/Кумайык https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=474612 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 19 часов назад Автор Поделиться Опубликовано 19 часов назад 5 часов назад, Bas1 сказал: Волк и собака это одно и то же в глазах людей того времени. Ногай, Ит, Бори, Чинос, Курт, Иркит. Небесный пес у китайцев это лисица с белым лицом. Нохой у эвенков это волк самец. Борте-Чинос волк с монгольского перекликается с Шие бори - шакалом с тюркского. Там все перемешано среди псовых. Но окрас может сказать о фенотипе человека. Например алчи-татарский Ит Кара вряд ли был голубоглазым блондином, а кызыл тайган и сорок девушек тоже о чем то говорит. Псовые, КРС (лоси, быки), птичьи (гуси-вороны), барановые (козлы, бараны), кошачьи - вот рубежы деления тотемов. Да, всё смешивалось, но не совсем всё: Цитата Собака пользуется у зороастрийцев особым уважением. Это во многом связано с рациональным мировоззрением зороастрийцев: религия отмечает реальную пользу, которую приносит собака человеку. Считается, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их. За убийство собаки, даже нечаянное, полагалось очень строгое наказание[48]. Ритуально собака может быть приравнена к человеку, умершей собаки касаются и нормы погребения людских останков. Собакам посвящены несколько глав в Вендидаде, выделяющие несколько «пород» собак: Пасуш-хаурва — стерегущая скот, овчарка Виш-хаурва — стерегущая жильё Вохуназга — охотничая (идущая по следу) Тауруна (Драхто-хунара) — охотничья, дрессированная К «роду собак» также относят лис, шакалов, ежей, выдр, бобров, дикобразов. Напротив, волк считается животным враждебным, порождением дэвов Да, смешивалось, даже дикобразов и ежей относили к собакам, но не волка. Думаю все-таки древние отличали волка от собаки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aether Опубликовано 17 часов назад Автор Поделиться Опубликовано 17 часов назад 5 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Есть еще собакоптица Кумайык из Манаса, гибрид так сказать. Ну это же и есть сенмурв-симург. Недавно почитал перевод отрывков из Авесты и обсуждения по этому поводу и сложилась следующая глобальная картина: в ЦА за 1000 лет до н.э. проживали ираноязычные племена, имеющие похожие верования и систему ценностей. И вот разделение на Иран и Туран этого массива по реке Джейхун(Амударья) произошло вследствие появления централизованной религии зороастризма, который в значительной степени включил древние верования этих племен. Племена принявшие зороастризм, консолидировались и как следствие в их среде произошла централизация власти и возникновение развитой цивилизации. Эти племена и были Ираном и располагались на западном берегу Джейхуна. Племена на восточном берегу Джейхуна, на территории современного Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и вплоть до Алтая, не приняли зороастризм, а продолжали религиозные практики своих предков. Они не достигли высокого уровня концентрации власти и оставались в состоянии множества враждующих племен. Это были сакские племена и это и был ираноязычный Туран. Отсутствие централизованной власти у Турана, позволяло колонизировать эти территории предкам тюрков и монголов с Алтая и территории Монголии, несторианским христианам, буддистам, зороастрийцам и прочим неираноязычным племенам, в результате продолжительного процесса смешения и ассимиляции из Турана, а вернее на его территории сформиррвались современные тюркские народы. Но насколько релевантно наименование Туран, используемое сегодня в отношении союза тюркских государств? На мой взгляд оно показывает на тяготение современных тюрков к древним ираноязычным племенам и не отражает исторический пласт, связанный собственно с экспансией тюрков с Алтая в ЦА, не отражает завоевательных походов ЧХ и влияние монгольской составляющей на тюркские народы. На мой взгляд правильнее было бы назвать такой союз тюркских государств Туркестаном, а не Тураном. Название Туран отражает только ранний пласт истории этого края. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бозбет Шыны Опубликовано 15 часов назад Поделиться Опубликовано 15 часов назад 2 часа назад, Aether сказал: Ну это же и есть сенмурв-симург. Насчет симурга пожалуй соглашусь. Насчет остального не могу комментировать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 2 часа назад Поделиться Опубликовано 2 часа назад 19 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Есть еще собакоптица Кумайык из Манаса, гибрид так сказать. https://ky.wikipedia.org/wiki/Кумайык https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=474612 Зооморфы - а нюх как у собаки, а глаз как у орла. Видимо тотемы вождей союзов племен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 2 часа назад Поделиться Опубликовано 2 часа назад 14 часов назад, Aether сказал: Ну это же и есть сенмурв-симург. Недавно почитал перевод отрывков из Авесты и обсуждения по этому поводу и сложилась следующая глобальная картина: в ЦА за 1000 лет до н.э. проживали ираноязычные племена, имеющие похожие верования и систему ценностей. И вот разделение на Иран и Туран этого массива по реке Джейхун(Амударья) произошло вследствие появления централизованной религии зороастризма, который в значительной степени включил древние верования этих племен. Племена принявшие зороастризм, консолидировались и как следствие в их среде произошла централизация власти и возникновение развитой цивилизации. Эти племена и были Ираном и располагались на западном берегу Джейхуна. Племена на восточном берегу Джейхуна, на территории современного Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и вплоть до Алтая, не приняли зороастризм, а продолжали религиозные практики своих предков. Они не достигли высокого уровня концентрации власти и оставались в состоянии множества враждующих племен. Это были сакские племена и это и был ираноязычный Туран. Отсутствие централизованной власти у Турана, позволяло колонизировать эти территории предкам тюрков и монголов с Алтая и территории Монголии, несторианским христианам, буддистам, зороастрийцам и прочим неираноязычным племенам, в результате продолжительного процесса смешения и ассимиляции из Турана, а вернее на его территории сформиррвались современные тюркские народы. Но насколько релевантно наименование Туран, используемое сегодня в отношении союза тюркских государств? На мой взгляд оно показывает на тяготение современных тюрков к древним ираноязычным племенам и не отражает исторический пласт, связанный собственно с экспансией тюрков с Алтая в ЦА, не отражает завоевательных походов ЧХ и влияние монгольской составляющей на тюркские народы. На мой взгляд правильнее было бы назвать такой союз тюркских государств Туркестаном, а не Тураном. Название Туран отражает только ранний пласт истории этого края. Сакские племена были плотью и кровью культуры сибирских народов, а Сибирь была родиной зарождения тюрков и монголов. Саки несли рудименты ираноязычия, но были чуждыми для иранской культуры. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться