Перейти к содержанию
Zake

Маалих Баяудаец/Маалих Баяудай/Маалих Баяут. Кто мог стоять за этим именем?

Рекомендуемые сообщения

Кто мог стоять за именем Маалих Баяудай (его сыном), проданным в рабство  Добун-Мергену и служившим работником в доме Алангоа? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Sokr_skaz/text1.phtml?id=4413

§ 14. Завьючив оленину Добун-Мерган уехал. По дороге встречается ему какой-то бедняк, который ведет за собою своего сынишку.

§ 15. На вопрос Добун-Мергана, кто он такой, тот отвечал: "Я - Маалих, Баяудаец ("богатей"), а живу, как нищий. Удели мне из этой дичины, а я отдам тебе вот этого своего паренька".

§ 16. Тогда Добун-Мерган отделил и отдал ему половину оленьего стегна, а того мальчика увел к себе домой; он-то и стал у него домашним работником.

§ 17. Долго-ли, коротко-ли - Добун-Мерган скончался. После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей. То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар-простак.

§ 18. Бельгунотай и Бугунотай, старшие сыновья, родившиеся еще от Добун-Мергана, стали втихомолку говорить про свою мать Алан-гоа: "Вот наша мать родила троих сыновей, а между тем при ней нет ведь ни отцовых братьев, родных или двоюродных ни мужа. Единственный мужчина в доме - это Маалих, Баяудаец. От него-то, должно быть, и эти три сына". Алан-гоа узнала об этих их тайных пересудах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext1.html

[Некто], по имени Тулун-Сакал 20, [происходивший] из рода младшего из них, однажды убил изюбря 21. Один человек из племени баяут, по имени Баялик 22, привел своего сына и продал [его] ему за некоторое количество мяса изюбря. Так как тот [Тулун] был родственником мужа Алан-Гоа, то он подарил этого мальчика Алан-Гоа. Большинство племен баяут, которые являются рабами уруга 23 Чингиз-хана, принадлежат к потомкам [насл] этого мальчика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Более менее подробный разбор легенды о непорочном (сверхествественном) зачатии детей Алангоа от недневного света обсуждался здесь 

https://forum-eurasica.ru/topic/6540-дарлекин-и-нирун-объяснение-терминов-в-контексте-сведений-рашид-ад-дина/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext1.html

Алан-Гоа принадлежала к племени куралас, являющегося одной из отраслей монгол-дарлекинов. [Алан-Гоа], согласно мнению и утверждению монголов, после кончины [своего] мужа забеременела от луча света, и от нее появилось на свет три сына; и тех, кто принадлежит к роду этих сыновей, называют нирун. Значение [слова] нирун есть чресла. Указание на эти чистые чресла в том, что они [сыновья] произошли от [сверхъестественного] света.

Алан-Гоа, спустя некоторое время после того, как лишилась мужа, однажды спала дома. И вот через [дымовое] отверстие шатра проник луч света и погрузился в ее чрево. Она поразилась этому обстоятельству и перепугалась и никому не пошла рассказать об этом. Спустя некоторое время она поняла, что забеременела. Когда подошло время разрешиться от бремени, ее братья и родичи ее мужа собрались и сказали: «Как можно, чтобы женщина, не имея мужа, тайком завела бы [себе] мужа и забеременела?!». Алан-Гоа в ответ [им] сказала: «Так как я принесла ребенка, не имея мужа, как бы [в действительности] ни обстояло дело, ваше предположение уместно и подозрение, которое вы питаете, внешне правильно. Однако несомненно, что «воистину некоторые подозрения являются грехом» 39. Как смогла бы я совершить поступок, достойный порицания, который послужил бы причиной срама?! Да, я каждую ночь вижу во сне, что какой-то рыжеволосый и синеокий человек медленно-медленно приближается ко мне и потихоньку возвращается назад. Я вижу [его собственными] глазами! Любое подозрение, которое вы питаете в отношении меня, – ложно! 

 

https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Sokr_skaz/text1.phtml?id=4413

§ 21. "Но каждую ночь, бывало, через дымник юрты, в час, когда светило внутри (погасло), (Солнце закатилось, а луна еще не взошла) входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час; когда солнце с луной сходится (Луна закатилась, а солнце еще не взошло), процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, той выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения.

----------------------------------------------

Акцент стоит не на самих чреслах, а на том, что они ЧИСТЫЕ, так как сыновья произошли от недневного СВЕТА

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я связываю легенду о зачатии детей Алангоа от сверхъественного света с остаточным влиянием манихейства!

О манихействе (религии света) я писал в том числе здесь https://forum-eurasica.ru/topic/6823-найман-сагиз-сакиз/?do=findComment&comment=446180

О манихействе в культуре киданей можно прочитать здесь https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kidanskogo-gosudarstva-i-uygurskaya-kultura/viewer

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Теперь причем тут Баяут Маалих? Зачем его отразила в легенде правящая династия? Ведь в отрыве от светового манихейского контекста мы имеем только мужчину раба Байаута Маалика ( Единственный мужчина в доме - это Маалих, Баяудаец. От него-то, должно быть, и эти три сына),  "нирун" - "спину"/"хребет" вдовы Алангоа и ее пространные расуждения как у нее могли появиться дети без мужа ? Зачем им было создавать почву для сплетен, что дескать праматерь Алангоа зачала предков от бывшего несчастного раба баяута, которого отдали за кусок мяса? 

Неужели никто не задумывался над этим? 

Может быть Баяут Маалих - это не человек по имени Маалих из племени Баяут, а кто-то другой???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Проанализируем Баяут Маалих с этимологической точки зрения

Баяут- Баят - "святой", "священный", "божественный"

https://starlingdb.org/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=%2fdata%2falt%2fturcet&text_number=651&root=config

Proto-Turkic: *baj ( ~ -ń)
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: 1 holy 2 God 3 true, reliable, honest
Russian meaning: 1 святой 2 бог
Karakhanid: bajat 2 (MK - Argu, KB), bajɨq (MK Oghuz, IM) 3
Turkish: bajat 2, bajɨq (dial.) 3
Middle Turkic: bajat 2 (Abush., Sangl.)
Oyrat: baj-lu 1, maj- 'first part in a number of theonyms', baj terek 'world tree'
Yakut: bajanaj 'name of a God'
Kirghiz: baj terek 'protection, advocacy'
Comments: EDT 385. See VEWT 56-57 (for derivatives), TMN 2, 379. The root should be probably distinguished from *bāj 'rich' (v. sub *bēǯu). An unattested Tuva source > Russ. dial. (Tuva) bajbá 'spirit of hunting luck', see Аникин 109. Yak. > Russ. (Yak.) bajanaj, see Аникин 125-126.

Маалих - это  ближневост.-семитское малик-мелех - владыка, царь (есть в списке Киракоса Г.)

В итоге, Баяут Маалих - можно интерпретировать как "святой владыка". 

Кого могли называть таким образом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С учетом исторического контекста событий под именем Баяут Маалих ("святой владыка" ) изначально мог подразумеватся сам пророк Мани, основатель манихейства. Ведь именно его именовали как "Посланник Света", "Будда Света", "Каган света" (Цзун-инсюн-у-чэн Мин Кэхань – потомственный герой, воинственный и искренний каган Светаи т.д. И конечно, сами монголы (или монголо-татары или татары) в 13 веке об этом даже могли и не подозревать, они просто пересказывали древние манихейские легенды.

Тогда для чего нужен был этот рассказ с вдовой Алангоа?  Всё дело в деталях биографии Мани: в манихействе самого "Кагана Света" Мани и его последователей как раз называли "сыновьями вдовы", т.е. в силу манихейской традиции  нирунов показали потомками вдовы:

https://aras.org/concordance/content/mani-and-manichaean-myth

He was adopted by a rich widow, and one of his cognomens was “son of the widow” 

http://www.rbardalzo.narod.ru/4/mani.html

"Странствуя по свету, Мани попадает в рабство, откуда его выкупает богатая вдова. После, Мани и его последователей станут звать «сыновьями вдовы»"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Манихейская картина мира начинается с момента, когда Материя – активное начало Мрака – позавидовала красоте Света и пожелала захватить его. Открылись пять стихий Мрака, они же пять миров плоти, из них излились пять стихий Мрака: дым, огонь, ветер, вода и тьма. Материя воплотилась в плоды пяти видов деревьев и дала им созреть. Страна же Света есть обитель покоя, характеризуемого как единство, гармония и согласие. Свет полностью благостен – он не знает никакого зла, полностью духовен, нематериален. Все творения Света бессмертны и совершенны по красоте... [Смагина 2011: 125-126]. 

В мифологическом пространстве Свет и Мрак расположены вертикально один относительно другого. Свет пребывает «в высоте», Мрак – в самой нижней части вселенной – «бездне»

 

https://cyberleninka.ru/article/n/maniheystvo-v-religioznyh-reversiyah-mongolskogo-mira

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я как-то писал , что бесполезно искать теснину Эргенекон Рашид Ад Дина  и развивать на этой основе "дарлекиноведение". Потому что среднев. монголы просто пересказали РАДу древнейшую тюркскую легенду. Ведь в общих чертах сюжетные линии сохранились.

То же самое касается и  легенды Алангоа. Эту легенду бесполезно рассматривать в отрыве от уйгуро-манихейского контекста и традиции.

Интересно послушать аргументацию тех, кто считает отцом детей вдовы Алангоа раба Баяута Маалика (его сына).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кубрик (Мани) представлен как сын (раб, купленный за деньги) некой вдовы в "антиманихейских работах" (Акты Архелая, Кирилл Иерусалимский и т.д.)

"Кефалайа («Главы»). Коптский манихейский трактат." Пер. с 
 коптского, исслед., коммент., глоссарий и указ. Е.Б.Смаrиной, стр 27-28.

"Совсем по другому излагает биографию Мани антиманихейская легенда. Первоисточник ее -гл. 6 1-66 «Деяний Архелая» [Acta 
Achelai]. Затем ее почти дословно повторяет Епифаний в «Панарионе», 
и в дальнейшем на нее опирается большинство ересиологов 
(примечательно, что самый сведущий из них - Августин - об этой легенде не упоминает). Бируни пересказывает биографию Мани со 
ссылкой на христианских авторов наряду с более достоверными биографическими данными, взятыми из «Шапуракана». 
Полная версия антиманихейской легенды следующая. 
Некто Скифиан, сарацин по происхождению, грамотей и чернокнижник, написал книги, где под видом религиозного откровения изложил собственные измышления, позаимствовав к тому же основные 
философские положения у Пифагора. Он объявил себя пророком, стал 
проповедовать свое учение и полемизировать с христианскими священниками - и то, и другое безуспешно. Желая заставить слушателей 
поверить в свое божественное предназначение, Скифиан однажды взобрался на купол и с помощью колдовства попытался взлететь, но безуспешно. Книги Скифиана достались его единственному ученику по имени Теревинф. Тот назвался другим именем - Будда - и пошел в 
Персию, где в общих чертах повторил путь своего предшественника: 
лжепророчество, неудачные проповеди и поражение в дискуссиях с христианами, наконец, попытка взлететь и падение с купола. Книги 
унаследовал вольноотпущенник вдовы Теревинфа (в прошлом - блудницы) некто Курбик (Кубрик, Курбикий, Корбикий -существует несколько вариантов этого имени у разных авторов), который тоже взял 
себе новое имя - Мани.
Потерпев, подобно двум своим предшественникам, неудачу в проповедях, он перекроил на свой манер книги новозаветного канона и объявил себя апостолом Христа, надеясь успешно проповедовать свою ересь среди христиан. В конце концов, взявшись вылечить сына персидского царя, но не сумев это сделать, он был казнен: с него содрали кожу. Все это, по словам Гегемония, епископ Архелай слышал от ученика Мани -Сисинния. "
 

https://www.newadvent.org/fathers/310106.htm

Cyril of Jerusalem, Catechetical Lecture no. 6, sections 22-24

Автоперевод гугл:

"22. В Египте был некто Скифиан, сарацин по рождению, не имевший ничего общего ни с иудаизмом, ни с христианством. Этот человек, живший в Александрии и подражавший жизни Аристотеля, составил четыре книги: одну, называемую Евангилие, в которой не было деяний Христа, а только одно название, и другую, называемую книгой Глав, и третью, Тайн, и четвертую, которую они распространяют сейчас, Сокровищницу. У этого человека был ученик по имени Теребинф. Но когда Скифиан намеревался прийти в Иудею и опустошить страну, Господь поразил его смертельной болезнью и остановил эпидемию.

23. Но Теребинф, его ученик в этом злом заблуждении, унаследовал его деньги, книги и ересь, и прибыл в Палестину, и, став известным и осужденным в Иудее, он решил отправиться в Персию: но чтобы его там не узнали по имени, он изменил его и назвал себя Буддой. Однако он нашел противников и там в лице жрецов Митры : и, будучи опровергнутым в обсуждении многих аргументов и споров, и, наконец, сильно прижатым, он нашел убежище у некоей водвы. Затем, поднявшись на крышу дома и призвав демонов воздуха, которых манихеи и по сей день вызывают своим отвратительным обрядом смоковницы, он был поражен Богом, сброшен с крыши и испустил дух: и так второе животное было предано смерти.

24. Однако книги, которые были записями его нечестия, остались; и их, и его деньги унаследовала Вдова . И не имея ни родственника, ни другого друга, она решила купить на эти деньги мальчика по имени Кубрик; она усыновила его и воспитала как сына в учении персов , и таким образом отточила злое оружие против человечества. Так Кубрик, подлый раб, вырос среди философов, и после смерти вдовы унаследовал и книги, и деньги. Затем, чтобы имя рабства не было позором, вместо Кубрика он назвал себя Манесом, что на языке персов означает речь. Ибо, поскольку он считал себя чем-то вроде спорщика, он прозвал себя Манесом, как бы превосходным мастером речи. Но хотя он и придумал себе почетное звание, однако провидение Божие заставило его стать самообвинителем, даже против его воли, дабы, думая прославить себя в Персии , он мог объявить себя среди греков по имени безумец"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы не знаем была  ли упомянутая связь Мани с некой вдовой (в прошом блудной по комментариям Смагиной Е.Б.) в его реальной биографии. Потому что сами манихейские авторы не пишут об этом. Но с другой стороны почему  они должны были писать в таком ключе о создателе своей религии? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тем более согласно  Актам Архелая и пр.  предтечей манихейства были работы людей с интересными именами для Ближнего Востока Скиф и Будда, а Кубрик (Мани) благодаря этим книгам и усилиям вдовы дальше развил эту религию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Напомню, Акты Архелая датируются не позднее 340-х годов и данные брались у учеников Мани.

Если "усреднить" манихейскую и антиманихейскую версии биографии Мани, так как истина обычно посередине, то скорее всего Мани в результате своих странствий действит-но мог попасть в рабство, из которого его потом могла вызволить состоятельная вдова и в дальнейшем оказать на него большое воздействие. Поэтому Мани  и его последователей называли "сыновья вдовы". Эти детали биографии Мани и перекочевали вместе с миссионерами манихейства в Уйгурский каганат, а дальше достались в "наследство" средн. монголам, но из-за отсутствия письменной версии в устных сказаниях старики кое-что напутали и додумали как часто это бывает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...