Перейти к содержанию
Чече-Баатыр

Теленгитский Улус или Телеутская Землица

Рекомендуемые сообщения

Телеутская землица - это раннегосударственное образование, существовавшее в Южной Сибири, предположительно, с 14 по 18 век. Основным этническим компонентом данного образования являются Теленгиты (они же Телеуты). 

Во многом именно данное раннегосударственное образование послужило ядром современного Алтайского этноса 

Мне интересны абсолютно любые источники и документы,статьи касаемо году данного Улуса. (Екеева и Уманского я читал) 

Интересно было бы освятить некоторые темы, историю, социальную структуру, армию , родословную правителей, дальнейшую судьбу и так далее 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня всегда раньше интересовало, как именовался рядовой воин в Телеутском княжестве. "Эр", как у кок-тюрков или " Ок", как у близких к нам Кыргызов? 

Я долгое время склонялся к "ок", ведь эти княжества были невероятно близки друг к другу, не смотря на периодические войны и конфликты. И вот недавно я нашёл доказательство :asker13mt:

«1.4. Алтайские этнонимы: вопросы этимологии истратиграфии

 

К концу XIX столетия, в связи со значительным ростом численности коренного населения Алтая [см. № 32-33], их традиционная система этнического деления фактически была восстановлена. Схематически ее можно представить так:

—— улус (этнотерриториальная группа);

—— оток (административная единица, волость или дючина);

—— сӧӧк (этническая общность, основанная на кровно-родственных связях, «род>>);

——бӧлук /кезек (подразделение сööка); 

—— ук /уйа /оду (клан, патро нимия, фамилия в составе бӧлука или сӧӧка).»

© Екеев Н. В. Проблемы Этнической истории Алтайцев

"Ук" - он же "ок", т.е. " Стрела ". Также, родовитых Зайсанов (родовых дворян) именуют " Укту" ("Кровный ", досл —" Со стрелой") 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

large.IMG_20221023_162938.jpg.f06d5387a2a0b8d8cd31caf769231821.jpgЗнаменем Телеутских князей(Биев) был Лук

Уманский. Емнп "Телеуты и Русские"

Изменено пользователем Чече-Баатыр
Исправление ошибки
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вероятно, Телеутские "городки" не сильно отличались от Кыргызских "городков" (Све) и от "шибее" на территории современной Республики Алтай 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

large.IMG_20221023_163743.jpg.5b6458010dc37ee33a88373a830be0b4.jpgМыс Артал. Остатки Телесского укрепления. Именно здесь оборонялся демичи, а затем и зайсан(Мурза?) Айдар, которого я бы по праву назвал Айдар-Баатыр :asker13mt:

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Правители Теленгитского Улуса:

 • ? - 1635 гг.Абак-Бий( или Абак Тайши) 

В 1630-м году от общего Улуса выделяется "Улус Мачиковичей"

Правители "Улуса Абаковичей" :

 • 1635 - 1670 гг.Кока Абаков

 • 1670-1695 гг.Табун Кокин 

 • 1695-1713 (1717) гг.Шал Табунов 

Правители "Улуса Мачиковичей" :

 • 1630 - 1688 гг. Мачик Койшебурин, он же Мачик Бий 

 • 1688 - 1696 гг. Во княжение князя Шаадая (Шаадай Мачикович) 

 • 1696 - хх гг. Во княжение его брата Бейкона Мачиковича 

 

После увода часть Телеутов в Ургу, на реку Или, дежурным князем Теленгитского войска в 1000 всадников был Матай Табунов. Его имя легко реконструируется как -" Маадай ", и поныне популярное у Алтайцев имя 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Большие рода (сëоки) имели сложный состав. Так, сëоки тӧӧлӧс, тодош и кыпчак имели по 7 подразделений, мундус - 5. Примечательно то, что одни мундусы относили себя к старшим теленгитам (јаан теленет), другие к младшим теленгитам (кичу теленет) [Токарев 1936]. Это, вероятно, отголосок политической традиции XVII столетия, когда они входили в состав Старшего и Младшего Теленгутского улусов [Уманский 1980; Самаев 1991].»

© Екеев Н. В. Проблемы этнической истории Алтайцев

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Явно обособленную группу у телеутов XVII-1-й четв. XVIIIв. составляли лучшие люди, из числа которых русские акты особо выделяют «князцов» (а в начале XVII в., кроме того, лучших мурз и просто «мурз»). В эту группу входили: главные князья Больших Улусов и свободные члены их семейств («прямые» жены, дети), князьки, возглавлявшие малые улусы, с их детьми и «прямыми» женами, «мурзы» и «лучшие мурзы» (для нач. XVII в.), выделявшиеся знатностью происхождения, а также Собственно лучшие люди, которые отличались от рядовых улусных людей не только родовитостью, но и лучшей обеспеченностью скотом др. средствами жизни. Поскольку в русских актах термин «лучшие люди» всегда употребляется в сочетании с термином князцы, то можно думать, что «князцы»составляли особую, верхнюю прослойку лучших людей». И русские акты XVII 1-й четв. XVIII в. «князцами» называют лишь владельцев Больших и малых телеутских улусов. С подчинением «Телеутской землицы» Джунгарией ее князья получили ойратские (точнее, китайские пo происхождению) титулы «зайсанов». В русских документах термин зайсан применительно к алтайской элите широкое употребление находит лишь в XVIII в., но и телеутам и русским он был известен с XVII в. (об этом говорит наличие приведенного выше в другой связи топонима «Зайсанов Лог», который, как уже сказано, мог появиться в верхнем Приобье, то есть на территории «Телеутской землицы, только в ХVII столетии).

© А. П. Уманский. Телеуты и их соседи. Часть 1 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 «Князцы» - это верхушка телеутской феодально-племенной знати. Знатность происхождения и высокое общественное положение выделяют их не только из массы рядовых телеутов, но и из «лучших людей». Нам удалось насчитать поименно более 30 представителей княжеского дома Абаковичей, около полутора десятка «князцов» - потомков Мачика Койшебурина. Ясно, что при этом нам удалось учесть далеко не всех представителей княжеских фамилий можно думать, что княжеская элита была довольно значительной, тем более, что в ее состав входили не только главы, но и все члены княжеских семей. 

Татарским термином «мурзы» («лучшие мурзы») в начале XVII в. русские акты называли знатных телеутов, вероятно, прежде всего владельцев малых улусов. Затем этот термин из доку ментов исчез. Бесследное исчезновение его позволяет думать, что носителей термина «мурзы» составители актов стали включать в число лучших людей

Термин «лучшие люди», по мнению З. Я. Бояр[?]новой, у аборигенов Томского уезда это категория людей, могущих самостоятельно вести хозяйство. Но у телеутов в XVII в. самостоятельно вели хозяйство большинство рядовых кочевников. Кто же скрывается за термином «лучшие люди у телеутов ХVII в.? Мы считаем, что так русские акты называли телеутов, которые вылелялись из массы «улусных людей» богатством и происхождением. Само по себе употребление этого термина наряду с термином «улусные люди», которым (в широком смысле) обозначали все подвластное какому-либо князю население, свидетельствует о том, что «лучшие люди» были особой категорией улусных людей», составлявшей привелигированную прослойку «Телеутской землицы». в XIX в. лучшими людьми» (якшилар (jакшылар?)) у алтайцев называли богатых и родовитых соплеменников. Мы думаем, что и в XVII в. У телеутов этим термином называли ту же прослойку общества. В целом же деление телеутов на рядовых улусных людей и на «лучших людей зиждется на двух моментах на разной обеспеченности их благами жизни и на различном положении в обществе. Мы считаем возможным относить лучших людей к феодально-племенной верхушке «Телеутской землицы», в то время. как улусных людей» (в узком смысле этого термина, то есть рядовых кочевников) - к зависимой от нее в разной степени массе соплеменников, о чем подробнее будет сказано ниже.

© А. П. Уманский. Телеуты и их соседи. Часть 1 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Группа лучших людей у телеутов была довольно многочисленной: нам удалось насчитать более 60 «лучших людей» (только мужчин), названных поименно: во времена Абака это мурза Борзекай. Изелбей (авт - моя, да - Изенбей (Эзен-бий?)), Илдичек, Куранак, Мамыр. Ирга, Сангул, Белтыдер, Байта и др.; в годы правления Коки Чот Битинев. Урузак. Ендугай. Мамрач. Кожан и др., а в улусе Мачика - Биличек. Канас, Бура, и др., во времена княжения Табуна Баарань, Юргутай. Кочканак. Номой Киреев и др.3. Тем не менее, «лучшие люди» составляли сравнительно небольшую часть населения «Телеутской землицы»

 

Другую, самую многочисленную, группу телеутов составляли рядовые «улусные люди». В большинстве своем эта категория телеутов была экономически самостоятельна, т. к. имела скот, ору дия лова, пользовалась общинными пастбищами и т. д. В русских источниках простые «улусные люди» чаще всего выступают безликой массой по сравнению с князьками и лучшими людьми, реже отдельные из них называются по именам.»

© А. П. Уманский. Телеуты и их соседи. Часть 1 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
16 часов назад, Чече-Баатыр сказал:

«Большие рода (сëоки) имели сложный состав. Так, сëоки тӧӧлӧс, тодош и кыпчак имели по 7 подразделений, мундус - 5. Примечательно то, что одни мундусы относили себя к старшим теленгитам (јаан теленет), другие к младшим теленгитам (кичу теленет) [Токарев 1936]. Это, вероятно, отголосок политической традиции XVII столетия, когда они входили в состав Старшего и Младшего Теленгутского улусов [Уманский 1980; Самаев 1991].»

© Екеев Н. В. Проблемы этнической истории Алтайцев

Полная идентичность тяньшанским кыргызам — дёёлес, тёрдёш (в составе племени кытай), кыпчак, мундуз. Есть поговорка "асманда жылдыз, жерде мундуз" - "на небе звезды, не земле мундузы", что говорит об их большой численности.  

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Rust сказал:

Полная идентичность тяньшанским кыргызам — дёёлес, тёрдёш (в составе племени кытай), кыпчак, мундуз. Есть поговорка "асманда жылдыз, жерде мундуз" - "на небе звезды, не земле мундузы", что говорит об их большой численности.  

Не удивлён, всё таки мы народы невероятно близкие в языковом и этническом плане. У нас совпадают традиции, поговорки, есть схожести в легендах, одинаковый геном и языки в одной группе :asker13mt:

Я уверен, что если бы наши народы жили вблизи друг с другом - мы бы неизбежно слились за рекордно короткий срок. Кстати, поговорка по алтайских звучала бы примерно так -"Теңериде jылдыс, jерде Мундус"

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

То есть примерная структура Теленгитского улуса была таковой:

— Большие Князья (И их прямые дети и жены) (Бий? Тайши?) 

— Малые князьки (и их дети с жёнами) (тоже бий и тайши?) 

— Мурзы и «лучшие  Мурзы» (вероятно, с конца 17-го века - Зайсаны) 

— Лучшие люди (( Jакшылар)Богачи - баи? Возможно, семьи проявивших себя батыров) 

— Улусные люди (албаты,кара улус)

— Зависимые люди (Кыштымы, Дворовые люди - Кан-ончи?) 

— Рабы (Кулы)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, Rust сказал:

Есть поговорка "асманда жылдыз, жерде мундуз" - "на небе звезды, не земле мундузы"

 

Напомнила мне другую: "аспанда құдай, жерде мұнай, ортасында адай" - "на небе бог, под землей нефть, между ними адаи". )

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Телеутов существовала определённая прослойка людей, названная «Дворовыми людьми » или  «Кан öнчи.»

 

К числу лично зависимых людей следует отнести и ту категорию телеутов, которая в русских документах XVII в. именуется «дворовыми людьми». Выше в другой связи уже шла речь о братьях Ергулаковых, бежавших от своего хозяина в Кузнецк. Требуя их возвращения из Кузнецка, Е. Чюрин обосновывал свои права на Ергулаковых, называя их «дворовые мои природные люди». Подчеркнутый термин-определение мы понимаем в значении «с полученные по наследству». Л. П. Потапов полагает, что адекватный по значению телеутский термин должен был звучать как «кан ëнчи» (кан öнчи) 

Обращает на себя внимание, что Ергулаковы Названы не «холопами», а именно «дворовыми людьми».Едва ли это случайно. Но Скорее Потому, всего, что E. Чюрин называл их так имен Ергулаковы по своему юридическому и материальному положению были близки к русским «дворовым людям». В челобитной братьев Кожановых Иван Вястихин и др. русские люди названы дворовыми приказчика Сосновского остро га Е. Зайцева". В хозяйствах военно-бюрократической верхушки сибирских городов это были преимущественно кабальные холопы, т. е. феодально-зависимые люди. Видимо, Ергулаковы были близки по своему положению к русским кабальным холопам. Они. вероятно, не имели своего скота (во всяком случае это бесспорно в отношении лошадей см. выше), но имели право на семью. ибо в акте говорится о бегстве их с женами и з детьми. Очевидно. Ергулаковы жили «подле» Е. Чюрина, на его подворье. Они обслуживали хозяйство Чюрина кормили и поили скот зимой, пасли и стерегли его летом (мужчины), доили добылиц и коров, обрабатывали скотоводческую продукцию (женщины) и т. п. Но Ергулаковы не были кулами, т. е. рабами, ибо они были телеутами (в Кузнецке они значились в списке выезжих телеутов); рабами (кулами) в XVII в. на Алтае были только иноплеменники, кулы из числа соплеменников появились здесь позже, в ХІХ столетии".

В то же время ясно, что Ергулаковы вместе со своими семь ями находились в достаточно крепкой зависимости от Е. Чюрина. Но если эта зависимость была не рабской, то, следовательно, она была феодальной.

Обслуживая двор Е. Чюрина, его хозяйство, Ергулаковы несли барщину, отработочную ренту в пользу своего хозяина-Феодала. При этом их обязательные отношения к Е. Чюрину следствие их личной кабалы не есть они стали его «дворовыми по наследству, ибо названы «природными». Из этого факта следует сделать два вывода:

1) «дворовые» телеуты могли передаваться по наследству, как вещи, т. е. были юридически бесправны;

2) зависимость подобного типа существует у телеутов уже, видимо, давно, ибо утвердилась наследственная передача «дворовых» с семьями.

© Уманский. А.П. Телеуты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У ТЕЛЕУТОВ ТАКЖЕ ИМЕЛО МЕСТО БЫТЬ И НАЛИЧИЕ Т.Н. «РАБОТНЫХ ЛЮДЕЙ»

 

Из всего сказанного следует, что зависимость описанного ти па, категория «дворовых людей» была достаточно широко распространена у телеутов в XVII - нач. XVIII в. К тому же мы допускаем, что часть «дворовых» у телеутов выступает в русских актах под термином холопы. 

Косвенным подтверждением сравнительно широкого распространения отработочной ренты (а, значит, и феодальной зависимости вообще) в «Телеутской землице» в XVII в. служат, по нашему мнению, и указания актов на наличие в телеутском обществе так называемых «работных людей». Во время переговоров B Москве (в 1659 г.) Телеутские послы заявили, что у князей Коки и Мачика насчитывается 2000 боевых людей, «опричь работных людей!»

Что это за работные люди, на которых распространяется власть телеутских владетелей? С. В. Бахрушин только на основании одного акта, в котором упоминается «работник» кыргызского князца Некея, делает вывод о наличии в кыргызском обществе XVII в. иной, нежели холопская, формы зависимости. В нашем случае речь идет не об одном «работнике», а, видимо, о довольно большой их группе. С. В. Бахрушин считает, что у кыргызов Енисея служилые люди были из княжеского рода, что они бы ли освобождены от уплаты дани князьям, а «черные мужики» подлежали таковому обложению. Мы видим, что у телеутов «работные люди» четко отделяются от «боевых» (воинов). Правда, воины у телеутов это не только члены княжеского рода (не мог же род насчитывать 1000 или 2000 боеспособных мужчин). Мы думаем, что воинскую службу у них несли все «улусные люди» имевшие лошадей, иными словами, все, кто был экономически самостоятельным. Те же, кто не имел коня, не мог экипировать себя для военной службы, очевидно, и были «работными людьми». Видимо, военная служба была заменена им другой, трудовой повинностью. Логично предположить, что эти люди, в первую очередь, и платили ренту-налог князьям, т. е. натуральную подать. Вполне также возможно, что в число «работных людей» входили все обедневшие телеуты, находившиеся в личной зависимости от «князцов» и «лучших людей», т. е. и «дворовые люди», несшие феодальную ренту в виде отработок (барщины).

Таким образом, мы считаем, что «работные люди» это общий термин для обозначения всех обедневших телеутов, находившихся в различных формах феодальной зависимости (то есть как от отдельных лиц, так и от феодально-племенной знати в целом) и несших отработочную ренту.

©Уманский А. П. Телеуты 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТЕЛЕУТСКО-ОЙРАТСКИЕ ВОЙНЫ, КАК НЕРАВНАЯ БИТВА ЗА СВОБОДУ (главное погромче заголовок :))

В 1607-1609 году племя Кужугетов совершает массовый набег на землю Эуштинцев (Эуштинские татары, к тому времени вассалы России) и громит их забирая с собой скот и полон. Примерно в это время Теленгитский Князь (Тайши ? Бий ?) Абак заключает с Русскими властями  союзный договор. 

Решив сделать первый шаг для укрепления дружеских отношений,князь Абак в 1609 году совершает поход на землю Кужугетов,где громит их и возвращает полон и скот. Но т.к. Кужугеты к тому времени являлись Кыштымами Ойратского Тайши Хара-Хулы ,то удар по ним был косвенным ударом по самим Ойратам . Поэтому , изначально Телеутско-Кужугетский конфликт стремительно перерос в Телеутско-Ойратский .

В апреле 1611 года Кужугеты,«напав безвестно», угнали у Телеутов 3000 лошадей,пленили 20 человек и одного убили «стужею» . Вскоре после этого на Телеутов напал «черные калмыки и Печей Тархан Карагулина улусу в пятистах» человек.  По воспоминаниям Князя Коки Абакова (Кöк Абак уулу ??? — мое дополнение и предположение) «Оборонялись собою,да в те поры убили (лучшего) человека Урчудака да тридцать человек убили у них же черных калмыков Карагулиных людей»

Телеутско-Чоросский конфликт затянулся на долгие годы. После кыргызского похода,в 1615 году, сын Кара-Кулы Турал погромил эуштинских татар и взял в плен дочь мурзы Тояна. Телеуты ,имевшие свои счёты с чоросцами, безовсякой помощи со стороны Мурзы Тояна и Томских воевод погнались за Туралом . 

«И отец мой,Обак,и яз Кока, послышали то,что под город приходили и,собрався с улусными Людьми и поднелся за ними и догнал Турала и убил мой отец Обак Турула в глаз, а людей его побил 70 человек» — вспоминал князь Кока 

Но на этом борьба не закончилась. Получив известие о гибели своего сына Хара-Хула Тайши лично возглавил многотысячное войско и двинулся с ними против Телеутов. «Да нас же, да приходил, на белых колмаков, Карагулина Улуса Карагула с того задору в семи тысячах на моего отца Обака — рассказывал Князь Кока — и у нас убил,у белых колмаков, Ендая-Богатыря да десять человек наших же. Да мы у них убили,у черных калмаков , двесте человек ,а лучшего человека убили у них Кетеня Кошеучина»

Едва ли можно сомневаться,что с Хара-Хула с войском имел цель не сколько покарать сколько подчинить Теленгитский Улус. Однако Телеуты отстояли свою независимость 

© А.П.Уманский «Телеуты» 

Мои примечания: 

Турал - если я не ошибаюсь,это имя можно реконструировать на монгольский как «Тоорил» 

Ендай Богатырь - видимо,был не последним человеком в Улусе раз уж его прямо выдели. Предположу,что он мог быть алыпом в княжеской гвардии,примерно как у Кыргызов с их "40 матырами". Имя на алтайский реконструируется как «Эндей-Баатыр»

Тоян - часто Тояна подписывают как "князца",но емнп он носил титул "Мурзы" 

Кока Абаков - имеет ли место реконструировать его имя как «Кöк Абак Уулу» и вообще существовали ли подобные формы имён у Тюрков ?

Кужугеты - Тувинское племя 

Кетень Кошеучин - если немного порыскать в источниках,можно найти упоминание о посланнике Сенги-Тайши - Чин Кошеучине,а в других документах о Темир-Кошеучине. Предположу,что Чин и Темир являлись братьями или родственниками Кетень Кошеучина . Сам Кетень вероятно был Зайсаном (?) - https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Rus_mong_3/41-60/52.phtml?id=13623

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно,что  имя «Кетень» напоминает имя одного Кипчакского Хана Котяна,имя которого,емнп,порой тоже писали как «Кётен». Имя другого "Кошеучина" вовсе чисто тюркское и означает "железо" (Темир) .

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 30.10.2022 в 13:02, Чече-Баатыр сказал:

Интересно,что  имя «Кетень» напоминает имя одного Кипчакского Хана Котяна,имя которого,емнп,порой тоже писали как «Кётен». Имя другого "Кошеучина" вовсе чисто тюркское и означает "железо" (Темир) .

У алтайских кыпчаков есть роды - кётён-кыпчак, джалчы-кыпчак и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да. Считается,что "кетен" кипчаки могли быть выходцами из юга и являться мусульманами 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Предположу, что это неверно. Здесь мы видим четкое деление родов по частям туши - кётён - усл. "задняя часть туши, прямая кишка, зад", джалчы - это джал - грудина, тумат - от тумшук - морда, вроде даже есть предание об этом.

Алтайские кыпчаки: ак кыпчак, jайат кыпчак, кётён кыпчак, сурас кыпчак, jалчы кыпчак, тумат кыпчак, казах кыпчак.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может быть

21 час назад, Rust сказал:

Предположу, что это неверно. Здесь мы видим четкое деление родов по частям туши - кётён - усл. "задняя часть туши, прямая кишка, зад", джалчы - это джал - грудина, тумат - от тумшук - морда, вроде даже есть предание об этом.

Алтайские кыпчаки: ак кыпчак, jайат кыпчак, кётён кыпчак, сурас кыпчак, jалчы кыпчак, тумат кыпчак, казах кыпчак.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

large.tuluber-1024x783.jpg.bae59c985f3d94b1384001f7920301d5.jpg

Малоизвестный «Тюльберский городок». Крепость,построенная небольшим народом - Тюльберами на территории Кемеровского района . Долгое время считалось,что крепость построили русские казаки ,однако эта версия была позже опровергнута (неточно)

Городок имел деревянные стены(высотой до трёх метров), башню,частокол ,ров глубиною до 2-3 метров и оборонительные валы. Также,отмечается наличие деревянных врат и,самое главное, по-видимому имело место наличие деревянных,срубных многоугольных юрт . Что позволяет говорить об их бытовании у Алтайцев ещё до русских 

Примерное время постройки - 12-16 век

Тюльберы зачастую считаются этнографической группой Теленгитов (Телеутов)

« Внутри крепости сохранились 15 округлых возвышений, на которых некогда стояли многоугольные срубные юрты. В одном из некрытых промежутков между площадками были обнаружены кости лошади, обломки орнаментированной позднесредневековой лепной керамики, железный нож с утолщенным порожком вдоль обушка, костяной наконечник стрелы, выточенные из пластинки каменного угля и обломка керамики два пряслица, железные шлаки и обломки тигля с прикипевшими каплями переплавлявшегося серебра. Край раскопа задел угол одного из домов. В углу дома обнаружено ритуальное захоронение собаки. Эти находки наконец-то и позволили определить примерный возраст городища — XII-XVI вв.»

https://kemhistory.ru/ekomuzej-tjulberskij-gorodok-po-sledam-ischeznuvshego-naroda-tjuljuberov/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...