Перейти к содержанию
Дамир

Облавная охота

Рекомендуемые сообщения

Открываю эту тему в этом разделе, а не в Этнокультурных реалиях, так как считаю, что облавная охота всегда производилась с целью не только добычи животных ресурсов, но и включала в себя теорию и практику подготовки и ведения боя в соединениях молодого пополнения, а равно, как и поддержания тактико-боевой формы и духа у опытных воинов.

Сообщения об облавной охоте мы видим у Г. де Рубрука, а именно, он сообщает: "Когда они хотят охотиться на зверей, то собираются в большом количестве, окружают местность, про которую знают, что там находятся звери, и мало-помалу приближаются друг к другу, пока не замкнут зверей друг с другом как бы в круге, и тогда пускают в них стрелы".  "ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ ВИЛЬГЕЛЬМА ДЕ РУБРУКА В ЛЕТО БЛАГОСТИ 1253" Глава 7

Поэтому интересно увидеть облавную охоту у народов Центральной Азии и обычаи связанные с ней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Облавная охота у казахов была даже в 19 веке, в которой применялись: стрельба из лука и ружья, а так же копья.

Поручик Я.П. Гавердовский:

d420090c593e17651751c2ee97c67f87.jpg

  • Thanks 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, Alee сказал:

Облавная охота у казахов была даже в 19 веке, в которой применялись: стрельба из лука и ружья, а так же копья.

Поручик Я.П. Гавердовский:

d420090c593e17651751c2ee97c67f87.jpg

А были какие-нибудь ритуалы, особенности, торжества в начале охоты и в конце?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В свою очередь, приведу информацию по бурятам.

"Дружелюбные отношения между отдельными племенами иногда нарушались на совместных облавных охотах -зэгэтэ аба или абай садак, которые в древности были своеобразными военными маневрами. На них племена устраивали смотр военным силам, проверяли готовность своей рати к отражению нападения врагов. На зэгэтэ аба устраивались состязания в борьбе, стрельбе и скачках. Победителей чествовали: качали, носили на войлоке вокруг таборов охотников, импровизаторы сочиняли песни и пели в их честь, им присваивали звание бухэ -«силач», мэргэн -«стрелок» и батар -«богатырь». Чествовали и лошадей-победительниц: их водили вокруг табора, сочиняли и пели специальные хвалебные пecни-сула" - Балдаев С.П. 1970г.

"Участники зэгэтэ аба ежегодно выбирали главного руково-дителя -тубши и двух помощников его -гаршинов, которые ведали двумя крылами охотников. Кроме этих должностных лиц, участники облавной охоты выбирали трех газаршинов -знатоков мест охоты, которые водили центр и два крыла, рас-ставляли охотников. Также выбирались галши, которые охра-няли и поддерживали племенные огнища. В галши выбирались обычно люди пожилые, хорошо знающие все обряды племени и призывания божеств. Они приносили мясо в жертву хозяину огнища Сахядай ноену, его жене Сахала хатан и племенным божествам.Каждое племя было заинтересовано в проведении своего кандидата в тубши, выборы помощников его не вызывали спо-ров, гак как от каждого племени выдвигали по одному челове-ку. Кандидатами в тубши обычно были прославленные силачи, стрелки и батары.По преданию, на зэгэтэ аба, устроенном хонгодоровцами и булагатами в местности Нарин (теперь полустанок между г. Черемхово и Кутуликом), хонгодоровцы выставили кандидатом в галши своего знаменитого, непобедимого, убеленного се-динами борца и стрелка Дэгдэхэй мэргэна, а булагаты -моло-дого, малоизвестного борца и стрелка Гагай мэргэна. Выбор то-го или иного кандидата решался испытанием его силы и мастерства. Сначала попросили Дэгдэхэй мэргэна, как опытного, старшего по возрасту, известного и всеми уважаемого, показать свое мастерство в стрельбе. Когда его спросили, на чем он покажет свое искусство, он сказал: «Загоните в круг охотников гурана (дикого козла), и я прострелю все четыре копыта бегущего животного одной стрелой так, что не будет задета кожа зверя». Охотники в один миг загнали гурана в круг, и он стал бегать внутри. Дэгдэхэй мэргэн выстрелил и сказал: «Три ноги прострелил я по коже, а четвертая прострелена по середине лыт-ки. Когда козел бежал, тю одной задней ногой в момент стрельбы попал в яму».Сказав так, он другой стрелой пронзил козла, попав ему в почки. Когда охотники осмотрели убитого гурана, то убеди-лись, что три копыта были прострелены по коже, а четвертое -по лытке.Дэгдэхэй мэргэн выполнил то, что требовали от него, и сидел в полной надежде быть избранным в тубши.Пришла очередь Гагай мэргэна показать свое искусство. Когда его спросили, на чем он хочет показать свою силу и мастерство, он сказал: «Загоните гуся в круг охотников, и яодной стрелой прострелю ему клюв, не касаясь перьев, а дру-гой убью его».Охотники пригнали гуся, сидевшего на озере. Гусь полетел над охотниками. Гагай мэргэн одной стрелой прострелил ему клюв, не задев перьев, а другой убил его.Когда охотники посмотрели, то оказалось, что Гагай мэр-гэн действительно прострелил клюв, не задевая перьев.

Сила, умение и меткость обоих кандидатов оказались рав-ными, никого нельзя было назвать победителем. Каждое племя поддерживало своего кандидата и не хотело уступить. Долго спорили хонгодоровцы и булагаты и никак не могли прийти к соглашению. Джунгарские, хоринские и монгольские роды, принимавшие участие в зэгэтэ аба, которые составляли мень-шинство и были пришлыми, не принимали участия в спорах многочисленных хонгодоровцев и булагатов. Им был без-различен исход спора, потому что спорящие были для них чу-жеродцами-хари. Продукты, заготовленные и привезенные из дома, были израсходованы, охотники, занятые спорами, не вы-ходили на облаву. Наступили холода, и охотники ни с чем разъехались по домам. «С тех пор, -говорит предание,-хон-годоровцы и булагаты не стали устраивать совместно зэгэтэ аба, каждое племя устраивало самостоятельно на своей территории»." Балдаев С.П. - 1970г.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"В бурятских облавах можно выделить своеобразную иерархическую лест­ницу участников, основу которой составляла общинная масса (абын зон), разделявшаяся на группы по 20 человек, которая подчинялась малгаю. Захулы были ответственны за порядок проведения облав и соблюдение дистанции ме­жду облавщиками, газарша или гар баряаша возглавляли крылья облавы, между которыми в центре находился тобши. Над ними возвышался галша — главный распорядитель облавы, "во время религиозных обрядов он — верховный жрец, в военных действиях — главный полководец" Хангалов. 1958.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

аба хайдаг, коллективной охоте забайкальских бурят, центральное место в трехчастной ее структуре занимал тубучи; во главе флангов находились хошучи; за ходом облавы следили засулы; газардчи определял места охоты и стоя­нок; доторчины подкарауливали зверей в засаде. Одиннадцать хоринских ро­дов, обязательные участники аба хайдак, делились на семь огнищ, каждая груп­па имела свой пароль или клич. Галчи, хранители огнищ, заслышав приближе­ние облавщиков, закончивших дневную охоту, призывали членов своего огнища протяжными кликами пароля" Вамбоцыренов. 1890г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Чтоб осмотреть хорошенько и самую с страну и видеть здесь диких коз, дзеренами называемых, промышляют, остался я в Акшинске до 25 числа Майя. Такой промысел Мунгалы по своему называют Аблаха, а Русские взяв с того же и перевернув на свой образец зделали Облава: она первейшим почти увеселением Мунгалов и по чистым степям обитающих Тунгусов. — Учреждают ее наиболее на чистом и открытом поле к горе, или к лесу или к какой нибудь реке, чтоб зверя чрез то удержать было можно. Походят на оной промысел обыкновенно осенью, когда лошади отъелись, станицами человек из 50 до 100 и 200, кои на лошадях весьма проворны, и еще каждой по заводной у себя лошади имеет, все снаряжены луком и стрелами, и каждой имеет при себе еще добрую и ученую собаку. Перед отъездом выбирают одного себе вожатым или старостою, которой на промысле управляет и учреждает во время их на оном пребывания. И так где изберут для промыслу способное место, туда посылают объездом на высокие бугры или горы трех или четырех человек добрезрячих подсмотреть, в которой стороне стада Дзеренов пасутся. Сии взъехав на показанное высокое место и усмотря зверя дают знать прочим или другими какими знаками, или оборачиванием лошади в ту сторону, в которой пасущихся коз видят, чтоб надлежащим образом [280] разделялись. Таким образом вся ватага разъезжается на малые кучки, а после и по одиначке, так что один от другого не более, как на шестьдесят или восемьдесят сажен находясь сделают превеликой округ. Концы или крылья вперед подавающегося или заходящего круга сходятся за тем местом где дикие указаны, подкрадываясь всегда или из-за бугров или из-за горок, дабы способнее и совершеннее окружить зверя. Как скоро обошли, то подходят ближе, круг становится людьми чаще, и лишь только Дзерены промышленников увидят, то бросятся все в беге, а промышленники с своей стороны отвсюду на них во весь опор скачут, и так окружив и криком и свистящими стрелами " Паллас П.С., 1772 г.

"Если же случится на чистом и пространном поле, что стадо окружить надобно, то промышленники не иначе как де тех гор подкрадываться должны, пока совершенно стадо кругом обойдут; или когда обойти не могли, а зверь встормошился, то в [282] таком случай пущают вперед вышепомянутые свистящие стрелы, чтоб тем их пугнуть и назад в круг оборотить" Паллас П.С. 1772г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В такой теме без терминов никуда. :)

 

Буряты:

охотиться, охота - агнаха

облавная охота - аблалга

Халха:

охотиться, охота - агнах

облавная охота - ав

Калмыки:

охотиться, охота - аңнх

облавная охота - делгү ав, ав

Русские:

охотиться, охота - охотиться, охота

облавная охота - облава

Древние тюрки:

охотиться, охота - аб

облавная охота - абла

сети рыболовные - аб

Тюрки (в т.ч. Казахи):

охотиться, охота - ау, аулау, аң аулау

облавная охота - аң аула, аулау

сети рыболовные - ау

 

Бурятами, халха, калмыками и русскими используются тюркские лексемы: 

- аң/агн (животное, зверь)

аб/ау, абла/аула (ловить зверя, животных, рыб, охотиться, рыбачить)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30 минут назад, АксКерБорж сказал:

аб/ау, абла/

У нас "аба/абаха/абла" не только ловить, но и брать, забирать, бери, изымать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейчас же, с появлением огнестрела и законодательства, облавная охота сошла на нет. И из массовой охоты осталось только охота загонным способом - Yргээс/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Облавная охота испокон веков излюбленное занятие всаднических народов, кочевых скотоводов.

Ведь без лошади не может быть и облавной охоты.

В источниках немало свидетельств об этом.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Облавная охота испокон веков излюбленное занятие всаднических народов, кочевых скотоводов.

Ведь без лошади не может быть и облавной охоты.

В источниках немало свидетельств об этом.

 

Да, но мне интересны такие моменты как: распределение ролей, выборы места проведения охоты, ритуалы, распределение добычи, торжества после охоты и т.д. у разных кочевых народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Дамир сказал:

А были какие-нибудь ритуалы, особенности, торжества в начале охоты и в конце?

В книге казахского историка про облавную охоту кочевых народов, есть такие упоминания. О том что перед охотой играли на муз. инструментах, пели песни, шаманы чото там шаманили.

Кушкумбаев А.К. Институт облавных охот и военное дело кочевников Центральной Азии. 2009

https://vk.com/doc257320055_576291067

https://www.studmed.ru/kushkumbaev-ak-institut-oblavnyh-ohot-i-voennoe-delo-kochevnikov-centralnoy-azii-sravnitelno-istoricheskoe-issledovanie_b088d6a0819.html

https://litmy.ru/knigi/military_history/264919-institut-oblavnyh-ohot-i-voennoe-delo-kochevnikov-centralnoy-azii.html

https://eknigi.org/istorija/136667-institut-oblavnyx-oxot-i-voennoe-delo-kochevnikov.html

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Alee сказал:

В книге казахского историка про облавную охоту кочевых народов, есть такие упоминания. О том что перед охотой играли на муз. инструментах, пели песни, шаманы чото там шаманили.

Кушкумбаев А.К. Институт облавных охот и военное дело кочевников Центральной Азии. 2009

https://vk.com/doc257320055_576291067

https://www.studmed.ru/kushkumbaev-ak-institut-oblavnyh-ohot-i-voennoe-delo-kochevnikov-centralnoy-azii-sravnitelno-istoricheskoe-issledovanie_b088d6a0819.html

https://litmy.ru/knigi/military_history/264919-institut-oblavnyh-ohot-i-voennoe-delo-kochevnikov-centralnoy-azii.html

https://eknigi.org/istorija/136667-institut-oblavnyx-oxot-i-voennoe-delo-kochevnikov.html

А у вас нет в электронном  виде, не сканом, а наборным текстом? Хотелось бы выдержки все собрать здесь, что бы не пришлось бегать по ссылкам нам и возможным читателям?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Дамир сказал:

А у вас нет в электронном  виде, не сканом, а наборным текстом? Хотелось бы выдержки все собрать здесь, что бы не пришлось бегать по ссылкам нам и возможным читателям?

Нет, а там страниц в общем-то не много же, долго читать не придется.

301da98f322e4296ec144b22d25a5d12.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Рашид ад-Дин об облавной охоте Чингизхана:

 

"... Было это так: их жилища [ханаха] находились поблизости от юрта Чингиз-хана. Однажды они все вместе выехали на охоту. На холме, именуемом Очал-Джалмак и расположенном посреди великой степи, они устроили облаву [джаргэ]; уту Чингиз-хана (АКБ: урту?), т.е. центр [калб] охоты, присоединив к этому, свели вместе [цепь] облавы. Они отлично поохотились и сказали: «Мы переночуем здесь вместе с Чингиз-ханом!». Всего их было четыреста человек. Так как они не имели [с собою] котлов и провианта [‘улуфэ], то двести человек отправились на [свои] стойбища [ханаха], а двести человек заночевало с Чингиз-ханом здесь, Чингиз-хан приказал дать им все, что было нужно из котлов и провианта. На следующий день они [снова] устроили охоту. [Чингиз-хан] дал им дичи свыше следуемой доли".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Л.А. Евтюхова

Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов).

// Абакан, 1948. 109 с.

Часть II. Поселения, быт и занятия кыргызов.

[ 4 ]     Охота и рыбная ловля.

Особенно богата изображениями сцен охоты и зверей Сулекская писаница. Здесь мы видим различные способы охоты кыргызов. Преобладают изображения конных охотников, стреляющих из луков, но есть и пешие, также стреляющие из лука.

Изображения сцен охоты дают полное представление о способах охоты (рис. 173): два всадника, скачущие справа и слева навстречу друг другу, окружают загнанных в леске трёх косуль и одного оленя. На полном скаку охотники стреляют из лука. Одна косуля убита метко пущенной стрелой прямо в голову. Левый охотник преследует другую косулю, попал стрелой в её правый бок. Ещё одна косуля, прорвавшись из окружения, убежала влево, но её догоняет всадник, скачущий за ней во весь опор. Здесь изображена облавная охота.

evtuhova-la-1948.173-175.gif

Такую же облавную охоту мы видим на этой же писанице (рис. 174). Здесь два всадника окружили горного козла, и левый охотник одной стрелой уже попал в его заднюю часть. Как известно и до сих пор в Сибири, широко применяется облавная охота на косулю.

 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков

"История енисейских кыргызов"

Часть III. Кыргызы во времена
монголо-джунгарского владычества (XIII-XVIII вв.).

[ 3 ] Особенности хозяйства и культуры.

"...В степной части Хонгорая существовала облавная форма охоты — «аб». Её участниками становились все жители аала. В связи с этим, у хакасов до сих пор бытует пословица: «Аал — кÿннiң абы пip, аал-хонҷыхтың хобы пiр». — У пильной общины есть единая облавная охота, у соседей единые сплетни. В XVIII в. облавная охота была подробно описана Г.Ф. Миллером. Он сам наблюдал, как 300-400 человек, среди которых были женщины и дети, верхом выезжали в степь. «Сначала они образуют линию, в которой один человек находится от другого на расстоянии 100 саженей. Затем оба крыла постепенно сближаются, а так как вся линия всадников непрерывно движется вперёд, то получается круг (называемый по-хакасски “сiвee” — т.е. крепость — В.Б.). Старшина охоты, избираемый всей охотящейся группой, едет впереди посередине. Ему подчинены ещё два старших охотника, которые командуют правым и левым крыльями... Как только оба крыла сомкнутся, со всех сторон поднимается громкий охотничий крик. Тогда дичь начинает сбегаться... Старшими охоты с несколькими хорошими стрелками находится в середине круга, и они всё время бьют дичь.... Иногда они делают два круга в один день, иногда только один. При одном круге они идут вперёд до 10 вёрст, прежде чем сомкнётся круг. Вся убитая дичь сносится в одно место и делится поровну всеми». [12] При облавной охоте сохранялись общинные формы отношений. Подобная охота была широко распространена в средневековой Хакасии. Например, в 1660 г. русский посланник к Алтын-хану С. Грек отмечал: «И декабре в 20-й день приехали на Уйбат реку в Алтырские улусы, а в те поры выехали алтырцы все на облаву»... [13] Охота была суровым и нелёгким трудом. Недаром местные жители сложили пословицу: «Силы женщины забирают дети, силы мужчины забирает тайга»..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Селеева Цаган Бадмаевна

Статья "РЕЛИКТЫ ОХОТНИЧЬЕГО УКЛАДА И ПРОМЫСЛА

В ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ КАЛМЫКОВ И НАРОДОВ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ. Часть 2"

"...Так, зимой 1757-1758 гг. Дондук-Даши собрал на Куме две тысячи человек, которые должны были идти с его сыном на облавную охоту. Такое скопление калмыков даже вызвало тревогу астраханского губернатора [Батмаев 1993, 131]...

Об облавной охоте грезят пирующие эпические богатыри из дружины Джангара. Когда священные их чрева «горячились», а глотки от выпитой арзы становились красными, озираясь по сторонам, они искали повод сразиться с врагом или устроить облаву на дикого зверя: «Нежно-белые чрева многочисленных богатырей разгорелись, - озираясь по сторонам, спорили [они] о местонахождении страны, которая посмела бы сразиться с ними, о местообитании зверья, на которого можно было бы устроить облавную охоту» [Джангар 2005, 539]."

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Заметил такую деталь.

У нас на охоте гончие собаки всегда свободны.

У монголов заметил, что они всегда на поводках. Интересно почему?

Czc_yAjUUAApI17?format=jpg&name=medium

C2HS3edVQAAluvo?format=jpg&name=medium

DHBt4GQVYAApzuX?format=jpg&name=large

DksYLnaUYAEmIm_?format=jpg&name=large

DksY4JJVAAAwYxl?format=jpg&name=large

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

45 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Заметил такую деталь.

У нас на охоте гончие собаки всегда свободны.

У монголов заметил, что они всегда на поводках. Интересно почему?

Czc_yAjUUAApI17?format=jpg&name=medium

C2HS3edVQAAluvo?format=jpg&name=medium

DHBt4GQVYAApzuX?format=jpg&name=large

DksYLnaUYAEmIm_?format=jpg&name=large

DksY4JJVAAAwYxl?format=jpg&name=large

В какой момент охоты нужно уточнить. Любая гончая собака до того момента, как ей позволено преследовать цель, идет на "сворке". На Вашем фото это приспособление для каждой собаки индивидуально, чаще "сворка" используется для нескольких собак одновременно (все зависит от количества собак в своре). Такая "сворка" позволяет простым выдергиванием поводка или веревки освободить всех собак одновременно. Ниже рисунок такой "сворки". Как ведут собак перед тем, как охотники выйдут на позиции, очень красивые кадры в "Войне и мире" в сцене с псовой охотой.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Карай сказал:

В какой момент охоты нужно уточнить. Любая гончая собака до того момента, как ей позволено преследовать цель, идет на "сворке". На Вашем фото это приспособление для каждой собаки индивидуально, чаще "сворка" используется для нескольких собак одновременно (все зависит от количества собак в своре). Такая "сворка" позволяет простым выдергиванием поводка или веревки освободить всех собак одновременно. Ниже рисунок такой "сворки". Как ведут собак перед тем, как охотники выйдут на позиции, очень красивые кадры в "Войне и мире" в сцене с псовой охотой.

 

Всё это понятно. Но у нас так не делали и не делают, а мы народ издревле охотничий.  -_-

Вот в чем вопрос и различие.

 

Лично мне это кажется неудобным.

Руки охотника будут заняты поводками собак, хотя они нужны свободными для стрельбы, для кнута, ловчей птицы и т.д.

Да и не понятно как потом (как спустят) собакам бежать с волочащимися по земле поводками?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...