Перейти к содержанию
Zake

Этимология и семантика названий алшынских племен. Что означало в свое время алимулы, жаманак, шекти и т.д.?

Рекомендуемые сообщения

1 час назад, Alimuly сказал:

Ж.Сабитова статью об алшынах почитайте и потом все поймёте. Никаких калмаков и за милю не увидите. 

Цитата

Казахском шежире написано: «Казах и Калмак были родными братьями и поругались из-за того что не смогли поделить между собой молоко пегой кобылы»

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Alimuly сказал:

Так ведь это все не имена,а прозвища. Например Шекты его настоящее имя Жаманак. Также и с остальными Уланак (Каракесек),Карамашак (Торткара) и тд.

Уже писал, что напр. Алимулы (Алымалу), Байулы (Байлу/Байлы), Шекты - это не имена конкретных людей. Это древние названия родовых подразделений алшынов, в которых был заложен конкретный смысл.

А то что написано в википедии мы все знаем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, ARS сказал:

Казахском шежире написано: «Казах и Калмак были родными братьями и поругались из-за того что не смогли поделить между собой молоко пегой кобылы»

В каком шежире? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, Alimuly сказал:

В каком шежире? 

у Ж. Сабитова 

Цитата

По нашему мнению Калмаки XIV-XVI веков это народ (золотоордынские кочевники, не принявшие ислам), который позже разделился на две части: Черных Калмаков (Каракалпаков) и Белых Калмаков (Теленгуты, Алтайцы), из которых Каракалпаки ушли на юг в Среднюю Азию (известны там с 1598 года), а Алтайцы были подчинены Ойрат-Калмакам, которых потом также называли черными калмыками

https://e-history.kz/media/upload/1466/2015/01/15/00fb00c91a53e8bce6ce0130e7f2e52a.pdf

А так среди алшын остались еще калмаки , последние из магикан, яркий пример Аркук 

:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 hours ago, ARS said:

у Ж. Сабитова 

А так среди алшын остались еще калмаки , последние из магикан, яркий пример Аркук 

:D

В общем я понял, откуда Ваша зацикленность в каракалмаках, когда ведете речь о каракалпаках как о возможных потомках каракалмаков. Вы не поддавайтесь этой статье, тут не только статья о каракалмаках как о предполагаемых каракалпаках. В статье скрываются и другие стороны в повествовании о каракалпаках конкретно взятого ученого. В этой статье конечно же есть предполагаемые  виновники, ибо я сам долго изучал за и против, так как где-то есть похожие моменты. Но в общей структуре не нашел желаемого для автора результата. Во-первых, Дремов так и пишет, что эти "калмаки" были монголоязычны, что о современных каракалпаках и не скажешь. Во-вторых, у каракалпаков глубоко втиснулись ногайские предания и вообще весь ногайский пласт. В-третих, в эпосах каракалпаков противоположной стороной все время оказываются калмаки, что будучи сами калмаками, каракалпаки никак не могли бы их противопоставить против себя. 

Но есть ДТ (Джагфар тарийхы), где повествует, что кытаи захватив часть каракалпаков на Яике, сели на их шею, но от принятия ислама отказались. То есть, чем Вам не предполагаемые "калмаки", и это между прочим произошло в 14 веке, когда предположительно и образовался союз кытай-кипчаков. Далее, в источниках есть союз Тауекеля с Калмаками которых он поселил в Улытау. И именно у каракалпакских Кытаев и есть уран "Уллы-тау". 

В общем, хочу сказать, что если бы каракалпаки как "каракалмаки" целиком были бы монголоязычными, то они до сих пор и оставались бы таковыми. Но как просто пласт (племя кытай), они запросто интегрировались в каракалпаки. Тоже самое можно сказать и про Алимулы (как каракалпаки их называют калмаками), что в среде общей массы казахов стали казахоязычными, то сеть казахами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Kamal сказал:

В общем я понял, откуда Ваша зацикленность в каракалмаках, когда ведете речь о каракалпаках как о возможных потомках каракалмаков. Вы не поддавайтесь этой статье, тут не только статья о каракалмаках как о предполагаемых каракалпаках. В статье скрываются и другие стороны в повествовании о каракалпаках конкретно взятого ученого. В этой статье конечно же есть предполагаемые  виновники, ибо я сам долго изучал за и против, так как где-то есть похожие моменты. Но в общей структуре не нашел желаемого для автора результата. Во-первых, Дремов так и пишет, что эти "калмаки" были монголоязычны, что о современных каракалпаках и не скажешь. Во-вторых, у каракалпаков глубоко втиснулись ногайские предания и вообще весь ногайский пласт. В-третих, в эпосах каракалпаков противоположной стороной все время оказываются калмаки, что будучи сами калмаками, каракалпаки никак не могли бы их противопоставить против себя. 

Но есть ДТ (Джагфар тарийхы), где повествует, что кытаи захватив часть каракалпаков на Яике, сели на их шею, но от принятия ислама отказались. То есть, чем Вам не предполагаемые "калмаки", и это между прочим произошло в 14 веке, когда предположительно и образовался союз кытай-кипчаков. Далее, в источниках есть союз Тауекеля с Калмаками которых он поселил в Улытау. И именно у каракалпакских Кытаев и есть уран "Уллы-тау". 

В общем, хочу сказать, что если бы каракалпаки как "каракалмаки" целиком были бы монголоязычными, то они до сих пор и оставались бы таковыми. Но как просто пласт (племя кытай), они запросто интегрировались в каракалпаки. Тоже самое можно сказать и про Алимулы (как каракалпаки их называют калмаками), что в среде общей массы казахов стали казахоязычными, то сеть казахами. 

Ассалауму алейкум Камал аға, мне не верится что Алимы потомки Қалмақов. По нескольким причинам, что их жизненный уклад, традиции и диалект Казахского языка не отличается от остальных Алшынов. Еще их гапла не отличается от Алшынской. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 minutes ago, Turkmen Aday said:

Ассалауму алейкум Камал аға, мне не верится что Алимы потомки Қалмақов. По нескольким причинам, что их жизненный уклад, традиции и диалект Казахского языка не отличается от остальных Алшынов. Еще их гапла не отличается от Алшынской. 

Уалейкум - ва ассалам! Курбан айт кутлы болсын!

По вопросу - и Вы с легкостью можете подумать, что каракалпаки были монголоязычны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Turkmen Aday сказал:

Ассалауму алейкум Камал аға, мне не верится что Алимы потомки Қалмақов. По нескольким причинам, что их жизненный уклад, традиции и диалект Казахского языка не отличается от остальных Алшынов. Еще их гапла не отличается от Алшынской. 

А то что ув. Арс написал про гаплу Q которая как он предпологает как основную гаплу у Алчи-Татар. Думаю он заблуждается, и в скором времени это будет доказуемо. Так как не у всех Қалмақов М48 является основной гаплой, только у тех кто в древности были в составе Татаров. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Kamal сказал:

Уалейкум - ва ассалам! Курбан айт кутлы болсын!

По вопросу - и Вы с легкостью можете подумать, что каракалпаки были монголоязычны?

Рахмет бірге болсын, и жоға ол нарсе булуы мумкін емес. Может быть много тысячелетий назад предки Каракалпаков и были монголо-язычными. Но по происшествий какого-то времени они сменили язык на Тюркский. Если вообще такое было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Kamal сказал:

Уалейкум - ва ассалам! Курбан айт кутлы болсын!

По вопросу - и Вы с легкостью можете подумать, что каракалпаки были монголоязычны?

Думаю что основная часть Каракалпаков, как и Алшын были турка-язычными, или же много тысяч лет назад они ассимилировали Тюрко-Монголов и переняли их язык. Потому что Каракалпаки, так де как и Алшыны имеют Туранидный тип лица.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

50 минут назад, jambacalmouk сказал:

Алим-ан - яблоко, Бай - богатый.

 

Наверное это монгольские слова, и возможно имена прародителей.

Тут имеется несколько версий в слове Бай улы, этимология Бай имеет древние корни. В древне-тюркской слово Бай переводится как Бог, то-есть Бай улы- Это Дети Бога. Как бы первородные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Turkmen Aday сказал:

Тут имеется несколько версий в слове Бай улы, этимология Бай имеет древние корни. В древне-тюркской слово Бай переводится как Бог, то-есть Бай улы- Это Дети Бога. Как бы первородные.

Я больше придерживаюсь этой теории.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Turkmen Aday сказал:

Думаю что основная часть Каракалпаков, как и Алшын были турка-язычными, или же много тысяч лет назад они ассимилировали Тюрко-Монголов и переняли их язык. Потому что Каракалпаки, так де как и Алшыны имеют Туранидный тип лица.

Так же я думаю что Алшыны так же как и Каракалпаки пришли на запад вместе с Хунну, потом Алшыны ушли на Алтай, в средние века из-за катаклизма или по причине болезней ушли в Монголию. Не все конечно, но большая часть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

40 минут назад, Kamal сказал:

В общем я понял, откуда Ваша зацикленность в каракалмаках, когда ведете речь о каракалпаках как о возможных потомках каракалмаков. Вы не поддавайтесь этой статье, тут не только статья о каракалмаках как о предполагаемых каракалпаках. В статье скрываются и другие стороны в повествовании о каракалпаках конкретно взятого ученого. В этой статье конечно же есть предполагаемые  виновники, ибо я сам долго изучал за и против, так как где-то есть похожие моменты. Но в общей структуре не нашел желаемого для автора результата. Во-первых, Дремов так и пишет, что эти "калмаки" были монголоязычны, что о современных каракалпаках и не скажешь. Во-вторых, у каракалпаков глубоко втиснулись ногайские предания и вообще весь ногайский пласт. В-третих, в эпосах каракалпаков противоположной стороной все время оказываются калмаки, что будучи сами калмаками, каракалпаки никак не могли бы их противопоставить против себя. 

Но есть ДТ (Джагфар тарийхы), где повествует, что кытаи захватив часть каракалпаков на Яике, сели на их шею, но от принятия ислама отказались. То есть, чем Вам не предполагаемые "калмаки", и это между прочим произошло в 14 веке, когда предположительно и образовался союз кытай-кипчаков. Далее, в источниках есть союз Тауекеля с Калмаками которых он поселил в Улытау. И именно у каракалпакских Кытаев и есть уран "Уллы-тау". 

В общем, хочу сказать, что если бы каракалпаки как "каракалмаки" целиком были бы монголоязычными, то они до сих пор и оставались бы таковыми. Но как просто пласт (племя кытай), они запросто интегрировались в каракалпаки. Тоже самое можно сказать и про Алимулы (как каракалпаки их называют калмаками), что в среде общей массы казахов стали казахоязычными, то сеть казахами. 

я не поддавался этой статье , о ней я еще неделю назад незнал , здесь Асан не причем

понимаете , в источниках фиксируют народ калмуков , до прихода аюкинских калмак , не мог же этот народ исчезнуть 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 minutes ago, Turkmen Aday said:

Так же я думаю что Алшыны так же как и Каракалпаки пришли на запад вместе с Хунну, потом Алшыны ушли на Алтай, в средние века из-за катаклизма или по причине болезней ушли в Монголию. Не все конечно, но большая часть.

Да нет, ув. Туркмен Адай, к большому сожалению это не так. Обратимся к преданиям каракалпаков середины 18 века, где говорится, что они раньше жили в Средней Азии, а на Сырдарью пришли именно из Казанского ханства. Там же они говорят, что ушли в Бухару для разорения их царства, также называют время - конец 15 века. А мы из истории знаем, что в это время из кочевников на юг двинулись только Шейбаниды (нынешние узбеки). А потом по Магидовичу муйтены говорят, что они жили в России и были ногаями. А по Трепавлову известно, что среди ногайцев муйтенского рода никогда не было. Зато узнаем, что муйтены как отдельное царство были среди башкир, у которых нынче нет этих муйтенов, лишь рода остались типа усерганов, но племя Муйтен нынче сохранились только у каракалпаков. Видите какая катавасия? А кто-то хочет лишь одним движением пальца "устроить"  всю историю каракалпаков. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 minutes ago, ARS said:

я не поддавался этой статье , о ней я еще неделю назад незнал , здесь Асан не причем

понимаете , в источниках фиксируют народ калмуков , до прихода аюкинских калмак , не мог же этот народ исчезнуть 

А разве этот народ исчез? Они есть и среди каракалпаков, и среди башкир, и среди ногайцев. Насчет казахских и кыргызских родоплеменных делений я к сожалению не знаю. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Kamal сказал:

А разве этот народ исчез? Они есть и среди каракалпаков, и среди башкир, и среди ногайцев. Насчет казахских и кыргызских родоплеменных делений я к сожалению не знаю. 

Почему? Казахи именно Алшыны соседи ваши а вы про нас не знаете.  Зато нагайцев и башкир знаете .

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Kamal сказал:

А разве этот народ исчез? Они есть и среди каракалпаков, и среди башкир, и среди ногайцев. Насчет казахских и кыргызских родоплеменных делений я к сожалению не знаю. 

волжские калмыки это другой народ ,  калмук из ЗО

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, elimkaz said:

Почему? Казахи именно Алшыны соседи ваши а вы про нас не знаете.  Зато нагайцев и башкир знаете .

Я в том плане, что среди их родоплеменных делений есть калмаки, а среди казахов и кыргызов, к сожалению не знаю, есть или нет, просто не изучал.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, ARS said:

волжские калмыки это другой народ ,  калмук из ЗО

Ну, незнаю, дорогой. Просто хочу довести до Вашего сознания, что если бы каракалпаки были целиком означенными в той статье "калмаками", то мы бы имели совсем другую культуру и язык. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Kamal сказал:

Ну, незнаю, дорогой. Просто хочу довести до Вашего сознания, что если бы каракалпаки были целиком означенными в той статье "калмаками", то мы бы имели совсем другую культуру и язык. 

они были тюркоязычными , калмуки ЗО 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, ARS said:

они были тюркоязычными , калмуки ЗО 

Главный источник (Дремов) на кого ссылается Ж. Сабитов считает их монголоязычными. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Kamal сказал:

Главный источник (Дремов) на кого ссылается Ж. Сабитов считает их монголоязычными. 

да нет , Сабитов несчитает их таковыми 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...