Перейти к содержанию
enhd

Несторианство в Китае и Центральной Азии

Рекомендуемые сообщения

Nestorian-Stele-Budge-plate-X.jpg

Эта несторианская стела была установлена в 781 году в Китае.

Несторианская стела (кит. упр. 大秦景教流行中國碑, пиньинь: Dàqín Jǐngjiào liúxíng Zhōngguó bēi, палл.: Цзинцзяо бэй, «Стела сиятельной религии») — древнейший памятник христианства в Китае. Стела была установлена в 781 году приверженцами Ассирийской церкви Востока в танском Китае, но впоследствии спрятана под землей. Её обнаружение в ходе строительных работ в городе Сиань ок. 1625 г., о котором иезуитские миссионеры скоро сообщили европейской публике, стало сенсацией в Европе, и на протяжении более двух столетий стела оставалась, пожалуй, самым известным в христианском мире памятником китайской археологии.

На вверху стелы написано:

Traditional Chinese:    大秦景教流行中國碑
Simplified Chinese:        大秦景教流行中国碑

Транскрипция: Dàqín Jǐngjiào liúxíng Zhōngguó bēi - Стела распространения сиятельной религии Рима. (Dàqín - Дачин - название Римской империи;  Jǐngjiào - сиятельная религия (несторианизм))

000016.jpg

Большая надпись стелы Кюльтегина на китайском языке.

Явно видно влияние и наследственность культуры китая.  Форма и закономерность изготовления стелы ...

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Manichaeism and Nestorian Christianity" Klimkeit, Hans Joachim (2000)

https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000184565

image?id=p::usmarcdef_0000184565&author=

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иранские христиане в Китае династии Тан и их идентичность

"The “Brilliant Teaching”: Iranian Christians in Tang China and Their Identity"  Max Deeg (2020)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"От реки Окс до китайских берегов. Исследования восточносирийского христианства в Китае и Центральной Азии"

"From the Oxus River to the Chinese Shores: Studies on East Syriac Christianity in China and Central Asia" Li Tang, Dietmar W. Winkler, LIT Verlag Münster, 2013.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"ЛАТИНСКИЙ ПЕРЕВОД НЕСТОРИАНСКОЙ СТЕЛЫ СИАНЯ ФРАНЦИСКАНЦЕМ КАРЛО ДА КАСТОРАНО (1741)"

"The Latin Translation of the Xi’an Stele by the Franciscan Carlo da Castorano (1741)" Matteo Nicolini-Zani

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Согдийцы и их религии в Турфане: свидетельства в каталоге среднеиранских фрагментов согдийской письменности из берлинской Турфанской коллекции" Кристиана Рек (2020)

"The Sogdians and Their Religions in Turfan: Evidence in the Catalogue of the Middle Iranian Fragments in Sogdian Script of the Berlin Turfan Collection" Christiane Reck (2020)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Период упадка

Учитывая состояние источников, динамику сокращения регионального присутствия Церкви Востока проследить достаточно сложно. В целом, если в 1000 году епископы Церкви Востока присутствовали в 68 городах, то в 1238 году их осталось 24, а после смерти Тамерлана в 1405 году городов, в которых находились епископы Церкви осталось всего 7. Противостояние христиан и мусульман в Средней Азии привело к постепенному вытеснению Церкви Востока из центрально-азиатского региона. В то же время снижалась значение среди «несториан» сирийского языка, сохранявшегося как язык литургии и богословской литературы[111]. Несмотря на добрые отношения между ильханом Олджейту (1304—1316) и католикосом-патриархом Мар Ябалахой III (1283—1317), правителю монгольского Ирана не удалось предотвратить вспышки насилия против христиан. Во время погромов в Арбиле (1310 год), погибло большое число христиан Церкви Востока[112]. Результатом правления Олджейту для Церкви Востока стало уменьшение общего количества епархий и приходов[113]: к началу XIV века христианство постепенно исчезло в Аравии, Фарсе, южном и центральном Ираке (исчезли диоцезы Майшан[англ.] и Бет Гармай[англ.]) и в центральной и восточной Персии[114]. Также ослаблению Церкви Востока способствовала территориальная экспансия Османской империи[115]. О времени исчезновения восточных сирийцев в различных регионах можно судить по прекращению захоронений. Последняя могила на «несторианском» кладбище в Бишкеке датируется 1345 годом, 1368 годом в турецком Амалике, и на одном из кладбищ на границе Кыргызстана с Китаем — 1372 годом. Период с конца XIV века до середины XVI века, о котором сохранилось мало письменных сведений, считается «тёмными столетиями» истории Церкви Востока. Резиденция патриарха в те годы неоднократно переносилась в более безопасные регионы[116].

Ко второй половине XIV века за пределами северной Месопотамии (современные территории северного Ирака, юго-восточной Турции, северо-восточной Сирии и северо-западной окраины Ирана) Несторианская церковь сохранила свои епархии только на малабарском побережье Индии. Небольшие несторианские общины остались в Иерусалиме и на Кипре, однако единую церковную структуру в Церкви Востока смогли сохранить малабарские христиане Индии[117]. Исчезновение сиро-уйгурской Церкви Востока также тесно связано с упадком христианства в Центральной Азии[118]. Тамерлан, тюрко-монгольский лидер империи Тимуридов, придя к власти в 1370 году, взял курс на очищение своих владений от немусульман. Тамерлан фактически уничтожил христианство в Центральной Азии[119]. Высказывается также мнение, что ко времени появления Тамерлана Церковь Востока значительно ослабла, существуя, фактически, только в горах Курдистана и в Индии, и вклад Тамерлана в её уничтожение не был решающим[115]. Полному исчезновению несторианской церковной иерархии в Средней Азии, вероятно, способствовал комплекс факторов: от гонений и преследований до массовых эпидемий. Во многих районах Средней Азии христианство исчезло за десятки лет до походов Тамерлана. Данные из Средней Азии, включая большое количество могил, указывают на то, что кризис Церкви Востока произошёл в 1340-х, а не в 1390-х годах. В Китае последние упоминания о несторианских и латинских христианах датируются 1350-ми годами, незадолго до смены монгольской династии Юань на проводившую ксенофобскую политику династию Мин[120][117][121]. Сохранявшие верность христианству уйгуры, проживавшие в Восточном Туркестане, окончательно приняли ислам в XVI—XVII веках[98].

Источник: Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Востока

"Полное исчезновение несторианских епархий в Средней Азии, вероятно, произошло из-за сочетания преследований, болезней и изоляции: «то, что пережило монголов, не пережило Черную смерть четырнадцатого века». Во многих частях Средней Азии христианство вымерло за десятилетия до походов Тимура. Сохранившиеся свидетельства из Средней Азии, включая большое количество датированных могил, указывают на то, что кризис Церкви Востока произошел в 1340-х годах, а не в 1390-х годах. Несколько современных наблюдателей, включая папского посланника Джованни де Мариньолли, упоминают убийство латинского епископа в 1339 или 1340 году мусульманской толпой в Алмалыке, главном городе тангутов, и насильственное обращение христиан города в ислам. Надгробия на двух восточно-сирийских кладбищах в Монголии датируются 1342 годом, некоторые из них посвящены погибшим во время вспышки Черной смерти в 1338 году. В Китае последние упоминания о несторианах и латинских христианах датируются 1350-ми годами, незадолго до замены в 1368 году монгольской династии Юань ксенофобской династией Мин и последующей самоизоляции Китая от иностранного влияния, включая христианство."

Источник: английская википедия https://en.wikipedia.org/wiki/Church_of_the_East#Decline

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Несторианство успешно сращивалось не только лишь с тенгрианством (Загал+Умай) в среде тюрко-монгольских кочевников, но и с буддизмом в китайском Тане и далее вплоть до эпохи Юань (см. например "Doubt on the viewpoin of Jingjiao in China after the Tang Dinasty" W.Yuanyuan). 

Дабы выжить в условиях гонений, инициированных императором У-цзуном (Huichang Persecution, 841-845 гг.), несторианство и буддизм были вынуждены объединяться и концептуально сращиваться друг с другом. Но возможно этот процесс начался еще раньше и без давления внешних обстоятельств. Так или иначе, некоторая атрибутика несторианства стала приобретать буддийские черты. Например, некоторые найденные несторианские кресты (датируемые условно эпохой Юань) содержат в частности буддийскую символику. Следующий эпизод из эпохи Тан красноречиво описывает этот синтез или во всяком случае попытки оного:

Цитата

В 786 году несторианский монах Адам помог индийскому буддийскому монаху из Капиши по имени Праджня перевести буддийский текст «Сутра шести махаянских парамит» с иранского языка (согдийского или бактрийского) на китайский. Переведенный текст был представлен императору Дезонгу в 787 году, который отверг перевод на том основании, что он был неисправным, испорченным и запутанным из-за смешения буддийских и несторианских концепций.

А в эпоху гонений танская империя и вовсе рассматривала несторианство и зороастризм как еретические формы буддизма:

Цитата

Китайские записи утверждают, что зороастризм и христианство считались еретическими формами буддизма и были включены в сферу действия указов. Ниже приведен отрывок из указа, касающегося двух религий:

Что касается форм поклонения Тай-Чин (сирийских) и Мух-ху (зороастрийских), то, поскольку буддизм уже был изгнан, нельзя допустить, чтобы сохранились только эти ереси. Людей, принадлежащих к ним, также следует заставить вернуться в мир, снова принадлежать к своим собственным районам и стать налогоплательщиками. Что касается иностранцев, пусть они будут возвращены в свои собственные страны, чтобы там страдать от ограничений.

Словно последнее пристанище мирового несторианства, китайский Юань вобрал в себя все синтетический формы этой наднациональной религии, храмовые двери которой были открыты как для кочевников тенгрианцев, так и для местных буддистов. Но маятник истории был вынужден неизбежно качнуться в обратном направлении: за коллапсом империи Хубилая последовал окончательный коллапс несторианства. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Христиане в Китае до 1550 года" А.К. Моул (1930)

"Christians in China Before the Year 1550" A.C. Moule (1930)

Christians in China Before the Year 1550 : Moule, A. C.: Amazon.de: Books

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Монета, найденная в Крыму, с тамгой Ногая на одной стороне и (скорее всего несторианским) крестом на другой. На 4х концах креста расположены орнаменты в форме летящих птиц. Интересно сравнить данный крест (Rosette) с аналогичным крестом, обнаруженным в ассирийской/несторианской церкви Рабан Ормизд в Северном Ираке (см. ниже и по ссылке http://www.turkotek.com/salon_00135/s135_t2.htm

Можно еще вспомнить, что другое имя Ногая было Ису/Иса и одна из его жен была внебрачной дочерью византийского императора. К слову, среди несторианцев имя Иисус/Иса не было запретным (например, несторианский врач Иисус Толкователь в империи Юань). После общения с Сары Салтуком Ногай принял ислам.

https://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=246286

Golden_Horde_AE_pul_w_Nogay_tamgha_and_rosette.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/Монастырь_Раббана_Ормизда

England-2002-Cross-Raban-Hormizd-2-1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вехи падения несторианства в Средней Азии и Китае (моя интерпретация)

Дата

Событие

751

Битва при Таласе обеспечила мусульманам господство на территории вокруг Сырдарьи (Мавераннахр). Арабские завоевания положили начало исламизации Бухары (708 г.), Самарканда (712 г.), Шаша (749 г.) и Ферганы (конец 8 века).

840–846

Император У-цзун (империя Тан) инициировал гонения на "чуждые религии," включая  манихейство, зороастризм, буддизм и христианство. Несторианские общины лишились значительной поддержки, храмы были закрыты, а некоторые из них разрушены. Этот период - первый серьезный удар для несторианской церкви в Китае.

893

Саманиды захватили Испиджаб, напали на Тараз. После длительной осады город пал, население приняло ислам[8] Большая церковь была преобразована в мечеть, и, согласно одному источнику, «эмир Тараза» принял ислам. Столица Карлукского каганата перенеслась из Тараза в Кашгар.

ca. 934

Караханиды приняли ислам, мусульманские имена и почетные звания, но сохранили тюркские царские титулы, такие как Хан, Каган, Илек (Илиг) и Тегин.

Начало 11 века

Ранние Сельджуки отрекаются от тенгри-несторианства и обращаются в ислам

1204–1218

Найманский хан Кучлук под влиянием жены-буддистки из Каракитаев отрекается от несторианства и обращается в буддизм.

1240e

Первый чингизид хан Берке принимает ислам

1279e

Ногай (Иса) отрекается от тенгри-несторианства и принимает ислам

1295

7ой правитель Ильханата (улус Хулагу) Газан принимает ислам (был воспитан в несторианской вере)

1302

Несторианин-католикос Мар Ябаллаха III (онгут или уйгур), который в молодости сопровождал старшего Раббана Бар Сауму (онгут или уйгур) из Ханбалыка (Пекин), отправил папе исповедание веры. Тем самым он официально оформил свое обращение в католичество, хотя в его письме папе от 1304 года говорилось, что его шаг вызвал сильное противодействие со стороны местного несторианского духовенства.

1320е

Став ханом, Узбек, по настоянию Кутлуг-Тимура[12], принял ислам и получил имя Мухаммед. Попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила сопротивление ордынской аристократии. 

1331–1334

Тармаширин - первый хан Чагайского улуса, который принял ислам. Его обращение в ислам не нашло поддержки у монгольской знати, которая в подавляющем большинстве была тенгрианцами, тенгри-несторианцами  и буддистами.

1339-1340

Убийство латинского епископа  мусульманской толпой в Алмалыке, главном городе тангутов, и насильственное обращение христиан города в ислам.

1340e

Первые вспышки чумы в Чуйской долине и Притяньшанье, вымирание местных несторианских общин

1350e

Последние упоминания о христианах Церкви Востока в Китае, незадолго до смены монгольской династии Юань на проводившую ксенофобскую политику династию Мин

1353

Первый правитель Моголистана принял ислам, который стал затем господствующей религией Моголистана.

1370-1400

Усиление исламизации региона, связанное с завоевательными походами Тамерлана

16 век

Монгольские найманы обращаются в тибетский буддизм

16-17 вв.

Сохранявшие верность христианству уйгуры, проживавшие в Восточном Туркестане, окончательно принимают ислам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Редкая монета Ильханата с крестом и уйгурским письмом, найденная в Тифлисе (предположительно период Абака-хана 1265-1282)

https://www.vcoins.com/de/stores/sphinx_numismatics/151/product/310ckg22p_rare_mongol_islamic_coin_with_christian_inscriptions_ilkhan_abaqa_12651282_ar_dirham_237_g_tiflis_dm_a2130_r_georgian_issue_uighur_obverse_christian/1949521/Default.aspx

Еще одна: https://www.vcoins.com/en/stores/sphinx_numismatics/151/product/864chh19_rare_mongol_islamic_coin_with_christian_inscriptions_ilkhan_abaqa_12651282_ar_dirham_244g_tiflis_dm_a2130_r/1150305/Default.aspx

И еще одна, совсем стертая: https://katzauction.com/lot/16884?title=Mongol-Empire-Ilkhanate-Abaqa-Æ-Fals-1265---1282-AH-663---681-(ND)-Dmanisi

Цитата

RARE MONGOL ISLAMIC COIN WITH CHRISTIAN INSCRIPTIONS; ILKHAN: Abaqa, 1265-1282, AR dirham (2.37 g), [Tiflis], DM, A-2130 (R), Georgian issue, Uighur obverse, Christian religious text reverse, cross at the bottom of the field, date formula in the reverse margin, of which only the month is legible on this piece (month of Rabi', either Rabi' I or Rabi' II,), Struck by Davi VII and Dmitri II of Georgia. pleasing VF.
 
REV. IN ARABIC : BISM AL 'AB (IN THE NAME OF THE FATHER, WAL IBN (THE SON) WA RUH AL KUDUS (THE HOLY SPIRIT) ILAHUN WAHID (ONE GOD) CROSS IN LOWER PART, ALL WITHIN A SQUARE; Diler A-126; Bennett 305e; Album 2130 (R); ICV –. VF, bright surfaces, areas of flat strike.
 
REV. :
بسم الأب
و الابن
و روح القدس
اله واحد
+
OBV :
UIGHUR SCRIPT
 
NOTE : IT IS IMPORTANT TO NOTE THAT HULEGU'S ( KNOWN AS HULAQU) WIFE DOQUZ KHATUN WAS A NESTORIAN CHRISTIAN AND THE FIRST MONGOL ILKHANIDS WERE FAVORABLY INCLINED TOWARDS CHRISTIANITY, AND MARRIED FROM THE GOERGIAN NOBILITY OF TIFLIS.
A TRULY FASCINATING COIN, AND VERY SOUGHT AFTER DUE TO THE EXPLICIT CHRISTIAN INSCRIPTIONS IN ARABIC COUPLED WITH THE CROSS; THIS COIN IS RATED RARE;

РЕДКАЯ МОНГОЛЬСКАЯ ИСЛАМСКАЯ МОНЕТА С ХРИСТИАНСКИМИ НАДПИСЯМИ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...