Перейти к содержанию
Гость Guest_Skiffi

Лук и стрелы

Рекомендуемые сообщения

А что там внизу написано? Мне почти ничего не видно. Пишу и читаю с телефона в порту.

Первая строка: Кайзерл Русичер

Вторая строка: Киргис

Третья строка: Wien bey Johann Cappi.

Изменено пользователем Alee
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Написано вот это:

Kaiserl: Rufsischer

Kirgis

Wien bey Johann Cappi

Надо перенести эту картину в раздел "Кыргызы"  или "Монголы".

 

Это картина из альбома русских войск 1815 года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Написано вот это:

Kaiserl: Rufsischer

Kirgis

Wien bey Johann Cappi

Надо перенести эту картину в раздел "Кыргызы"  или "Монголы".

Ага у вас это хорошо получается...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

683b41869ed9.jpg

 

Друзья, еще раз, такой сапог благодаря свему высокому подъему не проваливается в стремя! Тем более в стремя монгольское

 

 

 

А по моему,  Вы глубоко ошибаетесь, ув. Вольга. Монгольский сапог по своей форме провалится в стремя по самую икру, если не стараться держать ногу в стремени правильно.

 

По моему, лучший ограничитель для предотвращения этого - это каблук тюркского сапога, к чему пришли тюрки номады в результате опыта тысячелетий.

 

Специально просмотрел средневековые миниатюры, на которых изображены татары Чингизхана, но ни на одной из них не обнаружил современного монгольского громоздкого сапога с загнутым кверху носком. Я думаю это наследие маньчжур, а тех трудно назвать опытными номадами или всадниками. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

У русских в 15-17 веках часть стрел носила бурятско-тюркские названия. Так упоминаются в текстах:

" А в нЪмъ 300 стрелъ: пол 100 кибирей, 70 аргичевъ, 80 ташлыковъ, 30 сверЪгъ, оприченно надобныхъ стрел. А всякая стрела — морская трость: натрое колото и начетверо строгоно, и наливано в нихъ красного золота аравитцкого."

Я знаю, что кибирями называли стрелы со свистком, аргиши, видимо, срезень двузубый, а вот что такое сверги и ташлыки?

 

Вольга текст былины где был записан?

Кибирь удивительно похож и вероятно одно и тоже слово что монгольский keyiburi встречающиеся в ССМ.

 

 

А что означает "keyiburi" в монгольских языках?

 

Может пригодится Вольге? В казахском языке:

Қыныр - крепкоголовый.

Қыңыр - кривой.

Қыбыр - тихий звук, шорох, колебание, дрожь.

Күбір - разговор вполголоса, шепот.

Кебір - высохший, засохший, потрескавшийся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу длинны халатов, смею надеяться, что никто не скажет, что эти господа-товарищи не кавалеристы :)

 

post-1159636956.jpg

 

Ув. Вольга, на коня можно сесть и в юбке как это делают шотландцы, но ведь речь идет не об этом. Речь по моему идет о более приспособленной и удобной для верховой езды одежде.

 

Кстати у ваших господ-товарищей кажись на ногах каблучки, а не лыжи.  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

казахский хан

 

7.jpg

 

 

 

 

Так это же не казахский, и не "хан". Емнип, это Исфандияр Юрджи Бахадур II, правивший на территории современного Узбекистана в 1910 - 1918 годах.

 

Если вы хотели подчеркнуть длинную полу халата, то лучше рисунка не найти, где показана удобнейшая одежда казахов для всадника (он слева), 1812 год:

 

27.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот такой головной убор имел популярность на Балканах и в Крыму

 

2-08_s.jpg

 

 

 

Обыкновенный тюркский, казахский в т.ч., "аир калпак" (калпак с вилообразными надрезами и с широкими загнутыми полями). В таких головных уборах присутствуют татары Чингизхана и сами чингизиды на средневековых миниатюрах (у монголоязычных народов такого головного убора нет и в помине):

 

Одевай его хоть так (Абылай хан):

b26683a46844.jpg

 

Хоть так:

yurta.jpg

 

Хоть так (причернормский кочевой татар):

c4b2cb4495b9.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казах в халате, а на голове типичный для казахов малахай.

 

cae41e326927.jpg

 

Чей рисунок? Странная какая-то шуба у всадника и навершие что-то слишком высокое как у гномика. Да и колчан не такой какой-то.   :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он монгольский или татарский всадник. Запах халата монгольский.Седло, сапоги тоже монгольские.

 

Написано же "киргиз". Седло как седло, халат точно халхаский "дэгэл", сапоги не монгольские. Короче рисунок не соответствует действительности. 

 

Самое интересное, что художник зафиксировал казахскую тамгу на бедре лошади, это емнип тамга племени Ысты (Йысут).  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это картина из альбома русских войск 1815 года.

 

Ну тогда ясен пень, значит киргиз-кайсак махнулся с калмыком, свой меховой "тулуп" поменяв на калмыцкий "дэгэл". Ведь воевали бок о бок на той войне.   :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

казахский хан

 

7.jpg

 

 

 

 

Так это же не казахский, и не "хан". Емнип, это Исфандияр Юрджи Бахадур II, правивший на территории современного Узбекистана в 1910 - 1918 годах.

 

Если вы хотели подчеркнуть длинную полу халата, то лучше рисунка не найти, где показана удобнейшая одежда казахов для всадника (он слева), 1812 год:

 

27.JPG

 

 

У одного свиньи нос.

А у  другого традиционные китайские  брюки  :D

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ближе к теме. Казахский лук, стрелы и колчан. Названия:

 

UUddQIh84qFkxHZz-lg.jpg

 

sadak.jpg

 

Халиолла Саматұлы.
 

Садақты  ерте кезде қазақтар аң аулауда, соғыс кезінде қолданған. Қарапайым садақтытобылғы, үйеңкі, т.б. ағаш шыбықтарынан доғаша иіп, екі ұшын қайыспен керіп жасайтын болған.  Күрделі, яки құрама садақтың сыртқы беті сіңірмен немесе тарамыспен қапталып, ішкі жағы мүйізбен астарланған, кейде ортасы мен екі шетіне сүйек бастырма қағылады.

Күрделі немесе құрама садақты ежелгі ерте дәуірде сақтар мен ғүндар көп қолданған. Қазақ садағы көшпенді сақ-ғұндар садағының жетілдірілген жалғасы болып саналады. 

ауыз әдебиетінде садақтарды жасалған материалдарына қарай «қайың садақ», «қарағай садақ», «үйеңкі садақ» «бұлғары садақ», «адырна»«көн садақ»  деген атаулары кездеседі. Қайыңның сарғайған қабығымен қапталған садақты түсіне байланысты «сарыжа», немесе«сарсадақ» деп те атай берген. 

Қарапайым садақ екі бөліктен тұрады. Біріншісі, яғни ағаш немесе сүйектен жасалатын ату үрдісін іске асыратын бөлік адырна деп аталады. Ал, шірей тартып, садақ оғын ұшыратын жіпті немесе бауды кіріс деп атайды. Атақты Қазтуған жыраудың:

Бұдырайған екі шекелі,

Мұздай үлкен көбелі,

Қары ұнамы сұлтандайын жүрісті,

Адырнасы шайы жібек оққа кірісті, - атты толғауын оқып көріңіз...

 

Адырна – бес бөліктен тұрады. Оның қолмен қысып ұстайтын орта тұсын белі деп атайды.

Бұлғары садақ, бұқар жай,

Тата алмасам маған серт!

Бел күшіме шыдамай,

Беліңнен кетсең саған серт! («Қобыланды батыр» жырынан)

Белі – берік болу үшін сүйекпен көмкеріп, тарамыспен оралған, иінмен түйіскен жері шылғи терімен қапталып, кептірілетін болған.

Адырнаның иілмелі серіппелі бөлігін – екі иіні (жоғары және төменгі) деп атайды. Кіріс, яғни жіп байланатын адырнаның екі ұшын басы  (жоғары және төменгі) дейді. Иіндерінің үстінен тарамыс тартылып, ішкі беті мүйізбен қапталып, қоңыр аңның немесе малдың майымен майланып отырған. Халқымыздың дәстүрлі қару-жарағын зерттеп жүрген этнограф Қалиолла Саматұлының еңбегінде: «Адырнаның бастары бөлек-бөлек жасалып, иініне бұрыш жасай бекітіледі» - дейді.

Ал, адырнаның екі басын қосып байланған жіпті кіріс дейді. Ол берік жіптен немесе жібектен, тарамыстан өріледі. Міндеті – оқты нысанаға қарай ұшыру. Кіріс жіп садақтың бір басына мықтап бекітіліп, екінші басы адырнаны босатып тұру үшін алмалы тұзақ түрінде алынып, салынады. Кірісті қатты серпігенде адырнаның басы жарылып немесе сетінеп кетпес үшін сүйектен қорғаныш орнатылады. Оны тобыршық деп атайды.

Тобыршықты биік жай салып,

Дұшпан аттым өкінбен... (Доспанбет жырау)

 

Оқ – садақпен жауды ату үшін қажет құрал. Оқты этнограф-зерттеуші Қалиолла Ахметжан мырза бірнеше бөлікке бөліп қарастырыпты. Яғни, оқтың ұшындағы қауіпті металл (сүйек) бұйымды жебе дейді. Жебе бекітілген ұзын ағашты сабы десе, кіріске бекітіліп, созыла серпілетін тетікті кез-табан деп атапты. Ал, оқтың түзу ұшуына бағыт беретін қауырсындыоқтың қанаты дейді екен.   

Оқтың сабы – қайың, тобылғы, қатты талдан жасалады. Оқ өте түзу болмаса нысанға жетпейді. Қазақта «оқтай түзу» деген тіркес содан қалған.  Сондай-ақ оқты шын шеберлер ғана жасайтын болған. Аталарымыз: «Әке көрген оқ жонар», - деп бекер айтпаған. Жонылған оқты суы қанғанша кептіріп, дымқылданбас үшін майға бөктіріп пісіретін болған. Оқтың көптеген түрі болған. Олар: жауға ататын оқ, аң аулауға арналған оқ, доғал оқ, отты оқ, күшіген жүнді оқ, сары жүнді оқ, қанаты оқ  т.б. Сондай-ақ оқтар басындағы жебесіне қарай әрқилы атауларға ие болған. Мысалы: «сұр жебе», «қу жебе», «тобылғы жебе» т.б. қырықтан астам түрлері бар.

Көшпенділер оқты арнайы ыдыс-қапқа салып алып жүрген. Оны қылшан немесе қорамса деп атаған. Эпикалық дастандарда, «қорамсаға қол салды, қол салғанда мол салды» деген жыр жолдары осыдан қалған.

 

Жебе – садақ оғының ұшы. Көшпенділер жебені: қозыжауырын, сауытбұзар, көбебұзар, үш қырлы, доғал жебе деген көптеген түрлерге бөлген. 

Қозыжауырын қу жебе,

Тартатұғын шақ болды. («Ер Тарғын»)

 Жұмсап қатты болатты,

Сауытбұзар оқ атшы... («Жұбаныш» Ақсауыт)

Көнсадақтың ішінде,

Көбебұзар сауыт бар... (Маханбет)

Жебенің құрамыезек желі, қанатжалауша, өткір ұшы, жетесі, қырлары және қалпақшадантұрады. Жебенің ұшы алмалы-салмалы қатты темір сияқты металдан жасалады. Қалпақша да алмалы - салмалы болады, соғыс кезінде ату нысанасына байланысты жылдам алынып, ауыстырылып отырады. Осы арқылы жебенің ұзақ қызмет етуі қамтамасыз етіледі. Қалпақшада бағыттаушы саңылау адырнаға қондыру үшін тереңдігі 5-6 мм, ені 2,5- 3,0 мм ойық болады.

Жебенің қанаты (жалаушасы) құс жүнінен (қыранның, қаздың) немесе жасанды материалдардан (пластмассадан) жасалып, оқты атылғанда тұрақтандыратын қызмет атқарады. Бағыттаушы қауырсынның бірі қалақшадағы адырна үшін жасалған ойыққа желімделеді және ашық түспен боялады.

Жебенің оққа бекітілген тұсын жетесі дейді. Жете берік болмаса, жебе сабынан босып жол ортаға түсіп қалады. Сондықтан жебені жетесіне жеткізіп сіңіретін болған. Қазақтың: «Жетесіне жеткізіп айтылды» деген сөз тіркесі осыдан өрбісе керек.

 

Қорамсақ - садақ оғының сауыты. Оны белге байлап немесе иыққа асып алады. Қалың көннен жасап өрнектейді. Қорамса ішінен екі қатар көлденең таспа тартады, оған жебелерді қатарлай тізеді. Оқтың алуға оңай болуы үшін жебенің кірісі төмен қаратылады.

 

 

И что интересно, названия соответствуют названиям татар-мунгальским:

 

Жакъ (джа) - лук

Жебе (жжебе) - наконечник стрелы

Къорамсакъ (куремса) - колчан 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахский лук:

 

102136.jpg

 

photo.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лучных дел мастер:

 

Основу кочевой жизни воина степи составляли три умения: борьба, стрельба из лука и верховая езда. Два из них Мурат ГАБДУСАЛИМОВ (на снимке), инженер-буровик по образованию, освоил очень хорошо – у него чёрный пояс по карате, и он отлично стреляет из лука. Теперь Мурат на пути к третьему.

Мурат сам изготавливает луки (причём весьма искусно), метко из них стреляет. А в будущем мечтает освоить искусство стрельбы из лука на скаку – удивительное умение наших кочевых предков-воинов.

–Как получилось, что вы этим увлеклись?

– У каждого мужчины с детства есть тяга к оружию. Я делал луки ещё будучи мальчишкой, и это увлечение переросло в такое вот хобби.

– Расскажите об этом воинском искусстве.

– Оно очень древнее. Двумя самыми известными верховыми лучниками былиАтилла и Чингисхан. Сотни лет верховая стрельба из лука являлась источником добывания пищи и способом покорения врагов для тех народов, у которых лошадь составляла основу жизни. А в наше время она переживает своё второе рождение. Ежегодно проводятся соревнования. Например, в апреле этого года на Украине пройдёт международный турнир по верховой стрельбе из лука, и я хочу туда поехать. Пока в качестве зрителя.

– Из чего состоит вооружение лучника?

– Первое – это сам лук. Я сам изготавливаю различные виды, в том числе индейский (племени команчи), тюркский, венгерский, английский, монгольский, маньчжурский.

Затем – стрелы. Для древка я в основном использую бамбук, но стрелы из углеродистого волокна намного лучше, они легче и летят дальше. Оперенье тоже очень важная деталь. Я использую гусиные перья.

Очень важный момент – кольцо для большого пальца. Азиатские стрелки в древности использовали для натягивания тетивы большой палец с надетым на него кольцом. Этот способ спуска стрелы, считаю, намного более эффективен, чем европейский способ – кончиками трёх пальцев, на которые надеты кожаные чехлы. Стрела летит намного дальше.

Ну и колчан – чехол для хранения стрел.

– Сколько времени у вас уходит на изготовление лука?

– Если делаю деревянный, то 3-4 дня, а если композитный (из различных материалов, таких, как древесина, рога, сухожилия и т. д.) – около 2 месяцев, так как сухожилия сохнут очень медленно. Есть очень хорошо растягивающийся материал – базальтовое волокно, его называют искусственным сухожилием. Его я тоже использую при изготовлении лука. В качестве тетивы подходит двойная переплетённая леска.

Заключительным этапом является тиллерование, или доводка. На этом этапе, собственно, и происходит рождение лука. Затем необходимо сделать 50-60пробных выстрелов – и можно приступать к украшению лука, наносить рисунок и покрывать лаком.

– А где берёте материалы?

– Для деревянного лука я чаще всего использую карагач. Очень хорошие деревья в этом плане  ясень и клён. Для изготовления наконечника беру рога животных, но не всякие. Коровьи, например, не годятся, они расслаиваются. Поэтому покупаю рога водяного буйвола в южно-азиатских странах и в Китае.

– Как далеко вы можете пустить стрелу?

– Вообще, стрелы летают до 800 метров, но это требует специального умения. В среднем стрела может полететь на 200-300 метров.

– Вы слышали о свистящих стрелах Чингисхана?

– Конечно. Монголы прикрепляли к наконечнику стрелы маленькие свистульки, сделанные из кости или из глины. Свистящие стрелы армии Чингисхана вселяли страх в сердца его врагов. Это была своего рода психологическая атака. Монголы умело применяли т. н. парфянский выстрел из лука, когда они неожиданно разворачивались в седле на 180 градусов и на скаку стреляли в преследующего их противника.

– Есть ли мастера изготовления луков, которые вас вдохновляют?

– Лайош КАССАЙ из Венгрии и американский лучник Лукас НАВОТНИ. Они оба являются легендами как среди изготовителей, так и стрелков. Много хороших луков делают сейчас в Корее.

– Что дает вам стрельба из лука?

– Это своего рода медитация. Она успокаивает, так как для того чтобы попасть в цель, ты должен сначала успокоиться и подготовить себя. Сам процесс вытаскивания стрелы из колчана, натягивания тетивы, выпуска стрелы и откидывания руки назад после стрельбы – успокаивает твое сознание. И даже не важно, попал ты в цель или нет.

…Я счастливый человек, так как моя семья меня поддерживает и понимает: это моя жена, мои три дочери, которые тоже любят стрелять из лука, и мои родители. Мы все живем вместе, и частенько устраиваем во дворе стрелковые «турниры».

Стрельба из лука, особенно верховая, является важной частью нашей истории и, я считаю, она не должна быть забыта.

Будем надеяться, что кочевничий дух Мурата вдохновит и других возрождать это воинское искусство, где атлетичность сочетается с элегантностью и романтизмом.

Зинат УРЫНБАСАРОВА

14lucnik.jpg

Фото Каната Елеуова

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Вольга, вдруг пригодится.

 

В.П.Курылев. Оружие казахов. // СМАЭ. Т.34. Л. 1978. С. 4 - 22:

 

Казахские стрелы.

 

 

 

ris08_s.jpg

Рисунок сделан К. П. Серебровской

 

 

 

... Колюще-метательное холодное оружие по общей классификации составляют стрелы. Они наиболее богато представлены в собраниях музея — 33 экземпляра (колл. № 2051).
Все стрелы, как правило, имеют четыре основные детали: наконечник, древко, оперенье для стабилизации полета и пятку, с помощью которой стрела держится на тетиве лука.
Наибольший интерес представляют наконечники стрел. По своей фактуре они делятся на две большие группы: железные и роговые. Все железные наконечники кованые, и в зависимости от формы их можно разделить в свою очередь на три группы: бесчеренковые, треугольные с черепком и, наконец, черенковые четырехугольные в разрезе (рис, 8).
В фондах МАЭ хранится семь стрел с бесчеренковыми железными наконечниками (колл. № 2051—30—36), вернее с очень маленьким (не более 0.5 см) черенком. У двух из них наконечники отсутствуют (колл. № 2051 — 31,36). Как правило, они почти плоские в разрезе, подтреугольных очертаний и заметно различаются по своим размерам. Так, у самого большого наконечника высота — 9.2 см, ширина основания — 2 см; у самого маленького высота — 3.5 см, ширина основания — 1.5 см.
Бесчеренковый металлический наконечник стрел казахи закрепляли на древке следующим образом: его вставляли в разрез (глубина — 1.5 см), сделанный в верхнем конце древка, и для большей прочности обматывали это место тонкими нитками, изготовленными, как правило, из сухожилий.
Интересно сравнить казахские бесчеренковые железные наконечники со стрелами для тувинских самострелов, которые также имеют железные плоские и треугольные наконечники без черенка (длиной около 7—8 см). Последние тоже вставлялись в небольшой разрез древка стрелы, которое затем для плотности закреплялось обмоткой из тонких сухожилий. Нельзя ли считать, что у казахов, как и у тувинцев, стрелы с такими наконечниками предназначались для самострелов?
Следующая группа металлических наконечников стрел представлена в фондах МАЭ восемью экземплярами (колл. № 2051—12—19). У одной из них наконечник отсутствует. Они имеют треугольную форму, довольно плоские, со слегка выраженными гранями со всех сторон и закрепляются с помощью черенка, который вставлен в отверстие, проделанное в верхнем конце древка стрелы, и для прочности обмотан тонкими шелковыми или хлопчатобумажными нитками красного цвета (длина обмотки от 1.4 до 2 см), обычно проклеенными. Размеры наконечников значительно колеблются: у самых маленьких (колл. № 2051 — 12,16) высота — 3.3 см, основание — 1 см, а у самого большого соответственно 4.4 и 1.4 см.

Ч. Ч. Валиханов сообщает, что двугранные (треугольные с черенком и без него, по нашей классификации) наконечники стрел казахи употребляли при охоте [Валиханов Ч. Ч. Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи, с. 465. 59. Там же.].

И, наконец, к последней группе относятся железные наконечники (в собраниях МАЭ их десять экземпляров — колл. № 2051—20—29), которые имеют четырехгранную в сечении, удлиненно-пирамидальную форму с зазубринами, нанесенными в нижней части каждого из ребер. Все наконечники одинаковы по размерам (высота — 3.5 см, ширина одной из граней — 0.6 см). Исключение составляют два экземпляра, первый из них (колл. № 2051—20) имеет высоту 2.9 см, а второй (колл. № 2051—23) — 3.2 см. Наконечники закреплены черенком в древке стрелы, которое для плотности еще обмотано и густо проклеено (из-за чего невозможно определить фактуру обмотки).
Четырехгранные железные наконечники, согласно Ч. Ч. Валиханову, казахи употребляли в сражениях, так как благодаря своей тяжести они были способны пробить панцирь. В связи с этим они назывались сауит бузар — «пробивающие панцири». В комментариях к работе Ч. Ч. Валиханова, составленных группой исследователей под руководством академика АН КазССР А. X. Маргулана, сказано, что этот тип наконечников стрел был унаследован от монгольского времени [Там же, с. 709].

Интересно отметить, что у Ч. Ч. Валиханова указывается на бытование у казахов другого типа четырехгранного наконечника стрел, который назывался козы жауырын — «лопатка ягненка», и действительно, по форме он напоминает маленькую лопатку и предназначался, «чтобы сбивать с седла» [Там же, с. 465].

Стрелы с такими наконечниками казахи употребляли, очевидно, в междоусобных схватках, в которых, как уже нами неоднократно отмечалось, главной задачей было выбить противника из седла. Стрелы с подобным названием упоминаются в фольклоре вообще и в героическом эпосе в частности. Так, в эпосе о Кобланды-батыре встречается изречение «Козы жауырын жебени, что буквально означает: «стрела, основание которой с лопатку ягненка» [Кобланды-батыр, с. 69, 227]. В этом же эпосе рассказывается о стрелах с золотыми наконечниками [Там же, с. 136, 296].

Весьма соблазнительно было бы сравнить казахские железные наконечники стрел с более древними, классификация которых тщательно разработана в археологии. Однако, судя по имеющимся в нашем распоряжении материалам, провести такое сравнение невозможно, так как, во-первых, археологические данные относятся к весьма древнему периоду (на территории Казахстана, например, к эпохе бронзы и раннего железа); во-вторых, металлические (как бронзовые, так и железные) наконечники с черенком из археологических раскопок имеют отличную от описываемых форму — трехгранную или трехлопастную, а редкие экземпляры треугольной и более плоской формы снабжены втулкой, а не черенком. Четырехгранные наконечники имели также скрытую втулку [Акишев К. А., Кушаев Г. А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата, 1963, с. 117; Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966, с. 353; Xазанов А. М. Очерки военного дела сарматов, с. 35—41. — К сожалению, у нас нет аналогичных данных но более близкому к изучаемому времени, например по средневековью на территории Казахстана].

Большую группу среди казахских стрел, хранящихся в музее, составляют стрелы с наконечниками из рога. Их имеется восемь экземпляров (колл. № 2051—37—44). Наконечники этих стрел роговые, темного (почти черного) цвета, круглые в сечении (диаметр — от 0.8 до 1.1 см), заметно удлиненные (длина — от 4.6 до 9 см), с заостренным концом. На древке они укреплены, очевидно, с помощью черенка. Необходимо отметить тщательную отделку роговых наконечников.
У нас нет прямых указаний о назначении казахских стрел с роговыми наконечниками. Мы можем сделать лишь некоторые предположения, основываясь на аналогии с данными археологии и этнографии. С одной стороны, у народов Сибири и Севера стрелы с роговыми наконечниками (как с костяными и деревянными), зачастую тупыми, использовались для охоты на пушного зверя. С другой стороны, данные археологии убедительно свидетельствуют о том, что стрелы с костяными наконечниками служили как боевые. В этом отношении показательна находка в могильнике Карамурун I (р. Шидерты) в Центральном Казахстане, относящемся по времени к эпохе раннего железа (VII—IV вв. до и. э.). В захоронении воина в кургане 5-ж найдены остатки кожаного колчана со стрелами, три из которых имеют костяные наконечники [Древняя культура Центрального Казахстана, с. 376]. И, пожалуй, наиболее показательны материалы из могильника Кокэль в Туве, относящегося к гунно-сарматскому времени. Здесь найдены костяные наконечники «в таких положениях у костяков, которые позволяют предполагать, что они были причиной смерти погребенных...».

Все древки казахских стрел, хранящихся в собраниях МАЭ, сделаны из дерева. Ч. Ч. Валиханов пишет по этому поводу, что «стрелы делали сами (казахи, — В. К) из березового дерева» [Валиханов Ч. Ч. Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи, с. 465]. Длина их приблизительно одинакова и колеблется от 60 до 77 см, причем длина значительной их части (24 стрелы) превышает 70 см. Это, очевидно, довольно стабильная и весьма традиционная длина стрел, так как еще в период раннего железа, т. е. в VII — IV вв. до н. э., у древних предков казахов (данные раскопок на территории Центрального Казахстана) стрелы достигали в среднем 60 см, а у тюрок-тюкю (вторая половина I тыс. н. э.) 74 см. [Древняя культура Центрального Казахстана, с. 376]. Отсюда можно сделать предположение, что и размеры луков были приблизительно одинаковые.

По способу обработки древка все казахские стрелы, хранящиеся в фондах музея, можно разбить на две группы: первая (насчитывает 16 экземпляров) представляет собой тщательно выточенные из дерева древки, вторая — сделанные из веток. Стрелы с выточенными древками имеют наконечники металлические треугольные и роговые. Такие древки постепенно расширяются от наконечника к пятке (от 0.5 до 1 см), а у стрел с роговым наконечником, наоборот, сужаются (от 1.1 до 0.5 см). Кроме того, у последних вдоль почти всего древка сделаны маленькие желобки—очевидно, для придания устойчивости стреле во время полета. У двух таких стрел (колл. № 2051—40, 41) имеется еще тщательно выделанная инкрустация из рога (из темного дерева?) в виде вытянутых треугольников, основанием отходящих от места соединения наконечника с древком.

Необходимо отметить, что все стрелы с металлическим треугольным черенковым наконечником имеют внизу на древке (в месте оперения) украшения в виде красных полос, нанесенных спиралью и заканчивающихся широкой черной полосой, после которой древко до пятки уже сплошь выкрашено красной краской. Это, очевидно, очень древняя традиция, так как С. И. Вайнштейн, описывая стрелы, найденные в могильнике Кокэль в Туве, относящиеся к гунно-сарматскому времени, сообщает, что «нижняя часть (стрел, — В. К.) нередко окрашена красными горизонтальными полосами».
Казахские стрелы с древками из веток в настоящее время имеют довольно заметное искривление. Возможно, что казахи делали их не из березы, а, как и тувинцы, из тщательно высушенных веток тальника. Все эти древки имеют утолщение от наконечника к пятке (от 0.6 до 1.3 см).
10 экземпляров стрел с такими древками, имеющих металлические четырехгранные наконечники, украшены широкими (от 1 до 2 см) поперечными полосами, нанесенными черной (темно-синей?) краской. Одна из этих полос расположена на расстоянии около 10 см от наконечника, вторая — на таком же расстоянии выше оперения, две — на месте оперения и одна — на пятке. Это весьма древняя традиция, существовавшая, судя по археологическим данным, у тюрок-тюкю. Различная окраска (красная или черная) нижней части древка связана скорее всего с тем, чтобы воин мог при необходимости сразу и безошибочно извлечь из колчана нужную ему стрелу.
Для устойчивости во время полета стрелы снабжены оперением из птичьих перьев. Согласно Ч. Ч. Валиханову, казахи употребляли для этого перья снежного грифа (кошегеннин койлік жун — «перья снежного грифа, похожие па овечью шерсть»), а также стервятника, «похожие па шерсть жеребенка-стригуна» (тазкаранын тайлык жун). «Орлиные перья не уважались» [Валиханов Ч. Ч. Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи, с. 465]. Перья весьма искусно приклеивались на равном расстоянии друг от друга к нижней части древка. У стрел с металлическим наконечником без черенка оперение сверху и снизу было обмотано еще тонкими сухожилиями, а у стрел с роговыми наконечниками — тонкими красными (розовыми) шелковыми нитками (у экземпляров № 2051—40,41 — шелковыми нитками красного и зеленого цветов).

Почти все казахские стрелы, хранящиеся в собраниях МАЭ, имеют трехстороннее оперение. Исключение составляют стрелы с черенковыми треугольными металлическими наконечниками, у которых четырехстороннее оперение. Возможно, это наиболее традиционный способ оперения, так как у Ч. Ч. Валиханова сказано, что стрелы у казахов оперены в четыре ряда [Там же].
Различаются стрелы по размерам оперения, причем эти различия совпадают с разными типами наконечников. Так, стрелы с металлическими бесчеренковыми наконечниками имеют наиболее длинное оперение — 23—26.5 см, стрелы с металлическими черенковыми наконечниками — 15.5—17 см, и самое маленькое (9—11 см) у стрел с четырехгранными металлическими.
Последняя деталь казахских стрел — пятка — по своему устройству подразделяется на две группы: сделанные непосредственно на древке и изготовленные из рога. К первой группе относятся те стрелы, которые имеют бесчеренковые треугольные металлические наконечники, а также металлические четырехгранные. Для последних к тому же характерно некоторое утолщение пятки по сравнению с древком. По аналогии с археологическими данными можно считать, что это одна из наиболее древних форм пятки стрелы. Так, у тюрок-тюкю все стрелы имели утолщенную пятку. Такой же формы были пятки стрел населения Тувы в гунно-сарматское время.

Стрелы с пяткой из рога в свою очередь делятся на две подгруппы. Стрелы с роговым наконечником имели пятку из рога, тщательно вделанную в нижний конец древка и по форме несколько усеченную. Пятка закреплялась в древке в виде удлиненного клина, образуя таким образом своеобразную инкрустацию. У стрел же с металлическим черенковым наконечником пятка из рога повторяет обычную традиционную форму, т. е. имеет утолщение. На древке они закреплялись, очевидно, с помощью черенка.
Закономерен вопрос о количестве стрел, которое должен был иметь каждый казахский воин. К сожалению, таких данных у нас нет. По этому поводу можно высказать лишь следующее соображение. Прежде всего в погребении воина в кургане 5-ж Карамурун I (Центральный Казахстан) были найдены остатки колчана с 33 стрелами [Древняя культура Центрального Казахстана, с. 376]. В китайских же источниках указывается, что среди подарков, врученных во 2 г. до н. э. хуннскому шаньюйю Хуханье, имелись лук и четыре выпуска стрел. По обряду же из лука стреляли в три приема по четыре стрелы из одного выпуска, — следовательно, в одном выпуске было 12 стрел, а в четырех — 48 [Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, с. 89].  

По-казахски стрелы называются ок. Лук и стрелы были одним из основных и древних видов оружия у казахов, как, впрочем, и у других народов мира. Это подтверждают многочисленные археологические данные (о некоторых из них уже упоминалось) и материалы письменных источников. Так, о хуннах сказано, что они «упражняются в конном стрелянии из лука» [Бичурин Н. Я, (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, с. 58]. По свидетельству китайских источников, древние тюрки «из оружия имеют луки со свистящими стрелами» [Там же, с. 229].

Необходимо отметить, что лук и стрелы играли необычайно важную роль в жизни многих тюркских народов и в ряде случаев превратились в своеобразные символы. Так, у шорцев численность родов определялась по количеству луков [Паллас П. Путешествие по разным местам Российского государства, ч. III. СПб., 1786, с. 508]. У кумандинцев, по свидетельству Н. В. Шерра, вместо подписи употребляли изображение лука.

Ряд названий тюркских племен тесно связан с названием лука и стрел. В древиетюркских рунических памятниках неоднократно встречается название одного из тюркоязычных народов Средней Азии — «десятистрельный народ», «народ десяти стрел» [Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.—Л., 1951, с. 35, 38, 66, 68; Thomsen V. Turcica. Etudes concernant l'interprétation des inscripcions turques de la Mangolie et de la Sibérie. Helsingfors, 1916, p. 5]. Один из возможных вариантов этимологии названий двух больших групп огузов, бузок и учок, также связывается с названием стрелы — ок [Более подробно об этом см.: Курылев В. П. К вопросу об этимологии слов «бузок» и «учок». — Сов. этнография, 1965, № 6].

Лук и стрелы, как это убедительно доказывает турецкий исследователь Осман Туран, были символами социально-правовых отношений в тюркских племенах. Лук выражал у древних тюрок положение сюзеренства, господства, а стрела — вассальности, подчиненности. Помимо того стрела выражала приглашение к участию в походе, охоте или в каком-либо торжестве, а также была знаком уважения и любви [Turan O. Eski turklerde okun hukuki bir simbol olarak kullanilmasi. — Belleten, Cilt. IX, sayi 35, 1945, s. 305—313]. Как основное орудие охоты и войны лук и стрелы нашли широкое отражение в фольклоре и религиозных представлениях тюркских народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу запаха халата у казахов мне думается что это среднеазиатское влияние когда казахи старшего жуза оказались от них зависимыми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...