Перейти к содержанию
Гость Guest_Skiffi

Лук и стрелы

Рекомендуемые сообщения

Lehel_Gesta_Hungarorum_kurtje_kuertje_ho

 

 

 

Серебряные орнаментированные колпачки на шапку-колпак известны в Венгрии и России(в захоронении алан)

baskirok-es-magyarok-kozelites-a-regesze

 

muzei-13.png

 

 

0_1.JPG

 

P5290044.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

muzei-13.png

 

 

0_1.JPG

 

 

 

На национальную одежду халхасцев сильное культурное влияние оказало маньчжурское иго. В результате чего монголы имеют своеобразные мужские сапоги, головные уборы и халаты с поясами. В частности, головные уборы обязательно имели навершие в виде шариков различного цвета, от чего зависел ранг обладателя головного убора - "улаан залаа" (амбань, т.е. маньчжурский мандарин, чиновник, носивший красный шарик на головном уборе), "бошко" - золоченный шарик и т.д. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что-то тяжело с поставкой тетивы на лук у хозяина лука на ролике.

 

Есть старый способ постановки тетивы на не слишком тугом луке. 

post-2895-0-97982200-1323646752.gif

 

Вот еще подвариант показывает Чаба Грозер (знаменитый венгерский лучный мастер и стрелок)

 

us_3.jpg

 

us_4.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахский лук и стрелы:

 

B структуре вооружения казахов XVII - XVIII вв. ведущее положение занимали лук и стрелы.

 

В персо-тюркоязычных письменных источниках ХV-XVII вв. по истории кочевников Среднем Азии и Казахстана неоднократно упоминаются казахские лук и стрелы, отряды стрелков-лучников. B устно-поэтическом фольклоре казахов непременный атрибут вооружения воина-батыра - лук и стрелы.

 

Казахский луки генетически восходят к многочисленным вариантам сложного лука, бытовавших среди тюрко-монгольских племен и народов средневековья.

Казахский лук состоял из нескольких основных деталей: середина лука - рукоять, упругие (рефлексирующие) части между рукоятью и концами - плечи лука и два конца. Можно предполагать, что составные части лука склеивались клеем, а чаще всего обматывались кожаными ремешками, возможно, укреплялись костяными или роговыми накладками. Размеры лука, по всей видимости, варьировались в пределах 70-120 сантиметров. Казахи использовали различные типы сложных луков, которые имели разнообразное происхождение. Как показывают источники, казахи-кочевники часто приобретали луки у соседних народов.

Казахи "из кишок делают тетиву для лука...", - сообщает Рузбихан. В качестве тетивы (адырна) употреблялись также тонко сплетенные конские волосы, шелк. В нерабочем положении лука кочевники оставляли тетиву свободной, ненатянутой, так как от чрезмерной и долгой натяжки тетива могла прийти в негодность. На эффективность работы лука сильное влияние оказывали климатические условия. Например, от дождя тетива сырела и ослабевала, а в случае сильного мороза она могла лопнуть при натягивании. С целью предохранения от повреждений луки хранились в специальных кожаных налучьях.

Довольно хорошо представлены стрелы (ок) и наконечники (джебе). В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (г.Санкт-Петербург, Российская Федерация) хранится их большая коллекция (33 экземпляра). Казахские стрелы состоят из 4-х основных деталей: наконечник, древко, оперенье и пятки, с помощью которой стрела крепится на тетиве лука. Наконечники по материалу изготовления подразделяются на железные и роговые. Железные наконечники сделаны по методу ковки и делятся на три группы: бесчеренковые, треугольные черенковые (үш кьырлы), четырехугольные черенковые (төрт кьырлы ).

Ч.Ч.Валиханов, хорошо знакомый с казахским вооружением, выделяет среди наконечников двухгранный для охоты или четырехгранный (сауыт бузар) для пробития панциря, или козы джаурын в форме лопатки ягненка, чтобы сбивать противников с седла. "Сауыт бузар" представлял собой ромбовидный наконечник, относящийся к классу бронебойных стрел. "Козы джаурын" были разновидностью ромбовидных наконечников, по форме напоминающих маленькую лопатку более плоской формы и укороченных в отличие от "сауыт бузар". Тяжелые бронебойные стрелы были достаточно известны у кочевых народов средневековья и нового времени. П. C.Паллас, проезжая земли волжских калмыков, в XVIII в. писал, что они использовали, наряду с легкими (простыми) стрелами, "большие военные стрелы с большим остроконечным копейцом".

Высота наконечника колеблется в пределах от 9,2 до 3,5 см., а ширина основания - от 2 до 1,5 см. Некоторые наконечники стрел закреплялись на древке своеобразным способом: "его вставляли в разрез (глубина - 1,5 см.), сделанным в верхнем конце древка, и для большей прочности обматывали это место тонкими нитками, изготовленными, как правило, из сухожилий". В большинстве случаев наконечник, имевший втулку, надевался просто на древко стрелы.

Средняя длина казахских стрел, хранящихся в Санкт-Петербургском музее, - 60-77 см. Подавляющая часть экземпляров превышает 70 см. B.П.Курылев считает, что размеры лука соответствуют длине стрел. Такая длина стрел характерна и, по-видимому, традиционна для евразийских кочевников.

Все древки стрел, представленных в музее, сделаны из дерева. По способу обработка древки делятся на две группы: выточенные из дерева и выструганные из веток. "Из березового дерева [казахи], - подчеркивает Рузбихан, - весьма искусно делали очень прочные и крепкие стрелы...". Для заготовки древков использовались ветки тополя, ивы, камыш. B.П.Курылев указывает, что все стрелы с металлическими черенковыми наконечниками имеют внизу на древке (в месте оперения) украшение в виде красных полос, нанесенных спиралью и заканчивающихся широкой черной полосой, после которой древко до пятки уже сплошь выкрашено красной краской. Это, очевидно, очень древняя традиция. В казахском эпосе неоднократно говорится о раскрашенных стрелах. Данная традиция связана не столько с украшением стрел, сколько с практической необходимостью. Особые красные, синие, желтые и тому подобные полосы, наносимые на древки стрел, были связаны с тем, что по этим условным обозначениям воин-лучник по мере необходимости вынимал нужную стрелу из колчана.

В то же время не исключено, что это были метки, символизировавшие собственность хозяина стрелы. "Странно, что по окончанию охоты каждый может узнать свои стрелы", - удивленно констатирует H.Витсен в сочинении "Северная и Восточная Тартария».

Для устойчивости в полете стрелы снабжались птичьими перьями. Ч.Ч.Валихапов писал, что для этого употреблялись "перья снежного грифа, похожие на овечью шерсть, перья стервятника, похожие на шерсть жеребенка-стригунка". В эпосе герои Едиге описан "...натягивающим 12-хвостую стрелу", "с вороньими перьями, с наконечником, подобным бараньей лопатке...". Причем "все такие стрелы опушивают они орлиными перьями, которые берут только из хвоста, - особо подчеркивает П.C.Паллас, - ибо перья из крыльев к тому неспособны, по той причине, что опушенные ими стрелы косо летают". Пятки (или, вернее, гнезда) казахских стрел делались непосредственно на древке в виде выемки или же специально изготовлялись из рога.

Стрелы вкладывались в кожаные колчаны (кьорамсак), прикреплявшиеся к боевому поясу металлическим крючком. Внутри колчана для разных групп стрел имелись специальные перегородки. Казахские стрелы лежали острием наконечника вниз. Лук обычно находился в колчане вместе со стрелами и носился с левой стороны, но иногда располагался отдельно на правой.

Лук и стрелы для казахов-кочевников были особым, священным оружием. Существуют достоверные сведения об использовании стрел в ритуально-магических церемониях в качестве гадальных предметов. О бережном отношении к луку свидетельствуют рисунки Дж. Кэстля. На изображениях внутреннего убранства юрты лук, колчан со стрелами наряду с другим оружием (сабля, ружье) подвешены к верхней части стенок (кереге).

В эпоху средневековья показателем качества стрельбы из лука, высшим мастерством было попадание в кольцо. Некоторые воины могли прострелить насквозь щит и кольчугу, а иногда и двойную броню. Мастера лучного боя пользовались уважением и почетом среди кочевников. Один из родоначальников казахских ханов - султан Ондан (отец известного Ораз-Мухаммеда) за свое искусство владения луком был прозван "Узын окты Ондан" - буквально Длиннострелый Ондан. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый АксКерБорж, я прошу прощения, но статья изобилует многими неточностями. Очень интересны приведенные в статье казахские названия наконечников стрел и заметки путешественников. Интересно было бы почитать и про исторические-казахские названия частей лука. Мне кажется маловероятным, что у казахов они назывались - рукоять, плечи и концы, как то приведено в статье. Сдается мне, что эти названия современные, так как даже в Литве, Польше и Московском государстве, эти названия были тюркскими. А то получается, что ныне даже тюркские народы имя Касан выводят из названия города Казань, а не от составной части лука.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемый, Вольга. Полностью с вами согласен, это упущение автора статьи. Постараюсь обязательно привести все оригинальные казахские названия деталей лука.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Найден в Бурятии , похож на наконечник стрелы , но я не встречал такого способа крепления к древку. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Везет же, вам видно.  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Увидел и снова пропал! Наваждение?

 

Что-то вроде "Д"?

 

sibir_142.jpg

 

Наконечники (д) отличают рельефно выделенные лопасти, иногда с отверстиями, и ажурная втулка, у которой исчезли привычные стенки, а осталось лишь кольцо у основания наконечника. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...