Peacemaker Опубликовано 1 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2015 Серебряные орнаментированные колпачки на шапку-колпак известны в Венгрии и России(в захоронении алан) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 1 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2015 http://www.mass.mn/n/33576 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 14 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2015 http://www.atlantatravelblog.com/2013/01/genghis-khan.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 14 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2015 На национальную одежду халхасцев сильное культурное влияние оказало маньчжурское иго. В результате чего монголы имеют своеобразные мужские сапоги, головные уборы и халаты с поясами. В частности, головные уборы обязательно имели навершие в виде шариков различного цвета, от чего зависел ранг обладателя головного убора - "улаан залаа" (амбань, т.е. маньчжурский мандарин, чиновник, носивший красный шарик на головном уборе), "бошко" - золоченный шарик и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 28 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вольга Опубликовано 28 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2015 Что-то тяжело с поставкой тетивы на лук у хозяина лука на ролике. Есть старый способ постановки тетивы на не слишком тугом луке. Вот еще подвариант показывает Чаба Грозер (знаменитый венгерский лучный мастер и стрелок) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вольга Опубликовано 28 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2015 А вообще было специальное приспособление для установления тетивы на тугие боевые луки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 10 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 10 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2015 Казахский лук и стрелы: B структуре вооружения казахов XVII - XVIII вв. ведущее положение занимали лук и стрелы. В персо-тюркоязычных письменных источниках ХV-XVII вв. по истории кочевников Среднем Азии и Казахстана неоднократно упоминаются казахские лук и стрелы, отряды стрелков-лучников. B устно-поэтическом фольклоре казахов непременный атрибут вооружения воина-батыра - лук и стрелы. Казахский луки генетически восходят к многочисленным вариантам сложного лука, бытовавших среди тюрко-монгольских племен и народов средневековья. Казахский лук состоял из нескольких основных деталей: середина лука - рукоять, упругие (рефлексирующие) части между рукоятью и концами - плечи лука и два конца. Можно предполагать, что составные части лука склеивались клеем, а чаще всего обматывались кожаными ремешками, возможно, укреплялись костяными или роговыми накладками. Размеры лука, по всей видимости, варьировались в пределах 70-120 сантиметров. Казахи использовали различные типы сложных луков, которые имели разнообразное происхождение. Как показывают источники, казахи-кочевники часто приобретали луки у соседних народов. Казахи "из кишок делают тетиву для лука...", - сообщает Рузбихан. В качестве тетивы (адырна) употреблялись также тонко сплетенные конские волосы, шелк. В нерабочем положении лука кочевники оставляли тетиву свободной, ненатянутой, так как от чрезмерной и долгой натяжки тетива могла прийти в негодность. На эффективность работы лука сильное влияние оказывали климатические условия. Например, от дождя тетива сырела и ослабевала, а в случае сильного мороза она могла лопнуть при натягивании. С целью предохранения от повреждений луки хранились в специальных кожаных налучьях. Довольно хорошо представлены стрелы (ок) и наконечники (джебе). В Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (г.Санкт-Петербург, Российская Федерация) хранится их большая коллекция (33 экземпляра). Казахские стрелы состоят из 4-х основных деталей: наконечник, древко, оперенье и пятки, с помощью которой стрела крепится на тетиве лука. Наконечники по материалу изготовления подразделяются на железные и роговые. Железные наконечники сделаны по методу ковки и делятся на три группы: бесчеренковые, треугольные черенковые (үш кьырлы), четырехугольные черенковые (төрт кьырлы ). Ч.Ч.Валиханов, хорошо знакомый с казахским вооружением, выделяет среди наконечников двухгранный для охоты или четырехгранный (сауыт бузар) для пробития панциря, или козы джаурын в форме лопатки ягненка, чтобы сбивать противников с седла. "Сауыт бузар" представлял собой ромбовидный наконечник, относящийся к классу бронебойных стрел. "Козы джаурын" были разновидностью ромбовидных наконечников, по форме напоминающих маленькую лопатку более плоской формы и укороченных в отличие от "сауыт бузар". Тяжелые бронебойные стрелы были достаточно известны у кочевых народов средневековья и нового времени. П. C.Паллас, проезжая земли волжских калмыков, в XVIII в. писал, что они использовали, наряду с легкими (простыми) стрелами, "большие военные стрелы с большим остроконечным копейцом". Высота наконечника колеблется в пределах от 9,2 до 3,5 см., а ширина основания - от 2 до 1,5 см. Некоторые наконечники стрел закреплялись на древке своеобразным способом: "его вставляли в разрез (глубина - 1,5 см.), сделанным в верхнем конце древка, и для большей прочности обматывали это место тонкими нитками, изготовленными, как правило, из сухожилий". В большинстве случаев наконечник, имевший втулку, надевался просто на древко стрелы. Средняя длина казахских стрел, хранящихся в Санкт-Петербургском музее, - 60-77 см. Подавляющая часть экземпляров превышает 70 см. B.П.Курылев считает, что размеры лука соответствуют длине стрел. Такая длина стрел характерна и, по-видимому, традиционна для евразийских кочевников. Все древки стрел, представленных в музее, сделаны из дерева. По способу обработка древки делятся на две группы: выточенные из дерева и выструганные из веток. "Из березового дерева [казахи], - подчеркивает Рузбихан, - весьма искусно делали очень прочные и крепкие стрелы...". Для заготовки древков использовались ветки тополя, ивы, камыш. B.П.Курылев указывает, что все стрелы с металлическими черенковыми наконечниками имеют внизу на древке (в месте оперения) украшение в виде красных полос, нанесенных спиралью и заканчивающихся широкой черной полосой, после которой древко до пятки уже сплошь выкрашено красной краской. Это, очевидно, очень древняя традиция. В казахском эпосе неоднократно говорится о раскрашенных стрелах. Данная традиция связана не столько с украшением стрел, сколько с практической необходимостью. Особые красные, синие, желтые и тому подобные полосы, наносимые на древки стрел, были связаны с тем, что по этим условным обозначениям воин-лучник по мере необходимости вынимал нужную стрелу из колчана. В то же время не исключено, что это были метки, символизировавшие собственность хозяина стрелы. "Странно, что по окончанию охоты каждый может узнать свои стрелы", - удивленно констатирует H.Витсен в сочинении "Северная и Восточная Тартария». Для устойчивости в полете стрелы снабжались птичьими перьями. Ч.Ч.Валихапов писал, что для этого употреблялись "перья снежного грифа, похожие на овечью шерсть, перья стервятника, похожие на шерсть жеребенка-стригунка". В эпосе герои Едиге описан "...натягивающим 12-хвостую стрелу", "с вороньими перьями, с наконечником, подобным бараньей лопатке...". Причем "все такие стрелы опушивают они орлиными перьями, которые берут только из хвоста, - особо подчеркивает П.C.Паллас, - ибо перья из крыльев к тому неспособны, по той причине, что опушенные ими стрелы косо летают". Пятки (или, вернее, гнезда) казахских стрел делались непосредственно на древке в виде выемки или же специально изготовлялись из рога. Стрелы вкладывались в кожаные колчаны (кьорамсак), прикреплявшиеся к боевому поясу металлическим крючком. Внутри колчана для разных групп стрел имелись специальные перегородки. Казахские стрелы лежали острием наконечника вниз. Лук обычно находился в колчане вместе со стрелами и носился с левой стороны, но иногда располагался отдельно на правой. Лук и стрелы для казахов-кочевников были особым, священным оружием. Существуют достоверные сведения об использовании стрел в ритуально-магических церемониях в качестве гадальных предметов. О бережном отношении к луку свидетельствуют рисунки Дж. Кэстля. На изображениях внутреннего убранства юрты лук, колчан со стрелами наряду с другим оружием (сабля, ружье) подвешены к верхней части стенок (кереге). В эпоху средневековья показателем качества стрельбы из лука, высшим мастерством было попадание в кольцо. Некоторые воины могли прострелить насквозь щит и кольчугу, а иногда и двойную броню. Мастера лучного боя пользовались уважением и почетом среди кочевников. Один из родоначальников казахских ханов - султан Ондан (отец известного Ораз-Мухаммеда) за свое искусство владения луком был прозван "Узын окты Ондан" - буквально Длиннострелый Ондан. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вольга Опубликовано 13 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2015 Уважаемый АксКерБорж, я прошу прощения, но статья изобилует многими неточностями. Очень интересны приведенные в статье казахские названия наконечников стрел и заметки путешественников. Интересно было бы почитать и про исторические-казахские названия частей лука. Мне кажется маловероятным, что у казахов они назывались - рукоять, плечи и концы, как то приведено в статье. Сдается мне, что эти названия современные, так как даже в Литве, Польше и Московском государстве, эти названия были тюркскими. А то получается, что ныне даже тюркские народы имя Касан выводят из названия города Казань, а не от составной части лука. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 13 июля, 2015 Уважаемый, Вольга. Полностью с вами согласен, это упущение автора статьи. Постараюсь обязательно привести все оригинальные казахские названия деталей лука. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 16 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 16 июля, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 16 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 16 июля, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 16 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 16 июля, 2015 Найден в Бурятии , похож на наконечник стрелы , но я не встречал такого способа крепления к древку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вольга Опубликовано 16 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 16 июля, 2015 Жаль, по какой-то причине не вижу изображений. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 17 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2015 А кто-нибудь видит? Или я один вижу? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2015 Везет же, вам видно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 17 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 17 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2015 А так? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 17 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2015 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вольга Опубликовано 17 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2015 Увидел и снова пропал! Наваждение? Что-то вроде "Д"? Наконечники (д) отличают рельефно выделенные лопасти, иногда с отверстиями, и ажурная втулка, у которой исчезли привычные стенки, а осталось лишь кольцо у основания наконечника. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 17 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2015 Да что ж такое?! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
povodok Опубликовано 17 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 17 июля, 2015 Похоже. Технологический тупик? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться