Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

Каракалпакстан: в «заброшенной земле» нет работы 6422_4284b738a3fea9da_max.jpg

07.09.2012

http://www.uznews.net

Реальная ситуация в Каракалпакстане плачевна: сельское население не имеет доступа к питьевой воде и медицинским услугам, до трети населения выезжает работать за границу, сообщает «Викиликс».

Каракалпакской теме посвящена еще одна опубликованная сайтом «Викиликс» каблограмма американского посольства - «Узбекистан: заметки с северо-запада», датированная 16 сентября 2009 года и составленная послом США Ричардом Норландом.

В ней повествуется о состоявшейся месяцем ранее встрече сотрудника посольства с правозащитником из Хорезма Хаитбоем Якубовым (руководитель правозащитного общества «Нажот», в каблограмме его ошибочно называют Якирбоем - Uznews.net) для обсуждения проблем, стоящих перед северо-западным регионом Узбекистана.

Якубов обратил внимание на проблему трудовой миграции и недовольство населения в Каракалпакстане и северо-западной части Хорезмской области, а также на ситуацию с дискриминацией этнических узбеков, живущих в соседнем Туркменистане.

Он назвал Каракалпакстан «заброшенной землей», отметив, что хотя Нукус, столица республики», всё еще является действующим городским центром, сельские районы остаются без инфраструктуры, без возможностей для развития экономики или без медицинских учреждений, а сельское население не имеет доступа к чистой питьевой воде.

Якубов сообщил, что до 30 процентов трудоспособного населения уезжает на заработки в Казахстан, Россию и даже Монголию.

Особенно привлекательным в этом плане, по его словам, выглядит Казахстан, так как он имеет программу репатриации этнических казахов, большое число которых проживало в Каракалпакстане.

Эта программа дает определенные льготы гражданам Узбекистана, переселяющимся на ПМЖ в Казахстан, и многие из тех, кто уезжают, обратно уже не возвращаются.

Монголия, очевидно, тоже хорошо принимает иностранную рабочую силу, хотя возможностей с трудоустройством там меньше, чем в Казахстане.

В России ситуация с трудоустройством и социальные условия для граждан центральноазиатских стран ухудшаются, поэтому, несмотря на то, что большое количество людей все еще едет в Россию, многие стремятся выбрать страны, предоставляющие большие возможности.

По словам Якубова, в Каракалпакстане действительно было движение за независимость, но от него мало, что осталось.

Норланд пишет, что, хотя требование независимости не может быть повесткой массовых выступлений, Якубов с интонацией, предугадывающей недоброе, отметил, что недовольство людей постепенно растет, так как они не видят возможностей для улучшения своей жизни.

«Хотя о недовольстве населения на северо-западе сообщается мало, это не вызывает удивления в свете экологической и социально-экономической ситуации в регионе», - комментирует полученную информацию Ричард Норланд.

«Однако, учитывая большое количество людей, покидающих страну на время или навсегда, кажется сомнительным, что какое-либо социальное потрясение может произойти в Каракалпакстане или Хорезме», - продолжает он. – «Андижан […], с учетом его растущего населения и историей этнических и религиозных конфликтов, остается наиболее вероятным центром гражданских волнений в Узбекистане».

***

Справка:

Каракалпакстан – суверенная республика в составе Узбекистана; в советское время имела статус автономии.

Была образована в 1924 году как Кара-Калпакская автономная область и занимала часть Туркестанской АССР и часть Хорезмской ССР.

В 1925 году вошла в состав Киргизской АССР (ныне Республика Казахстан).

С июля 1930 года по декабрь 1936-го входила в состав РСФСР.

В 1932 году преобразована в Кара-Калпакскую АССР.

В декабре 1936 года была переподчинена Узбекской ССР.

В 1964 году переименована в Каракалпакскую АССР.

В 1990 году принята Декларация о суверенитете.

В 1992 году преобразована в Республику Каракалпакстан.

Согласно Конституции Узбекистана, она обладает правом выхода из его состава на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана.

Каракалпаки по своему языку, этнотипу и образу жизни ближе к казахам, чем к узбекам. В 29-миллионном Узбекистане их около 400-500 тысяч. По приблизительным оценкам, они составляют 32-35 процентов от общего населения Каракалпакстана.

Несмотря на гигантские запасы газа, Каракалпакстан является одним из беднейших регионов Узбекистана, поскольку местное население практически ничего не получает от выкачиваемых из его земель углеводородных ресурсов.

Uznews.net

Новости Содружества Независимых Государств

http://www.cisnews.org/news/uz/6207-...et-raboty.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Оффтоп скрыт, тема закрыта до решения админа или другого модератора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Тема открыта.

Скрыты и иные сообщения не имеющие отношение к теме.

Пользователи Кыпшак, Kamal и O'Z-i-BEK за взаимные оскорбления, ненормативную лексику и оскорбления, высказанные в адрес другого народа, отлучены от форума на 30 дней.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли род-племя чотай у каракалпаков?

Михаил Чертыков. Тарбагатайские кыргызы.

Тарбагатайские кыргызы имеют следующие родовые подразделения: сарбагыс, мондуз, барың, сарт, нойман, кытай, керей, калмак, чотай. Род мондуз тарбагатайских кыргызов одним из информаторов был также назван ээрсын. В брошюре Кудайберген Кике улы не указывает на наличие рода чотай, но пишет о наличие рода каракалпак
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть ли род-племя чотай у каракалпаков?

Михаил Чертыков. Тарбагатайские кыргызы.

Среди каракалпаков ККР род-племя чотай нет. Ферганские каракалпаки и племена неисследованный. Но наши ученые перестали изучат происхождение и шежире после орг. вопроса в сессий Жкаргы Кенеса ККР. (июль 1997 год, г. Нукус). В этом огр. вопросе Президент РУз. официально запретил каракалпакам делится на родам и племенам. Раскритиковал вот этого плаката:

gallery_8583_5_60274.jpg

в то время плакат та продавался везде на территории ККР. Щасс эти плаката остались только в интернете.

Но в ноябре 2002 году подписал указ об планирование семьи в РУз. Плюс к этому объяснил что узбеки состоит из «токсан руг», выходя от этого каждый молодой гражданин должен планировать семью и не должно создаваться пары между родственниками.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но наши ученые перестали изучат происхождение и шежире после орг. вопроса в сессий Жкаргы Кенеса ККР. (июль 1997 год, г. Нукус). В этом огр. вопросе Президент РУз. официально запретил каракалпакам делится на родам и племенам.

Бесполезная политическая затея, это ведь многовековая традиция. Казахам тоже запрещали в советское время.

И даже сейчас некоторые казахские юзеры умудряются запретить это мне. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте обратимся к их названию КУРАМА.

На казахском словом ҚҰРАМА называют нечто сборное, составное из разных частей, осколков. В данном случае народ, образованный из осколков разных родоплемен.

Насколько мне известно это понятие в узбекском языке передается словом ЙИҒМА? Или все же КУРАМА?

Так кто мне ответит на вопрос?

Г-н O'Z-i-BEK, хотя его ник-нэйм почему-то отображается при ответе на его посты как "О", заявлял, что курама это исконные оседлые жители Узбекистана и к казахам никакого отношения не имеют.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бесполезная политическая затея, это ведь многовековая традиция. Казахам тоже запрещали в советское время.

И даже сейчас некоторые казахские юзеры умудряются запретить это мне. :lol:

Ничего страшного каракалпакам коммунисты не могли запретит, :) а наоборот изучали и дали научные значение, но щасс времена не те. B)

Я знаю одного молодого каракалпака в АН ККР исследовавшего родов, но щасс из за сложившего ситуации не может издать труды. Не как не могу с ним связаться, если свяжусь хотел предложит хотя бы создать эл. вариант.:rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так кто мне ответит на вопрос?

Г-н O'Z-i-BEK, хотя его ник-нэйм почему-то отображается при ответе на его посты как "О", заявлял, что курама это исконные оседлые жители Узбекистана и к казахам никакого отношения не имеют.

По словам г-н O'Z-i-BEKа он прямой жийен каракалпакам, мать каракалпачка из кунгратов. Но среди кз. и кк. он старается «буйректен сирак шыгарыуга».

Насчет курама, по моим данным основной состав кураминцев каракалпаки и киргизы (50%), а остальные казахи, башкиры, узбеки, ногайцы, сарты и калмыки и т.д. Каракалпак Мухаммед мангыт бий представлял кураминцев при дворе Тауке хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет курама, по моим данным основной состав кураминцев каракалпаки и киргизы (50%), а остальные казахи, башкиры, узбеки, ногайцы, сарты и калмыки и т.д. Каракалпак Мухаммед мангыт бий представлял кураминцев при дворе Тауке хана.

Курама - это казахское племя, синоним слова "кирме", т.е. выходцы из разных народностей вошедших в состав казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Курама - это казахское племя, синоним слова "кирме", т.е. выходцы из разных народностей вошедших в состав казахов.

Согласен, этногруппа курама – это те племена и люди которые принявший не только казахское подданство ну и обычай и традиций, так они и стали называться казахами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Запущена программа ООН для улучшения благосостояния Аральского региона

karakalpak_woman.jpg

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) --В городе Нукус, Республики Каракалпакстан состоялась ознакомительная встреча и презентация новой инициативы ООН в Узбекистане – Совместной Программы «Обеспечение жизнедеятельности населения пострадавшего в результате кризиса Аральского моря».

В мероприятии приняли участие национальные партнеры, представители региональных и районных органов власти, представители сообществ и СМИ. Участники встречи обсудили основные направления деятельности Программы и предложили свои рекомендации для её успешной реализации.

Совместная программа ООН направлена на улучшение благосостояния самых уязвимых слоев населения региона Аральское море, расположенное в сердце Центральной Азии, в прошлом четвертое по величине озеро в мире, обмелело и на сегодняшний день составляет 30% от своих прежних размеров. Подобные экологические изменения в регионе отрицательно влияют на экономику, социальную сферу и жизнедеятельность населения. В прошлом, несколько инициатив были успешно реализованы в данном регионе Программой Развития ООН и Всемирным Банком в тесном сотрудничестве с Правительством Республики Узбекистан. Однако, жизненный уровень населения самых отдаленных районов как, например Муйнак, Шуманай и Канликуль, нуждаются в дальнейшем улучшении.

В ходе своего визита в регион Аральского моря, Генеральный секретарь ООН господин Пан Ги Мун подчеркнул отрицательное влияние, которое данный кризис оказывает на человеческую безопасность населения, и назвал его «одним из худших экологических бедствий в мире».

В частности было принято решение запустить Совместную Программу ООН, направленную на повышение благосостояния населения через создание дополнительных источников дохода, совершенствование системы здравоохранение, и развитие инфраструктуры, путем объединения усилий 5 агентств ООН в Республике Узбекистан включая Программу Развития ООН (ПРООН), Организацию Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирную Организацию Здравоохранения (ВОЗ), Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Добровольцев ООН (ДООН).

Совместная программа ООН разработана в тесном сотрудничестве с Правительством Республики Узбекистан и направлена на улучшение благосостояния самых уязвимых слоев на­селения данного региона. В рамках программы, предусматривается оказание поддержки местным сообществам в улучшении их доступа к базовой социально-значимой инфраструктуре, включая доступ к чистой воде и газу через разработку и реализацию планов развития сообществ. Программа будет оказывать содействие в создании новых источников доходов для предпринимателей и дехкан, через внедрение передовых практик ведения сельского хозяйства и управления пастбищами, а также посадку новых видов культур и деревьев. Кроме того, Программа будет поддерживать предпринимательскую деятельность женщин и молодежи через развитие местного ремесла и туристических зон.

Совместная Программа также направлена на совершенствование сферы здравоохранения, что будет осуществляться через улучшение знаний и навыков служащих в сфере репродуктивного здоровья и вовлечение добровольцев для повышения осведомленности общественности об инфекционных заболеваниях, планировании семьи и предотвращении ВИЧ/СПИДа.

Для того чтобы обеспечить успешную реализацию вышеуказанных инициатив, очень важно действовать коллективно и взаимодействовать со всеми местными партнерами. В связи с этим, в рамках Программы планируется укрепление потенциала региональных и районных органов власти для обеспечения успешной разработки и реализации политики в области экономической и экологической безопасности и социальной политики направленной на повышение уровня благосостояния уязвимых групп населения. Необходимо отметить, что Совместная Программа направлена на улучшение человеческой безопасности населения, что подразумевает создание эффективной системы управления, улучшение доходов, здравоохранения и обеспечение экологической безопасности, для устойчивой жизнедеятельности и достоинства людей. С связи с этим, для продвижения понятия человеческой безопасности по всем направлениям деятельности Совместной Программы Трастовым Фондом ООН по человеческой безопасности были предоставлены средства в размере $3.8 млн.

Дата публикации:

18 июля 2012 г. 11:49

http://www.uzdaily.uz/articles-id-11827.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ничего страшного каракалпакам коммунисты не могли запретит, :) а наоборот изучали и дали научные значение, но щасс времена не те. B)

Но ведь Вы сами написали, что президент Узбекистана запретил каракалпакским ученым изучать происхождение родоплемен и шежыре, а также делиться народу на родоплемена.

Насчет курама, по моим данным основной состав кураминцев каракалпаки и киргизы (50%), а остальные казахи, башкиры, узбеки, ногайцы, сарты и калмыки и т.д. Каракалпак Мухаммед мангыт бий представлял кураминцев при дворе Тауке хана.

Ваши данные весьма спорны. По-моему, этот вопрос в ист. науке до сих пор остается открытым.

Меня интересует объяснимо ли название племени "курама" с позиции узбекского языка, никто не дал ответа. Да, кстати, а с позиции каракалпакского как?

Согласен, этногруппа курама – это те племена и люди которые принявший не только казахское подданство ну и обычай и традиций, так они и стали называться казахами.[/font][/size]

"Курама" никоим образом не является синонимом слова "кирме", это обычное лингвофричество. :D

Значение слова "кирме" на казахском языке - это пришлые, т.е. поздние вхожденцы в уже образованную этническую группу, союз, чаще всего применяется по отношению к новым родоплеменным включениям в существовшие жузы, а "курама" - это составные, сборные, соединенные, комбинированные, лоскутные, т.е. родоплеменная группа составленная почти одновременно из разных родоплемен (близкий пример - группа Младшего жуза "Жетыру").

В противном случае спорили бы сейчас не о кураминцах, а о кирменцах. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня интересует объяснимо ли название племени "курама" с позиции узбекского языка, никто не дал ответа.

смесь, смешанный, представляющий собой конгломерат

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

смесь, смешанный, представляющий собой конгломерат

Как пишется на узбекском?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как пишется на узбекском?

так и пишется қурама, но в разговорной речи употребляется редко, у вас сборная команда - қурама команда, у нас терма команда

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но ведь Вы сами написали, что президент Узбекистана запретил каракалпакским ученым изучать происхождение родоплемен и шежыре, а также делиться народу на родоплемена.

Да, щасс времена не такие, в смысле после запрета некто не поддерживает учёных изучающих происхождение и рода-племенные деление каракалпаков. В ККР даже простые люди на счет шежире каракалпаков стараются не говорит меж собой.dry.gif:angry:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваши данные весьма спорны. По-моему, этот вопрос в ист. науке до сих пор остается открытым.

Меня интересует объяснимо ли название племени "курама" с позиции узбекского языка, никто не дал ответа. Да, кстати, а с позиции каракалпакского как?

"Курама" никоим образом не является синонимом слова "кирме", это обычное лингвофричество. :D

Значение слова "кирме" на казахском языке - это пришлые, т.е. поздние вхожденцы в уже образованную этническую группу, союз, чаще всего применяется по отношению к новым родоплеменным включениям в существовшие жузы, а "курама" - это составные, сборные, соединенные, комбинированные, лоскутные, т.е. родоплеменная группа составленная почти одновременно из разных родоплемен (близкий пример - группа Младшего жуза "Жетыру").

В противном случае спорили бы сейчас не о кураминцах, а о кирменцах. :lol:

Каракалпаки неофициально между собой делятся на каракалпаков, кирме и кул (по моему понятно что к чему). Курама по кк. – курама. (курама соз, курама штат и т.д.). Но о самом этногруппе КУРАМА кроме ученных почти некто не знает.

Я учился в казахском школе и в казахском классе, классный руководитель заслуженный учитель СССР и Республики Узбекистан, преподаватель предмета казахского языка и литературы. По предмету историй преподавал молодой учитель новичок, только закончивший один из ВУЗов КазССР. Они оба совместно проводили дополнительные уроки связанный с истории КазССР, от них много вне учебные информаций получали, вернее изучали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но ведь Вы сами написали, что президент Узбекистана запретил каракалпакским ученым изучать происхождение родоплемен и шежыре, а также делиться народу на родоплемена.

По изучений историю Каракалпакского края было организовано экспедиция, начиная 30 годов ХХ века во главе Толстова и Жданко длился 40 лет. Даже в годы ВОВ экспедиция продолжало свою работу. Академика С. Камалова - последний кто изучал рода-племенные состав каракалпаков.

kamalov.jpg

Сабир Камалов (1924–2009 гг.).

Каракалпак - мангыт.

Академик Академии Наук Республики Узбекистан, доктор исторических наук, профессор. В 1948 году окончил Каракалпакский государственный педагогический институт. В 1953г. защитил кандидатскую диссертацию,а в 1969 - докторскую. Заслуженный деятель науки Республик Узбекистан и Каракалпакстан. Действительный член Нью-йоркской Академии. Лауреат премии имени Бердаха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Половина каракалпаков Кунграты, а Суркаши 100% Кунграты, они этнический близкий народы:)

каракалпачка:)

суркашка:)

канишка: узбекские кунграты вообще-то не одеваются так, они светлые европеоиды с большими голубыми глазами, монголоидность у них выражается в выступающих скулах.

clothing1.jpgclothing3.jpg

http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/3-02/contemporery4.shtml

Вполне европеоиды. Может они действительно из Башкирии:

http://www.eurasica.ru/articles/library/isangulov_bashkiri_i_uzbeki/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

канишка: узбекские кунграты вообще-то не одеваются так, они светлые европеоиды с большими голубыми глазами, монголоидность у них выражается в выступающих скулах.

clothing1.jpgclothing3.jpg

http://www.sanat.ore...emporery4.shtml

Вполне европеоиды. Может они действительно из Башкирии:

http://www.eurasica....hkiri_i_uzbeki/

А Канишка имел в веду таджики – чигатаи наверное. Кунграды Суркаши все выходцы Дашти-Кипчака, т.е. потомки кочевых узбеков, а это не подтверждают что они 100% светлые европеоиды с большими голубыми глазами.

ТРАДИЦИОННАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА БАЙСУНСКОГО РАЙОНА

baa.jpg

Байсун - один из наиболее крупных районов Сурхандарьи, отличающийся смешением разных культур. Его население состоит из многочисленных этнических групп. Так, центр района и пригородные кишлаки (Кучкак, Пасурхи, Чинар, Бибиширин и т. д.) заселены в основном таджиками (таджики-чагатаи), а равнины и предгорья заняты преимущественно полукочевыми узбеками (кунграты, юзы) и узбеками тогчи, которые относят себя к племени катаган.

Основными занятиями таджиков было земледелие, различные ремесла и домашние промыслы. Узбекские племена, ведущие полукочевой образ жизни, постепенно освоили земледелие, но отгонно-пастбищное скотоводство продолжало играть в их хозяйстве ведущую роль. Между вышеуказанными группами, каждой из которых присущ определенный тип хозяйствования, существовали тесные экономические связи, которые способствовали взаимовлиянию и взаимообогащению культур и в то же время позволяли каждой группе сохранять собственные особенности быта и культуры, в том числе и одежды.

Несмотря на то, что в XIX - начале XX в. Байсунское бекство входило в состав Бухарского ханства, в народном костюме сохранились самобытные этнические черты региона.

Традиционная женская одежда байсунцев делится на 2 основных типа: одежда таджикского оседлого населения;

одежда узбеков даштикипчакского происхождения ( кунграты, юзы ит. п ). Общие черты в традиционной одежде таджичек и узбечек Байсуна определяются единым кроем, а отличаются шириной и длиной элементов, отделкой и другими деталями, манерой ношения, качеством материала, наличием украшений.

Байсунские тип женщин из этногруппы кунград:

13.pr20.jpg

bb6.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

канишка: узбекские кунграты вообще-то не одеваются так, они светлые европеоиды с большими голубыми глазами, монголоидность у них выражается в выступающих скулах.

clothing1.jpgclothing3.jpg

http://www.sanat.ore...emporery4.shtml

Вполне европеоиды. Может они действительно из Башкирии:

http://www.eurasica....hkiri_i_uzbeki/

Чиял ака, не перед теми бисер мечете! Собралась горстка ущербных фриков от хистории и в сартофобском раже надув щеки, что-то кому-то по всему ресурсы пытается доказать при попустительстве админов. Вы обратите внимания по косточкам здесь разбирают только узбеков и узбекскую историю, но не осбственную:

1. потому что собственнаяя не особо богатая?

2. потому что настолько ненавистны всем узбеки со своими 30 млн. и колоссальным культурным наследием?

PS

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Собралась горстка ущербных фриков от хистории и в сартофобском раже надув щеки, что-то кому-то по всему ресурсы пытается доказать при попустительстве админов. Вы обратите внимания по косточкам здесь разбирают только узбеков и узбекскую историю, но не осбственную:

1. потому что собственнаяя не особо богатая?

2. потому что настолько ненавистны всем узбеки со своими 30 млн. и колоссальным культурным наследием?

Зря вы так. Я, к примеру, всегда восхищялся богатейшей и колоритной культурой братского Узбекистона, не говоря уже о музыке и кухне. По моему, никто этого и не пытается оспаривать. Основные споры идут на фронтах "кто есть кочевые узбеки", "кто есть сарты" и "кто есть отдельные личности (Ялантуш/Жалантос, Рахимов и др.)". Но ведь на то это и форум хисторический. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чиял ака, не перед теми бисер мечете! Собралась горстка ущербных фриков от хистории и в сартофобском раже надув щеки, что-то кому-то по всему ресурсы пытается доказать при попустительстве админов. Вы обратите внимания по косточкам здесь разбирают только узбеков и узбекскую историю, но не осбственную:

1. потому что собственнаяя не особо богатая?

2. потому что настолько ненавистны всем узбеки со своими 30 млн. и колоссальным культурным наследием?

Вообще-то "по косточкам здесь разбирают" казахов, узбеков и монголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Канишка имел в веду таджики – чигатаи наверное.

те конгуратки с orexca.com, которых приводили вы действительно похожи на татарок B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...