башгирд Опубликовано 11 июля, 2019 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2019 11.07.2019 в 09:56, Hakan сказал: Т.А. Жданко Среди последних большой интерес представляет термин «арыс». Мы уже указывали выше, что в переводе с каракалпакского арыс —оглобля. Это же слово обозначает оглоблю, дышло в турецком, казахском, ногайском языках. В казахском оно имеет, кроме того, несколько переносных значений, перечисляемых В. В. Радловым в его «Опыте словаря тюркских наречий»; приведем полностью выдержку из последнего: «Арыс (kir. = арыш). 1. Westl. Dial. — боковой шест у пурта телеги — die obere Seitenstange am Wagenkorbe. 2. Ostl. Dial. — оглобля — die Femerstange; арыстай джатты — он лежал, растянувшись во весь рост — er lag lang ausgestreckt da; арыс агаши — матица— Hauptdachbalken. 3. Отдел племени — Abtheilung, Unterabtheilung von Geschechtern; 6ip арыс халк — один отдел народа — eine Abtheilung; алты арыс Бай-Терак — шесть отделений Бай-Терекцев die sechs Abtheilungen der Bai-Tarak». Пара оглобель хорошее объяснение "закономерности четного и преимущественно парного членения родо-племенных структур у средневековых и современных народов Средней Азии" Т.А. Жданко, с. 90 Но не объясняет как из оглобли получился арыслан -лев, да и предыдущее значение (отдел - оглобля) пригодно для объяснения детям. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 12 июля, 2019 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2019 On 7/11/2019 at 11:00 AM, башгирд said: ЧОРО - "витязь, воин" возможно связано с кыргызским словом "ДЖОРО" имеющем значение "друг, близкий друг". В каракалпакском языке "Жора", у хорезмских узбеков "Джура". On 7/11/2019 at 6:57 PM, башгирд said: Пара оглобель хорошее объяснение "закономерности четного и преимущественно парного членения родо-племенных структур у средневековых и современных народов Средней Азии" Т.А. Жданко, с. 90 Но не объясняет как из оглобли получился арыслан -лев, да и предыдущее значение (отдел - оглобля) пригодно для объяснения детям. Так у нас не только арысы (два Арыса), но и племена были парными - Мангыт-Кенегес, Кытай-Кипчак. Только вот в Арысе Конрат три племени - собственно конраты, кияты и муйтены, но если считать название Конрат их скорлупой, то получается также парное племя - Кият и Муйтен. А Конраты сами по себе парные - Жаунгыр и Шуллук. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 12 июля, 2019 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2019 14 минут назад, Kamal сказал: Так у нас не только арысы (два Арыса), но и племена были парными - Мангыт-Кенегес, Кытай-Кипчак. Только вот в Арысе Конрат три племени - собственно конраты, кияты и муйтены, но если считать название Конрат их скорлупой, то получается также парное племя - Кият и Муйтен. А Конраты сами по себе парные - Жаунгыр и Шуллук. Парность интересно а суть в другом 11.07.2019 в 18:57, башгирд сказал: Но не объясняет как из оглобли получился арыслан -лев, да и предыдущее значение (отдел - оглобля) пригодно для объяснения детям. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 12 июля, 2019 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2019 4 hours ago, башгирд said: Парность интересно а суть в другом Но не объясняет как из оглобли получился арыслан -лев, да и предыдущее значение (отдел - оглобля) пригодно для объяснения детям. А как получились два Арыса? Это даже очень интересный вопрос. Я предполагаю, что два Арыса произошли от слияния двух родоплеменных групп - конратов 14 века, и известных по источникам 16 века - мангытов. Они по сути оба представляют каракалпакский народ, но история у них разная. А как из оглобли может получиться Арыслан? Этот вопрос для меня непонятен - какие тут связи? Парность - на виду, а оглобля (арыслан) - тут причем? Для уразумения скажу, что Оглобля обозначена в поэтических стихах Бердаха, а Арыслан - как хорезмский принц - в других его стихах. Думаю, тут никакие связи не просматривается. А стих Бердаха "Для народа" говорит о делах насущных на тот период, когда он жил. Он призывал народ быть Арысланом (львом). А под Арысланом здесь подразумевается - быть храбрым и умереть за правое дело, за народ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 12 июля, 2019 Поделиться Опубликовано 12 июля, 2019 3 часа назад, Kamal сказал: А стих Бердаха "Для народа" говорит о делах насущных на тот период, когда он жил. Он призывал народ быть Арысланом (львом). А под Арысланом здесь подразумевается - быть храбрым и умереть за правое дело, за народ. Быть витязем! ЧОРО - "витязь, воин" возможно связано с кыргызским словом "ДЖОРО" имеющем значение "друг, близкий друг". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 9 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 9 августа, 2019 On 7/13/2019 at 12:59 AM, башгирд said: Быть витязем! ЧОРО - "витязь, воин" возможно связано с кыргызским словом "ДЖОРО" имеющем значение "друг, близкий друг". Именно. Когда Бердах был в полном расцвете сил (30-35 лет), то был очевидцем всех издевательств и глумлении над простым каракалпакским народом. У него кипела ярость, и эту ярость он передал своими стихами. Народ это понял и поднялся во весь рост. В 1855-56 годах была большая война с Хивой, где угнетенные каракалпаки почти одержали победу. К сожалению, предательство руководителей Арыса Онторт уру все перевернуло с ног на голову. Но, в конечном итоге цель была достигнута, каракалпаки получили самостоятельность от Хивы и стали самоуправляемыми, отсюда мы и сохранили, что мы отдельный народ. "Чоро" или "джоро" считаю, это одно и то же с каракалпакским "жора" (друг, приятель). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 9 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 9 августа, 2019 12.07.2019 в 22:08, Kamal сказал: А как получились два Арыса? Это даже очень интересный вопрос. Я предполагаю, что два Арыса произошли от слияния двух родоплеменных групп - конратов 14 века, и известных по источникам 16 века - мангытов. Они по сути оба представляют каракалпакский народ, но история у них разная. А как из оглобли может получиться Арыслан? Этот вопрос для меня непонятен - какие тут связи? Парность - на виду, а оглобля (арыслан) - тут причем? Для уразумения скажу, что Оглобля обозначена в поэтических стихах Бердаха, а Арыслан - как хорезмский принц - в других его стихах. Думаю, тут никакие связи не просматривается. А стих Бердаха "Для народа" говорит о делах насущных на тот период, когда он жил. Он призывал народ быть Арысланом (львом). А под Арысланом здесь подразумевается - быть храбрым и умереть за правое дело, за народ. Но ведь оглобля - парное "устройство", 2 равноправные составляющие, с помощью которых двигается общая история народа. Или примерно что-то похожее... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 10 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 10 августа, 2019 On 8/9/2019 at 10:30 PM, Карай said: Но ведь оглобля - парное "устройство", 2 равноправные составляющие, с помощью которых двигается общая история народа. Или примерно что-то похожее... Во главе всех каракалпакских племен, Бердах поставил именно Конратов (одна оглобля) и Мангытов (другая оглобля), а все остальные племена есть другие составляющие детали одной арбы (телеги). Эти строки имеются в поэме Бердаха "Шежере" (родословная). Народ здесь представлен в образе Арбы - это такой лирический прием поэтов того времени. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 10 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 10 августа, 2019 4 часа назад, Kamal сказал: Во главе всех каракалпакских племен, Бердах поставил именно Конратов (одна оглобля) и Мангытов (другая оглобля), а все остальные племена есть другие составляющие детали одной арбы (телеги). Эти строки имеются в поэме Бердаха "Шежере" (родословная). Народ здесь представлен в образе Арбы - это такой лирический прием поэтов того времени. Извините, ув.Камал, если это было понятно, то мне не ясно, почему в Вашем предыдущем посте был вопрос - причем здесь оглобля. Или это чисто лингвистический вопрос? 09.08.2019 в 22:30, Карай сказал: А как из оглобли может получиться Арыслан? Может не из оглобли, а еще раз подчеркивается парность, если взять, например, созвездие Льва - есть Лев и Малый Лев? В тюркских языках для созвездия Лев - Арыслан, Малый Лев - не знаю, как называется Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 11 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 11 августа, 2019 16 hours ago, Карай said: Извините, ув.Камал, если это было понятно, то мне не ясно, почему в Вашем предыдущем посте был вопрос - причем здесь оглобля. Или это чисто лингвистический вопрос? Может не из оглобли, а еще раз подчеркивается парность, если взять, например, созвездие Льва - есть Лев и Малый Лев? В тюркских языках для созвездия Лев - Арыслан, Малый Лев - не знаю, как называется Я попытался ответить на вопрос ув. Башгирда: Quote Пара оглобель хорошее объяснение "закономерности четного и преимущественно парного членения родо-племенных структур у средневековых и современных народов Средней Азии" Т.А. Жданко, с. 90Но не объясняет как из оглобли получился арыслан -лев, да и предыдущее значение (отдел - оглобля) пригодно для объяснения детям. В стихах Бердаха много раз встречается слово Арыслан в разных значениях - от личного имени до образа. И отдельно встречается Оглобля тоже в образе, то есть, эти слова обозначают не одно и то же. Жданко отмечала о парности в родоплеменной структуре каракалпаков и действительно это так. Ее дополняет и Л. Толстова, изучавшая локальные группы каракалпаков в других регионах Узбекистана. А по хивинскому списку 1831 года, каракалпакские племена обозначены парами вот так: - кытай-кипчаки, мангыт-кенегесы (арыс Онтор уру) и конраты-кияты-муйтены (арыс конрат). В этой связи очень интересно повествование Бердаха, осведомленного о родоплеменной структуре каракалпаков лучше чем кто-либо, но выделяет совсем другую пару - Конрат-Мангыт. Это он сделал не от незнания сути вещей, а показал исторические моменты в истории каракалпаков - откуда все идет. Конраты и мангыты в позднее средневековье действительно играли огромную роль в историографии каракалпакского народа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hakan Опубликовано 23 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2019 БАШКИРСКО-КАРАКАЛПАКСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕСТЕКОВ ПРИАРАЛЬЯ Статья посвящена этническим и историко-культурным связям башкир с одним из коренных народов современного Узбекистана каракалпаками. Общие исторические корни этих этносов уходят в евразийские горностепные просторы, где они издревле активно контактировали друг с другом. В первую очередь об этом свидетельствуют общие пласты в родоплеменной этнонимии. Параллели наблюдаются и в устном народном творчестве. В XVII-XVIII вв. каракалпаки принимали участие в восстаниях башкир, и между этими двумя народами были союзные отношения. Время от времени башкиры по собственной воле становились даже подданными каракалпакских ханов. Постепенно к югу от Аральского моря обосновалась довольно большая группа башкир. В основном они переселились сюда после многочисленных кровопролитных восстаний. В работе был использован широкий круг различных источников этнографических, фольклорных и архивных. Потомков тех башкир, живших среди каракалпакского народа в качестве отдельного рода «естек», в 1920-х гг. посетил известный ученый А.-З. Валиди. Он также отмечал, что у каракалпаков, как и у башкир, в организации управления имелся способ деления рода на отдельные «тюбы». Каракалпаки-естеки живут и поныне в окрестностях Чимбая https://cyberleninka.ru/article/n/bashkirsko-karakalpakskie-etnokulturnye-vzaimosvyazi-i-proishozhdenie-estekov-priaralya Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hakan Опубликовано 23 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2019 С.К. КАМАЛОВ КАРАКАЛПАКИ в XVIII—XIX веках (К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИМИ ХАНСТВАМИ) В данной работе на основе архивных, литературных и других источников освещены вопросы истории взаимоотношений каракалпаков с Россией и среднеазиатскими ханствами в 1720—1860 гг., борьба каракалпаков и других народностей ханства за переход в русское подданство в середине XIX в. В работе излагаются ранее не опубликованные архивные документы о каракалпакско-русских отношениях в XVIII и XIX вв. Книга рассчитана на историков, преподавателей вузов, пропагандистов.https://upload.in.ua/yQa4wB Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 23 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2019 5 hours ago, Hakan said: БАШКИРСКО-КАРАКАЛПАКСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕСТЕКОВ ПРИАРАЛЬЯ Статья посвящена этническим и историко-культурным связям башкир с одним из коренных народов современного Узбекистана каракалпаками. Общие исторические корни этих этносов уходят в евразийские горностепные просторы, где они издревле активно контактировали друг с другом. В первую очередь об этом свидетельствуют общие пласты в родоплеменной этнонимии. Параллели наблюдаются и в устном народном творчестве. В XVII-XVIII вв. каракалпаки принимали участие в восстаниях башкир, и между этими двумя народами были союзные отношения. Время от времени башкиры по собственной воле становились даже подданными каракалпакских ханов. Постепенно к югу от Аральского моря обосновалась довольно большая группа башкир. В основном они переселились сюда после многочисленных кровопролитных восстаний. В работе был использован широкий круг различных источников этнографических, фольклорных и архивных. Потомков тех башкир, живших среди каракалпакского народа в качестве отдельного рода «естек», в 1920-х гг. посетил известный ученый А.-З. Валиди. Он также отмечал, что у каракалпаков, как и у башкир, в организации управления имелся способ деления рода на отдельные «тюбы». Каракалпаки-естеки живут и поныне в окрестностях Чимбая https://cyberleninka.ru/article/n/bashkirsko-karakalpakskie-etnokulturnye-vzaimosvyazi-i-proishozhdenie-estekov-priaralya Жаль, автор залил сюда весь устаревший материал, много ошибок и несовпадений, короче, что-то ценного не увидел. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 23 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2019 1 hour ago, Hakan said: С.К. КАМАЛОВ КАРАКАЛПАКИ в XVIII—XIX веках (К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИМИ ХАНСТВАМИ) В данной работе на основе архивных, литературных и других источников освещены вопросы истории взаимоотношений каракалпаков с Россией и среднеазиатскими ханствами в 1720—1860 гг., борьба каракалпаков и других народностей ханства за переход в русское подданство в середине XIX в. В работе излагаются ранее не опубликованные архивные документы о каракалпакско-русских отношениях в XVIII и XIX вв. Книга рассчитана на историков, преподавателей вузов, пропагандистов.https://upload.in.ua/yQa4wB Устаревший материал, историкам нужно переиздать книгу с учетом поправок на основе новых данных. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 23 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2019 38 минут назад, Kamal сказал: Устаревший материал, историкам нужно переиздать книгу с учетом поправок на основе новых данных. Здравствуйте ув. Камал, получается Добрая треть Каракалпаков потомки Кытаев (Киданей). У меня вопрос, от кого произошли Каракалпакские Кенегесы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 23 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2019 Кенегесы нируны. По Раду и ССМ. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 23 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2019 9 minutes ago, Turkmen Aday said: Здравствуйте ув. Камал, получается Добрая треть Каракалпаков потомки Кытаев (Киданей). У меня вопрос, от кого произошли Каракалпакские Кенегесы? Приветствую, ув. Туркмен Адай. Думаю, не треть, а примерно 1/5, так как, 27% кытаев были в составе правобережных каракалпаков на момент 1897 года. На Левобережных каракалпаков тогда Всероссийская перепись не распространялась, так как, они подчинялись Хивинскому ханству. Поэтому, в совокупности, примерно 1/5, но всеравно немало. Кенегесы, по каракалпакским и узбекским преданиям выделились из мангытов. У них с мангытами один уран "Шаули-Шаукай", но тамги разные - меч у мангытов, крест - у кенегесов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 24 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 24 августа, 2019 13 hours ago, Turkmen Aday said: Здравствуйте ув. Камал, получается Добрая треть Каракалпаков потомки Кытаев (Киданей). У меня вопрос, от кого произошли Каракалпакские Кенегесы? П.С. Относительно кытаев, почему я думаю что их примерно 1/5 - это потому что, часть кытаев в составе Арыса Онторт уру сместилась на левый берег в середине 19 века (1855-56 гг). Часть Онторт уру тогда составила буферную зону между Хивой и Арысом Конрат, даже есть сведения, что они бились с конратами на стороне Хивинского ханства. После подавления очередного восстания конратов 1858-59 гг, они так и остались на левом берегу в составе Хивинского ханства (затем ХНСР и Хорезмской области УзССР) вплоть до середины 20 века. Только в 1950-ые годы Амударьинский район снова передан в состав ККАССР взамен территории ККАССР, образовавших Навоийскую область УзССР за счет северо-восточных районов Автономной Республики. Крупные населенные пункты Амударьинского района - Мангыт, Кытай и Кипчак образованы в середине 19 века из состава племен Арыса Онторт уру. К моменту передачи Амударьинского района в состав ККАССР, по большей степени население данного района было обузбечено и до сих пор говорят в основном на хорезмском наречии, культурно также ассимилированы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 27 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 27 августа, 2019 On 8/23/2019 at 6:24 PM, Hakan said: С.К. КАМАЛОВ КАРАКАЛПАКИ в XVIII—XIX веках (К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИМИ ХАНСТВАМИ) В данной работе на основе архивных, литературных и других источников освещены вопросы истории взаимоотношений каракалпаков с Россией и среднеазиатскими ханствами в 1720—1860 гг., борьба каракалпаков и других народностей ханства за переход в русское подданство в середине XIX в. В работе излагаются ранее не опубликованные архивные документы о каракалпакско-русских отношениях в XVIII и XIX вв. Книга рассчитана на историков, преподавателей вузов, пропагандистов.https://upload.in.ua/yQa4wB Слегка проанализируем действия Ерназара Кенегеса, бия Арыса Онторт уру (предатель). Кто-то мне задавал вопрос - есть ли политический замысел России в восстании Ерназар Алагоза 1855-56 годов?! Здесь, в своей книге многоуважаемый С. Камалов по поводу участия России дает полный ответ, ему удалось собрать все имеющиеся исторические документы, касающиеся к данному периоду. РИ действовала через казахские агентурные сети, через казахских купцов работавших в Хиве, ну и свои русские послы и путешественники снабжали Россию ценными сведениями. Характер всех сведений сводился к тому, что каракалпакский народ в угнетенном состоянии и готов к вооруженной борьбе против Хивинского хана. Ерназару Алагозу видимо особого труда не составляло организовать восстание, скорректировать свои действия с Российской стороной, а для легитимности своего положения, назначить на пост правителя Зарлыка из клана казахских торе. Такое мощное и организованное восстание само собой разумеется принесло большой успех восставшим, что Хиве был поставлен ультиматум о прекращении сопротивления. Вручить Ультиматум хану отправляется Ерназар Кенегес, но здесь произошло совсем непредвиденное событие, Ерназар Кенегес, он же друг детства хивинского хана вдруг со своим Арысом переходит на сторону Хивы и принимает участие в борьбе против восставших. Почему соратник и близкий друг Ерназар Алагоза, вдруг превратился в беспощадного врага? Знавший все боевые порядки, численность и боеспособность восставших, он умело сконцентрировал имевшееся хивинское войско на важных направлениях и принес победу Хиве. Ерназар Кенегес предатель, жертва обмана или еще один герой каракалпакского народа? Этот вопрос сложный, но постараюсь проанализировать его действия: 1. Как соратник и друг Ерназара Алагоза, он знал все о готовящемся восстании, в том числе и о политическом замысле РИ. 2. Был ярым исламистом и также другом хивинского хана, который, якобы боролся против проникновения неверных. 3. Ему внушили, что напрасная смерть каракалпаков связана с неверными, что народ по-пусту гибнет за идею неверных, так как, в случае победы станут их рабами. 4. Внушили ему, что вместе с ханом (служителем Аллаха) они одолеют неверных и он сам будет править своим народом. 5. Зная о российском вмешательстве и принимая слова Хана за веру, Ерназар Кенегес скорее всего выбрал свой путь вполне осознанно. Политика грязная вещь, а он не был политиком. Идея Ерназара Алагоза, подразумевавшая полную свободу от Хивы, его видимо не очень заботила. Ему скорее всего нужен был религиозный идейный друг. Как бы ни было, в конечном результате он добился равноправия каракалпаков, и после восстания 1859 года каракалпаки стали самоуправляемы - Автономией. Хан его не обманул. Интересно, что было бы, если хивинский хан обманул Ерназар Кенегеса?! Скорее всего и у хана не было другого выбора, третью войну подряд, но теперь и с Ерназар Кенегесом он просто-напросто не выдержал бы. Онторт уру - мангыты, кенегесы, кытаи и кипчаки - все же сильнее были, чем Арыс Конрат. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Hakan Опубликовано 27 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 27 августа, 2019 2 часа назад, Kamal сказал: Слегка проанализируем действия Ерназара Кенегеса, бия Арыса Онторт уру (предатель). Кто-то мне задавал вопрос - есть ли политический замысел России в восстании Ерназар Алагоза 1855-56 годов?! Здесь, в своей книге многоуважаемый С. Камалов по поводу участия России дает полный ответ, ему удалось собрать все имеющиеся исторические документы, касающиеся к данному периоду. РИ действовала через казахские агентурные сети, через казахских купцов работавших в Хиве, ну и свои русские послы и путешественники снабжали Россию ценными сведениями. Характер всех сведений сводился к тому, что каракалпакский народ в угнетенном состоянии и готов к вооруженной борьбе против Хивинского хана. Ерназару Алагозу видимо особого труда не составляло организовать восстание, скорректировать свои действия с Российской стороной, а для легитимности своего положения, назначить на пост правителя Зарлыка из клана казахских торе. Такое мощное и организованное восстание само собой разумеется принесло большой успех восставшим, что Хиве был поставлен ультиматум о прекращении сопротивления. Вручить Ультиматум хану отправляется Ерназар Кенегес, но здесь произошло совсем непредвиденное событие, Ерназар Кенегес, он же друг детства хивинского хана вдруг со своим Арысом переходит на сторону Хивы и принимает участие в борьбе против восставших. Почему соратник и близкий друг Ерназар Алагоза, вдруг превратился в беспощадного врага? Знавший все боевые порядки, численность и боеспособность восставших, он умело сконцентрировал имевшееся хивинское войско на важных направлениях и принес победу Хиве. Ерназар Кенегес предатель, жертва обмана или еще один герой каракалпакского народа? Этот вопрос сложный, но постараюсь проанализировать его действия: 1. Как соратник и друг Ерназара Алагоза, он знал все о готовящемся восстании, в том числе и о политическом замысле РИ. 2. Был ярым исламистом и также другом хивинского хана, который, якобы боролся против проникновения неверных. 3. Ему внушили, что напрасная смерть каракалпаков связана с неверными, что народ по-пусту гибнет за идею неверных, так как, в случае победы станут их рабами. 4. Внушили ему, что вместе с ханом (служителем Аллаха) они одолеют неверных и он сам будет править своим народом. 5. Зная о российском вмешательстве и принимая слова Хана за веру, Ерназар Кенегес скорее всего выбрал свой путь вполне осознанно. Политика грязная вещь, а он не был политиком. Идея Ерназара Алагоза, подразумевавшая полную свободу от Хивы, его видимо не очень заботила. Ему скорее всего нужен был религиозный идейный друг. Как бы ни было, в конечном результате он добился равноправия каракалпаков, и после восстания 1859 года каракалпаки стали самоуправляемы - Автономией. Хан его не обманул. Интересно, что было бы, если хивинский хан обманул Ерназар Кенегеса?! Скорее всего и у хана не было другого выбора, третью войну подряд, но теперь и с Ерназар Кенегесом он просто-напросто не выдержал бы. Онторт уру - мангыты, кенегесы, кытаи и кипчаки - все же сильнее были, чем Арыс Конрат. Здраствуйте, Ув. Камал. У меня возникли некоторые вопросы! Ерназар-Кенегес был другом с детства хивинского хана и думаю что Ерназар-Алагоз хорошо знал об этом. Раз-таки он знал, не опасался ли от не преднамеренного предательства Кенегеса? Если это да, то Ерназар-Алагоз должен был как можно ближе держать его при себе. Если это нет, то Вы правы - он попал под влияние хивинского хана и в тоже время осознавал свои действия. Но тут я думаю что Ерназар-Кенегес ещё до начало восстания был человеком хивинского хана и передавал ему всю информацию об восставшихся. Это потверждает и народные предания. Хотя, Ерназар-Кенегес мог перейти на сторону Хивы в ходе восстания и подорвать все планы Ерназара-Алагоза. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 28 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2019 20 hours ago, Hakan said: Здраствуйте, Ув. Камал. У меня возникли некоторые вопросы! Ерназар-Кенегес был другом с детства хивинского хана и думаю что Ерназар-Алагоз хорошо знал об этом. Раз-таки он знал, не опасался ли от не преднамеренного предательства Кенегеса? Если это да, то Ерназар-Алагоз должен был как можно ближе держать его при себе. Если это нет, то Вы правы - он попал под влияние хивинского хана и в тоже время осознавал свои действия. Но тут я думаю что Ерназар-Кенегес ещё до начало восстания был человеком хивинского хана и передавал ему всю информацию об восставшихся. Это потверждает и народные предания. Хотя, Ерназар-Кенегес мог перейти на сторону Хивы в ходе восстания и подорвать все планы Ерназара-Алагоза. Приветствую, Хакан! По большей части мы можем только строить предположения относительно Ерназара Кенегеса. Думаю, и в Хиве работала контрразведка, но вряд ли Ерназар Кенегес был замешан в этом, если конечно на исходе восстания его не обработали, а может сделали какую-то ставку на него. Ведь, в начальном этапе восстания, вся победа добывалась усилиями двух Арысов, была установлена отдельная государственность просуществовавшая почти год. Потом, нельзя исключать и человеческий порок (зависть другой славе), так как, и Ерназар Кенегес, и Ерназар Алагоз по статусу были одинаковы, возглавляли каждый свой Арыс, и в этой роли Кенегес оставался во вторых ролях, в тени Алагоза. А слова Хана могли подействовать как бальзам на душу. Зависть, алчность, амбиции скорее всего взяли свое. Но, тем не менее нужно отметить, что он по своему уразумению добился освобождения каракалпаков от рабского положения. Поставил условие, что кроме Хана никто не смог вмешиваться во внутренние дела каракалпаков. Что касается Ерназара Алагоза, то он естественно был храбрым человеком, он мог и не догадываться о скрытых желаниях своего друга и соратника. Он раздавал приказы, посвящал в планы предстоящих битв своего друга, короче, у него не было секретов от своего друга. Все это сыграло печальную роль для него самого и всего восстания. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 On 8/23/2019 at 6:24 PM, Hakan said: С.К. КАМАЛОВ КАРАКАЛПАКИ в XVIII—XIX веках (К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИМИ ХАНСТВАМИ) Немаловажно отметить роль каракалпакских ханов в принятии Абулхаир ханом российского подданства. У историков сложилось неправильное мнение о том, что якобы именно Абулхаир привел казахов Младшего жуза и Нижних каракалпаков в подданство России. В книге собраны интереснейшие исторические документы, дающие сведения о безвыходном положении Абулхаира в его стремлениях заручиться поддержкой русских. Абулхаир, без ведома своего народа заверил русских, что примет русское подданство и будет служить верой и правдой. Но, население Младшего жуза, услышав об этом выступает против хана, что Абулхаир вместе с русским послом Тевкелевым вынужден был бежать в каракалпакские владения. Именно здесь, Абулхаир нашел единомышленников в лице каракалпакских правителей, у которых еще ранее шли приготовления к созданию дружеских отношений с Россией. А тут как снег на голову к ним является сам русский посол Тевкелев. С помощью каракалпакских ханов, Абулхаиру удается уговорить свой народ последовать примеру каракалпакского народа. Видимо, казахам не хотелось лишиться своего соседа и верного союзника в самый ожесточенный момент своей истории (эти события происходили в 1730 году), и они согласились. То есть, в принятии подданства России казахами и каракалпаками зачинщиком был не Абулхаир хан, а сами каракалпаки, ибо без их поддержки, Абулхаира могли умертвить в любом уголке казахских степей. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 2 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 2 сентября, 2019 On 8/31/2019 at 12:14 PM, Kamal said: То есть, в принятии подданства России казахами и каракалпаками зачинщиком был не Абулхаир хан, а сами каракалпаки, ибо без их поддержки, Абулхаира могли умертвить в любом уголке казахских степей. Такая опасность была, так как, огромная часть казахской знати была ориентирована в подданство джунгаров, а сам Абулхаир не был в силах переубедить всех своих подданных казахов в позитивности своего решения. Журнал Тевкелева был частично опубликован в книге "Казахско-русские отношения в 16-18 в". Но Журнал был подробно изучен Аполловой: Известный советский историк, исследователь проблем присоединения Казахстана к России Н. Г. Аполлова на основе длительного изучения «Журнала Тевкелева» 44 отмечает значительную роль каракалпаков в поддержке казахов — сторонников перехода в подданство России. Она пишет: «В дальнейшей истории посольства Тевкелева можно отметить, с одной стороны, растущую оппозицию старшин «противной партии» при активном участии калмыцких тайжей, агитировавших против российского подданства; с другой, — не менее активные противодействия этой оппозиции крупных представителей казахского батырства, в первую очередь Букенбая 45 и его круга при деятельной помощи башкирских и каракалпакских старшин» 46. Активные действия каракалпаков оказали большое влияние на казахов Малого жуза, видимо, потому, что как земледельцы, удовлетворявшие потребности кочевников в хлебе, они несомненно играли в их экономике определенную роль. Каракалпаки стремились помочь Тевкелеву распространить русское подданство и на население Аральского владения. Известный каракалпакский старшина Оразак-батыр, одним из первых принявший подданство, 10 февраля 1732 г. явился к Тевкелеву и предложил свое посредничество с целью склонить хана Аральского владения Шахтемира и подвластный ему народ на сторону России. Получив одобрение Тевкелева, он поехал к аральцам и вернулся оттуда 4 марта. До нас дошла запись о результатах этой поездки. «Он, Оразак-батыр, аральского Шахтемир-хана и аральских народов быть в подданстве российском склонил и пришлютца-де от них, аральцев, к нему, Тевкелеву, посланцы» 47. 43 В. Н. В и т е в с к и и, И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г., т. I, Казань, 1889, стр. 137. 44 Неопубликованный журнал Тевкелева имеет около 140 листов рукописного текста, написанного скорописью ХVIII в. Он представляет собой краткие и подробные записи событий лод определенными датами, начиная с 1731 г. (дата прибытия Тевкелева в кочевья Абулхайра на реке Иргиз) и кончая 14 января 1733 г. См.: Н. Г. А/п о л л о в а. Присоединение Казахстана.., стр. 23. Журнал Тевкелева частично опубликован в книге «Казахско-русские отношения в ХVI—ХVIII веках» (стр. 48— йб). 45 Батыр Букенбай был активным сторонником перехода казахов в лоддаиство России. 0,н во всем помогал Тевкелеву, организовал ему охрану и фактически спас от смерти. 48 Н. Г. Аполлова. Присоединение Казахстана..., стр. 239. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 2 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 2 сентября, 2019 30 минут назад, Kamal сказал: Такая опасность была, так как, огромная часть казахской знати была ориентирована в подданство джунгаров, а сам Абулхаир не был в силах переубедить всех своих подданных казахов в позитивности своего решения. Журнал Тевкелева была частично опубликована в книге "Казахско-русские отношения в 16-18 в". Но Журнал был подробно изучен Аполловой: Известный советский историк, исследователь проблем присоединения Казахстана к России Н. Г. Аполлова на основе длительного изучения «Журнала Тевкелева» 44 отмечает значительную роль каракалпаков в поддержке казахов — сторонников перехода в подданство России. Она пишет: «В дальнейшей истории посольства Тевкелева можно отметить, с одной стороны, растущую оппозицию старшин «противной партии» при активном участии калмыцких тайжей, агитировавших против российского подданства; с другой, — не менее активные противодействия этой оппозиции крупных представителей казахского батырства, в первую очередь Букенбая 45 и его круга при деятельной помощи башкирских и каракалпакских старшин» 46. Активные действия каракалпаков оказали большое влияние на казахов Малого жуза, видимо, потому, что как земледельцы, удовлетворявшие потребности кочевников в хлебе, они несомненно играли в их экономике определенную роль. Каракалпаки стремились помочь Тевкелеву распространить русское подданство и на население Аральского владения. Известный каракалпакский старшина Оразак-батыр, одним из первых принявший подданство, 10 февраля 1732 г. явился к Тевкелеву и предложил свое посредничество с целью склонить хана Аральского владения Шахтемира и подвластный ему народ на сторону России. Получив одобрение Тевкелева, он поехал к аральцам и вернулся оттуда 4 марта. До нас дошла запись о результатах этой поездки. «Он, Оразак-батыр, аральского Шахтемир-хана и аральских народов быть в подданстве российском склонил и пришлютца-де от них, аральцев, к нему, Тевкелеву, посланцы» 47. 43 В. Н. В и т е в с к и и, И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г., т. I, Казань, 1889, стр. 137. 44 Неопубликованный журнал Тевкелева имеет около 140 листов рукописного текста, написанного скорописью ХVIII в. Он представляет собой краткие и подробные записи событий лод определенными датами, начиная с 1731 г. (дата прибытия Тевкелева в кочевья Абулхайра на реке Иргиз) и кончая 14 января 1733 г. См.: Н. Г. А/п о л л о в а. Присоединение Казахстана.., стр. 23. Журнал Тевкелева частично опубликован в книге «Казахско-русские отношения в ХVI—ХVIII веках» (стр. 48— йб). 45 Батыр Букенбай был активным сторонником перехода казахов в лоддаиство России. 0,н во всем помогал Тевкелеву, организовал ему охрану и фактически спас от смерти. 48 Н. Г. Аполлова. Присоединение Казахстана..., стр. 239. Анна Иоанновна 19 февраля 1731 г. подписала указ о принятии Младшего жуза в состав империи. В Казахстан было отправлено посольство во главе с переводчиком коллегии иностранных дел А. Тевкелевым для подписания казахским ханом грамоты о подданстве. 10 октября состоялась вторая встреча А. Тевкелева со старшинами и биями Младшего жуза. Значительная часть султанов, биев, старшин выступала против принятия подданства. Некоторые даже хотели убить русского посла. Благодаря позиции влиятельного батыра Бокенбая из рода табын, Абулхаиру удалось склонить их на свою сторону. 10 октября 1731 г. хан Абулхаир и 29 старшин Младшего жуза приняли российское подданство. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 2 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 2 сентября, 2019 И октября 7 дня с Е. и. в. грамотою и жалованьем я к нему, хану, пришол, где были все знатные старшина, и речь выговорил. И Е. и. в. грамоту хан, с места встав, принял, на голову поднел и подле себя положил. И подарки – сукна, бобры, выдры, юфть, лисицы, чай – принять приказал, и посадил меня хан подле себя по левую руку; и потом спустя с четверть часа велели мне вытить ис ханской кибитки, и как я пошол в свою кибитку, того же часу стали дуван дуванить – Е. и. в. жалованья, что прислано было к Абулхаир-хану, с великим криком и дракою и ис кибитки ханской, все что есть, вынесли на поле, и стали делить с великою бранью, плетьми и саблями между собою бились, а потом стали думать, чтоб меня убить. И услышел оное один башкирец, прибежал ко мне и сказал: здумали-де Киргис-касацкая орда тебя убить и ограбить. И я, как такое их злое намерение услышел, призвал к себе своих знатных башкирцов Алдарбая Исикеева 6, Таймаса Шаимова 7, Касямиша-батыря Беккочина, Оразая Ободанова, Кидраса Мулакаева и спросил их, каким образом их, киргис-касацкое, злое намерение отвратить. И оные башкирцы мне сказали: никакого способу к спасению не знают кроме одного, что имеетца у них знатные старшины Букембай-батырь 8, да зять ево Эсет-батырь 9, да брат ево двоюродной Худай-Назар-мурза, которые-де изо всех их лутчие, и сильные, и умные люди, и доброва состояния; надобно-де их подарить довольным числом, надеемся-де, от них нам польза будет; а ежели-де они к нам не склонятца, то-де ни от кого нам надежды нет, кроме бога. Однако ж я послал объявить о том хану, что народ их имеет такое злое намерение меня убить, чтоб он, хан, мог меня от такого злого киргис-касацкого намерения освободить. На то он, хан, посланному от меня сказал, чтоб мог сыскать Букенбай-батыря – кроме-де ево спасения нет, понеже и он стал им подозрителен. Потом спросил я оных башкирцов, чтоб ево, Букембай-батыря, как можно искусным образом ко мне привести. И из башкирцов один Таймас Шаимов имел с ним издавна дружбу и поехал сыскать ево з зятем и з братом на степи, и, уговоря их, ко мне привел ввечеру. И стал я им говорить, Букенбаю-батырю з зятем и з братом, тако: уведомился я, что ваша Киргис-касацкая орда имеет злое намерение меня убить, чего ради они так хотят зделать, понеже я сюда [55] прислан по указу Е. и. в. всемилостивейшей государыни императрицы всероссийской по прошению Абулхаир-хана, також-де и вашей, а не так, чтоб я прислан вас неволею в подданство привесть, а ежели вы меня хотя и умертвите и тем Российской империи нималого ущербу учинить не можете, токмо такова славного монарха приведете в злобу, не токмо с Российскою империею иметь войну, но не можете сыскать места от однех от российских подданных от калмык и от башкирцов; а ежели-де надо мною что учините, то всемилостивейшая государыня императрица всероссийская кровь мою вам так оставить не соизволит, и тем можете вы за неповинную кровь мою со всею своею ордою разоритца. И ежели вы не хотите быть в подданстве Е. и. в. всемилостивейшей государыни императрицы, и вы меня отпустите добрым порядком паки назад в Росию. И он, Букенбай, на то мне сказал: в Хиве Бековича 10 убили, что-де не могли реванжа отыскать, и так-де пропало. И я ему сказал: правда, хивинцы з Бековичем поступили по-варварски, ибо пот солнцом нигде такова обычая нет, чтобы послов умерщлять, а они то учинили над Бековичем нечеловечески, но по-скоцки, а что от хивинцов реванж не отыскан за многими притчинами, понеже когда Бековича убили, в то время продолжалася война многия годы в Росии со шведом; и многия иные подобныя притчины я им предъявлял. А потом в 1726 году прислал хивинский хан посланца своего с повинною грамотою, и оной посланец от нас с награждением паки возвращен в Хиву. А ежели вы, Букембай-батырь, трудами своими покажете к Е. и. в. всемилостивейшей государыне императрице верную услугу, и своих киргис-касаков от злаго намерения уговорите и их успокоите, и в подданство всеросиское приведете, и ханскую партию держать будете, и за такую вашу верную услугу обещаю, что вы милостию Е. и. в. награждены будете довольно, и причтены между добрых и верных слуг будете, и впредь до смерти вашей оставлены не будете, понеже лутче жить в покое, нежели в разорении, и лутче за доброе дело получить награждение, нежели по злодейству получить злое нападение. И они, Букембай-батырь з зятем и з братом, к моим словам склонились и обещали их, казаков, привести в подданство всероссийское, и ясак платить будут, и аманатов дадут. И я им обещал дать на 500 руб. товаров, с тем от меня и поехали. Того ж октября 10 числа призван я был к ним в собрания, где был и Абулхаир-хан. И спросила меня киргис-касацкая старшина, [56] зачем я к нему приехал. И я ему ответствовал: отправлен я по указу Е. и. в. всемилостивейшей государыни императрицы всероссийской с всемилостивейшею грамотою к Абулхаир-хану и к вам, киргис-касацким старшинам, и ко всему войску киргис-касацкому против письмянного прошения Абулхаир-хана и по словесному предложению посланцов ваших, и можете известны быть во ответной грамоте, которая прислана чрез посланцов ваших Кутлумбетя Коштаева, да Сеиткула Кидагулова. И потом касацкая старшина стали со мною говорить с великим серцем тако: мы-де Обулхаир-хану просить подданства всероссийского грамоты писать и посланцом словесно объявить, якобы ясак платить и аманатов дать, того мы не велели, токмо мы, киргис-касацкая старшина, присоветовали послать посланцов, чтоб быть с Росиею в миру, а не в подданстве, а и ныне в подданстве быть не хотим, и надобно-де тебя за то убить досмерти. И как я, нижайший, от киргис-касацких старшин такие противные слова услышал и стал им з серцем же говорить тако: понеже Росийская империя в свете славное государство, и такому славному монарху с вами, яко степными зверьми, быть в миру неприлично, ибо Росийская империя от вас никакого опасения не имеет и в вас нужды нималой нет, а вам от подданных росийских – великая опасность: первое – от калмык, второе – от башкирцов, третье – от яицких казаков, четвертое – от сибирских городов; и всегда вы от них побеждены и разорены бываете. И ежели вы не пожелаете быть в подданстве Всеросийской империи, и я с вами мирнова договору чинить не буду и такова беславия Росийской империи не принесу; или вы гнушаетесь, чтоб быть вам в подданстве Всеросийской империи; не токмо вы, яко степные звери, но многия самовластные цари и ханы в подданстве всеросийском имеютца: первое – царь грузинский, Аюка-хан калмыцкой, Аликула-хан, Усмий-хан кагацкой; многия к тому приличныя я им слова говорил. И как они, касацкая старшина, от меня слова выслушали, и выступя из них, Букенбай-батырь стал говорить Абулхаир-хану: по желанию твоему быть в подданстве всеросийском желаем и в том себя присягою утвердим. И Абулхаир-хан, и Букембай-батырь, и протчия знатная старшина того числа учинили присягу, а большая часть не присягали, стали быть противны; потом меня отослали в свой обоз, и противные партии стали умножаться с того числа и объявляти мне на каждой день смерть. И [57] Абулхаир-хан чрез два или три дни, и Букембай-батырь ко мне прихаживали и со мною советывали, как с киргис-касацкими старшинами поступать, и увещевали меня, чтоб я знатных старшин 30 человек подарками удовольствовал, которых я, нижайший, сукнами, бобрами и протчими товарами удовольствовал. И оные 30 человек стали держать Абулхаир-хана партию и Букенбай-батыря. Того ж октября 20 числа в полночь прислали ко мне Абулхаир-хан, чтоб я прислал к нему сукна 60 аршин всякого цвету, да кармазинного 50 аршин, 20 бобров, 40 выдр, 20 юфтей, красных кож, 5 касяков семиланной камки, 5 чернобурых лисиц, 3 тюня китайки для роздачи знатным киргис-касацким старшинам, и приказал ко мне чрез своего человека, ежели я к нему вышепоказанных товаров не пришлю, то-де заутра нас с ним предадут к смерти; и паки вторично прислал с тем, ежели к нему вышеобъявленного числа товаров не пришлю, то-де он, хан, велит отнять насильно, за то-де на него, хана, всемилостивейшая государыня императрица гневатца не будет, понеже-де он, хан, трудитца, яко диких людей привести в подданство всеросийское. И вышепоказанных товаров отослал я з башкирцом Таймосом Шамовым, и оные товары хан киргис-касацким старшинам роздал все без остатку, и оные старшина, которые от хана и от меня подарками довольствованы, те учинили присягу, чтоб быть в подданстве всеросийском, и ежели хто на то будет противен и противу тех, чтоб не желать своего живота. А после того явилася другая противная партия и два раза на меня и на хана приступали, чтоб меня убить досмерти, однако с помощью божиею в обозе ничего они мне учинить не могли и напали на меня при море Аральском, когда стали кочевать, чтоб меня убить досмерти или поймать живьем да замучить; и при кочевье ничего учинить не могли, токмо поймав, увезли от меня одного знатного башкирца Таймаса Шаимова и мучили его тирански. Потом послал Букембай-батырь брата своего Худай-Назар-мурзу к тем противным касакам, чтоб их от злаго намерения уговорить и башкирца Таймаса от них освободить. И он, Худай-Назар, оных противных касаков от злаго намерения уговорил, и башкирца Таймаса от них свободил, и знатных старшин привел к хану, которых я подарками удовольствовал. И оные старшина в подданстве всеросийском быть присягали и к пунктом свои знаки приложили. [58] И как Абулхаир-хан и Букембай-батырь Малую орду успокоили и отправили в Среднюю орду Худай-Назар-мурзу к Шемяки-хану 11 с тем, что Малая орда в подданстве всеросийском быть все присягали и ясак платить обещали, а именно: Абулхаир-хан своего владения – четыре тысяч лисиц, зять ево Батырь-Махамет-салтан 12 своего владения – 1000 лисиц да 1000 корсаков, да сын Абулхаир-хана Нуралы-салтан своего владения – 1000 лисиц; чтоб и он, Шимяки-хан, уговоря своих старшин, принял подданство всеросийское. И он, Шемяки-хан, на рассуждения Худай-Назара-мурзы склонился быть в подданстве всеросийском, в том и присягали и ясак платить ис своего владения обещал, а именно: 2000 лисиц да 1000 карсаков, на что дал письменное обезательство. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться