Kamal Опубликовано 11 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2018 3 hours ago, кылышбай said: неужто каракалпаки с Тауекелем и калмаки-ойраты с Тауекелем это лишь совпадаение и нет между ними связи? достоверно известно что ойраты тоже были связаны с Тауекелем? О каракалпакской связи с Тауекелем передает казахская легенда, а о калмакской связи упоминается в источниках. Возможно обе связи были, но в разное время. Тауекель как бы играл двойную игру, то он с бухарским Абдулла ханом в союзе, то он против него, то есть, неустойчивая политика по отношению к соседям скорее всего принуждала заключать союз то с одним, то с другим. Каракалпаки, когда Тауекель союзничал с Абдуллой, скорее всего шли к первому как вспомогательное войско, а при вражде уходили к Абдулле, как-никак, на момент смерти обоих ханов, каракалпаки уже полностью оказались в бухарской стороне. Также не забываем, что в Сибири в означенный период медленно но верно созревал крах кучумовского правления, с кем каракалпаки также были связаны, а сам Кучум был верным союзником Абдуллы хана, тогда как Тауекель пошел на сближение с русскими. Короче, все эти обстоятельства вполне могли оттолкнуть каракалпаков от Тауекеля. В добавок ко всему этому, в Бухаре сменилась власть, что в куче могли спровоцировать полную независимость каракалпаков от какой-либо ханской власти. Если Абдал Гаффар на самом деле самозванец и его правящее окружение об этом хорошо знало, то вполне правомерно, что когда ложь вскрылась те безболезненно избавились от него. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 11 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2018 4 hours ago, кылышбай said: к западу и юго-западу от Улытау как раз и локализует алтыулов Трепавлов. в какой то период ногайцы в прошлом и алтыулы позже наверняка расселялись и на собственно Улытау и Сарысу То есть, ногайцы = алтыулы = каракалпаки. Такая версия напрашивается. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 11 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2018 13 hours ago, кылышбай said: неужто каракалпаки с Тауекелем и калмаки-ойраты с Тауекелем это лишь совпадаение и нет между ними связи? достоверно известно что ойраты тоже были связаны с Тауекелем? Тауекель с ойратами? Не слышал. Я говорю об этом упоминании Валиханова: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 11 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2018 Валиханов вообще считал, что самоназванием всех золотоордынских кочевников было слово ногай. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 12 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 12 мая, 2018 On 10.05.2018 at 12:46 PM, Kamal said: Также думаю, что союз китай-кипчак образован при смешении захватчиков с местным населением. Основываясь на сведениях "Летописи Джагфара", думаю, что если в первой половине 14 века китаи действительно захватили каракалпакские кочевья на Яике и смешались с покоренными ими каракалпаками, то гипотетически возможен такой вариант: исторически видно, что каракалпаки болезненно относились ко всем внешним проявлениям насилия, часто восставали против произвола и видимо тут нашелся компромисс между захватчиками (китаи) и покоренными (кипчаки). Вторых назвал кипчаками, так как, независимо от каких родов они ни были, они были остатками народа, захваченными врасплох и в отличие от пришлых китаев, в совокупности представляли собой население Дешти-Кипчака, то есть, кипчакцы. В "ЛД" в прямом смысле упоминают об опасениях китаев быть выгнанными из захваченных земель, значит конфликты с покоренными им не нужны были, ведь, ввязавшись с ними в карательные боевые действия, они могли и вовсе потерять свою боеспособность. Видимо, тут и пришла идея объединиться, создать союз китай-кипчак и жить меж собой в мире и согласии, ведь, согласно "ЛД" , захватчики в последующем также приняли общий этноним "ногаи". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 12 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 12 мая, 2018 В 5/11/2018 в 23:36 Kenan написал: Тауекель с ойратами? Не слышал. имею ввиду версию (не знаю насколько это правда) что некоторое время Тауекелю подчинялась часть ойратов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 Еще немного о калпак -"шапка" Памятник Салавату Юлаеву- народному освободителю от колониализма в 18 веке, в Башкортостане.Под халатом доспехи. И под шапкой шлем. (!!!)Одежда башкир соответствовала скифам. Доспехи на памятнике Салавату Юлаеву, известны историкам как ,,сарматская карацена,,. Название произошло ввиду сохранившегося до наших дней памятника- барельефа в честь сарматской карацены в Риме,на Троянской колонне( где были изображены аланы- сарматы). Эти доспехи из множественных пластинок, находят в скифских курганах повсеместно... ,,дикие тюркские кочевники,., носили скифское облачение всего еще пару сотен лет назад.https://vk.com/public73560001 Цитата Клёпаная чешуя (карацена) (из Вики) Из чешуек, часто с рёбрами жёсткости, которые не пришиты, а приклёпаны к кожаной основе двумя-тремя заклёпками (мелкие чешуйки — только одной заклёпкой)[15], название польск. Karacena происходит от лат. coriacea skórzana (не путать с Корацина от итал. Corazzina). Особую популярность этот тип доспеха снискал в Польше и Литве (а также в среде Белорусской и Украинской шляхты[16]), в связи с очень модной теорией сарматизма времён Яна Собеского, о сарматском происхождении шляхты (предками холопов считались другие народы). В связи с чем доспех из Карацены, носимый шляхтой, был стилизирован под чешуйчатые доспехи сарматских катафрактов. В связи с тем, что такой доспех был очень модным и престижным, он стоил баснословно дорого и был доступен немногим шляхтичам. В отличие от гусарских лат, среди доспехов из карацены встречались доспехи в полный рост (с полной защитой ног). Один из таких доспехов в полный рост хранится в Оружейной палате Кремля, а другой точно такой же, принадлежащий роду Унишовских, хранится в замке Вавель.Крупнопластинчатая бригантина (корацина)Характерной особенностью такой бригантины, помимо крупных пластин, являлась юбка ламинарной конструкции, не встречавшаяся у мелкопластинчатых бригантин. В поздних вариантах подобная бригантина представляла собой фактически кирасу, но обтянутую тканью. В русскоязычной литературе такую бригантину, чтобы не путать с классической, нередко называют итальянским словом итал. Corazzina — корацина[9] (не путать с Карацена от польск. Karacena). Шапки бумажные.[1] Ратник в колонтаре с бармицей и шапке бумажной.[2] Ша́пка бума́жная — головной убор, выполняющий защитные функции. Это были стёганные шапки, из сукна, шёлковых или бумажных (хлопок) материй, с толстой хлопчатобумажной или пеньковой подкладкой. В подкладку иногда помещались куски от панцирей или кольчуг. Также они имели металлический наносник.[3] Представляла собой наиболее дешёвый военный головной убор в России до XVII века, поэтому встречалась довольно редко, используясь, в основном, беднейшей частью военного сословия. Использовались они в качестве шлема и у некоторых кочевников, в частности — калмыков.[4] 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
башгирд Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 5 часов назад башгирд написал: карацена Кара - усиление качества4сäāн — горшок с крышкою(1сенäк = 4сенäк — вилы)џең = jäң — победить, взять верхџäнк = џäңк — война, битва, сражение1чан = чаң — колокол дувар чаны — металлические или деревянные пластинки, употребляемые христианами на Востоке вместо колокола карацена - ? (доспех?) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 4 hours ago, башгирд said: Еще немного о калпак -"шапка" Памятник Салавату Юлаеву- народному освободителю от колониализма в 18 веке, в Башкортостане.Под халатом доспехи. И под шапкой шлем. (!!!)Одежда башкир соответствовала скифам. Доспехи на памятнике Салавату Юлаеву, известны историкам как ,,сарматская карацена,,. Название произошло ввиду сохранившегося до наших дней памятника- барельефа в честь сарматской карацены в Риме,на Троянской колонне( где были изображены аланы- сарматы). Эти доспехи из множественных пластинок, находят в скифских курганах повсеместно... ,,дикие тюркские кочевники,., носили скифское облачение всего еще пару сотен лет назад.https://vk.com/public73560001 Памятник хорош, дома хранится наше семейное фото рядом с этим памятником. Давно это было, помню одно неудобство - спереди слишком узкое пространство, чтоб снять в анфас. Подобие карацены изображено и на "доспехах" наших знаменитых сорока девушек: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alee Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 Кольчуги же были у башкиров, как и у всех, последними носителями восточных бригантин на территории Восточной Европы были калмыки, а так вообще народы Восточной Азии маньчжуры, китайцы, корейцы. Скульптор наверное на основе женских украшении сделал предположение о наличии в недавнем прошлом пластинчатых доспехов у башкиров. П.И.Небольсин. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alee Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 В 10.05.2018 в 23:20 Kamal написал: Есть казахская легенда о присоединении 40 родов каракалпаков к Тауекелю, это подтверждается и косвенными данными, например, как-раз таки у китаев уран "Уллытау" (Великая гора). Одноименная местность есть в Казахстане. А в преданиях каракалпаков ханами упоминаются Тауекель и даже более поздний Тауке хан. Это говорит, что некоторая часть каракалпаков кочевала среди казахов тоже В теме военного дела и вооружения казахов я недавно приводил 2 письменных источника в которых говорилось что у Тауке-хана было 6000-8000 каракалпакских воинов. Там же и написано чем они были вооружены. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 48 minutes ago, Alee said: В теме военного дела и вооружения казахов я недавно приводил 2 письменных источника в которых говорилось что у Тауке-хана было 6000-8000 каракалпакских воинов. Там же и написано чем они были вооружены. Интересный материал, стало быть туркестанские каракалпаки были подвластны Тауке хану. Но неясно, это союзнические действия или полная зависимость? Есть сведения, что в то же время часть каракалпаков была подчинена Табурчак султану, погибшему в хивинских междоусобицах, после гибели которого каракалпаки частью ушли в Зарафшан. Кроме этого, скорее всего была еще и третья группа каракалпаков, которая локализовалась в Эмба-Яицких пределах в подданстве кучумовичей, так как, каракалпаки обратились калмыкам отдать им в ханы находящегося у них в аманатах Ишим Мухаммеда вместо умершего Жангир хана. Только мне пока не ясно, так как, кроме упоминания имени, о Жангир хане нет никаких сведений. Дата жизни казахского Жангир хана не соответствует упоминаемому Жангир хану, так как, Ишим Мухаммед стал ханом каракалпаков примерно в 1711-14 гг и правил до своей гибели в 1725 году. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 первое упоминание кытай-кыпчаков в Средней Азии: Рассказ идет о казахском хане Тауке (Тявка), совершившем в 1694 г. поход на китай-кипчаков. Судя по тому, что взятые в плен китай-кипчаки были возвращены затем бухарскому посланнику, следует полагать, что речь идет о тех же зеравшанских китай-кипчаках, о которых говорит цитировавшийся выше бухарский историк XVII в. Мухаммед Эмин. {83} См. по этому поводу прим. 2 на стр. 8 настоящего очерка, а также «Дополнение к актам историческим», т. X, стр. 375–389. Это место приведено также у А. Н. Аристова, «Живая старина», 1896 г., вып. III и IV, СПб., стр. 387, прим. I. Иванов Павел Порфирьевич Восстание китай-кипчаков в Бухарском ханстве. 1821–1825 гг. Источники и опыт их исследования Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 Иванов ссылается сюда про кытай-кыпчаков среди ногайцев, но пока не нашел ничего: {82} В. Д. Смирнов. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII столетии, Одесса, 1889, стр. 47 (Отд. отт. из XV т. Зап. Одесск. общ. истории и древн.). Упоминание относится к 1728–1729 гг. См. также И. Г. Бутков, Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г., ч. I, СПб., 1869, стр. 170, 172. Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты до начала XVIII века. - СПб., 1887 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 1 hour ago, кылышбай said: первое упоминание кытай-кыпчаков в Средней Азии: Рассказ идет о казахском хане Тауке (Тявка), совершившем в 1694 г. поход на китай-кипчаков. Судя по тому, что взятые в плен китай-кипчаки были возвращены затем бухарскому посланнику, следует полагать, что речь идет о тех же зеравшанских китай-кипчаках, о которых говорит цитировавшийся выше бухарский историк XVII в. Мухаммед Эмин. {83} См. по этому поводу прим. 2 на стр. 8 настоящего очерка, а также «Дополнение к актам историческим», т. X, стр. 375–389. Это место приведено также у А. Н. Аристова, «Живая старина», 1896 г., вып. III и IV, СПб., стр. 387, прим. I. Иванов Павел Порфирьевич Восстание китай-кипчаков в Бухарском ханстве. 1821–1825 гг. Источники и опыт их исследования Вот здесь интересный момент, по источникам Тауке хан нападает на китай-кипчаков, а по казахским преданиям нападает на каракалпаков, причем делал это довольно продолжительное время, и наконец пленив каракалпакского хана убил его и выпил его кровь. К тому же, позднее Ишим Мухаммед объединив разрозненные каракалпакские племена сам стал править именно китай-кипчаками. Другие племена, стало быть, расселились в улусах Султан Мурата и Мурат Шейха. Опять же вопрос, если пленные китай-кипчаки были возвращены бухарцам, то какими китай-кипчаками правил Ишим Мухаммед? Может быть, бухарцам была возвращена лишь часть, а остальные после смерти Тауке хана, примкнули к каракалпакскому Ишим хану? http://bibliotekar.kz/istorija-kazahskogo-naroda-m-tynyshpaev/predanija-o-kazakskom-hane-tauke-i-batyr.html Quote Тауке несколько раз пытался покорить каракалпаков, но бдительная стража каракалпакского хана каждый раз успевала предупреждать хана и народ о приближении Тауке; последний возвращался ни с чем. Тауке приказал Алдыяру организовать нашествие на каракалпаков, разорить их и заполонить их хана. Алдыяр двинулся с отрядом; за 1 день до Каракаплакской границы он вызвал на небо дожди и туман и незаметно для стражи вторгся в Каракалпакские пределы, опустошил аулы, взял много пленных, скота и имущества и стал возвращаться назад. Одна пленница-каракалпачка в одном пленнике узнала своего хана, о чем стало известно одному казахскому батыру. Когда последний хотел убить хана, чтобы впоследствии показать, что именно он поймал хана, последний дал ему несколько золотых монет и попросил его тайно освободить. Батыр еще получил золотых монет и выпустил тайком хана. В тот же день о случившемся узнал Алдыяр, устроил погоню за ханом, которого поймал и живым доставил Тауке. Тауке-хан убил каракалпакского хана и выпил его кровь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 15 минут назад Kamal написал: Вот здесь интересный момент, по источникам Тауке хан нападает на китай-кипчаков, а по казахским преданиям нападает на каракалпаков, причем делал это довольно продолжительное время, и наконец пленив каракалпакского хана убил его и выпил его кровь А это точно про одни и те же события? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 10 minutes ago, Le_Raffine said: А это точно про одни и те же события? Если даже не одни и те же, то откуда китай-кипчаки у Ишим Мухамеда? Бухарцы вряд ли отдали бы ему своих подданных, если конечно, те сами не перебежали к нему. Хотя, некая связь с бухарцами у Ишима была, те даже просили его сына в бухарские ханы. А вообще, было подобие коалиции между Бухарой, каракалпаками и аральцами против Хивы. По крайней мере, порученец Ишим хана Оразак батыр курировал вопросы между бухарой и аральцами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 2 минуты назад Kamal написал: Если даже не одни и те же, то откуда китай-кипчаки у Ишим Мухамеда? Бухарцы вряд ли отдали бы ему своих подданных, если конечно, те сами не перебежали к нему. Не знаю. Просто я бы не стал так уверенно связывать эти два события (поход Тауке-хана на китай-кыпчаков и легенду об убийстве Тауке-ханом каракалпакского хана) в одно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 1 minute ago, Le_Raffine said: Не знаю. Просто я бы не стал так уверенно связывать эти два события (поход Тауке-хана на китай-кыпчаков и легенду об убийстве Тауке-ханом каракалпакского хана) в одно. Ну, не с Кубани же он привел своих китай-кипчаков. Еще нужно отметить, что зарафшанские китай-кипчаки и каракалпаки всегда были вместе, вели схожий образ жизни и даже вместе поднимались в восстания. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 57 минут назад Kamal написал: Вот здесь интересный момент, по источникам Тауке хан нападает на китай-кипчаков, а по казахским преданиям нападает на каракалпаков, причем делал это довольно продолжительное время, и наконец пленив каракалпакского хана убил его и выпил его кровь. К тому же, позднее Ишим Мухаммед объединив разрозненные каракалпакские племена сам стал править именно китай-кипчаками. Другие племена, стало быть, расселились в улусах Султан Мурата и Мурат Шейха. Опять же вопрос, если пленные китай-кипчаки были возвращены бухарцам, то какими китай-кипчаками правил Ишим Мухаммед? Может быть, бухарцам была возвращена лишь часть, а остальные после смерти Тауке хана, примкнули к каракалпакскому Ишим хану? http://bibliotekar.kz/istorija-kazahskogo-naroda-m-tynyshpaev/predanija-o-kazakskom-hane-tauke-i-batyr.html У нас они тоже есть , даже фамилия некоторых из них говорит об этом ,но озвучивать не буду, принято их связывать просто с кыпчаками, пусть будет так. Зато теперь знаю что их предки каракалпаки, щас они конечно обычные калмыки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 7 minutes ago, mechenosec said: У нас они тоже есть , даже фамилия некоторых из них говорит об этом ,но озвучивать не буду, принято их связывать просто с кыпчаками, пусть будет так. Зато теперь знаю что их предки каракалпаки, щас они конечно обычные калмыки По крайней мере, на Кубани были кучумовичи, родственники каракалпакских ханов. Кроме столкновений с Бакты Гиреем, в целом как у калмыков складывались отношения с ними? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 13 минут назад Kamal написал: По крайней мере, на Кубани были кучумовичи, родственники каракалпакских ханов. Кроме столкновений с Бакты Гиреем, в целом как у калмыков складывались отношения с ними? К сожалению в основном война. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2018 5 minutes ago, mechenosec said: К сожалению в основном война. Но в то же время, Ишим Мухаммед пришел к каракалпакам от Аюки хана. Как думаете, мог ли Аюка дать Ишиму кое-какие инструкции относительно будущего восточных кучумовичей? Дело в том, что более или менее установив свою власть среди каракалпаков, Ишим хан пошел по пути сближения с Россией, подданными которой были и калмыки. Как думаете, было ли это заранее условлено с Аюка ханом? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 14 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2018 23 часа назад Kamal написал: Но в то же время, Ишим Мухаммед пришел к каракалпакам от Аюки хана. Как думаете, мог ли Аюка дать Ишиму кое-какие инструкции относительно будущего восточных кучумовичей? Дело в том, что более или менее установив свою власть среди каракалпаков, Ишим хан пошел по пути сближения с Россией, подданными которой были и калмыки. Как думаете, было ли это заранее условлено с Аюка ханом? Честно говоря мы судим о той политической обстановке по обрывкам документов- источников ,часто они противоречат друг другу. Но на этой основе мы тут друг перед другом меряемся достоинствами, не думаю что ваша и наша аристократия были гениями , но совсем уж дураками врядли были, они исходили исходя из обстоятельств ,где-то ошибались и имели ошибочные данные, но картина то у них была полнее чем у нас ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 14 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2018 8 minutes ago, mechenosec said: Честно говоря мы судим о той политической обстановке по обрывкам документов- источников ,часто они противоречат друг другу. Но на этой основе мы тут друг перед другом меряемся достоинствами, не думаю что ваша и наша аристократия были гениями , но совсем уж дураками врядли были, они исходили исходя из обстоятельств ,где-то ошибались и имели ошибочные данные, но картина то у них была полнее чем у нас ? Да конечно, обрывки не дают полную картину. Из-за нехватки первоисточников самому приходится додумывать, строить версии, в общем искать причину - почему так случилось?! Я сужу по брату Ишим Мухамеда по имени Байбулат (Карасакал), который, несмотря на свои авантюрные наклонности, был высокообразованной личностью своего времени и думаю, что и Ишим Мухаммед был не хуже его. Думаю, он прекрасно понимал, что колонизация степей русской империей это всего лишь дело времени и нужно найти свою нишу в этой империи, а враждуя - не уцелеешь. Он прямо пишет в своей письме "кто враждует, у того кости белеют, а кто дружит, у того борода седеет". У кучумовичей издревле были родственные связи с калмыцкими аристократами, думаю, и Аюка, и Ишим запросто могли вступить в политический союз для общего блага и быть наиболее влиятельными подданными РИ. Недаром он взялся объединять все разрозненные племена - это скорее всего первая часть плана. Но, видите ли, жизнь Ишим хана оборвалась от джунгарского меча, его планы не были реализованы на 100%. И мы не знаем точно - какие думы думал царь?! Даже Википедия никаких сведений о нем не дает, то что он хан Хорезма наоборот все запутывает, а его заслуга перед потомками в другом. Возможно, он спас нас от полного исчезновения (не в смысле физического истребления). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться