Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

Многие народы выделяют голод самым страшным бедствием в своей истории в период коллективизации. Несмотря на вагон и тележку трудностей, имевших место в этот период у каракалпаков, наш народ избежал таки голод. Потому, что привыкшему к труду и всяким лишениям народу, слово голод было не знакомо или очень знакомо, что выработался инстинкт самосохранения и ощутимого удара народ не почувствовал. Я слышал рассказы дедов, что трудности с продовольствием были в годы ВОВ, так как, всё отдавали фронту, оставив себе лишь минимум. О повальной голодной смерти ни слова.

Все несогласованности между властями и народом имели чисто экономический и классовый характер. Экономический понятное дело, относился к вопросам водопользования и народ был не согласен с предложениями властей, нарушавших устоявшие нормы. Классовый - большевики стремились погасить авторитет баев и ишанов, занимавших ответственные должности.

Эти моменты отражены в анализе Тахтакупирского восстания 1929 гг.

 

http://kungrad.com/history/sssr/vosst/

Земельно-водная реформа в Каракалпакстане, проводившаяся под лозунгом "советизации воды и казу" носила характер скоротечной кампании. Руководители Каракалпакстана стремились как можно быстрее разрубить узел социально-экономических проблем в ходе земельно-водной реформы, не учитывая при этом местной специфики, и форсированными темпами начать проведение другой кампании - коллективизации. В этом неоправданном забегании вперед, в нагнетании насилия и недовольства в ауле и кишлаке непродуманными действиями уполномоченных обкома и советских учреждений и лежат корни тех перегибов и извращений, которые были допущены в период 1928- осени 1929 гг. А это, в свою очередь, послужило одной из причин Тахтакупырского выступления.

Другой причиной восстания было то, что внесение в кишлак и аул политики классовой борьбы означало решительную борьбу против господства "баев и ишанов" - опоры окончательно не ликвидированных еще басмаческих выступлений в пограничных районах КАО.

Таким образом, восстание в Каракалпакстане 1929 года было вызвано целым комплексом причин политического и социально-экономического характера. Перегибы, допущенные при "советизации воды и казу", при введении единого сельхозналога, хлебозаготовительной кампании 1928-1929 гг., навязывании монокультуры хлопка, а также изгнание байско-ишанских элементов из партийного и советского аппарата, где они, зачастую, находились на руководящих должностях, - все это создавало социальную базу для недовольства политикой советской власти не только в среде верхушки аула и кишлака, но и зачастую среди середняков и бедняков. В совокупности с другими просчетами (закрытие мечетей, преследование мулл и ишанов) это привело к политической неустойчивости и социальной напряженности в Каракалпакстане, созданию предпосылок для возникновения открытых антисоветских выступлений.

 

В стенограмме закрытого заседания Бюро Казахского Краевого Комитета ВКП (б) от 2 января 1930 г. зафиксированы документы ОГПУ, оглашенные А.Р. Альшанским, заместителем полномочного представителя ОГПУ в Казахстане. Он констатирует, что "Чимбайская контрреволюционная организация" вела борьбу против классовой линии коммунистической партии. Организация боролась за реставрацию былых привилегий, восстановление шариатских судов. Наиболее ярко программные вопросы организации отражены в "Иттифаке", адресованны Джунаид хану. В этом документе написано, что Советская власть притесняет, облагает большими налогами. Видные яшуллу, ишаны находятся под стражей, под натиском большевиков. Выход из положения повстанцы видят в переходе под подданство Джунаид хана, который яро выступал против советской власти, а также за восстановлении народной власти.
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

в ферганской долине (до24 года)существовала даже т.н. "каракалпакская степь" где именно, кто знает?

 

Она и сейчас существует. 

 

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%8C/

 

во время размежевания, поговаривают: ферганские каракалпаки тяготились к автономии... или в худшем случае в рсфср.... их явно расселили для последующей ассимиляции...

 

между какими городами и селениями она располагалась? для некоторых достаточно сказать в ферганской долине... язьванская степь...

мне так кажется она была почти вдоль Киргизской ССР?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

в ферганской долине (до24 года)существовала даже т.н. "каракалпакская степь" где именно, кто знает?

 

Она и сейчас существует. 

 

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D1%8C/

 

во время размежевания, поговаривают: ферганские каракалпаки тяготились к автономии... или в худшем случае в рсфср.... их явно расселили для последующей ассимиляции...

 

между какими городами и селениями она располагалась? для некоторых достаточно сказать в ферганской долине... язьванская степь...

мне так кажется она была почти вдоль Киргизской ССР?

 

 

По неточным данным русских исследователей, в 1803 году на территориях бывшего Кокандского, Бухарского и Хивинского ханств проживало порядка 500 тысяч каракалпаков, к тому же это исследовалось параллельно двумя экспедициями русских. В 1900 году опять же русские данные на этой же территории дают порядка 200 тысяч каракалпаков, половина которых проживало в Хивинском ханстве. На 1926 год эти данные еще уменьшились, порядка 100 тысяч на территории ККАО и около 30 тысяч на других территориях УзССР. В начале 19 века только в Каракалпакской степи кочевало около 3 тысяч каракалпакских семей, источники дают 12 тысяч каракалпаков, при этом кипчаки указаны отдельно, в число этих цифр не входят. Привожу эти цифры из имеющихся источников, но не утверждаю, что все так и было. Пусть, адекватные люди сами для себя сделают выводы, а то опять начнутся разборки, да еще каракалпакам припишут комплекс малочисленного народа. 

 

Интересен тот факт, что в период НГР в 1924 году, кыргызские друзья вынесли на обсуждение смелый план о создании Каракыргызско-Каракалпакской Автономии на территории от Иссык-Куля до Аральского моря со столицей в Джалал-Абаде. Этот факт интересен тем - почему именно такая Автономия, а не Кыргызско-Узбекская или Кыргызско-Казахская?!  В любом случае, кыргызы прекрасно разбирались с народом, проживающим возле их территории. Значит каракалпаков в тот период на самом деле было немало. 

Противников создания такой огромной Автономии было множество и Аллаяр Досназаров довольствовался тем, что добился Автономии хоть для Хорезмской части каракалпаков. Не входившим в ККАО каракалпакам предоставили мелкие районные образования, по узбекским источникам, помимо ККАО в Узбекистане порядка 15 (может быть и больше) мелких субъектов существовало в первые десятилетия Советской власти. Такие расселения, конечно же привели к быстрой ассимиляции каракалпаков с титульной нацией. 

Для сравнения, на территории ККР нынче примерно 600-700 тысяч (все еще 40 % от общего числа населения ККР), прирост составил на 6-7 раз по сравнению с 1926 годом, на других территориях РУз порядка 50 тысяч, прирост составил всего на 20 тысяч человек или примерно на 0,7 раз.

 

http://www.kyrgyzel.kg/rojdenie-gosudarstvennosti.html

 

 

По словам Забирова, в 1924–м у него состоялся в Москве интереснейший телефонный разговор с Юсупом Абдрахмановым. Оба — выходцы с северного побережья Иссык–Куля, оба — организаторы семиреченского комсомола, оба — работники высоких московских контор. Юсуп к тому времени — инструктор всесильного Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков), Шариф тоже на немаленьких должностях в Первопрестольной.

Абдрахманов рассказал другу–земляку Забирову, что в ЦК партии в секретном порядке составляют карты национально–государственного размежевания Туркестанского края. Юсуп, мол, выступил с инициативой создания грандиозной Каракалпакско–Кара–Киргизской автономной республики от Аральского моря до Иссык–Куля со столицей в нашем Джалал–Абаде.

По словам Абдрахманова, главным противником столь обширной автономии выступил секретарь ЦК РКП(б) Лазарь Каганович. Этот ближайший сталинский сподвижник с упреком заметил Юсупу: “Каракалпаки от каракиргизов слишком далеко живут”. Этнографические познания Кагановича были не слишком глубоки. Отдельные группы каракалпаков издавна кочевали, например, на полупустынных участках Ферганской долины, там известна так называемая Каракалпакская степь.

В общем, от идеи Каракалпакско–Кара–Киргизской автономной республики пришлось отказаться. А суть абдрахмановской идеи как раз заключалась в совместном приобретении двумя сравнительно небольшими этносами высокого статуса автономной республики с перспективой последующего раздельно–республиканского существования. Увы, не получилось. Высокое московское начальство решило: Каракалпакская автономная область — отдельно, Кара–Киргизская — отдельно.

И понеслось: далее развитие двух автономий пошло совершенно разными путями. Абдрахманов настоял, чтобы Кара–Киргизская автономная область вошла непосредственно в Российскую Федерацию. А Каракалпакия в 1925–1930 годах входила в состав Казахской АССР.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

еще давно вышла академическая литература в КР о нац-тер размежевании 24 года. там очень осторожно(в духе еще советского интернационализма) намекали об этом. в архивах есть письма КК коммунистов(которые само собой оказались в последствии реакционными националистами) о просьбе присоединения к Кара-киргизской автономии в виду этнической близости. такие же письма были и от представителей ферганских кипчаков и даже ф.тюрков с той же формулировкой:) но самое страшное что такие же письма с такими просьбами о присоединении были и от многих вполне узбекских племен таких как кырк-юз и курама! я в это сам не верил! но факт остается фактом....

 

пока никто не решился провести серьезно этнограф исследования по данному вопросу. 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

еще давно вышла академическая литература в КР о нац-тер размежевании 24 года. там очень осторожно(в духе еще советского интернационализма) намекали об этом. в архивах есть письма КК коммунистов(которые само собой оказались в последствии реакционными националистами) о просьбе присоединения к Кара-киргизской автономии в виду этнической близости. такие же письма были и от представителей ферганских кипчаков и даже ф.тюрков с той же формулировкой :) но самое страшное что такие же письма с такими просьбами о присоединении были и от многих вполне узбекских племен таких как кырк-юз и курама! я в это сам не верил! но факт остается фактом....

 

пока никто не решился провести серьезно этнограф исследования по данному вопросу. 

 

После того как идее совместной Автономии отказали, Аллаяр Досназаров также настаивал на прямом подчинении ККАО к РСФСР и добился этого в 1930 году. В 1935 году его арестовали, а в 1936 году уже ККАССР передали в подчинение УзССР. Досназарова осудили на 10 лет, но узнав новость, что ККАССР передали в состав УзССР, он начал высказывать свои недовольства и его в 1937 году расстреляли. Вот так вот все легко и просто.

 

Исследования никого не интересуют, так как, заинтересованные стороны только кыргызы и каракалпаки, остальных все нынешнее устраивает. Да и исследования всеравно никакого результата не дадут, разве что нашим соотечественникам более менее станут известны некоторые скрытые моменты своей истории. А станут выступать - просто заткнут как нынче затыкают каракалпаков.

 

Лично у меня нет никаких комплексов по поводу своей малочисленности, но некоторые вещи оставляют много вопросов. Например, официально на момент 1926 года в Узбекистане без ККАО проживало около 30 тысяч каракалпаков. В то же время существовало целый район и более 15 мелких образовании с каракалпакским населением и еще десятки смешанных. Даже если поровну разместить получится по одной - полторы тысячи в каждом. А какой был смысл из-за 1-1,5 тысяч открывать национальные школы, вести национальные делопроизводства, судопроизводства и т.д., то есть, похожее на миниавтономию?!  Что-то тут не чисто.

 

http://mg.uz/print/publish/doc/text55434_narody_uzbekistana_karakalpaki

 

В эти годы в целях привлечения нацменьшинств в советское строительство был создан Казах-Каракалпакский район, с населением 42,3% казахов и 26,2% каракалпаков, расселившихся в Бухарском оазисе еще с XVIII в.

Кроме того, было выделено 15 каракалпакских сельских советов и несколько разнонациональных. Создание национальных сельских советов повысило авторитет власти в кишлаке. Административный аппарат был переведен на родной язык населения. Судопроизводство также велось на каракалпакском языке.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Многие могут подумать, а зачем нужно было А.Досназарову и его соратникам прямое подчинение ККАО именно к РСФСР и больше никому, если рядом более близкие казахи и узбеки?

1. Все мы, и казахи, и узбеки, и кыргызы, и каракалпаки когда-то один народ с одинаковым прошлым и имеем равного статуса на самоопределение, никто не хуже другого и не лучше.

2. Парадоксален сам отказ объединению каракалпаков с каракыргызами в равном статусе, а потом подчинение ККАО к КазАССР, то есть, объединение с другим близкородственным народом, имеющим статус республиканской автономии.

3. Переподчинение ККАССР в УзССР вообще нонсенс - поменяли шило на мыло.

 

Каракалпакские революционные лидеры прекрасно понимали, чем пахнет в будущем искусственное подчинение одного тюркского брата другому. Результаты на лицо - нынешнее безысходное положение каракалпаков во всех сферах жизнедеятельности государства как гражданина этого государства, один тюркский брат выступает в роли старшинства диктуя "младшему" как жить, как дышать, что есть и пить. Уничтожается великая история народа, который оказался в роли младшего. В дальнейшем будет уничтожаться язык и культура. А вот когда наступит момент полной ликвидации каракалпакского самосознания так такового, вот тогда и может быть заговорят о каракалпакском племени Великого унитарного государства, вспомнят историю этого племени, культуру, будут разбирать на каком языке они говорили и т.д.

 

Вот чего хотели избежать наши лидеры, когда выступали за прямое подчинение к РСФСР в далеком 1924 году. А РСФСР была центром всего, где можно было решать все на более высоком уровне, решать свои внутренние проблемы самостоятельно, развиваться и идти вперед. Говоря байским языком - зачем мне подчиняться другому баю, когда я друг самого хана и сам знаю, что мне делать, чтоб получить хороший урожай.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

все дело в том, что в городах ферганской долины всегда жили как принято ща их называть "сарты" а вокруг городов всегда жили кочевники: кыргызы, каракалпаки, тюрки, кыпчаки и др. поэтому и происходит путаница.

 

во время размежевания 24 года существовала проблема "проживания черезполосицу". и ваще с этнической идентификацией в европейском понимании. кыргызы да и другие "кочев.народы" на вопрос кем он себя считает мог сказать свое племя или свой род или просто мусульманин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

все дело в том, что в городах ферганской долины всегда жили как принято ща их называть "сарты" а вокруг городов всегда жили кочевники: кыргызы, каракалпаки, тюрки, кыпчаки и др. поэтому и происходит путаница.

 

во время размежевания 24 года существовала проблема "проживания черезполосицу". и ваще с этнической идентификацией в европейском понимании. кыргызы да и другие "кочев.народы" на вопрос кем он себя считает мог сказать свое племя или свой род или просто мусульманин.

 

В том-то и проблема, что в период размежевания народы даже не понимали - что от них хотят, кого как посчитали, так и становились, кто узбек, кто казах и т.д. Ведь, жили-то все в одном кругу. Главное, злого Царя убрали, власть перешла в руки трудящихся масс и наконец пришел долгожданный мир и светлое будущее - вот о чем бедный народ думал. А кто имел голову на плечах, то есть, думающие люди решали судьбы народов по своему усмотрению. Народные референдумы не проводились, так как, конкретных народов-то не было. Если кое-где и сохранились "островки", например, ферганские каракалпаки, бухарские и т.д., то видимо составляли большую массу, среди которых были влиятельнейшие люди. Они-то точно могли требовать и автономию, но и на худой конец - свой национальный институт, чтоб была своя школа, делопроизводство и т.д. Репрессий никого не пожалели и можно было распрощаться со всем своим национальным... Как говорится, был бы человек, а вина найдется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В специальной рецензии, изданной в 1883 г. в газете «Туркестанские ведомости», Наливкин пишет:

«Большая часть населения большей же части существующих городов и селений Ферганы состоит не из таджиков, как, по-видимому, думает г. Миддендорф, а из сартов-узбеков, которые суть не иранцы, как полагает г. Миддендорф, а тоже «узбеки киргизского», т.е. мингского, наи-манского, багышского, каракалпакского и др. «происхождения, осевшие, частью смешавшиеся с аборигенами-таджиками».

Эту мысль Наливкин повторил несколько раз, критикуя Миддендорфа за равнозначное употребление терминов «сарт» и «таджик» и повторяя, что сами жители Ферганы (за редким исключением) называют себя узбеками. При этом он указывал: «В пределах Ферганы в численном отношении сарты-узбеки значительно преобладают над таджиками».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

все дело в том, что в городах ферганской долины всегда жили как принято ща их называть "сарты" а вокруг городов всегда жили кочевники: кыргызы, каракалпаки, тюрки, кыпчаки и др. поэтому и происходит путаница.

 

во время размежевания 24 года существовала проблема "проживания черезполосицу". и ваще с этнической идентификацией в европейском понимании. кыргызы да и другие "кочев.народы" на вопрос кем он себя считает мог сказать свое племя или свой род или просто мусульманин.

 

В том-то и проблема, что в период размежевания народы даже не понимали - что от них хотят, кого как посчитали, так и становились, кто узбек, кто казах и т.д. Ведь, жили-то все в одном кругу. Главное, злого Царя убрали, власть перешла в руки трудящихся масс и наконец пришел долгожданный мир и светлое будущее - вот о чем бедный народ думал. А кто имел голову на плечах, то есть, думающие люди решали судьбы народов по своему усмотрению. Народные референдумы не проводились, так как, конкретных народов-то не было. Если кое-где и сохранились "островки", например, ферганские каракалпаки, бухарские и т.д., то видимо составляли большую массу, среди которых были влиятельнейшие люди. Они-то точно могли требовать и автономию, но и на худой конец - свой национальный институт, чтоб была своя школа, делопроизводство и т.д. Репрессий никого не пожалели и можно было распрощаться со всем своим национальным... Как говорится, был бы человек, а вина найдется.

 

 

Может быть узбеки и казахи тоже записывались каракалпаками?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

все дело в том, что в городах ферганской долины всегда жили как принято ща их называть "сарты" а вокруг городов всегда жили кочевники: кыргызы, каракалпаки, тюрки, кыпчаки и др. поэтому и происходит путаница.

 

во время размежевания 24 года существовала проблема "проживания черезполосицу". и ваще с этнической идентификацией в европейском понимании. кыргызы да и другие "кочев.народы" на вопрос кем он себя считает мог сказать свое племя или свой род или просто мусульманин.

 

В том-то и проблема, что в период размежевания народы даже не понимали - что от них хотят, кого как посчитали, так и становились, кто узбек, кто казах и т.д. Ведь, жили-то все в одном кругу. Главное, злого Царя убрали, власть перешла в руки трудящихся масс и наконец пришел долгожданный мир и светлое будущее - вот о чем бедный народ думал. А кто имел голову на плечах, то есть, думающие люди решали судьбы народов по своему усмотрению. Народные референдумы не проводились, так как, конкретных народов-то не было. Если кое-где и сохранились "островки", например, ферганские каракалпаки, бухарские и т.д., то видимо составляли большую массу, среди которых были влиятельнейшие люди. Они-то точно могли требовать и автономию, но и на худой конец - свой национальный институт, чтоб была своя школа, делопроизводство и т.д. Репрессий никого не пожалели и можно было распрощаться со всем своим национальным... Как говорится, был бы человек, а вина найдется.

 

 

Может быть узбеки и казахи тоже записывались каракалпаками?

 

Некорректно!, так как в Ферганском долине (вообщем и по всему Среднеазиатские владения Российской империи) каракалпаков относили к полу-оседлым кочевниками, а так же их иногда путая называли узбеками, киргизами и каракиргизами. Некоторые даже их не относили к отдельному этносу! 

 

 

Каракалпаки — иногда исследователи не выделяли их в отдельный народ, относя к кочевым киргизам или кипчакам.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8

 

66c15cd6a223.jpg 

http://www.foto.kg/galereya/218-tipy-narodnostey-turkestanskogo-kraya-ferganskiy-kara-kalpak.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но они появились все же как отдельный этнос...

Да естественно! Каракалпаки уже в 16 в. полноценная нация и они вели свою политическую отношение с соседними государствами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В специальной рецензии, изданной в 1883 г. в газете «Туркестанские ведомости», Наливкин пишет:

«Большая часть населения большей же части существующих городов и селений Ферганы состоит не из таджиков, как, по-видимому, думает г. Миддендорф, а из сартов-узбеков, которые суть не иранцы, как полагает г. Миддендорф, а тоже «узбеки киргизского», т.е. мингского, наи-манского, багышского, каракалпакского и др. «происхождения, осевшие, частью смешавшиеся с аборигенами-таджиками».

Эту мысль Наливкин повторил несколько раз, критикуя Миддендорфа за равнозначное употребление терминов «сарт» и «таджик» и повторяя, что сами жители Ферганы (за редким исключением) называют себя узбеками. При этом он указывал: «В пределах Ферганы в численном отношении сарты-узбеки значительно преобладают над таджиками».

 

В том-то и суть, что термин "узбек" до конца 19 века оставался собирательным. Даже Вамбери говоря об узбеках подчеркивает, что название не имеет этнического значения. А то, что сарты и таджики разные народы, тут вопросов нет. Только сарты Коканда вели непримиримую войну против кипчаков Коканда за господство. Сарты - местное оседлое население, а кипчаками возможно называли всё кочевое население, так как, в Хиве уже определились конраты, в Бухаре - мангыты и кипчаки в свою очередь, вели борьбу за господство в Коканде.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АРМИНИЙ ВАМБЕРИ. ПУТЕШЕСТВИЕ В СРЕДНЮЮ АЗИЮ:

Название не имеет этнического значения. Тюркские элементы Бухары, Хивы и Балха приняли это название в начале XVI столетия, после того как Шейбани Мегемед-хан с тюркской армией поднялся с нижнего Яксарта (Сыр-Дарьи) и разбил власть тимуридов, уже близкую к падению. Эти узбеки, принадлежащие к разным племенам, нашли других тюрков в землях Оксуса и из слияния с ними и произошли нынешние узбеки.

1.Разумеется речь идет о предках сегодняшних многомиллионних узбеков. Вамбери говоря что название не имеет этнического значения имел ввиду, что узбеки к концу 19 века это смесь шейбанидских узбеков с тимуридским населением (чагатайцами), что последние также приняли название узбек.

2.Сарты Коканда это те же узбеки (смесь местных ферганцев с шейбанидскими узбеками). Кочевники звали их сартами. Теперь о ферганских кипчаках. Они в 19 веке отдельный этнос (т.е. они ни узбеки и ни киргизы). Если ферганские мингы, юзы, кирки, хивинские конгураты (не каракалпакские), бухарские мангиты узбеки, то ферганские кипчаки нет. Почему? Это запутанная история. Вероятно ферг.кипчаки поздний элемент в долине. Т.е. не одновременный приход с шейбанидами, аштарханидами и прочими.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...сарты Коканда вели непримиримую войну против кипчаков Коканда за господство. Сарты - местное оседлое население, а кипчаками возможно называли всё кочевое население, так как, в Хиве уже определились конраты, в Бухаре - мангыты и кипчаки в свою очередь, вели борьбу за господство в Коканде.

А.Л. Кун «Очерк Кокандского ханства» (1876):

«С начала родоначальника династии главного хана Худояра Нарбута-бия до сих пор в ханстве велась и ведется кровавая борьба за господства между тремя партиями - Сартами, оседлыми жителями ханства и Киргизами и Кипчаками кочевниками. Каждая из этих партии с величайшей охотой принимала к себе различных претендентов на ханский престол. Оседлые жители, Сарты сравнительно, как более развитая часть населения, богатая средствами несмотря на то, что весьма часто в борьбе с кочевниками приобретала право распоряжаться судьбою ханства, никогда не бывала в силах удержать эту власть по причине деморализации общества, погрязшего в мелочных торгашнических интересах».

Далее он разъясняет:

«Главные части населения ханства составляют Узбеки, Таджики и Киргизы. Первые два из них образуют основную часть страны, оседлых жителей, и последние -кочевников, между которыми более развитыми, хотя и не столь численными, являются Кипчаки. Большинство из них ведет полукочевую жизнь, стремясь при этом кочевать поближе к городам и селам. В этнографическом отношении они имеют много общего с горожанами».

Т.е. Сарты Коканда это и есть Узбеки. Соответственно за господства велась борьба не между сартами и кипчаками и киргизами, а между узбеками и кипчаками/киргизами. Так правильнее будет.

О том что сарты это узбеки свидетельствует и этот пассаж о части кипчаков, расстворившиеся среди "сартов":

"... жили они (кипчаки) задолго до XIX в. в домах сартовского типа, а не в юртах. Пища, одежда тоже в общем-то давно приобрела общеферганские черты, в обрядах и обычаях опять-таки появилось много общего с сартовскими, хотя до сих пор сохранился ряд обычаев, присущих как собственно кипчакам...

Кипчаки в Ферганской долине, как и указанные выше группы, имеют двойственное самосознание, которое еще будет существовать некоторое время, постепенно уступая место единому самосознанию "узбек". Тот же кипчак, который беседовал, например, с Дж. Шоберлайн-Энгелом, в таджикской среде назовет себя узбеком и только узбеком... при этом в своем, кипчакском, окружении, он, действительно, будет с удовольствием подчеркивать свою принадлежность к кипчакам" (Бушков. Абашин).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чияль, не обижайся, сейчас и сарты, и кипчаки - все узбеки. Или хочешь сказать, что кипчаков-узбеков не существует?! 

Все запуталось (имеется ввиду борьба за господство) из-за отсутствия твердой ханской власти. Ханы-золотоордынцы вышли из политики еще во второй половине 18 века. Последние шейбаниды, которые все еще сохранились у каракалпаков, вышли из строя в 1762 году, а сами каракалпаки в этот период вели борьбу за выживание. Со ссылкой на Трепавлова следует, что в Мавереннахре как раз таки каракалпаками была возрождена старая мангытская традиция посажения ханов. Но с упадком самих каракалпаков, эта традиция также сошла на нет. 

Короче, история запутана или запутали те, кому это выгодно.

 

Но следует обратить внимание вот на это: 

В Средней Азии одновременно появились шесть близких друг-другу народов. Пятерым предоставили возможность развиваться самостоятельно. А одному выпала роль быть зависимым от посредника, то есть, ККАССР - УзССР - РСФСР. УзССР есть посредник, а посредник это спекулянт, наживающийся в разнице цен, а порой сам устанавливает правила тому, кто от него зависим. Черт с ними, чего ККАССР недополучила в советский период, но с историей также можно спекулировать. Вот, что мы имеем.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сравнение этнического состава Средней Азии времён Российской империи и сегодняшнего дня способно вызвать некоторое замешательство, в связи с тем, что в официальных правительственных документах употреблялись именования, отличные от самоназвания тех или иных народов, а также в связи с упоминанием народов, ныне вошедших в титульные народы республик Центральной Азии либоассимилированных с ними. Этому способствовало и произвольная нарезка границ при организации среднеазиатских советских республик, когда представители фактически одного народа, поделённого между двумя республиками, были «записаны» в разные национальности.

 

 

Тут чётко указывается, как появились современные народы Средней Азии.

 

Каракалпаки полукочевники, в связи с этим одни могли отождествляться с сартами-узбеками в их общей числе, другие - киргизами и кипчаками, третье - собственно каракалпаками, где преобладали чисто каракалпакские поселения. 

 

В 1924 году, каракалпаки приобрели свою Автономию в местах наибольшего своего скопления. При этом на этой территории каракалпаки составляли около 40 %, значит не "надругались" над теми, кто причислял себя к представителям других народов. В свою очередь те до сегодняшнего дня сохраняют свои национальные институты.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я то не обижаюсь, лишь хочу объяснить. Местное оседлое тюркоязычное население Коканда вместе с узб. племенами как юз, кырк, минг называли себя узбеками и велу борьбу за власть против ферганских кипчаков, которые тогда еще не были ни узбеками и ни киргизами.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Согласен с Чиялом. Сам как то раз был очень удивлен, когда один из узбеков в Араване в беседе сообщил мне, что он тоже кыргыз, так как он кыпчак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я то не обижаюсь, лишь хочу объяснить. Местное оседлое тюркоязычное население Коканда вместе с узб. племенами как юз, кырк, минг называли себя узбеками и велу борьбу за власть против ферганских кипчаков, которые тогда еще не были ни узбеками и ни киргизами.

 

Я всегда знал, что ты из понятливых. На другом форуме, может быть тебе известно, я ни с кем согласия не нашел, так как, настаивали на том, что каракалпаков придумали большевики в 20-ом веке, и само собой разумеется, они (каракалпаки) бывшие узбеки. 

 

Когда русские начали осваивать Среднюю Азию, каракалпаки уже были раздроблены настолько, что иногда их не причисляли к отдельному народу. Например, тот же Вамбери показывает разные цифры от 40 до 60 тысяч, хотя на момент 1873 года, только в хивинском ханстве их было более 100 тысяч. Тем не менее, если в ферганской долине есть каракалпакская степь, то это название дано не просто так. Ферганские и бухарские каракалпаки это наиболее многочисленные группы каракалпаков, а смешанных и незначительных групп было множество, недаром для них предоставлялись национальное самоопределение (свои нац. школы и т.д.). Много влияния местным властям оказали и самаркандские каракалпаки в лице своих влиятельных людей, например, упоминается имя ишана Ачила Токсабы возглавлявшего тамошних каракалпаков в годы Гражданской войны, он также входил в состав национальной интеллигенции Туркестана. Все каракалпакское национальное (вне территории ККАССР) было ликвидировано позже, пожалуй, с вхождением ККАССР в состав УзССР.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Россия-24 Волгоград: Каракалпаки в Сталинградской битве

http://karakalpak.info/?p=2268

В 1941 году в Каракалпакской АССР населения было чуть больше 200 тыс. человек. Из каждой семьи, где были мужчины, на войну тогда уходили сразу по несколько человек.

«С 25 июля по 21 августа 1942 года на Сталинградский фронт с Республики Каракалпакия было мобилизовано 13277 воинов. Это были молодые ребята, которым было от 18 до 25 лет. На сегодня известны фамилии 811 воинов, похороненных на сталинградской земле. Основная масса воевала в гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Александра Ильича Родимцева. И имена 33 воинов навеки золотыми буквами вписаны в знамёна в Зале воинской славы на Мамаевом кургане», — сообщает Гульнара Фазылова, член организации развития национальной культуры «Каракалпакия» (г. Волгоград).


«Тринадцать воинов из них погибли в этих страшных боях на берегу Волги на улице 2-я Набережная. Это был конец сентября — начало октября 1942 года. Еще пять имен воинов-каракалпаков — участников Сталинградской битвы вписаны на мраморной плите на стеле мемориального кладбища на Мамаевом кургане. А сотни фамилий, сотни имен еще числятся в списке без вести пропавших. Наша организация проводит большую работу по поиску этих имен, по мере возможностей стараемся уточнять места захоронений», — рассказывает Гульнара Фазылова.

Удивительно, но в Интернете вы не найдете информацию об участии каракалпаков в Великой Отечественной войне. Будто кто-то специально вычеркнул из истории тех, кто воевал и погиб в боях. По крупицам волонтеры организации «Каракалпакия» в Волгограде собирают информацию о своих земляках. Им помогают данные, которыми располагает обобщенная электронная база «Мемориал», архивы области, частные и семейные архивы.

Так же Гульнара Фазылова отмечает: «Наша организация очень тесно сотрудничает с поисковым отделом мемориального комплекса «Сталинградская битва», которая работает на Мамаевом кургане под руководством Георгия Ивановича Таева. Сотрудники этого отдела нам постоянно помогают в поисках фамилий, в поисках без вести пропавших, работают с нами по спискам».

«Нам интересно было бы услышать от ветеранов, может кто-нибудь из них бок о бок воевал в те страшные дни Сталинградской битвы с каракалпаками», — обращается Гульнара Фазылова.

© Россия-24 Волгоград

5eb978adad7d.jpg

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=iQSnwrAhdSk

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...