Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

  В 17.04.2018 в 15:19, башгирд сказал:

Кюль-эркин (Кӳl-äркiн) соправитель Бильге-кагана  Второго тюркского каганата

кӳl- рука. 
äркiн - 
свободный, вольный
Кюль-эркин - свободная рука (кагана), заместитель кагана и начальник внутреннего войска (гвардии?)

Показать  

Вроде министра внутренних дел и при чем тут шапка. Военнослужащий и полицейский это разный статус госслужащих, хотя и те, и другие подчиняются приказам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 17.04.2018 в 15:35, Kamal сказал:

Вроде министра внутренних дел и при чем тут шапка. Военнослужащий и полицейский это разный статус госслужащих, хотя и те, и другие подчиняются приказам.

Показать  

Он не буйрук, а начальник.
Значит буйрук - лицо подчиняющееся приказам (солдат)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 17.04.2018 в 15:41, башгирд сказал:

Он не буйрук, а начальник.
Значит буйрук - лицо подчиняющееся приказам (солдат)

Показать  

Вы просто буквально воспринимаете слова. Имеющий внутренний буйрук может означать и то, что тот имеет полномочия распоряжаться (приказывать) внутренними силами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 17.04.2018 в 16:39, Kamal сказал:

Вы просто буквально воспринимаете слова. Имеющий внутренний буйрук может означать и то, что тот имеет полномочия распоряжаться (приказывать) внутренними силами.

Показать  

соправитель сам создает полномочия

 

  В 17.04.2018 в 15:35, Kamal сказал:

Кюль-эркин (Кӳl-äркiн) соправитель Бильге-кагана  

Показать  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 17.04.2018 в 19:49, башгирд сказал:

соправитель сам создает полномочия

Показать  

Соправители также могут и распределить меж собой свои полномочия. Ведь, в тексте так и указывается, что Кюль-Эркин имеет внутренний буйрук (приказ), ибо зачем нужно было это подчеркивать, если как соправитель он имеет всю государственную власть?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.04.2018 в 13:56, Kamal сказал:

Соправители также могут и распределить меж собой свои полномочия. Ведь, в тексте так и указывается, что Кюль-Эркин имеет внутренний буйрук (приказ), ибо зачем нужно было это подчеркивать, если как соправитель он имеет всю государственную власть?!

Показать  

В каждой бочке затычкой не будешь, потому соправители как-то и в какой-то степени делили обязанности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.04.2018 в 13:59, башгирд сказал:

В каждой бочке затычкой не будешь, потому соправители как-то и в какой-то степени делили обязанности.

Показать  

Вот именно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
  В 17.04.2018 в 15:19, башгирд сказал:

Кюль-эркин (Кӳl-äркiн) соправитель Бильге-кагана  Второго тюркского каганата

кӳl- рука. 
äркiн - 
свободный, вольный
Кюль-эркин - свободная рука (кагана), заместитель кагана и начальник внутреннего войска (гвардии?)

Показать  

Это знаменитый брат Могиляна или Бильге-кагана которого звали Кюль-тегин. В его честь выбита надпись. Он не был соправителем, престол уступил своему брату.

Вот он:

266px-Kul_Tigin.jpg

Инфа из вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кюль-тегин

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 20.04.2018 в 06:19, Rust сказал:

Это знаменитый брат Могиляна или Бильге-кагана которого звали Кюль-тегин. В его честь выбита надпись. Он не был соправителем, престол уступил своему брату.

Вот он:

266px-Kul_Tigin.jpg

Инфа из вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кюль-тегин

Показать  

Но он мог же распоряжаться внутренними проблемами каганства, не так ли? У нас с ув. Башгирдом был спор именно по этому вопросу и вроде пришли к компромиссу. Уступив правление государством своему брату, он мог оставить за собой право распоряжаться внутренними делами государства. Это мое мнение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 20.04.2018 в 06:19, Rust сказал:

Это знаменитый брат Могиляна или Бильге-кагана которого звали Кюль-тегин. В его честь выбита надпись. Он не был соправителем, престол уступил своему брату.

Вот он:

266px-Kul_Tigin.jpg

Инфа из вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кюль-тегин

Показать  

Кюль-эркин (Кӳl-äркiн) соправитель Бильге-кагана  Второго тюркского каганата
Так записано в 
вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кюль-тегин

но: тегинто его можно классифицировать лишь как верховного чиновника государства. Вики
То есть первого заместителя, почти каган или приблизительно 
соправитель, так как первый зам всегда тянет основную ношу.

Скорее всего
Кюль-тегин это должность
Кюль-эркин это прозвище
имя -?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
  В 20.04.2018 в 18:28, башгирд сказал:

Кюль-эркин (Кӳl-äркiн) соправитель Бильге-кагана  Второго тюркского каганата
Так записано в 
вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кюль-тегин

но: тегинто его можно классифицировать лишь как верховного чиновника государства. Вики
То есть первого заместителя, почти каган или приблизительно 
соправитель, так как первый зам всегда тянет основную ношу.

Скорее всего
Кюль-тегин это должность
Кюль-эркин это прозвище
имя -?

Показать  

Не надо придумывать. Кюль-Тегин это родной брат Могиляна (тронное имя Бильге-каган), оба сыновья Мочжо (Капаган-кагана). В каганате была очень серьезная иерархическая структура. Что за первый заместитель? Еще премьер-министр напишите :)  Наследником кагана был обычно восточный шад тёлисов, западный шад тардушей был немного ниже по рангу. Были Великие буюруки, были просто буюруки и т.д. тарханы, эльтеберы, тудуны и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 21.04.2018 в 03:18, Rust сказал:

Не надо придумывать. Кюль-Тегин это родной брат Могиляна (тронное имя Бильге-каган), оба сыновья Мочжо (Капаган-кагана). В каганате была очень серьезная иерархическая структура. Что за первый заместитель? Еще премьер-министр напишите :)  Наследником кагана был обычно восточный шад тёлисов, западный шад тардушей был немного ниже по рангу. Были Великие буюруки, были просто буюруки и т.д. тарханы, эльтеберы, тудуны и т.д.

Показать  

Кроме этого:
Когда Капаган умер в 716 году, Кюль-тегин сверг его сына и возвёл своего старшего брата на престол. Богю хотел отказаться, но Кюль-тэгин не желал престола для себя. Так Богю, на 33-м году жизни, стал Бильге-ханом Богю...

  Цитата

На «коронации» кагана присутствовали тардуши с Кюль-чуром, а за ними шадапыты (западное крыло войска), толесы во главе с апа-тарханом (титул) (восточное крыло), Таман Таркан, Тоньюкук Бойла Бага Таркан, Буюрук (может быть и именем и титулом), Кюль-Эркин Кюль-тегин сразу же был назначен восточным чжуки-князем. Все советники Капагана были казнены. Семидесятилетний Тоньюкук Апа-тархан был назначен советником кагана, хотя Бильге сомневался в нём. Тюрки волновались, ханы не желали слушаться кагана и Бильге решил, что война с Тан сплотит тюрок. Мудрый Тоньюкук отговорил его, указав, что силы ещё не вернулись к тюркам. Также Тоньюкук отговорил кагана строить китайские храмы и стену в ставке орды. 

Показать  

Вся внешняя политика каганата находилась в руках Кюль-тегина. 
Кюль-тегин был на уровне Тоньюкука, который 

  Цитата

говорят, что он делатель королей (В. Томсен), своеобразный Бисмарком.  см. А. Бернштам. Восточно-тюркский каганат и кыргызы

Показать  

Итого Кюль-тегин был сопоставим по власти, а может и превышал власть Бильге-кагана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 20.04.2018 в 15:53, Kamal сказал:

Нет, мы не говорим на одном языке. В отличии от узбеков, будучи в составе КазАССР с 1925 по 1930 год, мы разработали один язык для казахов и каракалпаков, а после отделения от Каз АССР мы навязали этот язык всем остальным каракалпакстанцам (каракалпакам). Но охватить всех физически невозможно, южный и юго-западные диалекты все еще сохраняются. Но и центральный язык имеет много расхожего с сугубо казахским языком. А с современным узбекским языком отделились на целую эпоху.

Показать  

пардоньте. имел ввиду письменный литературный язык - он у вас почти идентичен казахскому. с учетом совр. массового образования со временем все будут говорить на этом языке. а так вы мне уже говорили: на юго-западе большое влияние огузского. а узбекский (совр. лит.) это вообще другая подгруппа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 21.04.2018 в 13:35, кылышбай сказал:

пардоньте. имел ввиду письменный литературный язык - он у вас почти идентичен казахскому. с учетом совр. массового образования со временем все будут говорить на этом языке. а так вы мне уже говорили: на юго-западе большое влияние огузского. а узбекский (совр. лит.) это вообще другая подгруппа.

Показать  

Извиняюсь, но Вы кажется писали об изначальной идентичности узбекского и каракалпакского языков, о казахском языке в Вашем посте и речи не было. Попробую еще раз донести некоторые проблемы каракалпакского языка. На момент образования Каракалпакской автономной области в 1925 году, у нас было три крупных диалекта языка - 1. хорезмский говор, это язык каракалпаков, входивших в состав хивинского ханства (левый берег), 2. северо-западный язык это язык каракалпаков проживавших по правому берегу (смешанный казахско-каракалпакский), 3. язык южных каракалпаков, проживавших также по правому берегу (нынешние Турткульский, Бирунийский, Элликкалинские районы), здесь преобладал смешанный огузско-кипчакский язык. С образованием автономии в составе КазАССР началась и разработка единого языка для всех каракалпаков. Можно сказать, что за 20 век эта задача реализована где-то на 80%. Наши лидеры начала 20-го века заведомо делали акцент на казахский язык, Узбекистан в то время в дела каракалпакской автономии никак не мог повлиять, так как, находились по разную сторону развития языка, к тому же у них было не меньше проблем с принятием собственного литературного языка. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
  В 21.04.2018 в 04:23, башгирд сказал:

Кроме этого:
Когда Капаган умер в 716 году, Кюль-тегин сверг его сына и возвёл своего старшего брата на престол. Богю хотел отказаться, но Кюль-тэгин не желал престола для себя. Так Богю, на 33-м году жизни, стал Бильге-ханом Богю...

Показать  

Это откуда вообще?

  Цитата
716 год
Страну потрясает ряд мятежей подвластных племен. Возвращаясь из такого похода против байырку, попадает в засаду и погибает Капаган-каган.
Еще ранее, в 699 году Капаган-каган вводит титул "малого хана", для передачи престола в обход "торё" - порядка престолонаследия тюрков, своему сыну Богю. Используя это, знать влиятельного рода Ашидэ поднимает на "белой кошме" и объявляет именно каганом Богю. В этом церемониале учавствует и Тоньюкук, последующие события доказывают это.
Принц Могилян вроде смиряется с этим, однако против выступает его брат - мужественный Кюль-тегин. Он нападает на ставку - Ордо (Орто - "центр" - А.Р.) и убивает новообъявленного Богу-кагана. Одновременно уничтожается и знать Ашидэ, за исключением Тоньюкука, которого отправляют в ссылку, учтя его былые заслуги перед каганатом и родственные связи. Могилян провозглашает себя Бильге-каганом.
Показать  

В предыдущем сообщении я ошибся, назвав братьев Могиляна и Кюль-тегина сыновьями Мочура (Мочжо, Капаган-каган).

  В 21.04.2018 в 04:23, башгирд сказал:

Вся внешняя политика каганата находилась в руках Кюль-тегина. 
Кюль-тегин был на уровне Тоньюкука, который 

Показать  

Легитимным каганом был все таки Бильге-Каган. Кюль-тегин был, насколько помню, восточным шадом. 

О чем вообще спор? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 21.04.2018 в 17:19, Kamal сказал:

1. хорезмский говор, это язык каракалпаков, входивших в состав хивинского ханства (левый берег), 

Показать  

Вот здесь интересный момент. Можно предположить, что мангыты и кенегесы присоединились к каракалпакам в хивинский период истории, так как, о наличии их среди Нижних каракалпаков середины 18 века пока что данных нет, но в начале 19 века они вместе с китай-кипчаками составляют один Арыс (Он торт уру). Мангыт-кенегесы в основном проживали в окрестностях нынешнего Ходжейлийского района с центром Мангыт (нынче Амударьинский район), но после разделения на левобережных и правобережных в 1873 году, Арыс Онторт уру в основном оказывается по правому берегу, а местность Мангыт осталась по левому берегу (хивинское ханство). С созданием Хорезмской народной социалистической республики, весь левый берег вошел в ее состав, но при образовании Каракалпакской автономной области в 1925 году, левый берег кроме населения Мангыт (Амударьинский район), вошел в состав автономии. Итого, Амударьинский район оставался в составе Хорезмской области УзССР до второй половины 20-го века, там шло развитие языка по узбекскому сценарию, но после, этот район передан в состав ККАССР взамен нескольких каракалпакских районов, образовавших Навоийскую область УзССР. В результате население нынешнего Амударьинского района РКК (в основном мангыты) говорят на языке хорезмских узбеков и большей частью считают себя узбеками. Поэтому, можно сделать аналогичный вывод, что если бы весь левый берег оставался в составе ХНСР, далее Хорезмской области УзССР, то нынче вся левобережная часть нынешней РКК так и говорили бы на языке хорезмских узбеков, а еще хуже считали бы себя узбеками. Так что, языковая политика тоже играет большую роль в сложении этносов.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 21.04.2018 в 17:19, Kamal сказал:

Извиняюсь, но Вы кажется писали об изначальной идентичности узбекского и каракалпакского языков, о казахском языке в Вашем посте и речи не было. Попробую еще раз донести некоторые проблемы каракалпакского языка. На момент образования Каракалпакской автономной области в 1925 году, у нас было три крупных диалекта языка - 1. хорезмский говор, это язык каракалпаков, входивших в состав хивинского ханства (левый берег), 2. северо-западный язык это язык каракалпаков проживавших по правому берегу (смешанный казахско-каракалпакский), 3. язык южных каракалпаков, проживавших также по правому берегу (нынешние Турткульский, Бирунийский, Элликкалинские районы), здесь преобладал смешанный огузско-кипчакский язык. С образованием автономии в составе КазАССР началась и разработка единого языка для всех каракалпаков. Можно сказать, что за 20 век эта задача реализована где-то на 80%. Наши лидеры начала 20-го века заведомо делали акцент на казахский язык, Узбекистан в то время в дела каракалпакской автономии никак не мог повлиять, так как, находились по разную сторону развития языка, к тому же у них было не меньше проблем с принятием собственного литературного языка. 

Показать  

процитирую свое сообщение еще раз:

по-ходу дело в языке, на кот. они обучались в школах. вон каракалпаки и узбеки имея различные диалекты благодаря единой норме литературного языка, на кот. они обучаются в школах, нынче говорят на одном языке (в смысле обе нации на своем современном литературном). а все эти диалекты, по кот. можно было бы судить о истинных языковых различиях, уже забываются

тут я имел ввиду и узбеки и каракалпаки имели свои диалекты (каждый свои) а сейчас оба народа имеют единые литературные языки (каждый свой). но я думаю это справедливо что лит. каракалпакский "разрабатывался" без Узбекистана: во-первых узбеки пошли по карлукскому пути и пожертвовав кыпч. и огуз. диалектами литературным сделали более распространенный и имеющий большое наследие чагатайский (карлукский) диалект, во-вторых: исторически казахи и ногайцы все же ближе к каракалпакам чем туркмены и Хива (хотя узбеки Хорезма конечно тоже истоически имеют немалые параллели с вами)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 22.04.2018 в 06:35, Kamal сказал:

Вот здесь интересный момент. Можно предположить, что мангыты и кенегесы присоединились к каракалпакам в хивинский период истории, так как, о наличии их среди Нижних каракалпаков середины 18 века пока что данных нет, но в начале 19 века они вместе с китай-кипчаками составляют один Арыс (Он торт уру). Мангыт-кенегесы в основном проживали в окрестностях нынешнего Ходжейлийского района с центром Мангыт (нынче Амударьинский район), но после разделения на левобережных и правобережных в 1873 году, Арыс Онторт уру в основном оказывается по правому берегу, а местность Мангыт осталась по левому берегу (хивинское ханство). С созданием Хорезмской народной социалистической республики, весь левый берег вошел в ее состав, но при образовании Каракалпакской автономной области в 1925 году, левый берег кроме населения Мангыт (Амударьинский район), вошел в состав автономии. Итого, Амударьинский район оставался в составе Хорезмской области УзССР до второй половины 20-го века, там шло развитие языка по узбекскому сценарию, но после, этот район передан в состав ККАССР взамен нескольких каракалпакских районов, образовавших Навоийскую область УзССР. В результате население нынешнего Амударьинского района РКК (в основном мангыты) говорят на языке хорезмских узбеков и большей частью считают себя узбеками. Поэтому, можно сделать аналогичный вывод, что если бы весь левый берег оставался в составе ХНСР, далее Хорезмской области УзССР, то нынче вся левобережная часть нынешней РКК так и говорили бы на языке хорезмских узбеков, а еще хуже считали бы себя узбеками. Так что, языковая политика тоже играет большую роль в сложении этносов.

Показать  

получается что изначально "родным говором был все же кыпчакский, а огузский мог появиться в результате нахождения в одной адм. единице с хорезмскими узбеками. а как быть с южным говором? может и он появился не так давно и связан с тесным взаимодействием с хорезмскими узбеками и туркменами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 22.04.2018 в 14:25, кылышбай сказал:

1. получается что изначально "родным говором был все же кыпчакский, а огузский мог появиться в результате нахождения в одной адм. единице с хорезмскими узбеками.

2.а как быть с южным говором? может и он появился не так давно и связан с тесным взаимодействием с хорезмскими узбеками и туркменами?

Показать  

1. Родной язык конечно же кипчакский, но в прошлом произношение было не такое, как нынче это звучит, скорее всего огузская речь также присутствовала. Для сравнения можно послушать народные песни в особо приближенном к оригиналу исполнении. Мое детство прошло в то самое время, когда наши деды с наслаждением слушали песни разных бахсы и жырау. И когда слушаю такие песни, сам как бы мысленно переношусь в детство, так как, таких речей слышал только в детстве. Это не похожий ни на узбекский, ни на туркменский, не похожий даже на казахский язык, речь - особая речь, которая вымерла.  

2. южные каракалпаки самые близкие соседи хорезмской области, в день по нескольку раз ездят туда-сюда, общаются. Поэтому, та речь у них относительно все еще сохраняется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В моем детстве таких певцов с подобными песнями было очень много, а еще на гиржике играли, кобызе и т.д.

Есть один комментарий, видимо, пожилой человек пишет: "сау бол иним. таза каракалпак тили. ажинияз, кунхожалар усы тилде сойлеген.əзир тиллеримиз. анкел бенс боп кетти" . Попробую перевести (спасибо брат! это чисто каракалпакский язык, язык Ажинияза, Кунходжи. Сейчас наш язык превратился в "кетчуп "). То есть, комментатор также подчеркивает то, что я выше писал.

Бахсы (народный певец):

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 23.04.2018 в 14:59, Kamal сказал:

И когда слушаю такие песни, сам как бы мысленно переношусь в детство, так как, таких речей слышал только в детстве. Это не похожий ни на узбекский, ни на туркменский, не похожий даже на казахский язык, речь - особая речь, которая вымерла.  

Показать  

интересно как у нас было. но я не сильно верю что совр. казахский это продукт массоовго образования и литературы, кот. были построены на языке родины Абая или языке алматинских филологов)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 23.04.2018 в 14:59, Kamal сказал:

1. Родной язык конечно же кипчакский, но в прошлом произношение было не такое, как нынче это звучит, скорее всего огузская речь также присутствовала.

Показать  

огузский мог прийти только от аральев или как в случае с башкирами и возможно гагаузами это следы докыпчакского периода?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 24.04.2018 в 16:32, кылышбай сказал:

интересно как у нас было. но я не сильно верю что совр. казахский это продукт массоовго образования и литературы, кот. были построены на языке родины Абая или языке алматинских филологов)

Показать  

Вранье конечно. Причем сами знаете кто любит такие версии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...