Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

22 hours ago, mechenosec said:

Клобук и калпак это одно и тоже в разных языках ,и так понятно. А вот первые калмыки это именно вы ,из-за вас ,нас ойратов, совсем другой народ ,прозвали вашим прозвищем:)

Может быть. Зато русские приняли вас как за своих природных подданных и поставили охранять свои восточные границы. Кочевники против кочевников хороший тактический ход. С черными клобуками такая же ситуация была.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 hours ago, башгирд said:

именно упоминания.  В те времена понятие "народ" обозначало как этнос так и социальную группу. А воины тех времен вне походов были типа казаков, с семьями. Такие группы могут оставить громкий след и затем из-за малочисленности исчезнуть. А воины всегда использовали знаки, отличающие их от других. Таким знаком служили в том числе и шапки, что удобно в бою - видно издалека и со всех сторон. Поэтому и получилось множество "народов" караборики (каракорики/карабуки), но это кратковременные социумы.

То есть, изначально это были воинские подразделения. Теперь понятно, почему так долго у каракалпаков не было своего ханства, нанимались то одному царю, то другому, пока не поняли, что фактически воюют друг с другом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад Kamal написал:

Может быть. Зато русские приняли вас как за своих природных подданных и поставили охранять свои восточные границы. Кочевники против кочевников хороший тактический ход. С черными клобуками такая же ситуация была.

Имел ввиду звучание Клобук-Калпак очень похоже, и первые калмаки появились здесь когда ойратов здесь ещё не было. Да ,ситуация у нас похожа ,только клобуки были раньше и служили  Руси на 400 лет  раньше ,и калмыки откочевали самовольно когда пастбища стали сокращать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад Le_Raffine написал:

Малахай скорее всего русское заимствование, также как и бешбармак.

Ясно вы от русских ,а они от кого? Не от монгол?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 minutes ago, mechenosec said:

Имел ввиду звучание Клобук-Калпак очень похоже, и первые калмаки появились здесь когда ойратов здесь ещё не было. Да ,ситуация у нас похожа ,только клобуки были раньше и служили  Руси на 400 лет  раньше ,и калмыки откочевали самовольно когда пастбища стали сокращать.

Намного раньше, т.к. черные клобуки служили русским князьям начиная с конца 11 века, а калмыки с начала 17 века. Я просто отметил схожесть ситуаций. В любом случае, вы сами пришли туда, где вас ждали как потенциальных союзников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад Kamal написал:

Намного раньше, т.к. черные клобуки служили русским князьям начиная с конца 11 века, а калмыки с начала 17 века. Я просто отметил схожесть ситуаций. В любом случае, вы сами пришли туда, где вас ждали как потенциальных союзников.

Ну ,Россия была единственным естественным союзником, вначале именно союзником ,вокруг были вы мусульмане со своей священной войной- джихад , а он кажется  ещё более бесконечный ,чем Столетняя война за бешбармак между АКБ и Шимкентом :D 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад Kamal написал:

То есть, изначально это были воинские подразделения. Теперь понятно, почему так долго у каракалпаков не было своего ханства, нанимались то одному царю, то другому, пока не поняли, что фактически воюют друг с другом. 

Эти воинские подразделения формировались из "призывников" тех родов, у которых воинское дело было родовым занятием, а также из aq-oylu

Цитата

 

Термином aq-oylu у туркмен в эпоху, предшествовавшую русскому завоеванию, а у прикаспийских йомудов, особенно на иранской территории, и значительно позднее, обозначалась выделявшаяся из молодых людей данного племени группа, игравшая особую роль в межплеменных войнах. Aq-oylu поселялись на значительном расстоянии от аулов своего племени, вдоль полосы, отделявшей территорию данного племени от территории его соседей, и несли функции пограничной заставы, в обязанность которой входило наблюдение за соседями и извещение племени о приближающейся военной опасности. В случае нападения aq-oylu являлись передовым заслоном, принимавшим на себя первые удары неприятеля, пока все племя не приводилось в боевую готовность.

Aq-oylu не имели при себе жен и не вели хозяйства, содержась за счет всего рода или племени. С этим связано и самое название. Туркменская юрта называется qara-oy— «черный дом»,

 С. П. Толстов К истории древнетюркской социальной терминологии //ВДИ 1938 №1(2), с. 72-81.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.04.2018 в 00:26 mechenosec написал:

Понял , малахай у вас точно заимствование из монгольских, ув Ермолаев тут приводил .У нас улан махла.

малахай скорее заимствование. не слышал в жизни чтобы казахи так говорили

16 часов назад mechenosec написал:

Ну ,Россия была единственным естественным союзником, вначале именно союзником ,вокруг были вы мусульмане со своей священной войной- джихад , а он кажется  ещё более бесконечный ,чем Столетняя война за бешбармак между АКБ и Шимкентом :D 

:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.04.2018 в 19:12 Kamal написал:

На каракалпакском даже четыре синонима приказа - хәмир, буйрык, сөз, жарлык, но если даже буйрык сөз считать за одно, то всеравно три значения. 

есть закономерность по кот. нек. слова у вас йокающие а нек. жокающие?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, башгирд said:

Эти воинские подразделения формировались из "призывников" тех родов, у которых воинское дело было родовым занятием, а также из aq-oylu

Скорее всего эти воинские подразделения "калпаки" сливались в воинские соединения или даже объединения, что по тюркскому усиливающему фактору стали "кара калпаками". Воинское объединение это уже Армия, которая способна самостоятельно решать директивы Верхов (правителей). Мы знаем, что "шапки" образовались впервые в Хорезме, а Хорезм в период своего наибольшего могущества контролировал очень огромные территории - Иран, Кавказ, южнорусские степи и т.д., куда естественно посылались воинский контингент. Не отсюда ли "Черные клобуки" оказались в южнорусских степях и в момент покорения Хорезма кипчаками включились в борьбу с захватчиками, но из-за ряда поражений бежали западнее и вынуждены были примкнуть к русским, то есть, были отрезаны от своей Родины. Предания середины 18 века об этом и говорят: "предки проживали в Средней Азии, затем стали природными подданными Руси..."

"Ак ойлы" это всего лишь дозорные, состоящие из нескольких человек для предупреждения остальных об опасности. Юрта и по-каракалпакски "Кара уй".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 minutes ago, кылышбай said:

есть закономерность по кот. нек. слова у вас йокающие а нек. жокающие?

в основном я-кающие, часто буква "Ж" заменяется буквой "Я" или "Йа".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад кылышбай написал:

малахай скорее заимствование. не слышал в жизни чтобы казахи так говорили

:lol:

Ув Ермолаев писал ведь что общее слово это изначальное ,а частный смысл это заимствование.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад Kamal написал:

"Ак ойлы" это всего лишь дозорные, состоящие из нескольких человек для предупреждения остальных об опасности.

 

13 часов назад башгирд написал:

вдоль полосы, отделявшей территорию данного племени от территории его соседей,

Т. е. по окружности, а это уже десятки, а с учетом ротаций, уже сотни и тысячи прошедших пограничную службу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 hours ago, башгирд said:

Т. е. по окружности, а это уже десятки, а с учетом ротаций, уже сотни и тысячи прошедших пограничную службу.

Насколько мне известно, хорезмийцы строили сторожевые башни (стационарные объекты) получившие название "Ак уй", т.к. кочевники свои жилища называли "Кара уй" (юрта). В сторожевых башнях жить неудобно, там находились лишь специальные отряды без семей, которые несли службу вахтовым методом. А боевое охранение военных гарнизонов уже не назывались "Ак уй", там несли службу караульные из состава дислоцированных в гарнизонах войск. В зависимости от задач поступающих сверху, гарнизоны меняли свои места дислокации, тогда как "Ак уй" не передвижное строение. Но "Ак уй" могли построить черные клобуки при длительном их нахождении в союзе с русскими князьями, но их поселения и города уничтожены монголами и больше не восстановлены, поэтому точно не известно. Зато местность "Акуй" есть в Молдавии, https://ru.bywiki.com/wiki/Акуй_(Молдавия), кстати, род Баймакли существует среди каракалпаков поныне. Также местности "Акуй" есть и по побережью Урала (Яик) в Казахстане, где когда-то жили каракалпаки https://ru.wikipedia.org/wiki/Акуй

И вообще, думаю, Вы в чем-то прав, скорее всего "каракалпаки" изначально военное объединение, так как, в середине 18 века говорили о себе, что "... предки проживали между Казанью и Астраханью, а на Сырдарью пришли 260 лет назад для разорения Бухары". Кого-то разорять присуще только военным. Если бы каракалпаки просто переселились на Сырдарью, то наверняка так и говорили бы. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.04.2018 в 07:53 башгирд написал:

С. П. Толстов К истории древнетюркской социальной терминологии //ВДИ 1938 №1(2), с. 72-81.

своеобразная семантика термина, неизбежно требующая особого разъяснения; во-вторых, то, что, как правило, речь в текстах идет о крупных группах людей (200, 20 с семьями и т. п.), причем, как правило, среди них не упоминаются имена родственников крупных местных феодалов, родовых вождей и т. п., что напрашивалось бы, если исходить из обычной, хорошо известной политики аманатства...
Характерно, что название aq-oy прилагается также к юртам молодых, женатых, но не отделившихся еще от семьи и не имеющих своего хозяйства туркмен, причем у йомудов aq-oy снабжается особыми украшениями из нашитых на войлок покрышки широких белых полос[1]. Этот момент является лишним доказательством исходной связи института aq-oylu

 

[1] Ср. А. П. Поцелуевский, Руководство для изучения туркменского языка. Ашхабад, 1929, стр. 202.

 

военно-племенные союзы Центральной Азии эпох хунну, сянби, жуань-жуаней, тюрков-тугю и, наконец, монголов подлежат особому анализу под этим углом зрения. Наличие в военной организации хунну и тугю черт, роднящих их с восточноафриканскими военными организациями, нами уже отмечалось[1]. Такой чертой, в частности, является включение воинов покоряемых племен в состав военных единиц хуннуской и тугюэской военных организаций[2]. Во всяком случае, замена родовых делений военно-территориальными (деление на туманы, десятки, сотни, десятки с военными магистратами во главе) — отнюдь не феодальная и отнюдь не свойственная только монголам черта. Помимо монголов[3], мы видим ее у киданей и чжурчженей[4], и древнее деление тюркских народов на «оки» (oq)—«стрелы», возводимое легендой ко времени Огуз-Кагана[5], впоследствии вновь получившее значение родов, — след военно-территориальной организации племени, которая впоследствии вновь ассимилируется сохраняющейся параллельно ей родовой организацией. (Ср. ассимиляцию древнего, восходящего еще к эпохе хунну военно-территориального деления на «крылья» — «левое» и «правое», или «восточное» и «западное», с архаической дуальной организацией, делением на две фратрии[6].)

 

[1] С. П. Толстов, Генезис феодализма в кочевых скотоводческих обществах. ИГАИМК, № 103, стр. 198—199.

[2] И а к и н ф, Собрание сведений, ч. 1; ср. A. d е Preville, цит. соч., стр. 124 сл.

[3] Владимирцев, Общественный строй монголов., Л. 1934.

[4] Васильев,   История и древности Ср. Азии, ЗАО, т. XII.

[5] Bang und Rachmati, Die Legende von Oyuz Qa^an. Sitz. d. Preuss, Ak. d. Wiss. XXXV, 1932, S. 690 ff.

[6] Ср. нашу работу «Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен», Пробл. ИДО, 1935, № 9—10.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.04.2018 в 11:23 Kamal написал:

"Ак ойлы" это всего лишь дозорные, состоящие из нескольких человек для предупреждения остальных об опасности. Юрта и по-каракалпакски "Кара уй".

2äвдом

  ak äв — белая юрта, название кочующих племен

  kapa äвчерная юрта, название кочующих племен, живущих в определенных местах

В. В. Радлов Опыт словаря тюркских наречий Т. 1. Кн.1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 hours ago, башгирд said:

своеобразная семантика термина, неизбежно требующая особого разъяснения; во-вторых, то, что, как правило, речь в текстах идет о крупных группах людей (200, 20 с семьями и т. п.), причем, как правило, среди них не упоминаются имена родственников крупных местных феодалов, родовых вождей и т. п., что напрашивалось бы, если исходить из обычной, хорошо известной политики аманатства...
Характерно, что название aq-oy прилагается также к юртам молодых, женатых, но не отделившихся еще от семьи и не имеющих своего хозяйства туркмен, причем у йомудов aq-oy снабжается особыми украшениями из нашитых на войлок покрышки широких белых полос[1]. Этот момент является лишним доказательством исходной связи института aq-oylu

военно-племенные союзы Центральной Азии эпох хунну, сянби, жуань-жуаней, тюрков-тугю и, наконец, монголов подлежат особому анализу под этим углом зрения. Наличие в военной организации хунну и тугю черт, роднящих их с восточноафриканскими военными организациями, нами уже отмечалось[1]. Такой чертой, в частности, является включение воинов покоряемых племен в состав военных единиц хуннуской и тугюэской военных организаций[2]. Во всяком случае, замена родовых делений военно-территориальными (деление на туманы, десятки, сотни, десятки с военными магистратами во главе) — отнюдь не феодальная и отнюдь не свойственная только монголам черта. Помимо монголов[3], мы видим ее у киданей и чжурчженей[4], и древнее деление тюркских народов на «оки» (oq)—«стрелы», возводимое легендой ко времени Огуз-Кагана[5], впоследствии вновь получившее значение родов, — след военно-территориальной организации племени, которая впоследствии вновь ассимилируется сохраняющейся параллельно ей родовой организацией. (Ср. ассимиляцию древнего, восходящего еще к эпохе хунну военно-территориального деления на «крылья» — «левое» и «правое», или «восточное» и «западное», с архаической дуальной организацией, делением на две фратрии[6].)

Мне бы побольше информации о превращении "каракалпаков" от сословия к этносу, в этом плане первые письменные упоминания "черных шапок" приходится к 11 веку в окрестностях Хорезма. А если будем углубляться в древность, то надо будет разбираться еще и о черных и желтых тюргешах, которые якобы являются предками современных каракалпаков и кыргызов соответственно, к тому же первые нынче так и так каракалпаки, а вторые именуются аккалпаками.  

Да, есть такое, что юрту молодоженов иногда называли "Ак уй" в значении новый дом, приукрашивали разными ленточками, это и у каракалпаков тоже бытовало, но ее конструкция такая же как "кара уй", тоже переносное жилище и со временем тоже тускнело и превращалось в "кара уй". А конструкция "Ак уй", если мы говорим об одном и том же, в корне отличается от юрты. Стационарные жилища каракалпаки и туркмены называли "там", "дам", но никак не "ак уй". Поэтому, думаю, упоминание "ак ойлы" скорее всего нужно искать в другом.

Дуальные организаций, делением на два крыла хорошо видно в каракалпакской родоплеменной структуре, во-первых два Арыса, дальше конраты делятся на две части (шуллук и жаунгыр), мангыты-кенегесы, китай-кипчаки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сбор салгута с каракалпакских племен. Более подробный документ, а главное на момент 1831-32 гг видим пять наших племен "Бес кала", причем племя конрат отдельно, мангыты и кенегесы вместе , а также вместе китаи и кипчаки. Попозже поизучаю и выложу краткий обзор. Раньше этого документа не было, быстро пробежался, есть интересные моменты.

http://kungrad.com/history/doc/arhiv/sal/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сбор салгута

[95] 8

1831-32 г. Запись о получении салгута с каракалпаков.

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 408 (Иванов, № 57), л. 636. Подлинник. Последняя страница тетради, содержащей главным образом записи о поступлении и расходовании зерна, а также списки нукеров; размер 10х15,7 см. Бумага местная, белая, лощеная.

О датировке см. Введение, стр. 17.

Турум-бий, Эвез-бий, Бек-Назар-юзбаши — *племя кунграт 1 — 1980 тилля.

Хытай и кыпчак — 1100 тилля.

Кенегес [и] мангыт — 550 тилля.

1 В тексте «и племя кунграт»; перечисленные здесь лица — кунграты (Турум-бий — колдаулы, Эвез-бий — ачамайлы).

[96] 9

1846 г., апреля 27 — мая 26. Запись о расходовании части салгута, полученного с каракалпаков арыса кунграт.

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 423, л. 1. Подлинник. Неправильно обрезанный листок, размер 12х8 см. 3 строки. Оборот пустой.

(1) В месяце джумади I 1262 [года]. Деньги, взятые нами у мехтер-аги. (2) Из 4800 тилля, полученных с каракалпаков-кунгратов, (3) мы взяли 300 тилля, отправляясь в Куня-Ургенч1.

1 По-видимому, документ представляет собой своего рода расписку, выданную каким-либо высоким чиновником.

[97] 10

1851 (после октября 27) — 1853 гг. Реестр сбора налога салгут-кесме с каракалпаков.

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 467 (=Иванов, № 25), лл. 1426 — 1466. Подлинник. Вписан в тетрадь, посвященную в основном учету сбора салгута; размер 21,5x34,5 см.

Основания датировки см. Введение, стр. 17.

См. также: Иванов, Архив, стр. 147; Андрианов, Этническая территория, стр. 122 — 125 (перевод М. В. Сазоновой).

/142б/Терис-тамгалы Кабиль-бий — 145 тилля1.

Терис-тамгалы Торе-Нияз-бий — 100 тилля. *Из [взноса за] иргаклы приходится 2 тилля 6 теньга (***)2.

Терис-тамгалы Чолак-бий — 55 тилля.

Терис-тамгалы Кой-Бакар-юзбаши — 105 тилля.

Терис-тамгалы Тилеп-юзбаши — 45 тилля.

[Всего] 452 тилля и 6 теньга (***)3.

Казаяклы Дели-Джан-бий — 25 тилля. *Из [взноса за] иргаклы приходится 3 тилля (***)4

Казаяклы5 Ишим-бий — 80 тилля.

Казаяклы Хал(?)-Мухаммед — 80 тилля.

[98] Казаяклы Торе — 42 тилля.

Казаяклы Байман — 45 тилля.

Казаяклы Ширим-юзбаши — 30 тилля.

Казаяклы Шир-Мухаммед — 30 тилля.

Казаяклы Джума-Нияз — 18 тилля.

[Всего] 350 [тилля].

Иргаклы Хаким-Нияз-бий — 1036 тилля 10 теньга.

Иргаклы Садат-бай — 417 тилля 6 теньга.

Иргаклы Досым — 438 тилля.

Иргаклы Ширим — 40 тилля.

/143а/ Иргаклы Ораз-юзбаши — 56 тилля.

[Всего] 2859 [тилля] и 8 теньга (***)

Баймаклы Мат-бий — 70 тилля.

Баймаклы Рахман-Берды-бий — 65 тилля.

Баймаклы Файзулла — 35 тилля 10 теньга.

Баймаклы Буркут-бай — 30 тилля 10 теньга.

Баймаклы Тур-Мухаммед — 66 1/4 тилля.

Баймаклы Девлет-Назар — 66 1/4 тилля. *Из [взноса за] иргаклы на него приходится 3 тилля 6 теньга (***)10 .

Баймаклы Парат — 66 1/4 тилля.

[Всего] 404 [тилля] и 6 теньга (***)11.

Уйгур Аскар-бий — 96 3/4 тилля; *из [взноса за] иргаклы приходится 1 3/4 тилля (***)12.

[99] Уйгур мулла Нур-Нефес — 57 1/2 тилля.

Уйгур мулла Джан-Мухаммед — 58 1/2 тилля.

Уйгур Кул-Мухаммед — 27 1/4 тилля.

[Всего] 242 [тилля] без 1/4 (***).

Тиекли Иман-бий и Аллам-Берген — 145 тилля; *из [взноса за] иргаклы приходится 1 1/4 тилля(***)13

[Всего] 146 [тилля]14.

/143б/ Колдаулы Эр-Назар-бий — 51 1/2 тилля.

Колдаулы Хусейн-бий — 110 15 тилля 5 теньга.

Колдаулы Чонг-Кара — 49 тилля.

Колдаулы Юсуф — 53 тилля.

Колдаулы Шир-Джан — *65 тилля 9 теньга16.

Колдаулы мулла Кош-Назар — *85 тилля 7 теньга17.

Колдаулы Хал-Мухаммед-бий — 110 тилля 5 теньга.

Колдаулы Искендер — 30 тилля.

Колдаулы Суюндык — 16 тилля.

[Всего] 5 ½ [тилля] и 3 теньга (***)18.

Ачамайлы Эвез-бий — 220 тилля.

Ачамайлы Мерген-бек — 60 тилля 1 теньга.

Ачамайлы Досым — 31 тилля 1 теньга.

Ачамайлы Сексен-бай — 31 тилля 1 теньга.

Ачамайлы Яхшилык — 30 тилля.

Ачамайлы Иль-Кельды-бий — 65 тилля 5 теньга.

[Всего] 437 [тилля] и 8 теньга (***).

/144а/ Балгалы Артук-бий — 270 тилля.

[Всего] 270 [тилля]19.

[100] Кош-тамгалы Сафа-бий — 46 тилля.

Кош-тамгалы Нур-Мухаммед-бий — 56 тилля.

Кош-тамгалы Хаджи-бий — 31 тилля.

Кош-тамгалы Бай-Нефес-бий — 50 тилля.

Кош-тамгалы Арзу-бий — 48 тилля.

Кош-тамгалы Ишим-бий — 15 тилля.

Кош-тамгалы мулла Кулум — 4520 тилля.

[Всего] 291 [тилля].

Хандекли Юзман-бий — 103 тилля.

Хандекли Мол-бай-бий, *вместе с Ходжашем21 — 73 тилля 3 теньга.

Хандекли Али-бай-бий — 52 1/2 тилля.

Хандекли Тенты — 26 тилля.

От хандекли Ходжаша-юзбаши — 108 тилля 5 теньга.

[Всего] 363 [тилля] и 3 теньга (***)22.

/144б/ Муйтен Куванч-бий — 88 тилля.

Муйтен Досым-бий — 70 тилля 2 теньга.

Муйтен Кул-Джан-бий — 108 тилля 6 теньга.

[Всего] 267 [тилля]23.

Кара-мойын Кадыр-Берген-бай — 76 тилля.

Кара-мойын Аллам-Берген-бий — 205 тилля.

[Всего] 281 [тилля].

Кыят Сейид-Гази-бий — 177 тилля.

Кыят Кадыр-Берген-бий — 177 тилля.

Кыят Ораз-Мухаммед — 83 1/2 тилля.

[Всего] 437 ½ (***) [тилля]24.

[101] /145б/ От анна-хытая Ярман-бия получено 173 3/4 тилля (***)25

От куйын-хытая Отеп-бия получено 123 тилля 3 теньга.

От куйын-хытая Фазиля-юзбашл получено 111 тилля 3 теньга.

В счет боклы-хытаев, манджули-хытаев и кырк-хытаев от Фазиль-бек-бия получено 259 тилля 6 теньга (***).

От черучи-хытаев Хасан-бия и Бек-Пулад-бия получено 171 1/4 тилля.

От ай-теке хытая Дурхан-бия получено 173 3/4 тилля.

От аралбай-хытая Девлет-Назар-бия получено 259 тилля 6 теньга.

От беш-сары хытая Юсуф-бия получено 136 тилля.

От беш-сары Джаныбек-бия получено 123 тилля б теньга.

От кайчилы-хытая Курбан-бия получено 259 тилля 6 теньга.

От еки-шейх хытая Матан бия получено 180 тилля.

От казаяклы Аскара [получено] 94 тилля 7 теньга 26.

Казаяклы Хаджим — 95 тилля.

Казаяклы Сейдим — 70 тилля.

/146а/ От канглы Абди-бия получено 155 тилля.

От канглы Эрмана-юзбаши получено 80 тилля.

От канглы Пирима получено 80 тилля.

От канглы Иш-Мухаммед-бия получено 60 тилля.

От мангыта Абулфайз-бия получено 315 тилля.

От мангыта Маман-бия получено 100 тилля.

От мангыта Хаджи-бека чуйита и Эр-Назар-палвана получено 115 28 тилля.

От мангыта Санги-бая получено 95 тилля.

[102] От мангыта Кош-Мухаммед-бия получено 100 тилля.

От мангыта Берды-Шукура 29 получено 100 тилля.

От мангыта Досым-аталыка (?)30 получено 100 тилля.

От мангыта Девлет-Назар-бия получено 100 тилля.

От мангыта Ширман-бия получено 100 тилля.

/146б/ От кыпчака Срым-бия получено 192 ½ тилля.

От кыпчака Йоллы-бай-бия получено 27 ½ тилля.

От кыпчака Пир-Мухаммед-бия получено 267 ½ тилля.

От кыпчака Эр-Джан-бия получено 257 ½ тилля.

От омыр 31-кенегеса Ходжа-Берген-бия получено 78 ½ тилля.

От омыр-кенегеса Муслимана-юзбаши получено 123 тилля.

От омыр-кенегеса Нур-Али-бия получено 90 тилля.

От омыр-кенегеса Али-Мухаммед-бия получено 78 ½ тилля.

От аранчи-кенегеса муллы Бай-Мухаммеда получено 92 ½ тилля.

От аранчи-кенегесов Юсуф-бия и Кошман-бия получено 277 ½ тилля32.

30 В переводе М. В. Сазоновой слово «аталык» пропущено. Оно вписано над строкой, так что нет твердой уверенности в том, что оно указывает звание Досыма (быть может, это какая-то пометка; возможно так­же, что нужно читать не «аталык», а «Аташ»). Если правильно чтение «аталык» и если это действительно звание Досыма, то тогда он (а не кенегес Эр-Назар) был первым аталыком у каракалпаков. Досум-бий как «по­велитель мангытов» упоминается в хронике Агехи еще в рассказе о восстании Ай-Дост-бия (см. МИКК, стр. 130, 132). В док. № 1 (1852 г ) он числится как один из биев мангытов (причем он назван отнюдь не на первом месте). Если позднее он все же стал аталыком, то это дало бы и более точную дату до к. № 10: 1852 (после 8 февраля) 1853 гг.

[103] 11

1859 г. (1-я половина). Реестр сбора налога салгут-кесме с каракалпаков арыса он-торт уру.

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 397 (= Иванов, № 99). Подлинник. Неправильно сложенный вчетверо лист; размер 36x44,5 см. Основания датировки см. Введение, стр. 18 — 19.

От беш-сары хытая Бек-Мухаммед-наиба получено 40 малых тилля (***). Еще от наиба [получено] 6 тилля 3 теньга. От кыпчака Срым-бия получено 123 малых тилля 3 теньга; еще получено 4 тилля без 1 теньга; еще получено 1 тилля. От беш-сары Джаныбек-бия получено 36 малых тилля. От беш-сары Юсуф-бия получено 70 тилля; еще получено 20 тилля 6 теньга. От кыпчака Пир-Мухаммед-бия получено 105 малых тилля; еще от Пир-Мухаммед-бия получено 3 тилля 3 теньга. От кыпчака Уммет-бия получено 95 малых тилля. От кыпчака Реджеб-бия получено 65 малых тилля; еще от Реджеб-бия получено 5 тилля. От кыпчака Худай-Берсын-бия получено 40 малых тилля. От кыпчака Хал-Мухаммед-бия получено 36 тилля 6 теньга. От ябу Йоллы-бай-бия получено 12 тилля; еще получено (***) 6 тилля 6 теньга.

От черучи-хытая Адиль-бия получено 120 малых тилля. Еще от черучи-хытая Адиль-бия получено 18 тилля. Еще от черучи-хытаев Адиль-бия и Хасан-бия (***) получено 55 тилля. От кырк-хытая Кул-Мурада-юзбаши полу­чено 21 тилля 4 теньга; еще от кырк-хытая Кул-Мурада-юз­баши получено 13 тилля 1 теньга. От черучи-хытаев Адиль-бия и Хасан-бия получено 44 тилля. Еще от черучи Адиль-бия и Хасан-бия получено 11 тилля 4 теньга; еще получено 1 тилля 2 теньга. От анна-хытаев муллы Турума, *Ярман-бия и Бай- [104] Мухаммед-бия1 получено 107 тилля; еще от муллы Турума получено 8 тилля. От куйын-хытая Акым-бия получено 109 тилля; еще получено (***) 30 тилля; еще получено 6 тилля.

От мангыта Абулфайз-бия получено 95 малых тилля. От мангыта Осман-бия лолучено 115 тилля. От мангыта Джума-юзбаши получено 66 малых тилля 6 теньга. От мангыта Худай-Назар-бия получено 66 тилля 6 теньга. От мангыта Мама-бия получено 66 тилля 6 теньга. От мангыта Юсуф-бия получено 46 тилля 6 теньга. *От мангыта беглербеги (***)2 получено 66 тилля 6 теньга. От мангыта Чин-Мухаммед-бия получено 66 тилля 6 теньга. От мангыта Девлет-бия получено 66 тилля 6 теньга. От мангыта Девлет-Яр-бия получено 26 тилля 6 теньга. Еще от мангыта Девлет-Яра получено 8 тилля. Еще от мангыта Кочкена получено 8 тилля. От кенегеса муллы Баймана получено 205 малых тилля. От кенегеса Ходжа-Берген Шагала получено 39 тилля. От кенегеса Из-Мухаммеда получено 95 тилля. От кенегеса Тукеля получено 61 тилля. От кенегеса Али-Мухаммеда получено 60 тилля; еще Али-Мухаммед — 33 тилля 3 теньга. От еки-шейх хытая Иш-Бергена-юзбаши получено 30 тилля. От еки-шейх хытая Айд-Мухаммед-бия получено 43 тилля; еще получено 17 тилля. От еки-шейха Кошума-юзбаши получено 30 тилля.

От кайчилы Бек-Пулад-бия получено 55 малых тилля; еще от кайчилы Бек-Пулад-бия получено 18 тилля. От аралбай-хытая Девлет-Назар-бия получено 100 малых тилля; еще от Девлет-Назар-бия получено 22 тилля; еще получено 1 тилля 3 теньга. От аралбай-хытая Джан-Мухаммед-бия получено 31 тилля; еще от Джан-Мухаммед-бия получено 10 и 7 тилля; еще получено 2 тилля. От канглы Махмуд-бия, брата Абди-бия (***), получено 93 малых тилля 6 теньга; еще получено 3 тилля 3 теньга. От казаяклы-хытая Али-Мухаммед-бия получено 100 тилля; еще получено 38 тилля; еще получено 35 тилля. От кайчилы-хытая Адиль-бия получено 35 тилля; еще получено 4 тилля. От кайчилы Пир-Мухаммед- [105] бия получено 30 тилля; еще получено 4 тилля. Еще от кайчилы Адиль-бия получено 12 тилля; еще от кайчилы Адиль-бия получено 1 тилля 3 теньга. От канглы Махмуд-Нияз-бия получено 55 тилля; еще получено 55 тилля; еще от канглы Махмуд-Нияз-бия получено 20 тилля; еще получено 3 тилля без 2 теньга; еще 8 тилля получено от канглы Махмуд-бия; еще от канглы Махмуд-бия получено 9 тилля.

*От ай-теке хытаев Сапак-бия и Иш-Назар-бия получено 110 тилля; еще получено 2 тилля; еще от Сапак-бия и Иш-Назар-бия получено 3 тилля 5 теньга 3.

[106] 12

1840 — 1850-е гг. Запись о салгуте, полученном с каракалпаков.

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 451, л. 9. Подлинник. Размер 8x9 см. 2 строки. Оборот пустой.

Основания датировки см. Введение, стр. 19.

(1) Салгут с каракалпаков: девять тысяч (2) шестьсот восемьдесят пять малых тилля.

[107] 13

1862 (не ранее июля) — 1864 гг. Запись о салгуте, полученном с каракалпаков .

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 423, л. 23. Подлинник. Размер 21,5x19,5 см. 4 строки. Оборот пустой. Основания датировки см. Введение, стр. 19.

(1) 5849 полных тилля. *6 лошадей1 с 3 войлочными хурджумами — 65 полных тилля2. (2) Прощено по петекам — 15 полных тилля. Недоимка (***) — 71 полное тилля. Всего — 6000 полных тилля. (3) Счет недоимки: за Кабилем-беглербеги — 28 3/4 полных тилля; за кайчилы Пирим-бием — 38 1/4 полных тилля; (4) за балгалы Иль-Мурад-бием — 4 полных тилля; всего 71; *всего 71 полное тилля3.

[108] 14

1863 г. (после февраля 17) — 1864 г. (до июня). Донесе­ние хивинскому хану от Махмуда-ясаулбаши о сборе салгута и выставлении нукеров каракалпаками.

ЦГА УзССР, ф И-125, оп. 2, № 446, л. 1 Подлинник Размер 19,5х31 см. Правый нижний угол закруглен. 16 строк

На обороте приложено 19 печатей1. 1) Беглербеги Са­хиб-Назар (№ 19), 2) Аталык Эр-Назар, сын Кабиль-бия (№ 3), 3) Бек-Мухаммед-бий, сын Ак-Ходжи (№ 22), 4) Срым-аталык (№ 51), 5) Реджеб-бий (№ 49), 6) Арзу-Мухаммед-батыр (№ 7), 7) Сын Турум-бия Шир-Мухаммед (№ 24), 8) Адиль-бий (№ 4), 9) Торе-Мурад-бий (№ 25), 10) Кули(?)-бек (№ 64), 11) Девлет-Назар-бий (№ 44), 12) Бек-Пулад-бий (№ 18), 13) Мухаммед-Нияз-бий (№ 71), 14) Ходжа-Ахмед-бий (№ 36), 15) Ак-Мухаммед-бий, сын Отепа (№ 10), 16) Мухаммед-Садык-бий (№ 69), 17) Махмуд-Нияз (№ 74), 18) Мулла Турум-бий (№ 76) 19) Махмуд-ясаулбаши (№ 75)

Основания датировки см Введение, стр. 20

(1 — 3) *Слугам миродержавного двора2 сияющего солнца-небосвода султаната, сверкающей жемчужины в короне халифата, творящего чудеса справедливости и доброты, воздвигающего знамена спокойствия и безопасности, тени бога, — да будет моя душа и душа обоих миров жертвой за него, — повелителя верующих, его величества, — да сохранит его господь всевышний от бед и несчастий, — тысячекрат (4) униженно докладывается следующее. Хвала и благодарение Аллаху, благодаря славе его величества, могущественного по природе, (5) в этих местах не слышно никаких неподобаю­щих вестей. В благоденствии (6) и спокойствии подданные [109] (***) благословляют его и возносят за него молитвы.

Во-вторых, (7) следующее: мы сказали каракалпакскому на­роду, чтобы они выставили по-прежнему3 2000 конных нуке­ров. Тогда бии (8) сказали: «Три года тому назад4 мы обращались с просьбой к его величеству относительно салгута [и говорили:] (9) Простой народ (***) весь погибает от голода и разорения; если вы не возьмете нукеров, то общи­ми силами (10) мы уплатим салгут, если же вы возьмете нукеров, то мы не сможем уплатить салгут, (11) простой народ (***) не в состоянии. На это его величество повелел: (12) если так, то мы не возьмем нукеров, а *прежний салгут5 уплатите. После этого (13) мы все стали *плателыциками салгута6. Теперь для караулов и подобной этому (14) службы7 мы можем дать 400 всадников, а если его величество прикажет дать нукеров, (15) то мы еще дадим нукеров». Так сказали все бии и народ (***), а (16) его величество волен приказывать. О чем и написано это донесение. Виноват! Виноват!

[110] 15

1866 г., февраля 17. Распоряжение (мехтера?) Махмуду ясаулбаши о снижении общей суммы салгута с каракалпаков с 20000 тилля до 17000.

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 453, л. 3. Подлинник. Размер 12x17 см. Левый нижний угол, на котором на оборотной стороне была оттиснута печать, оторван. 9 строк.

Основания датировки см Введение, стр. 20 — 21.

(1) Он!

(2) Преданному и усердному Махмуду-ясаулбаши да будет, ведомо, что (3) беглербеги, аталыки, бии, наибы, ага и старшины (***) племени каракалпаков (4) послали его величеству, да продлится его могущество, прошение о том, чтобы немного снизить 1 салгут *и за этот год 2. (5) Его величество, да продлится его могущество, удовлетворив их просьбу, (6) из 20 тысяч тилля простил 3 тысячи тилля. (7 — 8) Теперь, как только получите это письмо, [выполняйте приказ...?]3 его величества, да продлится его могущество: 3 тысячи тилля простите и 17 тысяч тилля возьмите. (9) 1 шавваля, в субботу...3

[111] 16

1886 г., май — 1867 г., май. Прошение хивинскому хану от каракалпакских биев о сохранении общей суммы салгута с каракалпаков в размере 15 000 тилля.

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 453, л. 1. Подлинник Размер 19,8х23,7 см. 10 строк.

На обороте приложено 16 печатей: 1) Беглербеги Кабиль (№ 20), 2) Худай-Назар-беглербеги (№ 35), 3) Аталык Эр-Назар, сын Кабиль-бия (№ 3), 4) Срым-аталык (№ 51), 5) Мулла Махмуд-аталык (№ 78), 6) Ораз-Мухаммед-аталык (№ 13), 7) Адиль-аталык (№ 58), 8) Мухаммед... ходжа (№ 68), 9) Шир-Мухаммед-наиб (№ 55), 10) Реджеб-бий (№ 49), 11) Чин-батыр (№ 29), 12) Мулла Турум-бий (№ 76), 13) и 14) — не читаются, 15) Мухаммед-Садык-бий (№ 69), 16) Худай-Берсын (№ 33).

(1) Он!

(2 — 4) Высокой особе и высочайшему двору султана султанов [нашего] времени, хакана хаканов [всех] стран, источника справедливости и правосудия, уничтожителя несправедливости и притеснения, тени бога, то есть его величества хорезмшаха, — да продлится его высочайшая власть, да будут наши души и душа обоих миров жертвой за него, — ничтожные, тысячекрат немощные и сокрушенные, бесконечно нуждающиеся и несчастные (5) со страхом и робостью всеподданнейше докладывают следующее. Хвала и благодарение Аллаху, (6 — 7) наш народ — большие и малые, от семи лет до семидесяти — все заняты молитвами за вас. О боже, внемли их молитвам! Аминь. О господин обоих миров! Во-вторых, докладываем, что его подданные говорят: если салгут, (8) по его повелению, будет 15000 тилля, то они будут довольны; таково было и повеление *пребывающего в раю покойного государя1; (9 — 10) больше мы не в состоянии [уплатить]. Ва­ша воля — повелевать. Если в чем ошиблись, то надеемся на прощение. Виноват! Виноват! 1283 [г.].

[112] 17

1862 (не ранее июля) — 1872 гг. Запись о салгуте, полученном с каракалпаков .

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 423, л. 28. Подлинник. Размер 9,5x10,5 см. 5 строк. Оборот пустой. Основания датировки см. Введение, стр. 21.

(1) 14500 тилля. 130 тилля — 6 лошадей1. (2) [За] Кабилем-беглербеги осталось 51 ½ тилля. (3) [За] кайчилы Пирим-бием осталось 76 ½ тилля. (4) [За] балгалы Шах-Мурад-бием — 34 тилля. [За] кара-мойыном Аллак-бием — 30 тилля. (5) [За] биями [рода] еки-шейх — 18 тилля. *Еще 160 тилля2. Всего 15000 тилля.

[113] 18

1870 г., апрель — 1871 г., март. Запись о салгуте, полученном с каракалпаков .

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 423, л. 16. Подлинник. Размер 11x17 см. 3 строки. Оборот пустой.

(1) 1287 [год], соответствующий году лошади. 14 845 тилля. (2) 5 лошадей1 с полной сбруей (***) — 115 тилля. *3а Кабилем-беглербеги2 40 тилля. (3) Всего 15000 тилля.

[114] 19

1871 г. (не ранее сентября) — начало 1872 г. Прошение мехтеру от каракалпакских биев о снижении общей суммы салгута с каракалпаков с 20 000 тилля до 15 000.

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 453, л. 2. Подлинник. Размер 16x15,6 см, лист суживается книзу. 10 строк.

На обороте приложено 15 печатей: 1) Дост-Мухаммед (№ 40), (2) Ноубетулла (№ 80), 3) Осман (№ 60), 4) Торе-Нияз (№ 27), 5) Хабибулла (№ 30), 6) Девлет-бай-бий (№ 42), 7) Беглербеги Кабиль (№ 20), 8) Худай-Назар-беглербеги (№ 35), 9) Аталык Эр-Назар, сын Кабиль-бия (№ 3), 10) Арзу-Мухаммед-аталык (№ 6), 11) Ораз-Мухаммед-аталык (№ 13), 12) Адиль-аталык (№ 58), 13) Девлет-Назар-аталык (№ 43), 14) Бек-Мухаммед-наиб (№ 23), 15) Торе-Нияз-бий (№ 26).

Основания датировки см. Введение, стр. 21.

(1) Отмеченному добротой разуму мехтер-аги — да продлится его власть, — суть которого — милосердие и природа которого — великодушие и сострадание, ангельского естества, — эти ничтожные, (2) издавна молящиеся [за вас], докладывают следующее. Вам уже известно, что, (3 — 4) как только ваши подданные каракалпаки узнали от вас высочайший приказ его величества о том, что их салгут составляет 20 тысяч тилля, (4 — 5) они не оставляют нас в покое, высказывая свое огорчение и расстройство и [настаивая], чтобы мы сообщили [об этом] его величеству, надеясь на его милость. (6) Теперь наша просьба к вам, господин, и прошение тех, кто является подданными, [заключается в следующем]: (7 — 8) если вы, ссылаясь на прошение подданных, напишите [хану] о том, чтобы он приказал из упомянутых 20 тысяч тилля 5 тысяч тилля [нам] простить и, по старому обычаю, брать 15 тысяч тилля, (9) то после пяти [обязательных] молитв мы все время будем молиться за вас. (10) О чем и написано это письмо. Привет вам и тому, кто следует правильным путем.

[115] 20

Конец 1872 — начало 1873 г. Реестр сбора налога салгут-кесме с каракалпаков.

ЦГА УзССР, ф. И-125, оп. 2, № 569 (= Иванов, № 131). Подлинник. Тетрадь без обложки, 15 лл. (записи начинаются с л. 1б1; лл. 13 — 15 не заполнены); размер 22x35,5 см. Основания датировки см. Введение, стр. 21 — 22. См. также: Иванов, Архив, стр. 218 — 221; Андрианов, Этническая территория, стр. 126 — 132 (перевод М. В. Сазоновой).

// Каракалпаки [арыса] кунграт (***)

*Баканлы-чеучейли (***) — 28 атлы2

Терис-тамгалы — *61 атлы3

140.4 Кабиль-беглербеги: 100, 35, 60, 35; всего 230. Диван [116] пулы5 уплатил (***) - 2 1/2 [тилля] — у него самого (***)6

20 атлы

100. Торе-Нияз-бий: 60, 40, 60, 40; всего уплатил 200(***)

20 атлы

100. Пулад и Бек-Ходжа-бий7: 36, 50, 14, *50, 468, 4; всего уплатил 200.

21 атлы

105. Сафар-Нияз-бий: 50, 45, 80, 2, 33; всего уплатил 210.

// Итого 4509.

Казаяклы — 70 атлы

25. Ходжа-Ахмед-бий: 30, 20; всего уплатил 50.

80. Нефес10 и Нукат (***): 100, 44, 13; всего уплатил 157; диван-пулы, [уплатил]; 3 тилля отдал Торе-Мураду (***).

[117] 80. Бай-Назар-бий: 20, 60, 47, 30, 3; всего [уплатил] 160: диван-пулы уплатил.

// 7511. Исмаил-бий: 50, 50, 40, 10; всего уплатил 150.

30. Мулла Ширим-юзбаши12: 41, 19; всего [уплатил] 60; диван-пулы уплатил 13.

6014. Абдулла-юзбаши-бий: 18, 30, 1, 10, 1; всего уплатил 60; 3 [тилля] — у него самого (***)15

Эр-Назар-бий: 20, 10, 15,7 ½,7 ½; всего уплатил 60. Ито­го 350 16.

Иргаклы — 59 атлы

7517. Ораз-бий: 60, 40, 25, 25; всего уплатил 150.

7518. Даниял-бий: 50, 40, 50, 10; всего уплатил 150.

// 7519. Аскар-бий: 120, 20, 10; всего уплатил 150.

7020. Султан.Мурад-бий: 40, 40, 50, 10; всего [уплатил] 140;. диван-пулы уплатил. Трое — 592 (***)21

Итого 29622.

[118] Баймаклы — 80 атлы

70. Мат-бий: 80, 60; всего уллатил 140.

65. Рахман-Берды-бий: 55, 20, 55; всего [уплатил] 130; диван-пулы уплатил.

33. Файзулла: 55, 11; всего уплатил 66.

// 33 [тилля] 6 теньга. Мансур-бий: 30, 23, 13 [тилля] 6 [теньга]53; всего уплатил 66 [тилля] 6 [теньга].

66 [тилля] 5 теньга. Тур-Мухаммед: 40, 66, 16, 10 (тилля] 5 теньга; всего [уплатил]132[тилля] 5 теньга; диван-пу­лы, уплатил.

66 [тилля] 5 теньга. Мангыт-бай: 115, 17 [тилля] 5 теньга; всего уплатил 132 [тилля] 524 [теньга].

33 [тилля] 6 теньга. Иш-Мухаммед-бай: 40, 15, 11; всего уплатил 66 [тилля] 6 теньга.

33 [тилля] 6 теньга. Джаны-Узак: 23, 20, 21 [тилля] 6 [теньга], 2; всего уплатил 66 [тилля] 6 теньга; 3 [тилля] — у него самого (***)25.

Итого 401 1/2 (***)26.

// Уйгур — 48 атлы

105 72. Кош-Назар-бий: 30, еще 20, 30, 20, 60, 70, 10, 7, 29, 13; [всего 289].

54. Оте-Нияз-бий: 30, 36, 40, 20, 11, 4, 25, 18, 7; [всего 191]27.

Всего уплатил[и] 48028.

[119] 54. Хал-Мухаммед.

26. Кул-Мухаммед.

Итого 239 ½ 29.

Тиекли — 29 атлы

146 [тилля] 12 теньга. Абулгази-бий: 50, 30, 90, 90, 60, 3; всего уплатил 293.

// [Садык-бий31. *1 [тилля] 12 теньга — у него самого (***)32

*Итого 146 [тилля] 12 теньга.

 [Всего] джаунгыр — 375 атлы (***)33.

* Колдаулы — 114 атлы34

151. Ораз-аталык: 100, 100, 85, 15; всего [уплатил] 300.

151. Шир-Джан-наиб: 120, 77, 7035, 20; всего [уплатил] 29836.

110. Эр-Мухаммед-бий: 42, 14, 26, 6 [тилля] 6 [теньга]; [все­го 88 тилля 6 теньга].

Карлы-бай37: 40; Чин-бий: 60, 32. Всего уплатил[и] 22038.

[120] // 110. Хал-Мухаммед-бий: 70, 60, 45, 25, 20; всего уплатил 220.

50. Самад-бий: 39, 21, 30, 10; всего [уплатил] 100.

Итого 57739.

Ачамайлы — 87 1/2 атлы

220. Торе-Мурад-бий40.

60. Мерген-бек: 40, 35, 30, 15, 10; всего [уплатил] 130; диван-пулы уплатил.

31. [тилля] 6 теньга. Досым40.

30. Яхшилык: 50, 10; всего [уплатил] 60; диван-пулы уплатил.

// 33. Торе-Мурад-бий40.

33. Мулла Ораз40.

31. Сексен-бай40.

Итого 437 1/241.

*Балгалы — 54 атлы42

270. Аскар-бий40.

Кош-тамгалы — 59 атлы

295. Арзы-аталык: 100, 110, 75, 15; всего уплатил 300.

Абдулла-бий и Арпан43-бий: 30, 30, 60, 5044, 70, 3044, 20; всего уплатил[и] 290.

Итого 295.

// Хандекли — 73 атлы

182 1/2. Дели-Джан-бий: 120, 60, 86, 48, 46, 5; всего упла­тил 365.

[121] 52 ½. Али-бай-бий: 60, 36, 8, 1; всего уплатил 105.

65. Дост-Мухаммед-бий: 40, 45, 60, 55, 7.

65. Бек-Нияз-бий: 15, 20, 15, 3. Всего Бек-Нияз [и] Дост-Му­хаммед [уплатили] 260. Диван-пулы уплатил[и].

Итого 365.

Муйтен — 54 атлы

270. Султан.Мурад-бий45: 50, 50, 40, 115, 8, 2; всего уплатил 265.

Тур-Мухаммед: 15, 50, 40, 31 [тилля] 6 [теньга]; всего уплатил 136 [тилля] 6 [теньга].

// Ай-Мухаммед-бий: 20, 50, 30, 38 [тилля] 3 [теньга]; всего уплатил 138 [тилля] 3 [теньга].

Итого 27046.

Кара-мойын — 56 атлы

6047 Аллак-бий: 2448, 21, 1349, 37, 5, 4050; всего уплатил 140 51.

60. Бек-Назар: 74, 56, 10; всего уплатил 140.

110. Аман-бай: 15, 40, 20, 50, 15, 100, 40; всего [уплатил] 28052.

Итого 280.

 [122] Кыят — 87 1/2 атлы

177. Садык-бий53.

Нур-Мухаммед 53.

// 177. Кадыр-Берген 53.

88 1/2. Абдулла-юзбаши 53.

Итого 442 ½.

*[Всего] атлы чуллук — 585 (***)54

Итого [арыс] кунграт (***) — 4802 [тилля]55.

// (Племя (= арыс) он-торт уруг

Анна — *37 1/2 [атлы] (?)56

187 1/2. Ярман-бий: 40, 35, 20; *всего уплатил 95 57.

Бек-Назар-бий: 20, 37, 33; всего уплатил 90.

Сейид-Ахмед-бий: 2058, 45, 39, 16; всего уплатил 120.

Эрис-Назар-бий: 20 59, 30, 20; всего уплатил 70.

Итого 187 ½ 60.

 [123] Ай-теке — 37 1/2 атлы

187 1/2. Мухаммед-Риза-бий: 42, 43, 20; всего уплатил 105.

Худай-Берген-бий61: 75, 9, 11; [всего 95].

// Мирза-юзбаши62.

Аллам-Берген-бий62.

Курбан-Ходжа-бий: 45, 75, 55. Всего уплатил[и] 37563.

Итого 174 64.

Черучи-хытай — 37 1/2 атлы

174; 187 ½. Адиль-аталык65.

Худжум66-бий: 20, 50, 69, 40, 8 ½; всего уплатил 187 1/2.

Хасан-бий и Адиль-аталык: 14, 9, 100, 50, 14 ½; всего уп­латили 187 ½. [Всего] 375.

Итого 174.

// Манджули-хытай67

260. Адиль-аталык: 130, 261, 26, 103; всего [уплатил] 520. Итого 260.

Аралбай-хытай 67

260. Исмаил-бий: 120, 30, 32, 24, 25, 9; всего уплатил 240.

Джанат-бий: 35, 30, 5; всего уплатил 70.

Мулла Толеп-юзбаши: 50, 40, 30, 20; всего уплатил 140.

[124] Туран(?)-бий: 30, 27, 11; всего уплатил 7068. Итого 260.

// Беш-сары хытай — 52 атлы

260. Шаим-бий: 80, 50, 2, 6; всего [уплатил] 14069.

Али-бек-бий 70: 90 71; всего уплатил 90.

Аман-Джол, Бай-Назар, Абдухайр-бий: 49, 61, 80, 80, 12, 8; всего уплатил[и] 290.

Итого 260.

Кайчилы-хытай — 52 атлы

260. Алла-Назар-бий: 50, 45, 36, 9; всего [уплатил] 140.

Отеген-бий: 30, 70, 40; всего уплатил 140.

Нефес-бий: 53, 45, еще 10, 29; всего [уплатил] 137.

// Пирим-бий: 30 72, 5073, 10 74, 10, 3; всего (уплатил] 103.

Итого 260.

Казаяклы-хытай — 52 атлы

260. Абдушариф-бий: 35, 104, 9075, 5075, 20, 56, 36, 19, 3875, 5, 7; [всего 460].

Абулгази-бий-юзбаши: 60. *Израсходовано (***)76.

[125] Диван-пулы уплатил 77. Всего [уплатили] 520.

Итого 260.

Куйын — 37 1/2 атлы

230; 187 ½ 78. Торе-Нияз-бий: 136, 50, 25, 4; всего уплатил 215.

Мулла Эвез: 16, 80, 64; всего уплатил 160.

Итого 230.

/10а/ Еки-шейх хытай — 36 атлы

180. Хабибулла-бий, Иш-Берген-бий 79: 30, 35, 48, 42, 25; все­го уплатил[и] 180.

Айд-Мухаммед-бий: 20, 45, 15; всего [уплатил] 90; диван-пулы уплатил.

Хыдыр-Нияз-бий: 70, 20; всего уплатил 90.

Итого 180.

Всего (***) [племя хытай] — 2232 80.

Канглы81

125. Турсун-бек-бий: 70, 70, 27, 38, 20, 15; всего упла­тил 240.

155 1/2; 12582. Махмуд-бий: 170, 80; всего уплатил 250.

160; 12583. Ниметулла-бий: 39, 30, 70, 112, 9; всего упла­тил 260. Иш-Мухаммед 84

Всего (***) канглы — 375.

 [126] /10б/ Кыпчак

110. Девлет-Назар-аталык: 110, 30, 20, 50, 10; всего упла­тил 220 [тилля] 6 теньга.

65. Хани-Яр-бий: 70, 5085; 50; всего [уплатил] 170; диван-пу­лы уплатил.

106 ½ 86. Палван-Нияз-бии: 50, 4587, 1088.

27 1/2. Ябу Хураз 89: 46, 9.

Малолетний сын Бек-Мухаммеда (***): 40, 15.

Хаджи-бий(?)90: 10. Всего [уплатили] 22591. Диван-пулы уплатили.

52 1/2. Отеп-Берген 40, 45, 20; всего уплатил 105.

/11а/ 110 1/2. Пир-Мухаммед-бий: 20, 3092, 1093, всего [уплатил] 60; диван-пулы уплатил.

Салтыр Ходжа-Мурад: 5094, 55; всего [уплатил] 105; диван-пулы уплатил.

40. Тангсык-ходжа: 71, 9; всего [уплатил] 80; диван-пулы уплатил.

*Хал-Мухаммед-бий 95

16 атлы [рода] басар... (***)96

[127] 80. Бек-Нефес-бий: 45, 45, 30, 40; всего [уплатил] 160; диван-пулы уплатил.

70. Кул-Мурад-бий: 10097, 40; всего уплатил 140.

60. Худай-Берсын-бий: 50, 50, 20; всего [уплатил] 120; диван-пулы уплатил.

Иштек — 14 атлы98.

/11б/ 52 1/2. Джагалтай Девлет-Назар-бий: 50, 40, 15; всего уплатил 105.

Всего кыпчак (***) 746 1/2.

Мангыт

135. Халык-Назар-бий: 3399, 148, 70, 19100; всего уплатил 270.

97 1/2. Ноубетулла-би1: 100, 60 101, 35; всего [уплатил] 195; диван-пулы уплатил.

128. Мулла Сейид-Назар. 12 102, 23 103, 21, 78, 42, 43, 34, 3; всего уплатил 256.

105 ½ 104. Юсуф-бий: 12105, 36106, 35, 15, 55, 55, 3; всего уплатил 208 107.

125 1/2. Чин-Мухаммед-бий: 90, 26, 56; всего уплатил [172]108. /12а/

[128] 68 ¼ 109. Дост-Мухаммед-бий: 45, 40, 30, 2, 20; всего уплатил 137110.

83. Девлет-бий: 24111, 110, 16, 36, 52, 6 ½; всего уплатил 416 ½, вместе с Чин-Мухаммедом (***).

58 3/4. Таджи-Мурад-бий: 30111, 60, 27 ½; всего уплатил 117 1/2

185 1/4 Срым-бий [и] Инаятулла112: 40111, еще 60, 130, 70, 70, 2 1/2, всего уплатили 372 ½. 37 1/4 атлы (***).

50. Исмаил-бий: 20111, 40, 30, 10; всего уплатил 100.

75. Девлет-Яр-бий: 30111, 30, 40, 40, 10; всего уплатил 150.

Всего мангыт (***) — 1111 ¼ 113.

/12б/ Кенегес

740. Эр-Назар-аталык: 500, 300, 400, 150. Уплатил 3 [тилля] диван-пулы (***).

Девлет-бай-бий: 130.

Итого он-торт уруг (***) — 5204 [+?] 3 [+?] 4 [тилля]114.


 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад Kamal написал:

упоминание "ак ойлы" скорее всего нужно искать в другом.

Кара́-Коюнлу́ и Ак-Коюнлу́ Вики

Цитата

 

1375 — 1468 годы Кара́-Коюнлу́ (тюрк. «чернобаранные» по изображению на знамени тамги кара-коюн) — объединение (племенная конфедерация) огузских тюркских кочевых племён во главе с шиитской туркоманской[4][5][6][7] династией из огузского рода Ивэ, существовавшее в XIV—XV веках в Передней Азии, на территории современных Азербайджана, Армении, Ирака, северо-западного Ирана и восточной Турции[8].

Ивэ (азерб. Yıva, тур. Yıva) — одно из 24-х огузских племен из крыла Учок, колена Дениз-хан. По утверждению Махмуда Кашгари, четвёртое по степени старшинства из племен огузов.

 1468 — 1501 годы Ак-Коюнлу́ (новые Коюнлу́, тюрк. дословно «белобаранные») племенная конфедерация туркоманских племён[2][7][8], под главенством племени баяндур, которые правили в восточной Анатолии и западном Иране до завоевания Сефевидами в 1501—1503 годах

Согласно Энциклопедии Ираника, именно Кара Осман (старый? или великий Осман) считается реальным основателем государства Ак-Коюнлу.

 

Цветом -ИМХО.
Ак - новые
"ак ойлы" -имеющие новый дом.
"кара ойлы" - коренная часть племени или буквально стационарный дом: ДОМ по значимости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад Kamal написал:

Мне бы побольше информации о превращении "каракалпаков" от сословия к этносу

меня сейчас больше волнуют два вопроса:

1. когда кытаи вошли в состав каракалпаков, связаны ли они с ногайскими (хатай-хабчаки) и узбекскими (мианкальскими) кытай-кыпчаками?

2. кто был первым носителем этнонима каракалпак - конграты с Приаралья и Хорезма или пришельцы из Дешти-Кыпчака?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад Kamal написал:

Дуальные организаций, делением на два крыла хорошо видно в каракалпакской родоплеменной структуре, во-первых два Арыса, дальше конраты делятся на две части (шуллук и жаунгыр), мангыты-кенегесы, китай-кипчаки.

слышали о жайыкбойлы (с Жаика) каракалпаках?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад кылышбай написал:

кто был первым носителем этнонима каракалпак ... пришельцы из Дешти-Кыпчака?

На руси были официально колбяги (Правда Русская), а неофициально по летописям -"черные клобуки" - презрительное прозвище от половцев. Поэтому вряд ли их в документах их именовали каракалпак.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, башгирд said:

Кара́-Коюнлу́ и Ак-Коюнлу́ Вики

Цветом -ИМХО.
Ак - новые
"ак ойлы" -имеющие новый дом.
"кара ойлы" - коренная часть племени или буквально стационарный дом: ДОМ по значимости.

У каракалпаков четко делилось "там" (стационарное жилище), "кара уй" (переносное жилище, юрта), это связано с полукочевым образом жизни. Но могу предположить, что "ак ойлы" может быть и о богатых хозяев домов, ведь не говорится "ак ой" означающий (белый дом), а "ак ойлы", что переводится буквально "имеющий особый дом", то есть, говорят о ком-то. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, кылышбай said:

меня сейчас больше волнуют два вопроса:

1. когда кытаи вошли в состав каракалпаков, связаны ли они с ногайскими (хатай-хабчаки) и узбекскими (мианкальскими) кытай-кыпчаками?

2. кто был первым носителем этнонима каракалпак - конграты с Приаралья и Хорезма или пришельцы из Дешти-Кыпчака?

1. вот, знать бы, когда именно каракалпаки стали называть себя народом.

2. Лично склоняюсь к мнению, раз уж каракалпаки упоминаются в 14 веке как переселенцы с Крыма и Причерноморья, то они как таковые существовали как минимум с 13 века. Дешти-Кипчакские официально пришли в конце 18 века и смешались с аральцами, так что, скорее всего этноним носили и те, и другие.

3. Интересное сообщение о конратах: http://www.proza.ru/2011/05/23/999

Quote

 

Разные нарративные источники приводят и различную структуру рода «Кунград», одни упоминают о 96 племенах, другие о 16-ти. Есть и версии с 8 племенами, приведенная ниже:
Арыс (Род) Кунград

Подразделяется на племена:
- Ашамайлы
- Балгалы
- Кандекли
- Карамойын
- Кият
- Колдаулы
- Костанбалы
- Муйтен
- отделение племени жаунгыр

 

Рода входящие в состав арыса «Кунград»:
- Баймаклы
- Казаяклы
- Треристанбалы
- Тиекли
- Уйгуры
- Ыргаклы

Род «Кунград» имеет большую территорию расселения, от реки Волга и Тагил, до Сырдарьи, Амударьи, Байсуна, городов Туркестан, Казалинска, Термеза, Хивы, Мазари-Шарифа (Северный Афганистан).

Тюркский род «Кунград» делился на пять под родов:
- Канджигалы
- Куштамгалы
-Уактамгалы
-Кыр
- и младший под род Оинлы

Каждый из этих под родов в свою очередь делился на свои под-под рода, насчитывающий в общем около 43 иерархических единиц. В общей сложности один только род «Кунгират» включает в себя более 500 различных родовых колен, а вместе с под под иерархическими структурами численность рода, достигает нескольких тысяч единиц. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...