Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

20 hours ago, Турист said:

Потанин слово калмык возводит к киргизской кости Качабак от монгольского слова хапбагай «колпица». Вариант Потанина прекрасно вписывается в цепь вариантов калб, который, как кажется, развился в двух направлениях: /калби - кальбин - кальмин - кхальминг - хальмиг - хальмыг / Калб - калбум - калба - калабак - калбак - калмак - калмык.

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/problema-slozheniya-dialektnoy-sistemy-kalmytskogo-yazyka-i-ee-funktsionirovanie#ixzz4S5qPh6Ls

Ув. Турист, в чем суть в этой цепи вариантов? Потанин из каракалпаков выводит калмыков или из калмыков делает каракалпаков? Прокомментируйте, пожалуйста. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 hours ago, Турист said:

Я не знаю. ..

Калмыки называли каракалпаков "хара-халбаками". По архивным источникам, большая группа каракалпаков проживала в северо-восточных границах нынешнего Казахстана и подчинены были Тауке хану. Видимо, об этих каракалпаках идет речь, когда говорят о союзе казахов, кыргызов и каракалпаков под знаменем Тауке хана и возможно этой группой каракалпаков правил Табурчак султан из Кучумовичей. 

http://ostrog.ucoz.ru/publikacii_2/4_47/4_47_141.htm

Quote

 

Стольник спрашивал: от Ямышева де озера до Ясу города живут ли какие кочевные иноземцы и буде живут под чьим они владением?

Посланцы говорили: от Ямышева де озера до Ясу города живут кочевные иноземцы; называют де их хара халбаки, а ясаку де не платят никому, живут в захребетье, а сказывают они будто платят ясак казачью владельцу Теука хану. А едучи де от Ямышева озера до Ясу города, рек и гор великих нет, а водою нужда не возмет, а Ямышево де озеро и около озера степи были искони вечно Бушухту хана их, а ныне де то озеро великих государей. А от Ямышева де озера вниз по Иртышу реке во кочевных ево Бушухту хановых телеутцких Кукан батура езду десять дней, ево-ж де Бушухту ханова степь и доныне, /л. 215/ А от урочища де породные калмыцкие земли от Алтая на низ по Иртышу до Ямышева озера кочюют де калмыки ево ж Бушухту хановы.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

KAMAL,

я недавно приводил информация о том как калмыки называли "кара-калпаков" и вроде "хар-манhд"

А  "хара-халбаками" по-вашему называли джунгары, получается "алтаизм или тувинизм" что очень интересно !

Напоминаю, что Калмыки появились в 1771 г. ,  они прямые наследники Торгоутской орды.

Мне просто вам Аксакалу неудобно такое писать, т.к. Вы должны знать !

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 hours ago, Турист said:

KAMAL,

я недавно приводил информация о том как калмыки называли "кара-калпаков" и вроде "хар-манhд"

А  "хара-халбаками" по-вашему называли джунгары, получается "алтаизм или тувинизм" что очень интересно !

Напоминаю, что Калмыки появились в 1771 г. ,  они прямые наследники Торгоутской орды.

Мне просто вам Аксакалу неудобно такое писать, т.к. Вы должны знать !

Читал у Трепавлова, что калмыки называли каракалпаков "кара мангытами", как-то близко с Вашей информацией.

Я незнаю на каком языке говорили джунгары, думаю, что на близком к калмыцкому. С другой стороны, если калмыки появились после 1771 года, то каракалпаки известны по крайней мере с 1598 года. Непонятно, что имел виду Потанин?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне знаком этот документ с показаниями джунгарских послов. Однако на карте Рената каракалпаки в том регионе отсутствуют, на их месте Kosakski horda.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Турист сказал:

Напоминаю, что Калмыки появились в 1771 г. ,  они прямые наследники Торгоутской орды.

 

А в Торгоутской орде что не калмыки жили?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Le_Raffine сказал:

 

А в Торгоутской орде что не калмыки жили?

Еще один ученый по-русски не понимает )))

Вы сторонник Великой Калмыкии от Волги до Китая в 18 в. ?

Вы хасг или kasache ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему для людей с "учеными степенями" надо100 раз писать одно и тоже ? 

Кама написал : "Калмыки называли каракалпаков "хара-халбаками""

Я возразил. По-вашему в Джунгарии жили калмыки ? 

Если русские называют немцев немцами (немыми), то они немые ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Le_Raffine said:

Мне знаком этот документ с показаниями джунгарских послов. Однако на карте Рената каракалпаки в том регионе отсутствуют, на их месте Kosakski horda.

В документе речь о каракалпаках конца 17 века, а Ренат составлял карты не раньше 30-х годов 18 века. За это время каракалпаки могли сместиться в любом направлении. Да и "актабан шубырынды" 20-х годов тоже могли внести свои коррективы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Kamal сказал:

В документе речь о каракалпаках конца 17 века, а Ренат составлял карты не раньше 30-х годов 18 века. За это время каракалпаки могли сместиться в любом направлении. Да и "актабан шубырынды" 20-х годов тоже могли внести свои коррективы.

 

Да именно. Вот самое интересное как раз в том когда произошло это самое смещение. Плюс интересно когда каракалпаки появились в Центральном и Северном Казахстане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

39 minutes ago, Le_Raffine said:

 

Да именно. Вот самое интересное как раз в том когда произошло это самое смещение. Плюс интересно когда каракалпаки появились в Центральном и Северном Казахстане.

Вообще, все каракалпаки, упоминаемые в документах это лишь группы (большие и малые), а более централизованными они стали с момента правления Ишим Мухамеда, примерно с 1714 по 1725 годы. Вполне возможно, в этот же период часть североказахстанских примкнули к нему же. Ишим Мухамед стремился объединить всех разрозненных групп каракалпаков, для чего он посылал своих гонцов во все уголки степей. А вообще, в Центральном и Северном Казахстане группы каракалпаков появились во второй половине 16 века, большая группа была присоединена к Тауекелю в окрестностях Улытау. В этот же период другая часть оставалась подданными Бухары, третья и т.д. группы - в Сибири, Хиве и Аральских владениях. В какой-то период Ишим Мухамед правил и Хивой, но обосновался все-таки на Сырдарье, где каракалпаки были более централизованы, видимо он выбирал, где лучше ему создать свое сильное или по крайней мере вполне конкурентоспособное государство. Ему это в большей степени удалось. Но война с джунгарами перечеркнула все его планы, а сам он скорее всего погиб в бою, хотя достоверно неизвестно. В 1725 году состоялось крупное сражение с джунгарами, где каракалпаки потерпели разгромное поражение. После этого об Ишим Мухамеде нет никаких сведений. 

Словом, те каракалпаки, что в джунгарских документах упоминаются - это не все каракалпаки, а лишь часть. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По фрагментам, упоминаемых в документах можно восстановить общее положение дел каракалпаков до 1725 года. В этом году состоялось последнее крупное сражение каракалпаков с джунгарами, которое закончилось для каракалпаков поражением, а хан (Ишим Мухамед) больше не упоминается. Тут интересен один момент: каракалпаки нижнего течения Сырдарьи (далее - Нижние каракалпаки) удержались с огромным для каракалпаков количеством войск. На момент 1743 года не считая погибших в войне с калмыками, у них скопилось до 25 тысяч воинов, а если убрать возможных ополченцев, снаряженных для борьбы с казахами, то воинов всеравно не меньше 15 тысяч.

Возвращаясь к 1725 году - в ходе сражения с джунгарами войска Нижних каракалпаков могли стоять в резерве и вовсе не вступать в бой, такое как версия возможно. Если так, то почему они не вступили в бой? Тут могут быть различные версии - приказа не было; был приказ на отступление; был убит хан и связанное с этим прекращение дальнейших боевых действий... Последняя версия вроде логична - джунгары тоже могли пойти на временное перемирие в надежде, что в связи со смертью хана каракалпаки полностью войдут в их подданство. А на самом деле Нижние каракалпаки, руководимые этими же военачальниками, приняли совсем другое решение - объединились с Абулхаиром. Это лишь мое мнение за неимением каких-либо письменных сведений о сражении 1725 года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вопрос к Kamal: в середины 16 в. каракалпаков собственно я так понял скорее всего еще не было. генетические предки нынешних каракалпаков тогда были рассредоточены разными племенами и родами по всему Дешти Кипчаку или все же уже тогда в сфере влияния Ногайского или Сибирского юртов зарождался некий союз - основа будущего каркалпакского этно-политического ядра?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 minutes ago, кылышбай said:

вопрос к Kamal: в середины 16 в. каракалпаков собственно я так понял скорее всего еще не было. генетические предки нынешних каракалпаков тогда были рассредоточены разными племенами и родами по всему Дешти Кипчаку или все же уже тогда в сфере влияния Ногайского или Сибирского юртов зарождался некий союз - основа будущего каркалпакского этно-политического ядра?

Основываясь исследованиями Г.А. Федорова-Давыдова можно предположить, что каракалпаки были рассредоточены по всему Дешти Кипчаку и сохранять свое самоназвание, но включенные в сферы влияния разных государствообразований внешне называться разными названиями. Но именно казахские источники озвучивают появление каракалпаков в Центральном Казахстане второй половиной 16 века. Поэтому полагаю, что после распада ЗО, в связи с разными политическими ситуациями, когда каракалпаки фактически в основном вынуждены были воевать самим собой, т.к. находились они и в Бухаре, и в Казахском ханстве, и в Сибири, и в Хиве и т.д., в конечном счете выбрать более оптимальный вариант для себя - объединиться. Первый зачаток этого объединения проделал опальный лидер каракалпаков Абдал Гаффар в 1601-1605 гг, когда каракалпаки захватили в свои руки Туркестанский вилает сделав Ташкент своей столицей. Такое может проделать не какое-нибудь немногочисленное этно-политическое ядро, а огромная масса воинов, закаленных и собранных из разных уголков Дешти Кипчака. Вывод тут один - каракалпаки также существовали за весь период существования Золотой Орды, а не появились просто так в конце 16 века. Есть документ от 1742 года, когда Нижние каракалпаки говорят о себе, что они пришли из Волги для разорения Бухары 260 лет назад, а это конец 15 века и согласуется деятельностью Мухаммеда Шейбани и его союзом с мангытами. Возможно под мангытами подразумеваются как раз таки каракалпаки, истинное самоназвание которых стало известно казахам только во второй половине 16 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

мангыты после ЗО это обычно Ногайский юрт во главе с эдигеидами. возможно что каракалпаки долго время были неотъемлимой частью Ногайской Орды и после ослабления и раздробления оной выделились как самостоятельная единица? аргументом в пользу этой гипотезы может быть сохранение в памяти каракалпаков эпосов об Эдиге и язык, идентичный ногайскому

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, кылышбай said:

мангыты после ЗО это обычно Ногайский юрт во главе с эдигеидами. возможно что каракалпаки долго время были неотъемлимой частью Ногайской Орды и после ослабления и раздробления оной выделились как самостоятельная единица? аргументом в пользу этой гипотезы может быть сохранение в памяти каракалпаков эпосов об Эдиге и язык, идентичный ногайскому

Да, официальной историей под мангытами подразумеваются именно ногайцы, но в каракалпакском шежире нет рода "ногайли", хотя есть мангыты. Стало быть, каракалпаки себя не причисляли к ногайцам как этнониму, а были причислены к ним как составляющее население Ногайской Орды. А стимулом выделиться как самостоятельная единица послужили и раздробление НО, а в большей степени то неудобство, когда родственные племена, будучи в составах разных ханств становились друг против друга как враги. Бесконечно это не могло продолжаться, когда-нибудь каракалпаки должны были сказать свое веское слово, что и продемонстрировал Абдал Гаффар. Ведь, огромная часть каракалпаков служила казахскому Тауекелю во время его дружбы с бухарским Абдуллой, а когда Тауекель принял русскую сторону и вознамерился пойти против Бухары, каракалпаки ушли от него. Правда, казахские историки считают, что каракалпаки нечаянно убили сына Тауекеля и бежали от возмездия, но истина все-таки по-моему в нежелании каракалпаков пойти против своих же. Кстати, именно с уходом каракалпаков от Тауекеля и присоединением их к бухарским, каракалпаки собрали достаточно военной силы, чтоб самим завоевать весь Туркестан. Здесь и прочно закрепилось то самосознание, что каракалпаки это отдельный народ, имеющий право на отдельное государство.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.gumilev-center.ru/kirgizy-buddisty/

"Род калмак или сарт-калмак тянь-шаньских кыргызов являются остатками джунгар, которые остались на Тянь-Шане после разгрома их цинской династией. Род баарын, присутствующий у тянь-шаньских кыргызов, находит соответствие с наличием у тарбагатайских кыргызов рода барын, однако известно, что род баарын тянь-шаньских кыргызов является родом монгольского происхождения, поэтому возможно, что этот род появился среди тарбагатайских кыргызов и от монголов. Учитывая вышеупомянутые сведения о происхождении рода калмак, сообщенные одним из информаторов, автор все же не исключает возможности наличия западно-монгольских этнических элементов у тарбагатайских кыргызов известных под родовым именем калмак и барын. Родовое название «каракалпак», которое нашло отражение в работе Кудайберген Кике улы, имеющий также название чотай, может быть искаженной передачей слова «кара-калмак» — так называли собственно джунгар – ойратов – западных монголов."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Турист сказал:

http://www.gumilev-center.ru/kirgizy-buddisty/

"Род калмак или сарт-калмак тянь-шаньских кыргызов являются остатками джунгар, которые остались на Тянь-Шане после разгрома их цинской династией. Род баарын, присутствующий у тянь-шаньских кыргызов, находит соответствие с наличием у тарбагатайских кыргызов рода барын, однако известно, что род баарын тянь-шаньских кыргызов является родом монгольского происхождения, поэтому возможно, что этот род появился среди тарбагатайских кыргызов и от монголов. Учитывая вышеупомянутые сведения о происхождении рода калмак, сообщенные одним из информаторов, автор все же не исключает возможности наличия западно-монгольских этнических элементов у тарбагатайских кыргызов известных под родовым именем калмак и барын. Родовое название «каракалпак», которое нашло отражение в работе Кудайберген Кике улы, имеющий также название чотай, может быть искаженной передачей слова «кара-калмак» — так называли собственно джунгар – ойратов – западных монголов."

по сарт-калмакам официальных источников должно быть много ибо они переселились к Иссык-Кулю относительно недавно (вторая половина 19 в.). они потомки синьцзянских ойратов, которые вместе с частью уйгуров и дунган переселились на территорию Семиречья после возврата Илийского края манчжурам.

баарынов можно проверить: нужно сделать несколько самых простых анализов баарынов с родословной на гаплогруппу Y-хромосомы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КЫЛЫШБАЙ, 

я привел чей отрывок как показатель того как "авторитетное меньшинство" "переписывает историю" "большинства", по крайней мере так я понял....

Сомнительно, что  род "кара-калпак" есть там и возможно это искажение "другой основы".

Интересно могли современные "кара-калпаки" появиться таким образом ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не хотел поднимать "старую тему".

Но я понял, что "Калмыки Верещагина-жертвы восстания дунган", которых "предположительно юзеры из КЗ" использовали для своей пропаганды, самим Верещагиным не относятся ни к торгоутам(кто если не они калмыки !), ни к элютам, что позволяет предположить их смешанный-переходный характер. 

Наверно эта группа моих братьев полутувинско- или полуалтайско- или полукыргызского происхождения. 

Однозначно, что на Волге они не жили ....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Турист said:

КЫЛЫШБАЙ, 

я привел чей отрывок как показатель того как "авторитетное меньшинство" "переписывает историю" "большинства", по крайней мере так я понял....

Сомнительно, что  род "кара-калпак" есть там и возможно это искажение "другой основы".

Интересно могли современные "кара-калпаки" появиться таким образом ?

Если "кара-калмаками" называли западных монголов, то видимо также называли и булгарских "монголов" (кара-калмаки) в европейских источниках. Но есть версии о каком-то промежуточном - тюрки-калмаки 14-16 веков.

А с другой стороны, "кара-калмак" и "кара-калпак" имеют совершенно разные значения - первый как бы "отстающий", другой - "головной убор с указанием цвета самого головного убора", тут по-моему путать одно с другом грешно и смешно. В Вашей ссылке автор не утверждает, что род "кара-калпак" и есть "кара-калмак" (западный монгол), а лишь указывает на созвучие слов. Род "кара-калпак" есть среди разных народов, но рода "кара-калмак" нет нигде, есть только род "калмак" и даже среди каракалпаков есть. А сами каракалпаки никак не могли появиться из-за какой-то путаницы, т.к. головной убор если он черного цвета, то он и везде будет головным убором черного цвета, разве что на разных языках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...