Перейти к содержанию
Noion

Название дней недели и месяца у казахов, тюрков и монголов

Рекомендуемые сообщения

25 минут назад, Kamal сказал:

Кстати, у мазарата Косай ате я был. Мне еще местный смотритель (каракалпак) легенду рассказывал, что в данном мазарате лежит Ер-Косай, его могилу смыло с левого берега на правый, и местные каракалпаки заново похоронили его на правом берегу. Он был якобы адайцем, при переправе через Амударью погибла вся его семья, а его самого спасли левобережные туркмены. Один знатный туркмен женил его на своей дочери и от него пошли туркмен-адаи. Вам знакома такая легенда? 

Да знакома, он был правой рукой Касым хана. Ближе к старости Касым хан его сильно обидел, по этому он собрал свой аймак и перекочевал ближе к Каракалпакам, потом все произошло так как вы написали. Ер Қосай мой предок.

  • Like 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Turkmen Aday сказал:

мазарат

 

Почему мазарат, а не мазар?

 

8 часов назад, Turkmen Aday сказал:

зиараи сделать

 

А что это?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кстати название самой недели казахи разных регионов называют по разному - апта, [бір] жеті, жұма.

В наших краях используют слово жұма.

 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Почему мазарат, а не мазар?

 

 

А что это?

 

Мазарат и мазар слова синонимы, зиарат это сходить проведать, почитать куран, на могиле предков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

07.09.2019 в 13:43, АксКерБорж сказал:

 

Да, эти фарсизмы чужды в сельской местности. Поэтому народ сельской местности в наших краях до сих пор называет дни недели по-русски: "пәнеделнек", "ыпторнек", "шетберк" и т.д.  :)

И только два из семи персизмов используются, но слега по другим причинам, это:

Сәрсенбі - среда, мы говорим "сәрсенбі - сәтті күн" (среда удачный день для совершения делов и поездок).

Жұма - пятница, мы говорим "жұмалық" - еженедельные поминки по умершему.

 

У вас называют словом жума неделю?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Turkmen Aday сказал:

Мазарат и мазар слова синонимы, зиарат это сходить проведать, почитать куран, на могиле предков.

 

Как интересно. :rolleyes: А у нас зират (не зиарат) это всё кладбище, а мазар у нас это надгробие в единственном числе и то только величественное, из камня.

 

2 часа назад, Le_Raffine сказал:

У вас называют словом жума неделю?

 

Да, у нас и в соседней Омской области. Акмолинская область если не ошибаюсь тоже так говорит.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Как интересно. :rolleyes: А у нас зират (не зиарат) это всё кладбище, а мазар у нас это надгробие в единственном числе и то только величественное, из камня.

 

 

Да, у нас и в соседней Омской области. Акмолинская область если не ошибаюсь тоже так говорит.

 

В каждой части Казахстана свои диалекты. У нас Мазар это малееькая могила, а Мазарат большая круглая. Зиарат етұ это пойти и прочитать куран на могиле предков.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 hours ago, Turkmen Aday said:

Да знакома, он был правой рукой Касым хана. Ближе к старости Касым хан его сильно обидел, по этому он собрал свой аймак и перекочевал ближе к Каракалпакам, потом все произошло так как вы написали. Ер Қосай мой предок.

Касым хан ведь в начале 16 века правил, а говорят, что каракалпаки появились только в конце 16 века. 

5 hours ago, Turkmen Aday said:

В каждой части Казахстана свои диалекты. У нас Мазар это малееькая могила, а Мазарат большая круглая. Зиарат етұ это пойти и прочитать куран на могиле предков.

Насчет мазара не помню, у нас по-другому называют, а зиярат - да, точно такой же ритуал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11.09.2019 в 19:11, Turkmen Aday сказал:

Зиарат етұ это пойти и прочитать куран на могиле предков.

 

В Южно-Казахстанской области тоже так говорят. Года три назад сам лично ездил в составе группы по святым местам - Сайрам, Туркестан, Арыстан-Баб и другим. И везде там говорили "зиярат".

У нас так не говорят.

Поехать на кладбище и прочитать дұға духам предков у могилы близкого человека мы называем "зираттың басында құран оқыту / оқу".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11.09.2019 в 23:14, Kamal сказал:

Касым хан ведь в начале 16 века правил, а говорят, что каракалпаки появились только в конце 16 века. 

Насчет мазара не помню, у нас по-другому называют, а зиярат - да, точно такой же ритуал.

Насколько я знаю Каракалпаки при Касыме ушли из Туркестана, из-за между усобной войны с Қоңыратами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, Turkmen Aday said:

Насколько я знаю Каракалпаки при Касыме ушли из Туркестана, из-за между усобной войны с Қоңыратами.

Это говорит о том, что не все каракалпаки в то время ушли из Туркестана, последние ушли только в конце 18 века. Поэтому в народе закрепилось понятие, что, когда в конце 18 века остатки Нижних каракалпаков присоединились к аральцам, то их, местные каракалпаки начали называть туркестанскими, то есть шло деление на местных и туркестанских каракалпаков. А если, среди местных не было бы каракалпаков, то и деление каракалпаков таким образом не состоялось бы. Местные аральцы называли бы их просто каракалпаками без обозначения их туркестанского происхождения. 

А я вообще имел ввиду документированные данные о каракалпаках, которые якобы появились в 1598 году (в конце 16 века) согласно реестра народов, подчиненных Бухарскому ханству. В других документах этого периода каракалпаки как отдельный народ не значатся, потому что никто из современников не перечислял наличие отдельных народов в составе других ханств, а все записывалось в преувеличение подвигов того или иного хана - если речь о казахском хане, то все казахи, если о бухарском, то все бухарцы, Хива, так - хивинцы. Но нам ведь известно, что ни одно событие 16 века не проходило без участия каракалпакских воинов. Ибо, зная, что каракалпаки долгое время проживали в туркестанском крае, а события 16 века были очень-таки непредсказуемы, нельзя думать, что каракалпаки в Туркестане в 16 веке были просто наблюдателями, а их участие в военно-политической жизни края никто и не заметил. Их просто "не заметили". Поэтому, нынче среди каракалпаков, узбеков и казахов постоянно происходят трения, но к сожалению исторически документированных сведений о нас фактически нет, поэтому каракалпакам просто вменяют ущербность (комплекс) малого народа. А ровным счетом, о каракалпаках начали говорить только тогда, когда те в начале 17 века самым "наглым образом" устроили инквизицию туркестанским чингизидам.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...