Turkmen Aday Опубликовано 10 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 10 сентября, 2019 25 минут назад, Kamal сказал: Кстати, у мазарата Косай ате я был. Мне еще местный смотритель (каракалпак) легенду рассказывал, что в данном мазарате лежит Ер-Косай, его могилу смыло с левого берега на правый, и местные каракалпаки заново похоронили его на правом берегу. Он был якобы адайцем, при переправе через Амударью погибла вся его семья, а его самого спасли левобережные туркмены. Один знатный туркмен женил его на своей дочери и от него пошли туркмен-адаи. Вам знакома такая легенда? Да знакома, он был правой рукой Касым хана. Ближе к старости Касым хан его сильно обидел, по этому он собрал свой аймак и перекочевал ближе к Каракалпакам, потом все произошло так как вы написали. Ер Қосай мой предок. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2019 8 часов назад, Turkmen Aday сказал: мазарат Почему мазарат, а не мазар? 8 часов назад, Turkmen Aday сказал: зиараи сделать А что это? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2019 Кстати название самой недели казахи разных регионов называют по разному - апта, [бір] жеті, жұма. В наших краях используют слово жұма. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 11 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2019 23 минуты назад, АксКерБорж сказал: Почему мазарат, а не мазар? А что это? Мазарат и мазар слова синонимы, зиарат это сходить проведать, почитать куран, на могиле предков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 11 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2019 07.09.2019 в 13:43, АксКерБорж сказал: Да, эти фарсизмы чужды в сельской местности. Поэтому народ сельской местности в наших краях до сих пор называет дни недели по-русски: "пәнеделнек", "ыпторнек", "шетберк" и т.д. И только два из семи персизмов используются, но слега по другим причинам, это: Сәрсенбі - среда, мы говорим "сәрсенбі - сәтті күн" (среда удачный день для совершения делов и поездок). Жұма - пятница, мы говорим "жұмалық" - еженедельные поминки по умершему. У вас называют словом жума неделю? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2019 7 часов назад, Turkmen Aday сказал: Мазарат и мазар слова синонимы, зиарат это сходить проведать, почитать куран, на могиле предков. Как интересно. А у нас зират (не зиарат) это всё кладбище, а мазар у нас это надгробие в единственном числе и то только величественное, из камня. 2 часа назад, Le_Raffine сказал: У вас называют словом жума неделю? Да, у нас и в соседней Омской области. Акмолинская область если не ошибаюсь тоже так говорит. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 11 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2019 1 час назад, АксКерБорж сказал: Как интересно. А у нас зират (не зиарат) это всё кладбище, а мазар у нас это надгробие в единственном числе и то только величественное, из камня. Да, у нас и в соседней Омской области. Акмолинская область если не ошибаюсь тоже так говорит. В каждой части Казахстана свои диалекты. У нас Мазар это малееькая могила, а Мазарат большая круглая. Зиарат етұ это пойти и прочитать куран на могиле предков. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 11 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2019 23 hours ago, Turkmen Aday said: Да знакома, он был правой рукой Касым хана. Ближе к старости Касым хан его сильно обидел, по этому он собрал свой аймак и перекочевал ближе к Каракалпакам, потом все произошло так как вы написали. Ер Қосай мой предок. Касым хан ведь в начале 16 века правил, а говорят, что каракалпаки появились только в конце 16 века. 5 hours ago, Turkmen Aday said: В каждой части Казахстана свои диалекты. У нас Мазар это малееькая могила, а Мазарат большая круглая. Зиарат етұ это пойти и прочитать куран на могиле предков. Насчет мазара не помню, у нас по-другому называют, а зиярат - да, точно такой же ритуал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Баха Опубликовано 11 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2019 9 часов назад, Le_Raffine сказал: У вас называют словом жума неделю? В Астане неделя-только жұма Пятница-тоже жұма 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2019 11.09.2019 в 19:11, Turkmen Aday сказал: Зиарат етұ это пойти и прочитать куран на могиле предков. В Южно-Казахстанской области тоже так говорят. Года три назад сам лично ездил в составе группы по святым местам - Сайрам, Туркестан, Арыстан-Баб и другим. И везде там говорили "зиярат". У нас так не говорят. Поехать на кладбище и прочитать дұға духам предков у могилы близкого человека мы называем "зираттың басында құран оқыту / оқу". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Turkmen Aday Опубликовано 13 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2019 11.09.2019 в 23:14, Kamal сказал: Касым хан ведь в начале 16 века правил, а говорят, что каракалпаки появились только в конце 16 века. Насчет мазара не помню, у нас по-другому называют, а зиярат - да, точно такой же ритуал. Насколько я знаю Каракалпаки при Касыме ушли из Туркестана, из-за между усобной войны с Қоңыратами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 13 сентября, 2019 9 hours ago, Turkmen Aday said: Насколько я знаю Каракалпаки при Касыме ушли из Туркестана, из-за между усобной войны с Қоңыратами. Это говорит о том, что не все каракалпаки в то время ушли из Туркестана, последние ушли только в конце 18 века. Поэтому в народе закрепилось понятие, что, когда в конце 18 века остатки Нижних каракалпаков присоединились к аральцам, то их, местные каракалпаки начали называть туркестанскими, то есть шло деление на местных и туркестанских каракалпаков. А если, среди местных не было бы каракалпаков, то и деление каракалпаков таким образом не состоялось бы. Местные аральцы называли бы их просто каракалпаками без обозначения их туркестанского происхождения. А я вообще имел ввиду документированные данные о каракалпаках, которые якобы появились в 1598 году (в конце 16 века) согласно реестра народов, подчиненных Бухарскому ханству. В других документах этого периода каракалпаки как отдельный народ не значатся, потому что никто из современников не перечислял наличие отдельных народов в составе других ханств, а все записывалось в преувеличение подвигов того или иного хана - если речь о казахском хане, то все казахи, если о бухарском, то все бухарцы, Хива, так - хивинцы. Но нам ведь известно, что ни одно событие 16 века не проходило без участия каракалпакских воинов. Ибо, зная, что каракалпаки долгое время проживали в туркестанском крае, а события 16 века были очень-таки непредсказуемы, нельзя думать, что каракалпаки в Туркестане в 16 веке были просто наблюдателями, а их участие в военно-политической жизни края никто и не заметил. Их просто "не заметили". Поэтому, нынче среди каракалпаков, узбеков и казахов постоянно происходят трения, но к сожалению исторически документированных сведений о нас фактически нет, поэтому каракалпакам просто вменяют ущербность (комплекс) малого народа. А ровным счетом, о каракалпаках начали говорить только тогда, когда те в начале 17 века самым "наглым образом" устроили инквизицию туркестанским чингизидам. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться