АксКерБорж Опубликовано 25 июля, 2019 Поделиться Опубликовано 25 июля, 2019 Жертвоприношение скотом, которое у казахов в разных регионах называют по разному, где-то САДАҚА, где-то ТАСАТТЫҚ, а где-то ҚҰРМАЛДЫҚ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 июля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 июля, 2019 Құрмалдық (режут скот в жертву и зовут людей) в наших краях поводят по разным значимым событиям: - в засушливое лето просить дождя. - в честь удачного исхода тяжелой или продолжительной болезни. - в честь удачного исхода несчастного случая. - в честь возвращения невредимым из дальних мест (служба в армии, учеба вдалеке и т.д.). - т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 июля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 июля, 2019 Название "Құрмалдық" используется в Павлодарской, Северо-Казахстанской, Омской, Новосибирской областях. Возможно и в соседних с нами областях. Цитата из рассказа уроженки Северо-Казахстанской области, писательницы Гульжан Иманкуловой "Засуха и наш дедовский ритуал": "... В живописнейшем месте, в окружении зеленого леса , многочисленных синих озер и озерков, на берегу неглубокой, но прозрачной речушки «Бүлтек» расположился маленький , весь в буйной зелени деревьев, аул «Көктерек». Жаркое лето 1993 года было в самом разгаре. Сухой степной ветер, набегая волной откуда-то снизу, все время изнуряюще обдает огненным жаром все тело. То тут то там виднеется выгоревшая под безжалостными лучами солнца поникшая трава. Очень жарко... Пазыл ата: - Жоқ, уақыт әлі бар.. Бірақ, құрмалдық бермей жауын болмайды деп ойлаймын... Ауыл болып жиналып, жауынды тілеп көрсек қайтеді?..( Нет, время еще есть. А что, если соберемся всем аулом и как делали наши прадеды, принесем одного барашка в жертву и попросим у Аллаха, чтобы дождь пошел?) Пруфф: http://proza.kz/kz/prose/out-of-genre/19446.guljan_imankulova.zasuha-i-nash-dedovskii-ri https://www.proza.ru/2010/09/15/578 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 июля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 июля, 2019 Статья Лариной Е.И. "Материалы к изучению культа святых у казахов (на примере Западно-Казахстанской области)": "... У казахов принято в честь исцеления, а также после важного успешно завершённого дела (например, при поступлении в институт, возвращении из армии, получении награды и пр.) устраивать той, который в разных областях также называется садака, курмалдык." Пруфф: https://cyberleninka.ru/article/n/materialy-k-izucheniyu-kulta-svyatyh-u-kazahov-na-primere-zapadno-kazahstanskoy-oblasti Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 июля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 июля, 2019 Места нашего эля, где похоронены мои отцы и деды. Самый северо-восточный уголок Павлодарской области на границе с Новосибирской областью, Железинский район, аул Жанабет (его сейчас уже нет). 1991 год. Жертвоприношение чтобы вызвать дождь в засушливое лето "Құрмалдық" можно посмотреть с 13 мин. 45 сек. видео: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 июля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 июля, 2019 В прошлую пятницу в ауле жены казахи провели возле кладбища (зират) құрмалдық с целью прошения дождя из-за засушливого лета. Небольшое отступление. Людей в аулах сейчас мало, из-за трудной жизни в сельской местности и отсутствия условий большинство казахов уехало в города. Государство с 1991 года совершенно забросило вопросы сельского хозяйства. Каждый выживает как может. Все внимание у государства на нефти, газе, рудах и всем остальном, что дает моментальную и колоссальную прибыль. Молодежи почти вообще нет. Одним пенсионеры и те, кто по материальным причинам пока не может поселиться в городе, но вынашивает такие планы. Если были бы фото с "құрмалдық" советских времен, были фотографии с большой массой народа. А сейчас то, что есть. На дальнем плане постелена большая клеенка для дастархана, а еще дальше - кладбище (зират), отсюда до самого аула километров десять. Этот край лесостепей с березовыми околками расположен в в северо-восточном уголке Павлодарской области. В изготовленных из тракторных ("Касемсотовых"))) дисков и труб трех очагах (называем их "ошақ", "қазандық") женщины сварили в казанах зарезанных баранов. За процессом вытаскивания мяса барашка из первого казана: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 25 июля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 25 июля, 2019 Наверно каждый казах заметил, что в казан, откуда женщины вынимают сварившееся свежее баранье мясо, опущен какой-то мешочек. Это марлевый мешочек с рисом, чтобы он варился в жирном бульоне и чтобы он не смешался с бульоном (он варится долго, не как тесто). Почему спросите рис, а не тесто в бишпармаке? Отвечаю - потому что это природа и там невозможно накатать тесто! Рис в походных условиях удобнее. Фото отдельного стола женщин, которые занимались варкой мяса. Справа на чаше варенный құйрық май (курдючное сало). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться