Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

8 минут назад, Rust сказал:

По мне слишком натянутая версия. Были племена уч-огузов, токуз-огузов, огурские племена и вдруг собственно Огуз появляется из кыбиров. 

Там довольно запутанная история. В первой части не получилось всё объяснить и реконструировать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Rust сказал:

Это Ваша статья?

Да

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.05.2025 в 05:28, Бозбет Шыны сказал:

Огуз-хан как историческая личность VI-VII веков

В статье выдвигается новая гипотеза о реальной исторической личности Огуз-хана. Согласно предложенной версии, Огуз-хан был представителем телесского племени кибир, а также сторонником и вассалом западно-тюркского ябгу в период VI–VII веков. Гипотеза основана на анализе эпических источников, лингвистических данных и средневековых хроник.

https://doi.org/10.31235/osf.io/2nsj5_v3

Фантастика, противоречащая РАДу, Абулгази и китайским источникам. Попытка из могула Огуза, поднявшего восстание осколков  империи хунну (будущих тюркоязычных племен туркмен, карлуков кыпчаков и др.) против части сяньбийцев - народа отца и дядей - сделать Огуз-хана истиннорожденым тюрком-теле. 

Основывается только на том предположении, что во всем мире на все времена был единственный человек, которого называли волом и на монгольском и на тюркском языках. Лингвистика рулит! Пусть он и захудалый, второстепенный военачальник, но главное - истинный тюрок из телесского племени кибир, СТОРОННИК И ВАССАЛ ТЮРКСКОГО ЯБГУ. И никаких могул/могол/монголов/мунглов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.05.2025 в 23:28, Бозбет Шыны сказал:

Огуз-хан как историческая личность VI-VII веков

В статье выдвигается новая гипотеза о реальной исторической личности Огуз-хана. Согласно предложенной версии, Огуз-хан был представителем телесского племени кибир, а также сторонником и вассалом западно-тюркского ябгу в период VI–VII веков. Гипотеза основана на анализе эпических источников, лингвистических данных и средневековых хроник.

https://doi.org/10.31235/osf.io/2nsj5_v3

Вторая и заключительная часть серии "Огуз-хан как историческая личность VI-VII веков":

https://doi.org/10.31235/osf.io/b3u6g_v1

Данная статья основывается на предыдущем исследовании автора и уточняет его положения, согласно которым Огуз-хан, возможно, был исторической личностью, чья биография со временем была затуманена мифологизированными нарративами и фантастическими генеалогиями. В частности, в работе вновь выдвигается гипотеза о происхождении Огуза из племени Киби, а также предлагается новая и убедительная связь между ним и двумя современными ему вождями, вместе образовавшими исторически значимый, хотя и недолговечный, союз «Уч Огуз». Поместив эти выводы в контекст более широких процессов тюркского этногенеза, исследование предлагает новый взгляд на доисторический этап и формирование идентичности тюрков огузов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.05.2025 в 15:01, Бозбет Шыны сказал:

Там довольно запутанная история. В первой части не получилось всё объяснить и реконструировать.

В конце концов Огуз победил и захватил область от Таласа и Сайрама до Бухары; она стала неоспоримо принадлежать ему. Некоторые его дядья, братья и племянники, которые к нему не присоединились, поселились [от него] на восток. Среди них так повелось считать, что все монголы [происходят] из их рода.

ПО РАДу неприсоединившиеся дядья, братья и племянники Огуза - монголы. Соответственно и Кара-хан и сам Огуз - тоже монголы. /в то время моголы или могулы/

всем дядьям и родам, которые к нему присоединились, он дал имя уйгур, так как значение этого слова на тюркском языке – соединяться и помогать. Все племена уйгуров [происходят] от их рода.

Изначальные уйгуры - по РАДу тоже монголы. Присоединившиеся. 

В это время Огуз с нукерами 284 (дружинниками) и с некоторыми из своих друзей был на охоте.

Вот эти нукеры и друзья - скорее всего и есть телецкие племена (слабосильные хунну) или белые хунну (будущие эфталиты). 

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext1.html

Это не Огуз-наме, критикуемое множеством читателей, а ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, buba-suba сказал:

В конце концов Огуз победил и захватил область от Таласа и Сайрама до Бухары; она стала неоспоримо принадлежать ему. Некоторые его дядья, братья и племянники, которые к нему не присоединились, поселились [от него] на восток. Среди них так повелось считать, что все монголы [происходят] из их рода.

ПО РАДу неприсоединившиеся дядья, братья и племянники Огуза - монголы. Соответственно и Кара-хан и сам Огуз - тоже монголы. /в то время моголы или могулы/

всем дядьям и родам, которые к нему присоединились, он дал имя уйгур, так как значение этого слова на тюркском языке – соединяться и помогать. Все племена уйгуров [происходят] от их рода.

Изначальные уйгуры - по РАДу тоже монголы. Присоединившиеся. 

В это время Огуз с нукерами 284 (дружинниками) и с некоторыми из своих друзей был на охоте.

Вот эти нукеры и друзья - скорее всего и есть телецкие племена (слабосильные хунну) или белые хунну (будущие эфталиты). 

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext1.html

Это не Огуз-наме, критикуемое множеством читателей, а ДЖАМИ АТ-ТАВАРИХ 

В 7 веке понятия монгол не существовало, во всяком случае не было распространено.

"Огузнаме" это условное название почти всех легенд об Огузе, включая рукописи РАДа 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Бозбет Шыны сказал:

В 7 веке понятия монгол не существовало.

"Огузнаме" это условное название почти всех легенд об Огузе, включая рукописи РАДа 

Даже Джами ат таврих тоже относится к Огузнаме??? 

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frameukaz.html

Последний был сыном Абулджа-хана, сына пророка Ноя, – да |А 7б| будет мир ему! – который послал его, а также Кара-хана, Ор-хана, Гур-хана и Коз-хана в стороны: северную, северо-восточную и северо-западную. Вследствие того что сын Кара-хана, по имени Огуз, стал исповедовать единобожие и к нему присоединились некоторые [его] родственники, то стали две части [одного народа].

По РАДу монголы и изначальные уйгуры - две части одного народа (не присоединившиеся к Огузу и присоединившиеся). Так как неприсоединившихся Огуз обозвал мунглами - опечаленными - т.е. монголами, то в 7 веке монголы/мунглы были. 

Если уйгуры в источниках встречаются с 3 века, то надо полагать что и мунглы в то время тоже должны присутствовать. Как 2 части одного народа. Только уйгуры вернулись в Гаогюй с высокими повозками, а мунглы остались восточнее Алтая. В местности Каракорум. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, buba-suba сказал:

Даже Джами ат таврих тоже относится к Огузнаме??? 

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frameukaz.html

Последний был сыном Абулджа-хана, сына пророка Ноя, – да |А 7б| будет мир ему! – который послал его, а также Кара-хана, Ор-хана, Гур-хана и Коз-хана в стороны: северную, северо-восточную и северо-западную. Вследствие того что сын Кара-хана, по имени Огуз, стал исповедовать единобожие и к нему присоединились некоторые [его] родственники, то стали две части [одного народа].

По РАДу монголы и изначальные уйгуры - две части одного народа (не присоединившиеся к Огузу и присоединившиеся). Так как неприсоединившихся Огуз обозвал мунглами - опечаленными - т.е. монголами, то в 7 веке монголы/мунглы были. 

Если уйгуры в источниках встречаются с 3 века, то надо полагать что и мунглы в то время тоже должны присутствовать. Как 2 части одного народа. Только уйгуры вернулись в Гаогюй с высокими повозками, а мунглы остались восточнее Алтая. В местности Каракорум. 

Да, даже "Джами ат таварих". Все остальное не вижу смысла комментировать, могу только посоветовать почитать современную историографию на эту тему:

1) Агаджанов С. Г. "Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. — Рипол Классик" 1969

2) Kamola S. "History and legend in the Jāmial-tawārikh: Abraham, Alexander, and Oghuz Khan"

3) Danka B. The Pre-Islamic Oguz-nama // A philological and linguistic analysis. Szeged (manuscript). — 2016

4) Semih Tezcan «Oğuznameler» в Türk Edbiyatı Tarihi, ed. Talat Said Halman

И кстати вот еще прямая цитата профессора Питера Голдена: "Прежде всего, легенды об Огуз-хане (Oğuz Nāma) были созданы отчасти как ответ на легенды о происхождении Чингизидов."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

И кстати вот еще прямая цитата профессора Питера Голдена: "Прежде всего, легенды об Огуз-хане (Oğuz Nāma) были созданы отчасти как ответ на легенды о происхождении Чингизидов."

Кстати, легенды об Огуз-хане возникли гораздо раньше чем родился Чингисхан. 

Или Вы хотите сказать что Голден считал что в 13-14 веках какая-то тайная организация сочинила сказку об Огуз-хане и усиленно распространяла среди многих тюркоязычных народов? Чтобы опорочить легенды о происхождении Чингизидов? Пока не было чингизидов, не было и Огуз-наме? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

33 минуты назад, Бозбет Шыны сказал:

 Агаджанов С. Г. "Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв.

"Предлагаемая книга посвящена огузам и туркменам Средней Азии IX-XIII вв."

Неужели Агаджанов утверждает что в 9-13 веках не было Огуз-наме? 

"Огузами в Средней Азии именовались тюркоязычные, преимущественно кочевые племена, жившие наиболее компактно в Прикаспии, низовьях Сыр-Дарьи и Приаралье 1." --- эти народы я считаю остатками эфталитов, вытесненные из Семиречья жужанями. А позже - дальше на запад - Тюркским каганатом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, buba-suba сказал:

Кстати, легенды об Огуз-хане возникли гораздо раньше чем родился Чингисхан. 

Или Вы хотите сказать что Голден считал что в 13-14 веках какая-то тайная организация сочинила сказку об Огуз-хане и усиленно распространяла среди многих тюркоязычных народов? Чтобы опорочить легенды о происхождении Чингизидов? Пока не было чингизидов, не было и Огуз-наме? 

Вот полная фраза Голдена: "Прежде всего, легенды об Огуз-хане (Oğuz Nāma) были созданы отчасти как ответ на легенды о происхождении Чингизидов. Это следует иметь в виду. Другими словами, они датируются не ранее 13-го века."

Согласно оценке Semih Tezcan (см. «Oğuznameler») легенда об Огуз-хане появилась после 11 века, т.е. не ранее монгольской эпохи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подразделение народов, [происшедших от] дядей Огуза: Ор-хана, Коз-хана и Гур-хана, его братьев и их детей, которые не присоединились к Огузу. Эти народы разделяются на две части: одна – та, происхождение родов которой, по причине их древности, в подробностях не известно; другая часть, – о родах которой [все] известно в подробностях.

Народности, о происхождении ответвлений которых за давностью времени в подробностях не известно, [имеют два следующих подразделения].

Первое подразделение. Народности, которых в настоящее время называют монголами, однако в начале их название не было таковым, |А 8а| потому что это название появилось спустя некоторое время после них. Каждое ответвление этих народов [разделилось] на множество ветвей и каждое [из них] получило определенное название: джалаир, сунит 234, татар, меркит, курлаут 235, тулас 236, тумат 237, булагачин, кэрэмучин 238, урасут, тамгалык, таргут 239, ойрат, баргут, кори, теленгут, кесутами 240, урянка 241, куркан 242 и сукаит.

Второе подразделение. Народы же обитатели равнины подобны [выше]упомянутым народам, которые не столь давно получили имя монголов. Это сборище народов многочисленно, племена их бесчисленны; названия некоторых из таких племен и их ветвей, поскольку они стали известны, приводятся полностью, [в дальнейшем] будут объяснены и обстоятельства их жизни, это: кераиты, найманы, онгуты, тангуты, бекрины, киргизы.

вместо [происшедших от] точнее было бы "подчиненные". Неприсоединившиеся к Огузу. 

Братья Огуза и некоторые двоюродные его братья из присоединившихся к нему: Уйгур, Канлы, Кипчак, Карлук, Калач и Агач-эри. - поддержавшие восстание, тюркоязычные. Те народы, у которых есть Огуз-наме. 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В конце концов Огуз победил и захватил область от Таласа и Сайрама до Бухары; она стала неоспоримо принадлежать ему. Некоторые его дядья, братья и племянники, которые к нему не присоединились, поселились [от него] на восток. Среди них так повелось считать, что все монголы [происходят] из их рода.

   Это потверждение того,что в результате  гражданской войны,часть пратюрков переселились на восток от Средней Азии,и вероятно смешавшись с аборигенами региона превратились в предков монголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...