Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жаулык-Жоолук-Йаулук-Кимешек-Элечек-Намитка - головной убор замужних женщин кочевых тюрков

Рекомендуемые сообщения

2 минуты назад, Kamal сказал:

Значит должно быть два названия, так как, видим разные виды головного убора. А в чем была путаница?

Два названия и есть.  Платок называется жаулыком (орамал), а нагрудник - кимешеком.   Нет никакой путаницы. Если Вы прочтете тему с начала, то там приводилось множество литры по каз. одежде. 

Просто путаница в голове одного жителя восточно казахстанского села. )))

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Kamal сказал:

1) То есть, в данной семье все замужние? 

2) У нас чуть иначе, кимешек и саукеле надевают при замужестве и до рождения первого ребенка, а потом кимешек необязателен, но обязателен в старости, когда женщина уже проходит детородный возраст и становится пожилой.

1) Судя по фоте, да.

2) Казахские невесты тоже одевали - саукеле. Но как только она переступала порог дома жениха - ее голову покрывали жаулык (орамал). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Аrсен сказал:

Но как только она переступала порог дома жениха - ее голову покрывали жаулык (орамал). 

Кстати эта традиция жива и поныне. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, arkuk сказал:

Я вас не понял. Вы читали что написано справа ?

Читал и поэтому спрашиваю вас - что это означает?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 minutes ago, Аrсен said:

2) Казахские невесты тоже одевали - саукеле. Но как только она переступала порог дома жениха - ее голову покрывали жаулык (орамал). 

 

10 minutes ago, Almaty said:

Кстати эта традиция жива и поныне. 

У нас раньше поверх кимешека и саукеле накидывали халат, похожий на паранджу и у невестки появлялся третий головной убор, но сейчас более упрощенно - только платок, так как, в послереволюционные годы халат (паранджа) стал символом женского рабства. А вообще, во всей этой истории с головными уборами, мне интересней стала роль Кимешека. Его можно носить при замужестве, а также пока не родится ребенок, а потом когда уже утрачивается способность родить ребенка. Не связано ли это с кормлением?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, arkuk сказал:

Я не знаю как вам ещё объяснить.

Вы скажите - что вас смущает, раздражает? Потом разберёмся.

Меня ничего не раздражает, просто я вас не понял. :) Вы подписали картинки, вот и спрашиваю, что они означают. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Kamal сказал:

У нас раньше поверх кимешека и саукеле накидывали халат, похожий на паранджу и у невестки появлялся третий головной убор, но сейчас более упрощенно - только платок, так как, в послереволюционные годы халат (паранджа) стал символом женского рабства. А вообще, во всей этой истории с головными уборами, мне интересней стала роль Кимешека. Его можно носить при замужестве, а также пока не родится ребенок, а потом когда уже утрачивается способность родить ребенка. Не связано ли это с кормлением?

Саукеле тоже покрывали орамалом и делали Беташар.

У казахов кимешек одевали после рождения ребенка и так до глубокой старости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Аrсен сказал:

Меня ничего не раздражает, просто я вас не понял. :) Вы подписали картинки, вот и спрашиваю, что они означают. 

Буквально 30 минут назад я спросил у одного человека  про  этот вопрос. Она сказала, что насколько ей известно - кимешек это  то что намотано (первое фото),  а жаулык - то что надето, в виде платка(второе фото). Я нашёл фото из первых постов - и эти  фото  оказались АКБ и Ваше. Скорее всего у нас  на западе так как на фото, что я выложил с пояснениями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, arkuk сказал:

Буквально 30 минут назад я спросил у одного человека  про  этот вопрос. Она сказала, что насколько ей известно - кимешек это  то что намотано (первое фото),  а жаулык - то что надето, в виде платка(второе фото). Я нашёл фото из первых постов - и эти  фото  оказались АКБ и Ваше. Скорее всего у нас  на западе так как на фото, что я выложил с пояснениями.

Теперь понял. Так и есть.

Просто вы так подписали и мне показалось, что вы хотите сказать, что это я подписал фото с кимешеком как жаулык :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, arkuk сказал:

Как нибудь расспрошу женщин  подробно об этом, но на этом форуме так и не определились - что называется кимешек, что жаулык . Было даже третье - тюрбан.

Авторы труда "Казахская национальная одежда" (Алма-Ата, 1964) И.В. Захарова и Р.Д. Ходжаева сообщают о саукеле следующее: в прошлом саукеле было обязательным головным убором невесты, готовили его заранее и оно бывало уже в приданом девушки, вступившей в брачный возраст. Это был и головной убор молодухи, она его надевала в торжественных случаях, принимая гостей, при перекочевках. Во второй половине ХIХ в. саукеле остается в основном ритуальным свадебным убором [6]. Как видим, у казахов не произошло соединения саукеле-кимешек в одном комплексе головного убора молодухи.

С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней женщины, который уже не снимала до старости. Он состоял из двух частей: нижней (кимешек), надеваемой на голову, и верхней — в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора; обе части делались из белой ткани [7].

В Северном и Центральном Казахстане [8], у аргынов, отчасти и у найманов и киреев преобладал кимешек схожего с каракалпакским покроя: он сшивался из отдельно скроенных передней и наспинной частей. Передняя часть с наголовником имела вид трапеции или сложного многоугольника, наспинная же — в форме ромба; стороны одного из его острых углов сшивались с боковыми сторонами передней части; другой противоположный угол ромба образовывал заднюю лопасть кимешека. У аргынов она заканчивалась закруглением или обрезалась прямо (чаще бывал с тупым концом). У найманов кимешек был небольшим и без макушки.

Кимешек обычно украшали вышивкой цветной строчкой и нашитыми украшениями (даже повседневные экземпляры). Только вдова носила его без украшений, наиболее наряден был кимешек впер­вые надеваемый молодой женщиной после свадебного убора.

Первый кимешек девушке шили ко времени ее замужества, в доме родителей, обычно на него перешивали все украшения с девичьего нагрудника (Семиречье, жалаиры). Некоторые пожилые казашки уверяли, что первый кимешек шила невестке свекровь, но это единичные сведения. Нарядный кимешек молодая женщина носила до 30-летнего возраста (по другим сведениям — до рождения у нее 3–4-х детей). После этого носить такой кимешек считалось уже неприличным и с него спарывали все украшения, кроме вышивки. Лет с 40–45 женщины носили кимешек с одной полоской вышивки или обшивали его узкой тесьмой — жиек. В Южном Казахстане (Чимкентская и Джамбульская области), где бытовал кимешек с кистями или серебром, украшавшими нагрудную часть и заднюю лопасть, такие кимешеки женщины носили тоже лет до 30.

Мы уже говорили, что молодухи у казахов надевали кимешек впервые примерно через год после замужества, или после рождения первого ребенка. В Семиречье хорошо помнят, что надевание первого кимешека сопровождалось небольшим празднеством, устраивавшемся свекровью. Приглашали на этот той только пожилых женщин из аула мужа. Одна из них надевала молодухе кимешек, за что получала подарок от свекрови. Все завершалось небольшим угощением [9]. В конце XIX в. во многих районах Казахстана, очевидно в связи с исчезновением специального свадебного убора (саукеле), кимешек стали надевать молодухе в день ее приезда в аул мужа [10].

При сравнении данных о каракалпакских саукеле и кимешеке с казахскими картина их функциональных особенностей становится яснее. Первоначально саукеле, видимо, связывалось с функцией свадебного головного убора невесты, о чем говорит то, что готовили его в доме невесты и оно входило в ее приданое у обоих народов. Оно продолжало существовать в качестве нарядного головного убора и молодухи до рождения первого ребенка и у одних, и у других, но у каракалпаков в головной убор молодухи стали включать и кимешек, надеваемый в первый приезд ее в дом мужа. У них саукеле, видимо, дольше сохранялось в костюмном комплексе. У казахов же кимешек сменил саукеле и надевался на женщину после появления у нее ребенка. Эта процедура обставлялась определенным ритуалом подобно той, какая происходила у некоторых групп узбеков, в частности хорезмских, при надевании лячека [11], сходного в чем-то с кимешеком. У каракалпаков кимешек, войдя в головной убор молодухи, какое-то время соседствовал с саукеле. У казахов же кимешек вошел в состав убора молодухи лишь тогда, когда исчезло из быта саукеле. По данным авторов исследования о казахском национальном костюме, это произошло, как упоминалось, в конце ХIХ в., его стали тогда надевать в день приезда молодой в аул мужа, как и у каракалпаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, arkuk сказал:

Буквально 30 минут назад я спросил у одного человека  про  этот вопрос. Она сказала, что насколько ей известно - кимешек это  то что намотано (первое фото),  а жаулык - то что надето, в виде платка(второе фото). Я нашёл фото из первых постов - и эти  фото  оказались АКБ и Ваше. Скорее всего у нас  на западе так как на фото, что я выложил с пояснениями.

На западе кимешек это длинная ткань намотанная на голову и вокруг груди.

В других регионах кимешек - это нагрудник с вырезом. Поверх кимешека одевали жаулык, шылауыш, орамал. В алматинском регионе поверх кимешека наматывали ткань или завязывали платок. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 минут назад, Kamal сказал:

 А вообще, во всей этой истории с головными уборами, мне интересней стала роль Кимешека. Его можно носить при замужестве, а также пока не родится ребенок, а потом когда уже утрачивается способность родить ребенка. Не связано ли это с кормлением?

Может ваш кимешек делится по возрастам определенным цветом?  Что то странно выглядит что каракалпаки носили кимешек только  в молодости и старости. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 minutes ago, Almaty said:

Может ваш кимешек делится по возрастам определенным цветом?  Что то странно выглядит что каракалпаки носили кимешек только  в молодости и старости. 

Да, есть возрастные кимешеки - кызыл (красный) и ак (белый). Фотки выше заливал.

Выше ув. Арсен дает ссылку по поводу ношения кимешека и саукеле молодыми невестами как у казахов, так и у каракалпаков. Там все четко написано.

Quote

При сравнении данных о каракалпакских саукеле и кимешеке с казахскими картина их функциональных особенностей становится яснее. Первоначально саукеле, видимо, связывалось с функцией свадебного головного убора невесты, о чем говорит то, что готовили его в доме невесты и оно входило в ее приданое у обоих народов. Оно продолжало существовать в качестве нарядного головного убора и молодухи до рождения первого ребенка и у одних, и у других, но у каракалпаков в головной убор молодухи стали включать и кимешек, надеваемый в первый приезд ее в дом мужа. У них саукеле, видимо, дольше сохранялось в костюмном комплексе. У казахов же кимешек сменил саукеле и надевался на женщину после появления у нее ребенка. Эта процедура обставлялась определенным ритуалом подобно той, какая происходила у некоторых групп узбеков, в частности хорезмских, при надевании лячека [11], сходного в чем-то с кимешеком. У каракалпаков кимешек, войдя в головной убор молодухи, какое-то время соседствовал с саукеле. У казахов же кимешек вошел в состав убора молодухи лишь тогда, когда исчезло из быта саукеле. По данным авторов исследования о казахском национальном костюме, это произошло, как упоминалось, в конце ХIХ в., его стали тогда надевать в день приезда молодой в аул мужа, как и у каракалпаков.

 

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Аrсен сказал:

Жаулык, орамал одевали замужние. После родов женщина одевала кимешек. 

 

15 часов назад, Almaty сказал:

Да это так.  Жаулык это тоже самое что и орамал. 

Два названия и есть.  Платок называется жаулыком (орамал), а нагрудник - кимешеком.   Нет никакой путаницы. 

Просто путаница в голове одного жителя восточно казахстанского села. )))

 

Неправда. Вы двое из-за своей региональной амбициозности всё намеренно путаете и сбиваете всех с толку.

Тоже мне кутюрье по казахским жаулыкам отыскались.  :lol:

 

Все гораздо проще:

 

1) Орамал - это любой обычный женский платок любого цвета, который завязывается различными способами своими двумя противоположными углами.

2) Жаулык - это цельносшитый белый платок с отверстием для лица.

3) Кимешек - это южно-казахстанская и западно-казахстанская разновидность жаулыка с тюрбаном на голове.

4) Восточный или Найман-Керей-Меркитский жаулык отличается от того и другого. В теме я дал достаточно инфы про него. 

5) Казашки выйдя замуж надевали и вплоть до глубокой старости носили этот цельносшитый головной убор:

На юге и западе - кимешек;

На северо-западе, севере, северо-востоке и востоке - жаулык.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17.06.2018 в 16:47, Аrсен сказал:

a56a170b3b4a99a2fb934c143ff035ba.jpg

Костюмы замужних казашек (Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.)
 

 

Как говорится доверяй, но проверяй (особенно слова Arсена с Almaty).

 

Ю.Г. Попов "Маршрут поездки С.М. Дудина по Казахстану в 1899 году".

 

"... Поездка С.М. Дудина в казахские степи в мае–июне 1899 года имела целью сбор этнографических коллекций, в том числе путем фотографирования. Степной край, куда он отправился, включал территории Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей. Столица края находилась в г.Омске.

С. М. Дудин обозначил для себя два узла активных полевых работ: Баянаульский в Павлодарском уезде и Каркаралинский в Каркаралинском уезде Семипалатинской области.  Из Омска С.М. Дудин отправился в Павлодар, находившийся в 400 верстах. Далее возможны два варианта пути: первый - почтовый тракт вверх по Иртышу, второй - пароходное сообщение, в пользу которого свидетельствует снимок пристани в Павлодаре. Почтовый тракт Павлодар - Баянаул - Каркаралинск составлял в длину 356 верст и был оснащен телеграфной линией.

Возвратиться в Омск С.М. Дудин мог по известному маршруту через Баянаул.

Фотоснимков о его движении в сторону Семиречья нет.

С.М. Дудин фотографировал сцены степной жизни на берегах озер Калкаман, Жамантуз, Карасор, вблизи рек Эспе, Ащису,  Талды."

 

Получается, что Arсен нас всех обманывает. Ай-ай-ай как нехорошо. ;)

Получается, что на фото типичный северо-восточный жаулык.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Kamal сказал:

Да, есть возрастные кимешеки - кызыл (красный) и ак (белый). Фотки выше заливал.

Выше ув. Арсен дает ссылку по поводу ношения кимешека и саукеле молодыми невестами как у казахов, так и у каракалпаков. Там все четко написано.

 

 

Там как раз таки написано, что казашки одевали кимешек после рождения ребенка.

 

19 часов назад, Аrсен сказал:

При сравнении данных о каракалпакских саукеле и кимешеке с казахскими картина их функциональных особенностей становится яснее. Первоначально саукеле, видимо, связывалось с функцией свадебного головного убора невесты, о чем говорит то, что готовили его в доме невесты и оно входило в ее приданое у обоих народов. Оно продолжало существовать в качестве нарядного головного убора и молодухи до рождения первого ребенка и у одних, и у других, но у каракалпаков в головной убор молодухи стали включать и кимешек, надеваемый в первый приезд ее в дом мужа. У них саукеле, видимо, дольше сохранялось в костюмном комплексе. У казахов же кимешек сменил саукеле и надевался на женщину после появления у нее ребенка. Эта процедура обставлялась определенным ритуалом подобно той, какая происходила у некоторых групп узбеков, в частности хорезмских, при надевании лячека [11], сходного в чем-то с кимешеком. У каракалпаков кимешек, войдя в головной убор молодухи, какое-то время соседствовал с саукеле. У казахов же кимешек вошел в состав убора молодухи лишь тогда, когда исчезло из быта саукеле. По данным авторов исследования о казахском национальном костюме, это произошло, как упоминалось, в конце ХIХ в., его стали тогда надевать в день приезда молодой в аул мужа, как и у каракалпаков.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Just now, Аrсен said:

Там как раз таки написано, что казашки одевали кимешек после рождения ребенка.

Я об этом же и пишу. В первый день своей замужней жизни, каракалпачки надевали и саукеле, и кимешек, которых носили в комплексе до рождения первого ребенка, после кимешек снимали и носили периодически в необязательном порядке, а в пожилом возрасте носили уже белый кимешек. А казашки надевали только саукеле в первый день семейной жизни, которого носили до рождения первого ребенка, после чего надевали кимешек, а саукеле уже не носили. По мнению исследователей, к концу 19 века казашки саукеле уже не носили вовсе, зато носили кимешек с первого же дня замужества. То есть, казашки стали носить кимешек, когда исчезло из быта саукеле.

Я все же думаю, что ношение кимешека связано с кормлением, хотя, казашки наоборот надевали кимешек только после рождения первого ребенка. Эта церемония даже сопровождалась небольшим празднеством, которое схоже с празднеством некоторых групп хорезмских узбеков при надевании лячека (созвучно с кыргызским элечек). 

В любом случае пока точно не могу утверждать какую-либо версию относительно расхождения в правилах ношения кимешека, может кто-то из каракалпаков даст более подробный ответ?! У меня только озвученная мной версия - кормление ребенка грудью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17.06.2018 в 16:47, Аrсен сказал:

a56a170b3b4a99a2fb934c143ff035ba.jpg

Костюмы замужних казашек (Семиречье, С.М.Дудин, 1907 г.)
 

 

9 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Как говорится доверяй, но проверяй (особенно слова Arсена с Almaty).

 

Ю.Г. Попов "Маршрут поездки С.М. Дудина по Казахстану в 1899 году".

 

"... Поездка С.М. Дудина в казахские степи в мае–июне 1899 года имела целью сбор этнографических коллекций, в том числе путем фотографирования. Степной край, куда он отправился, включал территории Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей. Столица края находилась в г.Омске.

С. М. Дудин обозначил для себя два узла активных полевых работ: Баянаульский в Павлодарском уезде и Каркаралинский в Каркаралинском уезде Семипалатинской области.  Из Омска С.М. Дудин отправился в Павлодар, находившийся в 400 верстах. Далее возможны два варианта пути: первый - почтовый тракт вверх по Иртышу, второй - пароходное сообщение, в пользу которого свидетельствует снимок пристани в Павлодаре. Почтовый тракт Павлодар - Баянаул - Каркаралинск составлял в длину 356 верст и был оснащен телеграфной линией.

Возвратиться в Омск С.М. Дудин мог по известному маршруту через Баянаул.

Фотоснимков о его движении в сторону Семиречья нет.

С.М. Дудин фотографировал сцены степной жизни на берегах озер Калкаман, Жамантуз, Карасор, вблизи рек Эспе, Ащису,  Талды."

 

Получается, что Arсен нас всех обманывает. Ай-ай-ай как нехорошо. ;)

Получается, что на фото типичный северо-восточный жаулык.

 

Какой же непорядочный обманщик наш АКБ, тебе не стыдно постоянно врать? 

Цитата

В.В. Бартольд вспоминал, что маршрут экспедиции шел через Москву, Нижний Новгород, затем на пароходе по Волге до Астрахани и по Каспийскому морю до Узун-Ада, оттуда по железной дороге в Самарканд, где тогда заканчивался рельсовый путь, из Самарканда в Ташкент на почтовых, из Ташкента верхом до Аулие-Ата и долины Таласа [Бартольд 1930: 349]. Но здесь путешественников подстерегала неудача — В.В. Бартольд при падении с лошади сломал ногу. Дальше С.М. Дудину пришлось одному совершить поездку в Чуйскую долину и вокруг озера Иссык-куль. В эту поездку он впервые познакомился с обычаями жителей Самарканда, увидел замечательные памятники средневековой архитектуры, которые произвели на него особенно сильное впечатление. Во время поездки 1893 г. С.М. Дудин выполнил ряд рисунков и фотографий, составил описание древних памятников, встречавшихся на пути.

Уже и Дудина приватизировал, АКБ хавтит врать! :lol:

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, АксКерБорж сказал:

На северо-западе, севере, северо-востоке и востоке - жаулык.

Цитата

Из головных уборов замужних казашек Семипалатинской области, С.М. Дудин сфотографировал два варианта кимешека: один, сшитый из нескольких деталей без тюрбана, украшенный по линии лица вышитой каймой (МАЭ. Колл. 1199-109, 186); второй поверх теплого стеганого халата прикрывает плечи, грудь, спину, на него накручен тюрбан из ткани белого цвета (МАЭ. Колл. 1199-187).

Обманщик АКБ что на это скажешь? :lol:  

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...