asan-kaygy Опубликовано 21 мая, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 21 мая, 2018 33 минуты назад Zake написал: Предки? С какого века они в этом селе? Думаю кочевали там уже со второй половины 18 века 19 век постепенное оседание 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 29 мая, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 29 мая, 2018 http://e-history.kz/ru/publications/view/zhalantos_svoi_sredi_chuzhih_i_chuzhoi_sredi_svoih__3938 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alee Опубликовано 29 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2018 1 час назад asan-kaygy написал: http://e-history.kz/ru/publications/view/zhalantos_svoi_sredi_chuzhih_i_chuzhoi_sredi_svoih__3938 А что можете сказать про Алатау батыра ? Тоже самое было ? Они же современники друг для друга. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 29 мая, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 29 мая, 2018 29 минут назад Alee написал: А что можете сказать про Алатау батыра ? Тоже самое было ? Они же современники друг для друга. Это кунграт который? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alee Опубликовано 29 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2018 1 час назад asan-kaygy написал: Это кунграт который? Да. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 29 мая, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 29 мая, 2018 К сожалению в письменных источниках его не встречал Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alee Опубликовано 29 мая, 2018 Поделиться Опубликовано 29 мая, 2018 7 часов назад asan-kaygy написал: К сожалению в письменных источниках его не встречал А насколько можно верить вот этому ? https://qazaquni.kz/2015/10/11/41253.html http://alashainasy.kz/kazak_tarihy/alatau-batyir-66052/ https://kk.wikipedia.org/wiki/Алатау_батыр http://lib.kstu.kz:8300/tb/fulltext/temat/Alatau.pdf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 30 мая, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 30 мая, 2018 9 часов назад Alee написал: А насколько можно верить вот этому ? https://qazaquni.kz/2015/10/11/41253.html http://alashainasy.kz/kazak_tarihy/alatau-batyir-66052/ https://kk.wikipedia.org/wiki/Алатау_батыр http://lib.kstu.kz:8300/tb/fulltext/temat/Alatau.pdf Не знаю, в контекст погружаться надо Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 2 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 2 июня, 2018 ИЗ ИСТОРИИ КАЗАХСКО-СРЕДНЕАЗИАТСКИХ ОТНОШЕНИЙ: СОБЫТИЯ 1598-1599 ГОДОВ http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Munschi_2/pred.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 3 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2018 Откуда пошли «казахи»: как и когда появилось название нашего народа? KZ RUS ENG Недавно, в середине декабря, некоторые казахстанские издания выдали «сенсационную» заметку под одним и тем же заголовком «Историки разгадали, что означает этноним «казах». А далее идет повторяющийся один в один текст: «Уже 80 лет историки пытаются разгадать, что означает этноним «казах». Археологи Виктор Зайберт, Александр Кисленко, Владимир Заитов (к сожалению, ныне покойный), Олег Мартынюк и Анатолий Плешаков в своих исследованиях вплотную подошли к его разгадке. Из различных источников известно, что предков казахов называли скифами. Себя они называли просто – «сак». На всех тюркских языках это означает «бдительный», «осторожный», «стерегущий». Но что значит приставка «ка»? Оказывается, в древнетюркских языках это короткое слово означало «великий». Например, «ка-хан» уже не просто «хан», а «великий хан». То есть «ка-сак» можно перевести как «великий сак». Мы могли называться кыпчаками… Профессиональные историки достаточно скептически отнеслись к очередной «сенсации».По мнению специалиста по средневековой истории Казахстана, академика-арабиста Булата Кумекова, чтобы заниматься этимологией терминов, надо, по крайней мере, иметь серьезное филологическое образование. – В последние четверть века это стало типичным – высказывать свое мнение об исторических событиях и явлениях без опоры на надежные источники, – говорит он. – Между тем, изучение этимологии любого термина предполагает не только знание соответствующей литературы и исследование фонетических созвучий. Нужно также иметь представление о конкретном историческом контексте, географической среде, хозяйственно-культурном типе, нравах и обычаях народа. И даже в этом случае ученым-источниковедам очень редко удается прийти к согласованному мнению. Однако неспециалистов (или, если хотите, дилетантов) незнание всего этого не смущает. Для них, например, жившие далеко друг от друга тюркские хазары и афганские хазаре – один и тот же народ. Такой вывод они делают на основании лишь фонетического созвучия. Что касается самоназвания «казахи»… Формирование казахского народа шло долго и сложно. Это был, по сути, процесс этнического взаимодействия между местным и пришлым на территорию Казахстана населением, который длился на протяжении трех тысячелетий. Одно время мы едва не стали называться кыпчаками, потом – узбеками, но история распорядилась иначе. Напомню, на развалинах Тюркского каганата образовался целый ряд государственных структур. На западе (Кавказ и Западный Прикаспий) – Хазарский каганат, на Волге – государство булгаров, а на территории нынешнего Казахстана появились три государства: огузов – на Сырдарье, карлуков – в Жетысу и кимеков – в бассейне Иртыша. На востоке, на Енисее, возникло государство кыргызов, а на территории Монголии – Уйгурский каганат. Все эти образования продолжили древние тюркские традиции – политические, социальные и культурные. Кыпчаки, которые в это время расселились на территории Центрального Казахстана и Южного Урала, находились в политической зависимости от Кимекского каганата, образованного в IX веке на территории Восточного и Центрального Казахстана. Это продолжалось вплоть до начала XI века, когда кыпчакские правители захватили власть и образовали свое государство – Кыпчакское ханство. То есть они оказались наследниками государства кимеков. Усилившись за счет потенциала последних, кыпчаки стали расширять свою территорию. Вскоре они вытеснили огузов из бассейна Сырдарьи. Захваченная ими обширная территория – от Иртыша до Каспийского моря – в зарубежной историографии стала носить название Дешт-и-Кыпчак (степь кыпчаков). Впервые этот этногеографический термин был упомянут Насир-и-Хусрау, персидским поэтом XI века. Так начиналась кыпчакская эпоха. Победитель заговорил на языке побежденного К началу XIII века этап формирования такого народа, как кыпчаки, уже завершался, но этот процесс был прерван монгольским нашествием. И когда говорят об отрицательных последствиях того вторжения, то речь, прежде всего, идет не о разрушении городов (ни одна война не обходится без этого). И даже не о физическом истреблении большого количества людей (хороших или плохих войн не бывает, есть сопротивление и есть и уничтожение – это закономерный процесс). Речь идет о том, что монголы прервали на его завершающем этапе формирование кыпчакского народа и положили конец мощному государству – Кыпчакскому ханству. С приходом монголов образовалась, как свидетельствуют русские летописи, так называемая Золотая орда – калька Алтын-Орды, известная больше как Улус Джучи или Улус Бату, а во многих источниках как государство Дешт-и-Кыпчак или даже Кыпчакское ханство либо Куманское царство. Почему? Да потому, что уже во второй половине XIII века в противоборстве двух культур и традиций – монгольской и кыпчакской – верх взяла последняя. И, как результат, потомкам Чингисхана – чингизидам – стала принадлежать политическая власть, а кыпчакам – духовная. Двинувшись в начале XIII века на запад, Чингисхан прекрасно понимал, что если там и есть сила, которая может остановить его, то только кыпчаки. Везде, куда он вторгался со своим войском до этого, ему легко удавалось удержать власть: монголы по своему военному потенциалу намного превосходили любое оседлое земледельческое государство. Тогда как кыпчаки были такими же, как и они сами, – на их территории действовали степной образ жизни, а также соответствующие традиции и культура. Поэтому одолеть кыпчаков они могли только посредством дипломатии, хитрости и натравливания их друг на друга, ну и, разумеется, уничтожения династийного рода ель-борили. До этого Чингисхан точно так же поступил и с татарскими племенами – чтобы на территории Монголии никто не мог оспорить власть его и потомков, он расправился с династийным родом, который мог претендовать на государственное управление. В силу вышеназванных причин ближе к концу XIII века начался процесс кыпчакизации и тюркизации не только монгольской династийной ветви – чингизидов, но и всех монголов, которые находились на территории Дешт-и-Кыпчака. Захватчики говорили на кыпчакском языке и придерживались традиций покоренного ими народа. Арабский путешественник аль-Омари свидетельствовал: «все татары (монголы) стали точно кыпчаки». Кстати, властная структура чингизидов оказала влияние на сюжеты генеалогических преданий – шежире. Пытаясь приблизиться к политической элите, некоторые тюркские структуры становились авторами надуманных линий. Например, такой, будто Тюрк и Монгол – сыновья одного отца. Государство Ак-Орда, появившееся в конце XIII века, стало первым государственным образованием на территории Казахстана в постмонгольский период. В его основе была кыпчакская структура, только власть принадлежала ассимилировавшимся среди местного населения чингизидам. Их правление, захватив период образования Казахского ханства, продолжилось вплоть до XIX века, пока казахи не оказались в составе России. …И стали кыпчаки узбеками К середине XIV века термин «кыпчак» снова распространился на всю территорию Дешт-и Кыпчака. Мощные кыпчакские традиции и культура впитали в себя духовность всех прочих степных этносов. И потому другие племена, которые расселялись здесь, постепенно стали называть себя кыпчаками, хотя и не были таковыми. Но чингизиды, в чьих руках находилась политическая власть, не могли допустить образования народа под таким названием. К тому же кыпчаки вскоре рассеялись по всему миру – от Западной Европы и Руси до Индии и арабских стран. И во второй половине XIV века на территории Дешт-и-Кыпчака этнополитический термин «узбек» стал превалировать над термином «кыпчак». Отныне проживавшая здесь этническая общность, за исключением моголов – жителей Могулистана (Жетысу), стала называть себя узбеками. Формированию народа под этим названием помешали определенные исторические события. В первую очередь – борьба за власть. В Дешт-и-Кыпчаке правили несколько ветвей чингизидов – сыновей царевича Джучи: потомки старшего сына (Орда-Ежена) и пятого (Шибана). Правление ветви Орда-Ежена прервалось в начале XV века – трон в Дешт-и-Кыпчаке был захвачен Абулхаиром, представителем династии шибанидов. Жанибек и Керей, потомки Орда-Ежена, пытаясь вернуть себе, как они считали, законно принадлежащую им власть, вступили с ним в противоборство. Но Абулхаир вытеснил их в 1459 году на территорию Могулистана. С этого момента за всеми отделившимися вместе с ним племенами закрепилось название узбек-казахи. А были еще узбек-ногаи, узбек-карлуки, узбек-мангыты и т.д. Здесь следует сделать оговорку. Понятие «казах» (қазақ) изначально имело социальное значение. Так называли всех, кто отделился от основного рода. Российский востоковед Турсун Султанов обнаружил в персидских источниках очень любопытный пример: даже одичавшая кошка называлась «казах». Так вот, Жанибек и Керей, будучи кочевыми узбеками, отделились от основной массы и стали узбек-казахами. Переселившись в Могулистан (Жетысу), они стали собирать силы, чтобы вновь повести борьбу за власть в Дешт-и-Кыпчаке. Абулхаир, чтобы предупредить их выступление, в 1468 году сам двинулся им навстречу, но по пути заболел и вскоре скончался от банальной простуды. В итоге Жанибек и Керей одержали победу в борьбе с потомками Абулхаира и продолжили правление Великой степью по линии династии Орда-Ежена. 1470-й – год официального появления на исторической арене Казахского ханства. Ряд исследователей считает, что это произошло гораздо раньше – по их мнению, отчет следует начинать с того времени, когда Жанибек и Керей переселились в Могулистан. Однако государство должно иметь определенные атрибуты: территорию, административно-военную систему и, наконец, дипломатические связи с другими государствами. У Жанибека и Керея была земля, но ее им выделили могольские правители. Двинувшись в Дешт-и-Кыпчак, они лишились ее. Поэтому правильнее будет считать, что начало зарождению Казахского государства было положено в процессе отделения. Оно завершилось в 1470 году, когда Жанибек и Керей захватили власть в Дешт-и-Кыпчаке. За оставшимися в Дешт-и-Кыпчаке кочевниками и закрепилось название «казах». Таким образом, термин «Казахстан»» (страна казахов) появился в XV веке, а в начале следующего столетия он стал упоминаться в письменных источниках. Однако это не означает, что казахский народ появился на рубеже XV-XVI веков. Нет, этот процесс был длительным. В XIV – XV веках такой народ был уже сформирован, он лишь претерпел смену самоназвания. Как было сказано выше, слово «казах» до этого носило социальное, затем социально-политическое значение, хотя обычно названия многих народов имеют изначальный этноним. К примеру, термин «армяне» появился гораздо раньше того момента, когда племя, а потом союз племен под этим названием стали народностью, затем народом и, наконец, нацией. Казахам же прежде, чем обрести свое этническое название и государственность, пришлось пройти очень долгий путь. Некоторые ученые, ссылаясь на византийские источники, утверждают, что народность под названием «касахи», «косохи» была известна еще в IX-X веках. Но это не более чем филологическое созвучие. На самом деле речь в данном случае идет о косогах, представителях кавказской народности, у которых совершенно другой язык, другие антропологические черты, отличные от кочевого быт, традиции и уклад жизни. А вот как сложилась судьба тех, кто покинул Дешт-и-Кыпчак. В 1500 году внук Абулхаир-хана Мухаммед Шайбани, вытесненный Жанибеком и Кереем, с большой группой кочевых племен (там были и найманы, и кыпчаки, и карлуки, и канглы), вынужден был уйти в Среднюю Азию. Покоренное кочевниками местное население стало называться узбеками, но узбекские кочевые племена – кыпчаки и карлуки – вплоть до 20-30-х годов ХХ века не относили себя к местному народу – сартам. Сохраняя традиции, связанные со степным образом жизни (кочевничество, скотоводство), они больше тяготели к казахам. Автор: Сара САДЫК Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 3 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2018 10 часов назад, Peacemaker сказал: Что касается самоназвания «казахи»… Специалист по средневековой истории , академик-арабист Кумеков - манкурт как и многие и многие. Кто-то знает а кто-то нет но повторим - "самоназвание "казаХи" " было придумано в начале 20 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 3 июня, 2018 Admin Поделиться Опубликовано 3 июня, 2018 29 минут назад, arkuk сказал: Специалист по средневековой истории , академик-арабист Кумеков - манкурт как и многие и многие. Кто-то знает а кто-то нет но повторим - "самоназвание "казаХи" " было придумано в начале 20 века. Аркук, академику-арабисту Болату Эшмухамедовичу надо отдать дань уважения хотя бы за то, что он поднял казахскую историческую науку на новый уровень. Ученый дает интервью на русском языке - и он использует традиционный для русского языка термин, какие проблемы? Может вы, извиняюсь, сами манкурт, коли не понимаете таких простых и очевидных вещей? Даже на сайте правительства РК, читаем Республика КазаХстан. Так что вы зря так обижаете уважаемого ученого. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alee Опубликовано 3 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2018 3 часа назад, arkuk сказал: Специалист по средневековой истории , академик-арабист Кумеков - манкурт как и многие и многие. Кто-то знает а кто-то нет но повторим - "самоназвание "казаХи" " было придумано в начале 20 века. Не надо таскать дурацкую привычку некоторых казахов из пабликов ВК, которые часто ни к месту делают придирку к казаХ и ставят свои заезженные демативаторы по этой теме. Вот к примеру статья про термин "казак" советского времени. И там тоже термин употребляется через букву "Х" https://vk.com/doc257320055_467412478 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 3 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2018 3 часа назад, Rust сказал: Аркук, академику-арабисту Болату Эшмухамедовичу надо отдать дань уважения хотя бы за то, что он поднял казахскую историческую науку на новый уровень. Ученый дает интервью на русском языке - и он использует традиционный для русского языка термин, какие проблемы? Может вы, извиняюсь, сами манкурт, коли не понимаете таких простых и очевидных вещей? Даже на сайте правительства РК, читаем Республика КазаХстан. Так что вы зря так обижаете уважаемого ученого. Да всё мы понимаем, админ Рустам. Проблема в том, что все используют традиционный для русского языка термин. Постараюсь больше не нервничать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 3 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2018 15 часов назад, Peacemaker сказал: Откуда пошли «казахи»: как и когда появилось название нашего народа? KZ RUS ENG Недавно, в середине декабря, некоторые казахстанские издания выдали «сенсационную» заметку под одним и тем же заголовком «Историки разгадали, что означает этноним «казах». А далее идет повторяющийся один в один текст: «Уже 80 лет историки пытаются разгадать, что означает этноним «казах». Археологи Виктор Зайберт, Александр Кисленко, Владимир Заитов (к сожалению, ныне покойный), Олег Мартынюк и Анатолий Плешаков в своих исследованиях вплотную подошли к его разгадке. Из различных источников известно, что предков казахов называли скифами. Себя они называли просто – «сак». На всех тюркских языках это означает «бдительный», «осторожный», «стерегущий». Но что значит приставка «ка»? Оказывается, в древнетюркских языках это короткое слово означало «великий». Например, «ка-хан» уже не просто «хан», а «великий хан». То есть «ка-сак» можно перевести как «великий сак». Мы могли называться кыпчаками… Профессиональные историки достаточно скептически отнеслись к очередной «сенсации».По мнению специалиста по средневековой истории Казахстана, академика-арабиста Булата Кумекова, чтобы заниматься этимологией терминов, надо, по крайней мере, иметь серьезное филологическое образование. – В последние четверть века это стало типичным – высказывать свое мнение об исторических событиях и явлениях без опоры на надежные источники, – говорит он. – Между тем, изучение этимологии любого термина предполагает не только знание соответствующей литературы и исследование фонетических созвучий. Нужно также иметь представление о конкретном историческом контексте, географической среде, хозяйственно-культурном типе, нравах и обычаях народа. И даже в этом случае ученым-источниковедам очень редко удается прийти к согласованному мнению. Однако неспециалистов (или, если хотите, дилетантов) незнание всего этого не смущает. Для них, например, жившие далеко друг от друга тюркские хазары и афганские хазаре – один и тот же народ. Такой вывод они делают на основании лишь фонетического созвучия. Что касается самоназвания «казахи»… Формирование казахского народа шло долго и сложно. Это был, по сути, процесс этнического взаимодействия между местным и пришлым на территорию Казахстана населением, который длился на протяжении трех тысячелетий. Одно время мы едва не стали называться кыпчаками, потом – узбеками, но история распорядилась иначе. Напомню, на развалинах Тюркского каганата образовался целый ряд государственных структур. На западе (Кавказ и Западный Прикаспий) – Хазарский каганат, на Волге – государство булгаров, а на территории нынешнего Казахстана появились три государства: огузов – на Сырдарье, карлуков – в Жетысу и кимеков – в бассейне Иртыша. На востоке, на Енисее, возникло государство кыргызов, а на территории Монголии – Уйгурский каганат. Все эти образования продолжили древние тюркские традиции – политические, социальные и культурные. Кыпчаки, которые в это время расселились на территории Центрального Казахстана и Южного Урала, находились в политической зависимости от Кимекского каганата, образованного в IX веке на территории Восточного и Центрального Казахстана. Это продолжалось вплоть до начала XI века, когда кыпчакские правители захватили власть и образовали свое государство – Кыпчакское ханство. То есть они оказались наследниками государства кимеков. Усилившись за счет потенциала последних, кыпчаки стали расширять свою территорию. Вскоре они вытеснили огузов из бассейна Сырдарьи. Захваченная ими обширная территория – от Иртыша до Каспийского моря – в зарубежной историографии стала носить название Дешт-и-Кыпчак (степь кыпчаков). Впервые этот этногеографический термин был упомянут Насир-и-Хусрау, персидским поэтом XI века. Так начиналась кыпчакская эпоха. Победитель заговорил на языке побежденного К началу XIII века этап формирования такого народа, как кыпчаки, уже завершался, но этот процесс был прерван монгольским нашествием. И когда говорят об отрицательных последствиях того вторжения, то речь, прежде всего, идет не о разрушении городов (ни одна война не обходится без этого). И даже не о физическом истреблении большого количества людей (хороших или плохих войн не бывает, есть сопротивление и есть и уничтожение – это закономерный процесс). Речь идет о том, что монголы прервали на его завершающем этапе формирование кыпчакского народа и положили конец мощному государству – Кыпчакскому ханству. С приходом монголов образовалась, как свидетельствуют русские летописи, так называемая Золотая орда – калька Алтын-Орды, известная больше как Улус Джучи или Улус Бату, а во многих источниках как государство Дешт-и-Кыпчак или даже Кыпчакское ханство либо Куманское царство. Почему? Да потому, что уже во второй половине XIII века в противоборстве двух культур и традиций – монгольской и кыпчакской – верх взяла последняя. И, как результат, потомкам Чингисхана – чингизидам – стала принадлежать политическая власть, а кыпчакам – духовная. Двинувшись в начале XIII века на запад, Чингисхан прекрасно понимал, что если там и есть сила, которая может остановить его, то только кыпчаки. Везде, куда он вторгался со своим войском до этого, ему легко удавалось удержать власть: монголы по своему военному потенциалу намного превосходили любое оседлое земледельческое государство. Тогда как кыпчаки были такими же, как и они сами, – на их территории действовали степной образ жизни, а также соответствующие традиции и культура. Поэтому одолеть кыпчаков они могли только посредством дипломатии, хитрости и натравливания их друг на друга, ну и, разумеется, уничтожения династийного рода ель-борили. До этого Чингисхан точно так же поступил и с татарскими племенами – чтобы на территории Монголии никто не мог оспорить власть его и потомков, он расправился с династийным родом, который мог претендовать на государственное управление. В силу вышеназванных причин ближе к концу XIII века начался процесс кыпчакизации и тюркизации не только монгольской династийной ветви – чингизидов, но и всех монголов, которые находились на территории Дешт-и-Кыпчака. Захватчики говорили на кыпчакском языке и придерживались традиций покоренного ими народа. Арабский путешественник аль-Омари свидетельствовал: «все татары (монголы) стали точно кыпчаки». Кстати, властная структура чингизидов оказала влияние на сюжеты генеалогических преданий – шежире. Пытаясь приблизиться к политической элите, некоторые тюркские структуры становились авторами надуманных линий. Например, такой, будто Тюрк и Монгол – сыновья одного отца. Государство Ак-Орда, появившееся в конце XIII века, стало первым государственным образованием на территории Казахстана в постмонгольский период. В его основе была кыпчакская структура, только власть принадлежала ассимилировавшимся среди местного населения чингизидам. Их правление, захватив период образования Казахского ханства, продолжилось вплоть до XIX века, пока казахи не оказались в составе России. …И стали кыпчаки узбеками К середине XIV века термин «кыпчак» снова распространился на всю территорию Дешт-и Кыпчака. Мощные кыпчакские традиции и культура впитали в себя духовность всех прочих степных этносов. И потому другие племена, которые расселялись здесь, постепенно стали называть себя кыпчаками, хотя и не были таковыми. Но чингизиды, в чьих руках находилась политическая власть, не могли допустить образования народа под таким названием. К тому же кыпчаки вскоре рассеялись по всему миру – от Западной Европы и Руси до Индии и арабских стран. И во второй половине XIV века на территории Дешт-и-Кыпчака этнополитический термин «узбек» стал превалировать над термином «кыпчак». Отныне проживавшая здесь этническая общность, за исключением моголов – жителей Могулистана (Жетысу), стала называть себя узбеками. Формированию народа под этим названием помешали определенные исторические события. В первую очередь – борьба за власть. В Дешт-и-Кыпчаке правили несколько ветвей чингизидов – сыновей царевича Джучи: потомки старшего сына (Орда-Ежена) и пятого (Шибана). Правление ветви Орда-Ежена прервалось в начале XV века – трон в Дешт-и-Кыпчаке был захвачен Абулхаиром, представителем династии шибанидов. Жанибек и Керей, потомки Орда-Ежена, пытаясь вернуть себе, как они считали, законно принадлежащую им власть, вступили с ним в противоборство. Но Абулхаир вытеснил их в 1459 году на территорию Могулистана. С этого момента за всеми отделившимися вместе с ним племенами закрепилось название узбек-казахи. А были еще узбек-ногаи, узбек-карлуки, узбек-мангыты и т.д. Здесь следует сделать оговорку. Понятие «казах» (қазақ) изначально имело социальное значение. Так называли всех, кто отделился от основного рода. Российский востоковед Турсун Султанов обнаружил в персидских источниках очень любопытный пример: даже одичавшая кошка называлась «казах». Так вот, Жанибек и Керей, будучи кочевыми узбеками, отделились от основной массы и стали узбек-казахами. Переселившись в Могулистан (Жетысу), они стали собирать силы, чтобы вновь повести борьбу за власть в Дешт-и-Кыпчаке. Абулхаир, чтобы предупредить их выступление, в 1468 году сам двинулся им навстречу, но по пути заболел и вскоре скончался от банальной простуды. В итоге Жанибек и Керей одержали победу в борьбе с потомками Абулхаира и продолжили правление Великой степью по линии династии Орда-Ежена. 1470-й – год официального появления на исторической арене Казахского ханства. Ряд исследователей считает, что это произошло гораздо раньше – по их мнению, отчет следует начинать с того времени, когда Жанибек и Керей переселились в Могулистан. Однако государство должно иметь определенные атрибуты: территорию, административно-военную систему и, наконец, дипломатические связи с другими государствами. У Жанибека и Керея была земля, но ее им выделили могольские правители. Двинувшись в Дешт-и-Кыпчак, они лишились ее. Поэтому правильнее будет считать, что начало зарождению Казахского государства было положено в процессе отделения. Оно завершилось в 1470 году, когда Жанибек и Керей захватили власть в Дешт-и-Кыпчаке. За оставшимися в Дешт-и-Кыпчаке кочевниками и закрепилось название «казах». Таким образом, термин «Казахстан»» (страна казахов) появился в XV веке, а в начале следующего столетия он стал упоминаться в письменных источниках. Однако это не означает, что казахский народ появился на рубеже XV-XVI веков. Нет, этот процесс был длительным. В XIV – XV веках такой народ был уже сформирован, он лишь претерпел смену самоназвания. Как было сказано выше, слово «казах» до этого носило социальное, затем социально-политическое значение, хотя обычно названия многих народов имеют изначальный этноним. К примеру, термин «армяне» появился гораздо раньше того момента, когда племя, а потом союз племен под этим названием стали народностью, затем народом и, наконец, нацией. Казахам же прежде, чем обрести свое этническое название и государственность, пришлось пройти очень долгий путь. Некоторые ученые, ссылаясь на византийские источники, утверждают, что народность под названием «касахи», «косохи» была известна еще в IX-X веках. Но это не более чем филологическое созвучие. На самом деле речь в данном случае идет о косогах, представителях кавказской народности, у которых совершенно другой язык, другие антропологические черты, отличные от кочевого быт, традиции и уклад жизни. А вот как сложилась судьба тех, кто покинул Дешт-и-Кыпчак. В 1500 году внук Абулхаир-хана Мухаммед Шайбани, вытесненный Жанибеком и Кереем, с большой группой кочевых племен (там были и найманы, и кыпчаки, и карлуки, и канглы), вынужден был уйти в Среднюю Азию. Покоренное кочевниками местное население стало называться узбеками, но узбекские кочевые племена – кыпчаки и карлуки – вплоть до 20-30-х годов ХХ века не относили себя к местному народу – сартам. Сохраняя традиции, связанные со степным образом жизни (кочевничество, скотоводство), они больше тяготели к казахам. Автор: Сара САДЫК Конечно академику можно доверять, но вот тут интересный момент есть , он утверждает что казахские Чингизиды от Орда - Эджэна, Асан-Кайгы от Тука - Тимура, оба уважаемые историки, и кому теперь верить? Вообще в Казахстанских школах какая официальная версия? И если в школах наверное одна версия, то в вузах на ист факе разные версии? Получается так, если у самих историков разные мнения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 3 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2018 13 минут назад, mechenosec сказал: Конечно академику можно доверять, но вот тут интересный момент есть , он утверждает что казахские Чингизиды от Орда - Эджэна, Асан-Кайгы от Тука - Тимура, оба уважаемые историки, и кому теперь верить? Вообще в Казахстанских школах какая официальная версия? И если в школах наверное одна версия, то в вузах на ист факе разные версии? Получается так, если у самих историков разные мнения. Господствовала версия о происхождении от Орда-Ежена, на самом деле Тука-Тимуридство предпочтительнее. О том, что Урус-хан - потомок Тука-Тимура писал и Кадыргали Джалаир, а ему ли было не знать, от кого происходят ханы его народа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 3 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2018 5 минут назад, Le_Raffine сказал: Господствовала версия о происхождении от Орда-Ежена, на самом деле Тука-Тимуридство предпочтительнее. О том, что Урус-хан - потомок Тука-Тимура писал и Кадыргали-Джалаир, а ему ли было не знать, от кого происходят ханы его народа. Почему тогда академик так пишет? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 3 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2018 1 минуту назад, mechenosec сказал: Почему тогда академик так пишет? https://moluch.ru/archive/105/23265/ Цитата Одним из самых дискуссионных вопросов генеалогии Джучидов на сегодняшний день является вопрос о происхождении Урус-хана. Некоторые исследователи на основе Натанзи и зависящих от него источников защищают Орда-эдженское происхождение Урус-хана. Другие исследователи на основе Муизз ал Ансаб, Чингиз-наме, Таварихи Гузидайи Нусрат-наме, Кадырали Жалаири и др. считают, что Урус-хан был Тукатимуридом. Изначально первая точка зрения возникла из-за того, что в XIX веке помимо Натанзи не были введены в исторических оборот другие генеалогические источники о потомках Орда-эджена и Тука-Тимура в XIV веке. Известия Рашид ад-Дина обрываются известиями 1310-х годов об улусе Орда-эджена и его потомках. Вопрос о достоверности сообщений Анонима Искандара (Натанзи) имеет глубокую историографию. Большинство исследователей безоговорочно принимали сообщения Анонима на веру, не исследуя момент путанности генеалогии и хронологии Анонима, а также причину появления других ошибок, таких как путаница с Белой и Синей Ордой и потомками золотоордынского темника Ногая, которые якобы правили на Востоке улуса. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Сабитов Ж. М. О происхождении Урус-хана // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 591-600. — URL https://moluch.ru/archive/105/23265/ (дата обращения: 03.06.2018). И дальше по статье можете прочитать 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 3 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2018 21 минуту назад, Le_Raffine сказал: https://moluch.ru/archive/105/23265/ И дальше по статье можете прочитать Понял, спасибо, как обычно тёзки, ещё и жившие в разное время, у средневековых людей было мало фантазии, одни и те же имена давали. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 4 июня, 2018 Admin Поделиться Опубликовано 4 июня, 2018 20 часов назад, arkuk сказал: Да всё мы понимаем, админ Рустам. Проблема в том, что все используют традиционный для русского языка термин. Постараюсь больше не нервничать. Аркук, мы здесь общаемся на русском языке, правильно? Терминологию используем тоже русскоязычную. Больше не нервничайте . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 6 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 6 июня, 2018 https://tengrinews.kz/science/kogda-vyikatilas-chelovecheskaya-golova-lyudi-ostolbeneli-345973/ Уникальное захоронение эпохи гуннов было обнаружено во время строительных работ на песчаном карьере Георгиевка близ Актобе Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 8 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 8 июня, 2018 20.05.2018 в 15:48, Курсант сказал: фамилия у неи не по казахски звучит , она не башкирка? Специально для вас Смотреть с 4:53 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Курсант Опубликовано 8 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 8 июня, 2018 28 минут назад, RedTriangle сказал: Специально для вас Смотреть с 4:53 ни к чему , после пожара Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 11 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2018 Quote На северо-востоке от нее, близко к Снежным горам лежит восточная Касигара, сегодня ее называют Хашахар (Кашгар). На северо-востоке от нее недалеко от страны Ли лежит страна Хусэн, или как произносят сегодня, Хуцэн. Сандалового будду в китайский дворец привезли именно из этой страны. На востоке оттуда лежит мусульманский город Карашар, недалеко от него находится город, в котором зимует хан торгутов. Или, Урумчи, Тарбагатай и другие области Хор-Монголии входят в страну Ли. От Ли в западном направлении лежат снежные горы, если перевалить их хребет, на севере Индии будет Великий Хухан, который сегодня произносят как Хохан, входящий в южную область Согбо. В нем смешанно живут индийцы, хорцы и согбо, а в прежние времена была распространена религия Будды. На западе от Арии и Ладога лежит Касмир или Хачи, на юге от них — на западном берегу реки Гамгара лежит большой город мусульман Сайманха. На востоке от него Могалдэса (Моголистан?) — страна монголов-согбо. Изображения хана той страны, чиновников, дворцов, субурганов мне показал один русский ученый и сказал: «Коренные земли вашей Согбо-Монголии доходят до Индии, вот доказательство». Он показал изображения и карту и соединил эти доказательства. Если посмотреть на их храмы и субурганы, мне показалось, что они похожи на монастыри буддистов. На севере от Хухана лежит мусульманский город Балаг, или Бухар. На северо-западе от Великого Тогара лежит озеро Манасаровар (Аральское море), на востоке и западе от него есть много людей, относящихся к Хор-Сог, под названием Хар-Халбаг (Каракалпакия). Люди там низкого роста, руки и ноги большие, они бреют голову и бороду, оставляют длинные волосы за ушами и на затылке, одежда почто такая же, как в Тогаре, вид как у Года, не имеют стыда, постоянно едят мясо. На юге от страны Муси, что находится на восточном берегу озера Мансалвара, на севере Тогара лежат страны Хэргэс (Киргизия) и Хасаг (Казах), которые являются народами Верхней Монголии. Они исповедуют учение учителя Медовый разум, или Мухаммеда, который относятся к Согбо, живут в войлочных юртах, пасут скот. На юго-востоке Хасага есть большое озеро Балохаш (Балхаш), оно в 10 раз больше озера Кукунор. В его южной части живет согбоский народ Буртэ, люди его живут в палатках и юртах, пасут скот, тем и питаются. Если к людям из Хохана, Хар-Халбага, Хасага, Буртэ, Хэргэса приезжают чужие люди, они отнимают у них имущество, делают рабами, убивают и совершают другие преступления, поэтому туда ехать не следует. http://www.ruthenia.ru/folklore/tsendina1.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 11 июня, 2018 Поделиться Опубликовано 11 июня, 2018 Цитата На северо-западе от Великого Тогара лежит озеро Манасаровар (Аральское море), на востоке и западе от него есть много людей, относящихся к Хор-Сог, под названием Хар-Халбаг (Каракалпакия). Люди там низкого роста, руки и ноги большие, они бреют голову и бороду, оставляют длинные волосы за ушами и на затылке, одежда почто такая же, как в Тогаре, вид как у Года, не имеют стыда, постоянно едят мясо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться