mechenosec Опубликовано 30 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2019 48 минут назад, Steppe Man сказал: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 30 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2019 14 hours ago, Steppe Man said: У каракалпакских Киятов уран "Арухан", очень близко по созвучию с "Аручан". Правда, тамга "Ш" (гребень). А откуда таблица, можно узнать? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 30 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2019 47 минут назад, Steppe Man сказал: А ведь Шонкар у татар очень похоже на калмыцкое - Шонхор, надеюсь заметили , чей тотем птица - беркут? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 30 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2019 2 hours ago, Kamal said: У каракалпакских Киятов уран "Арухан", очень близко по созвучию с "Аручан". Правда, тамга "Ш" (гребень). А откуда таблица, можно узнать? Кстати, каракалпакские кипчаки причисляют себя к первым, уран также "Токсаба", тамга так и обозначается "I" (первый/алип). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jambacalmouk Опубликовано 30 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2019 карагай очень похоже на калмыцкое харга Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 по монгольски харгай. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 10 hours ago, Kamal said: У каракалпакских Киятов уран "Арухан", очень близко по созвучию с "Аручан". Правда, тамга "Ш" (гребень). А откуда таблица, можно узнать? Отрывок из сборника "Исторические очерки". – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009., Исхаков Д.М. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 6 hours ago, Steppe Man said: Отрывок из сборника "Исторические очерки". – Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009., Исхаков Д.М. Спасибо! В этой таблице указано отдельное племя Муйтен, которое есть у каракалпаков, но атрибуты не совпадают. У наших муйтенов уран "Акшолпан", тамга "трезубец". Отдельные рода муйтенов (не племя) есть также среди узбеков и ногайцев. Есть также работа Кузеева о башкирских муйтенах (усерганах) с идентичной тамгой с каракалпакскими муйтенами. Больше, кроме работ Толстовой, попытавшейся исследовать происхождение данного племени, о них никакой информации нет. Но, судя по таблице, муйтены в истории 17 века занимали не последнее место наряду с другими племенами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 6 hours ago, Steppe Man said: Что известно о Тараклы киятах (имеющие тамгу "гребень"), кроме 10 тысяч тараклинцев Буралдая? Могли ли они отделиться от Киятов с тамгой "ашамай" или они чужое племя (вхожденцы), присоединившееся к Киятам? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 Мы называем гребень не таракам/ ,а сэрээ/вилка/. Видимо,у татаров аналогичное слово серге. Аша или Ашамай по монгольски -Ац Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 4 hours ago, Steppe Man said: Мы называем гребень не таракам/ ,а сэрээ/вилка/. Видимо,у татаров аналогичное слово серге. Аша или Ашамай по монгольски -Ац Это понятно, что по-монгольски не тарак (гребень/расческа). Серге скорее всего сырга (серьга), по-моему в русском языке заимствовано от тюркского слова, а не наоборот. А вообще, я имел ввиду о Тараклы Киятах, упоминаемых в средневековых источниках. В одном из них говорится о 10 тысяч Тараклы-Киятах во главе с Буралдаем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 сэрээ тамга http://www.parliament.mn/n/c3ey Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 Мамай. История «антигероя» в историиПочекаев Роман Юлианович О возвышении киятов в Золотой Орде О возвышении киятов в Золотой Орде Казалось, поначалу и в Золотой Орде киятам не слишком улыбнулась удача, и они не обрели высоких постов и богатых владений. Лишь некоторые из них сумели проявить себя и выдвинуться. Так, крымско-татарский историк XVIII в. Абд ал-Гаффар Кырыми упоминает некоего Бор Алтая из рода тараклы-кият, которого называет аталыком Шибана, сына Джучи. Во время западного похода монголов 1235-1242 гг. они во главе 30-тысячного войска вторглись в Крым; этот же «кыйат Бурулдай бик» упоминается среди полководцев Шибана и в тюркском историческом сочинении начала XVI в. «Таварих-и гузида-ий нусрат-наме» (автором которого не без оснований считают бухарского хана Мухаммада Шайбани).[25] Высказываются предположения, что этот Бор Алтай (Бурулдай) — не кто иной, как знаменитый полководец Бу-рундай, сподвижник Бату в войне с Волжской Булгарией и Владимиро-Суздальской Русью, а затем баскак в южнорусских степях, сломивший в 1258-1260 гг. сопротивление Даниила Галицкого.[26] Таким образом, Бурулдай (остановимся на таком варианте его имени) сделал блистательную военную карьеру в Золотой Орде и сумел проложить путь к могуществу своим родственникам, которые, вероятно, в большом количестве устремились в Золотую Орду после его возвышения. Рашид ад-Дин упоминает киятов как племя, «которое в настоящее время (т. е. на рубеже XIII—XIV вв. — Я. П.) находится у Токтая» и «составляет один туман».[27] Следовательно, к этому времени уже не отдельные представители, а целый могущественный клан находился на службе у золотоордынских ханов и мог выставить в случае войны 10-тысячный отряд воинов. Сомнительно, впрочем, что весь «туман» составляли именно представители рода кият: так, например, в конце XII в. род кият-джуркин объединял не только потомков Окин-Бархака, сына Хабул-хана, но и представителей различных родов и племен, в разное время и по различным причинам признавших власть джуркинов.[28] Как отмечалось выше, кият Онгур, соратник Чингис-хана, получил под начало тысячу баяутов (а не киятов). Таким образом, «туман» киятов в Золотой Орде также мог объединять представителей различных родов и племен как монгольского, так и тюркского происхождения, но носил наименование в соответствии с родовой принадлежностью своих предводителей — потомков Мунгэду-Кияна.[29] Судьба золотоордынских киятов уже на раннем этапе истории Золотой Орды оказалась связана с Крымом. Если Бурулдай в 1230-1240-е гг. участвовал в завоевании полуострова, то его родственники (или даже прямые потомки), по всей видимости, утвердились в этих землях. Некоторые исследователи однозначно считают, что «домениальные» владения золотоордынских киятов находились именно в Крыму.[30] Современные исследователи крымской топонимики обнаружили на полуострове более 25 названий поселений, содержащих элемент «кият».[31] Однако вполне возможно, что кияты окончательно обосновались в Крыму лишь в начале XIV в., причем при обстоятельствах, которые вряд ли могли послужить к их чести. Путь киятов к власти начался на рубеже XIII—XIV вв., в тот сложный период в Золотой Орде, когда законный хан Токта (прав. 1291-1312 гг.) боролся за власть и единство в государстве со своим мятежным бекляри-беком Ногаем, который также провозгласил себя ханом (прав. 1296-1299 гг.). И начался этот путь с предательства. Видя, что перевес явно клонится на сторону законного монарха, ряд эмиров, состоявших на службе у Ногая, покинули своего повелителя и с 30 000 воинов перешли на сторону Токты. На его стороне они участвовали в последней битве с Ногаем, в которой и погиб мятежный бекляри-бек. Один из них, Ак-Буга, принадлежал к племени киятов.[32] Конечно, поскольку киятский нойон перебежал от мятежного бекляри-бека к законному хану, возможно, его действия формально и не были предательством. Несомненно одно: Ак-Буга проявил вероломство, обманув доверие Ногая. И, надо думать, вероломство являлось отличительной чертой предводителей рода кият: ее унаследовали и другие его представители, в том числе и Мамай, как мы убедимся далее. Перейдя в лагерь Токты, Ак-Буга продолжал оставаться верным своему принципу — становиться на сторону победителей. И поэтому когда после смерти хана Токты его племянник Узбек совершил государственный переворот и занял ханский трон, Ак-Буга немедленно покинул наследников Токты и перебежал к новому повелителю. Вероятно, он оказал новому хану некие важные услуги: хан Узбек приблизил Ак-Бугу и поручал ему важные посольские миссии в зарубежные страны. Ак-Буга, заняв высокое положение при дворе Узбек-хана, по всей видимости, считал, что обязан этим не только собственным заслугам, но и своему высокому происхождению — как-никак, кияты были близкими родичами потомков Чингисхана! И Ак-Буга не забывал напоминать об этом другим, что порой ставило его в неловкое положение. Так, например, Хафиз-и Абру, среднеазиатский историк начала XV в., описывает, как вел себя Ак-Буга, когда приехал в Иран во главе золотоордынского посольства: «Эмир Хусейн-гурган…, устроив пир в честь его (Ак-Буки)…, хотел сидя подать ему чашу. Ак-Бука рассердился и начал шуметь, говоря: "Ты вассал и крепостной, каким же образом я приму чашу от тебя сидящего, а во-вторых, вы забыли старинный устав (ясык) и обычай (юсун), по которому гурган должен стоять, как слуга, перед уруком". В ответ (на это) эмир Хусейн сказал: "Эмир пришел теперь с посольством, а не для устройства (ясамыши) урука Чингизханова". Вследствие этих слов посол замолчал».[33] Как видим, ханская милость настолько вскружила голову Ак-Буге, что он даже посмел причислить себя к «уруку», т. е. к Золотому роду, к которому принадлежали только Чингизиды![34] Благосклонностью хана Узбека пользовались и другие кияты. Блистательную карьеру при этом хане сделал один из них — Иса (известен также как Исатай или Астай кият).[35] В 1320-е гг. Узбек-хан начал реформу управления в Золотой Орде, в ходе которой ограничил власть удельных Чингизидов и поставил во главе ордынских областей своих наместников. Против этого выступили потомки Орду-Ичена, старшего сына Джучи — потомственные правители восточного крыла Золотой Орды, известного также как Синяя Орда. После того как Мубарак-Ходжа, один из потомков Орду-Ичена, в 1328-1329 гг. восстал против Узбека, но потерпел поражение и бежал из ордынских владений, Узбек-хан передал Синюю Орду под власть Исатая кията.[36] Столь быстрое и довольно неожиданное возвышение Исатая породило ряд различных версий, объяснявших причины его карьеры. Например, вышеупомянутый хивинский историк Утемиш-хаджи, использовавший различные письменные источники, а в еще большей степени опиравшийся на устные степные предания,[37] приводит совершенно фантастическую версию воцарения Узбека и возвышения при нем Исатая. Якобы Токта-хан, желая передать трон своему сыну, решил истребить всех остальных своих кровных родичей, но его сын-наследник умер раньше отца, и ни одного члена ханского рода не осталось. Тогда одна из жен сообщила хану, что во время избиения родичей ей удалось спасти ханского племянника — Узбека, который нашел убежище на Кавказе. Хан, как сообщает далее Утемиш-хаджи, немедленно приказал доставить к нему Узбека, за которым отправил Исатая кията и Алатая сиджиута. Однако, прежде чем они успели вернуться с царевичем, хан Токта скончался, и на опустевший престол вступил узурпатор, не имевший отношения к Чингизидам, — Баджир Ток-Буга из племени уйгур.[38] Исатай и Алатай, сделав вид, что признают Ток-Бугу ханом, прибыли к нему как бы для приветствия и убили его, после чего ханом был провозглашен Узбек. В благодарность за возвращение престола он наградил Исатая и Алатая, причем Исатай кият был назначен правителем восточного крыла Золотой Орды, а Джучиды «левого крыла» (потомки «семнадцати сыновей» Джучи), которые покорно признали власть узурпатора Ток-Буги, в наказание были подчинены Исатаю.[39] Как видим, история возвышения киятов в изложении Утемиша-хаджи представляет собой сложносоставной текст, который содержит как бродячие эпические сюжеты (избиение правителем-тираном родичей, потеря им единственного сына, а также чудесное спасение юного родственника, который наследует трон), так и реальные, по-видимому, сведения о передаче левого крыла Золотой Орды под управление Исы / Исатая. Тем не менее, некоторые исследователи склонны либо полностью признавать достоверность сведений Утемиша-хаджи,[40] либо видеть в них отражение реальных событий, хотя и несколько искаженное.[41] Нам более близка вторая точка зрения. Исатай являлся наместником Синей Орды до конца правления Узбек-хана и умер, по-видимому, почти одновременно с ним, в начале 1340-х гг.: при Джанибеке он уже не упоминается.[42] Влияние Исатая оказалось настолько значительным, что он сумел сохранить пост наместника восточного крыла Золотой Орды в своем семействе, передав по наследству своему сыну Джир-Кутлугу. Новый наместник пользовался при новом хане не меньшим влиянием, чем его отец при Узбеке: в татарских исторических сочинениях Джир-Кутлуг назван среди ближайших приближенных Джанибек-хана.[43] Однако Джир-Кутлуг довольствовался своим положением всесильного наместника Синей Орды и не старался влиять на политику при ханском дворе. Его благоразумное решение обеспечило ему нейтральное отношение со стороны могущественных эмиров из рода кунграт — Могул-Буги и Кутлуг-Буги, которые поочередно занимали пост бекляри-бека при Джанибек-хане.[44] Между тем ханская власть при наследнике Узбека существенно ослабла, и ему пришлось пойти на определенные уступки царевичам-Джучидам и родовым вождям и вернуть им ряд прежних привилегий, чтобы обеспечить себе их лояльность. Возможно, Джир-Кутлуг также воспользовался ослаблением центральной власти и ужесточил контроль над царевичами Синей Орды, используя свои «административные ресурсы» как старший эмир (бек) левого крыла, а также опираясь на своих могущественных родичей-киятов. Однако он, надо полагать, не сумел в полной мере оценить изменившуюся ситуацию и понять, что ослабление власти хана развязало руки не только ему, но и царевичам, которых он продолжал считать своими подчиненными — как повелось со времен Узбек-хана и Исатая. Методы управления Джир-Кутлуга вызвали недовольство синеордынских Джучидов, и они начали смуту, в которой Джир-Кутлуг погиб. Согласно степным преданиям, отраженным в «Сборнике летописей» Кадыр-Али-бия Джалаири, составленном в начале XVII в., «Урус-хан убил Чир-Кутлу».[45] Скорее всего, когда началась смута (видимо, после смерти Джанибека), синеордынский оглан Урус (будущий хан Синей Орды, прав. 1368-1377 гг.) воспользовался удобным случаем и покончил с наместником. Тем не менее, гибель Джир-Кутлуга не освободила восточных Джучидов от власти киятов: новым наместником стал Тенгиз-Буга, сын убитого эмира. Решив отомстить царевичам за убийство своего отца, он повел себя как настоящий тиран. Утемиш-хаджи сообщает, что «жестоко истязал и унижал он огланов этих…, когда решил он возвести мавзолей над отцом своим Джир-Кутлы, то заявил: "Быть им строителями", — и всю работу по возведению мавзолея поручил им, никого больше не привлекая. Даже воду подносить, делать кирпичи и подносить кирпичи — приходилось им. Много мук приняли они: у одних спина превратилась в рану, у других — грудь, у третьих истерзаны были ноги».[46] Хотя хивинский историк, по-видимому, сгущает краски (вряд ли царевичи-Чингизиды и в самом деле гнули спины на постройке мавзолея!), в принципе он, вероятно, недалек от истины: Тенгиз-Буга, стремясь сохранить власть над Синей Ордой, стал сильно притеснять местных Джучидов. Тенгиз-Буга кият, правивший Синей Ордой на рубеже 1350-1360-х гг., был современником и близким родственником Мамая. Попытаемся выяснить степень их родства. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 аша,шанычкылы -вилка? У казахов род шанычкылы.Их связывают с катагинами.Это правильно.У халха-монголов есть род тугч или тугчин .Тугчины состояли из катагинов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 2 hours ago, Steppe Man said: сэрээ тамга http://www.parliament.mn/n/c3ey Если правильно понял, то в верхнем кружочке "Ш" (гребень). Это тамга Толуя? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 9 minutes ago, Kamal said: Если правильно понял, то в верхнем кружочке "Ш" (гребень). Это тамга Толуя? Да.Халха-монгольские чингизиды-кият борджигины все они потомки Толуя и Хубилай хана. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 2 hours ago, Steppe Man said: Да. Роль киятов в Золотой орде конечно огромная, но пока непонятно - почему общая киятская тамга "ашамай", откуда появились тараклы-кияты и почему их тамга "Ш", гребень? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 Аша это тоже вилка? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 1 hour ago, Steppe Man said: Аша это тоже вилка? Нет, монгольский "ашамай" (крест) у нас называется "атанах" и является тамгой конратских Ашамайлы и племени Кенегес. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 такая тамга по монгольски не аша/ац/, а хэрээ тамга. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 2 hours ago, Steppe Man said: такая тамга по монгольски не аша/ац/, а хэрээ тамга. Да, я эту тамгу имею ввиду "атанах". Прошу прощения, если неправильно называл, как-то один монголоязычный форумчанин писал, что этот знак по-монгольский "ашамай", откуда видимо и происходит каракалпакское "ашамайлы". Простите, если ошибался. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 1 minute ago, Kamal said: Да, я эту тамгу имею ввиду "атанах". Прошу прощения, если неправильно называл, как-то один монголоязычный форумчанин писал, что этот знак по-монгольский "ашамай", откуда видимо и происходит каракалпакское "ашамайлы". Простите, если ошибался. ац ,ацан тамга можно так назвать.Но правильнее хэрээ тамга. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 31 августа, 2019 Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 2 hours ago, Steppe Man said: ац ,ацан тамга можно так назвать.Но правильнее хэрээ тамга. Ok, буду знать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться