Peacemaker Опубликовано 24 июля, 2017 Поделиться Опубликовано 24 июля, 2017 https://mn.wikipedia.org/wiki/Хиад Кият (род) [править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Для улучшения этой статьи желательно: Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей. Добавить иллюстрации. Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проверить достоверность указанной в статье информации. Кият Численность и ареал Узбекистан, Казахстан, Россия Входит в ногайцы, казахи, каракалпаки, хакасы, крымские татарыРодственные народы по языку: каракалпаки, ногайцы, казахи. Происхождение тюркское Кият ( каракалпак. Қыят, каз. Қият) — древнетюркское огузское племя.Сам Чингизхан входил в это племя(торо кият), Ныне подроды этого племени входят в состав Старшего жуза и Среднего жуза казахов и каракалпаков. По книгам Рашид ад-Дина[1], род Кият в XIII веке проживал на территории Дешт-и-Кипчак, в западной части современного Казахстана. Рашид ад-Дин утверждает, что род Кият большей частью разбросан по всей территории Дешт-и-Кипчак (дословно «Кипчакская степь»), и на востоке Дешт-и-Кипчака расселился подрод Киятов — Тобыкты, которых в дальнейшем будут называть восточными Киятами. Западные кияты после поражения Мамая на Куликовом поле поселились Поросье, где участвовали в формировании запорожского казачества. После распада Золотой Орды кияты войдут в состав каракалпаков и многих казахских родов. Тобыкты войдут в состав Аргынов, Байжигит войдут в состав Найманов. По сведениям Рашид ад-Дина состав рода Кият в XIII веке выглядел следующим образом: Кият-Тобыкты, Жаурыншы, Айдын, Байжигит, Кон Катан[источник не указан 879 дней]. В литературно-историческом памятнике "Огуз-Наме", хранящемся в Парижской национальной библиотеке, говорится, что род Кият берет своё начало от легендарного Домбауыла. «Огуз-Наме» — древний эпос тюрок и является одним из главных литературно-исторических памятников. Восточные Кияты (подрод Тобыкты), находившиеся в Орде Чингисхана, расположенной в районе современного г. Курчатов в Восточно-Казахстанской области, после смерти Чингисхана не присоединились к своим соплеменникам, последовавшим на запад, и остались на своих землях. Восточные Кияты (Тобыкты) играли значительную роль в Золотой Орде, о чем известно из исторических книг того периода, например, «Таварих-и гузи-да» отмечает участие Киятов в важнейших политических событиях в Восточном Дешт-и-Кипчаке в XV веке. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кият_(род) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 24 июля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 24 июля, 2017 https://twitter.com/yondko_y1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 24 июля, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 24 июля, 2017 2015.06.08 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан shine.shuukh.mn/irgenanhan/6913/view Нэхэмжлэгч Долоон овогтой Норов Пүрэвдуламыг /ХИ53072667/ 306 тоот ... Хиад овогтой Бадамжунайн Отгонг /УС56030206/ 108 тоот орон сууцны, ... 2013.01.09 - Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан www.shuukh.mn/eruudavah/518/view Шүүгдэгч Хондого овогт Тэрбишийн Алтансүх, Их монгол овогт Пэрэнлэйжалбын Мөнхтөмөр, Боржигон овогт Шижирбаатарын Баярмөнх, Хиад овогт ... 2016 10-р сар 14 - 4 бичлэгүүд - 1 зохиогч Эрүүгийн хуулийн ерөнхий ангийн 4-р зүйлийн 4.1-д зааснаар Хиад овогт. Тулгын Мэндсайханыг мөн хуулийн тусгай ангийн 211-р ... [DOC]А-243.doc - Ulaanbaatar.mn www.ulaanbaatar.mn/Uploads/243_20170426112807.doc 2017 4-р сар 26 - Сартуулын хоньч овогт Цэрэндашийн Түвшинбаяр. ХП71012018. 11 ..... Хиадборжигон овогт Шинэ-Уянгын Мандахнаран. ЧО86101364. [DOC]A-131.doc - Ulaanbaatar.mn www.ulaanbaatar.mn/files/p1ac433fdc2pu3iv547ed6611.doc Боржигон овогт Пүрэвхүүгийн Энхтайван. ХА62072518. 8 ... Шарнууд овогт Мангалсүрэнгийн Алгирмаа ... Хиад боржигин овогт Даваагийн Намсрайжав. Среди халха очень много монголов по роду хиад-боржигин /кият-борджигин/. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 августа, 2017 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2017 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 16 сентября, 2017 Поделиться Опубликовано 16 сентября, 2017 Кайи [править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Кайи — название одного из двадцати четырёх племён огузов, из которого происходит династия османских султанов. У Махмуда Кашгарского приводится древняя форма — кайиг, чем опровергается предложенное Марквартом отождествление с каи, упоминаемыми Бируни и Ауфи на самом крайнем Востоке. Маркварт считает каи тюркизированными монголами, чем и объясняется, по его мнению, «та историческая роль, которую играли запятнанный кровью и братоубийственный род Османов и османский народ». Вполне возможно, что каи были монголами; Махмуд Кашгарский упоминает их вместе с татарами и другими среди народов, говоривших на своих особых языках, хотя и знавших хорошо также и тюркский язык; однако огузское племя кайиг, или кайи, несомненно не имеет ничего общего с этим народом. Баяты (огузы) [править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2014; проверки требуют 12 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Баяты. Баяты (азерб. Bayatılar, туркм. Baýatlar, в монгольском языке - Bayat, в калмыцком языке - Baatud ) — огузское тюркское племя[1], монголо-ойратского происхождения, расселенное на территории Азербайджана, Ирака, Ирана, Сирии, Туркмении и Турции[1][2]. Являются субэтнической группой азербайджанцев и туркмен[3]. Монгольские баяты проживают на северо-западе Монголии (Алтае) в Убсунурском аймаке Монгольской народной республики и относятся к ойратской группе монгольских народов. Часть баятов(баатудов) входит в состав субэтноса калмыцкого народа - дербетов и проживает в Республике Калмыкия Российской Федерации. Баяты — тюрко-огузское племя, стоявшее вместе с племенем кайы во главе всех 24-х огузских племен — «иль баши кайы-баят». В преданиях тюркских племен происхождение этого племени возводится к Баяту — внуку Огуз-хана. В эпоху Сефевидов представители этого племени при дворе считались родовитой аристократией,[4] которая до конца XVI века пользовалась исключительными привилегиями при шахском дворе, занимая ведущие военные и государственные должности. Слово «баят» переводится как «счастливый и полный благодати» и «богатый». Слово «баят» является множественным числом от монголо-ойратского слова "баян, байн", что означает "богатый" и известно со времен основателя империи хуннов Модэ, который в III веке до н. э. правил племенем Баян. Баяты в Азербайджане говорят на южном диалекте азербайджанского языка.[5] Племя «баят» пришло в Азербайджан в XIII столетии вместе с монгольскими завоевателями. Вначале оно поселилось в Малой Азии, где смешалось с другими сельджукскими племенами, но к концу XV — началу XVI веков влилось в племя кызылбашей и переселилось в Азербайджан. В начале XX века топоним «Баят» встречался в Азербайджане в Геокчайском уезде — Байт-Мелик-Уммуд, Баят-Кадыр-Гусейн; в Джевадском — Баят; в Кубинском — Сынджан Баят, Узун Баят; в Шемахинском — Баят; в Шушинском — Баят.[6] Видными представителями, происходившими из племени баят, являются: Физули, поэт и мыслитель XVI века. огузский святой «Деде Горгуд», ставший героем одноимённого эпоса. Оруджбек, известный под псевдонимом Дон-Жуан Персидский, автор известной книги «Россия и Европа глазами Орудж-бека Баята — Дон Жуана Персидского» [7], совершивший в составе сефевидского посольства в 1599—1601 годах путешествие по России, Германии, Чехии, Италии, Франции, Португалии и Испании[8]. Название племени «баят» было присвоено крепости Баят, построенной в 1748 году основателем Карабахского ханства Панах-Али-ханом.[9] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 сентября, 2017 Поделиться Опубликовано 22 сентября, 2017 Легендарный Эргене-кон предков Чингизхана в труде Хондемира "Халасат ал-Ахбар" опять таки связывается не с монголами (в смысле монголоязычных народов), а с тюрками монголами! "... Огуз-хан, при Божьей помощи возложил на главу корону Царскую, поднял знамя завоеваний и в продолжение 73-х лет, покорил весь Туркестан до пределов Бохары. ... Когда же рука судьбы дописала страницу жизни его, он назначил наследником сына своего Менгель-хана, который правил 102 года и в старости передал власть сыну своему Иль-Хану. В правление Иль-Хана, Тур сын Феридуна, получивший себе в удел страны Мавараннагра, соединяясь с Сююндж-Ханом последним из владетелей татарских, вознамерился убить Иль-Хана и истребить весь народ его и приближенных. По определению Божию, одолев моголов, он побил большую часть из них, так, что кроме Каяна сына Иль-хана, двоюродного брата его с матерней стороны, Тегуза, и двух женщин, находившихся с ними, никто из моголов не остался в живых. Скрывшись между убитыми на поле сражения, они по наступлении ночи обратились в бегство, сев на коней быстротою подобных ветру, и к рассвету приехали в такое место, где множество гор столь тесно сходилось, что из них невозможно было найти выхода. С большим трудом достигли они вершины одной горы, откуда увидели прекрасный луг, осеняемый плодоносными деревьями и орошаемый источниками приятнейшей воды: в сие место, называемое Тюрками Эргэнэ Кун, то есть, крупный скат, они спустились и остались там навсегда. Чрез несколько времени от сих четырех человек произошли многочисленные племена; потомки Каяновы именовались Киятами, а Тегузовы Дерлигинами. В последствии Кияты и Дерлигины размножились до такой степени, что не могли поместиться в Эргэне Кун, и оставив сие место, как упомянуто в известных летописях, устремились на земли могольские, где вступив в битву с владевшим оным народом, одержали над ними победу. После сего управление моголами утверждено было за Ельдузом, сыном Менгель-Ходжи и внуком Тимур-Таша, происходившего из рода Каяна. Ельдуз-Хан имел сына, именем Чубине, которому Бог даровал дочь Аланкову." 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 14 октября, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 14 октября, 2017 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 14 октября, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 14 октября, 2017 Flag of the People's Republic of Mongolia (1921-1924) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 октября, 2017 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2017 На вашем фото не достает главного тибетского элемента - огня: А киятская тамга, тамга Чингизхана это равносторонний крест ⤬ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 9 декабря, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 9 декабря, 2017 Язык О языках тюркских племен, в том числе кыпчаков, ценную информацию содержит «Свод тюркской лексики» (Диван лугат ат-турк, 1074/)Махмуда ибн Хусейна ибн Мухаммеда ал Кашгари. Согласно его данным, в XI в. существовал единый тюркский язык, подразделявшийся на наречия: западное (на нём говорили племена булгар, сувар, печенег, огуз, кыпчак, йемек) и восточное (чигиль, тухси, ягма, ыграк, джарук, кыргыз, уйгур и кроме того было «хаканское» наречие); племена «кай, ябаку, татар, басмыл говорят на своих языках (по мнению В.В. Бартольда– монгольской группы), вместе с тем, они хорошо говорят и по-тюркски» (Советская тюркология, 1972, 1, с. 13–14). Таким образом, кочевые племена по языку подразделяются на: 1) говорящих на наречиях тюркского языка (15 племен) и 2) двуязычных, говорящих на тюркском языке и имеющие «свои языки» (5 племен или племенных групп). Древнетюркский язык подразделялся, по данным Махмуда ал Кашгари, на западное и восточное наречия. Наречия отличались друг от друга произношением многих слов – во многих словах сочетались звуки б/м: западное «бен» соответствует восточному «мен» («я»), бинг– минг («1000»), звуки х/к, например, хызым– кызым («дочь»), а также некоторые другие сочетания: тебе – тывы («верблюд»), азак – айак («нога») и т. д., а также лексикой. Из 52 слов кыпчакского диалекта 16 слов свойственны только кыпчакскому диалекту, т. е. отличные от других диалектов, 32 – общие с огузским, 6 – с йемекским, 6 – с суварским, 5 – с ягма (Курышжанов, 1974, 1, с. 52). Таким образом, к кыпчакскому диалекту наиболее близко по лексике был огузский, а не йемекский диалект, как можно предположить исходя из географии расселения и исторической общности этих племенных групп. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 9 декабря, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 9 декабря, 2017 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 12 января, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 12 января, 2018 https://ru.wikipedia.org/wiki/Жугдэрдэмидийн_Гуррагча Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 24 февраля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 24 февраля, 2018 халхаские кият-борджигины Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 24 февраля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 24 февраля, 2018 Ц.Шаравжамц. халхамонгольский кият-борджигин,бывший баскетболист, рост 2 м 12 см . 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 25 февраля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2018 праздник урука борджигин.Баянцагаан сомон .Тув аймак. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 27 февраля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2018 Волость Кыят, тамга Ачамай 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 28 февраля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2018 Бумбутай Борджигин - монгольская бабушка императора Канси «Мать династии Цин», бабушка императора Канси, императрица Сяочжуан Вэнь была монголкой, причем потомком чингизидов. Полное имя императрицы Сяочжуан Вэнь - Бумбутай Борджигин. Борджигин - название клана Чингисхана, одного из хорчин-монголов. Ее отец, Зайсан, был «бээлом» (властелин административной единицы) хорчин-монголов и потомком Хасара, младшего брата Чингисхана.Бумбутай стала наложницей Хун Тайджи, второго правителя династии Маньчжурской Цин и была матерью императора Шуньчжи и бабушкой императора Канси . Канси (4 мая 1654 — 20 декабря 1722), маньчжурский император из династии Цин (с 7 февраля 1661, эра Канси с 18 февраля 1662 по 4 февраля 1723, см. Китайский календарь). Четвёртый представитель маньчжурской династии, правивший всем Китаем, входившим в империю Цин. Канси или Сюанье вступил на престол в 6-летнем возрасте и стал править под девизом «Канси» (Процветающее и лучезарное). 61 год его правления — рекордно длинный срок в китайской истории. Эпоха Канси стала символом благополучия, «золотым веком» на Китайской земле. Кровный враг ойрат-монголов. Бумбутай была любимой женой у Хун Тайджи. У Хун Тайджи было пять основных жен, и все они были из клана Боржигит, относящегося к самым ранним монгольским союзникам маньчжуров. Две супруги (Бумбутай и Харджол) были сестрами, обе были племянницами Жере или Жержер, которая стала женой Хун Тайджи в 1614 году, а в 1636 году стала императрицей. Бумбутай родила Хун Тайджи троих дочерей и сына между 1629 и 1638 годами и имела сильное влияние на императорский двор Цин. Ее очень уважали за ее политическую мудрость и понимание. Бумбутай было всего 32 года, когда Хун Тайцзи умер, а ее шестилетний сын Фу Линь, возведенный на престол императора Шуньчжи, унаследовал трон. В период правления императора Шуньджи Бумбутай держалась в стороне от политики. Император Шуньчжи или Айсиньгёро Фулинь умер в 1661 году. На престол императора Канси был возведен его сын Сюанье. Айсиньгёро Фулинь (15 марта 1638 — 18 февраля 1661) - третий маньчжурский император династии Цин с девизом правления «Шуньчжи» (Благоприятное правление) (1643—1661), личное имя — Фулинь, посмертное храмовое имя — «Ши-цзу». Поскольку император Канси был несовершеннолетним во время его восхождения на престол (всего восемь лет), четыре регента императора Канси (назначенные его отцом Императором Шуньчжи) правили от его имени, пока он не повзрослел. Будучи бабушкой правящего императора, Бумбутай была удостоена чести именоваться Великой Императрицей. Бумбутай взяла на себя ответственность за воспитание Императора после смерти его матери, в трудные и опасные времена отправила своего внука учиться у регентов. На протяжении всей своей жизни Бумбутай не любила жить в Запретном городе, несмотря на его роскошные условия. Она также, как известно, отказывалась проводить любые празднования дня рождения, поскольку чувствовала, что это будет слишком дорого. Бумбутай заболела осенью 1687 года и император Канси лично позаботился о своей бабушке. Она умерла в возрасте 75 лет в 1688 году и была похоронена в мавзолее Чжаосилин в Шеньяне, за пределами Восточного мавзолея династии Цин. Ее биография - отражение замысловатых связей с императором Канси и престолом династии Цин. Императрица Сяочжуан Вэнь родила императора Шунджи, который родил императора Канси, она помогла своему внуку Императору Канси стать одним из величайших маньчжурских императоров Китая. Позднее он стал врагом ойрат-монголов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2018 В 28.02.2018 в 14:35 Peacemaker написал: Бумбутай Борджигин А почему не Бумбутай Баржигон? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 1 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 1 марта, 2018 Ансамбль Борджигин .г.Чойр.Говьсүмбэр аймаг. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 2 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 2 марта, 2018 Основатели Османской Империи — монгольского происхождения? Автор: Майдар Сосорбарам по материалам Интернет Эртогрул (1198 — 1281) — тюркский (представитель огузского племени каи) правитель, отец основателя Османской династии Османа I. Правил с 1227 года на территории, получившей название Османский бейлик, с центром в городе Сёгют. Эртогрул был сыном Сулейман Шаха. А его мать - Хайма Хатан. Когда его отец умер (утонул в Евфрате), Эртогрул принял власть над подчинявшимися ему племенами кайи. Сельджукский султан Кай-Кубад I пожаловал ему удел возле Анкары.В правление Эртогрула начинается постепенное усиление кайы.После смерти Эртогрула власть перешла к его сыну, Осману I, основателю Османской династии, и первому монарху Османского государства. Эртогрул Гази (1188-1281) - один из основоположников Османской империи. Монумент расположен в Ашхабаде. Согласно турецкой исторической традиции, часть племени кайы откочевала в Анатолию из Средней Азии, где предводители кайы некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Вначале тюрки-кайы избрали местом кочевья земли в районе Караджадага к западу от нынешней Анкары. Затем часть их перебралась в районы Ахлата, Эрзурума и Эрзинджана, доходя до Амасьи и Алеппо (Халеба). Некоторые кочевники племени кайы нашли себе пристанище на плодородных землях в районе Чукурова. Именно из этих мест небольшое подразделение кайы (400—500 шатров) во главе с Эртогрулом, спасаясь от набегов монголов, направилось во владения сельджукского султана Алаэддина Кейкубада I. Эртогрул обратился к нему за покровительством. Султан пожаловал Эртогрулу удж (окраинная область султаната) на землях, захваченных сельджуками у византийцев на границе с Вифинией. Эртогрул принял на себя обязательство защищать границу сельджукского государства на территории дарованного ему уджа. Но история гласит, что каи тюркизированными монголами. Каи — название одного из двадцати четырех племён огузов, из которого происходит династия османских султанов. У Махмуда Кашгарского приводится древняя форма — кайиг, чем опровергается предложенное Марквартом отождествление с каи, упоминаемыми Бируни и Ауфи на самом крайнем Востоке. Маркварт считает каи тюркизированными монголами, чем и объясняется, по его мнению, «та историческая роль, которую играли запятнанный кровью и братоубийственный род Османов и османский народ». Вполне возможно, что каи были монголами; Махмуд Кашгарский упоминает их вместе с татарами и другими среди народов, говоривших на своих особых языках, хотя и знавших хорошо также и тюркский язык; однако огузское племя кайиг, или кайи, несомненно не имеет ничего общего с этим народом. Сведения о жизни сына Эртогрула, Османа, давшего имя будущему государству, тоже в немалой мере легендарны. Осман родился примерно в 1258 г. в Сёгюте. Этот горный малонаселенный район был удобен кочевникам: здесь было много хороших летних пастбищ, хватало и удобных зимних кочевий. Осман объявил свой удж самостоятельным государством, а себя — независимым владетелем. Произошло это около 1299 г., когда сельджукский султан Алаэддин Кейкубад II бежал из своей столицы, спасаясь от взбунтовавшихся подданных. Правда, став практически независимым от Сельджукского султаната, который номинально существовал до 1307 г., когда последний представитель династии румских Сельджукидов был задушен по приказу монголов, Осман признал верховную власть монгольской династии Хулагуидов и ежегодно посылал в их столицу часть дани, которую собирал с подданных. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 2 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 2 марта, 2018 Османская империя. Образование государства Порой рождения государства турок-османов можно считать, конечно, условно, годы, непосредственно предшествовавшие гибели Сельджукского султаната в 1307 г. Возникло это государство в обстановке крайнего сепаратизма, воцарившегося в государстве Сельджукидов Рума после поражения, которое его правитель потерпел в битве с монголами в 1243 г. Беи Айдына, Гермияна, Карамана, Ментеше, Сарухана и ряда других районов султаната превратили свои земли в самостоятельные княжества. Среди этих княжеств выделялись бейлики Гермиян и Караман, правители которых продолжали вести борьбу, нередко успешную, против монгольского владычества. В 1299 г. монголам пришлось даже признать независимость бейлика Гермиян. В последние десятилетия XIII в. на северо-западе Анатолии возник еще один практически самостоятельный бейлик. В историю он вошел под названием Османского, по имени предводителя небольшой тюркской племенной группы, главной составной частью которой были кочевники огузского племени кайы. Согласно турецкой исторической традиции, часть племени кайы откочевала в Анатолию из Средней Азии, где предводители кайы некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Вначале тюрки-кайы избрали местом кочевья земли в районе Караджадага к западу от нынешней Анкары. Затем часть их перебралась в районы Ахлата, Эрзурума и Эрзинджана, доходя до Амасьи и Алеппо (Халеба). Некоторые кочевники племени кайы нашли себе пристанище на плодородных землях в районе Чукурова. Именно из этих мест небольшое подразделение кайы (400—500 шатров) во главе с Эртогрулом, спасаясь от набегов монголов, направилось во владения сельджукского султана Алаэддина Кейкубада I. Эртогрул обратился к нему за покровительством. Султан пожаловал Эртогрулу удж (окраинная область султаната) на землях, захваченных сельджуками у византийцев на границе с Вифинией. Эртогрул принял на себя обязательство защищать границу сельджукского государства на территории дарованного ему уджа. Удж Эртогрула в районе Мелангии (тур. Караджахисар) и Сёгюта (к северо-западу от Эскишехира) был невелик. Но правитель был энергичен, а его воины охотно участвовали в набегах на соседние византийские земли. Действия Эртогрула облегчены были немало тем, что население пограничных византийских областей было крайне недовольно грабительской налоговой политикой Константинополя. В результате Эртогрулу удалось несколько увеличить свой удж за счет пограничных областей Византии. Трудно, правда, точно определить масштабы этих захватнических операций, как, впрочем, и первоначальные размеры самого уджа Эртогрула, о жизни и деятельности которого нет сколько-нибудь достоверных данных. Турецкие хронисты, даже ранние (XIV—XV вв.), излагают много легенд, связанных с начальным периодом сложения бейлика Эртогрул. Эти легенды гласят, что жил Эртогрул долго: он умер в возрасте 90 лет в 1281 или, по другой версии, в 1288 г. Сведения о жизни сына Эртогрула, Османа, давшего имя будущему государству, тоже в немалой мере легендарны. Осман родился примерно в 1258 г. в Сёгюте. Этот горный малонаселенный район был удобен кочевникам: здесь было много хороших летних пастбищ, хватало и удобных зимних кочевий. Но, пожалуй, главным преимуществом уджа Эртогрула и наследовавшего ему Османа было соседство с византийскими землями, что давало возможность обогащаться за счет набегов. Эта возможность привлекала в отряды Эртогрула и Османа представителей других тюркских племен, обосновавшихся на территориях других бейликов, так как завоевание принадлежавших немусульманским государствам территорий почиталось у адептов ислама делом священным. В результате, когда во второй половине XIII в. правители анатолийских бейликов в поисках новых владений воевали между собой, воины Эртогрула и Османа выглядели борцами за веру, разоряя в поисках добычи и с целью территориальных захватов земли византийцев. После смерти Эртогрула правителем уджа стал Осман. Судя по некоторым источникам, были сторонники передачи власти брату Эртогрула, Дюндару, но тот не рискнул выступить против племянника, ибо видел, что его поддерживает большинство. Через несколько лет потенциальный соперник был убит. Осман направил свои усилия на завоевание Вифинии. Зоной его территориальных притязаний стали области Брусы (тур. Бурса), Белокомы (Биледжика) и Никомедии (Измита). Одной из первых военных удач Османа стал захват в 1291 г. Мелангии. Этот небольшой византийский городок он сделал своей резиденцией. Поскольку прежнее население Мелангии частью погибло, а частью бежало, надеясь найти спасение от войск Османа, последний заселил свою резиденцию выходцами из бейлика Гермиян и других мест Анатолии. Христианский храм по велению Османа был превращен в мечеть, в которой его имя стало упоминаться в хутбах (пятничных молитвах). Согласно легендам, примерно в это время Осман без особого труда добился от сельджукского султана, власть которого стала совсем призрачной, титула бея, получив соответствующие регалии в виде барабана и бунчука. Вскоре Осман объявил свой удж самостоятельным государством, а себя — независимым владетелем. Произошло это около 1299 г., когда сельджукский султан Алаэддин Кейкубад II бежал из своей столицы, спасаясь от взбунтовавшихся подданных. Правда, став практически независимым от Сельджукского султаната, который номинально существовал до 1307 г., когда последний представитель династии румских Сельджукидов был задушен по приказу монголов, Осман признал верховную власть монгольской династии Хулагуидов и ежегодно посылал в их столицу часть дани, которую собирал с подданных. От этой формы зависимости Османский бейлик освободился при преемнике Османа, его сыне Орхане. В конце XIII — начале XIV в. Османский бейлик значительно расширил свою территорию. Его правитель продолжал набеги на византийские земли. Действия против византийцев облегчались тем, что другие его соседи не проявляли тогда еще враждебности к молодому государству. Бейлик Гермиян воевал то с монголами, то с византийцами. Бейлик Кареси был просто слаб. Не беспокоили бейлик Османа и правители расположенного на северо-западе Анатолии бейлика Чандар-оглу (Джандариды), поскольку и они были главным образом заняты борьбой с монгольскими наместниками. Таким образом, Османский бейлик мог все свои военные силы использовать для завоеваний на западе. Захватив в 1301 г. район Енишехира и построив там город-крепость, Осман стал готовить захват Брусы. Летом 1302 г. он разбил войска византийского наместника Брусы в сражении при Вафее (тур. Коюнхисар). Это было первое крупное военное сражение, выигранное турками-османами. Наконец-то византийцы поняли, что имеют дело с опасным противником. Однако в 1305 г. войско Османа потерпело поражение в битве при Левке, где против них дрались каталонские дружины, находившиеся на службе у византийского императора. В Византии началась очередная междоусобица, облегчившая дальнейшие наступательные действия турок. Воины Османа овладели рядом византийских городов на Черноморском побережье. В те годы турки-османы совершили и первые набеги на европейскую часть территории Византии в районе Дарданелл. Войска Османа захватили также ряд крепостей и укрепленных населенных пунктов на пути к Брусе. К 1315 г. Бруса была практически окружена крепостями, находившимися в руках турок. Брусу захватил несколько позже сын Османа Орхан. родившийся в год смерти своего деда Эртогрула. Армия Орхана состояла в основном из кавалерийских частей. Не было у турок и осадных машин. Поэтому бей не решился на штурм города, окруженного кольцом мощных укреплений, и установил блокаду Брусы, прервав все ее связи с внешним миром и лишив тем самым ее защитников всех источников снабжения. Подобную тактику турецкие войска применяли и впоследствии. Обычно они захватывали окрестности города, изгоняли или обращали в рабство местное население. Затем эти земли обживались людьми, переселенными туда по приказу бея. Город оказывался во враждебном кольце, и над его жителями нависала угроза голодной смерти, после чего турки легко им овладевали. Осада Брусы длилась десять лет. Наконец в апреле 1326 г., когда армия Орхана стояла у самых стен Брусы, город капитулировал. Это произошло в канун смерти Османа, которому сообщили о взятии Брусы на смертном одре. Орхан, наследовавший власть в бейлике, сделал Бурсу (так ее стали именовать турки), славившуюся ремеслами и торговлей, город богатый и процветавший, своей столицей. В 1327 г. он распорядился чеканить в Бурсе первую османскую серебряную монету — акче. Это свидетельствовало о том, что процесс превращения бейлика Эртогрула в самостоятельное государство близился к завершению. Важным этапом на этом пути стали дальнейшие завоевания турок-османов на севере. Через четыре года после захвата Брусы войска Орхана овладели Никеей (тур. Изник), а в 1337 г. — Никомедией. Когда турки двинулись к Никее, между войсками императора и турецкими отрядами, которыми предводительствовал брат Орхана, Алаэддин, произошло сражение в одном из горных ущелий. Византийцы были разгромлены, император ранен. Несколько штурмов мощных стен Никеи не принесли туркам успеха. Тогда они прибегли к испытанной тактике блокады, захватив несколько передовых укреплений и отрезав город от окружавших его земель. После этих событий Никея была принуждена к сдаче. Измотанный болезнями и голодом гарнизон не смог более сопротивляться превосходящим силам противника. Захват этого города открыл туркам дорогу к азиатской части византийской столицы. Девять лет длилась блокада Никомедии, получавшей военную помощь и продовольствие морским путем. Чтобы овладеть городом, Орхану пришлось организовать блокаду узкого залива Мраморного моря, на берегах которого была расположена Никомедия. Отрезанный от всех источников снабжения, город сдался на милость победителей. В результате взятия Никеи и Никомедии турки овладели почти всеми землями к северу от Измитского залива вплоть до Босфора. Измит (такое наименование отныне получила Никомедия) стал для зарождавшегося флота османов верфью и гаванью. Выход турок к берегам Мраморного моря и Босфора открыл им путь к набегам на Фракию. Уже в 1338 г. турки начали разорять фракийские земли, а сам Орхан с тремя десятками судов появился у стен Константинополя, но его отряд был разбит византийцами. Император Иоанн VI попытался поладить с Орханом, выдав за него свою дочь. На некоторое время Орхан прекратил набеги на владения Византии и даже оказывал византийцам военную помощь. Но земли на азиатском берегу Босфора Орхан рассматривал уже как свои владения. Приехав в гости к императору, ставку свою он расположил именно на азиатском берегу, и византийский монарх со всеми своими придворными был вынужден прибыть туда на пир. В дальнейшем отношения Орхана с Византией вновь обострились, его отряды возобновили набеги на фракийские земли. Прошло еще полтора десятилетия, и войска Орхана начали вторгаться в европейские владения Византии. Этому способствовало то обстоятельство, что в 40-х годах XIV в. Орхану удалось, воспользовавшись междоусобицей в бейлике Кареси, присоединить к своим владениям большую часть земель этого бейлика, доходивших до восточных берегов пролива Дарданеллы. В середине XIV в. турки усилились, начали действовать не только на западе, но и на востоке. Бейлик Орхана граничил с владениями монгольского наместника в Малой Азии Эртена, ставшего к тому времени практически независимым владетелем ввиду упадка государства ильханов. Когда наместник умер и в его владениях началась смута, вызванная борьбой за власть между сыновьями-наследниками, Орхан напал на земли Эртена и значительно расширил за их счет свой бейлик, захватив в 1354 г. Анкару. В 1354 г. турки без труда захватили город Галлиполи (тур. Гелиболу), оборонительные укрепления которого были разрушены в результате землетрясения. В 1356 г. армия под командованием сына Орхана, Сулеймана, переправилась через Дарданеллы. Захватив несколько городов, в том числе Дзориллос (тур. Чорлу), войска Сулеймана начали двигаться в сторону Адрианополя (тур. Эдирне), который был, возможно, и главной целью этого похода. Однако около 1357 г. Сулейман умер, не осуществив всех своих замыслов. Вскоре турецкие военные операции на Балканах возобновились под руководством другого сына Орхана — Мурада. Туркам удалось взять Адрианополь уже после смерти Орхана, когда Мурад стал правителем. Произошло это, по данным разных источников, между 1361 и 1363 г. Захват этого города оказался сравнительно простой военной операцией, не сопровождавшейся блокадой и затяжной осадой. Турки разбили византийцев на подступах к Адрианополю, и город остался практически без защиты. В 1365 г. Мурад на некоторое время перенес сюда свою резиденцию из Бурсы. Мурад принял титул султана и вошел в историю под именем Мурада I. Желая опереться на авторитет аббасидского халифа, находившегося в Каире, преемник Мурада Баязид I (1389—1402) отправил ему письмо, испрашивая признания титула султана Рума. Несколько позже султан Мехмед I (1403—1421) стал посылать в Мекку деньги, добиваясь признания шерифами его прав на султанский титул в этом священном для мусульман городе. Так меньше чем за полтораста лет небольшой бейлик Эртогрул преобразился в обширное и довольно сильное в военном отношении государство. Что же представляло собой молодое османское государство в начальной стадии своего развития? Его территория охватывала уже весь северо-запад Малой Азии, распространяясь до вод Черного и Мраморного морей. Начали складываться социально-экономические институты. При Османе в его бейлике еще господствовали социальные отношения, присущие родоплеменному быту, когда власть главы бейлика основывалась на поддержке родоплеменной верхушки, а захватнические операции осуществляли ее военные формирования. Большую роль в формировании османских государственных институтов играло мусульманское духовенство. Мусульманские богословы, улемы, выполняли многие административные функции, в их руках было отправление правосудия. Осман установил прочные связи с дервишскими орденами мевлеви и бекташи, а также с ахи — религиозно-цеховым братством, которое пользовалось большим влиянием в ремесленных слоях городов Малой Азии. Опираясь на улемов, верхушку дервишских орденов и ахи, Осман и его преемники не только укрепляли свою власть, но и обосновывали мусульманским лозунгом джихада, «борьбы за веру», свои захватнические походы. Осман, племя которого вело полукочевой образ жизни, еще не обладал ничем, кроме табунов коней и овечьих стад. Но когда он стал завоевывать новые территории, возникла система раздачи земель его приближенным в награду за службу. Эти пожалования получили название тимаров. Турецкие хроники так излагают указ Османа относительно условий пожалований: «Тимар, который я дам кому-либо, пусть без причины не отнимают. А если тот, кому я дал тимар, умрет, то пусть передадут сыну его. Если сын мал, то все равно пусть передадут, чтобы во время войны слуги его ходили в поход до тех пор, пока он сам не станет пригодным». В этом и состоит суть тимарной системы, являвшейся разновидностью военно-ленной системы и ставшей со временем основой социальной структуры османского государства. Тимарная система обрела законченную форму в течение первого века существования нового государства. Верховное право предоставления тимаров было привилегией султана, однако уже с середины XV в. тимары жаловались и рядом высших сановников. Земельные наделы давались воинам и военачальникам как условное держание. При условии выполнения определенных военных обязанностей держатели тимаров, тимариоты, могли передавать их из поколения в поколение. Примечательно, что владели тимариоты, в сущности, не землями, являвшимися достоянием казны, а доходами с них. В зависимости от этих доходов владения такого рода делились на две категории — тимары, приносившие до 20 тыс. акче в год, и зеаметы — от 20 до 100 тыс. акче. Реальное значение этих сумм можно представить в сравнении со следующими цифрами: в середине XV в. средний доход с одного городского хозяйства в балканских провинциях османского государства составлял от 100 до 200 акче; на 1 акче в 1460 г. в Бурсе можно было приобрести 7 килограммов муки. В лице тимариотов первые турецкие султаны стремились создать прочную и верную опору своей власти — военную и социально-политическую. В исторически сравнительно короткий срок правители нового государства стали обладателями больших материальных ценностей. Еще при Орхане случалось, что у правителя бейлика не было средств для обеспечения очередного захватнического набега. Турецкий средневековый хронист Хюсейн приводит, например, рассказ о том, как Орхан продал пленного византийского сановника архонту Никомедии, с тем чтобы на добытые таким способом деньги снарядить войско и отправить его против этого же города. Но уже при Мураде I картина резко изменилась. Султан мог содержать войско, сооружать дворцы и мечети, тратить немалые деньги на празднества и приемы послов. Причина такой перемены была проста — со времени правления Мурада I стало законом отчисление в казну пятой части военной добычи, в том числе пленных. Военные походы на Балканы стали первым источником доходов осмайского государства. Дань с покоренных народов и военная добыча постоянно пополняли его казну, а труд населения покоренных областей постепенно начал обогащать знать государства османов — сановников и военачальников, духовенство и беев. При первых султанах стала складываться система управления Османского государства. Если при Орхане военные дела решались в тесном кругу его приближенных из числа военачальников, то при его преемниках в их обсуждении начали участвовать везиры — министры. Если Орхан управлял своими владениями с помощью ближайших родственников или улемов, то уже Мурад I из числа везиров стал выделять человека, которому поручал управление всеми делами — гражданскими и военными. Так возник институт великого везира, веками остававшегося центральной фигурой османской администрации. Общими делами государства при преемниках Мурада I в качестве высшего совещательного органа ведал султанский совет в составе великого везира, глав военного, финансового и судебного ведомств, представителей высшего мусульманского духовенства. В годы царствования Мурада I получило первоначальное оформление османское финансовое ведомство. Тогда же возникло сохранявшееся на протяжении веков разделение казны на личную казну султана и государственное казначейство. Появилось и административное деление. Османское государство было разделено на санджаки. Слово «санджак» означает в переводе «знамя», как бы напоминая о том, что управители санджаков, санджак-беи, олицетворяли на местах власть гражданскую и военную. Что касается судебной системы, то она целиком находилась в ведении улемов. Государство, развивавшееся и расширявшееся в результате захватнических войн, проявляло особую заботу о создании сильной армии. Уже при Орхане были сделаны первые важные шаги в этом направлении. Было создано пехотное войско — яя. Пехотинцы в период участия в походах получали жалованье, а в мирное время жили за счет обработки своих земель, будучи освобождены от налогов. При Орхане были созданы и первые регулярные кавалерийские части — мюселлем. При Мураде I армия была усилена за счет крестьянского пехотного ополчения. Ополченцы, азапы, набирались только на время войны и в период военных действий также получали жалованье. Именно азапы составляли на начальном этапе развития Османского государства основную часть пехотного войска. При Мураде I начал формироваться и корпус янычар (от «ени чери» — «новое войско»), ставший впоследствии ударной силой турецкой пехоты и своего рода личной гвардией турецких султанов. Он комплектовался путем принудительного набора мальчиков из христианских семей. Их обращали в ислам и обучали в специальной военной школе. Янычары были подчинены самому султану, получали жалованье от казны и с самого начала стали привилегированной частью турецкого войска; командир янычарского корпуса входил в число высших сановников государства. Несколько позже янычарской пехоты были сформированы конные отряды сипахи, которые также подчинялись непосредственно султану и находились на жалованье. Все эти военные формирования обеспечивали устойчивые успехи турецкой армии в период, когда султаны все более расширяли завоевательные операции. Таким образом, к середине XIV в. сложилось первоначальное ядро государства, которому суждено было стать одной из самых крупных империй Средневековья, мощной военной державой, в короткий срок подчинившей себе многие народы Европы и Азии. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 2 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 2 марта, 2018 List of sultans of the Ottoman Empire https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_sultans_of_the_Ottoman_Empire 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 марта, 2018 Поделиться Опубликовано 2 марта, 2018 12 часов назад Peacemaker написал: Ансамбль Борджигин Почему не Баржигон? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 2 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 2 марта, 2018 3 hours ago, АксКерБорж said: Почему не Баржигон? Что значит баржигон? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 2 марта, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 2 марта, 2018 23 hours ago, Peacemaker said: Ансамбль Борджигин .г.Чойр.Говьсүмбэр аймаг. киятская тамга на кольце певца Борджигин.22.25 г.Чойр- место компактного проживания халха-монгольских киятов и кият-борджигинов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться