АксКерБорж Опубликовано 4 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 4 августа, 2018 Немного халха-монгольских сказочных и мультяшных ярких рисунков в тему: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 4 августа, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 4 августа, 2018 Волк и лиса Однажды волк и лиса нашли на дороге горшок с топлёным маслом. Только надумали поделить добычу поровну и съесть, как рыжая плутовка говорит: - Нечего нам на дороге торчать, пошли лучше в горы, там маслице и съедим. - Ладно,- согласился волк, хотя ему не терпелось отведать масла.- Кому горшок нести? - Конечно, тебе,- молвила лиса.- А я буду тявкать, это ведь тоже дело нелёгкое. Забрались волк и лиса на высокую гору, только решили полакомиться, а лиса снова говорит: - Много ли тут масла! Ты даже не запыхался, пока горшок нёс. Пусть уж кто-нибудь один его съест! - Это кто же? - почувствовал волк подвох. - А тот из нас, кто старше. "Ну, плутовка, держись,- обрадовался волк,- я тебя живо проведу!" - Когда я был маленьким, - начал волк, - волшебная гора Сумбэр была не выше самого низкого холмика, а волшебное озеро Сун не больше простой лужицы! Тут лиса как зальётся слезами! "Плачь не плачь, рыжая, а проиграла!" - возликовал волк и участливо спросил: - Что с тобой, лиса? - Своих ненаглядных сыночков вспомнила, самый младшенький о ту пору как раз с тебя росточком был, любил он по горе Сумбэр прогуливаться да в озере Сун купаться, - всхлипнула плутовка. Устыдился волк и убрался восвояси. А ловкая лиса схватила горшок и вдоволь полакомилась сладким топлёным маслицем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 4 августа, 2018 27 минут назад, АксКерБорж сказал: Немного халха-монгольских сказочных и мультяшных ярких рисунков в тему: Еще: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 4 августа, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 4 августа, 2018 Монета Алдар-Косе, 500 тенге, серебро казахский сувенир "Бай на ишаке" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 4 августа, 2018 37 минут назад, АксКерБорж сказал: Немного халха-монгольских сказочных и мультяшных ярких рисунков в тему: Еще: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 19 августа, 2018 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 19 августа, 2018 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 20 августа, 2018 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 августа, 2018 Поделиться Опубликовано 20 августа, 2018 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 17 октября, 2020 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2020 Далан-Худалч и маньчжурский амбань Автор:Сергей Куваев Известные монгольские фольклорные персонажи — Бадай, Бэлэн-Сэнгэ или Далан-Худалч - коллеги среднеазиатского Ходжи Насреддина и казахского Алдар-Косе.В дореволюционном монгольском фольклоре излюблен образ простака-остроумца, выходящего сухим из воды в словесных стычках с князьями, вельможами и высокими ламами. Иногда этот дерзкий острослов — безымянный странник-бадарчин, иногда же в таких историях-анекдотах участвуют известные монгольские фольклорные персонажи — Бадай, Бэлэн-Сэнгэ или Далан-Худалч, коллеги среднеазиатского Ходжи Насреддина и казахского Алдар-Косе. В приведённой ниже истории главный герой — это Далан-Худалч, то есть Далан-лжец, Далан-выдумщик. Во всём собрании монгольских сказок шуточные «сказки Далана-лжеца» образуют собой целый жанр — обычно это истории, юмористический эффект которых основывается целиком на их сугубой, подчёркнутой выдуманности и абсурдности. Но наша сказка, я бы сказал, не вполне удовлетворяет этому признаку, впрочем, это вопрос открытый. Далан-лжец уснащает своё повествование вполне достоверными деталями, так что поди догадайся, вся ли его история — это выдумка, или «лапши на уши» он навешал в ключевом её эпизоде лишь одному своему наивному слушателю — маньчжурскому амбаню, от гнева которого благодаря этому он так изящно избавился? Об этом предполагается гадать нам с вами. Сюжетная канва этой сказки в монгольском фольклоре не уникальна — и один из шуточных рассказов о том, как амбань-наместник Урги оказывается в дураках из-за своих напыщенности и самомнения. Случай был тот в давнишнее время. В мыши год, в первый месяц осенний, В третьи сутки Хутухта-учитель Занял место своё на престоле. В день счастливый и благоприятный Достояния лучшую долю И вершки от скота и богатства — «Девять белых даров» из хошуна В Да-хурэ, в подношенье амбаню Дайчин-бейсе отправил с посланьем. Семь десятков гружёных верблюдов Господину-амбаню доставил Я, по прозвищу Выдумщик Далан. Там, поклажу сгрузив с каравана, Всё наместнику преподнесли мы: Меринов, оскоплённых верблюдов, Беломордых овец, сребро-злато, Яства вкусные, водку и вина, Что «девяткою белых» зовутся, Чин по чину мы честно вручили, Челобитье добавив — с хошуна Гнёт казённых повинностей сбавить. У хурэнского у господина Мы в гостях суток пять пировали, Вкусно кушали и сладко пили, Да пора подошла возвращаться. Тут наместник в лице поменялся, Заявил: «Я подарок ответный Позже с грамотой вышлю для князя», Проводил нас с пустыми руками. — Коли дар преподнёс, а обратно Ты ни с чем возвращаешься, это — Знак дурной — негодуют посланцы. — Ну, раз так, то за девять за белых Подзатыльник амбаню отвешу! — Сотоварищам пообещал я. — Коль посмеешь ударить амбаня, То башку твою всем в назиданье На воротах навеки привесят! — Так друзья меня остерегали. — Чья возмёт — я сказал, — поглядим-ка, Далан-Выдумщик будет ославлен, Или грозный амбань Да-хурэнский! Спозаранку наутро поднявшись, У палаты наместничьей сидя, Я наместника подкараулил, Чуть он вышел — влепил подзатыльник, Да такой, что он грохнулся оземь. Вкруг него завертелась прислуга, Уж и охают, и причитают, Еле на ноги снова подняли. — Что творишь ты, негодник? — вскричал он. Я тогда отвечал ему вот как: — О небесный владыка, помилуй! Я хворобою неизлечимой Вот уж лет как десяток страдаю, Всё-то лекари без толку бьются. Вовсе было надежду оставил, Только мне присоветовал старец: Небеса коль ударить сумею, То недуги мои исцелятся. Но куда мне, с дурной головою, С несчастливою долей моею, Слабым глазом и немощным сердцем — И пытаться допрыгнуть до неба? А ведь вас император маньчжурский, Сын Небес, называл не иначе, Как потомком небесного рода. Только в вас я спасение чаял! Пощадите меня, горемыку! Тут маньчжурский амбань, подбоченясь, Молвил так: — Что же, верно сказал ты: До меня тебе впрямь — как до неба. Ныне силой небесной своею Все недуги твои изгоняю! Исцелившись, иди себе с миром! — Благородный владыка небесный, Мне подал ты сейчас избавленье. Получил я, что было потребно, Разреши же откланяться ныне! — Так сказав, восвояси уехал. Земляки ж, услыхав, как амбаню Я доставил в Хурэ «девять белых» И за то ему собственноручно Оплеуху отвесил, сказали, Что рука та моя драгоценней Девяти наших белых подарков. Вот как, дав подзатыльник амбаню, С головой на плечах я остался! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 17 октября, 2020 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2020 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 17 октября, 2020 Поделиться Опубликовано 17 октября, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dambjaa Опубликовано 26 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2021 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2021 А я знаю и другие сказки. Во те, что на памяти: - про низкорослых лохматых лошадок - про варку врагов в котлах - про поголовное истребление врагов или как минимум всех мальчиков ростом выше чеки бычьей повозки - про приготовление мяса под седлом - про питье крови, людей и коня - про отрезание мизинца на ноге для удобства в стремени - про поедание фараоновых и прочих крыс - про пёсьеголовых людей - про юрты (улусы) сыновей в разных уголках Евразии - про гэры у тех племен - про моду тех мужчин оголять правый рукав, плечо - про ношение теми воинами громоздких сапогов "гутал" без каблука, с вздернутым вверх носком - про ликвидацию родо-племенной структуры и замены ее десятичной системой - про забвение детишками тех воинов родного языка и переход их на язык матерей кипчачек - про отцов воинов, выдававших дарственные сынишкам на пользование этнонимами - про многочисленные племена тёзки - про приход тех племена не из Северного Китая в Восточный Туркестан, на Алтай и в Семиречье, а оттуда на запад, а прямиком из Забайкалья и Монголии на запад 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 2 августа, 2021 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2021 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться