nuris717 Опубликовано 25 апреля, 2014 Поделиться Опубликовано 25 апреля, 2014 ЖАЛАИРСКИЙ УЛУС XI - НАЧАЛА XIII ВЕКА: К истории государственности предков казахского народа Одним из крупных племенных объединений на востоке Центральной Азии в XI - начале XIII в. был союз жалаиров (джалаиров) [1]. Первые упоминания жалаиров на страницах исторических хроник («Ляо.ши») относятся к X-XI вв., когда династия Ляо начала продвижение,на запад и вступила в соприкосновение с кочевниками Внутренней Азии [2, с; 34-3:5]. Вместе с тем, современные исследователи относят сложение жалаирского союза племен к более раннему, тюркскому, периоду истории Центральной Азии, конкретно к эпохе господства тогуз-огузских (древнеуйгурских) каганов (VIII-IX вв.). Тогуз-огузский союз племен выделился из числа многочисленных тюр-коязычных теле (тиреков), расселившихся на обширной степной полосе Центральной Азии с V в. В VIII в. после падения власти тюркских каганов «десять племен уйгуров объединения тогуз-огузов» вступили в борьбу за тюркское наследство и в 744 г. основали Уйгурский (Тогуз-огузский) каганат. Во главе нового государства встал каганский род Яглакар (наглакар). Востоковед Ю.А. Зуев привел ряд доводов в пользу тождественности названия «царского» племени Второго Уйгурского каганата яглакар и жалаиров. Термин жалаир (йалаир), по его мнению, является монгольским вариантом названия йаглакар (йалаэр). После разгрома Уйгурского каганата кыргызами, У-цзе-тегин [4, с. 29-35], по свидетельству востоковеда А.Г. Малявкина, бежал сначала на юг в Ордос к Китайской стене, затем ушел на северо-восток в пределы Большого Хингана, где смог собрать и объединить бежавшие разрозненные племен. Представители этих племен избрали У-цзе-кагана (Огя-кагана) новым каганом. ‘Он пытался восстановить прежний Уйгурский каганат. Но вскоре У-цзе-каган погиб, а его подданные признали сюзеренитет.киданей. Потомки яглакаров У-цзе-кагана стали известны в киданьско-монгольсксш традиции под именем жалаиров . В домонгольскую эпоху (IX - первая половина XII в.), которую профессор С.Г. Кляшторный предложил назвать «татарским периодом.» в истории Центральной Азии, племена жалаиров входили в. союз племен «цзубу» иэ согласно «Ляо ши», были известны как «цзубу чжала бу» («племя чжала среди цзубу»). По свидетельству Рашид ад-Дина «это племя в давние дни было многочисленно; каждое его ответвление имело эмира и предводителя» Термином «цзубу» в X-XI вв. в период господства династии Ляо обозначали все тюрко-татарские племена, кочевавшие в степях современной Монголии. В противовес этому востоковед Е.И. Кычанов приводит мнение японского профессора Комаи Есиаки, утверждающего, что под именем «цзубу» подразумевались тюрки-шато. Этот исследователь локализует их кочевья от берегов Керулена до-северо-западных границ империи Ляо, на границе с таыгутским государством Си Ся (Ордос) и ганьчжоускими уйгурами (Южная Гоби). Синолог М.В. Воробьев приводит сведения, согласно которым жалаиров связывают с племенем сяньчу. По сообщению «Истории династии Цзинь» («Цзииь ши»), сяньчу стремились установить торговые отношения с чжурч-женьской империей Цзинь, неоднократно обращаясь к ним с просьбой об открытии рынков на таможнях [2, с. 35]. В период господства династии Ляо (916-1124 гг.) многие «цзубу-татарские» племена вынуждены были признать протекторат киданей. Рашид ад-Дин приводит сведения о киданьском («хита иском») погроме жалаиров: «в древние времена хитайские войска устроили такую бойню этой части джалаиров, что лишь немногие могли убежать» [8, с. 92]. «У жителей Хитая с ними [джалаирами] и с другими монгольскими племенами постоянно бывали войны и стычки. Как раз в это время из Хитая пришло многочисленное войско для [совершения] на них набега и грабежа... Хитам перебили все те, столь многочисленные племена джалаиров вплоть до детей ростом с плеть, а их скарб и скот разграбили». По всей видимости, здесь речь идет о походе первого императора киданей Абаоцзи в центрально-азиатские степи в 924 г. В этот год огромное войско киданей «вступило в область уйгуров», достигло восточных предгорий Хангая и появилось у стен бывшей столицы Уйгурского каганата - Карабаласагун (Орду-Балык). Очевидно, уже тогда многие тюрки были вынуждены признать протекторат киданей. По мнению других авторов «жестокий набег на джалаиров кидании совершили между 983-1012 гг.» . Давление киданей продолжалось и в последующие годы. Не признавшие власть монголоязычных киданей, тюрки откочевывали на запад, дав тем самым толчок новой волне миграций кочевников. Надо полагать, именно тогда началось перемещение в Центральную Азию монголоязычных племен, хотя российский археолог и историк Л.Р. Кызласов приводит сведения источников, согласно которым тюрки продолжали жить в степях Монголии в X в., XI в. и начале XII в.. Однако, оставаясь здесь, они волей судьбы заняли второстепенные позиции. Степи восточной части Центральной Азии были потеряны для тюрков, и они от господствующих племен перешли в число подданных сначала монголоязычных киданей, а затем и собственно монголов. По справедливому замечанию Е.И. Кычанова, «Центральная Азия из вотчины древних тюрков и тюркоязычных народов, каковой она являлась, к концу XIII в. стала страной монголов» До эпохи возвышения монголов большая часть тюркских племен была известна не только как цзубу, их именовали также татарами, но не потому, что они принадлежали к числу татарских племен. Об этом говорит Рашид ад-Дин: «Из-за [их] (татар - авт.) чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при [всем] различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами. И те различные роды полагали свое величие и достоинство в том, что себя относили к ним и стали известны под их именем, вроде того как в настоящее время, вследствие благоденствия Чингиз-хана и его рода, поскольку они суть монголы, - [разные] тюркские племена, подобно джалаирам, татарам... и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, - все они из-за самовосхваления называют себя [тоже] монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени...» . О жалаирах говорится и в описании тюркских племен: «...о тюркских племенах, которых в данное время (XIII - начало XIV в. - авт.) называют монголами [мугул], но в древности у каждого [из них] было особое имя и прозвание, имели они также и господствующее положение, и подневольное состояние» Рашид ад-Дин помещает основную часть жалаиров монгольской эпохи в бассейне Керулена, другую - в «местности Онон» [11, с. 92; 12, с. 18-19]. По сведениям китайских источников, жалаиры занимали обширные земли от Селенги до Хилока, от предгорий северо-восточного Хангая до отрогов Яблоневого хребта [3, с. 292]. Современные исследователи помещают их кочевья еще севернее, в междуречье Шилки и Аргуни, к югу от нынешнего Борщовочного хребта (Читинская область России). Подобное смещение жалаиров сначала на запад, а затем на северо-восток, очевидно, объясняется постепенной миграцией в район их первоначального обитания (Орхон, Толы и Хилок) монгольских племен. Во второй половине X - начале XII в. монгольские племена покинули свои прежние земли в предгорьях Малого Хингана на южных берегах Амура, переплыв Аргун ь и озеро Далайнор, они начали заселять Трехречье (Онон, Керулен, Толы). Это заставило прежних обитателей монгольских (но тогда еще не монгольских, а пор-ко-татарских) степей, в том числе и жалаиров, откочевать в поисках новых земель. Вместе с тем на протяжении длительного времени эти племена тесно взаимодействовали с переселившимися сюда монгольскими племенами. Отчасти это способствовало сложению мнения о монголоязычности всех племен, кочевавших в степях Монголии в описываемый период. Влияние монголов на местные тюркоязычные племена в начальный период, по леей видимости, было незначительным, оно возросло лишь впоследствии, после усиления монголов при Чингиз-хане. Хотя и при нем монголы переняли iMHorae вещи у своих соседей. В Х-ХП вв. монголы находились под влиянием тюрков. Л.Р. Кызласов отмечает, что весь скотоводческий лексикон монголы полностью заимствовали у тюрков, поскольку ранние монголы по образу жизни были лесными рыболовами и охотниками и не знали кочевого скотоводства. О господстве тюркоязычных племен на востоке Центральной Азии в Х-Х1 вв. говорят и археологические материалы. В 1948-1949 гг. Монгольская историко-этнографическая экспедиция под руководством СВ. Киселева раскопала 27 каменных курганов в окрестностях монастыря Эрдени-Цзу - Орхон-Дель, Джаргаланты, Хушот-Худжиртэ. По мнению Л.А. Евтюхо-вой, руководившей раскопками этих курганов, первая группа захоронений (Джаргаланты) принадлежит аборигенному тюркскому населению. Вторая группа (Хушот-Худжиртэ) предположительно принадлежит тюркоязыч-ным выходцам из Саяно-Алтая. И третья группа (Орхон-Дель) связана с уйгурской городской культурой. Все памятники датируются IX в. и свидетельствуют о широком расселении в этот период на территории Монголии тюркских племен. Можно допустить, что курганы в долине Орхона принадлежат представителям жалаирского племени, оказавшимся здесь после разгрома Уйгурского каганата [13]. По мнению Рашид ад-Дина, название «жалаиры» произошло от существовавшего у них обычая давать масло в пищу верблюдам (подобное было известно у многих кочевых народов: смазывание маслом полости рта вьючным животным утоляло жажду и голод, сокращало время кормежки). Согласно этому же авторитетному автору, племя жалаиров состоит из десяти больших ветвей, из которых каждая в отдельности стала большим народом: джаз; тукараун, кангаут, кумсаут, уят, нилкан, куркин, тулангит, тури, шанкут [8, с. 93.]. По мнению Ю.А. Зуева, «этническая номенклатура ранних жалаиров указывает на неоднородность их состава: наряду с явно тюркскими единицами (джат/чаат, тукараун/токраут, уят/уйат, тулангит/толангыт, тури, шанкут/сангут - авт.) в нем к XII в. существовали и.осколки племен иного происхождения...». За три столетия после падения Уйгурского каганата тюрки-ягаакары (жалаиры) не утратили тюркский этнический облик На рубеже ХП-ХШ вв. жалаиры принимали активное участие в военно-политических событиях, завершившихся объединением Монголии под знаменем Чингиз-хана. Представители жалаирской знати составляли государственную и военную элиту Монгольской империи. По источникам того времени широко известна биография Мухали-нойона (Мукулай), одного из главных полководцев Чингиз-хана. В списке 95»ти главных военачальников Монгольской империи, Му-хали был третьим, уступая по значимости Мунлику, которого Чингиз-хан именовал отцом, и Боорчу, ставшему первым сторонником еще молодого и малоизвестного Темучжина. И если Боорчу стал «ведать тьмою Правого корпуса, прилегающей к Алтаю», то Мухали, получив титул го-ван («князь языков»), стал «ведать тьмою Левого корпуса, примыкающей к Хараун-чжидуну». Боорчу и Мухали имели «особые заслуги» в создании государства, Чингиз-хан называл их «излюбленными и доверенными людьми». Так повествует о том неизвестный автор «Тайной истории монголов» [14]. Его слова подтверждаются сведениями Рашид ад-Дина, повествовавшего, что предводитель «Левого крыла» Мухали имел в своем улусе три тысячи жа-лаиров, был «влиятельным эмиром и оказал похвальные услуги» оказал похвальные услуи. Мухали участвовал во всех крупных военных кампаниях монгольских войск, но особенно прославился в войне с чжурчженьской империей Цзинь. Он руководил монгольской армией в Северном Китае после возвращения в 1216 г. Чингиз-хана в Монголию. Чингиз-хан назначил его своим наместником в Северном Китае. Благодаря его стараниям, большая часть владений цзиньского императора вошла в состав Монгольской империи, а сам он тогда получил титул го-ван (князь государства). После создания Монгольской империи жалаирское племя оказалось разбросанным в различных ее частях. Значительная часть вошла в состав Улусов Чагатая и Хулагу. В последующем жалаиры так же, как кереиты и найманы, сыграли важную роль в формировании казахского народа. К.З. .УСКЕНБАЙ http://kazregion.kz/2010/06/%d0%b6%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d0%b8%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%83%d0%bb%d1%83%d1%81-xi-%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bb%d0%b0-xiii-%d0%b2%d0%b5%d0%ba%d0%b0-%d0%ba-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
JALAIR Опубликовано 10 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2014 Говорят, что их юртом была [местность] Кима [кима] в Каракоруме; у них [столь] слепая преданность, что они давали масло [в пищу] самцам-верблюдам гур-хана, который был государем уйгуров. По этой причине их называли именем белагэ. РАД пишет о том, что жалаиров называли именем БЕЛАГЭ, а не ЖАЛАИР Ускенбай напутал вот тут: По мнению Рашид ад-Дина, название «жалаиры» произошло от существовавшего у них обычая давать масло в пищу верблюдам (подобное было известно у многих кочевых народов: смазывание маслом полости рта вьючным животным утоляло жажду и голод, сокращало время кормежки). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Махамбет Опубликовано 10 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2014 Ну Алпамыс, ты где, скажи жалайырам свою вескую слову, что нынешные казахские жалайыры не имеет никакое отношение к Шынгысхановским джалайырам, что они самозванцы, что они на самом деле кыпчаки или огузы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 11 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2014 Ну Алпамыс, ты где, скажи жалайырам свою вескую слову, что нынешные казахские жалайыры не имеет никакое отношение к Шынгысхановским джалайырам, что они самозванцы, что они на самом деле кыпчаки или огузы. в средние века определить грань между тюрками и монголами определить очень сложно. Если РАД пишет что джалаиров называли белагэ, это еще одно доказательство что джалаиры это - монголизированные уйгуры - йологэ, то есть яглакары. Абулгазы писал что джалаиры были очень многочисленным народом. Конечно такой крупный народ не появляется из ниоткуда. Яглакары были ведущим племенем уйгуров. Вот они и похоже предки джалаиров. К тому же туланкиты и куркины в составе джалаиров возможно потомки уйгурских теленгитов и курыканов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
JALAIR Опубликовано 11 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 11 мая, 2014 Ну Алпамыс, ты где, скажи жалайырам свою вескую слову, что нынешные казахские жалайыры не имеет никакое отношение к Шынгысхановским джалайырам, что они самозванцы, что они на самом деле кыпчаки или огузы. в средние века определить грань между тюрками и монголами определить очень сложно. Если РАД пишет что джалаиров называли белагэ, это еще одно доказательство что джалаиры это - монголизированные уйгуры - йологэ, то есть яглакары. Абулгазы писал что джалаиры были очень многочисленным народом. Конечно такой крупный народ не появляется из ниоткуда. Яглакары были ведущим племенем уйгуров. Вот они и похоже предки джалаиров. К тому же туланкиты и куркины в составе джалаиров возможно потомки уйгурских теленгитов и курыканов. Возможно ЙОЛОГЭ не нужно путать с БЕЛАГЭ. ЙОЛОГЭ есть китайский вариант этнонима ЯГЛАКАР. С БЕЛАГЭ нужно думать, имхо это не одно и то же Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 12 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 12 мая, 2014 Возможно ЙОЛОГЭ не нужно путать с БЕЛАГЭ. ЙОЛОГЭ есть китайский вариант этнонима ЯГЛАКАР. С БЕЛАГЭ нужно думать, имхо это не одно и то же знаю что йологэ - китайский вариант. Йологэ-белагэ-яглакар-джалайир - думаю разные варианты одного этнонима Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 13 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2014 Возможно ЙОЛОГЭ не нужно путать с БЕЛАГЭ. ЙОЛОГЭ есть китайский вариант этнонима ЯГЛАКАР. С БЕЛАГЭ нужно думать, имхо это не одно и то же знаю что йологэ - китайский вариант. Йологэ-белагэ-яглакар-джалайир - думаю разные варианты одного этнонима яглакар - jaglaqar: здесь корень слова "jagla-, йагла-" который означает на русском "смазать, вытирать маслом" вполне корректно соответствует с толкованием Рашид-ад-дина о жалаирах. Поэтому может быть связь между jaglaqar и jalair существует. Вопрос будет интересным как jaglaqar превратился в jalair ? Может среди монголов или омонголившиеся часть древних уйгурских племен стали называться jalair-ами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 13 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2014 яглакар - jaglaqar: здесь корень слова "jagla-, йагла-" который означает на русском "смазать, вытирать маслом" вполне корректно соответствует с толкованием Рашид-ад-дина о жалаирах. Поэтому может быть связь между jaglaqar и jalair существует. Вопрос будет интересным как jaglaqar превратился в jalair ? Может среди монголов или омонголившиеся часть древних уйгурских племен стали называться jalair-ами. jaglaqar - jaqlayar - jalayir Пример: qimaq - yimaq или хойху - уйгур Иногда звук к/х/г (k, q, h, g) исчезает или превращается в й. Вы наверно правы, может когда они попали в среду монголоязычных племен исказилось их название. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
JALAIR Опубликовано 14 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2014 ЯГЛАКАР=ЯГЛАК(летовка)+АР(человек, мужчина)ЖАЛАИР= ЖАЙЛА(летовка)+ЕР(человек, мужчина) Одно и то же название на разных диалектах тюркского языка РАД все же связал с маслом БЕЛАГЭ, в некоторых китайских источниках упоминается йолохэ и говорится что это означает - молодцЫ. Возможно, даже что ЯГЛАКАР-ЖАЛАИР - название, а БЕЛАГЭ-ЙОЛОГЭ - прозвание. Разобраться без Пулата-чэнсяня будет трудно, но тождество ЯГЛАКАР-ЖАЛАИР очевидно Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 14 мая, 2014 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2014 ЯГЛАКАР=ЯГЛАК(летовка)+АР(человек, мужчина) ЖАЛАИР= ЖАЙЛА(летовка)+ЕР(человек, мужчина) Одно и то же название на разных диалектах тюркского языка РАД все же связал с маслом БЕЛАГЭ, в некоторых китайских источниках упоминается йолохэ и говорится что это означает - молодцЫ. Возможно, даже что ЯГЛАКАР-ЖАЛАИР - название, а БЕЛАГЭ-ЙОЛОГЭ - прозвание. Разобраться без Пулата-чэнсяня будет трудно, но тождество ЯГЛАКАР-ЖАЛАИР очевидно ЕНХД правильно заметил: jagylu (каз. тюрк.) - мазаться, смазываться, измазывание, смазывание. Это слово близка по смыслу слову - масло. Jaglaqar - "человек (или люди) дающие масло" или что в этом роде Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 1 августа, 2014 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2014 Гостиница "Мухлай".г.Хар Хорин. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 3 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 3 ноября, 2014 Жалгын нэг цацагдсан Жалайрууд мину 1209 онд чингис хаан Тэмүүжний удирдан байгуулсан Их Монгол улсыг байгуулахдаа тулгуур болгосон зургаан аймаг Монголчууудын нэг нь жалайр аймаг байжээ. Олхонууд, урианхан, элжигэн, баяуд, харанууд, жалайрууд нь Дармигины 15 аймгаас үлдсэн зургаа нь юм гэдэг. Хамгийн олон хүн амтай, дайчин аймгийн нэгдэх нь жалайрууд байж эзэн Чингис хаандаа түүний үйлс, бодлогод эцсээ хүртэл үнэнчийн үлгэрийг үзүүлэн түүхэнд үлдсэн жалайр аймгаас улсын 200 ван цолтон баатар жанжин ганцхан товойн гарсан нь жалайрын жад отгийн Тэлэгт (тэрэгт) баяны хүү Гүнгуа агсаны гуравдугаар хүү Мухулай байлаа. Чингис Хааны мянганы 98 ноёны ес нь жалайр байсны дотор Мухулай гагцаар Чингис хааны их гүрний зүүн гарын Тэнгэр уулаас урагших газар орныг тэрхүү Жанжины мэдэлд өгөн захируулсан зармийг Чингис хаан өөрөө гаргаж хар сар бүхий Есөн хөхөлт их цагаан тугаар шагнаж, Хүвэн 00 Ван цол хүртээсэн нь мянганы 98 ноёдоос өөр хэн ч аваагүй шагнал байжээ. Чухам ямар гавъяаны учир ийнхүү шагнагдсаныг түүх судраас асуувал <<Монголын нууц товчооноос>> эхлээд <<Алтан товч>>, <<Эрдэнийн эрх>>, <<цацгаан түүх>> гэхчилэн оолон тооны судар шастирт тодорхой өгүүлжээ. Хар бага наснаасаа тавин дөрвөн жилийн турш Чингис хааны багын болон идэр насныхаа бүхий л жилүүдэд: <<Түймэр мэт дайнд Түгдрэлгүй оройлон орогч Суут Заан минь, Туг сүлдийг минь барьж Хөдлөгч бат их чулуун Хөшөө минь Төв төлөв их хуриманд Хошуучлан хүргэгч минь Тэмцэлдэх дайнд мэс бодлыг минь барьж айлгагч Мухулай минь>> гэж Чингис хаанаараа магтуулах (Лу “Алтан товч”) хүртэл их хэргийг бүтээж яван жалайр овогтны манлай Мухулай жанжин юм. Бүүр 1200 онд болсон Буйр нуур орчмын тулалдаан, мөн тэр оны өвөл Далан нөмөргөст Татааруудтай, 1201, 1203 онуудад Хэрэйдүүдтэй 1204 онд Найман аймгийн хантай байлдан ялалтанд хүргэхэд Тэмүүжиний зүүн, баруун гар нь болж их баатарлаг үйл бүтээсэн Мухулай, Боорчи нарыг 1206 онд Онон мөрний эхэнд Хамаг Монголын Их Хуралдайнаас Их Монгол улсыг байгуулан тэмүүжинг Чингис (Тэнгис) хаан цол өргөмжлөн улсын эзэн болгоход Тэмүүжин гарамгай зоригт, их ачиж омог түшигт нөхөр Мухулай, Боорчи мөн Мэнлиг эцэг нарт тусад нь өөрөө соёрхон хүртээж, мухулайг зүүн түмнийг захирагч их ноёноор, Боорчиг баруун түмний ноёноор өргөмжилсөн ажээ. Тэр цагаас эхлэн Мухулай Хойт Хятадын үлэмж эсэргүүцэл бүхий хязгаарыг илбэн тохинуулж нэг бус удаагийн тэмцэл тулалдаанд ялан дийлж өмнө болон зүүн зүгээс халдах аюулыг наснаас халих хүртэл хугацаанд найдвартай сэрэмжлэн бат зогсож чаджээ. Гэвч Гоо ван Мухулайн жалайр аймгийн цэргүүд зөвхөн зүүн өмнөд хязгаар бус бас баруун зүүнийг байлдаанд мөн л гол хүчин болон Чингис хааны болон түүний үр, ач нарын Мисэр улс, Газрын Дундад тэнгисийн наад хөвөө хүртэл хийсэн дайны тулалдаанд үлэмж их гавъяа байгуулжээ. Жалайр овогтон гэдэг хэн бэ гэвэл <<Залаа эр>> хэмээх арын албаныхнаас үүссэн нэртэн бөгөөд эрт дээр цагт зүүн хязгаар нутагт сууж асан хүмүүс юм. Тэд цэрэг дайны болон төр улсын хэрэг зоригийн эршээлээр барууншилсаар байгаад дунд Азийн тэртээ хязгаар хүртэл хол замын аяныг туулж ихэнх нь үнэнч шударгуу, бат найдвартайгаа харуулсны үлмаас байлдан эзэлсэн их гүрнийхээ газар нутаг, хүн ардыг түвшитгэн захирч суух найдвар, тушаал хүлээж алсын тэр газар нутгуудад бөөн бөөнөөрөө үлдэн суух тавилан хүртжээ. Өнөөгийн иран, ирак, армен, гүрж, азербайджан, үзбек үндэстнийг захиран түвшитгэх албанд жалайрууд тохоогдон, ар гэр, анд нөхдийн хамтаар үе дамжин алба залгуулсаар аажимдаа тэр тэр газраа нутагшин үлджээ. Хэдий тийм боловч овог, аймгийнхаа сахиус, шүтээнд үнэнчээр явж сэрээ (сам) тамга, нүкүс шүтээнээ, сэрээ титэмт тугаа өргөсөөр ололн зууныг элээсэн бүлгээ. Түүгээр ч барахгүй иран, ирак (Багдад, Тебриз) Жалайрын хаант улсыг байгуулж 1836-1411 оны хооронд 75 жил оршин тогтносон түүхтэй юм билээ. Гүрж улсыг жалайр курчи, бугун нар захирч байснаас эхлээд алс орон нутгийг захирч асан жалайруудын нэрсийг дурдвал асар урт жагсаалт гарна. Сэцэй домог, Архай Хасар, Хачин – тахараун, Зүч – Дармала, Илугай, Удутай, Ачилтай гээд л цуварч өгөх ажээ. Сүбуудэй Жанжин,Чулуун хайч нар ч мөн жалайрын нэртэнгүүд болно. Ер нь жалайрууд Монголчуудын баруун зүт байгуулсан бүхий л улсуудын цэрэгт алба хаасан бөгөөд Зүчийн анх байгуулсан <<Алтан ордоны>> улст (1240), Цагаадайн байгуулсан <<Могулистанд>> (1224-1350) Ил хаадын Хулагугийн улс (1256-1350) Тимурийн улс (Төмөр хааны) (1305-1507) Бабурын байгуулсан <<Их Могол>> (1526-1858) улсуудын цэрэгт болон цэргийн жанжингууд дотор жалайрууд үлэмж олон байсан нь түүхээр гэрчлэгджээ. - Ай халаг, Мухулай минь амьд сэрүүн байснсан бол би юу хийж энд ирэхсэн билээ! гэж Чингис хаан Гансу мужид дайлаар хүрч очихдоо халаглан гашуудаж байсан гэдэг. Хэрвээ жалайрууд маань дайн байлдааны эрхшээлээр жалгын нэг цацагдчихаагүйсэн бол Монгол маань өнөөдөр хичнээн өнөр өтгөн байсан билээ? Түүхэн тавилан хэдий тийм асан боловч 16 дугаар зуунд Гэрсэнз Жалайр хун тайж Монголынхоо гал голомтыг сахин үлдэгсдийг Халх дөрвөн аймаг болгон шинэ маягийн засаглалд оруулахад анхдагч нь болсон Засагтхан аймгийг байгуулж эцэг Батмөнх Даян Хааныхаа үйлсийг дахин бадраасан түүхтэй билээ. <<Арга хүч хоёрыг тэтгэгч Гарьд минь, Алдартай төрсөн суут богд Эзэн минь!>> гэж жалайр Гоо ван Мухулай эзэн Чингис хаанаа магтсаны адилаар түүний цорын ганц хорон зургийг жалайрын Хархусан бүтээж түүхэнд мөнхлөн үлдээсэн ганц зураач, ганц хөрөг юм гэдгийг дурдаад жалгын нэг цацагдсан жалайруудаа эргэн бэдэрье. … Цагаадайн улсын цэргийг бүрдүүлж байсан дөрвөн аймаг овгийнхны нэг нь жалайрууд байжээ. Тэд Сырдарья мөрний сав газараар оршин сууж Хожнт хотод нэлээн төвлөрч байжээ. Ферганы хөндийд олон газар нутаг жалайруудын өгсөн нэрээр өнөө хэр үлджээ. - Хулагу буюу Хүлэг хааны байгуулсан эзэнт улсын бүрэлдэхүүнд Иран, Ирак, Армени, Гүрж, Азербайжан, Туркмен багтаж байсан бөгөөд зөвхөн Иранд гэхэд л өнөө хэр Желайер гэдэг нэртэй суурин газар төв Иранд байна. Мөн маяхан манай перс хэл судлаач Д. Анхбаяр Иранд гэхэд л өнөө хэр Желеайер гэдэг нэртэй суурин газар төв Иранд Амаси хотын музейд (XIII зуун) Актоли мужийн захирагччаар сууж байсан хоёр Монгол ноёны муми (чандар) хадгалагдаж байгааг үзжээ. - Хулагу буюу Хүлэгийн (Хааны) улсын (1336-1411) саринасаны дараа Жалайруудын эзэнт улс байгуулагдаж Тебриз, Багдад хотуудад төвлөрөн сууж байсан. - Доголон Төмөр гэж түүхнээ бичигдсэн Төмөр хаан Ираныг байлдан эзлэхэд олон тооны Монголчууд Иран, Азербайжан, Курдистан орж суурьшсан байна. Тийнхүү аж төрсөөр 15 дугаар зуун гэхэд нутгийнны дунд живж, ууссан ажээ. Тийнхүү Калед-желайер, жагатай (хорасонд), Сүвэйда (Сүбээдэй) муж (Сирид) гэхчи лэн тосгон суурингууд буй болжээ. - Бабурын байгуулсан Их Монгол эзэнт улсад Бабуртай хамт 1500-2000 Монголчууд байснаар барахгүй түүний нөхөд (нүкер) мөн ойрын туслагч нар дотор ч жалайрууд, жишээ нь Сейд Касим-Иникага гэдэг жалайр ноён байсан ажээ. Тэрчлэн утарчи (оторчин) овог, тугчи овог, чорос овог, харлагууд, мянгад, бекчик овгийнхан бас Бабурын харьяанд явж Их Моголд <<шингэсэн>> байна. Жалайрууд зөвхөн байлдадн дагуулагчид байсангүй. Бас соёл гэгээрүүлэгчид олон байсны дотор <<Жамг ат – Таудрих>> буюу <<Судрын чуулган>> гэдэг түүхэн ном бичиж үлдээсэн Кадыргали Жалайрын нэрийг түүхчид үе дамжуулан мэдэх бөгөөд бас Захириддин Бабурын цагаадай хэлээр бичсэн <<Бабур-наме>> (Бабур ном) түүхэн ховор дурсгал болон үлджээ. Жич: Бага байх цагт эмээгийнд эрхлэхээр ороход баруун хананы нь толгойноос арьстай нь авсан хонины баруун хаа зүүгдэстэй байдагсан. Бүүр утаа нэг их сонирхдоггүй мэт санагддаг, чухам ямар хэрэгтэйгий нь ч асууж сонирдоггүй байж билээ. Нэлээн хожим тэр хааг хэн ч нэг их соонирхдоггүй мэт санагддаг, чухам ямар хэрэгтэйгий нь ч асууж сонирхдоггүй байж билээ. Нэлээн хожим тэр хааны учрыг ээжээс асуусан чинь жалайрууд хонины хаа тахьдаг юм гэж тун товчхон хариулсан нь санаанд үлджээ. Одоо бодоход аав маань жалайр, ээж маань хиад овгийн Балдан гүнийхний удам байсан ажээ. Эмээг өөд болсноос хойш баруун хананд нь хаа зүүхээ больж билээ. Хаа тахьдаг жалайрын удаа гэдгээ ч их хожуу ойлгосон юмдаг. Жалайрууд Иранд 1. Джелайер - Төв Иран Азер байджан Ирак – т буй суурин тосгон 2. Камджелайер – Луристан (тосгон) 3. Джагатай – Хорасанд (тосгон) Жалайр Лодонгийн Тудэв .(р. 1935) монгольский -историк,писатель и общественный деятель. Романы "Горный поток" (1960), "Перекочевка" (1964), "Кочевки. Оседлость" (1973) о созидании новой жизни в Монголии; автобиографические повести "Открывая мир..." (1970), "Первый год Республики" (198..1), роман "Храм без крыши" (1986), рассказы, лирические стихи, книги по истории монгольской литературы. https://www.facebook.com/pages/%D0%9B%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D0%B9%D0%BD-%D0%A2%D2%AF%D0%B4%D1%8D%D0%B2/156156114495170 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 5 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 Гостиница "Мухлай".г.Хар Хорин. А почему не как в оригинале источников - Мукали и Каракорум? Ведь тем самым искажаются тюркские основы имени полководца, данного ему при рождении и великой ханской ставки, названной по местности - "Мука" перешло в "Мух", окончание "ли/-лы" стало "-лай", "кара" (черные) превратилось в "хар" (снег), а "корум" (груда, россыпи камней) в "хорин" (кстати что такое хорин?)? Например, основа "Мұқа" до сих пор лежит в основе очень многих казахских личных имен: Мұқан, Мұқаш, Мұқатай, Мұқажан, Мұқағали и т.д. и т.п. Мұқалы - букв. человек, уязвляющий, притупляющий, повергающий других [противников]. "Қорым" и "Қарақорым" тоже используется часто. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 5 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2014 Гостиница "Мухлай".г.Хар Хорин. А почему не как в оригинале источников - Мукали и Каракорум? Ведь тем самым искажаются тюркские основы имени полководца, данного ему при рождении и великой ханской ставки, названной по местности - "Мука" перешло в "Мух", окончание "ли/-лы" стало "-лай", "кара" (черные) превратилось в "хар" (снег), а "корум" (груда, россыпи камней) в "хорин" (кстати что такое хорин?)? Например, основа "Мұқа" до сих пор лежит в основе очень многих казахских личных имен: Мұқан, Мұқаш, Мұқатай, Мұқажан, Мұқағали и т.д. и т.п. Мұқалы - букв. человек, уязвляющий, притупляющий, повергающий других [противников]. "Қорым" и "Қарақорым" тоже используется часто. Что означает на казахском "Мұқа"? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2014 Казахско-русский словарь (около 50 000 слов). Под ред. Р.Г.Сыздыковой и К.Ш.Хусаина. Алматы, "Дайк-Пресс", 2002 г.: Мұқа или мұқат (muqa, muqat) - притуплять, затуплять, уязвлять и далее в этом роде. Мұқал - страд. от мұқа - притупляться, затупляться, утомляться. Мұқалу - затупление острого предмета. Пример: "АКБ Энхдалайды мәңгі мұқатады, бірақ мұқалудың белгісі жоқ көрінеді", что означает "АксКерБорж вечно притупляет Enhd'а, но тот еще крепок". Я считаю, что если в древнетюркском языке, например, есть героическое понятие и связанное с ним личное имя Кесер или Käsär (боевой нож), то обязательно должен быть и антипод, то есть то, что может превзойти его, к примеру, затупить, притупить остроту боевого ножа. Именно в этом свете я вижу понятие и личное имя "Мука" (варианты: Мука-ли, Мука-тай и т.д.). Я думаю, что все эти понятия и личные имена из одной серии: Кесер (рассечение острием) Басар (подавление) Асар (выигрыш) Мука (затупление острия) Кушлук (физическая сила) Буйрук (властная сила) Батыр (физическое насилие) Темір (железная крепость) и т.д. Теперь вы ответьте на мой вопрос, что такое "хорин" на монгольских языках? 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 26 ноября, 2014 Модераторы Поделиться Опубликовано 26 ноября, 2014 Гостиница "Мухлай".г.Хар Хорин. А почему не как в оригинале источников - Мукали и Каракорум? Ведь тем самым искажаются тюркские основы имени полководца, данного ему при рождении и великой ханской ставки, названной по местности - "Мука" перешло в "Мух", окончание "ли/-лы" стало "-лай", "кара" (черные) превратилось в "хар" (снег), а "корум" (груда, россыпи камней) в "хорин" (кстати что такое хорин?)? Например, основа "Мұқа" до сих пор лежит в основе очень многих казахских личных имен: Мұқан, Мұқаш, Мұқатай, Мұқажан, Мұқағали и т.д. и т.п. Мұқалы - букв. человек, уязвляющий, притупляющий, повергающий других [противников]. "Қорым" и "Қарақорым" тоже используется часто. А почему казахи пишут Шынгысхан и Жошы? Или почему не Семипалатинск а Семей? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2014 Казахско-русский словарь (около 50 000 слов). Под ред. Р.Г.Сыздыковой и К.Ш.Хусаина. Алматы, "Дайк-Пресс", 2002 г.: Мұқа или мұқат (muqa, muqat) - притуплять, затуплять, уязвлять и далее в этом роде. Мұқал - страд. от мұқа - притупляться, затупляться, утомляться. Мұқалу - затупление острого предмета. Пример: "АКБ Энхдалайды мәңгі мұқатады, бірақ мұқалудың белгісі жоқ көрінеді", что означает "АксКерБорж вечно притупляет Enhd'а, но тот еще крепок". Я считаю, что если в древнетюркском языке, например, есть героическое понятие и связанное с ним личное имя Кесер или Käsär (боевой нож), то обязательно должен быть и антипод, то есть то, что может превзойти его, к примеру, затупить, притупить остроту боевого ножа. Именно в этом свете я вижу понятие и личное имя "Мука" (варианты: Мука-ли, Мука-тай и т.д.). Я думаю, что все эти понятия и личные имена из одной серии: Кесер (рассечение острием) Басар (подавление) Асар (выигрыш) Мука (затупление острия) Кушлук (физическая сила) Буйрук (властная сила) Батыр (физическое насилие) Темір (железная крепость) и т.д. Теперь вы ответьте на мой вопрос, что такое "хорин" на монгольских языках? Ха, ха ... (переход на личности, прошу не повторять - АКБ) ещё одно слово монгольское в казахском нашел. Мұқа или мұқат (muqa, muqat) - притуплять, затуплять, уязвлять и далее в этом роде Это же чистый монголизм "мох-, мохоох, мохоо". 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 27 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2014 Казахско-русский словарь (около 50 000 слов). Под ред. Р.Г.Сыздыковой и К.Ш.Хусаина. Алматы, "Дайк-Пресс", 2002 г.: Мұқа или мұқат (muqa, muqat) - притуплять, затуплять, уязвлять и далее в этом роде. Мұқал - страд. от мұқа - притупляться, затупляться, утомляться. Мұқалу - затупление острого предмета. Пример: "АКБ Энхдалайды мәңгі мұқатады, бірақ мұқалудың белгісі жоқ көрінеді", что означает "АксКерБорж вечно притупляет Enhd'а, но тот еще крепок". Я считаю, что если в древнетюркском языке, например, есть героическое понятие и связанное с ним личное имя Кесер или Käsär (боевой нож), то обязательно должен быть и антипод, то есть то, что может превзойти его, к примеру, затупить, притупить остроту боевого ножа. Именно в этом свете я вижу понятие и личное имя "Мука" (варианты: Мука-ли, Мука-тай и т.д.). МУКАГАЛИ - В переводе с арабского языка термин мукали означает - "возвышенный", "повышенный", "высший". В переводе с арабского языка гали - высший, высокий, великий, дорогой, особенная цена. Известное имя - Мукагали Макатаев - Казахский писатель. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 27 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2014 Ха, ха ... юрист-маньчжуровед ещё одно слово монгольское в казахском нашел. Мұқа или мұқат (muqa, muqat) - притуплять, затуплять, уязвлять и далее в этом роде Это же чистый монголизм "мох-, мохоох, мохоо". Нет, АКБ (теперь уже модератор!) очередной раз ошибся пытаясь доказать кучу монголизмов на казахском языке 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kanter Опубликовано 27 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2014 (изменено) Ирландский язык ,mhaol - тупой , притуплять и тд - казахский язык макау -тупой , моқал тупой конец врядли Мукагали - связано с тупостью , Изменено 27 ноября, 2014 пользователем Kanter Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2014 А почему казахи пишут Шынгысхан и Жошы? Или почему не Семипалатинск а Семей? Потому что и веке тринадцатом существовала эта фонетическая особенность у некоторых тюркских наречий, например, найманский хан носил имя не Кучлука, как принято считать, но КуШлука, Джочи вместо Йочи, Калуши вместо Калучи и т.д. (см: у востоковеда Зуева Ю.А.). Раньше наши родители русское название Семипалатинск коротко называли "Семи" (с ударением на "и"), отуда взялось "семей" ума не приложу. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 27 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2014 А почему казахи пишут Шынгысхан и Жошы? это особенности кипчакского диалекта тюркского языка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2014 Это же чистый монголизм "мох-, мохоох, мохоо". Почему тогда полководца звали не Мохли? Или Мохоохли, Мохооли? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2014 МУКАГАЛИ - В переводе с арабского языка термин мукали означает - "возвышенный", "повышенный", "высший". В переводе с арабского языка гали - высший, высокий, великий, дорогой, особенная цена. Известное имя - Мукагали Макатаев - Казахский писатель. Началось. Про "Гали" никто не спорит, речь шла о "Мука". Мой вам совет, меньше читайте и верьте расплодившимся в интернете спискам типа "арабских" имен. Которые сами арабы не знают! В студию хотя бы одного живого араба или шейха Мукагали. Мол Мукагали ибн Валид! Это отдельная тема про фейковые арабские и персидские имена у казахов (читай - у кыргызов, узбеков и т.д.). Будет время раскрою тему пошире. А пока анонсом еще одно женское "арабское" имя Асель со значением мёд, но к удивлению мёд у арабов вовсе не асель, а .... шаһд. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 27 ноября, 2014 Поделиться Опубликовано 27 ноября, 2014 При обращении к старшим по возрасту к первым слогам их имени прибавляются аффиксы, выражающие почтительное, уважительное отношение: Эбе, Эбеке, Эбен от ИИ Эбдиманап, Эбдирахман; Сэбе, Сэбен от ИИ Сэбит; Мука, Мукан от Мухтар; Жэке от Жамал, Жамила; Кулеке от Кулжахан, Кулжан и др. Как и у всех народов, в казахской семье родители по отношению к своим детям употребляют ласкательную форму имени, например: Магыш от имени Магрифа, Сатыш от Сатылган, Куляш от Кулбахарам, Сэкен от Садуакас, Сейфолла, Шэкен от Шаймерден и др. Т.Жанузаков Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться