Zake Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 11 минут назад, Бозбет Шыны сказал: Про найманов не знаю. Я думал сегиз-огуз это "союз 8 племен" Неужели вы не читали открытые мною темы про найманов сагизов? Сагиз с тюркских - это и смола, а также и глина, т.е. любая жидкая вязкая клейкая субстанция.
Бозбет Шыны Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 2 минуты назад, Zake сказал: Неужели вы не читали открытые мною темы про найманов сагизов? Сагиз с тюркских - это и смола, а также и глина, т.е. любая жидкая вязкая клейкая субстанцияю Я знаком с вашей версией, но она не является общепринятой (союз восьми племен). Сам я глубоко не копал, так что спорить не буду.
Zake Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 3 минуты назад, Бозбет Шыны сказал: Я знаком с вашей версией, но она не является общепринятой (союз восьми племен). Сам я глубоко не копал, так что спорить не буду. Что означает в вашем понимании "общепринятая" в отношении найманов?
Zake Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 17 минут назад, Бозбет Шыны сказал: Семантические кальки — это слова, которые получили новые, переносные значения под влиянием иностранного слова. Так, например, русское слово «утончённый» под влиянием фр. raffiné получило новое значение «изысканный, изощренный»; слово «тронутый» в новом значении «психически ненормальный» обязано фр. toqué; слово «ограниченный» в значении «туповатый, недалекий» из фр. borné. Русское слово мн. ч. «небеса» образовано под влиянием мн. ч. церк.-слав. небеса[2], от мн. ч. др.-греч. οὐρανοί[3] — калька сир. ܫܡܝܐ, в котором слова «небеса́», «во́ды» существуют только во множественном числе. Huihu это именно "кружащий сокол". Поищите, может найдете какое нибудь тюркское "уйгу"? Не знаю. Т.е. по вашему "хуй-хэ" - это "ухэр", "бык", а уйгур - это заимствованный китайский хуй-ху "сокол". Т.е. были "ухэры" -"быки" с монг..языка, а потом плюс минус с приходом эдизов стали "уйгурами" -" соколами" с китайского? Получается ухэры переименовались в уйгуров? Я правильно вас понял?
Бозбет Шыны Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 10 минут назад, Zake сказал: Что означает в вашем понимании "общепринятая" в отношении найманов? Найман - "восемь" на монгольском. Секиз-огуз - союз 8ми племен.
Бозбет Шыны Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 9 минут назад, Zake сказал: Т.е. по вашему "хуй-хэ" - это "ухэр", "бык", а уйгур - это заимствованный китайский хуй-ху "сокол". Т.е. были "ухэры" -"быки" с монг..языка, а потом плюс минус с приходом эдизов стали "уйгурами" -" соколами" с китайского? Получается ухэры переименовались в уйгуров? Я правильно вас понял? Да, я так считаю. Ухэр (видимо ближе к монгольскому "бык") в конце 8 века переименовали в Уйгур ("кружащий сокол") с приходом Эдизов, которые родом из ЗТК.
Zake Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта Только что, Бозбет Шыны сказал: Найман - "восемь" на монгольском. Секиз-огуз - союз 8ми племен. Для этого и версии как таковой формировать не нужно, ибо всем понятно что найман как и сагиз/сегиз переводится как "восемь".
Zake Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 9 минут назад, Бозбет Шыны сказал: Да, я так считаю. Ухэр (видимо ближе к монгольскому "бык") в конце 8 века переименовали в Уйгур ("кружащий сокол") с приходом Эдизов, которые родом из ЗТК. Значит вначале по вашему был Ухэрский каганат, а потом стал Уйгурским с 788-809 гг? Что-то мне так грустно стало.
Бозбет Шыны Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 9 минут назад, Zake сказал: Значит вначале по вашему был Ухэрский каганат, а потом стал Уйгурским с 788-809 гг? Что-то мне так грустно стало. А в чём собственно ваше возражение? Или вы знаете как этноним Huihe звучал на тюркском/монгольском до 8 века?
Zake Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 15 часов назад, Бозбет Шыны сказал: А в чём собственно важе возражение? Или вы знаете как этноним Huihe звучал до 8 века? Поэтому вы так агрессивно ополчились против РАДа и обзывали его фольком . Его данные просто противоречили вашим версиям. Пусть выскажутся другие, но я считаю ваши версии с "ухэр"- "монгольскими быками" и "уйгур"-"китайскими соколами" оторванными от источников. Зачем номадам Уйгурского каганата перенимать ханьский термин "хуйху" ума не приложу.
Бозбет Шыны Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 7 минут назад, Zake сказал: Поэтому вы так агрессивно ополчились против РАДа и обзывали его фольком . Его данные просто противоречили вашим версиям. Пусть выскажутся другие, но я считаю ваши версии с "ухэр"- "монгольскими быками" и "уйгур"-"китайскими соколами" оторванными от источников. На фига номадам Уйгурского каганата перенимать ханьский термин "хуйху" ума не приложу. Про "ухэр" это не моя версия, а археолога А.Н. Бернштама. К РАДу у меня меньше доверия, уж так сложилось. Про Huihu точно не могу сказать, китайская ли это калька или же был какой-то тюркский аналог этого слова. Ясно только, что это "сокол" или "кружащий сокол". В логике консолидации власти Эдизов это вполне объяснимая инициатива - убрать тотем Яглакаров.
Zake Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 15 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Про "ухэр" это не моя версия, а археолога А.Н. Бернштама. К РАДу у меня меньше доверия, уж так сложилось. Про Huihu точно не могу сказать, китайская ли это калька или же был какой-то тюркский аналог этого слова. Ясно только, что это "сокол" или "кружащий сокол". В логике консолидации власти Эдизов это вполне объяснимая инициатива - убрать тотем Яглакаров. К РАДу у вас меньше доверия, только потому что его данные противоречат вашей версии. Тут все понятно. Уйгур никак не переводиться как "сокол" с тюркских, ни даже с иранских. Остаётся только ваш экзотический ханьский вариант. Поэтому и спрашиваю: зачем каганатским уйгурам в 9 веке (конце 8 века) начать именовать себя ханьским названием?
Бозбет Шыны Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 9 минут назад, Zake сказал: К РАДу у вас меньше доверия, только потому что его данные противоречат вашей версии. Тут все понятно. Его исламизированная легенда Огуз наме это фольк на фольке. Я уже упоминал. 11 минут назад, Zake сказал: Уйгур никак не переводиться как "сокол" с тюркских, ни даже с иранских. Остаётся только ваш экзотический ханьский вариант. Поэтому и спрашиваю: на фига каганатским уйгурам в 9 веке (конце 8 века) начать именовать себя ханьским названием? Может вы недооцениваете культурное влияние танского Китая?
Zake Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 53 минуты назад, Бозбет Шыны сказал: 1. Его исламизированная легенда Огуз наме это фольк на фольке. Я уже упоминал. 2. Может вы недооцениваете культурное влияние танского Китая? 1. Собственно Огуз наме и есть относит-но поздний мусульманский эпос, о котором ничего не писали ни Баласагуни ни Кашгари. Об этом я тоже упоминал. 2. Может вы очень плохо знаете сам предмет и вам надо побольше читать? Вы видимо не в курсе как каганатские уйгуры заставляли унижаться императорский клан Тан? Главнокомандующий Тан стоял на коленях перед Идигянем и его родственником. Прочих высоких сановников Тан уйгуры просто забивали палками. Наследного принца запирали в юрте и не давали еды и питья на 5 дней. Про постоянные грабёжи и рэкет уже молчу. Все это скрупулезно зафиксировано в танских источниках. Даже если и Дуньмага и "зарядили" китайцы на гос. переворот, то зачем каганатским уйгурам принимать чуждое танское (ханьское) название, которых они и за людей не считали и на головы которых, они извините, за грубое слово, чуть ли не испражнялись?
Бозбет Шыны Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 45 минут назад, Zake сказал: 1. Собственно Огуз наме и есть относит-но поздний мусульманский эпос, о котором ничего не писали ни Баласагуни ни Кашгари. Об этом я тоже упоминал. 2. Может вы очень плохо знаете сам предмет и вам надо побольше читать? Вы видимо не в курсе как каганатские уйгуры заставляли унижаться императорский клан Тан? Главнокомандующий Тан стоял на коленях перед Идигянем и его родственником. Прочих высоких сановников Тан уйгуры просто забивали палками. Наследного принца запирали в юрте и не давали еды и питья на 5 дней. Про постоянные грабёжи и рэкет уже молчу. Все это скрупулезно зафиксировано в танских источниках. Даже если и Дуньмага и "зарядили" китайцы на гос. переворот, то зачем каганатским уйгурам принимать чуждое танское (ханьское) название, которых они и за людей не считали и на головы которых, они извините, за грубое слово, чуть ли не испражнялись? А вы видимо не в курсе, что Уйгурский каганат признавал себя вассалом Тана. И танский император выдавал титулы каганам, тому же Дуньмаге. Фактически начиная с Дуньмаги дипломатические (вассальные) отношения с Китаем вновь возобновились. В любом случае имело место то или иное культурно-языковое взаимовлияние соседних государств.
Бозбет Шыны Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 6 часов назад, Бозбет Шыны сказал: Очевидно персидское "худ хуранд" это выдумка Кашгари, но цель его была передать истинную семантика слова "уйгур" (после переименования этнонима в конце 8 века в Huihu), а именно "кружащий сокол". Это чисто семантическая натянутая отсылка "кормящих себя самостоятельно" к "хищным птицами - соколам". Но, к счастью, Кашгари указывает вполне конкретно «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь» Кашгари умело завернул истинную этимологию слова "уйгур" в фольковую персидскую обертку с Македонским. Возможно рано мы списали со счетов этимологию Кашгари. Кажется в ней что-то есть. хур - перс. "пожирающий". Например: 1) мархур - "пожиратель змей" https://ru.wikipedia.org/wiki/Винторогий_козёл 2) таир эль хор (хур) - арабское название ловчей птицы (сокол балобан) 3) шонхор - тюркское название сокола-балобана, тотем монгольских баятов Караханидская форма: Possibly originally from a Turkic source (compare Karakhanid [script needed] (siŋqur)), later (re-)borrowed by various Turkic languages. Источник: Хищные птицы в зоопарках и питомниках № 29 Уйгурский вариант: Сынкур sıŋqur Selkup seŋkjata ‘сокол = hawk’ (Irikov, S.I. 1988:67) would appear to be nonetymologized, as I know of no similar form in any of the other Uralic languages. It may be compared to Proto-Mongolic *sïnkor ‘falcon’ (Nugteren, H. 2012:66) > Written Mongolian singqur ~ šongqur ~ šongqor ‘falcon, gerfalcon’ (Lessing, F.D. 1960:712, 756); Buryat (našan) šonqor ‘gerfalcon, Falco rusticolus intermedius’ (Čeremisov, K.M. 1951:699); Khalkha monqor ‘кречет, сокол = gerfalcon, falcon’; Kalmück šoŋqr ‘Falco rusticolus’ (Nominhanov 1975; Bardajev, E. Č. 1983; Mandzhikova, B.B 2007), etc., and it is therefore another likely Mongolic borrowing. The root is also found with Uyghur sıŋqur ‘Falke Lob’, where it must also be a Mongolic borrowing, as it is also found as Mongolic borrowings in Turkmen & Kazakh suŋqar, Karakalpak suŋgar, Uzbek šunkor, Oyrat šonkor, Chagatai sunkur ‘gerfalcon, falcon’. Источник: Fauna loanwords in the Altai-Sayan region Peter Sauli Piispanen
Zake Опубликовано 22 марта Опубликовано 22 марта 13 часов назад, Бозбет Шыны сказал: А вы видимо не в курсе, что Уйгурский каганат признавал себя вассалом Тана. И танский император выдавал титулы каганам, тому же Дуньмаге. Фактически начиная с Дуньмаги дипломатические (вассальные) отношения с Китаем вновь возобновились. В любом случае имело место то или иное культурно-языковое взаимовлияние соседних государств. Я вам вчера уже битый час обьяснял, что внешний танский фактор был самым главным в перевороте, который устроил Дунмага, что следует прямо из источников. Каганатские уйгуры уже у них так в печенках сидели, так они их уже достали. Но китайское соколинное название они не перенимали.
Бозбет Шыны Опубликовано 23 марта Опубликовано 23 марта 6 часов назад, Zake сказал: Я вам вчера уже битый час обьяснял, что внешний танский фактор был самым главным в перевороте, который устроил Дунмага, что следует прямо из источников. Каганатские уйгуры уже у них так в печенках сидели, так они их уже достали. Но китайское соколинное название они не перенимали. 1) Я вам битый час объяснял, что главным китайский фактор не был [см. Камалова, Кодо, Маккераса]. 2) Скорее всего не перенимали, т.к. инициатива переименования исходила от самих уйгуров. Но тогда нужно понять логику перехода sïŋγur -->uiγur. https://eurasica.ru/forums/topic/6556-этимологиясемантика-jaɣlbaj-jaɣlmaj-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/?do=findComment&comment=479919
Zake Опубликовано 23 марта Опубликовано 23 марта 28 минут назад, Бозбет Шыны сказал: 1) Я вам битый час объяснял, что главным китайский фактор не был [см. Камалова, Кодо, Маккераса]. 2) Скорее всего не перенимали, т.к. инициатива переименования исходила от самих уйгуров. Но тогда нужно понять логику перехода sïŋγur -->uiγur. https://eurasica.ru/forums/topic/6556-этимологиясемантика-jaɣlbaj-jaɣlmaj-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/?do=findComment&comment=479919 1. А что уже на Гумилева ссылаться стесняетесь ?) 2. Какой-то очередной бред пошел.
Бозбет Шыны Опубликовано 23 марта Опубликовано 23 марта 5 минут назад, Zake сказал: 1. А что уже на Гумилева ссылаться стесняетесь ?) 2. Какой-то очередной бред пошел. Да тут хоть на кого сошлись. Вам как об стенку горох.
Zake Опубликовано 23 марта Опубликовано 23 марта 8 минут назад, Бозбет Шыны сказал: Да тут хоть на кого сошлись. Вам как об стенку горох. У Гумилева много отсебятины, творческий человек был, даже если где-то его мысли совпадали с другими серьёзными исследователями. Историография любого вопроса состоит из диапазона мнений историков, но как вы можете с кем то соглашаться или нет, если сами источники не читали, т.е. спорите не зная сам предмет спора. Можно было же давно бегло прочитать, а не спорить со мной впустую.
Бозбет Шыны Опубликовано 23 марта Опубликовано 23 марта 15 минут назад, Zake сказал: У Гумилева много отсебятины, творческий человек был, даже если где-то его мысли совпадали с другими серьёзными исследователями. Историография любого вопроса состоит из диапазона мнений историков, но как вы можете с кем то соглашаться или нет, если сами источники не читали, т.е. спорите не зная сам предмет спора. Можно было же давно бегло прочитать, а не спорить со мной впустую. Всё очень просто. Есть ваше мнение, основанное на смутном эпизоде "китайцы подкупили", и есть мнение троих ученых историков, основанное на целом массиве данных, включая турфанские тексты изученные впервые Кодо. Вопрос: нужно ли мне лезть в турфанские первоисточники? Или достаточно поверить в версию, с которой уверенно согласились три довольно авторитетных исследователя? Для меня лично ответ очевиден.
Zake Опубликовано 23 марта Опубликовано 23 марта 12 минут назад, Бозбет Шыны сказал: Вопрос: нужно ли мне лезть в турфанские первоисточники? Или достаточно поверить в версию, с которой уверенно согласились три довольно авторитетных исследователя? Для меня лично ответ очевиден. Я же вам уже писал, что историография любого вопроса состоит из разных точек зрения историков. Как можно с кем-то соглашаться или не соглашаться, если сам материал не знаете ? Вы вообще понимаете о чем я пишу? Похоже что не понимаете.
Бозбет Шыны Опубликовано 23 марта Опубликовано 23 марта 2 минуты назад, Zake сказал: Я же вам уже писал, что историография любого вопроса состоит из разных точек зрения историков. Как можно с кем-то соглашаться или не соглашаться, если сам материал не знаете? Вы вообще понимаете о чем я пишу? Похоже что не понимаете. Какой нафиг материал? Пишите конкретнее. Есть ваша любительская версия и есть противоположная версия ученых Камалова, Кодо и Маккераса. Вот и всё.
Zake Опубликовано 23 марта Опубликовано 23 марта 5 минут назад, Бозбет Шыны сказал: Какой нафиг материал? Пишите конкретнее. Есть ваша любительская версия и есть противоположная версия ученых Камалова, Кодо и Маккераса. Вот и всё. Так вы эту версию Камалова и прочих только вчера прогуглили, а до этого только ссылались на Гумилева. Про то, что Идигянь участвовал в подавлении восстания Ань Лушаня вы от меня узнали, как и многое другое. Поэтому и говорю, если участвуете в обсуждении хотя прочитайте уже переведенные источники, чтобы иметь хотя бы общее представление о предмете спора.