Эфталит Опубликовано 19 апреля, 2019 Поделиться Опубликовано 19 апреля, 2019 Вам бы тоже пора поменять свою пластинку. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 19 апреля, 2019 Поделиться Опубликовано 19 апреля, 2019 1 час назад, Эфталит сказал: Вам бы тоже пора поменять свою пластинку. Только у меня одна и та же пластинка? У вас нет? У меня подозрение что здесь все крутят одно и то же, пластинка только у каждого своя, и вкусы различаются в зависимости от нац принадлежности в основном, не так? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эфталит Опубликовано 19 апреля, 2019 Поделиться Опубликовано 19 апреля, 2019 Ну тогда значит "c'est la vie" (се ля ви). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 17 декабря, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 17 декабря, 2019 Племена уйгуров и найманов служивших потомкам Шибана. Quote Потомки Шибан-хана, пятого сына Джучи-хана, сына Чингиз-ханова, царствовавшие в Харезме. По смерти Булада, два сына его Ибрагим и Араб-шах, разделив отцевы владения, вместе в одной земле и кочевали и имели свои станы; лето проживая при вершине Яика, а зиму при устье Сыра, они с приятностию провели свой век. По смерти Араб-шаха сын его Хаджи-Тулий, заступив место отца своего, царствовал над народом. У него был сын по имени Тимур-шейх; Хаджи-Тулий, умирая, поставил на свое место Тимур-шейха. Во время молодых еще лет Тимур-шейха, Калмыки, в числе двух тысяч человек, сделали набег на его область. Когда они с взятым в плен отступали, Тимур-шейх, увлекаясь мщением, погнался преследовать их прежде, чем успело собраться войско его. Настигнув их, он вступил в сражение с ними, но был им разбит и пал в битве. После него не осталось детей; и потому народ, подвергшись набегам врагов, стал отделяться от своих правителей. Так как и от младших братьев государя не оставалось сыновей, то всеми овладела безнадежность. По [163] этой причине пограничные жители ушли к другим владельцам. Тогда белобородые старики Уйгуров собрались к дверям ставки ханши и чрез посла сказали ей: «весь народ отошел к посторонним владельцам, и мы также готовы уйти: благодарим за хлеб-соль! Но хотим сказать еще одно слово: у хана много было жен и наложниц: пусть верно разведают, нет ли которой нибудь из них беременной: если будет такая, то мы не отложимся и останемся на своем месте до разрешения ея от бремени». Выслушавши сии слова, ханша сказала: «из других жен нет беременной, а я уже третий месяц ношу во чреве». Услышавши это, Уйгуры остались при орде; Найманы, прежде сего оставившие орду, когда услыхали слова ханши, не стали искать себе других начальников, воротились к орде, хотя и не входили в сношение с нею. Другия же поколения перешли к другим владетелям и сделались слугами их. По прошествии шести месяцев ханша родила мальчика и ему дали имя Ядигер. Тогда Уйгуры послали человека к отошедшим людям, сказавши ему: «обойди всех их и проси у них даров за радостную весть». Этот человек сначала ходил к Найманам, и они дали ему в подарок карего с лысиною коня. Когда они опять прикочевали к ханской орде, мать взяла своего новорожденного сына, принесла его в отцовский приемный шатер, и посадила его на переднем месте. По понятиям Монголов, левая сторона почетнее правой: потому, что сердце есть царь в государстве тела, а сердце Бог устроил в левом боку. Уйгуры, принимая Найманов как гостей, посадили их на левой стороне выше себя. По этой причине Найманы и в нынешнее время садятся выше Уйгуров. После сего и нукеры, бывшие при отце его, охотно пришли к нему. Они – слуги хана при дворе его, они одежда; у Найманы и Уйгуры – ворот и рукава…. Тот и другой из этих народов говорил: «я – карачий сынам Ядигера!» Смысл этих слов такой: на узбекском [164] языке сказать: «карачи» значит сказать: наблюдай, что хорошо или худо, что придет или уйдет, что безпокоит или не безпокоит, не передаваясь ни на чью сторону. Ядигер-хан благополучно вырос. У него было четыре сына: первый Берке, второй Абу-лек, третий Аменк, четвертый Ияк. http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi/text3.phtml?id=11243 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 18 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2019 04.04.2019 в 17:42, Kenan сказал: Еще немного упоминаний об уйгурах в Золотой Орде. их очень много среди узбеков Абулхаира, но потом они куда то пропадают. у М.Шейбани они зафиксированы? кстати, был среди узбеков Абулхаира бек-уйсун по имени Кылычбай) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 18 декабря, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 18 декабря, 2019 Quote Все эмиры, вожди и другие славные из сеидов великих, высокоместных и прочих предводителей, пользующиеся доброй славой, как-то потомства: Кыл-Мухаммед-сейид, Кара-Сеид-султан, “да освяти бог их тайну”; Бузунджар-бий-кият, Вакас-бий-мангыт, Шейх-Суфи-оглан, Хасан-оглан-чимбай 14, Ташбект-оглан-ииджан 15, Шад-бехт-оглан, Тимур-оглан сатуг-бай 16, Суюнич-бай Даулет-Суфи-оглан 17, Барак-оглан-каан-байлы, Марат-Суфи-оглан-табгут 18, Махмуд-бек-конрат, Мане-оглан-табгут 19, Хазрет-шейх-оглан-ииджан-бий 20, Якуб-дурман, Каракедей-дурыан, Тули-хаджи-бий-кушчи, Марат-Суфя-утарчи, Даулет-ходжа-диван кушчи 21, Шейх-Суфи-найман, Ак-Суфи-найман. Кара-гусман-найман, Сарыг-гусман-найман 22, Юсуф-ходжа-укриш-найман, Абубекр-укриш-найман, Кудай-берди-тархан 23, Мумын-дервиш-тупай, Герей-ходжа-багадур-таймас, Суфи-бек-джат, Хаджи-Мырза-дажат, Джамадук-багадур-тубай, Сабир-шейх-тубай, Ядыгар-багадур-тубай, Кунгур-бай-кучши 24, Абке-багаду-хытай, Кебек-бий-кушчи, Ходжа-багадур-барак, Тирчик-бий-дурман, Булакдак-багадур-хытай, Кебек-бий-кушчи, Ходжа-багадур-уйгур, Ички-биагу-диван-уйгур 25, Бай-шейх-уйгур, Абдалмалик-карлук, Тунгачук-Тулуходжа-найман, Хаким-шейх-кушчи, Акчеурус-кушчи, Тимур-багадур-кенегес, Курагай-генан-багадур-уйсун, Кылыч-бай-багадур-уйсун, Тулкуджи-бий-тубай, Сарых-Шиман-мангыт, Кылыч-бука-тархан 26, Баглы-ходжа-конрат 27, Ходжалак-курлеут, Шейх-Мухаммед-багадур-уйсун, Бирим-ходжа-багадур-уйгур, Бахты-ходжа-уйгур, Суфи-ходжа-ички, Ходжа-амин-ички-мангыт, Тангри-Берди-туман, Аникей-ходжа-дурман, Тулун-ходжа-туман-минг, Урус-конрат, Омар-найман, Тулун-ходжа-найман, Даулет-ходжа-юрчи-кара и другие великие подобно счастью и благоденствию, придя ко двору повелителя могущественного, расположились в ряду воинов победоносных и слуг счастливых. http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Kuchistani/frametext1.htm Курагай-Генан(Кенан?)-Багадур-Уйсун ? Кылычбай багадуров там двое, один уйсун другой уйгур, хотя не исключено что это один и тот же человек. Quote [Абулхаир-хан], собрав вождей войска и отважных [предводителей] победоносного войска, сливки предводителей славных [как-то]: Кыл-Мухаммед-сейида, Кара-сеида, Бахтияр-султана, Ададбек-буркута, Кебек-ходжа-бий-буркута, Бузунджар-бий-кията, Мухаммед-бек-конрата, Хаким-шейх-багадур-кушчиа, Кунгур-бай-багадур-куш-чиа, Тули-ходжа-бий-кушчи, Даулет-ходжа-диван-кушчиа, Акче-урус-кушчиа, Кылыч-бай-багадур-уйгура, Суфи-бек-наймана, Кара-гусман-наймана, Ходжалак-курлеута, Баглы-ходжа-конрата, Яхши-бек-тархана, Кутлуг-Бука-тархана, Ханклы-наймана и других предводителей войска победоносного и путем совета и совещания объявил, [что он] укрепился в желании завоевать Хорезм и хочет, приведя в порядок войско, приют победы, отправиться на жестокую битву с хакимом Хорезма. http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Kuchistani/frametext1.htm Уйгуров и найманов реально много упоминается, причем среди найманов есть укреш-найманы. Видимо основой войск шибанида Абулхаир хана были кушчи, найманы и уйгуры. Полный список упомянутых племен: Племена известные и упоминаемые в источниках: кушчи, найман, уйгур, уйсун, дурман, карлук, кият, мангыт, тангут, конрат, утарчи, тубай, джат(джалаирские джаты из которых был Мухали?), хытай, кенегес, курлеут, ички(ички-мангыт), туман(туман-минг), минг, нукус, буркут, чимбай, сеид, масит Под вопросом неизвестные (лично мне) названия племен, родов, имена или титулы: таймас, байлы (алшын-байулы?), барак, тархан, юрчи-кара, каан-байли, кылый, балх (назв. города), кудагай, оглан, малик, ходжа (титул, имя или род "кожа"). 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dambjaa Опубликовано 19 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 5 hours ago, Kenan said: Багадур Почему чисто по монгольски багатур? По тюрко-казахски батыр должен быть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 19 декабря, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 8 часов назад, Kenan сказал: Племена известные и упоминаемые в источниках: кушчи, найман, уйгур, уйсун, дурман, карлук, кият, мангыт, тангут, конрат, утарчи, тубай, джат(джалаирские джаты из которых был Мухали?), хытай, кенегес, курлеут, ички(ички-мангыт), туман(туман-минг), минг, нукус, буркут, чимбай, сеид, масит У кыргызов: Кушчу - крупное племя левого крыла "сол канат"; Найман - крупное племя отдела "ичкилик" (внутренние). Уйгур - отдельный род в племенах Мунгуш и Тейит. Есть сведения, что Уйгур и Байгур (предок кыргызов) были родными братьями. Кара усун и САры усун - роды в племени Кесек. Дёрмён (дурман) - род в племени Тынымсейит. Мангыт - крупный род племени Мунгуш. Конурат - по Абрамзону древнейшее кыргызское племя. Оторчу (утарчи) - наименование группы родов племени Саруу. Тёбёй (тубай) - крупный род племени Саруу. Кытай - крупный род левого крыла "Сол канат". Ичкилик - вместе с правым и левым крыльями, крупный отдел кыргызов. Туманчи (туман) - род племени Найман. Мин кытай - род племени Кытай. Буркут - род племени Сарыбагыш. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 19 декабря, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 4 hours ago, Rust said: У кыргызов: Кушчу - крупное племя левого крыла "сол канат"; Найман - крупное племя отдела "ичкилик" (внутренние). Уйгур - отдельный род в племенах Мунгуш и Тейит. Есть сведения, что Уйгур и Байгур (предок кыргызов) были родными братьями. Кара усун и САры усун - роды в племени Кесек. Дёрмён (дурман) - род в племени Тынымсейит. Мангыт - крупный род племени Мунгуш. Конурат - по Абрамзону древнейшее кыргызское племя. Оторчу (утарчи) - наименование группы родов племени Саруу. Тёбёй (тубай) - крупный род племени Саруу. Кытай - крупный род левого крыла "Сол канат". Ичкилик - вместе с правым и левым крыльями, крупный отдел кыргызов. Туманчи (туман) - род племени Найман. Мин кытай - род племени Кытай. Буркут - род племени Сарыбагыш. Юдин считал что в состав кыргызов вошли могулистанские племена. Но племена могулистанцев были другими, а кыргызские совпадают с племенами Золотой Орды. Все те же вами перечисленные, и не только. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 19 декабря, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 4 минуты назад, Kenan сказал: Юдин считал что в состав кыргызов вошли могулистанские племена. Но племена могулистанцев были другими, а кыргызские совпадают с племенами Золотой Орды. Все те же вами перечисленные, и не только. Ну это же не полный список кыргызских племен и родов. Есть и связанные с могулами - крупное племя Монолдор, также Миндуулаты, Кушчу, Чоро, Нойгуты и т.д. Генеалогический список племен самого многочисленного правого крыла практически совпадает с генеалогией могулов. С ЗО связи у кыргызов обширные, во многих версиях эпоса "Манас" его дед именуется Ногоем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uighur Опубликовано 19 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 9 часов назад, Dambjaa сказал: Почему чисто по монгольски багатур? По тюрко-казахски батыр должен быть. По-тюркски как раз-таки правильно «багатур», а по-монгольски «баатур». Монгольский вариант заменил древнетюркский, поэтому у многих современных тюркских народов производные от «баатур». Совр. уйгурский «батур», иногда «багатур» Следовательно, «батыр» звучит как раз по-монгольски Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uighur Опубликовано 19 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 15 часов назад, Kenan сказал: Племена известные и упоминаемые в источниках: кушчи, найман, уйгур, уйсун, дурман, карлук, кият, мангыт, тангут, конрат, утарчи, тубай, джат(джалаирские джаты из которых был Мухали?), хытай, кенегес, курлеут, ички(ички-мангыт), туман(туман-минг), минг, нукус, буркут, чимбай, сеид, масит Большая часть из состава племён не тюркского происхождения. Эти племена затем стали казахами? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uighur Опубликовано 19 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 6 часов назад, Rust сказал: У кыргызов: Кушчу - крупное племя левого крыла "сол канат"; Найман - крупное племя отдела "ичкилик" (внутренние). Уйгур - отдельный род в племенах Мунгуш и Тейит. Есть сведения, что Уйгур и Байгур (предок кыргызов) были родными братьями. Кара усун и САры усун - роды в племени Кесек. Дёрмён (дурман) - род в племени Тынымсейит. Мангыт - крупный род племени Мунгуш. Конурат - по Абрамзону древнейшее кыргызское племя. Оторчу (утарчи) - наименование группы родов племени Саруу. Тёбёй (тубай) - крупный род племени Саруу. Кытай - крупный род левого крыла "Сол канат". Ичкилик - вместе с правым и левым крыльями, крупный отдел кыргызов. Туманчи (туман) - род племени Найман. Мин кытай - род племени Кытай. Буркут - род племени Сарыбагыш. 1 час назад, Kenan сказал: Юдин считал что в состав кыргызов вошли могулистанские племена. Но племена могулистанцев были другими, а кыргызские совпадают с племенами Золотой Орды. Все те же вами перечисленные, и не только. Ув. Kenan, получается эти племена - казахские племена у кыргызов? Во-первых, они даштийцы. Во-вторых, тянь-шаньские кыргызы не из ЗО, а из ойратов. В-третьих, какое-то время кыргызы были под казахскими ханами судя по источникам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 19 декабря, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 13 minutes ago, Uighur said: Большая часть из состава племён не тюркского происхождения. Эти племена затем стали казахами? Участвовали в этногенезе казахов точно, как и других народов пост-ордынских. Но не все племена есть среди казахов (нет потомков по мужской линии). Большая часть перечисленных племен были под властью шибанидов, должны быть у современных узбеков. 4 minutes ago, Uighur said: Ув. Kenan, получается эти племена - казахские племена у кыргызов? Во-первых, они даштийцы. Во-вторых, тянь-шаньские кыргызы не из ЗО, а из ойратов. В-третьих, какое-то время кыргызы были под казахскими ханами судя по источникам. Не думаю что напрямую из казахов. Тем более если речь идет об ордынских племенах, которые не входили в состав казахов. Вероятнее от узбеков-шибанидов или со времен Орды. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uighur Опубликовано 19 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 3 минуты назад, Kenan сказал: Вероятнее от узбеков-шибанидов или со времен Орды. Узбеки-шибаниды были носителями золотоордынской культуры, а также кипчакского языка. Получается они ваши родственники. 9 минут назад, Kenan сказал: Большая часть перечисленных племен были под властью шибанидов, должны быть у современных узбеков. 11 минут назад, Kenan сказал: Не думаю что напрямую из казахов. Тем более если речь идет об ордынских племенах, которые не входили в состав казахов А где была казахская часть? Если не трудно можете скинуть источники. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 19 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 2 hours ago, Uighur said: По-тюркски как раз-таки правильно «багатур», а по-монгольски «баатур». Монгольский вариант заменил древнетюркский, поэтому у многих современных тюркских народов производные от «баатур». Совр. уйгурский «батур», иногда «багатур» Следовательно, «батыр» звучит как раз по-монгольски Багатур по уйгуржин-монгольски. Баатур по тодо бичиг. Баатар на криллице. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 19 декабря, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 1 hour ago, Uighur said: Узбеки-шибаниды были носителями золотоордынской культуры, а также кипчакского языка. Получается они ваши родственники. А где была казахская часть? Если не трудно можете скинуть источники. У урусидов Керея и Жанибека полагаю, другая часть называлась еще ногайцами. Некоторые казахские племена оставались при шибанидах еще какое-то время. По этому промежутку истории я не спец. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uighur Опубликовано 19 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 54 минуты назад, Steppe Man сказал: Багатур по уйгуржин-монгольски. Баатур по тодо бичиг. Баатар на криллице. Уйгуржин-монгольский Мой огузский брат, ты хотел сказать древнетюркский? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uighur Опубликовано 19 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 50 минут назад, Kenan сказал: У урусидов Керея и Жанибека полагаю, другая часть называлась еще ногайцами. Некоторые казахские племена оставались при шибанидах еще какое-то время. По этому промежутку истории я не спец. Ув. Kenan, спасибо за информацию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 19 декабря, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 Quote Публикуемые ниже сведения из сочинения Бенаи «Шейбани-наме» интересны и с точки зрения более глубокого изучения родоплеменного состава Казахстана в плане изучения истории сложения казахской народности. Здесь следует отметить, что история Казахстана в XV в., по сравнению с другими периодами, начиная с эпохи монгольского нашествия и вплоть до XVIII в., благодаря «Тарихи Абулхаир-хани» Ма’суда и «Шейбани-наме» Бенаи [196] находится в весьма выгодном положении в смысле ее изучения. Это тем более ценно, что именно в XV-XVI вв. в основном завершается процесс сложения казахской народности. Ма’суд в «Тарихи Абулхаир-хани» дает единственный и наиболее полный перечень родов, населявших территорию Казахстана, за исключением Семиречья, в 30-60-х годах XV в.: кият, мангыт, баили, кунграт, тангут, ииджан, дурмен, кушчи, барак, уйгур, утарчи, найман, ички, угриш-найман, тубай, таймас, джат, кытай, карлук, кенегес, уйсун, курлеут, имчи, минг, чимбай, шадбаклы, шункарлы, буркут 25. Судя по данным того же Ма’суда, наиболее многочисленными и сильными среди них были мангыты, кушчи, найманы, дурмены. В «Шейбани-наме» Бенаи нет такого полного перечня родов. Здесь приводится название только тех, которые поддерживали Шейбани-хана и ушли с ним на современную территорию Узбекистана. К ним относятся следующие: кушчи, найман, уйгур, курлеут, дурмен, кият, туман, мангыт, кунграт, кытай, тангут, чимбай, шункарлы, шадбаклы, ииджанлик. Перечня же родов, не поддерживавших Шейбани-хана и выступавших на стороне первых казахских владетелей и их союзников, за исключением единственного упоминания названия рода кыпчак, в сочинении Бенаи мы не встречаем. Однако сопоставление данных Бенаи с Ма'судом позволяет нам, хотя бы приблизительно, судить о том, какие роды не поддерживали Шейбани-хана и остались на территории Казахстана. К тому же данные Бенаи подтверждаются и более поздними авторами. Так, название этих родов мы встречаем в сочинениях Махмуда бен Вали «Бахр-ал-Асрар» 26, Мухаммеда Юсуфа-Мунши «Тарихи Муким-хани» 27, Мир Мухаммед Амин-и Бухари «Убайдулла-наме» 28, Абулгази «Родословное древо тюрков» 29, а также в многочисленных работах русских и советских авторов 30. Большую ценность в данном случае представляют более поздние источники, непосредственно касающиеся казахов, в основном русские архивные материалы XVIII в., позволяющие предполагать, что Шейбани-хана поддерживала, а затем ушла с ним в Среднюю Азию часть родов [197] найман, курлеут, кунграт, кытай. Остальные роды, название которых приводит Бенаи, очевидно, или полностью переселились, или часть из них вошла в состав других родов, оставшихся на территории Казахстана. Здесь уместно будет отметить, что названия родов, которые приводят как Ма’суд, так и Бенаи встречаются, кроме узбеков, и у других, соседних с казахами народов: киргизов, каракалпаков, туркмен 31. Таковы некоторые предварительные замечания, которые мы считали необходимым сделать к публикуемым ниже переводам из персоязычного сочинения Бенаи «Шейбани-наме». http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Binai_2/frametext1.htm Абстрактные данные по расселению племен шибанидов и казахских ханов. Возможно состав племен при Керей и Жанибеке был координально иным, нежели в последующем. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 19 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2019 20 minutes ago, Uighur said: Уйгуржин-монгольский Мой огузский брат, ты хотел сказать древнетюркский? До сих пор называется уйгаржин-монгол бичиг. http://www.touristinfocenter.mn/cate16_more.aspx?ItemID=17 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 20 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2019 19 часов назад, Uighur сказал: По-тюркски как раз-таки правильно «багатур», а по-монгольски «баатур». Монгольский вариант заменил древнетюркский, поэтому у многих современных тюркских народов производные от «баатур». Совр. уйгурский «батур», иногда «багатур» Следовательно, «батыр» звучит как раз по-монгольски на узбекском bahodir-bahodur, на русском богатырь. видимо батыр-батур это последний вариант, полученный из бахадыр/бахадур Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 20 декабря, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2019 Племя Кушчи. Костюков В.П. Памятники кочевников 13-14вв. Quote Достоверные сведения о происхождении и истории этого племени в письменных источниках отсутствуют. Некоторые материалы китайских хроник, касающиеся племен первых тюркских каганатов, могут быть отнесены на счет кушчи, но, разумеется, с обычной для большинства толкований этнонимов, переданных иноязычными авторами, малой надежностью [Кузеев Р.Г., 1974, с.217]. Имея в виду звуковые соответствия, Н.А.Аристов возводил этноним кушчи (кучу -подразделение бугу) к хуннскому роду хючжуй [Аристов, 1896, с.397], а В.В.Бартольд - к кушанам [Бартольд, 1963б, с.112]. Ю.А.Зуев, тоже на основе ряда звуковых совпадений, попытался показать возможность связи чалышских кушчи с конгратами - «катунским» племенем династийной коалиции монголов [Зуев, 1981, с.78] По А.Гусейнзаде, кушчу - кыпчакское племя. Этот вывод обосновывается, во-первых, свидетельством Абу-л-Касима Абдуллаха Кашани, автора «Тарих-и Ульджайту», о принадлежности улуса (?) кушчу в начале XIV в. кыпчакской племенной конфедерации (?), во-вторых, наличием в Грузии нескольких топонимов с основой «куш», будто бы обязанных своим появлением тому времени, когда Давид IV привлек на службу кыпчакскую орду Отрока (Артыка). Более многочисленные и, пожалуй, более выразительные топонимы, имеющие отношение к кушчу, на территории Азербайджана, по мнению А.Гусейнзаде, тоже оставлены кыпчаками, бежавшими сюда после поражения 1223 г. [Гусейнзаде, 1971, с.91,92]. Эта аргументация, как представляется, не разрешает проблему происхождения и этнокультурной принадлежности кушчи. Основной ее слабостью является то, что исходным материалом служат почти исключительно данные топонимики. Дело даже не в спорности идентификации отдельных топонимов и ойконимов со словом «кушчу», а в том, что само оно обозначает не только собственно племя или представителя этого племени. «Кушчу» это, в первую очередь, - «охотник с ловчими птицами» или (что убедительно показано А.Гусейнзаде) «специалист по ловчим птицам», соответствующий «сокольнику» древнерусских княжеских хозяйств [Гусейнзаде, 1971, с.92,93]. Очевидная неоднозначность понятия «кушчи», с одной 137 стороны, особое положение мастеров и организаторов аристократической охоты с ловчими птицами в государствах чингизидов, с другой стороны, заставляют с осторожностью относиться не только к топонимическим, но и к ономастическим материалам (т.е. в каждом отдельном случае нужно решать вопрос, является ли «Кушчи» нисбой или лакабом [например: Бартольд, 1968а, с.181; Пищулина, 1977, с.164]). Отметим, что родоплеменные группы кушчи (кошчи, кошсы, кушчу, кучу, кутчи) и поныне есть в составе башкир, казахов, киргизов, узбеков, туркменов, ногайцев и других тюркских народов. Столь широкое распространение уже само по себе в некоторой степени свидетельствует древность и историческую активность кушчи. И действительно, к примеру, у киргизов кушчу, наряду с племенами кыпчак, канды (канглы), мундуз, причисляются к числу древнейших [Абрамзон, 1971, с.42]. По мнению С.М.Абрамзона, генезис всех этих киргизских племен связан с территорией Южного Алтая, Прииртышья и Восточного Притяньшанья [Абрамзон, 1971, с.60-61]. Относительно кушчи этот вывод подтверждает исследование происхождения и этнокультурных связей башкирских кошсы, предпринятое Р.Г.Кузеевым [Кузеев Р.Г., 1974, с.214-217]. Шежере кошсы сообщают, что своей родиной они считают Алтай (а также «юг», что скорее должно быть понято, как указание на расположение былых зимовок), а самым близким для себя племенем - дуван. Последнее надежно сопоставляется с хорошо известными по письменным источникам монголоязычными дурбанами (сами дуванцы обнаруживают несомненное родство с табынцами, также имеющими центральноазиатские корни). Определенную близость кушчи и дурбанов свидетельствует и б.Вали, когда говорит, что кушчи среди узбекских племен левого крыла занимали второе место после дурменов (а следующее за кушчи - найманы) [Бартольд, 1964, с.394]. Р.Г.Кузеев полагает, что близость кушчи и дурбанов вытекает не из общности происхождения, а является результатом подчинения дурбанами тюркоязычных кушчи, случившегося, по всей видимости, в XII в. 138 На рубеже XII - XIII в. кушчи, если их зависимость от дурбанов действительно имела место, вероятно, тоже участвовали в борьбе против Темуджина. Поражение коалиции, возглавляемой найманами, и последовавшая затем монгольская экспансия забросили кушчи и дурбанов в начале XIII в. на запад и рассеяли по образовавшимся здесь улусам чингизидов. http://history-library.com/index.php?id1=3&category=srednie-veka&author=kostuhov-vp&book=1997&page=53 Quote Племя дурбан Это племя – из нирунов, близко к племени баарин: они разветвились от одного корня. В эпоху Чингиз-хана они объединились с племенами тайджиутов и оказали ему большое сопротивление. К числу их эмиров, пользующихся уважением и известностью, принадлежит Пулад-ака, который был на службе у каана министром [чин-сан] и стольником [баурчи] и прибыл в это государство [т.е. Иран] в качестве посла 971. Он – эмир великий, уважаемый и известный. Отец его, по имени Юраки 972, был стольником Чингиз-хана, принадлежал к орде старшей жены Бортэ-фуджин и начальствовал одной сотней, из личной [чингиз-хановой] тысячи [хазаран-и хасс]. Дети эмира Пулада – на службе у каана. Эмир Мазук 973-кушчи, который был старшим начальником сокольничих [кушчиан], также был из этого племени. Во все времена старшие жены были из этого племени. И у Кубилай-каана была жена из этого племени, по имени Деречин, мать Хукджи 974. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html Доминирующая версия происхождения племени кушчи - дурбанская (нирунская), о которой писал Костюков. Ближайшее упоминание названия "кушчи" в истории именно у Рашид ад-дина как сокольничих из племени дурбан. Является ли это просто званием сокольничего (кушчи) или название рода из племени дурбан не понятно, если быть максимально скептичным. Но у башкир есть род кошсы и входит он в племя дуван, созвучное с дурбан (хотя по-моему мало общего), генетика же их говорит о западно-евразийском происхождении. Хотя рассуждать об этом на основе днк-анализом лишь одного башкирского рода дуван-кошсы не следует, так как известное племя входило не только в башкирский этнос после развала Золотой орды. Также Р. Г. Кузеев и И. П. Магидович придерживаются монгольского происхождения племени кушчи. Ю. А. Евстигнеев включал кошсы в число племён тюрко-монгольского происхождения. Версии о хуннском, кушанском, кунгратском и даже кыпчакском происхождении племени звучат не убедительно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Uighur Опубликовано 23 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 23 декабря, 2019 20.12.2019 в 13:06, кылышбай сказал: на узбекском bahodir-bahodur, на русском богатырь. видимо батыр-батур это последний вариант, полученный из бахадыр/бахадур Уже в Огуз-наме уйгурского варианта наши предки писали не «багатур», а «батур», если мне не изменяет память. Монгольское влияние было слишком велико. В совр. «багатур» тоже употребляется, но реже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 24 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 24 декабря, 2019 20.12.2019 в 13:56, Kenan сказал: Племя Кушчи. Костюков В.П. Памятники кочевников 13-14вв. Доминирующая версия происхождения племени кушчи - дурбанская (нирунская), о которой писал Костюков. Ближайшее упоминание названия "кушчи" в истории именно у Рашид ад-дина как сокольничих из племени дурбан. Является ли это просто званием сокольничего (кушчи) или название рода из племени дурбан не понятно, если быть максимально скептичным. Но у башкир есть род кошсы и входит он в племя дуван, созвучное с дурбан (хотя по-моему мало общего), генетика же их говорит о западно-евразийском происхождении. Хотя рассуждать об этом на основе днк-анализом лишь одного башкирского рода дуван-кошсы не следует, так как известное племя входило не только в башкирский этнос после развала Золотой орды. Также Р. Г. Кузеев и И. П. Магидович придерживаются монгольского происхождения племени кушчи. Ю. А. Евстигнеев включал кошсы в число племён тюрко-монгольского происхождения. Версии о хуннском, кушанском, кунгратском и даже кыпчакском происхождении племени звучат не убедительно. читал на этом форуме что узбекские кушчи (один из крупнейших дештикыпчакских племен у них, сохранили традиции бахчей) произошли от другого дештикыпчакского (монгольского) племени до прихода в Междуречье. наверное там речь была про дурменов. кажется это был даже юзер-кушчи из Узбекистана или Таджикистана. хотя кушчи уже долгое время фигурируют не толко как самостоятельный род, но и как крупный и многочисленный (как кенегесы, которых выводят из мангытов) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться