Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

 

РУССКАЯ БАЛАЛАЙКА

 

dfcb41f29e7b.jpg

0c530c03df61.jpg

4aea9b4b4118.jpg

 

Наряду с гармонью считается исконно русским по духу музыкальным инструментом.

 

Русскоязычный справочный материал поясняет, что самые первые единичные упоминания русской балалайки относятся к концу 17 - началу 18 веков и что распространенным музыкальным инструментом в России она стала лишь во второй половине 18 века.

 

В солидном по научным меркам энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1891 г.) читаем: ".. когда и кем изобретена балалайка - неизвестно."

 

Кстати некоторые стараются оправдать факт отсутствия балалайки на Руси вплоть до 18 века якобы запретом церкви. Аргумент слабый, потому что не было одной лишь балалайки, но зато активно использовались на Руси гусли, волынка, дудка, свирель, жалейка, рожок, трещотка, ложки, бубенец и прочее. Тогда как же с запретом на них или был запрет избирательный? А в 18, 19, 20 веках что, церковь потеряла свои позиции? Нет конечно.

 

По этому поводу лично у меня возникли вполне логичные вопросы (гармошку не затрагиваю):

 

1) Если это старинный народный инструмент, то почему появился по историческим меркам совсем недавно?

2) И откуда у него такое странное название?

 

Попробую рассмотреть вопросы в различных плоскостях и сформировать свои предположения.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Начну с рассмотрения внешней формы.

 

Сразу же оговорюсь,  что форма корпуса русской балалайки изначально была округлой и узкой, об этом здесь:

А.И. Пересада. Балалайка. - М.: Музыка, 1990. - 64 с. 

 

И на старинном рисунке:

П.Е. Заболотский "Мальчик с балалайкой". 1835 год.

c95537c0e971.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Современная привычная для глаз треугольная форма корпуса балалайки, предполагаю, связана с аналогичной формой калмыцкой домбры или даже наоборот. Но это поздние модернизации первоначальной оригинальной балалайки, поэтому это не вопрос темы.

 

be7f11b5b140.jpg

0cd0e59cbc7a.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Но аналогичный щипковый инструмент у ближайших соседей русских, еще до калмыков - это казахская домбра, она в прошлом была не привычной нам сейчас миндалевидной формы, а была именно округлой, продолговатой и небольшой формы. Такие типы сохранились и поныне:

 

6bbc961be466.jpg

Справа:

4e88be70a659.jpg

b87f20f55bf8.jpg

 

Российские исследователи вопроса происхождения русской балалайки также отмечают, что в прошлом и гриф балалайки был другим нежели сейчас - он был очень длинным, длиннее корпуса и деки в 4 раза. Посудите сами, ведь это уже обыкновенная домбра чья бы она ни была!

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Теперь о количество и материале струн.

 

Количество струн:

К примеру, аналогичный щипковый инструмент у ближайших соседей русских - казахская домбра бывает и 2-струнной, и 3-струнной.
Кстати, у калмыцкой домбры 2 струны. Помнится в свое время "старший братец" напридумывал своим "меньшим братьям" кучу поговорок, одна из которых даже коснулась музыкальную сторону степняков: "одна палка два струна, получается домбр[а]". :qazaq1::P

 

Материал струн:

Нынче русская балалайка имеет металлические струны подобно гитарным 1, 2, 3 струнам. Но так было не всегда. В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля читаем: "Балалайка народное музыкальное орудие, с ладами, о двух или трех кишечных струнах, по коим брянчат во все пальцы, потряхивая кистью".
Кстати, казахская домбра тоже с ладами, о двух или трех кишечных струнах, по которым тоже бренчат во все пальцы, потряхивая кистью (шертпе).

Или аналогичное описание в Словаре Академии Российской по азбучному порядку расположений (ч. I . - СПб, 1806 г.): "Балалайка - мусикийское (АКБ: музыкальное) орудие с ладами, но большей части о двух струнах.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Далее о размерах.

 

И это очень важно! До сих пор в казахской традиции изготовлять не только обычную домбру, но и детскую, которая отличается от взрослой лишь размерами. Любой желающий может набрать в поисковике слова "детская домбыра" и лично удостовериться в этом. Но, к примеру, у русских такой традиции нет, не бывает отдельно взрослой и детской балалайки. Емнип, нет такой традиции и у других народов, к примеру, я не слышал, что бывают детские калмыцкая домбра, халхаский моринхур, товшуры, комузы, гитары или дутары.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

И наконец завершу разбором названия.

 

Существуют различные произношения в русском языке и его диалектах, привычное всем "балалайка", но есть и другое - "балабайка".

 

Для объективного разоблачения сразу же отбрасываем суффикс "к" с окончанием "а", которые мешают успешному этимологическому разоблачению.  :)

 

Остаются голенькими формы "балалай" или "балабай". Второй вариант, на мой взгляд, уже более откровенен и тяготеет фонетически к тюркскому языку.

 

В любом случае усматривается основа "бала", что на тюркском означает "ребенок", "дитя".

 

Если же исходить из упомянутых выше детского варианта инструмента, то изначально инструмент мог называться как угодно: "балабай", "балам-ай", "балакьай" и т.д. и наверняка был оригинальным названием детской домбры, которая прежде как и его тюркская прародительница домбра была округлой, овальной, суженной формы, чаще с 2-мя струнами, изготовляемых из кишок.

 

В таком случае существующие объяснения, что название инструмента происходит от глаголов "балакать" и "балаболить" в значении "болтать" (хотя собственно это тоже тюркские основы?), или что название "звукоподражательное" слово (правда не понятно что, чему и как подражает? "бла-бла-бла" что ли? или "ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла"? , можно считать менее обоснованными.

 

Ко всему этому не лишне вспомнить русских музыкантов "домбрачеев", в единственном числе "домбрачей" - так называли музыкантов, игравших на домбре при дворе московских князей, а потом и царей (позже перешло в "домра"), но в любом случае это есть тюркское "домбрачи" - тот, кто играет на домбре.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Заключение.

Тем не менее балалайка в 18-19 веках стала уникальным музыкальным инструментом русского народа, закрепив навеки свой народный статус такими новшествами как: укороченный гриф, металлические струны, дающие высокий тембр, увеличение количества струн с 2 до 3-х, изменение корпуса с округлой, овальной, узкой на специфическую треугольную и пр. Все эти естественные изменения идеально приспособили ее под характерные русские народные мотивы.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ну братцы, Zet и Povodok, налетайте, доказывайте кто что может, что это калмыцкая домбра или русская гитара. :rolleyes:   

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АКБ , дело в том , что о чем бы вы не заводили речь , все равно все сводится к "казахстанскому глобусу". Не интересно.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Интересно вам или нет, но увы, скорее всего именно такова история русской балалайки. Опровержений моих версий от  вас нет, поэтому пока будем считать все именно так.

К тому же вы оба как два троллика переиначиваете слова, потому что я не писал о казахских корнях балалайки, я предполагаю тюркские корни балалайки, а это как ни крути наследство всех народов - правопреениц Золотой Орды и ее предшественницы, Половецкой Орды.

Поэтому вам следовало сперва внимательно прочесть все изложенные версии и аргументы и только потом ринуться в тюркофобию со всеми эмоциями и паникой.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 17.11.2016 в 21:45, АксКерБорж сказал:

Российские исследователи вопроса происхождения русской балалайки также отмечают, что в прошлом и гриф балалайки был другим нежели сейчас - он был очень длинным, длиннее корпуса и деки в 4 раза. Посудите сами, ведь это уже обыкновенная домбра чья бы она ни была!

 

3-3history.jpg 7-5.jpg

 

Во многих источниках, вышедших в свет до работы А. С. Фаминцына, балалайке приписывается татарское происхождение. На татарское происхождение указывают почти все словари и словотолкователи конца и первой половины XVIII века. В 1884 г. исследователь-инструментовед Михаил Петухов в работе «Народные музыкальные инструменты музея Санкт-Петербургской консерватории» (СПб, 1884) пишет: «Многие ученые, в том числе и г. Дуров, полагают, что балалайка-инструмент татарского происхождения...». Это же положение он подтверждает спустя четыре года в статье «В.В.Андреев и кружок игроков на балалайке».

 

http://www.balalaika-master.ru/history/1/

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 17.11.2016 в 21:45, АксКерБорж сказал:

Домбра:

b87f20f55bf8.jpg

 

Музей балалайки, Россия. Сохранившиеся музейные экспонаты непривычной формы.

 

BalDrevrazm-fit-250x102.gif 

3d178a9eb036.jpg

04d50052c482.jpg

kontsert-balalayka-723x1024.jpg

 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 22.11.2016 в 15:24, Вольга сказал:

Интересно. Как-то даже не задумывался... Спасибо.

 

Вам тоже спасибо. Кстати я играю на балалайке, потому что принцип игры совершенно идентичен игре на домбре! Достаточно настроить повыше или надеть струны потоньше.

 

Кстати в прошлом многие игроки на домбре с одинаковой легкостью играли и на мандолине. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Исполнение на казахской домбре русских мелодий:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Айгуль Улькенбаева, Андрей Фендринов, Кибар Ишигов и Самвел Азноварян (интернациональная группа музыкантов) исполняют на казахской домбре русские мелодии:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А теперь по законам жанра я должен залить видео, на которых уже казахско-ногайлинские мотивы играют на домбре наши русские соотечественники (их много, здесь лишь единицы).

Итак, Александра Киселёва из Атырау в совершенстве играет на домбре:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Олег Калиновский из Казахстана исполнил в Анкаре ногайлинско-казахский супер кюй "Адай".

Кстати он гутарит на турецком, а потому молодец дважды! Было бы прекрасно, если бы с них брал пример наш Povodok, чем повсюду нести антиказахскую ахинею про глобусы ни разу в жизни не увидев ни одного живого казаха и не вкусив ни разу прелестей нашей древней и богатейшей культуры. ;)

Жалко звук некачественный, ставьте на всю катушку.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А здесь Олег Никитин в совершенстве исполняет тот же ногайлинско-казахский кюй "Адай" - завораживающий своей лихой степной удалью скачущего во весь опор всадника:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.11.2016 в 16:07, АксКерБорж сказал:

Музей балалайки, Россия. Сохранившиеся музейные экспонаты непривычной формы.

 

BalDrevrazm-fit-250x102.gif 

3d178a9eb036.jpg

04d50052c482.jpg

kontsert-balalayka-723x1024.jpg

 

 

 

Один из типов казахской домбры - восточный тип:

На фото Первый секретарь Монгольской Народной Республики Цэдэнбал Южмагийн в гостях у казахов керейтов Западной Монголии, в казахском лисьем малахае и с домброй в руке:

5P_5l1P0QIo.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Калмыкия. Нина и Раиса Немушевы. Игра на калмыцкой домбре:

 

 

Классно! 

Не понимаю тогда зачем калмык zet что-то городил про "казахский глобус", ладно povodok простительно, он корнями и костями не скотовод, не кочевник, не домбрачей и даже не домбрист-балалаечник.:rolleyes:

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...