Admin Rust Опубликовано 31 августа, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 31 августа, 2019 Оффтоп удален. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2019 Монголия. Аймак Хубсугул. Сомон Цагаан нур. Цаатаны - Духа: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 4 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 4 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2019 Очень жаль, но мой друг Азбаяр точно заболел. Осеннее обострение. Два раза в год, весной и осенью бурлит кровь далеких предков, пришедших из лесов Приамурья, гены ведь не картошка, не выкинешь в окошко. Отсюда обострение тяги к культуре предков - к чумам, оленям, лыжам и прочему. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 сентября, 2019 Поделиться Опубликовано 11 сентября, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
skurri Опубликовано 15 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2019 (изменено) на видео где цаатаны поют на своем языке, они уже выговаривают этот халхасский "Л", уже видать сильное влияние монгольского языка. Цаатаны очень близки к Тувинцам-тоджинцам, те тоже себя называют "Туха", очень близкое к Цаатанскому "Духа", оба народа в основном оленеводы и живут в очень похожих чумах Урц похоже на якутское Ураса - летняя крытая берестой коническое строение, богатые якуты ставили Могол-ураса, огромного размера, люди победнее, ставили поменьше и покрывали его корой дерева. если в интернете посмотреть, то такие жилища якутов, цаатанов, алтайцев и тувинцев тоджинцев, очень похожи. вот алтайцы тоже алтайцы Вот якутская ураса это уже тувинцы тоджинцы Вот это якутская могол-ураса, летнее жилище, более богатых якутов Изменено 15 октября, 2019 пользователем skurri Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 15 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2019 8 hours ago, skurri said: на видео где цаатаны поют на своем языке, они уже выговаривают этот халхасский "Л", уже видать сильное влияние монгольского языка. Цаатаны очень близки к Тувинцам-тоджинцам, те тоже себя называют "Туха", очень близкое к Цаатанскому "Духа", оба народа в основном оленеводы и живут в очень похожих чумах Урц похоже на якутское Ураса - летняя крытая берестой коническое строение, богатые якуты ставили Могол-ураса, огромного размера, люди победнее, ставили поменьше и покрывали его корой дерева. если в интернете посмотреть, то такие жилища якутов, цаатанов, алтайцев и тувинцев тоджинцев, очень похожи. вот алтайцы тоже алтайцы Вот якутская ураса это уже тувинцы тоджинцы Вот это якутская могол-ураса, летнее жилище, более богатых якутов Шесты из какого вида дерева делается? Внутренней стороне под покрытием сколько шестей обычно бывает? Во время кочевки повозят всех шестей или некоторых просто выбрасывают и заново приготовляют на новом месте? Это просто вопрос из интереса, чтобы получить более ознакомление о "урц"-ах. Сам я не видел такое жилище и не знаком. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
skurri Опубликовано 16 октября, 2019 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2019 Цитата Глава IX ЖИЛИЩЕ ТУВИНЦЕВ Сведения, содержащиеся в работах исследователей Тувы по жилищу тувинцев, не дают точного представления о том, какого типа жилище бытовало у различных по характеру промыслов групп тувинцев. Некоторые исследователи считали характерным жилищем для всех тувинцев круглую войлочную юрту, другие раличали жилище скотоводов-тувинцев — войлочную юрту — и жилище охотников-оленеводов — берестяной, шкурный конусообразный чум. Г.П. Сафьянов, например, считал, что войлочная юрта появилась у тувинцев совсем недавно, в середине XIX в., а до этого у всех тувинцев жилищем служил чум. Все эти разногласия зависели от того, какую группу тувинцев посещал и изучал исследователь. Неверным было лишь широкое отнесение того или другого типа жилища на все группы тувинцев. Помимо этого недостатка, в работах прежних исследователей Тувы описания жилищ были слишком общи, ограничивались упоминанием материала, из которого изготавлялось жилище, и определением конструкции. Материалы, собранные Саяно-Алтайской экспедицией, позволяют восполнить эти пробелы. До социалистической реконструкции экономики Тувы среди населения преобладали в быту старые типы жилищ. Они сохранились и в настоящее время в глубинных колхозах, где строителсьтво колхозых поселков еще не завершено, а также повсюду в Туве в качестве временных летних жилищ работников животноводческих ферм и т.п. Это обстоятельство позволяет и в настоящее время детально изучать старые типы жилищ тувинцев [прим. 1]. Общий термин для жилища — «öҕ» (древнетюркское ÿҕ). Конусообразный чум, крытый берестой (летом), шкурами (зимой), называют «алаж öҕ», что русскими переозвучено в алачик (аланчик). Термин этот составной, из двух слов: «алажи» — «жердь» (основа жилища) и «öҕ» — «жилище». Конусообразный чум, крытый корой лиственницы, называют «чадыр öҕ», или просто «чадыр»231, или с указанием материала покрытия — «тот чаңды чадыр öҕ» — «корой лиственницы крытое жилище». «Чадыр» называют также временные шалаши, устраиваемые охотниками или пастухами. 231 «Чадыр» в значении «палатка» имеется в древнетюркском. Войлочная юрта называется «кидис öҕ» — «войлочное жилище». Корьевые многоугольные жилища называются «тот чаңды öҕ» — «корьевое лиственничное жилище». Иногда указывается в названиях количество стенок в таком жилище, например, «алтыханныҕ чаңды öҕ» — «шестистороннее корьевое жилище» и т.п. Изредка встречающиеся в Туве многоугольные бревенчатые срубные жилища называются «няшь öг» — «деревянное жилище». «Пажиң» называют только избу русского или алтайского типа. Имеется еще термин для одного типа жилища — «пöдей öҕ». Это жилище представляет собой не определенный тип, а разные вариации войлочной юрты. Оно встречается и у монголов как временное жилье («обохой») (Позднеев, 1896, с. 355). В Туве, по словам стариков, это бедняцкое жилище скотоводов. Встречается на юго-востоке. Конусообразный чум — характерное жилище оленеводов, горных охотников — отмечен на этих территориях старинными летописями. О них упоминают китайские летописцы и более поздние арабские авторы. Он сохранился до начала 50-х гг. нашего [XX] века и сейчас бытует как жилище оленных пастухов при колхозных стадах в Тоджинском районе и на юго-востоке Каа-хемского района. Берестяной чум — «алаж öҕ» — легкое переносное жилище, хорошо приспособленное для перекочевок в тяжелых условиях горной тайги. Состоит такое жилище из жердяной основы и покрышек, летом — из берестяных, зимой — из шкур крупных копытных — оленя, лося, марала. При сооружении «алаж öҕ» сначала ставят 3 основные жерди «алажи». Эти 3 жерди иногда бывают связаны верхушками вместе, и в связанном виде их поднимают и расставляют как треногу. Если же имеется под руками (как рассказывали нам оленеводы) дерево с прочной развилкой на вершине, то ставят сперва [сначала] такое дерево, а в развилку вставляют вторую и третью жерди И в том и в другом случае 3 основные жерди неглубоко вкапывают в землю. В отличие от тувинцев-оленеводов, оленеводы-камасинцы, жившие также в чумах по соседству с первыми, для основных жердей остова выбирали всегда «длинные палки, имеющие на концах развилки» (Потапов, 1947, с. 60)236. К основным жердям тувинцы прислоняют верхушками все другие шесты чума. Их в земле не укрепляют. Для среднего чума берется 16–20 легких жердей. В плане такие жилища были круглыми. Средний диаметр площади равнялся — 3–4 м. Шесты не скрепляли кольцом, как это делали камасинцы, кеты и др. Остов чума покрывали летом берестяными полотнищами, которые привязывались к жердям. Сверху снаружи полотнища прижимались другими менее длинными жердями и обвязывались двумя длинными перекрещивающимися веревками. Полотнища бересты — «тиски» («тос» — оленьщики Öдугена, «тöшь» — Параан Чооду, «тöс» — Кол) — кладут рядами (обычно 4 ряда); средние и нижние полотнища имеют длину 5 м 20 см, ширину — около 1 м (95–100 см). Верхние полотнища короче. Каждое полотнище имеет на концах вязки, которыми привязывается к жердям. Бересту для покрышек чума собирают поздней весной. Варят в котлах, как все наши северные оленеводы. Затем куски вываренной бересты сшивают шерстяными нитками «хой туг» (или нитками из конского волоса). Сшивают 3 полосы в ширину. Сшитое полотнище окантовывают поперечной полосой бересты, которую пришивают жильными нитками («сир»). Окантовку производят для того, чтобы полотнища не рвались по волокну. При перекочевках оленеводы перевозят только покрышки, остовы или делают на месте стоянки заново, или используют старые свои или оставленные другими оленеводами. Брошенный остов чума считается ничьим и может быть использован кем угодно. Зимой чум покрывают шкурами копытных с подстриженной шерстью, сшитыми в 2 широкие трапециевидные полотнища. На покрышки употребляют также шкуры горных козлов. Входное отверстие («эжик») зимой закрывают полотнищем из шкур зверей, летом — куском бересты или шкурой оленя, куском брезента, перекинутым на поперечной палке, укрепленной над входом. Отверстие для выхода дыма («тÿндÿк») прикрывается днем не полностью, а лишь со стороны ветра (для регулирования тяги), ночью — полностью куском бересты (летом), шкурой (зимой). Очаг устраивается посредине чума. Котел подвешивается на крюк («ильчирбэ») на цепи («пашьпа»), спускающейся с одной из основных 236 Также и у кетов, по нашим наблюдениям 1925–1928 гг. и новым материалам Е.А. Алексеенко ([экспедиция] 1956 г.). Традиция выбирать для основных жердей шесты с развилкой бытует у групп оленеводов Тоджи, кочевавших по южным и западным склонам Саян, и вовсе исчезла у групп, имевших корьевые чумы. Иногда котел ставят на трехногий металлический таган («ожÿк»), под которым разводят огонь. Иногда огонь в костре поддерживают следующим образом. Большое сухое бревно кладут через вход до места очага, где разведен костер. Конец бревна около костра загорается и тлеет все время. По мере сгорания бревно подвигают в очаг. Таким образом, от этого тлеющего бревна в любую минуту можно разжечь костер. Бревно в то же время служит заслоном очагу. Обычно такое бревно загораживает и вход. http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-038280-0/978-5-02-038280-0_14.pdf Вот тут в pdf формате, прекрасно описан чум тоджинцев, и другое жилище тувинцев, можете почитать на досуге))) он скорее всего на 100% подходит и к Цаатанской Урц, тёмным выделил ответы на ваши вопросы. якуты в отличие от тех же тоджинцев или цаатанов, не строили разборную урасу, они всегда строили стационарную, из-за обилия дерева в таёжных районах якутии, также использовали в основном лиственницу, хотя все конечно используют те деревья что растут в обилии в их регионе, в той же степи монголии, казахстана, в тундре эвенки, эвены используют разборные юрты в виду дефицита дерева, якуты ставили на местах летних откочевок тоже юрты-балаган, урасу, все стационарное, там же и оставалось, туда переезжали со всем скарбом, летом, потом зимой обратно в зимние балаганы-юрты Богатые якуты ставили Могол-ураса, она делалась из 15-20 жердей, которые на верху опирались на круглый обруч из дерева, как на верхушке войлочной юрты, сверху покрывали березовой корой, которую перед этим вываривали, потом сшивали вместе, и сверху тоже подпирали, тонкими жердями лиственницы (титирик) , она не разбиралась, ставилась на века))) использовалась только как летнее жилье, в жару в высокой огромной урасе было прохладно, люди победнее ставили из коры дерева, поменьше урасу. интересно что у якутов такое жилище называется "Ураса" что близко к бурято-сойотской, хонгодорской "Уурса, "Уурс" которые в свою очередь близки к Цаатанской "Урц" а тувинско-тоджинское алажа - дом, легкое переносное жилище, созвучно с якутским аласа - дом, жилище, усадьба Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 21 декабря, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 22 декабря, 2019 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 3 февраля, 2020 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2020 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dambjaa Опубликовано 13 июня, 2020 Поделиться Опубликовано 13 июня, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 июня, 2020 Поделиться Опубликовано 13 июня, 2020 Цаатан. Тагнаа уулс: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 13 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2021 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 13 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2021 Dosjan @ guest house in Tsagaan nuur Reindeer people are Tuvan people who have been living northern end of Khuvsgul lake, on both sides of Russian Mongolian border. Speaks tuvan language which is from Turkic language group. As i am kazakh and i speak turkish languages, it was possible for me to understand much of their talks. Just for an example, the numbers were exactly the same with kazakh and turkish, in their language. Later on the way when we were talking with Haltar. we found out that the leader Ganba is a shaman boo. Shaman boo is the one who can get in to the trans and communicate with the ancestors of the tribe and get information from them. They are also fortune teller. We have suggested our trip itinerary with these people here and got agreed on plans. Every thing was perfect! have just arrived back to the Haltar’s guest house! https://www.kazakhtour.com/the-last-reindeer-or-tsaatan-people-of-mongolia/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2021 Монгольские цаатаны оленеводы: Монгольские цаатаны охотники: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 14 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2021 тюрки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 14 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2021 3 hours ago, АксКерБорж said: Монгольские цаатаны оленеводы: Монгольские цаатаны охотники: АКБ .У цаатанов кыпчакский диалект? Выше на фото казах из КЗ ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 14 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2021 (изменено) 1 час назад, Steppe Man сказал: АКБ .У цаатанов кыпчакский диалект? Сойото-Цаатанская группа тюркских языков. Изменено 14 февраля, 2021 пользователем Qairly Не уверен, в близости этих языков Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 14 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2021 1 hour ago, АксКерБорж said: 1) Спроси у кыпшаковеда, он должен знать по своей профессии. 2) На этой фотке думана наверху? Нет, это казах из Монголии. думан умный, поэтому троллит своих же казахов заливая их здесь под видом цаатанов. Казах из КЗ изучает культуру и язык своих предков-цаатанов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 14 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2021 2 минуты назад, Steppe Man сказал: Казах из КЗ изучает культуру и язык своих предков-цаатанов. Цаатаны это один из яснов калмыков, но никак не ру казахов) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 14 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2021 4 minutes ago, Qairly said: Цаатаны это один из яснов калмыков, но никак не ру казахов) А почему вы казахи грубо отталкиваете от себя свойх братьев тюрков - цаатанов, алтайцев и якутов? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 14 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2021 Только что, Steppe Man сказал: А почему вы казахи грубо отталкиваете свойх братьев тюрков - цаатанов, алтайцев и якутов? Они братья, но никак нам не предки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться