АксКерБорж Опубликовано 12 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 12 марта, 2019 А.А. Воронина-Уткина. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. Начало 20 века. Вышивание - кестелеу, оюлау. Пяльцы - кесте кергіш: С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Павлодарский уезд. К.В. Щенников. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1910 год. Петропавловский уезд. Пяльцы для вышивания: С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Павлодарский уезд. С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Павлодарский уезд. Пряхи - Жіп иіру (вить, прясть из овечьей шерсти нитки). Веретено, прялка - Ұршық. Все женщины в типичном казахском северо-восточном типе белого жаулыка: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 13 марта, 2019 С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Павлодарский уезд. Кизячная тема. Ашты су (как обычно женщины в северо-восточном белом жаулыке, без всяких тюрбанов): Жамантұз: М.А. Круковский. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. Начало 20 века. Новосибирская область, Карасукский район (приграничный с моей родиной ). Заготовка кизяка: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 14 марта, 2019 С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Приграничные районы Павлодарского и Каркаралинского уездов (Баян-аул, Саумал-коль, Талды, Ашты-су, Шидерты). Забыл сделать репортаж про местных собак 19 века. Казахская овчарка: Собака со специальной палкой на шее, чтобы она не проникала во внутрь юрты через кереге: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 14 марта, 2019 Веретено - Ұршық. Начало 20 века. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Приграничные районы Павлодарского и Каркаралинского уездов (Баян-аул, Саумал-коль, Талды, Ашты-су, Шидерты). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 14 марта, 2019 К ранее залитым. Табакерка из рога - Мүйіз шақша. С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. Приграничные районы Павлодарского и Каркаралинского уездов (Баян-аул, Саумал-коль, Талды, Ашты-су, Шидерты). 1899 год: Начало 20 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 14 марта, 2019 С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Приграничные районы Павлодарского и Каркаралинского уездов (Баян-аул, Саумал-коль, Талды, Ашты-су, Шидерты). Шалбар, шарбал - казахские вышитые мужские штаны: Головной убор девушек с перьями филина - Такъя: Вышитая сумка для утвари - қап, қапшық: Вышивка для покрывания сундука: Урамал кестеле - Вышитое полотенце. Правильно - кестелі орамал (на юге полотенце - сүлгі): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 14 марта, 2019 Чингиз Валиханов. Экспонат музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. Кокчетавский уезд. Конец 19 века. Ножны: С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Приграничные районы Павлодарского и Каркаралинского уездов (Баян-аул, Саумал-коль, Талды, Ашты-су, Шидерты). Боевой шлем (дулыға), барабан без перпонки и сосуд для кумыса (торсық): 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 15 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 15 марта, 2019 Экспонат музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. Акмолинская область. Недоуздок (ноқта): С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Павлодарский уезд. Мат для сушки сыра (ірімшік) и веник (сыпырғыш): Корзинка плетенная для сыра (ірімшік) и турсук (торсық): Кочевая казахская кузница: Зимовка (видна казахская печь "ошақ", "қазандық" для варки мяса и баурсаков): Юрточные резные шкафы и сундуки в чехлах и без них (әбдірә, сандық, кебеже): Казахский стол: Прошло 120 лет, а столы в наших краях абсолютно такие же. Путы конские (на 2 ноги - тұсару, на 3 ноги - шідер): Принадлежности для охоты с беркутами и кумган для омовения: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 16 марта, 2019 03.03.2019 в 14:36, АксКерБорж сказал: С.М. Дудин. МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Павлодарский уезд (Баян-аул. Саумал-коль, Джасыбай) и соседний Каркаралинский уезд (долина р. Талоды, оз. Карасор). Дуана - юродивый, странствующий отшельник, предсказатель (на юге говорят - диуана): Палка пастуха и палки, носимые дуана: Знаменитая и крупнейшая в юго-западной Сибири и северо-восточном Казахстане Куяндинская ярмарка близ нашего Каркаралинска (за Баян-аулом): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 16 марта, 2019 11.02.2019 в 16:22, АксКерБорж сказал: С.М Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Павлодарский уезд. Баян-аул. Озеро Джасыбай. Кумысчи- серебряк (по-казахски "Күмісші", а то "Кумысчи" звучит как изготовитель кумыса ). С.М Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Каркаралинский уезд. Урочище Қоянды. Инструменты серебряника - күмісші сайманы: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 16 марта, 2019 П.С. Лейбин. Начало 20 века. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Доение овец по-казахски: С.М Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Приграничные районы Павлодарского и Каркаралинского уездов (Павлодар-Кереку, Баян-аул, Саумал-коль, Джасыбай, Шыдерты, Карасор, Калкаман, Талды, Ашты-су, Коянды). Доение овец: Овцы в полдень у юрт - доение. Слева перед фотографом лежит "ошақ" (тренога под казан): Стрижка овец на Куяндинской ярмарке: Овцы: Прямо как сайгак горбоносый! (горбоносые бараны особо ценятся у казахов) Заготовка топлива (кустарника "арша"): Вот та самая "арча": Женщина с сыном верхом на верблюде, Қоянды: Верблюды на пастьбе: Доение верблюдицы: Мальчик, верблюжий пастух: Перекочевка: Воловья упряжка (Өгіз жеккен арба): Стадо коров на пастьбе: Стадо коров, идущее к юртам: Стадо коров на водопое, на озере: Задворки юрты: Спор из-за очередных лошадей (не понятно что это означает, думаю спор по результатам байги, скачек): Всадник казах (казак), думаю это город Павлодар )по-казахски Кереку): Потому что было и такое фото: Куяндинская ярмарка: Почта: Самая обыкновенная казахская лошадь наших краев (по масти явно "көк", по полу кобылица "бие"): А это по масти явно "ақбоз ат": Конские телеги традиционно по-казахски (казахов Степного края), с всадником верхом на лошади. Были как 2-осные, так и 1-осные телеги: В начале темы я это фото залил как фотографию Д.П. Багаева, но оказывается это фотография С.М. Дудина. Перекочевка: Перекочевка. Как известно, для казаха перекочевка была самым счастливым и радостным событием в жизни. Женщины и девушки надевали праздничные одежды и украшения: Конный базар на Куяндинской ярмарке (ат базары): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 17 марта, 2019 С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера). г. Санкт-Петербург. 1899 год. Шидерты. Саба для кумыса: Саумал-коль. Невестка Мусы Шорманова (?): Семья богатого казаха (случайно это не Абай в молодости?): Это фото кажется 1950 года: Автор не указан. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Караганды. 1932 год. Торговки на базаре: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 17 марта, 2019 А.А. Воронина-Уткина. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Нач. 20 века. С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. 1899 год. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 17 марта, 2019 С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. 1899 год. Приграничные районы Павлодарского и Каркаралинского уездов (Баян-аул, Джасыбай, Саумал-коль, Шидерты, Талды и др.). Школьник (каз. яз.: оқушы): Школа в юрте (каз. яз.: аул мектебі): Женщина у колыбели (каз. яз.: бесіктегі баланы уатып жатқан ана): Витьё аркана (каз. яз.: арқан есу, арқан иіру): Варение мыла (каз. яз.: сабын қайнату, сабын былғау): Приготовление обеда (каз. яз.: ас пісіру): Сушение сыра (каз. яз.: құрт кептіру): Скатывание сыра (каз. яз.: құрт қысу): Кипячение чая без тагана (каз. яз.: ошақсыз шәй қайнату): Растирание табаку для жевания (каз. яз.: насбай үгу): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 17 марта, 2019 Поделиться Опубликовано 17 марта, 2019 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 18 марта, 2019 14 часов назад, Steppe Man сказал: Непонятно кем, где и когда сделана фотография и кто на ней. 14 часов назад, Steppe Man сказал: Судя по специческому белому жаулыку на голове и конскому седлу на земле это типичная найманка, Восточный Казахстан. А потому к данной теме фото не относится. 14 часов назад, Steppe Man сказал: Судя по специфическому кимешеку с намотанным тюрбаном это юго-западный Казахстан. А потому к данной теме фото не относится. Поэтому, ув. Steppe Man - Peacemaker, надо подписывать свои фотографии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 18 марта, 2019 С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Приграничные районы Павлодарского и Каркаралинского уездов (Қарасор, Ашты-су, Саумал-көл, Талды и другие урочища у озер и рек). Временное укрытие в пути - шалаш из матов, укрытый сверху войлоком от юрты: Обкладывание юрты войлоком. Ашты-су: Войлочная узорчатая дверь юрты (наружная): Дверь юрты. Внутренняя сторона: Внутренний вид юрты. На переднем плане шест "бақан": (им укрепляли устойчивость той или иной стороны юрты при сильных ветрах, с помощью его же начинали установку юрты поднимая им шангырак) Внутренний вид юрты. Кровать. Шкаф. Пикет Карасорский: Кочевка на перепутье. Наскоро собранное жилье "Джаба-салма" (жаба-салма) у пикета Карасорского: Канцелярия волостного старшины. Озеро Саумал-коль, Баян-аул: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 18 марта, 2019 С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Сейчас многих этих захоронений (ҚОРЫМ) или остались их саманные руины. На фотографиях могилы примерно 18 - 19 веков и совсем древние. Непонятное сооружение: Рус: Мулушка - от казахского слова "Мола" (могила): Апак: Могила Джидебая: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 18 марта, 2019 С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Отдельно стоящие зимовки бедняков. Вероятно это Баян-аульские горы либо сопредельные горы Кент: Подписано "Глинобитная зимовка в Каркаралинске". Но по факту постройки из самана: Общий вид знаменитой и крупной в свое время Куяндинской ярмарки: Борющиеся дети: Юрты и полка для сушки сыра (құрт), чтобы его не смогли достать собаки: Просушивание войлоков: Режет барана для гостей: Раньше была традиция "1 гость или несколько = 1 баран и свежая баранина с головой", коз не резали, не котировались. Сейчас у нас в аулах гостям, чаще родственникам, тоже непременно режут барана и дарят гостям платья - "қой сояды", "көйлек кигізеді". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 18 марта, 2019 С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Степь у Егінді-бұлақ и горы Джаман-аула: Как и в орониме Баян-аул налицо джунгаризм "уул" - "гора". Получается гора Жаман-тау. Аул на реке Шідерті: Джамантуз (озеро с непригодной для использования солью): Пикет Карасорский (Қарасор): По моему, это не одноименная железнодорожная станция Қарасор (село Төртқұдық) на трассе Павлодар - Экибастуз, а вероятно этот Карасор где-то за Баян-аулом, что видно даже по гористой местности. А вот этот пикет Калкоманский и есть современная одноименная железнодорожная станция Қалқаман и поселок на трассе Павлодар - Экибастуз. Чоптыгульский рудник: Я думаю нынче это Шопткольский угольный разрез на границе Баян-аульского и Екибастузского районов Павлодарской области. Зимовка богатого казака Черманова в урочище Аккелин. По всей вероятности речь идет о Мусе Шорманове и одноименной волости Павлодарского уезда - Ақкелін - на территории приблизительно нынешнего Баян-аульского района. Общий вид урочища Аккелин: Горы Акбет-тау, вид с пикета Карасорского. По названию гор в прошлом была названа Акбеттауская волость на территории приблизительно смежных нынешних Баян-аульского и Экибастузского районов Павлодарской области. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 18 марта, 2019 С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Первые зачатки в Степном крае кустарного земледелия, как правило, это было выращивание проса (тары) в поймах рек и озер дополнительно к основному виду хозяйствования - кочевому скотоводству. Борона - Мола (на юге кажется - Мала): Плуг - Соха (правильно - Соқа): Ступка и пест для толчения проса - Үккіш: Ручные жернова - Қол тигірмен (на юге кажется - Диірмен): Качество фотографий для того времени просто отменное. Сам долгое время занимался фото теми же старыми способами - негатив, позитив, проявка, закрепление, промывка и т.д. Но при виде фотографий 19 века я не устаю удивляться их качеству. Настоящий мастер, что видно по ракурсам, экспозициям, настройке контраста и фокусного расстояния между объектом и дальним планом. Супер. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 18 марта, 2019 С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Теперь пейзажи Баянаул - Каркаралинского приграничья: Начиная с советских времен (вторая пол. 20 века) по всему южному берегу Сабындыколь (Мыльного, Пенистого озера) понастроены детские лагеря отдыха. Вода и в самом деле сильно пенится по берегам разбиваясь о гранитные камни. Не раз купался и ловил рыбу в нем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 19 марта, 2019 С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Еще несколько пейзажей: Озеро Жасыбай недалеко от озера Сабынды-коль и от поселка Баян-аул: Вокруг озера тоже масса детских лагерей и домов отдыха: А посредине озера есть остров: Джаба-салма (вроде склада для хранения скарба и продуктов): Кобыз и домбра: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 20 марта, 2019 А.К. Гейнс. Путешествие по Киргизским степям. Иртыш и Павлодар. Кстати он побывал и в аулах моих нагашы, Казангаповых по дороге из Баянаула в Кереку, Павлодар (информация любезно предоставлена мне уважаемым экс-юзером нашего форума, замечательным нашим краеведом): В 1865 году Гейнс А.К. был с этнографической экспедицией в Павлодарском уезде, в частности он писал: "... 13 cентября ехали целый день к Корякову. По пути лежало много озер, в особенности понравилось Калкаманское... Последним вечером приехали к юртам по берегу Иртыша. Юрты принадлежат киргизам братьям Казангаповым... Казангаповы очень богаты, ведут обширную торговлю скотом... 14 сентября отдыхали... 15 сентября мы в Корякове." По фото видно, что это западный, левый берег. На противоположном берегу виден сам город, каз: Кереку, рус: Павлодар: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 марта, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 21 марта, 2019 С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург. 1899 год. Исправник с семьей: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться