АксКерБорж Опубликовано 26 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 26 января, 2019 Arсену мало специальной темы про его любимые кимешеки, так он еще и сюда решил тащить их. Дорогой мой Arсен, читай ту тему и будет тебе счастье, там все что твоя душа пожелает, хочешь северо-восточный жаулык, хочешь юго-западный кимешек, хочешь славянская наметка, а хочешь кыргызский элечек. Здесь прошу тебя злостно и намеренно не оффтопить и не засорять тему. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 26 января, 2019 Д.П. Багаев, Павлодарский уезд, начало 20 века: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 26 января, 2019 К.В. Щенников. Игрушка детская. Акмолинская область. Конец 19 - начало 20 веков. МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 26 января, 2019 К.В. Щенников. Детское ружье "мылтык". Павлодарский уезд, Кызыл-Агачская волость (нынче Иртышский район). До 1910 года. МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 26 января, 2019 С.М. Дудин. Чаша. Павлодарский уезд. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), СПб: Предполагаю, что это деревянная чаша для питься кумыса и что она из нашего Баян-аула. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 27 января, 2019 07.12.2018 в 20:14, АксКерБорж сказал: Казахская юрточная кровать "төсекағаш". Каркаралинские горы Куу (на границе с нашим Баянаулом): С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН, Санкт-Петербург: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 27 января, 2019 К.В. Щенников. Петропавловский уезд. Покрывало на кровать. Кон. 19 - нач. 20 веков. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 К.В. Щенников. Мешок настенный. Кон. 19 - нач. 20 веков. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург№ По-казахски "қалта" или "дорба": Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 28 января, 2019 А.А. Воронина-Уткина. Каркаралинск. 1913 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Кебеже (абдыра, сандық). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Вышивка. Местность Саумал-коль. Я думаю это летние пастбища Мусы Шорманова в окрестностях нашего Баян-аула, Павлодарский уезд. Женские украшения. Неясно читается первое слово - Қайтұрша, Қайтұрма? Второе название - Түйме (пуговицы). Третье - Шашбау (украшение вплетаемое в косы). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Павлодарский уезд. Сырмақ - казахский орнаментированный кошмяной ковер для стен и пола. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Кумысная посуда (разобрал в надписи только "көнек" - подойник для дойки кобылиц в виде чайника и "шелек" - ведро). Местность Саумал-коль. Я думаю это летние пастбища Мусы Шорманова в окрестностях нашего Баян-аула, Павлодарский уезд. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Сапожные инструменты (етікшінің саймандары). Местность Саумал-коль. Я думаю это летние пастбища Мусы Шорманова в окрестностях нашего Баян-аула, Павлодарский уезд. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 29 января, 2019 А это сам сапожник (етікші). С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Местность Саумал-коль. Я думаю это летние пастбища Мусы Шорманова в окрестностях нашего Баян-аула, Павлодарский уезд. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Қазан и ошақ (котел и тренога). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Колыбель (бесік). Местность Саумал-коль. Я думаю это летние пастбища Мусы Шорманова в окрестностях нашего Баян-аула, Павлодарский уезд. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Образцы орнамента (ою). Каркаралинский уезд. Фотограф подписал фотографии: верхнее фото - айшк (айшық), нижнее - токм (тоқым). Выходит, что на верхнем фото - это передняя лука конского седла, на нижнем - это чепрак, который стелят под седло поверх потника: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 А.А. Воронина-Уткина. 1913 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Зарисовка 4-х предметов - домбра, детская кровать, кумыс ожау, ожау, могила. Каркаралинский уезд. Мои комментарии: Домбра - видно, что в этом регионе корпус (барабан) домбры был не круглой формы. Детская кровать - колыбель (бесік) конструкции, характерной Степному краю. Кумыс ожан - ошибка, не ожан, а ожау - ковш, специально предназначенный для взбалтывания и наливания кумыса по чашам. Ожау - обыкновенный ковш, половник. Могила - могила характерной казахской конструкции из саманных кирпичей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 М.С. Вайшле. Начало 20 века. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Казахские погребения. Северо-восток Казахстана, наша ровная степь. Практически до сегодняшнего дня конструкция и форма в наших краях не изменилась. С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Кладбище в урочище Аккелин. Павлодарский уезд. Пруфф: https://kk.wikipedia.org/wiki/Ақкелін_болысы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 января, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 января, 2019 К.В. Щенников. До 1910 года. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Нагайка (бишік - для понукания лошадей при езде в телеге или санях; видно, что более тонкие звенья плети оторваны и отсутствуют). Павлодарский уезд, Кызыл-Агачевская волость (на левом берегу Иртыша на границе с Омской областью, нынче Иртышский район). К.В. Щенников. До 1910 года. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Нагайка (қамшы - для понукания лошадей пр езде верхом). Павлодарский уезд, Теренгкульская волость (на правом берегу Иртыша, нынче Качирский район, моя вторая родина ). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 6 февраля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2019 С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Павлодарский уезд. Ткацкие инструменты и три деревянные тарелки для мяса (каз: тоқушы саймандары, табақ). Огниво, ножи, веретено и ножницы для стрижки овец (каз: шақпақ, пышақтар, ұршық, қайшы): 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 февраля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 А.А. Воронина-Уткина. Каркаралинский уезд. 1913 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. сверху ТОҚЫМ - чепрак, который стелят поверх потника, под конское седло. слева ДОМБРА справа ТОРСЫҚ - кожаная фляшка для кумыса. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 февраля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. ТОҚЫМ - чепрак, вышитый для лошади невесты. Павлодарский уезд. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 февраля, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 12 минут назад, АксКерБорж сказал: ТОҚЫМ - чепрак, который стелят поверх потника, под конское седло. 9 минут назад, АксКерБорж сказал: ТОҚЫМ - чепрак, вышитый для лошади невесты. Сколько споров было по поводу казахского ТОҚЫМ и монгольского ТОХОМ. 1) Мол у нас это монголизм. 2) Мол казахский тоқым это не тканный чепрак, а потник из войлока. 3) Мол этимология связана с монгольским "тохох" - накладывать потник, седло на спину лошади; перекладывать что-либо. Но все же кажется я был прав, что: 1) Все же это тюркизм. 2) Казахское слово "тоқым" это не потник из войлока, а именно красочный чепрак поверх потника. Его как правило украшают. Он как правило из кожи или материи, но ни в коем случае не из войлока. Потник у нас "терлік" от слова "тер" - пот и он конечно из войлока, чтобы не натирать спину лошади и чтобы впитывать пот. 3) Казахская этимология от "тоқ/тоқу" - ткать, вязать, плести. Монгольская этимология я думаю производна от тюркской, то есть вторична по смыслу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 февраля, 2019 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2019 16 hours ago, АксКерБорж said: С.М. Дудин. 1899 год. МАЭ РАН (Кунсткамера), Санкт-Петербург. Павлодарский уезд. Зажигалка в верхней левой части от монголов или калмыков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться