Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям 19 в. - нач. 20 в.

Рекомендуемые сообщения

 

Издательство В.Г. Мартьянова

г. Омск

1914 год

Открытки серии "Привет из Омска"

Здесь нет ничего удивительного, вокруг Омска было и сейчас есть много казахских аулов, а в черте города был аул вплоть до кон. 90-х - нач. 00-х годов, в котором я побывал лично, там было старинное казахское кладбище. Сейчас конечно аула уже нет, на его месте появились новые микрорайоны города.

На начало 20 века это было обыденным делом и ни у кого не вызывало вопросов или удивления.

image.jpg

1914-3.jpg

1914-6.jpg

1914-4.jpg

1914-7.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А.И. Кочешев (коллекция А.И. Щербинина)

Почтовая карточка

Акмолинская область

Кокчетавский уезд

1909 - 1914 г.г.

Киргизская зимовка

1909-1914.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Гейнс А.К. "Киргизские очерки".

Гейнс о конных состязаниях, организованных после выборов волостных в Атбасаре, на которых он присутствовал.

Написаны очерки 26.09.1865 г. в г. Семипалатинске.

Хорошая и красивая традиция, перья филина (үкі) у казахов издревле считались сильным оберегом, способным обезопасить человека от сглаза, всего негатива и неприятностей, ими украшали детскую колыбель, детские тюбетейки, гриф домбры, вешали у входа в юрту (а не как нынче пучки травы адраспан)) и т.д.

 

Древняя красивая традиция "Аттың кекіліне (құйрығына) үкі тағу"

image.jpg

Фото 1899 года

Из фондов МАЭ (Кунсткамера). Автор С.М. Дудин.

Павлодарский уезд.

На фото скаковые лошади.

Пучки перьев рассмотреть трудно, но они есть.

11111111111111111111111.jpg

6666666666666666.jpg

Фото наших дней, казахи аймака Баян-Өлгий, Монголия.

Пучки перьев легко рассмотреть.

222222222222222222222222222.jpg

Братья монголы при скачках тоже собирают челки в пучок и подвязывают хвосты, но перья филина думаю не используют. Если я ошибаюсь, то пусть меня поправит Боролдой или Азбаяр.

77777777777777.jpg

77777777777777.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов ГИМ

Саукеле

Северо-восточный Казахстан

Сер. 19 века

(приобретен у П.С. Кузнецова в 1899 г.)

image.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов ОГИК (Омского государственного историко-краеведческого музея)

Саукеле

Северо-восточный Казахстан

Кон. 19 века

image.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Из фондов ОГИК

Секира (каз. Айбалта)

Северо-восточный Казахстан

19 век

3.jpg 2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов ОГИК

 

Седло

Северо-восточный Казахстан

19 век

Седло

image.jpg

Саукеле

Северо-восточный Казахстан

19 век

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов ОГИК

 

Местные казахи с верблюдами

г. Омск

1900 - 1911, 1920 - 1930 г.г.

Летом - в телегах, зимой - в санях. 

6666.jpg

1920-1930.jpg

image.jpg

1914.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Казах на верблюде, запряженном в телегу, у железнодорожного вокзала Омска.

1920-1930.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Казахи на верблюдах и лошадях, запряженных в сани, на базаре Омска.

BAZAR5262e0854c1ee07f.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

Фото С.М. Дудина.

Павлодарский уезд.

Раньше я заливал это фото:

8-EOZMq-Y2f-JOZx-ROe-F1v-Yi-U6-Cm-Me-W3y

 

Нашел этого всадника на том же коне на другом фото автора:

8-EOZMq-Y2f-JOZx-ROe-F1v-Yid8o-CL-R0x-j-

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Еще один местный всадник на фото Дудина С.М.

8-EOZMq-Y2f-JOZx-ROe-F1v-Yi-Qm-K0-LMNo-L

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Еще один местный всадник на фото Дудина С.М.

Охотник с ястребом и барабаном.

На заднем плане наша необъятная степь до горизонта (қыр).

1899.jpg

 

Для чего барабан спросите вы?

Объяснение находим у этнографа М.И. Красовского.

"Область сибирских киргизов (Образ жизни казахов степных округов)"

1868 год:

"... Жилище киргиза ... Тут же сидит на особенной подставке сокол или беркут, с навешанным на глаза кожаным колпачком. Над ним висит седло, барабан для спугивания дичи и разные другие охотничьи принадлежности".

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.09.2025 в 16:51, АксКерБорж сказал:

Еще один местный всадник на фото Дудина С.М.

Охотник с ястребом и барабаном.

1899.jpg

Для чего барабан спросите вы?

Объяснение находим у этнографа М.И. Красовского.

"Область сибирских киргизов (Образ жизни казахов степных округов)"

1868 год:

"... Жилище киргиза ... Тут же сидит на особенной подставке сокол или беркут, с навешанным на глаза кожаным колпачком. Над ним висит седло, барабан для спугивания дичи и разные другие охотничьи принадлежности".

 

Охотник и его охотничий ястреб вблизи.

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.08.2020 в 13:20, АксКерБорж сказал:

В наших краях мы называем этот традиционный деревянный стол "дөңгөлөк стөл" (пишется дөңгелек, букв: круглый стол). Некоторые изредка называют его также "төмен стөл" (букв: низкий стол).

Он различается только диаметрами столешницы, в зависимости сколько человек может поместиться вокруг него.

С размером стола напрямую связан размер, диаметр блюда (чаши) с бешбармаком.

Соответственно, столы и блюда с мясом бывают примерно такие - на 8, 10, 12 человек.

Такие столы в наше время есть уже не  у всех, поэтому можно часто видеть как их берут друг у друга. Если видишь, что кто-то несет на плечах такой стол, то значит намечается проведение какого-нибудь мероприятия - конак, катым, ас, кудалык или др.

2.jpg

  4.jpg

Обычно такие столы любая семья хранит стоя как на фото, чтобы не занимали много места в ненужное время: 

152.jpg

 

Вспомнилось из детства.

До 1990-х у нас названия комнат в доме называли по старинному, не как сейчас - коридор, прихожая, кухня, зал/гостиная.

Сөкі - назначением которого было препятствие зимой проникновения холодной воздушной массы в дом при входе человека, т.е. своего рода небольшой коридорчик;

Ауыз үй - общая комната где ели и занимались всеми бытовыми делами, т.е. своего рода прихожая и кухня вместе; 

Төр жақ - комната де встречали гостей и спали, т.е. своего рода гостиная и спальня вместе (кстати матрацы, на которых спали в те времена в наших суровых климатических условиях и даже вплоть до 1990-х, назывались у нас құстөсек - букв. постель из птиц, они изготовлялись из гусиного пуха, русская калька - перина, от слова перо);

Омақа, етқана - помещение для хранения зимой мяса, масла и др. продуктов, т.е. своего рода кладовка.

    

Оказывается, эти термины у нас из прошлого, так называли помещения в жилых постройках на зимовках (қыстау) в 19 веке и наверняка и раньше.

 

Для скота тоже были свои помещения на зимовках:

Қора, мал қора - крытые сараи для КРС и овец с козами (как выяснили в спорах на форуме, в других регионах - юг, запад, восток) под этими терминами понимаются не крытые сараи, а открытый двор);

Ашық - открытые загоны для лошадей и верблюдов.

 

Что интересно, в Региональном словаре я их не нашел, кроме омақа и ашық.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...