АксКерБорж Опубликовано 7 июня Автор Поделиться Опубликовано 7 июня Издательство В.Г. Мартьянова г. Омск 1914 год Открытки серии "Привет из Омска" Здесь нет ничего удивительного, вокруг Омска было и сейчас есть много казахских аулов, а в черте города был аул вплоть до кон. 90-х - нач. 00-х годов, в котором я побывал лично, там было старинное казахское кладбище. Сейчас конечно аула уже нет, на его месте появились новые микрорайоны города. На начало 20 века это было обыденным делом и ни у кого не вызывало вопросов или удивления. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 июля Автор Поделиться Опубликовано 19 июля Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 июля Автор Поделиться Опубликовано 19 июля А.И. Кочешев (коллекция А.И. Щербинина) Почтовая карточка Акмолинская область Кокчетавский уезд 1909 - 1914 г.г. Киргизская зимовка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 июля Автор Поделиться Опубликовано 20 июля Гейнс А.К. "Киргизские очерки". Гейнс о конных состязаниях, организованных после выборов волостных в Атбасаре, на которых он присутствовал. Написаны очерки 26.09.1865 г. в г. Семипалатинске. Хорошая и красивая традиция, перья филина (үкі) у казахов издревле считались сильным оберегом, способным обезопасить человека от сглаза, всего негатива и неприятностей, ими украшали детскую колыбель, детские тюбетейки, гриф домбры, вешали у входа в юрту (а не как нынче пучки травы адраспан)) и т.д. Древняя красивая традиция "Аттың кекіліне (құйрығына) үкі тағу" Фото 1899 года Из фондов МАЭ (Кунсткамера). Автор С.М. Дудин. Павлодарский уезд. На фото скаковые лошади. Пучки перьев рассмотреть трудно, но они есть. Фото наших дней, казахи аймака Баян-Өлгий, Монголия. Пучки перьев легко рассмотреть. Братья монголы при скачках тоже собирают челки в пучок и подвязывают хвосты, но перья филина думаю не используют. Если я ошибаюсь, то пусть меня поправит Боролдой или Азбаяр. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 июля Автор Поделиться Опубликовано 26 июля Из фондов ГИМ Саукеле Северо-восточный Казахстан Сер. 19 века (приобретен у П.С. Кузнецова в 1899 г.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 августа Автор Поделиться Опубликовано 17 августа Из фондов ОГИК (Омского государственного историко-краеведческого музея) Саукеле Северо-восточный Казахстан Кон. 19 века Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 августа Автор Поделиться Опубликовано 17 августа Из фондов ОГИК Секира (каз. Айбалта) Северо-восточный Казахстан 19 век Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 августа Автор Поделиться Опубликовано 19 августа Из фондов ОГИК Седло Северо-восточный Казахстан 19 век Седло Саукеле Северо-восточный Казахстан 19 век Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 августа Автор Поделиться Опубликовано 24 августа Из фондов ОГИК Местные казахи с верблюдами г. Омск 1900 - 1911, 1920 - 1930 г.г. Летом - в телегах, зимой - в санях. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 августа Автор Поделиться Опубликовано 27 августа Казах на верблюде, запряженном в телегу, у железнодорожного вокзала Омска. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 сентября Автор Поделиться Опубликовано 1 сентября Казахи на верблюдах и лошадях, запряженных в сани, на базаре Омска. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 сентября Автор Поделиться Опубликовано 21 сентября Из фондов МАЭ (Кунсткамера). Фото С.М. Дудина. Павлодарский уезд. Раньше я заливал это фото: Нашел этого всадника на том же коне на другом фото автора: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 сентября Автор Поделиться Опубликовано 21 сентября Еще один местный всадник на фото Дудина С.М. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 сентября Автор Поделиться Опубликовано 21 сентября Еще один местный всадник на фото Дудина С.М. Охотник с ястребом и барабаном. На заднем плане наша необъятная степь до горизонта (қыр). Для чего барабан спросите вы? Объяснение находим у этнографа М.И. Красовского. "Область сибирских киргизов (Образ жизни казахов степных округов)" 1868 год: "... Жилище киргиза ... Тут же сидит на особенной подставке сокол или беркут, с навешанным на глаза кожаным колпачком. Над ним висит седло, барабан для спугивания дичи и разные другие охотничьи принадлежности". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 октября Автор Поделиться Опубликовано 4 октября В 21.09.2025 в 16:51, АксКерБорж сказал: Еще один местный всадник на фото Дудина С.М. Охотник с ястребом и барабаном. Для чего барабан спросите вы? Объяснение находим у этнографа М.И. Красовского. "Область сибирских киргизов (Образ жизни казахов степных округов)" 1868 год: "... Жилище киргиза ... Тут же сидит на особенной подставке сокол или беркут, с навешанным на глаза кожаным колпачком. Над ним висит седло, барабан для спугивания дичи и разные другие охотничьи принадлежности". Охотник и его охотничий ястреб вблизи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 час назад Автор Поделиться Опубликовано 1 час назад В 06.08.2020 в 13:20, АксКерБорж сказал: В наших краях мы называем этот традиционный деревянный стол "дөңгөлөк стөл" (пишется дөңгелек, букв: круглый стол). Некоторые изредка называют его также "төмен стөл" (букв: низкий стол). Он различается только диаметрами столешницы, в зависимости сколько человек может поместиться вокруг него. С размером стола напрямую связан размер, диаметр блюда (чаши) с бешбармаком. Соответственно, столы и блюда с мясом бывают примерно такие - на 8, 10, 12 человек. Такие столы в наше время есть уже не у всех, поэтому можно часто видеть как их берут друг у друга. Если видишь, что кто-то несет на плечах такой стол, то значит намечается проведение какого-нибудь мероприятия - конак, катым, ас, кудалык или др. Обычно такие столы любая семья хранит стоя как на фото, чтобы не занимали много места в ненужное время: Вспомнилось из детства. До 1990-х у нас названия комнат в доме называли по старинному, не как сейчас - коридор, прихожая, кухня, зал/гостиная. Сөкі - назначением которого было препятствие зимой проникновения холодной воздушной массы в дом при входе человека, т.е. своего рода небольшой коридорчик; Ауыз үй - общая комната где ели и занимались всеми бытовыми делами, т.е. своего рода прихожая и кухня вместе; Төр жақ - комната де встречали гостей и спали, т.е. своего рода гостиная и спальня вместе (кстати матрацы, на которых спали в те времена в наших суровых климатических условиях и даже вплоть до 1990-х, назывались у нас құстөсек - букв. постель из птиц, они изготовлялись из гусиного пуха, русская калька - перина, от слова перо); Омақа, етқана - помещение для хранения зимой мяса, масла и др. продуктов, т.е. своего рода кладовка. Оказывается, эти термины у нас из прошлого, так называли помещения в жилых постройках на зимовках (қыстау) в 19 веке и наверняка и раньше. Для скота тоже были свои помещения на зимовках: Қора, мал қора - крытые сараи для КРС и овец с козами (как выяснили в спорах на форуме, в других регионах - юг, запад, восток) под этими терминами понимаются не крытые сараи, а открытый двор); Ашық - открытые загоны для лошадей и верблюдов. Что интересно, в Региональном словаре я их не нашел, кроме омақа и ашық. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться