Перейти к содержанию
АксКерБорж

Жизнь и быт казахов северо-восточного Казахстана по фотографиям 19 в. - нач. 20 в.

Рекомендуемые сообщения

Айбалта:

SEVERO-VOSTOK---ZVENO-VESALKI---VTOROGO-

SEVERO-VOSTOK---ZVENO-VESALKI---VTOROGO-

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

51 минуту назад, tamplquest сказал:

А на каком основании казахов вообще отнесли к тюркам? Генетически ведь они не тюрки

А что, разве у всех тюрков может быть одна общая генетика? Тогда вы тюрки уникумы? Тюрки это ведь огромная общность, даже у небольших народов типа ойратов ,и то разная генетика. Казахи думаю генетически близки всем тюркам Ср Азии по аутосомам + небольшое включение монголо-манджурской  генетики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

56 минут назад, АксКерБорж сказал:

SEVERO-VOSTOK---ZVENO-VESALKI---VTOROGO-

SEVERO-VOSTOK---ZVENO-VESALKI---VTOROGO-

 

2-3.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, mechenosec сказал:

А что, разве у всех тюрков может быть одна общая генетика? Тогда вы тюрки уникумы? Тюрки это ведь огромная общность, даже у небольших народов типа ойратов ,и то разная генетика. Казахи думаю генетически близки всем тюркам Ср Азии по аутосомам + небольшое включение монголо-манджурской  генетики.

Я думаю да, генетическая идентификация самая надежная и наглядная.

Отчасти может быть и языковая, но тут все мутно. На первый взгляд и по языку, и по культуре казахи сильно отличаются. Например их политическая система жузов и прочих делений очень сложна, имеет какие-то арабские включения и отличается от обычных тюркских ханств.

Что значит "по аутосомам"? Обычно вычисляют по гаплогруппам. Гаплогруппы казахов разительно отличаются от тюркских

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, АксКерБорж сказал:

Но зато я нашел другие предметы, подаренные Николаю там же в ауле на берегу Иртыша возле Омска, но другими степными правителями. О них позже.

 

Других экспонатов пока я  не нашел. Надо тщательнее искать.

Поэтому вновь возвращаюсь к очерку быта северо-восточных казахов Степного края, Сибкрая.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Речь пойдет про старинные казахские мужские кожаные  пояса ("кісе") с кармашками для огнива, пороха, табака, ножа.

 

К.В. Щенников. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Петропавловский уезд.

1910 год.

Мужской кожаный пояс (бельбеу):

1910-4.jpg

Автор мне неизвестен. Семипалатинск.

Мужской кожаный пояс (кісе):

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, tamplquest сказал:

Отчасти может быть и языковая, но тут все мутно. На первый взгляд и по языку, и по культуре казахи сильно отличаются

От кого? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, tamplquest сказал:

Киргизов, Узбеков, Туркмен, Уйгуров, Таджиков и пр. Короче от всех

Таджики уже стали тюрками. Сильно. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Comminges сказал:

Таджики уже стали тюрками. Сильно. 

А почему нет? Потому что батюшка Джугашвили так сказал?

Они отличаются от узбеков и киргизов только тем, что в них меньше ""монголоидности"

По-вашему таджики не входили в Туркестан?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Comminges сказал:

Таджики уже стали тюрками. Сильно. 

Интересно, кстати, какие вообще есть критериии разделения между ""тюрками" и "индоиранцами"? Генетически они идентичны Исторически-миграционно именно прикаспий первичный очаг распространения индоевропейцев. Андроновцы и тп. Первичная культура едина -- лошадь и лук в основе

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, АксКерБорж сказал:

Речь пойдет про старинные казахские мужские кожаные  пояса ("кісе") с кармашками для огнива, пороха, табака, ножа.

 

К.В. Щенников. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Петропавловский уезд.

1910 год.

Мужской кожаный пояс (бельбеу):

1910-4.jpg

Автор мне неизвестен. Семипалатинск.

Мужской кожаный пояс (кісе):

image.jpg

 

 

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Павлодарский уезд.

1899 год.

Мужской кожаный пояс (кісе):

POYS-REMEN-MUZSKOI-KAZAKSKII---SEVRO-VOS

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Омская область.

Мужской кожаный пояс (кісе):

69c90406fb9d.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Павлодарский уезд.

1899 год.

Пороховница и два мужских кожаных пояса (кісе):

POYS-REMEN-MUZSKOI-KAZAKSKII---SEVRO-VOS

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Павлодарский уезд.

1899 год

Два мужских кожаных пояса (кісе) и войлочный колпак (айр қалпақ):

POYS-REMEN-MUZSKOI-KAZAKSKII---SEVRO-VOS

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С.М. Дудин. Музей МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Павлодарский уезд.

1899 год.

Слева характерное северо-восточным казахам седло в сборе (ер-тоқым), справа мужской кожаный пояс (кісе):

image.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О наших местах

аноним "Поляк-конфедерат сосланный в Сибирь", Варшава, 1790 год:

 

"... Через город (АКБ: Омск) протекает река Омь, с довольно хорошим мостом, а за городом значительная река Иртыш, за которой начиналась Киргизская степь. 

... Четверо Поляков бежали обратно в Омск и донесли о случившемся.

... Область Киргизов простирается в ширину на сто слишком миль, а в длину еще больше.

... Этот народ кочует в голой степи, незнаком с земледелием, питается исключительно молоком и мясом, имея избыток скота, которого у одного хозяина бывает нередко по 5000 баранов, 2000 рогатого скота, до 1000 лошадей и от 300-400 верблюдов. ... Киргизы живут в шатрах, состоящих из складных деревянных шестов, покрытых войлоком, с отверстием вверху для выхода дыму. Для варки пищи у них имеются железные котлы и небольшие деревянные мисочки, которыми они черпают жижу и затем берут говядину руками. Они недолго остаются на одном месте, так как многочисленность их скота нуждается в перемене пастбищ, при чем кочевники собирают свои шатры, кладут их на верблюдов и, подыскав хорошую траву, располагаются на новую побывку. Свыше шести или семи хозяев они не живут, так как и столь ограниченное соседство требует значительного количества травы для скота. Киргизы не знают никакой монеты и таковой не принимают, приобретая все необходимые предметы обменом скота.

... С Москалями они ведут постоянную меновую торговлю, пригоняя для этой цели несколько тысяч скота к реке Иртышу. Москали переправляются к ним за Иртыш для весьма прибыльного промена разных товаров, так что за какую-нибудь безделицу можно приобрести весьма ценную скотину.

... Киргизские бараны очень велики и дают из одного только хвоста около пуда сала; такого барана можно выменять на один топор стоимостью в 10 коп. Московские купцы съезжаются издалека на подобные ярмарки, бывающие только летом, так как в зимнюю пору Киргизские стада, по недостатку хорошего корма, окончательно тощают, питаясь лишь подснежной травой. В виду этого на ярмарки пригоняют сперва лошадей, затем рогатый скот и, наконец, баранов и овец. Травы бывают там высокие, что дает возможность скоту выгребать оную из-под снега. Мы видели Киргизского хана султана Абтая, в старосветской одежде из Китайского черного шелка, с золотистыми цветами. Все прочие Киргизы одеваются весьма однообразно и просто; они носят пояса, набитые гвоздиками, при которых висит на цепочке нож в кожаном чехле.

Мечетей в этой земле мы нигде не встречали



Источник: 

https://kokshetau.asia/kultura/29031-kirgizy

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Попытался сделать небольшую подборку известных в истории личностей северо-восточного региона 

(Павлодарской области и приграничных с ней районов Омской, Акмолинской, Карагандинской и Семипалатинской областей, в частности, Ерейментау, Каркаралы, Бескарагай и др.).

 

Сам удивился, каким богатым оказался наш край на ярких и талантливых людей, это же настоящая звездная плеяда казахской интеллигенции!

Итак. 

  

 

Бухар жырау Калкаманулы (втор. пол. 17 века) - из аргынского рода суюндук - каржас, бий, акын, жырау.

 

Едыге би (втор. пол. 17 века) - из аргынского рода суюндук.

 

Малайсары батыр, тархан (втор. поло. 17 - перв. пол. 18 века) - из аргынского рода басентиин.

 

Байдаулет батыр (втор. поло. 17 - перв. пол. 18 века) - из аргынского рода басентиин - борі, соратник Малайсары тархана.

 

Олжабай батыр (перв. пол. 18 века) - из аргынского рода басентиин.

 

Баян батыр (перв. пол. 18 века) - из рода шога племени уак.

 

Жасыбай батыр (перв. пол. 18 века) - из аргынского рода басентиин.

 

Шон би Едыгеулы, Едигин (1754 - 1836) - бий Тортуульской волости.

 

Шорман би (втор. пол. 18 века) - из аргынского рода суюндук - каржас, бий.

 

Казангап би Сатыбалдыулы, Сатыбалдин (1771 - 1856) - внук Байдаулет батыра, из аргынского рода басентиин - борі, бий, ага-султан Баянаульского внешнего округа, акын.

 

Султаны (чингизиды) правобережья Иртыша, Маралдинской волости (кон. 18 - перв. пол. 19 века), которых аргынский род басентиин привел для управления над собой "Төре қыламын" -

Султанбет торе (двоюродный племянник Аблай-хана), его сыновья Орыс торе, Шаншар торе, Пшен торе, Арык торе, Бокей торе и Татен торе, Бура и Булен Шаншаровы, Таркшы Пшенов, Ханкожа и Бопа Татеневы, Арынгазы Ханкожин (потомки Шаншар торе управляли в Бескарагайской волости).

 

Иса Бердалин, внук Казангапа (1838 - 1899) - волостной управитель Караоткельской и Алтыбаевской волостей, крупный скотопромышленник, меценат.

  

Григорий Николаевич Потанин (1835 - 1920) - востоковед, этнограф, географ.

 

Муса Шорманов (1819 - 1884) - из аргынского рода суюндук - каржас, бий, ага-султан Баянаульского внешнего округа, этнограф.

 

Жаяу Муса (Байжанов) (1835 - 1929) - из аргынского рода суюндук -айдабол, акын-композитор-певец.

 

Дмитрий Поликарпович Багаев (1854 - 1958) - фотограф, краевед.

 

Машхур Жусуп Копеев (1858 - 1931) - из аргынского рода суюндук - кулюк, собиратель устного народного творчества.

 

Иманжусуп Кутпанулы (1863 - 1929) - из рода торы племени кыпчак, акын-композитор-певец.

 

Алихан Бокейханов (1866 - 1937) – чингизид, торе, «Алаш-Ордынец», этнограф.

 

Кабыш Бердалин, по рождению Габдулжапар  (1868 - 1935) - правнук Казангапа, из аргынского рода басентиин - борі, управитель Алтыбаевской и караобинской волостей, бий, акын-композитор-певец, председатель Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды".

 

Кажымукан Мунайтпасов (1871 - 1948) - всемирно известный борец и силач.

 

Естай Беркимбаев (1874 - 1946) - из аргынского рода канжыгалы, акын-композитор-певец.

 

Ахметолла Барлыбаев (1880 - 1937) - педагог, судья, прокурор, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды".

 

Абикей Зеинович Сатпаев (1881 - 1938) - из аргынского рода суюндук - каржас, педагог, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды", двоюродный брат Каныша Сатпаева.

 

Жусупбек Аймаутов (1889 - 1931) - из аргынского рода суюндук, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды", писатель, драматург.

 

Майра Уалиевна Шамсутдинова, акын Майра (1890 - 1927) - акын-композитор-певец.

 

Жумат Шанин (1892 - 1938) - из аргынского рода суюндук - каржас, драматург, режисер, первый народный артист.

 

Султанмахмут Торайгыров (1893 - 1920) - из аргынского рода суюндук - айдабол, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды", поэт, просветитель.

 

Сабит Донентаев (1894 - 1933) - из аргынского рода басентиин, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды", писатель - сатирик.

 

Кошке (Кошмухаммед) Кеменгеров (1896 - 1937) - из аргынского рода суюндук - каржас, драматург, писатель, автор казахского словаря, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды".

 

Мукыш Боштаев (1897 - 1921) - юрист, журналист, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды".

 

Каныш Имантаевич Сатпаев (1899 - 1964) - из аргынского рода суюндук - каржас, член Павлодарского уездного Комитета "Алаш-Орды", геолог, академик.

 

Иса Байзаков (1900 - 1946) - из аргынского рода алтайц карпык - куандык, акын-композитор-певец.

 

Абикен Бектуров (1901 - 1985) - из аргынского рода суюндук - айдабол, ученый химик, академик. 

 

Алькей Хаканович Маргулан (1904 - 1985) - из аргынского рода суюндук - айдабол, ученый археолог, историк, академик. 

 

Дихан Абилев (1907 - 2003) - из рода ....(?), акын, писатель, поэт. 

 

Шапык Шокин (Шафик Чокин) (1912 - 2003) - из аргынского рода суюндук - каржас, учёный энергетик, академик.

 

Халижан Бекхожин (1913 - 1990) - из аргынского рода суюндук - айдабол, драматург, основоположник казахской журналистики.

 

Шакен Айманов (1914 - 1970) - из аргынского рода суюндук - айдабол, актер, режисер театра и кино.

 

Ермухан Бекмаханов (1915 - 1966) - чингизид "торе" (?), ученый историк, доктор исторических наук, член-корреспондент Академии наук.

 

Кемаль Акишев (1924 - 2003) - из аргынского рода суюндук - каржас, потомк Мусы Шорманова, ученый археологү

 

Халел Аргынбаев (1924 - 1998) - из аргынского рода суюндук - кулюк, этнограф, археолог.

 

Калмукан Исабаев (1925 - 2015) - из аргынского рода суюндук - каржас, писатель.

 

Жабайхан Абдильдин (1933) - из аргынского рода (?), философ, академик.

 

и многие, многие другие.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Павлодарская область.

Железинский район.

село Жанабет аулы (нынче его нет).

1991 год.

Это видео мой ответ ко всем недовериям к моим репортажам о северо-восточном Казахстане со стороны ряда форумчан из южных областей.

На видео они увидят наши раздольные для скота лесостепи, которые они представляют в виде густых лесов. :)

На видео они увидят, что жертвоприношение, чтобы вызвать дождь в засушливое лето, называется у нас не "Тасаттық", а "Құрмалдық" (с 13 мин. 45 сек.).

И другие особенности края.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Жанабет_(Железинский_район)

3b1bfd3c5458abcdbcba441c79bdb1d5.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Железинский район.

На видео они увидят наши раздольные для скота лесостепи, которые они представляют в виде густых лесов. :)

 

Небольшое примечание - лесостепи приблизительно занимают 3/4 Железинского района и 1/4 Качирского района.

Вся остальная часть области это степи.

Гористая местность - это самые южные места области в приграничье Баян-аула и Каракаралы:

 

pavlodarskaya-oblast.md.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
6 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Небольшое примечание - лесостепи приблизительно занимают 3/4 Железинского района и 1/4 Качирского района.

Вся остальная часть области это степи.

pavlodarskaya-oblast.md.jpg

 

Очень часто я езжу через Павлодар на юг в Кыргызстан. По моему восприятию до самого Павлодара идут лесостепи. А вот когда выезжаешь из него, пересекая Иртыш - начинаются настоящие степи. Езжу я по трассе из Карасука.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...