Перейти к содержанию
Гость sanj

Тюрко-монгольские языковые контакты и связи

Рекомендуемые сообщения

Я считаю Ашина все-таки от монгольского чоно-волк.Народам дают название чаще соседи.

Получается что китайцы по монгольски говорили что ли? :unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы
Заметьте, что Вы являясь модератором и участвуя в теме сами нарушаете правила
А какие это правила? :) Вы хотите сказать, что можете, размещая свои соображения в темах, тем самым воспрещать мне участвовать в них? :)

Сие ни из чего не следует.

К теме это имеет непосредственное отношение - см: первую часть темы "Тюркские элементы в языке ССМ".
Кавычки и подзаголовок заметили? Предлагалось обсудить статью Рассадина. Ну, хорошо - как-то можно поговорить о топонимах, основные сразу же я указал как монголизмы. Но Вы приводите некий список к казахской орфографии, как прикажете его проверять? Без проверки нет верификации. Нет никакой достоверности.

Собственно цитаты из переводных работ и не важны. Мы же можем попытаться найти их соответствия в Козинском тексте. Но зачем заставлять при этом совершать "деказахизацию" названий? Вы же что-то предлагаете, ну, так у Вас товар у нас купец. Укажите откуда эти топонимы. И чему соответствуют в русском переводе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кызыл баш озеро это видно.

Жер өткел ?

Бала сай ?

Айыл қараған - Айл харгана

Арал - Арал

Қара бұқа - это где?

Құрбан таласат - Гурбан ? Неужели у казахов три курбан?

Қайынлық -?

Бұра қыр - это надо полагать Буур хээр

Төмен қыр - это Тэмээн хээр

Ұлұғ тағ - Үлүг таг тюркский топоним к тому же находится в ареале тюрков как и Кызыл баш кстати.

Құба қая - Хуба хаяа на старомнонгольском а на современном это Ухаа хаяа прекрасный топоним.

Остальные комментарии лишние. ;)

На монгольском 3 гурван, гурав, но не гурбан. Один звук меняет дело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какие это правила? :) Вы хотите сказать, что можете, размещая свои соображения в темах, тем самым воспрещать мне участвовать в них? :)

Сие ни из чего не следует.

Кавычки и подзаголовок заметили? Предлагалось обсудить статью Рассадина. Ну, хорошо - как-то можно поговорить о топонимах, основные сразу же я указал как монголизмы. Но Вы приводите некий список к казахской орфографии, как прикажете его проверять? Без проверки нет верификации. Нет никакой достоверности.

Собственно цитаты из переводных работ и не важны. Мы же можем попытаться найти их соответствия в Козинском тексте. Но зачем заставлять при этом совершать "деказахизацию" названий? Вы же что-то предлагаете, ну, так у Вас товар у нас купец. Укажите откуда эти топонимы. И чему соответствуют в русском переводе.

Кто действительно хочет перепроверить не поленится, как это сделал уважаемый reicheOnkel.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

На монгольском 3 гурван, гурав, но не гурбан. Один звук меняет дело.

Это халха, чахары и хальмгуд говорят гурван. а буряты до сих пор говорят гурбан, т.е. в бурятском средневековый звук б не трансформировался как в калмыцком и халхасском. Я даже скажу больше в бурятском нет звука в.

Оффтоп, конечно но вспомнил такой анекдот.

Звонит мужик и говорит - Алле, это баня?

-Нет, это Болодя. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это халха, чахары и хальмгуд говорят гурван. а буряты до сих пор говорят гурбан, т.е. в бурятском средневековый звук б не трансформировался как в калмыцком и халхасском. Я даже скажу больше в бурятском нет звука в.

Оффтоп, конечно но вспомнил такой анекдот.

Звонит мужик и говорит - Алле, это баня?

-Нет, это Болодя. :lol:

Значит буряты более ближе к тюркам, чем халха, раз нет звука "в",

а анекдотов у нас много, вот один из них (хоть и тоже оффтоп):

В многонациональном КЗ (инкубаторе) на базаре одного из городков один покупает фрукты. Удивляясь на ценник спрашивает "Гурван?!", а продавец возмущается - э-э, зачем ругаешься брат? Шучу, смотрю здесь порой без шуток не обойтись (для разрядки).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На монгольском 3 гурван, гурав, но не гурбан. Один звук меняет дело.

На казахском құрбан-жертва,жертвоприношение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На казахском құрбан-жертва,жертвоприношение.

құрбан - это не казахское, и даже не тюркское слово. Арабизм после принятия ислама.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На монгольском 3 гурван, гурав, но не гурбан. Один звук меняет дело.

На классическом монгольском пишется как раз "гурбан", только на кириллик-монголиан "гурван"

На монгольском 3 будет и даже как "гу-".

гуна, гунан, гунажин - 3-х летние.

гутгаар - третий

Так что специалист по маньчжурским языкам усовершенствуй свое знание, а не блести своим исключительным владением монгольского :lol::lol: .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На классическом монгольском пишется как раз "гурбан", только на кириллик-монголиан "гурван"

На монгольском 3 будет и даже как "гу-".

гуна, гунан, гунажин - 3-х летние.

гутгаар - третий

Так что специалист по маньчжурским языкам усовершенствуй свое знание, а не блести своим исключительным владением монгольского :lol::lol: .

Казахи уже используют монгольские слова гунжин,дөнжин ,это нам потвердил наш монгол-8 Шалкар. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Стас, а где же монгольские этимологии? А то все констатируете, а вот фактов не бачу.

Этимологии чего? И зачем?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

СМ: вопрос сомнительного остроумия на него и ответ такой же.

Стас, позвольте спросить, а почему Вы всегда так односторонне всё видите, а? Это не первый раз ведь.

Это не мои "оказашенные измышления", скажу на память, это казахи - историки из Китая, могу правда ошибиться, надо уточнить.

Значит чисто казахский народный фольклоризм.

Это сродни теми как например Енисей = Эне сай, Семипалатинск = Семей бала :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит чисто казахский народный фольклоризм.

Это сродни теми как например Енисей = Эне сай, Семипалатинск = Семей бала :lol:

Пустословие не более.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На классическом монгольском пишется как раз "гурбан", только на кириллик-монголиан "гурван"

На монгольском 3 будет и даже как "гу-".

гуна, гунан, гунажин - 3-х летние.

гутгаар - третий

Так что специалист по маньчжурским языкам усовершенствуй свое знание, а не блести своим исключительным владением монгольского :lol::lol: .

Казахи уже используют монгольские слова гунжин,дөнжин ,это нам потвердил наш монгол-8 Шалкар. :lol:

Құнан, құнажын - не от құн ли? Прежде чем что-то сказать, подумай.

а Дөнен, дөнежін - думаете от вашего Дөрв(өн) - четыре? А может от Төрт - четыре?

Почему тогда Бесті не от Тав, Тай/тайша не от Хоёр и т.д.?

Не торопитесь, дружища? :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит чисто казахский народный фольклоризм.

Это сродни теми как например Енисей = Эне сай, Семипалатинск = Семей бала :lol:

Пустословие не более.

Это не пустословие, дорогой специалист по маньчжурскому, это научный метод многих знатоков из вселенной в том числе и из Казахстана. Конечно у нас в солнечной Монголии есть подобные исследователи - но гораздо меньше чем в других местах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Құнан, құнажын - не от құн ли? Прежде чем что-то сказать, подумай.

а Дөнен, дөнежін - думаете от вашего Дөрв(өн) - четыре? А может от Төрт - четыре?

Почему тогда Бесті не от Тав, Тай/тайша не от Хоёр и т.д.?

Не торопитесь, дружища? :lol:

Хе, хе дорогой ты мой.

Кунажин от "кун", а дөнежин от "дөн". :lol::lol:

Тайлак от "тай". Нет дорогой "тайлаг" тоже монгольское слово от названия числа пять "тав, та-".

Надо серьезно заниматься монгольским языком чтобы понять многие вещи, а маньчжурского пока поставить на полку.

Или плодотворно занимаетесь производством слов типа "Эне сай" или "Семей бала" и пр... :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так это древнее слов, даже у европейских гуннов обнаруживается.

А восходит и вовсе к шумерскому

Ошибаетесь к сумерийскому он не восходит. В сумерийском он фиксируется. Это разные веши.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этимологии чего? И зачем?

Как зачем? Вы же утверждаете о «монгольском» происхождении Алтая и др. тюркских терминов. Так для пушшей убедительности прикрепите пожалуйста к ним и этимологии. А то таким образом их и арабизмами можно объявлять.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хе, хе дорогой ты мой.

Кунажин от "кун", а дөнежин от "дөн".

Тайлак от "тай". Нет дорогой "тайлаг" тоже монгольское слово от названия числа пять "тав, та-".

Да,кунажын,донежын и может быть тай-монголизмы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Троллинг Aza и АксКерБорж удален.

Хе, хе дорогой ты мой.

Кунажин от "кун", а дөнежин от "дөн". :lol::lol:

Тайлак от "тай". Нет дорогой "тайлаг" тоже монгольское слово от названия числа пять "тав, та-".

Надо серьезно заниматься монгольским языком чтобы понять многие вещи, а маньчжурского пока поставить на полку.

Или плодотворно занимаетесь производством слов типа "Эне сай" или "Семей бала" и пр... :lol:

Глубочайше извиняюсь, но придется повторить часть своей удаленной мысли:

Если по Вашему все слова в казахском и монгольском с корнем "тай/та" происходят от "тав/та - числительное 5", следовательно и титул "Тайши/Хунтайджи" от него же - начальник пяти человек (по-тюркски "Бесбасы или Бешбаши")?

А как быть с казахским "тай" (двухлетка дом. скота), если 2-летка от 5? должно быть тогда "хоёр"?

И где Вы увидели одинаковый корень в "құнан" и "гурван", "құ" что-ли?

Аналогично с "дөнен, дөнежін" корень "дө" что-ли?

Почему тогда лошадь-пятилетка "бесті" не имеет корня "тав"?

А где доказательства, что монгольское "дөрв(он) - дөрөв - 4" не происходит от тюркского "төрт - 4"?

Вопросов много, не всё так просто как вы утверждаете. Скорее всего монгольские языки имеют ОГРОМНЫЙ ПЛАСТ тюркизмов, как древнейших, так и поздних!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Глубочайше извиняюсь, но придется повторить часть своей удаленной мысли:

Если по Вашему все слова в казахском и монгольском с корнем "тай/та" происходят от "тав/та - числительное 5", следовательно и титул "Тайши/Хунтайджи" от него же - начальник пяти человек (по-тюркски "Бесбасы или Бешбаши")?

А как быть с казахским "тай" (двухлетка дом. скота), если 2-летка от 5? должно быть тогда "хоёр"?

И где Вы увидели одинаковый корень в "құнан" и "гурван", "құ" что-ли?

Аналогично с "дөнен, дөнежін" корень "дө" что-ли?

Почему тогда лошадь-пятилетка "бесті" не имеет корня "тав"?

А где доказательства, что монгольское "дөрв(он) - дөрөв - 4" не происходит от тюркского "төрт - 4"?

Вопросов много, не всё так просто как вы утверждаете. Скорее всего монгольские языки имеют ОГРОМНЫЙ ПЛАСТ тюркизмов, как древнейших, так и поздних!!!

Я думаю казахские күнан, дөнэн и кунажин, дөнежин скорее всего монголизмы.

в гунан, гунжин, гурбан, гурмасан, гуч корень гу-.

Известно что древний монгольский язык имел род, и слагался по роду как некоторые индоевропейские языки как например русский. Остаток этих архаизмов, зафиксированы в ССМ и в других средневековых памятников.

Поэтому гунан -это мужской род, гунжин женский.

Другое числительное 6 образовался от двух числитиельных 2 и 3. Как бы две тройки. Жир-две+гу-три+га-аффикс.

Тридцать -гучи от корня гу. Этим же словом называют правнука очевидно имея ввиду третье поколение. Праправнук дөчи, как и числительное сорок.

З.Ы. Оставили бы в покое орфографию современного монгольского на кириллице. Она очень несовершенная вещь и вводит людей(например Вас) лишь в заблуждение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю казахские күнан, дөнэн и кунажин, дөнежин скорее всего монголизмы.

в гунан, гунжин, гурбан, гурмасан, гуч корень гу-.

Известно что древний монгольский язык имел род, и слагался по роду как некоторые индоевропейские языки как например русский. Остаток этих архаизмов, зафиксированы в ССМ и в других средневековых памятников.

Поэтому гунан -это мужской род, гунжин женский.

Другое числительное 6 образовался от двух числитиельных 2 и 3. Как бы две тройки. Жир-две+гу-три+га-аффикс.

Тридцать -гучи от корня гу. Этим же словом называют правнука очевидно имея ввиду третье поколение. Праправнук дөчи, как и числительное сорок.

З.Ы. Оставили бы в покое орфографию современного монгольского на кириллице. Она очень несовершенная вещь и вводит людей(например Вас) лишь в заблуждение.

Вы не ответили на мои вопросы. Как Вы считаете?

1. Про этимологию титула "Тайши/Хунтайджи" - от "тав" (5) или корня "та"? К примеру, как утверждает дружище Енхд, что казахское "тайлак/тай" тоже монгольское слово от названия числа пять "тав, та-".

2. У казахов есть ещё "тай" (двухлетка дом. скота) - почему не от монгольского "хоёр" (2), а от "тав" (5)?

3. Если в словах "құнан" и "гурбан" корень "құ/гу", то куда девается "р" и по каким правилам языка?

4. Тогда аналогично с "гу" в словах "дөнен, дөнежін" корень "дө" что-ли?

5. Почему тогда лошадь-пятилетка у казахов "бесті" (5), а не от корня "тав" (5)?

6. И где доказательства, что тюркское "төрт" (4) происходит от монгольского "дөрв(он)/дөрөв" (4)?

Если Вы про орфографию в данном случае "б" вместо "в" в слове три, полностью согласен, это с моей стороны без какого-либо умысла, от незнания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Вы не ответили на мои вопросы. Как Вы считаете?

1. Про этимологию титула "Тайши/Хунтайджи" - от "тав" (5) или корня "та"? К примеру, как утверждает дружище Енхд, что казахское "тайлак/тай" тоже монгольское слово от названия числа пять "тав, та-".

2. У казахов есть ещё "тай" (двухлетка дом. скота) - почему не от монгольского "хоёр" (2), а от "тав" (5)?

3. Если в словах "құнан" и "гурбан" корень "құ/гу", то куда девается "р" и по каким правилам языка?

4. Тогда аналогично с "гу" в словах "дөнен, дөнежін" корень "дө" что-ли?

5. Почему тогда лошадь-пятилетка у казахов "бесті" (5), а не от корня "тав" (5)?

6. И где доказательства, что тюркское "төрт" (4) происходит от монгольского "дөрв(он)/дөрөв" (4)?

Если Вы про орфографию в данном случае "б" вместо "в" в слове три, полностью согласен, это с моей стороны без какого-либо умысла, от незнания.

1. Не понимаю Вас. Это общеизвестный факт что титулы тайцзы, хуантайцзы вошли в обиход в монгольский язык со времен Юаньской династии. Тайцзы-царевич, Хуантайцзы-наследный принц.

2. Я не думаю что тайлак, от табу. Так что адресуйте свой вопрос ув. Энхд-у. Почему он так думает.

3. не -р, отдельно, а как мне видится мертвый аффикс -рба. арба+н, гурба+н, дөрбэ+н

4. Да. в словах дөнен, дөнежін корень дө. Как я сказал в монгольском дөчи это сорок и еще праправнук.

5. Почему у казахов лошадь-пятилетка называется бесты я не могу, знать. Наверное потому что вы казахи и называете это так по-казахски ;)

6. А я говорил что тюркский төрт от монгольского дөрбэ происходит? По-моему нет. Хотя может быть у этих слов общий алтайский корень.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...