Модераторы Стас Опубликовано 10 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 10 марта, 2010 А-а-а, ну теперь всё ясно, а то думаю откуда Вы взяли "стянутое" Тигір. А теперь сравните Ваш Тигір и приведенный мной древнетюркский Тең(ри). Кстати во всех тюркских языках именно чередование согласных Т-НГ-Р. Почему только в хакасском вместо звука НГ произносится Г не знаю, но могу утверждать, что пример на одном хакаском языке не может свидетельствовать о том, что "в силу особенностей монгольского языка он сохранил более полную версию фонетического образа древнего божества" и что "это монголизм". Собственно древнетюркское Бог - täŋri Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tal-ad-din Опубликовано 10 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2010 Собственно древнетюркское Бог - täŋri Вы знаете руническое письмо? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 10 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 10 марта, 2010 Кто ж его не знает? Так и переписываемся с друзьями. Шифровки в Улаан-Бааатар, ночные будни суровых военкомов с телеграфными лентами на рунике. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tal-ad-din Опубликовано 10 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2010 Так и переписываемся с друзьями. Шифровки в Улаан-Бааатар, ночные будни суровых военкомов с телеграфными лентами на рунике. Как, ввести в заблуждение на форуме Казахов? Но все таки, как объясните наличие понятия Тенгри у Болгар и Турков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 10 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 10 марта, 2010 Так это древнее слов, даже у европейских гуннов обнаруживается. А восходит и вовсе к шумерскому Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tal-ad-din Опубликовано 10 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2010 Ну штож, тогда можно не заявлять, что это монголизм. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 10 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 10 марта, 2010 Это смотря кто откуда взял Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 10 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2010 . В противном случае все Ваши мнения "пустой звон", так может рассуждать кто угодно. С уважением. В древнотюркском тоже полно монголизмов.на пример Ашинас. Пользователю Aza повышен уровень предупреждений из-за перехода на личности. В будущем предлагаю споры вести корректно. Вас понял. Тең(ри) – Небо-Тэнгэр Төр – Закон-Төр Төру – властвовать, управлять-Төр барих Көл, Катун, Угуз/Огуз – река-Гол Саңун – полководец-Нилха Сенгун Арығ – чистый-ариун Табғач – китаец-Тав гэзэгт/ Косичка Тав ,возвожно китайцы те времени носили такой вид кос./ Тигин, тегин – принц-Чигин Үгі – мать-Эх экэ Бег/Бек – начальник, правитель-Бэх Баға – титул-маленький Қапығ – ворота-Хаалга,хавхаг Луй – дракон-Луу Эртис – Иртыш-Ирчис Тул/Тұл – кукла изображающая умершего мужа\возможно тул - крупная рыба в Монголии Тоң – лагерь -Дэн буудал Түңур – бубен, шаман -Түнэр харанхуй Эчи – дядя, старший брат или мать, старшая женщина в доме-Эгч Эче, Очи – бабушка (АКБ: у кипчаков - Абушка)-эмээ Эгеч – девица-Эгч Если честно не понял Вас. А на казахском Бог - Тәңір, по значению Всевышний, т.е. Небо, т.к. ещё говорят Көк Тәңірі. Насколько я знаю по казахски бог-Кудай ,а не төнир или көк төнири. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 10 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2010 Собственно древнетюркское Бог - täŋri 1.täŋri.Здесь ä-соотвествует казахскому -ә (мягкое-а),ŋ-соответствует-ң (считается близко к сочетанию -нг.Но на казахском -г НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ.) 2.Бог на казахском будет 1.Құдай (персизм),2.Тәңірі(а не Тенгри или Тангри,как полагают некоторые.)(обще тюрк.-монг.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 10 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 10 марта, 2010 Пока я вижу тут довольно очевидное отрицание явных монголизмов. Особенно порадовали топонимы и термины родства. Кстати - точило брусковой формы в хакасском - хайргас. Wiki:По данным глоттохронологии, распад алтайского праязыка датируется приблизительно V тысячелетием до н. э. (17 совпадений в 100-словном списке Сводеша). Традиционно предполагалось деление на японо-корейскую и тюркско-монгольско-тунгусо-маньчжурскую (западноалтайскую или материковую) подсемьи. Однако более подробный лексикостастический анализ и сравнительное распределение ок. 2000 лексических изоглосс (просуммированные в Алтайском этимологическом словаре [2003]) говорят в пользу того, что алтайская семья делится скорее на 3 подсемьи: западную (тюрко-монгольскую), распавшуюся в сер. 4-го тыс. до н. э. на тюркскую и монгольскую ветви (25 совпадений в 100-словном списке); центральную, включающую тунгусо-маньчжурскую ветвь; восточную (японо-корейскую), распавшуюся в сер. 3 тыс. до н. э. на корейскую и японо-рюкюскую ветви (33 совпадения в 100-словном списке). Исторические данные свидетельствуют, что до III тыс. до н. э. японо-корейцы и тунгусо-маньчжуры составляли единство, расколотое созданием глазковской культуры и королевства Кочосон. Раскол японо-корейцев произошел лишь в IV веке до н. э., когда часть из них переселилась в Японию и ассимилировав местных айнов, создала протояпонскую культуру Яёй Ни вы,ни мы-не профессиональные тюркологи или алтаисты,чтобы утверждать какое слово монголизм,а какое тюркизм. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
JALAIR Опубликовано 11 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2010 Мне эта работа кажется очень слабой. сам Рассадин пишет - "беглый взгляд компаративиста". Ну, что это? коастан окит прекрасные девицы (§ 241) - от тюркского. Ср. тув. каас нарядный, хакас. хоос рисунок, узор, чул.-тюрк. коос, куас красивый, тоф. каас рисунок, узор; украшение, каастыг нарядный, красивый; разукрашенный; А где примеры из кипчакской группы, например? Кстати в казахском одно из слов которым обозначают "красавица", именно красавица, а не узор или украшение - ҚАЛАМҚАС Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
tal-ad-din Опубликовано 11 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2010 Это смотря кто откуда взял по логике: если даже так, что неизвестно, монголизмом не назовешь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2010 Собственно древнетюркское Бог - täŋri Я же и говорил Вам, что один в один с казахским ТӘҢІР, ТӘҢРІ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2010 В древнотюркском тоже полно монголизмов.на пример Ашинас. Насколько я знаю по казахски бог-Кудай ,а не төнир или көк төнири. Есть и иные точки зрения, по которым Ашина не связано с монгольским Чоно - волк. Можете поискать инфу в И-те. А "насколько" Вы знаете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
JALAIR Опубликовано 11 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2010 Есть и иные точки зрения, по которым Ашина не связано с монгольским Чоно - волк. Можете поискать инфу в И-те. А "насколько" Вы знаете? АШИНА-ЧОНО конечно под огромным вопросом. Корень не факт что один и тот же да и китайский префикс А не в тему, слово якобы монгольское, а префикс китайский, а сами АШИНА каганы тюрков. Слишком сложно. Для разбора этимологии АШИНА лучше подходит персидское АСАНА, созвучно также казахское слово ЛАШЫН. Очень сомнительно что АШИНА были монголами, натянута эта версия. Все же призываю участников форума поработать на ССМ, кроме наличия большого количества тюркизмов, привлекает еще и некоторые ошибки в изложении истории. В частности то, что Мукали нарекли Го-ваном на курултае 1206 года. Вопрос с Бектером, о нем пишется только в китайском источнике и собственно в ССМ, текст которого написан китайскими иероглифами и по некоторым сведениям по нему китайцы изучали монгольский язык. Интересна также версия о том, что текст написан представителем хунгиратов, которых РАД относит к "настоящим монголам" Но здесь давайте только по тюркизмам в ССМ поговорим... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2010 АШИНА-ЧОНО конечно под огромным вопросом. Корень не факт что один и тот же да и китайский префикс А не в тему, слово якобы монгольское, а префикс китайский, а сами АШИНА каганы тюрков. Слишком сложно. Для разбора этимологии АШИНА лучше подходит персидское АСАНА, созвучно также казахское слово ЛАШЫН. Очень сомнительно что АШИНА были монголами, натянута эта версия. Все же призываю участников форума поработать на ССМ, кроме наличия большого количества тюркизмов, привлекает еще и некоторые ошибки в изложении истории. В частности то, что Мукали нарекли Го-ваном на курултае 1206 года. Вопрос с Бектером, о нем пишется только в китайском источнике и собственно в ССМ, текст которого написан китайскими иероглифами и по некоторым сведениям по нему китайцы изучали монгольский язык. Интересна также версия о том, что текст написан представителем хунгиратов, которых РАД относит к "настоящим монголам" Но здесь давайте только по тюркизмам в ССМ поговорим... Моя этимология: Ашина - Машина шутка. К.Т.Лайпанов: По свидетельству китайских источников, в 1 тысячелетии до н. э. предки древних тюрков (АКБ: хунны), живших к северу от Китая, обозначались этнонимом "асана (асина), ашина", значение которого в китайском языке дается как "гуйчжун" — "благородный род". По М. 3. Закиеву, этимология слова "асана" такова: "ас" ("род") + "ана" ("инэ") — "мать", что значит "род ас", или "мать ас". Утверждение же профессора Л. Н. Гумилева о том, что слово "ашина" означает "волк", является ошибочным18. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2010 Тюркские топонимы в ССМ: Қызыл бас, Жер өткел, Бала сай, Айыл қараған, Арал, Қара бұқа, Құрбан таласат, Қайынлық, Бұра қыр, Төмен қыр, Ұлұғ тағ, Құба қая и др. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 11 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2010 Тюркские топонимы в ССМ: Қызыл бас, Жер өткел, Бала сай, Айыл қараған, Арал, Қара бұқа, Құрбан таласат, Қайынлық, Бұра қыр, Төмен қыр, Ұлұғ тағ, Құба қая и др. Переведите на огузском? Огузский диалект вы навеоняка хорошо знаете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2010 Переведите на огузском? Огузский диалект вы навеоняка хорошо знаете? Нам и так понятно, это ведь "старомонгольский", Вам должно быть понятно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 11 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 11 марта, 2010 Вместо сомнительного остроумия не могли бы Вы "оказашенные" Вами топонимы дать в козинской транскрипции, чтобы стало возможным судить о том к каким местностям они относятся. В противном случае - это вновь бездоказательные измышления. Ну, и разумеется, хотелось бы как-то немного понять какое это отношение имеет к Рассадину. Схожестью методов? "Беглостью взгляда" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 11 марта, 2010 Вместо сомнительного остроумия не могли бы Вы "оказашенные" Вами топонимы дать в козинской транскрипции, чтобы стало возможным судить о том к каким местностям они относятся. В противном случае - это вновь бездоказательные измышления. Ну, и разумеется, хотелось бы как-то немного понять какое это отношение имеет к Рассадину. Схожестью методов? "Беглостью взгляда" СМ: вопрос сомнительного остроумия на него и ответ такой же. Стас, позвольте спросить, а почему Вы всегда так односторонне всё видите, а? Это не первый раз ведь. Это не мои "оказашенные измышления", скажу на память, это казахи - историки из Китая, могу правда ошибиться, надо уточнить. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 11 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 11 марта, 2010 Ну, хорошо - не могли бы Вы "оказашенные" якобы анонимными казахами - историками из Китая (по памяти, правда, возможно, по ошибке) топонимы дать в козинской транскрипции, чтобы стало возможным судить о том к каким местностям они относятся. В противном случае - это вновь бездоказательные измышления. Ну, и разумеется, хотелось бы как-то немного понять какое это отношение имеет к Рассадину. Схожестью методов? "Беглостью взгляда" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2010 Ну, хорошо - не могли бы Вы "оказашенные" якобы анонимными казахами - историками из Китая (по памяти, правда, возможно, по ошибке) топонимы дать в козинской транскрипции, чтобы стало возможным судить о том к каким местностям они относятся. В противном случае - это вновь бездоказательные измышления. Ну, и разумеется, хотелось бы как-то немного понять какое это отношение имеет к Рассадину. Схожестью методов? "Беглостью взгляда" Заметьте, что Вы являясь модератором и участвуя в теме сами нарушаете правила (первое выражение - выделено мной). Я же сказал, что если найду, то уточню (правда один из них монгольского казаха): Это Ислам Кабышулы "Керейлер керуенi", МНР, 1978 г. или "Казактын коне тарихы (Казактын кыскаша тарихы)", КНР, группа каз.учёных, пер.с араб.графики Муратхана Кани, Синьцзян, 1987 г. Дать цитату с указанием стр. сейчас не могу, т.к. их нет у меня под рукой. К теме это имеет непосредственное отношение - см: первую часть темы "Тюркские элементы в языке ССМ". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 12 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 12 марта, 2010 Тюркские топонимы в ССМ: Қызыл бас, Жер өткел, Бала сай, Айыл қараған, Арал, Қара бұқа, Құрбан таласат, Қайынлық, Бұра қыр, Төмен қыр, Ұлұғ тағ, Құба қая и др. Кызыл баш озеро это видно. Жер өткел ? Бала сай ? Айыл қараған - Айл харгана Арал - Арал Қара бұқа - это где? Құрбан таласат - Гурбан ? Неужели у казахов три курбан? Қайынлық -? Бұра қыр - это надо полагать Буур хээр Төмен қыр - это Тэмээн хээр Ұлұғ тағ - Үлүг таг тюркский топоним к тому же находится в ареале тюрков как и Кызыл баш кстати. Құба қая - Хуба хаяа на старомнонгольском а на современном это Ухаа хаяа прекрасный топоним. Остальные комментарии лишние. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 12 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 12 марта, 2010 Есть и иные точки зрения, по которым Ашина не связано с монгольским Чоно - волк. Я считаю Ашина все-таки от монгольского чоно-волк.Народам дают название чаще соседи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться