Перейти к содержанию
АксКерБорж

Сравнительная таблица преемственности традиций татар Чингизхана

Рекомендуемые сообщения

1 час назад Аrсен написал:

Вы тролль или у вас глубокая неприязнь к казахам? С чего вы взяли, что казахи не любили своих правителей? Казахи чингизидов избирали в Ханы... чингизиды сами не могли просто взять и начать править над казахами... учите мат-часть... 

извините но к казахам отношусь очень хорошо, для меня они нам казакам названные братья а может и кровные, просто не люблю шовинистическую брехню от представителей любой нации, фоменковщину и людей-глухарей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 16.02.2016 в 11:05 enhd написал:

АКБ и АкСкл являются одинаковыми, поле зрения из центра "Астана" - центр человечества.

согласен особенно заметно у АКБ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад құйрықит батыр написал:

извините но это как говорят братья белоруссы хлусня, Казахи из чингизидов выбирали себе правителей, но после того как чингизиды покорили всю евразию, кроме пары тупичков и островов.

Чингисхан надплеменной вождь, который собирал вокруг всех не по доброй воле. Сопротивлялись даже самые близкие племена, поскольку сопротивление и страсть к вольной жизни у всех кочевников. Казахи, как общность, появились уже после воцарения династии Чингисхана. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На самом деле власть чингизидов у казахов всегда была слабой. А выбирали просто по традиции или даже из квазирелигиозных соображений. См. "чингисизм" Юдина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад Bas1 написал:

Чингисхан надплеменной вождь, который собирал вокруг всех не по доброй воле. Сопротивлялись даже самые близкие племена, поскольку сопротивление и страсть к вольной жизни у всех кочевников. Казахи, как общность, появились уже после воцарения династии Чингисхана. 

и? ка это противоречит Казахи из чингизидов выбирали себе правителей, но после того как чингизиды покорили всю евразию, кроме пары тупичков и островов.

или что казахи не очень хорошо относились к своим ханам, постоянно восставали против них и только жестоким и выдающимся правителям удавалось собрать три жуза в один кулак? притом редко. Что не отрицает хорошего отношения к роду чингизидов возведенную в культ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

плюс для многих народов в евразии характерно наличие двух правителей одного реального и одного духовного, священного

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад құйрықит батыр написал:

и? ка это противоречит Казахи из чингизидов выбирали себе правителей, но после того как чингизиды покорили всю евразию, кроме пары тупичков и островов.

Ничего, что казахи то и сложились как народ после того, как чингизиды покорили всю Евразию? У вас какое-то противопоставление казахи VS монголы. А его не было. Т.к. казахи и сфорировались на базе монголов и тюрков ЧХ.

 

7 минут назад құйрықит батыр написал:

или что казахи не очень хорошо относились к своим ханам, постоянно восставали против них и только жестоким и выдающимся правителям удавалось собрать три жуза в один кулак? притом редко. Что не отрицает хорошего отношения к роду чингизидов возведенную в культ?

У вас опять идет как будто противопоставление казахов и чингизидов. А его не было хотя бы потому что без простого народа чингизиды никто.

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.04.2016 в 08:39 АксКерБорж написал:

 

 

Приведу всего лишь один пример (их очень много) искажения исторической действительности, самый настоящий фолькхистори от официальной советской исторической науки. В результате чего зомбированы сотни миллионов человек, которые по настоящему верят в обман, что татарские (монгольские) племена Чингизхана пришли на запад с территории современной Монголии.

 

 

Пример, как это искажается и преподносится:

 

5ce6ecf24b83.jpg

 

Здесь ключевое слово в корне искажающее письменный источник, историю и прародину татар: "из Монголии".

 

 

 

А это сам источник по ссылке:

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Athir/text_mikk.phtml?id=967

 

Ибн ал-Асир (или Ибн ал-Атир) "Китаб ал-Камил Фи-т-та'рих" (Полный свод всеобщей истории). Сравниваем каждый лично по ходу просыпаясь от массового гипноза:  :) 

 

"... В этом году вышли тюрки из Сина в большом числе, свыше 300 тысяч кибиток из тюркских родов, среди них хитаи, которые овладели Мавераннахром, рассказ потом дойдет до них, если хочет Аллах всевышний. Причиной их нашествия было то, что, когда Туган-хан воцарился в Туркестане, он заболел тяжелой болезнью и долго хворал, поэтому они надеялись [захватить страну], отправились туда и завладели частью ее, угнали скот и пленных. Между ними и Баласагуном оставалось расстояние в восемь дней [пути], и, когда дошло до него это известие, он (Туган-хан) находился в нем (городе) больной. И он попросил Аллаха всевышнего исцелить его, чтобы он мог отомстить неверным и защитить страну, потом, после этого, пусть делает с ним что хочет. И Аллах внял ему и исцелил его. Он собрал войска и написал в остальные мусульманские области, созывая на помощь людей. И собралось к нему 120 тысяч добровольцев. Когда достигло тюрков известие о его выздоровлении, наборе войск и многочисленности его сторонников, они вернулись в свою страну. Он следовал за ними около трех месяцев, пока не настиг их, в то время как они были уверены в безопасности по причине дальности расстояния. Он нагрянул на них, убил больше 200 тысяч, а в плен взял около 100 тысяч и захватил в добычу верховых лошадей, кибитки и, кроме того, золотых и серебряных сосудов и изделий Сина столько, сколько никому не доставалось, и вернулся в Баласагун. Когда же [он] прибыл туда, посетила его вторично его болезнь, и он умер от нее. Он был справедливым, добрым, набожным, любил науку и ее людей, питал расположение к приверженцам религии, общался с ними и приближал их."

 

внимательно изучил вашу цитату

тюрки вернулись в свою страну, Туган-хан из Баласагуна гнался за ними почти три месяца я не знаю откуда вы исчисляете границу китая на тот период но даже если ваш хан полз со скоростью 35 км в день то он мог добраться как до современной территории внутренней монголии или до места где сейчас находится улан-батор. тюрки эти захватили область Мавераннахр. Вы в курсе где это находиться и какие государства там расположились.? вот это достаточно рядом  с Баласагуном не так ли? кстати арабские лошади тоже довольно быстрые и совершенно интересно все запутывается если вспомнить что этот город одна из столиц караханидов и впоследствии стал киданьской столицей, государство каракитаев именовалось западной ляо. правитель носил сразу два титула — император и гурхан. Столицей ханства был город Хусыфдо (Баласагун) на реке Чу. Империя занимала территорию от Амударьи и Балхаша до Куньлуня и нагорий Бэйшаня. В 1211 году ханство было покорено найманами во главе с Кучлуком. В 1218 году оно было завоёвано Чингисханом и вошло в состав Монгольской империи. вообщем туган-хан навлек на свое государство приход киданей 

арабы и иные мусульмане упоминая о восточных стран на востоке находили два государства чин и мачин, син и чин, тюрки и монголы и маньчжуры временами правили китаем потом их истребляли или изгоняли на север или запад. также существование двух и более китаев не доказывает что родина чингисхана там где вам мариться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад Le_Raffine написал:

Ничего, что казахи то и сложились как народ после того, как чингизиды покорили всю Евразию? У вас какое-то противопоставление казахи VS монголы. А его не было. Т.к. казахи и сфорировались на базе монголов и тюрков ЧХ.

 

У вас опять идет как будто противопоставление казахов и чингизидов. А его не было хотя бы потому что без простого народа чингизиды никто.

я то согласен что казахи сформировались после нашествия монгола чингисхана с его монголами и татарами (тюрками и иными), а вот Акб доказывает что казахи пришли ч чингисханом и шел он откуда то неподалеку из могулистана -джунгарии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад құйрықит батыр написал:

извините но к казахам отношусь очень хорошо, для меня они нам казакам названные братья а может и кровные, просто не люблю шовинистическую брехню от представителей любой нации, фоменковщину и людей-глухарей.

и все же ваши выпады в сторону казахов очень даже заметны... ежели есть у вас вопросы к отдельно взятым юзерам так к ним и направляйте ваши претензии...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад құйрықит батыр написал:

извините но это как говорят братья белоруссы хлусня, Казахи из чингизидов выбирали себе правителей, но после того как чингизиды покорили всю евразию, кроме пары тупичков и островов.

единственный народ который избирал и признавал добровольно чингизидов - это казахи... никто не навязывал и это говорит о многом, что изначально чингизиды были правителями этих самих же казахов... 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

50 минут назад құйрықит батыр написал:

я то согласен что казахи сформировались после нашествия монгола чингисхана с его монголами и татарами (тюрками и иными), а вот Акб доказывает что казахи пришли ч чингисханом и шел он откуда то неподалеку из могулистана -джунгарии

русские тоже появились как народ после нашествия монголов Чингисхана... я считаю многие племена казахов и есть пришедшие с Чингисханом... 

запрашивайте ваши вопросы к самому АКБ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.04.2016 в 08:39 АксКерБорж написал:

 

 

Приведу всего лишь один пример (их очень много) искажения исторической действительности, самый настоящий фолькхистори от официальной советской исторической науки. В результате чего зомбированы сотни миллионов человек, которые по настоящему верят в обман, что татарские (монгольские) племена Чингизхана пришли на запад с территории современной Монголии.

 

 

Пример, как это искажается и преподносится:

 

5ce6ecf24b83.jpg

 

Здесь ключевое слово в корне искажающее письменный источник, историю и прародину татар: "из Монголии".

 

 

 

А это сам источник по ссылке:

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Athir/text_mikk.phtml?id=967

 

Ибн ал-Асир (или Ибн ал-Атир) "Китаб ал-Камил Фи-т-та'рих" (Полный свод всеобщей истории). Сравниваем каждый лично по ходу просыпаясь от массового гипноза:  :) 

 

"... В этом году вышли тюрки из Сина в большом числе, свыше 300 тысяч кибиток из тюркских родов, среди них хитаи, которые овладели Мавераннахром, рассказ потом дойдет до них, если хочет Аллах всевышний. Причиной их нашествия было то, что, когда Туган-хан воцарился в Туркестане, он заболел тяжелой болезнью и долго хворал, поэтому они надеялись [захватить страну], отправились туда и завладели частью ее, угнали скот и пленных. Между ними и Баласагуном оставалось расстояние в восемь дней [пути], и, когда дошло до него это известие, он (Туган-хан) находился в нем (городе) больной. И он попросил Аллаха всевышнего исцелить его, чтобы он мог отомстить неверным и защитить страну, потом, после этого, пусть делает с ним что хочет. И Аллах внял ему и исцелил его. Он собрал войска и написал в остальные мусульманские области, созывая на помощь людей. И собралось к нему 120 тысяч добровольцев. Когда достигло тюрков известие о его выздоровлении, наборе войск и многочисленности его сторонников, они вернулись в свою страну. Он следовал за ними около трех месяцев, пока не настиг их, в то время как они были уверены в безопасности по причине дальности расстояния. Он нагрянул на них, убил больше 200 тысяч, а в плен взял около 100 тысяч и захватил в добычу верховых лошадей, кибитки и, кроме того, золотых и серебряных сосудов и изделий Сина столько, сколько никому не доставалось, и вернулся в Баласагун. Когда же [он] прибыл туда, посетила его вторично его болезнь, и он умер от нее. Он был справедливым, добрым, набожным, любил науку и ее людей, питал расположение к приверженцам религии, общался с ними и приближал их."

 

"... Не принявшими ислам среди тюрков остались татары и хитаи, они в областях Сина."

 

"... Когда хорезмшах сделал с хитаями то, о чем мы рассказали, уцелевшие из них ушли к своему царю, который в войне не участвовал, и собрались у него. Большое племя (В тексте: та’ифа) татар в древности вышло из своей страны у границ Сина и поселилось в тылу страны Туркестан (АКБ: примерно это равнинная часть Джунгарии, Мугулистана, где и был улус Чингизхана или средневековая Монголия по моей версии). Между ними и хитаями была вражда и войны."

 

"... Между хитаями и татарами произошла битва, и хитаи потерпели великое поражение." 

 

"... Хорезмшах послал к Кушлу-хану, царю татар, извещая его, что явился к нему на помощь и если бы не он, тот не одолел бы хитаев.  Потом на Кушлу-хана, [царя] первых татар, обрушилось нашествие других татар, которые опустошили мир и царь которых - Чингисхан Темучин."

 

 

Ключевые слова выделены мной, как видим, ни о каких "монголах" и "Монголии" в рукописи нет ни слова, вместо них повсюду "тюрки-татары" и "вышли из Сина" (или Чин), т.е. северо-западного Китая той эпохи, это сейчас приблизительно провинция Ганьсу и восточная часть провинции Цинхай КНР. 

 

Наглядно на карте Син - Чин, современная Монголия и маршрут миграций вслед друг другу хитаев, найманов и татар Чингизхана на северо-запад:

 

4b9aec517f17.jpg 31856798716f.jpg

блин ну наворотили вы тут как обычно обман подтасовка 

 

i?id=f109b65fedf4a9628ae713e48dd4badc&n=

если вы согласны с этой картой то могулистан образовался на территории до этого принадлежавшей каракитаям-киданям, а до них караханидам частично, киданей захватили татары кутлук - хана их самих захватили монголы чингизхана, потом там была территория одного наследника чингисхана - чагатая, потом союз племен и основал могулистан. Но есть вопрос зачем татарам, потом монголам идти захватывать киданей на северо - запад если проще и ближе с территории современной монголии на запад, восток- запад норм направление, то есть не надо было им всем идти следом по следу киданей чтоб захватить их и прилегающую если путь из монголии короче и прямее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад құйрықит батыр написал:

я то согласен что казахи сформировались после нашествия монгола чингисхана с его монголами и татарами (тюрками и иными), а вот Акб доказывает что казахи пришли ч чингисханом и шел он откуда то неподалеку из могулистана -джунгарии

Ну многие племена и пришли с Чингис-ханом таки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.09.2016 в 15:42 Balkin написал:

В 10 веке Кашгари включил "татар" в тюркские племена.

Также, Книга Плано Карпини называется " «История Монгалов, именуемых нами Татарами»", как видим из названия, татары были известны Европе до завоевании ЧХ, получается для европейцев что татары, что монголы были одним народом, к этому еще добавьте что команы были переводчиками у Карпиния.

как видим крещенный коман, знал свой родной тюркский, еще русский, и возможно немного латинский, но он никак не мог знать язык народа находящегося за три девять земель тунгусо-маньчжур.

мы русские называем вас казахи, вы зовете себя казаками, мы зовем себя русскими вы нас орусами вроде. так что слова карпини значат что он повествует о мунгалах которых европейцы называли тартарами, а не татарами. надеюсь понятно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад Аrсен написал:

и все же ваши выпады в сторону казахов очень даже заметны... ежели есть у вас вопросы к отдельно взятым юзерам так к ним и направляйте ваши претензии...

если кому то показались мои слова оскорблением в сторону казахских братьев, извините, погорячился, был неправ. Но все же считаю что казахи были довольно свободолюбивы почему откололись от Узбекского ханства, да и не очень своих ханов, что не отменяло уважительного отношения к чингизидам и кожа. вообщем извиняюсь если кого обидел. я не акб могу признаться в своих ошибках и заблуждениях, если кого обвиню что он врет а человек докажет что я ошибаюсь извинюсь обязательно.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад құйрықит батыр написал:

если кому то показались мои слова оскорблением в сторону казахских братьев, извините, погорячился, был неправ. Но все же считаю что казахи были довольно свободолюбивы почему откололись от Узбекского ханства, да и не очень своих ханов, что не отменяло уважительного отношения к чингизидам и кожа. вообщем извиняюсь если кого обидел. я не акб могу признаться в своих ошибках и заблуждениях, если кого обвиню что он врет а человек докажет что я ошибаюсь извинюсь обязательно.

ТЕВКЕЛЕВ И. В.

Известие о киргиз-кайсацком народе, и как оные в разделении, и о землях, на которых они качуют, и х каким народом те земли прилежат, и в чем их удобствие и торги состоят, то значит ниже сего

1-е. Места те, на которых они кочуют, есть центром великой Тартари, и были тут народы, живущие городами, как руяны оных и ныне свидетельствуют, но в третем на десеть веке по рождестве Христове был из них некто Чингис-хан, славной разбойник, собрав сильную партию зброднаго народу, разорил все места и грады опустошил от реки Яика до Хивы, и до Бухари, и до Иртыша-реки, и тут с тем народом кочевать, начел, как и доныне пребывает, не имея ни домов и никаких денег. Но все их имение состоит в лошадях и овцах, на которые потребные себе товары, яко то сукна, кожи и железные котлы, холст и протчую конскую збрую выменивают, и так в Россию вступает от них каждой год лошадей от пяти до десяти, а баранов же до сорока тысеч, руже оные народы имеют сайдаки и несколько огненного фитильнаго без замков. От них изгнанной татарской народ перешел к Черному морю на Нагайскую степь, а после и Крым овладели.

2-е. Умножась, оной народ разделился на трое, по званием: Большая, Средняя и Малая орды. Большая кочюет от городов Туркистанта и Ташкента до Бухари и до зингорских калмык и довольство свое получает меною во оных городах и в Бухари, как бухарскому хану принадлежащей, так и бухарских же городов зингорскому владению подлежащих, того ради и в Оренбург торговать не ездют. В числе оная хотя и Большая называетца, но не больше нижеписанных двух Средней и Меньшей, а в послушани оная Большая орда до нынешних времян была зингорскому калмыцкаму владельцу 88, но по раззорени зингорцев от китайцев собою пребывает. [389]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад құйрықит батыр написал:

 я не акб могу признаться в своих ошибках и заблуждениях, если кого обвиню что он врет а человек докажет что я ошибаюсь извинюсь обязательно.

как подобает джельтемену

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 27.09.2016 в 06:16 Samtat написал:

С аналогичной ситуацией я тоже сталкивался. Один парень на мой взгляд был уроженцем Рязанской области, а на поверку оказался кыргызом: отец-кыргыз, мать-татарка. :)

не подскажете мне как далеко Рязань и Резань от Волги и Булгара

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад Le_Raffine написал:

ТЕВКЕЛЕВ И. В.

Известие о киргиз-кайсацком народе, и как оные в разделении, и о землях, на которых они качуют, и х каким народом те земли прилежат, и в чем их удобствие и торги состоят, то значит ниже сего

1-е. Места те, на которых они кочуют, есть центром великой Тартари, и были тут народы, живущие городами, как руяны оных и ныне свидетельствуют, но в третем на десеть веке по рождестве Христове был из них некто Чингис-хан, славной разбойник, собрав сильную партию зброднаго народу, разорил все места и грады опустошил от реки Яика до Хивы, и до Бухари, и до Иртыша-реки, и тут с тем народом кочевать, начел, как и доныне пребывает, не имея ни домов и никаких денег. Но все их имение состоит в лошадях и овцах, на которые потребные себе товары, яко то сукна, кожи и железные котлы, холст и протчую конскую збрую выменивают, и так в Россию вступает от них каждой год лошадей от пяти до десяти, а баранов же до сорока тысеч, руже оные народы имеют сайдаки и несколько огненного фитильнаго без замков. От них изгнанной татарской народ перешел к Черному морю на Нагайскую степь, а после и Крым овладели.

2-е. Умножась, оной народ разделился на трое, по званием: Большая, Средняя и Малая орды. Большая кочюет от городов Туркистанта и Ташкента до Бухари и до зингорских калмык и довольство свое получает меною во оных городах и в Бухари, как бухарскому хану принадлежащей, так и бухарских же городов зингорскому владению подлежащих, того ради и в Оренбург торговать не ездют. В числе оная хотя и Большая называетца, но не больше нижеписанных двух Средней и Меньшей, а в послушани оная Большая орда до нынешних времян была зингорскому калмыцкаму владельцу 88, но по раззорени зингорцев от китайцев собою пребывает. [389]

ой как сказано красиво и верно, но почему то ни слова о узбекистане.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад құйрықит батыр написал:

ой как сказано красиво и верно, но почему то ни слова о узбекистане.

А причем здесь Узбекистан?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад Le_Raffine написал:

А причем здесь Узбекистан?

если я правильно помню так называлась страна наследник которой казаковал, именно он считается предком ханов казахов иначе Казахи и узбеки, имеющие одинаковый менталитет, религию, язык, во второй половине XV века окончательно отделились друг от друга и основали собственные государства. История показывает, что имя Узбек-хана (1312–1342) – одного из правителей Золотой Орды, было причиной появления слова «узбек». Есть сведения, что «Когда распалась Золотая Орда, то из-за того что кочевые племена в составе левого крыла улуса Джучи в свое время были улусом Узбек-хана, они называли себя «өзбекпіз» («мы узбеки»). А в 1428 году на этой необъятной территории появился улус Абылхайыр хана, который вошел в историю как «Государство кочевых узбеков». Позже, в конце правления Абылхаир хана (1469 г.) из государства кочевых узбеков отделились узбекский, казахский, ногайский улусы, которые превратились либо в отдельные государства, либо в отдельные национальности». Но, несмотря на это разделение, узбеки и казахи продолжали тесно общаться, вели совместную кочевку. На это повлияли и различные исторические периоды, политические события.

Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/1093
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад құйрықит батыр написал:

если я правильно помню так называлась страна наследник которой казаковал, именно он считается предком ханов казахов иначе Казахи и узбеки, имеющие одинаковый менталитет, религию, язык, во второй половине XV века окончательно отделились друг от друга и основали собственные государства. История показывает, что имя Узбек-хана (1312–1342) – одного из правителей Золотой Орды, было причиной появления слова «узбек». Есть сведения, что «Когда распалась Золотая Орда, то из-за того что кочевые племена в составе левого крыла улуса Джучи в свое время были улусом Узбек-хана, они называли себя «өзбекпіз» («мы узбеки»). А в 1428 году на этой необъятной территории появился улус Абылхайыр хана, который вошел в историю как «Государство кочевых узбеков». Позже, в конце правления Абылхаир хана (1469 г.) из государства кочевых узбеков отделились узбекский, казахский, ногайский улусы, которые превратились либо в отдельные государства, либо в отдельные национальности». Но, несмотря на это разделение, узбеки и казахи продолжали тесно общаться, вели совместную кочевку. На это повлияли и различные исторические периоды, политические события.

Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/1093
 

 

О происхождении этнонима узбек и «кочевых узбеков».

Сабитов Жаксылык.

Опубликована в Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 4. – Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – 276 с.
C. 166-173.

 

Цитата

Нигде кроме среднеазиатских тимуридских летописей не встречается такой этноним как узбек, это отмечал еще Семенов А.А.:
«Узбеки, как народ в целом, не был однообразен по своему составу, как бы не пытались объяснить название этого народа, от имени ли золотоордынского хана Узбека (712/1313-741/1340) или как самодовлеющее название народа, взятое само по себе. Интересным обстоятельством, во всяком случае, является то, что ни арабские авторы, современные Узбек-хану и последующие до XV столетия, ни ближайшие по времени к ним персидские источники ни разу не упоминают об узбеках в составе племен Золотой Орды, хотя сношения Узбек-хана с современным ему мамлюкским султаном Египта, ал-Малик-ан-Насыром Мухаммедом (709/1309-741/1341), были весьма оживлёнными» [15, 9].
Ни русские, ни арабские, ни тем более европейские источники этнонима узбек в 13-14 веках не фиксируют. Более того известны мемуары Иоганна Шильтбергера [5], который непосредственно был на территории Золотой Орды в начале 15 века, он не находит в восточном Дешти-Кипчаке никаких узбеков, называя всех кочевников татарами, более того Хаджи-Мухаммед у него назван как татарский царь, в то время как в среднеазиатских летописях он является «узбекским государем». Такое же солидарное молчание по поводу этноса узбеков хранят русские и арабские летописи, которые называют население Золотой орды как татары.
Под узбекскими территориями Хайдар Дулати понимал также Кафу и Крым:
«Те места принадлежали в качестве икта Касим Хусайну султану, который был из узбекских султанов Кафы и Крыма» [11, 591]. Очень странным является то, что некие «узбекские» султаны Кафы и Крыма нигде не зафиксированы в истории крымских ханов.
Более того, в среднеазиатских тимуридских летописях абсолютно не встречается этноним татар, кроме тех случаев, когда оно касается племени (например, кара-татары из Рума (малой Азии)), ни один из ханов Золотой орды не назван татарином, а его войско татарским.
Складывается парадоксальная ситуация, когда этноним татар встречается в русских, европейских, арабских летописях, но не встречается в среднеазиатских источниках, в то время как этноним узбек встречается в среднеазиатских источниках, но не встречается в русских, европейских, арабских летописях.
Эта ситуация напоминает ситуацию с половцами, когда некоторые авторы разделяли кипчаков Восточного Дешти-Кипчака и половцев южнорусских степей, как два разных народа.
Основываясь на всем вышесказанном, мы бы хотели высказать свое предположение, что этноним узбек у среднеазиатских авторов был названием всех Золотоордынских кочевников (а не только ее восточной части). В то же время русские, европейские и арабские источники называли все кочевое население Золотой орды как татары.
Это подтверждается словами Ибн Рузбихана:
«казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами». [17, 35]. Тем самым Ибн Рузбихан косвенно ставит знак равенства между узбеками среднеазиатских авторов и татарами арабских и персидских источников.
Так же интересны высказывания Матвея Меховского в «трактате о двух Сарматиях», где он называет казахов татарской ордой.
Таким образом, можно резюмировать, что этноним узбек не был самоназванием этноса сложившегося на Востоке улуса Джучи, такого этноса и не существовало, был один кочевой этнос на территории Золотой Орды, который в арабских, русских и европейских источниках назывался татар, а в Средней Азии узбек. Первоначально жителями Средней Азии обозначал кочевое население всего улуса Джучи, но позже после завоевания «узбеками» Мухаммеда Шейбани Средней Азии, сузился до определения этим этнонимом потомков этой группы «узбеков». Безусловно, можно сказать, что в улусе Джучи не существовало отдельного этноса «кочевых узбеков».
Исходя из этого, можно утверждать, что этноним узбек это местное чагатайское название кочевого населения Улуса Джучи («татар» по другим источникам), и говоря о «тюрко-татарских государствах» (постордынских ханствах) возникших после падения Золотой орды, мы обязаны включать сюда такие государство как Хивинское и Бухарское ханства в Средней Азии и Казахское ханство.
Золотоордынские татары были предковым этносом для сибирских, крымских, казанских, польско-литовских татар, башкир, узбеков ушедших с Шейбани в Среднюю Азию, казахов, ногайцев, каракалпаков и др. Гипотеза о том, что на территории улуса Джучи возникло два этноса (татары и узбеки) не подтверждается первоисточниками. Она основана на первоначальном знакомстве востоковедов со среднеазиатскими летописями, в которых название узбек было довольно распространено.

https://www.proza.ru/2011/12/16/433

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад Le_Raffine написал:

 

О происхождении этнонима узбек и «кочевых узбеков».

Сабитов Жаксылык.

Опубликована в Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 4. – Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. – 276 с.
C. 166-173.

 

https://www.proza.ru/2011/12/16/433

то есть слова одного автора который здесь на форуме приводился когда то что сначала от улуса джучи отделились киргизы, ушли к китайцам в результате, потом узбеки что значит свободные люди, потом казаки(казахи), что значит вольные люди - неправда.? автора увы не помню по фамилии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

акб как вы обясните такое казахское поверье 

12. Заползшую в дом змею не убивают. Выпроваживают прочь, капнув ей на голову молока. Причина такого обхождения в следующем: оказывается, иногда ангелы и добрые духи путешествуют по земле, приняв обличие змеи. Вот почему за незадачливыми змеями-визитершами порой признают духов. Но если змея встречается в степи - ее преследуют и непременно убивают. Потому как на этот раз она - темноголовый пятнистый гад - однозначное воплощение злых, враждебных сил.?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...