Tynych Опубликовано 17 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2016 "....Этнический состав мингатов довольно сложный. По исследованиям монгольских этнографов они состоят из трех этнических групп (хэсэг): мянгад, башгид (баскыт) и хиргис. В первой группе – мянгад имеется 17 родов (тээхин/овог): бошого, товсон, бааж, тавлаа, салаа, анга, тулам, мурчуу, барга, сээрдээ, чулуу, цахар, дархад, бурд и другие. Во вторую группу – башгид (башигид, басгыд) входят 19 родов: онход, хуулар, цагаан шувуу, зазгар, хёхнюуд, авгас, ханд, тогооч, оготор бюргэд, шолог, хятад и т.д. А третья группа – хиргис состоит из трех родов: хар-хиргис, шар-хиргис и модон-хиргис. Роды группы мянгад поклонялись божеству Охин тенгри (Лхамо) и ей посвящали (сэтэрлэй) белого коня и синюю овцу. Группа башгид почитала Атаа тенгри (главу восточных тенгриев) и ему посвящали коня коричнево-пёстрой масти (хярэн зээрд). Божеством группы хиргис являлся Хайрхан, и в качестве дара ему посвящали коня сине-серой масти (кёк боро) [Нямсурэн 1999]. Что интересно,тувинцы из рода Кыргыс почитают гору Хайырхан.. Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. 404 с Цитата "..Поскольку мы уже касались вопроса о происхождении культа гор как культа, отражающего родовую собственность па землю (на охотничьи угодья, пастбища и кочевья), то культ гор, который мы нашли у группы кыргыз, рассматриваем как доказательство относительной давности их проживания здесь. Со временем некоторые местные горы они стали считать своими родовыми почитаемыми святынями, например священную гору Хайырхан. Она находится на правом берегу Эрзина,в 7-8 км выше впадения в него р. Морен, и еще теперь почитается священной. Нам рассказывали, что даже теперь некоторые колхозницы утром, после дойки коров, кропят (несколько капель) в сторону Хайырхана молоком свежего удоя,отдавая дань древней традиции, когда это было обязательно.На этой горе ламы сравнительно недавно (уже после Народной революции) устраивали для группы кыргыз общественные моления - оваа. Кыргызы-шаманисты обращались также к своей почитаемой горе с молениями о благополучной жизни и удаче, принося ей в жертву свежее молоко. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 17 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2016 По-калмыцки: "хәәрлг,хәәр"-милость. Интересная статья: ПОЧИТАНИЕ ДУХОВ ГОР У ОКИНСКИХ БУРЯТ http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2002/Gomboev_2002_2.pdf Хайрхан (тув. хайырхан, алт. кайракан, кирг. хайдаркан - почтительное обращение к богам, духам гор) - слово, заменяющее названия почитаемых гор, произнесение которых табуировано. Этот обычай отмечен исследователями по всей Южной Сибири и Центральной Азии. Слово «хайрхан» нигде не обозначает действительного названия горы и переводится прилагательным «миленький, любезный, милостивый»11 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nootelepat Опубликовано 17 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2016 ОБ ИСТИННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ КЫРГЫЗОВ. http://odnapl1yazyk.narod.ru/domongposle.htm Шараф ад-Дин Йезди (Sharaf al-Din Yazdi) в своей Зафар-намэ (Zafarnama - Книга побед, посвящена жизни Тимура) говорит о Кара-Татарах (Qara Tatar - букв. черные татары), которых отправили из области города Сивас (Sivas - в Малой Азии ) в Трансоксанию. Племена Кара-Татар пришли в Иран с Хулагу-ханом, и Хулагу расселил их на пограничных рубежах Дамаска. Когда Йилдирим Баязид (Yildirim Bayazid - турецкий султан Баязид I) взял Сивас, он включил их в свою армию. Тимур же, в свою очередь, после похода в Малую Азию, выделил им земли в Jete (Могулистане? - джетэ ("разбойники"), как именовали в Мавераннахре кочевых монголов, населявших Могулистан). Их было 30 или 40 тысяч семей. Раудат аль-сафа (Rawdat al-safa) приводит гораздо больше сведений о том, как Кара-Татары (Qara Tatars) оказались в Анатолии. Он пишет, что Кара-Татары в количестве 70 тысяч семей проживали на границе с киданями (khatai). Они враждовали с монголами, и Чингис-хан, разбив их, велел уничтожить всю мужскую часть их населения. Так и было сделано. Но многие монголы взяли в жёны Кара-Татарских женщин и имели от них детей. В период правления Мункэ-каана (Mongge Khan - правил 1251-1259), когда он направил Хулагу в Персию (1256), многие представители этого смешанного монголо-карататарского потомства оказались в армии последнего. Хулагу, обосновавшись в Тебризе (Tabriz), обнаружил, что несмотря на смешанную кровь эти потомки проявляют злокозненность по отношению к монголам, и, чтобы избавиться от них, послал их на анатолийско-армянскую границу. Там они пребывали вплоть до кончины Абу-Саида (Abu Sa'id - умер в 1335 - последний, уже не вполне самостоятельный, ильхан из династии Хулагуидов). Последовавшие за ней беспорядки показались им подходящим случаем, чтобы отделиться и создать 52 шайки, которые занялись грабежом и захватом соседних территорий. Когда султан Баязид взял город Сивас, он принудил их войти в Оттоманскую армию и выделил им поселения на своих территориях. После победы у Анкары (1402, сам Баязид был взят тогда Тимуром в плен), Тимур разработал план переброски этой могучей колонии в некоторые районы в Jete (в Могулистан?). Приблизившись к их поселениям сразу со всех сторон, чтобы отрезать им путь к возможному бегству, армия Тимура перешла мост Киршехир (Kirshehir) и показалась в пределах поселений кара-татар. После некоторой дискуссии с их вождями они были распределены между туменами (дивизиями, tumen - 10000) армии Тимура. И так, следуя за манёврами имперской армии, они и прибыли к месту предназначеному им судьбой. Не углубляясь в детали, В.В.Бартольд пишет об этом событии так: "Тимур расселил племя чёрных татар, которое он привёл из Малой Азии, на берегах озера Иссык-куль". ВОТ ТАК КЫРГЫЗЫ ТАМ И ПОЯВИЛИСЬ ОТКУДА НИ ВОЗЬМИСЬ ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 18 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2016 ОБ ИСТИННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ КЫРГЫЗОВ. http://odnapl1yazyk.narod.ru/domongposle.htm ВОТ ТАК КЫРГЫЗЫ ТАМ И ПОЯВИЛИСЬ ОТКУДА НИ ВОЗЬМИСЬ ... Уважаемый nootelepat , в ссылке,что вы прикрепили к статье вообще не говорится о кыргызах..Следовательно ваше самоличное название статьи "ОБ ИСТИННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ КЫРГЫЗОВ" и ваше резюмирование "ВОТ ТАК КЫРГЫЗЫ ТАМ И ПОЯВИЛИСЬ ОТКУДА НИ ВОЗЬМИСЬ" - это чистой воды фейк и можно констатировать отсебятины,которое не имеет ничего общего с происхождением кыргызов.. Кроме того,в др.статьях указанной вами ссылке о кыргызах упоминается так : цитата "..В эпоху Второго Тюркского каганата кыргызы населяли в Абоканскую долину за Саянами.Затем, в результате успешного нашествия на уйгуров они овладели бассейном реки Орхон. Но появление каракитаев заставило их вернуться к своему первоначальному местообитанию..",а также : цитата "..В течение значительной части XVI века Abdullah b.Iskandar (Абдулла ибн Искендер) из династи Шейбанидов боролся за объединение Балха, Самарканда, Ташкента, северной части бассейна Сырдарьи и Ферганы под своей властью. Ему также удалось умыкнуть у иранцев Хорасан и Герат, но когда отношения Абдуллы с его сыном Abdul-Mu'min (Абдул-Му'мином) достигли критической стадии, ситуацией воспользовались киргизы - захватили Ташкент." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nootelepat Опубликовано 18 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2016 (изменено) 1)30 или 40 ТЫСЯЧ семей за прошедшие со времён Тимура 600 лет --вполне могли РАЗМНОЖИТЬСЯ и стать современными кыргызами 2)Вышеуказанных КАРА-татар вполне могли на новом месте жительства назвать КАРА-киргизами 3)В конце 16 века во времена правления указанного Вами Абдаллаха--эти киргизы вполне могли на время захватить Ташкент 4)Также хочется заметить, что и об так называемых енисейских кыргызах ещё живший в 11 веке персидский автор Гардизи писал, что у них рыжие волосы и белая кожа. О рыжих волосах, румяном лице, голубых и зелёных глазах кыргызов говорят и китайские летописи. Спрашивается, ну что общего у этих древних людей-- с современными монголоидными хакасами и киргизами, взявшими себе ЧУЖОЕ, некогда славное, имя? ЦИТАТА : ( "РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ТЮРКОВ" Абу-л-Гази. Хивинский хан. (Труд составлен около конца XVII в.) (С. 38) Поколения Киргиз и Кемкемчут У Огуз-хана был внук по имени Киргиз: киргизы происходят от него; но в наше время ОЧЕНЬ НЕМНОГО людей из этого рода. Монголы и другие племена, ИСТРЕБИВ киргизов в огне и воде, вступили в землю их и, оставшись тут жить, ПРИНЯЛИ ИМЯ КИРГИЗОВ. Они сами знают, из какого они рода.) КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Во времена Абу-л-Гази ЗНАЛИ САМОЗВАННЫЕ кыргызы, из какого они рода--а теперь сапсем ЗАБЫЛИ ?! Несомненно, что в вышеупомянутых мною старинных персидских и китайских источниках и летописях речь идёт о представителях ещё сохранившегося тогда древнего европеоидного населения Западной Сибири. Изменено 18 июня, 2016 пользователем nootelepat Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 18 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2016 Не кажется вам, что Огуз-наме констатирует полное незнание происхождений народов ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nootelepat Опубликовано 18 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2016 Да, разумеется, "Огуз-наме"--это абсолютно СКАЗОЧНЫЙ и недостоверный сборник легенд. В средние века и в новое время ГРАМОТНЫМИ ЛЮДЬМИ вообще у многих народов были зачем-то сочинены подобные ПСЕВДОистории ... Русские тут подзапоздали--и сочинили "Велесову книгу" только в 20-том веке ! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 18 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2016 1)30 или 40 ТЫСЯЧ семей за прошедшие со времён Тимура 600 лет --вполне могли РАЗМНОЖИТЬСЯ и стать современными кыргызами 2)Вышеуказанных КАРА-татар вполне могли на новом месте жительства назвать КАРА-киргизами 3)В конце 16 века во времена правления указанного Вами Абдаллаха--эти киргизы вполне могли на время захватить Ташкент 4)Также хочется заметить, что и об так называемых енисейских кыргызах ещё живший в 11 веке персидский автор Гардизи писал, что у них рыжие волосы и белая кожа. О рыжих волосах, румяном лице, голубых и зелёных глазах кыргызов говорят и китайские летописи. Спрашивается, ну что общего у этих древних людей-- с современными монголоидными хакасами и киргизами, взявшими себе ЧУЖОЕ, некогда славное, имя? ЦИТАТА :( "РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ТЮРКОВ")Абу-л-Гази. Хивинский хан.(Труд составлен около конца XVII в.)(С. 38) Поколения Киргиз и Кемкемчут.У Огуз-хана был внук по имени Киргиз: киргизы происходят от него; но в наше время ОЧЕНЬ НЕМНОГО людей из этого рода. Монголы и другие племена, ИСТРЕБИВ киргизов в огне и воде, вступили в землю их и, оставшись тут жить, ПРИНЯЛИ ИМЯ КИРГИЗОВ. Они сами знают, из какого они рода.) КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Во времена Абу-л-Гази ЗНАЛИ САМОЗВАННЫЕ кыргызы, из какого они рода--а теперь сапсем ЗАБЫЛИ ?! Несомненно, что в вышеупомянутых мною старинных персидских и китайских источниках и летописях речь идёт о представителях ещё сохранившегося тогда древнего европеоидного населения Западной Сибири. 1) 2) чтобы не возникали эти гадания на ромашках "вполне могли",посетите библиотеку. 3) 4)Что касается Гардизи : в "Зайн аль Ахбар" вообще пишется о кыргызах-славянах.. 5)По поводу Абул-Гази,вот,что пишет Левшин : цитата "..Абулгази-Багадур говорит, что один из внуков Огусхана назывался киргизом,и что посему киргизы должны быть его потомками. Известие сие не есть историческая истина, но подражание родословию большей части азиятских народов, производящих свои названия от имен родоначальников или повелителей." И кстати там же : цитата "..Киргизы бедны, но отважны, не думают о жизни; корыстолюбивы, склонны к грабежу и храбры на войне. Хасаки и белуры боятся их, даже зюнгары, во время могущества своего, не могли покорить их под свою власть. Они грабили как восточных туркестанцев, за границы отправлявшихся, так и иностранных купцов.."..Там же : цитата "..Дикими назвали их, как говорят, потому, что они храбрее киргиз-казаков и жестокостию своею еще страшнее их в грабежах купеческих караванов." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 18 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 18 июня, 2016 Не кажется вам, что Огуз-наме констатирует полное незнание происхождений народов ? См. выше мой пост,пункт №5 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 19 июня, 2016 Старинные фото: Киргиз со своей женой. Д. Хэнбери. Кон. 19 века (случаем это не казахи, а то Tynych поднимет международный скандал вплоть до Гааги ): Перекочевка киргизов. Д. Хэнбери. Кон. 19 века: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nootelepat Опубликовано 20 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 (изменено) 5)По поводу Абул-Гази,вот,что пишет Левшин : цитата "..Абулгази-Багадур говорит, что один из внуков Огусхана назывался киргизом,и что посему киргизы должны быть его потомками. Известие сие не есть историческая истина, но подражание родословию большей части азиятских народов, производящих свои названия от имен родоначальников или повелителей." И кстати там же : цитата "..Киргизы бедны, но отважны, не думают о жизни; корыстолюбивы, склонны к грабежу и храбры на войне. Хасаки и белуры боятся их, даже зюнгары, во время могущества своего, не могли покорить их под свою власть. Они грабили как восточных туркестанцев, за границы отправлявшихся, так и иностранных купцов.."..Там же : цитата "..Дикими назвали их, как говорят, потому, что они храбрее киргиз-казаков и жестокостию своею еще страшнее их в грабежах купеческих караванов." Вот интересная характеристика киргизов в персидском сочинении 10-того века "Худуд-ал-Алам" : "киргизы по нравам несколько походят на диких зверей; наружность у них грубая, мало волос: нет справедливости, мало милосердия. Они отличаются воинственностью; со всеми соседями у них война и вражда. У них есть повозки (или лодки), бараны, коровы и лошади: они кочуют, ища воды, травы, (благоприятной) погоды и лугов. Они почитают огонь и сжигают мертвых, живут в палатках и шатрах, занимаются охотой." МОЙ КОММЕНТ : таким образом, ещё в 10-том веке у культурных персов и таджиков слово "киргиз"--вполне могло стать СИНОНИМОМ слова "дикарь" ! И в дальнейшем этим словом "киргиз"--просто ОБЗЫВАЛИ ВСЕХ диких и злобных кочевников, не обращая внимания на их род и племя . Недаром землю Ваших предков--в старину презрительно называли Джэте-Шаар (Разбойничья степь) ! Изменено 20 июня, 2016 пользователем nootelepat Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 20 июня, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 nootelepat — в 1399 году внук Тимура по имени Искандер без разрешения высочайшего деда совершил поход на восток - во владения джете. Там он захватил ряд городов и по итогам похода послал деду в подарок девушек - в числе которых были и кыргызки. Отмечу - это к востоку от владений тимуридов, куда они совершали военные походы (порядка десяти походов вплоть до Иртыша). Как мог Тимур поселить захваченных им кара-татаров в чужих владениях? При то, что Тимур разбил Баязида Йилдырыма тремя годами позднее в 1402 году? Джэтэ-Шаар — похоже Вы спутали с государством Йетти шаар, основанное выходцем из Коканда Якуб-беком. Шаар/шахар - это "город". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 20 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 "Уйгур күрүнези үезинде уйгурларның боттарындан шериг тура халыышкыны болган. Ол үеде уйгурларның шериглерин “каргыстар” деп адаар турган. Каргыстар дээрге шагдаалар, шериг херекселдиг шериг улузу боор турган, база каргыс баштаңчыларлыг (регулярная армия). Уйгур күрүнениң хааннары шивээлерде олуруп турар боор, а каргыс шериглери ховуларда, янзы бүрү черлерде чоруп чоруур. Каргыстарың уйгур хааннарынга удур тура халышкаш, шивээлерге турган улузун шуптузун буза шаапкаштың, адак сөөлүнде уйгур хаанны Тере-Хөлдүң ортулук ортузунда шивээзинге чылча шаап каан (Пор-Бажың шивээзи)" (с. 38-39) АДЫГ-ТҮЛҮШ Допчуң-оол оглу Кара-оол (Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевич). СКИФ ХҮН ТҮРК УРАНХАЙНЫҢ ХУУЛГААЗЫН ТЫВАЛАРЫ (Тываның Дээди камының хуулгаазын кам көрүжү). – Кызыл: “Адыг-Ээрен” камнары , 2014. – 224 а. АДЫГ-ТУЛУШ Кара-оол Допчун-оол оглу (Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевич). МИСТИЧЕСКИЕ ТУВИНЦЫ – СКИФЫ, ХУННЫ, ТЮРКИ УРАНХАЯ (мистические шаманские видения Верховного шамана Тувы). На тувинском языке. – Кызыл: шаманы “Адыг-Ээрен” (Дух Медведя), 2014. – 224 с. Перевод содержания: Во время Уйгурского государства произошло восстание их собственных военных. В то время военных людей уйгуров звали "каргыстар". Каргыстар - это милиционеры, с военной амуницией военные люди были, со своими военачальниками (регулярная армия). Ханы Уйгурского государства сидели в крепостях, а каргыс войско в полях, в разнообразных местах ходило. Каргысы, восстав против своих уйгурских ханов, всех бывших в крепостях людей свергли, в конце концов уйгурского хана уничтожили на крепости посредине острова на озере Тере-Холь (крепость Пор-Бажын). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 20 июня, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 Ув. Туран, есть идея провести ген. исследования по тувинским "кыргысам". Можете посодействовать? Где они компактно проживают? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Мерген Опубликовано 20 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 "Уйгур күрүнези үезинде уйгурларның боттарындан шериг тура халыышкыны болган. Ол үеде уйгурларның шериглерин “каргыстар” деп адаар турган. Каргыстар дээрге шагдаалар, шериг херекселдиг шериг улузу боор турган, база каргыс баштаңчыларлыг (регулярная армия). Уйгур күрүнениң хааннары шивээлерде олуруп турар боор, а каргыс шериглери ховуларда, янзы бүрү черлерде чоруп чоруур. Каргыстарың уйгур хааннарынга удур тура халышкаш, шивээлерге турган улузун шуптузун буза шаапкаштың, адак сөөлүнде уйгур хаанны Тере-Хөлдүң ортулук ортузунда шивээзинге чылча шаап каан (Пор-Бажың шивээзи)" (с. 38-39) АДЫГ-ТҮЛҮШ Допчуң-оол оглу Кара-оол (Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевич). СКИФ ХҮН ТҮРК УРАНХАЙНЫҢ ХУУЛГААЗЫН ТЫВАЛАРЫ (Тываның Дээди камының хуулгаазын кам көрүжү). – Кызыл: “Адыг-Ээрен” камнары , 2014. – 224 а. АДЫГ-ТУЛУШ Кара-оол Допчун-оол оглу (Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевич). МИСТИЧЕСКИЕ ТУВИНЦЫ – СКИФЫ, ХУННЫ, ТЮРКИ УРАНХАЯ (мистические шаманские видения Верховного шамана Тувы). На тувинском языке. – Кызыл: шаманы “Адыг-Ээрен” (Дух Медведя), 2014. – 224 с. Перевод содержания: Во время Уйгурского государства произошло восстание их собственных военных. В то время военных людей уйгуров звали "каргыстар". Каргыстар - это милиционеры, с военной амуницией военные люди были, со своими военачальниками (регулярная армия). Ханы Уйгурского государства сидели в крепостях, а каргыс войско в полях, в разнообразных местах ходило. Каргысы, восстав против своих уйгурских ханов, всех бывших в крепостях людей свергли, в конце концов уйгурского хана уничтожили на крепости посредине острова на озере Тере-Холь (крепость Пор-Бажын). Значит уйгуры=кыргызы ? А киргизы думают что родня на Енисее ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 20 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 "Уйгур күрүнези үезинде уйгурларның боттарындан шериг тура халыышкыны болган. Ол үеде уйгурларның шериглерин “каргыстар” деп адаар турган. Каргыстар дээрге шагдаалар, шериг херекселдиг шериг улузу боор турган, база каргыс баштаңчыларлыг (регулярная армия). Уйгур күрүнениң хааннары шивээлерде олуруп турар боор, а каргыс шериглери ховуларда, янзы бүрү черлерде чоруп чоруур. Каргыстарың уйгур хааннарынга удур тура халышкаш, шивээлерге турган улузун шуптузун буза шаапкаштың, адак сөөлүнде уйгур хаанны Тере-Хөлдүң ортулук ортузунда шивээзинге чылча шаап каан (Пор-Бажың шивээзи)" (с. 38-39) АДЫГ-ТҮЛҮШ Допчуң-оол оглу Кара-оол (Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевич). СКИФ ХҮН ТҮРК УРАНХАЙНЫҢ ХУУЛГААЗЫН ТЫВАЛАРЫ (Тываның Дээди камының хуулгаазын кам көрүжү). – Кызыл: “Адыг-Ээрен” камнары , 2014. – 224 а. АДЫГ-ТУЛУШ Кара-оол Допчун-оол оглу (Допчун-оол Кара-оол Тюлюшевич). МИСТИЧЕСКИЕ ТУВИНЦЫ – СКИФЫ, ХУННЫ, ТЮРКИ УРАНХАЯ (мистические шаманские видения Верховного шамана Тувы). На тувинском языке. – Кызыл: шаманы “Адыг-Ээрен” (Дух Медведя), 2014. – 224 с. Перевод содержания: Во время Уйгурского государства произошло восстание их собственных военных. В то время военных людей уйгуров звали "каргыстар". Каргыстар - это милиционеры, с военной амуницией военные люди были, со своими военачальниками (регулярная армия). Ханы Уйгурского государства сидели в крепостях, а каргыс войско в полях, в разнообразных местах ходило. Каргысы, восстав против своих уйгурских ханов, всех бывших в крепостях людей свергли, в конце концов уйгурского хана уничтожили на крепости посредине острова на озере Тере-Холь (крепость Пор-Бажын). СКИФ ХҮН ТҮРК УРАНХАЙНЫҢ ХУУЛГААЗЫН ТЫВАЛАРЫ (Тываның Дээди камының хуулгаазын кам көрүжү). - Тувинцы - Воплощение (потомки) скифов, гуннов, урианхайцев (Шаманское видение шамана перевоплощения тувинского верховного шамана) Rust: Значит уйгуры=кыргызы ? А киргизы думают что родня на Енисее ? Ну видите текст является "ясновидением" верховнего шамана из Тувы. Сделайте выводы соответственные. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 20 июня, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 У Мергена все уйгуры, и ойраты и теперь кыргызы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 20 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 Ув. Туран, есть идея провести ген. исследования по тувинским "кыргысам". Можете посодействовать? Где они компактно проживают? могу посодействовать. В настоящее время кыргызов много в: 1) пос. Эйлиг-Хем (их традиционное наименование - "Эйлиг-Хем кыргыстары") Улуг-Хемского кожууна, 2) пос. Ийи-Тал ("Барык кыргыстары") Улуг-Хемского кожууна, 3) пос. Баян-Кол (Кызыл-Чыраа кыргыстары) Улуг-Хемского кожууна, 4) селе Ак-Тал ("Хендерге кыргыстары") Улуг-Хемского кожууна, 5) селе Мөрен (Мөрен кыргыстары) Эрзинского кожууна . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 20 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 МОЙ КОММЕНТ : таким образом, ещё в 10-том веке у культурных персов и таджиков слово "киргиз"--вполне могло стать СИНОНИМОМ слова "дикарь" ! И в дальнейшем этим словом "киргиз"--просто ОБЗЫВАЛИ ВСЕХ диких и злобных кочевников, не обращая внимания на их род и племя . Недаром землю Ваших предков--в старину презрительно называли Джэте-Шаар (Разбойничья степь) ! Я уже не в первый раз предлагаю вам,чтобы не гадать на ромашках типа "вполне могло",заняться чтением серьезной литературы в данной вам мной библиотеке..Вполне могло,что от этих дикарей-кыргызов вполне могло появиться казахский этнос.. Да уж..Вы наверное меня принимаете за уйгура,раз назвали землю моих предков Джэте-Шаар(Йеттишар)..И кстати к вашему сведению : "джэте шаар" с тюркского переводится "семь городов",а не "разбойничья степь" - отсюда вывод,что вы абсолютно не компетентны в данном вопросе.. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 20 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 Самое первое тюркское слово, зафиксированное в источниках это кыргызское слово "ай" - луна. К слову вроде примерно 3 век до н.э. Уважаемый Рустам аке , а на каком основании Вы делаете это утверждение?И можно в таком случае ознакомиться с источником и резюмированием,что это первое тюркское слово?Буду очень признателен! 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 20 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 Значит уйгуры=кыргызы ? А киргизы думают что родня на Енисее ? Почему вы решили,что такие великие ученые историки как : Миллер,Фишшер,Бартольд,Радлов,Бутанаев,Худяков и мн.др.,кто выдвинул и дальше развил енисейскую гипотезу - являются киргизами? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 20 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 МОЙ КОММЕНТ : таким образом, ещё в 10-том веке у культурных персов и таджиков слово "киргиз"--вполне могло стать СИНОНИМОМ слова "дикарь" ! И в дальнейшем этим словом "киргиз"--просто ОБЗЫВАЛИ ВСЕХ диких и злобных кочевников, не обращая внимания на их род и племя . Недаром землю Ваших предков--в старину презрительно называли Джэте-Шаар (Разбойничья степь) ! Я уже не в первый раз предлагаю вам,чтобы не гадать на ромашках типа "вполне могло",заняться чтением серьезной литературы в данной вам мной библиотеке..Вполне могло,что от этих дикарей-кыргызов вполне могло появиться казахский этнос.. Да уж..Вы наверное меня принимаете за уйгура,раз назвали землю моих предков Джэте-Шаар(Йеттишар)..И кстати к вашему сведению : "джэте шаар" с тюркского переводится "семь городов",а не "разбойничья степь" - отсюда вывод,что вы абсолютно не компетентны в данном вопросе.. не согласен с определением "дикарь", но... что-то в кыргызах есть, по-крайней мере, по моим наблюдениям, если обобщить, одной из их отличительных черт является жесткость, что ли..., или что-то в этом роде, но эта черта не превалирует, она - часть темперамента. Естественно, сказанное не относится к жителям нынешнего Кыргыстана, потому что их практически не знаю Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 20 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 Ув. Туран, есть идея провести ген. исследования по тувинским "кыргысам". Можете посодействовать? Где они компактно проживают? могу посодействовать. В настоящее время кыргызов много в: 1) пос. Эйлиг-Хем (их традиционное наименование - "Эйлиг-Хем кыргыстары") Улуг-Хемского кожууна, 2) пос. Ийи-Тал ("Барык кыргыстары") Улуг-Хемского кожууна, 3) пос. Баян-Кол (Кызыл-Чыраа кыргыстары) Улуг-Хемского кожууна, 4) селе Ак-Тал ("Хендерге кыргыстары") Улуг-Хемского кожууна, 5) селе Мөрен (Мөрен кыргыстары) Эрзинского кожууна . Что то чую они являются потомками монгольских хиргисов судя тому что где эти местности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nootelepat Опубликовано 20 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 nootelepat — в 1399 году внук Тимура по имени Искандер без разрешения высочайшего деда совершил поход на восток - во владения джете. Там он захватил ряд городов и по итогам похода послал деду в подарок девушек - в числе которых были и кыргызки. Отмечу - это к востоку от владений тимуридов, куда они совершали военные походы (порядка десяти походов вплоть до Иртыша). Как мог Тимур поселить захваченных им кара-татаров в чужих владениях? При то, что Тимур разбил Баязида Йилдырыма тремя годами позднее в 1402 году? Джэтэ-Шаар — похоже Вы спутали с государством Йетти шаар, основанное выходцем из Коканда Якуб-беком. Шаар/шахар - это "город". Я очень хорошо знаю историю Тимура ! Но чтобы самому не напрягаться, сочиняя ответ--просто процитирую Википедию : "В 70—80-е XIV века амир Тимур-Ленг совершил около десятка грабительных набегов на Могулистан. В 1371—1372 годах он лично выступил в поход на Могулистан, дойдя до Сегиз-Игача в Приисык-кулье, захватил большое количество пленных и добычу, после чего вернулся обратно. В 1375 году Тимур-Ленг дошёл до Или, через Сайрам, Таласскую долину вглубь Семиречья. В 1377 году войсками Тимура был дважды разбит амир Камар ад-Дин: первый раз в предгорье Каратау; второй — в Боомском ущелье, на пути из Чуйской долины к озеру Иссык-Куль. К концу 80-х годов сложился политический союз правителей Могулистана с Белой Ордой против Тимура. В результате изнурительной борьбы с агрессией Тимура Могулистан распался на уделы. Хан Могулистана Хизр-Ходжа (1389—1399) вынужден был признать себя вассалом Тимура." ТАКИМ ОБРАЗОМ : в результате многочисленных ОПУСТОШИТЕЛЬНЫХ походов и угона пленных--земли между Балхашом и Иссык-Кулем наверняка ОБЕЗЛЮДЕЛИ. И в ВАССАЛЬНОМ Могулистане--Тимур мог поселить кого угодно и где угодно ! Ну а про разбойников-джете, обитавших в тех землях--даже фантаст Иван Ефремов написал в своём рассказе "Белый рог" : …Всей этой областью владел могучий и храбрый хан. Его кочевой народ обладал многочисленными стадами, постоянно умножавшимися благодаря удачным набегам на соседей. Однажды хан предпринял с большим отрядом далекое путешествие и дошел до Таласа. Недалеко от древних стен Садыр-Кургана хан наткнулся на целую орду свирепых джете. Завязался кровопролитный бой. Джете были разбиты и бежали. Хану досталась богатая добыча. Но больше всего радовался хан одной из пленниц, женщине необыкновенной красоты, возлюбленной побежденного предводителя. Она была похищена джете в Ферганской долине, на пути из какой-то далекой страны к своему отцу, служившему при дворе могущественного кокандского повелителя. Ее красота, совсем иная, чем у здешних женщин, околдовывала и зажигала сердца мужчин. Хан привез пленницу к родным горам, и здесь она, по древнему обычаю, стала любимой наложницей его и двух его старших сыновей. КОНЕЦ ЦИТАТЫ Ну а если делать ссылку по-серьёзнее, то вот : Чете (Джете). Это название персоязычные авторы Шараф ад-Дин Али Йазди ("Зафар-наме"), Мухаммад Хайдар (в "Тарих-и Рашиди") и др. упоминают как синоним названия "Могулистан" (государства на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии в XIV — нач. XVI в.) (см. коммент. 9, гл.З. 4.II). Этим пренебрежительным именем ("разбойники", "скитальцы") называли могулов осевшие в Мавераннахре (см. коммент. 47, разд.II. Ч.1) чагатаи (тюркские и тюрко-монгольские племена, называвшиеся так по имени бывшего правителя улуса Чагатая) за то, что те (т. е. могулы) сохраняли кочевой, "разбойничий" образ жизни. http://www.kyrgyz.ru/articles/kazakh/eduard_hurshudyan_ob_almaty_i_probleme_vokrug_nee/11/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 20 июня, 2016 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2016 не согласен с определением "дикарь", но... что-то в кыргызах есть, по-крайней мере, по моим наблюдениям, если обобщить, одной из их отличительных черт является жесткость, что ли..., или что-то в этом роде, но эта черта не превалирует, она - часть темперамента. Естественно, сказанное не относится к жителям нынешнего Кыргыстана, потому что их практически не знаю Вполне очевидно,что мой оппонент nootelepat путает термины - "дикарь"(человек, принадлежащий к цивилизации низкого уровня развития) с термином "воинственность"(склонность к конфликтам,агрессии,готовность вступить в бой)..Хотя и считаю,что термин "жестокость" тоже характерна древним кыргызам.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться