Перейти к содержанию
nik1

Кыргызы-2

Рекомендуемые сообщения

Если честно, не владел этой информацией про Кобланды-батыра, чон рахмат за уточнения!

Рустам аке об этом я прочитал на вашем же сайте :)  : http://www.kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/mehmet_kyldyroglu_etnopoliticheskie_svyazi_kyrgyzov_i_kypchakov_vo_vtoroy_polovine_ix-xvi_vv/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А ссылку можно?

Мехмет Кылдыроглу (Этнополитические связи кыргызов и кыпчаков во второй половине IX-XVI вв.)..

Цитата " .. в эпосе Казан батыр обращается к каракипчаку Кобыланды батыру словами: "Алатаунын кыргызы, кийгенин ала кырмызы.. "("Ты кыргыз из гор Алатау, одетый в красно-белое одеяние.."). Из этого следует, что другим названием каракипчаков было кыргыз."..http://www.kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/mehmet_kyldyroglu_etnopoliticheskie_svyazi_kyrgyzov_i_kypchakov_vo_vtoroy_polovine_ix-xvi_vv/

 

"ала кырмызы" - это будет "красно-белое" что ли?

Или просто "разноцветный"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А ссылку можно?

Мехмет Кылдыроглу (Этнополитические связи кыргызов и кыпчаков во второй половине IX-XVI вв.)..

Цитата " .. в эпосе Казан батыр обращается к каракипчаку Кобыланды батыру словами: "Алатаунын кыргызы, кийгенин ала кырмызы.. "("Ты кыргыз из гор Алатау, одетый в красно-белое одеяние.."). Из этого следует, что другим названием каракипчаков было кыргыз."..http://www.kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/mehmet_kyldyroglu_etnopoliticheskie_svyazi_kyrgyzov_i_kypchakov_vo_vtoroy_polovine_ix-xvi_vv/

 

Рахмет за ссылку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"ала кырмызы" - это будет "красно-белое" что ли?

Или просто "разноцветный"?

ала

 

1. (о масти лошади) пёстрый, пегий;

ала аяк белоногий;

көк ала с синими пятнами; серо-пегий;

жылкы ичинде аласы

1) пегий (т.е. заметный) среди коней;

2) перен. (о человеке) видный, солидный, недюжинный;

көк ала сакал или ак ала (или агала) сакал борода с проседью;

алтымыш жаштан ашканда, агала сакал болгондо фольк. когда ему перевалило за шестьдесят и когда он стал седобородым;

ак ала (или агала) с белыми пятнами;

агала барчын тынарым! алгыр бүркүт кыраным! фольк. белопятнистый дебелый сокол, хваткий беркут мой зоркий!;

кара ала

1) вороно-пегий; чёрно-пёстрый;

2) птенец беркута;

тору ала гнедо-пегий;

чаар ала чубаро-пегий;

сары ала булано-пегий;

Сары ала (или Сарала) кличка коня богатыря Алмамбета;

боз ала

1) серо-пегий с преобладанием белого;

2) покрытый неровным слоем пыли;

3) перен. посрамлённый, пристыжённый;

өңү боз ала он посрамлён;

иштеп көзү боз ала болгон он доработался до одури;

ала-була

1) пёстрый; разноцветный;

2) то же, что. от→ ала-кула 2 (см.→ ниже);

ала-була сүйлөбөгүн говори без увёрток;

бизди ала-була көрдү он к нам отнёсся неодинаково (одних предпочёл другим);

ала-кула (или алагула)

1) саврасо-пегий;

2) перен. разброд, развал;

ала-кула кылып жибер- расстроить, внести разлад;

ала-кула көр- относиться не ко всем одинаково; предпочитать одного, унижая другого;

3) неодинаковый;

ала-кула эли бар жер страна (или местность) с многонациональным (или многоплеменным) составом;

ала-буурул см.→ буурул 2;

2. рознь; несогласие, разлад, раздор;

айыл ити ала болсо да, бөрү көрсө, чогулат погов. хотя аульные собаки и враждуют меж собой, но, завидя волка, объединяются;

ичинен ала чыгарып внеся в их среду разлад;

3. мед. проказа;

аланын изин баспа на след прокажённого не ступай (заразишься);

ала отурган жерди кетмендеп салыш керек место, где сидел (или жил) прокажённый, нужно перекопать;

4. (или ала колдук) перен. нечестность;

адам аласы ичинде, мал аласы тышында погов. нечестность человеческая внутри, а пестрота животного снаружи;

ала жаздан с начала весны;

ала жайдан с начала лета;

ала койдой союп избив до полусмерти;

ала көт (или алагөт) груб. то же, что. от→ жапма челек (см.→ жапма);

ала табак не для всех одинаковое угощение;

ала табак тарттырбай приказав подавать всем одинаковые (по вкусу и количеству) кушанья;

ала тоо снеговая гора;

ала шак (или агала шак) варёное мелко нарезанное мясо, обильно смешанное с кусочками жира (кушанье);

ала-шалбыраң или ала-шалбырт см.→ шалбырт;

бөксөнүн аласы охот. один из видов беркута;

үч ала охот. один из видов беркута;

көк ала кыл- насадить синяков;

кызыл ала кыл- разбить в кровь;

ала тополоң сумятица;

алаңды ала качтымбы? фольк. я у тебя похитил что-нибудь ценное?, я тебе нанёс ущерб большой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"ала кырмызы" - это будет "красно-белое" что ли?

Или просто "разноцветный"?

кырмызы

 

1. красный;

кырмызы кызыя ярко-красный;

2. красный шёлк;

кырмызы көйнөк платье из красного шёлка;

кырмызы кийген кыздар девушки в красных шёлковых платьях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

"ала кырмызы" - это будет "красно-белое" что ли?

Или просто "разноцветный"?

кырмызы

 

1. красный;

кырмызы кызыя ярко-красный;

2. красный шёлк;

кырмызы көйнөк платье из красного шёлка;

кырмызы кийген кыздар девушки в красных шёлковых платьях.

 

Не давал покоя слово "кырмызы", откуда этот слово?

 

 

Оказывается что оно от арабо/персидского qirmiz (قرمز) означающего "красный". В английском crimson, на русском кармазин.

 

 

The word crimson has been recorded in English since 1400, and its earlier forms include cremesin, crymysyn and cramoysin (cf. cramoisy, a crimson cloth). These were adapted via Old Spanish from the Medieval Latin cremesinus (also kermesinus or carmesinus), the dye produced from Kermes scale insects, and can be traced back to Arabic qermez ("red"), also borrowed in Turkish kırmızı and many other languages, e.g. German Karmesin, Italian Cremisi, French cramoisi, Portuguese "carmesim", etc. (via Latin).

 

The ultimate source may be Sanskrit कृमिज kṛmi-jā meaning "worm-made".

A shortened form of carmesinus also gave the Latin carminus, from which comes carmine.

Other cognates include the Old Church Slavic čruminu, archaic Russian чермный (čermnyj), and Serbo-Croatian crven "red". Cf. also vermilion.

И также украинский "червона".

 

Так что слово индо-европейского корня.

 

А в кыргызском и казахском и прочих тюркских языках слово "кырмызы" скорее означает одежду женскую из красной ткани кармазин.

 

crimson cloth - кримсоновая одежда, или кармазиновая одежда.

 

7d16cd44c8749e7a33021642f96333ca_page_de

Crimson Red Heavy Oxford - $105

Кырмызы кызыл көйлэн Оксфорд - $105

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, название оперы Кармен тоже из этого слова Carmine opera.

 

Так что опера Кармен - опера Кырмызы. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Тыныч! Случайно наткнулся на подборку статьей Кылыча (судя по созвучию имен и тематике статей - ваш земляк). Скорее всего, вы, как интересующийся историей кыргызов, уже знакомы с ним, и выкладывали этот материал... однако, хорошую вещь можно и повторить. Основной мотив: скифы=хунны=древние кыргызы

http://www.nehudlit.ru/articles/group-istoriya.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Тыныч! Случайно наткнулся на подборку статьей Кылыча (судя по созвучию имен и тематике статей - ваш земляк). Скорее всего, вы, как интересующийся историей кыргызов, уже знакомы с ним, и выкладывали этот материал... однако, хорошую вещь можно и повторить. Основной мотив: скифы=хунны=древние кыргызы

http://www.nehudlit.ru/articles/group-istoriya.html

Уважаемый Туран , если честно,то не сталкивался с этим его трудом..Как нибудь на досуге обязательно прочту..Спасибо большое за ссылку..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://polit.ru/article/2013/12/01/dibo/

"..В этой реконструкции слова выглядят не совсем так, как в известных нам тюркских языках, ныне известных, мы видим: тангры (небо) - это пратюркское тангры, ронг - это ставка, тюрк. орун - место, трон, кынграк - меч, большой нож, - в современных тюркских языках, в памятниках не сохранился.

Пояс - кургак, мул - катыр, разные лошади, верблюд, - естественно, что еще китайцы записывали от сюнну; стоянки сюннов - кошут, этнонимы: кыркыз, хунгну..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://onlineslovari.com/etimologicheskiy_slovar_russkogo_yazyika_maksa_fasmera/page/karakovyiy.4922

"...кара́ковый "темно-коричневая с бледными подпалинами на морде и в паху масть лошади". Возм., из чагат. kаrаɣ " черный, темный" (Радлов 2, 150). Поскольку в том же знач. выступает и кара́кулый, др.-русск. каракулой, грам. 1518 г. (см. Корш, AfslPh 9, 510),

производимое из тюрк. karakula от kara " черный" и kulа " буланый" (Корш, там же; Мi. ТЕl. I, 327, 336),

то Преобр. (I, 296) предполагает здесь преобразование по аналогии одина́ковый. Происхождение русск. слов из греч. καρύκινος "темнокрасный" от καρύκη "кровавокрасная похлебка" невероятно..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://onlineslovari.com/etimologicheskiy_slovar_russkogo_yazyika_maksa_fasmera/page/karakovyiy.4922

"...кара́ковый "темно-коричневая с бледными подпалинами на морде и в паху масть лошади". Возм., из чагат. kаrаɣ " черный, темный" (Радлов 2, 150). Поскольку в том же знач. выступает и кара́кулый, др.-русск. каракулой, грам. 1518 г. (см. Корш, AfslPh 9, 510),

производимое из тюрк. karakula от kara " черный" и kulа " буланый" (Корш, там же; Мi. ТЕl. I, 327, 336),

то Преобр. (I, 296) предполагает здесь преобразование по аналогии одина́ковый. Происхождение русск. слов из греч. καρύκινος "темнокрасный" от καρύκη "кровавокрасная похлебка" невероятно..."

Хара-Хула (Гумэчи, Хара-Хула тайджи, Хара Хулан, Хара-хулан-тайджи, Кара кула, Кара кулан, Каракула)

(ум. предположительно 1634) — представитель ойратского рода чорос, сын Абидай-Була-тайджи и потомок в шестом колене Эсэн-тайши (? — 1455), отец Эрдэни-батура. Годы правления: ок.1580? — 1634.

Предпочитал сам или его племя черно-буланую масть лошадей ???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Интересно почему у каракиргизов была приставка "кара" ?

Были ли у киргизов предпочтения черной масти лошадей ?

 

Приставка "кара" обозначает то, что у кыргызов не было "белой кости" — чингизидов (у казахов торё), сейидов (потомков пророка) или хожа (потомков арабов времен мусульманской экспансии). У кыргызов не было ханов, была кочевая демократия, точнее часто никто не подчинялся никому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://polit.ru/article/2013/12/01/dibo/

"..В этой реконструкции слова выглядят не совсем так, как в известных нам тюркских языках, ныне известных, мы видим: тангры (небо) - это пратюркское тангры, ронг - это ставка, тюрк. орун - место, трон, кынграк - меч, большой нож, - в современных тюркских языках, в памятниках не сохранился.

Пояс - кургак, мул - катыр, разные лошади, верблюд, - естественно, что еще китайцы записывали от сюнну; стоянки сюннов - кошут, этнонимы: кыркыз, хунгну..."

Зато в монгольском сохранились.

 

Тангры-Тэнгэр

Ронг-Орон

Маури-Конь

Кынкрак-Хянгараг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.eposmanas.ru/?page=511/

"...Богатырский конь Манаса Аккула наделяется такими же сказочно-гиперболическими чертами, как и сам Манас..."

"...Вполне правдоподобны имеющиеся в эпосе упоминания о подборе одномастных коней в войсках. Так, войско Урбю приезжает перед выступлением в поход на конях черной масти, войско Тоштюка — на конях гнедой масти..."

http://www.welcome.kg/ru/manas/zagovor/218.html

"..А в толпе, смотревшей на них,

Были гости из стран чужих:

По кистям судила толпа,

Украшавшим бритые черепа.

Вот китаец — красная кисть,

Вот калмак — вороная кисть,

Если видят — рот волосат,

Значит, русскому он собрат.

И авган и перс-кызылбаш,—

Все гремели золотом чаш,.."

"...Среди них был Урбю, кыпчак,

Он молчал, от страха бледнея.

И сказал Кокчо ему так,

И поддакнул Кокчо Музбурчак:

«Много ты терпел от злодея.

На поминках по Кокотее

Он бранил тебя так и сяк.

От побоев чья ныла шея?

Не твоя ли, Урбю, кыпчак!

Ты терпел, затылок скребя,

Стыдно было нам за тебя.

Почему же закрыл ты рот?

Разве с нами пойдешь вразброд?

Если Манаса мы задерём,

Если тягаться мы с ним начнём,

Если сражаться мы с ним начнём,

Будешь ли с нами бок о бок ты?

Будешь ли в битве не робок ты?

Крепок ведь твой тяжёлый топор,

Камня он тверже, что сброшен с гор;

Кованный ладно, он в битве скор.

Кто без войны разрешает спор?

Кровь, а не мир облегчает спор.

Если же с нами пойдёшь вразброд,

Если расстроишь ты наш поход,

Пусть твою дочь постигнет развод,

Пусть в её чреве погибнет плод,

Пусть презирает её народ!

Вместо Манаса, тору-кыпчак,

Властвуй над нами, Урбю-смельчак!.."

Т.е.здесь отмечается победа "Черной масти" т.е. кипчаков. После этого наверно киргизы стали кара-киргизами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.eposmanas.ru/?page=511/

"...Богатырский конь Манаса Аккула наделяется такими же сказочно-гиперболическими чертами, как и сам Манас..."

Получается, что масть коня Манаса "бело-буланая".

Считаю, что кулан получил свое название от "кула"-буланый,

также возможно "каракуль" произошло от "кара-кула", т.е. возможно овцы этой породы имели такую масть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.intelros.ru/readroom/antropologicheskiy-forum/22-2014/26111-religioznye-praktiki-kochevnikov-zapadnoy-mongolii-obychay-setertey-mal-u-derbetov.html?utm_source=Viber&utm_medium=Chat&utm_campaign=Private

"...Масть скота играет большую роль не только в религиозной практике тюрко-монгольских народов, но и в хозяйственной и социальной сферах, она также являлась этнодифферен- цирующим признаком. Считается, что западные монголы предпочтительнее всего содержат и выращивают «лошадей и коров темной масти, желтоголовых овец......Сама традиция посвящения скота связана с традицией посвящения каждым родом животного исключительно «своей» масти [Сагалаев, Октябрьская 1990: 26]. Н.В. Екеев приводит некоторые масти скота, посвящаемого различными народами Западной Монголии, преимущественно потомками ойратской этнополитической общности.

Так, родовая группа мингатов хиргис

посвящала божеству Хайрхан коня сине-серой масти, родовая группа мянгад посвящала божеству Охин тенгри (Лхамо) белого коня и синюю овцу, представители группы башгид (баскыт) посвящали Атаан тенгри коня коричнево-пестрой масти [Екеев 2008: 92–93]..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уникальный документ о приеме кыргызских послов императрицей Екатериной II обнаружен в госархиве РФ (фото)

 

http://kyrtag.kg/society/unikalnyy-dokument-o-prieme-kyrgyzskikh-poslov-imperatritsey-ekaterinoy-ii-obnaruzhen-v-gosarkhive-r/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос Тынычу:

Кыргызы тоже положат чашку повернув, то есть дном вверх, если не хочет больше чай пить?

Ну это у казахов такая традиция обычно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос Тынычу:

Кыргызы тоже положат чашку повернув, то есть дном вверх, если не хочет больше чай пить?

Ну это у казахов такая традиция обычно.

Почту за честь ответить многоуважаемому endh-у :

За всех кыргызов не могу ручаться,но такие случаи встречал в своей жизни среди кыргызов.. :)

Вы же не думаете,что эта традиция из Персии? :ozbek:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://hamagmongol.narod.ru/library/pe_2008/ekeev_connection_2008_r.htm

"....Этнический состав мингатов довольно сложный. По исследованиям монгольских этнографов они состоят из трех этнических групп (хэсэг): мянгад, башгид (баскыт) и хиргис. В первой группе – мянгад имеется 17 родов (тээхин/овог): бошого, товсон, бааж, тавлаа, салаа, анга, тулам, мурчуу, барга, сээрдээ, чулуу, цахар, дархад, бурд и другие. Во вторую группу – башгид (башигид, басгыд) входят 19 родов: онход, хуулар, цагаан шувуу, зазгар, хёхнюуд, авгас, ханд, тогооч, оготор бюргэд, шолог, хятад и т.д. А третья группа – хиргис состоит из трех родов: хар-хиргис, шар-хиргис и модон-хиргис. Роды группы мянгад поклонялись божеству Охин тенгри (Лхамо) и ей посвящали (сэтэрлэй) белого коня и синюю овцу. Группа башгид почитала Атаа тенгри (главу восточных тенгриев) и ему посвящали коня коричнево-пёстрой масти (хярэн зээрд). Божеством группы хиргис

93

являлся Хайрхан, и в качестве дара ему посвящали коня сине-серой масти (кёк боро) [Нямсурэн 1999]. Как видим, современный мингатский этнос сформировался на основе консолидации трех разных по происхождению этнических групп. Об этом говорят существенные отличия трех группы по родовому составу и почитаемым племенным божествам.

Переходя к ёлётам (өөлд), проживающим в Эрдэнэбюрэн сумоне, отметим, что у них более 20 родов (яс/овог): бургууд (хар-бургууд, тольтон-бургууд), элжигэд/илжгэд, байлгас, авгас, тоос, цувдаг (хулан-цувдаг, хулхай-цувдаг), эгёс, боролдой/борулта, цорос, шар-монгол, цагаан туг, хойд, мундас и т.д. [Ööлдийн 1999; Очир 1999]. Наши собеседники–старожилы, не могли объяснить значение этнонима бургууд (носители которых являются самым многочисленным родом), но отметили, что он не имеет отношения к названию птицы бюргэд (беркут). Как нам представляется между ёлётским бургууд и известным этнонимом бурут (буруд) существует какая-то взаимосвязь. Потому что в современных монгольских языках (кроме ёлётского и некоторых других ойратских языков), по сравнению со старо-монгольским письменным языком, буква «г» в составе некоторых слов–этнонимов, как правило, выпадает. Например, хошууд~хошигуд, даур~дагур, баяд~баягуд [Цыремпилов 1996. С. 56]. Впервые этноним бурут (в форме бурудут) упоминается в начале XIII в., как название племени (наряду с удут), завоеванного войсками Чингисхана [Рашид-ад-дин. Кн.2. С. 88]. Согласно преданиям ёлётов их древней родиной считаются местности к югу от Байкала. А по монгольским и калмыцким летописям известно, что ёлёты (ёлёт, юлют) составляли одно из четырех древних ойратских племен [Рашид-ад-дин. 1952. Кн.1; КИЛП. С. 95, 140; Санчиров 1990. С. 52].

Подобная связь может существовать между ёлётами и ранними алатами (алакчинами), имевшими пегих (ала/ёлё) лошадей. Во-первых, потому, что в древнетюркское время алаты (кит. бома) жили около Ангары и на юге соседствовали с енисейскими кыргызами [Гумилев 1993. С. 263; Мурзаев 1998. С. 163]. А во вторых, в калмыцкой летописи есть упоминание о том, что в 1640-х годах джунгарский Баатур-хонтайчжи вел войну с алат-киргизами или бурутами [КИЛП 1969. С. 110–111]. Они, возможно, являются потомками алатов (ёлётов), ушедшими вместе с частью енисейских кыргызов в Среднюю Азию. Указанное сообщение летописи наводит на мысль, что термин бурут мог использоваться в отношении не всех, а только части кыргызских (и казахских) племен Семиречья. Кстати, в некоторых случаях вместо бурут использовалось слово борот [Унковский 1887. С. 39]. Нам представляется, что основу указанных этнонимов составляет тюрко-монгольская цветовая символика (пегий, серый «боро/бара», бурый «бурул/бурал»), связанная, скорее всего, с мастью лошади и ландшафтом, а в конечном итоге – с одной из сторон света. Напомню также, что на огромном пространстве Центральной Азии и юга Сибири встречаются названия гор с одинаковой основой (ала): Ала-тау (Алтай, Джунгария), Ала-тоо, Алаг-ола (Ала-шань). А на территории Горного Алтая имеются места с названием Ёлётту (ту – аффикс принадлежности, обладания), которые согласно преданиям, связываются с ёлётами, которые некогда проживали в данных местах (горных долинах).

О названии алтайского сёока бурут в народной памяти известия также не сохранились. Но по легендам, в древности на Алтае, до прихода туда предков алтайцев жили буруты (бурут эл). С их именем связывают древние курганы и арыки. Буруты ушли на юго-запад из-за изменения климата (стали вырастать деревья). Возможно, в легендах отразились события, связанные с проживанием на Алтае древнего народа бурудут (ут - аффикс), покоренного войском Чингис-хана в начале XIII в. [Рашид-ад-дин, 1952]. А о собственно сёоке бурут известно лишь то, что входящие в него люди пришли на Алтай в середине XVIII в. с района Тус-куля [Потанин Г.Н., 1866]. Иначе говоря, они генетически связаны с тянь-шаньскими кыргызами. В пользу сказанного служит и то, что у майманов есть малоизвестное небольшое подразделение бурут-майман. Вероятно, о нем говорится в сообщении о прибытии некоторой части майманов (найманов) с Тянь-Шаня [Соколов 1900]. .."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...