Перейти к содержанию
nik1

Кыргызы-2

Рекомендуемые сообщения

 

 

Я думаю, что в IX - X вв кыргызы попадают на Тянь-Шань с караханидами. Кара-хан как известно один из предков Манаса

Кара-хан по версии С.Каралаева дед Манаса..

 

 

Это местная туркестанская традиция возводить генеалогии значимых людей от Огузхана и Карахана, изначально сами караханиды вели свое происхождение от этих людей, что возможно и соответствует реальности по крайней мере с Караханом, с Огузханом менее ясно, затем при образовании монгольских государств, это традиция приписания Огузхана и Карахана в генеалогиях перенимается чингизидами (скорее их придворными писарями, а ими были как мы знаем выходцы из Восточного Туркестана), в случае с чингизидами и др значимыми лицами это уже мифическая часть генеалогий. Так что навряд-ли Карахан предок Манаса. 

 

основатель династии караханидов ( Кара-хан) естественно не предок Манаса :)  Но именно  при них эпос имел самые благоприятные условия для своего развития ИМХО

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

1. В "Маджму ат-Таварих" очень много анахронизмов, все перепутано, Тохтамыш воюет с Елюй Даши и т.д. Однако - именно в нем мы встречаем полный список кыргызских племен. Причем - в этом списке нет кыпчаков. Кыпчаки упоминаются как отдельная группа во главе с Ак-Тимуром (джети кашка). Добавляется, что они родственники с Манасом.

2. По деду Манаса все очень сложно. В его имени Каркара-хан отражается наименование одной области Кимакского каганата, в которой кимаки по одежде и обычаям схожи с кыргызами (енисейскими). Наименование Каркаралы (г. Каракаралинск) - там даже показывают ясли коня Манаса, есть вроде перевал Манаса и т.д. это Центральный Казахстан. Есть Каркара и у нас (точнее была). В эпосе постоянно упоминаются луга Каркары, это уже северо-восточнее Иссык-Куля.

3. Белек Солтоноев ничего не говорит о племенной принадлежности своих информаторов в Кашгаре и Таласе. Однако в Таласе, где живут представители сол канат практически нет кыргыз-кыпчаков.

4. По статье — я провел исследование и написал то, чему я верю, только и всего. Это знаю не нравится многим. Однако если есть разумная критика - всегда готов ее принять :)

5. Я изучал в основном те племена кыргызов, которые были как то связано с кыпчакским пластом. Далее есть мечта, изучить и остальные племена, выявив все пласты - енисейско-кыргызский, огузский, карлукский, уйгурский и другие.

 

В генеалогии поправлю.

Уважаемый Рустам аке!

 

1)Согласны ли Вы с мнением В.Бартольда о том,что "Маджму ат-Таварих" - "книга,которая не имеет исторического значения"? (от себя) : И что сочинение не дает достаточно надежной базы,чтобы использовать его в трудах на историческую тематику?

2)По поводу деда..Вы считаете Кара-хан и Ногой-хан - это Каркара-хан?По поводу топонимов в Казахстане,которые Вы привели : можно ли в таком случае утверждать,что селение Манас, ручей Бекенез, хребет Каркар в Центральной Кумыкии - тоже родина Манаса?А также селения : Манасаул, Манаскент, ЖД станция Манас,имена Манас,фамилии Манасовы,род Мантас,еще один хребет Каркар но уже в Карабахе?..А какое имя отца Манаса в сочинении?

3)Возможно(т.е.не точно)в данное время нет кыпчаков в Таласе,а во времена Б.Солтоноева(век назад)возможно еще были..К тому же с уверенностью на мой взгляд, говорить об-этом пока преждевременно..

4)По статье..Мне всегда казалось,что ученые-историки в своих работах беспристрастны и руководствуются железной логикой отодвинув в сторону чувства,эмоции..Возможно поэтому,"многим не нравится",что "изложена на весьма спорных моментах,во многом произвольных толкований исторических источников и покоится на менее обоснованных предположениях"?Как Вы думаете?Ведь Л.Кызласов(между прочим великий ученый) в свое время тоже верил и был убежден в своей версии о древних хакасах..И кстати Вы так и не ответили насчет специалистов - манасоведов..Что они думают по поводу родовой принадлежности Ай көл-я? И хочу добавить к вопросу : Вы показывали свою статью специалистам - манасоведам перед публикацией(стандартная процедура),которые отделили бы зёрна от плевел?

5)Те племена,которые были как-то связаны с кыпчакским пластом..Среди них есть племя нойгут?Спрашиваю об-этом в связи с тем,что есть(помимо Вашей)версия о нойгутском(т.е.ногайском) происхождении,если Вы конечно слышали об-этом..И случаем, не пробовали изучить, справедливости ради,и в этом направлении ..?

 

С Уважением! :):qyrgyz_new:

 

P.S.И еще раз извиняюсь за скептицизм и дотошную критику!

 

 

Племя нойгут могульского происхождения, т.е. это выходцы из чагатайского улуса, это не ногайцы, у уйгуров еще в нач 20 века отмечается этнографическая группа "нюгейт", далее информации о них не встречается, по крайней мере не встречал, видимо ассимилировались с др группами уйгуров.

 

 

Нойгут нируны.от слова нойон,ноен ,нойонгут.

 

 

Да скорее всего этимология монгольская.

 

 

 

 

 

46. Qači-Küluk-un koun Qaidu Namolun eke-deče toreksen bulee. Qačin-no koun Noyağidai neretei bulee. Noyanšiq aburitu tuta "Noyaqin oboqtan boluba
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моему личное мнение Бутанаева в данном вопросе не важно, вы его ссылки на источники приведите. Сомневаюсь, что в русских архивах даны такие данные по этногенезу. Имхо, это домыслы автора.

 

P.S.: среди казахов верховий Иртыша, а это кереи и меркиты, а также частично найманские роды, одноименного рода кыргыс не было и нет. То есть нет даже родового созвучия как в случае с сагайцами, алтайцами или уранхаями. На чем в таком случае базируется его версия? 

Уважаемый АксКерБорж,ваше обращение ко мне : "Я вам привел цитаты из труда Абрамзона. Получается, что вы своими смайликами обсмеяли его фундаментальный труд." - ничем не напоминает ваши "Имхо,это домыслы автора"? Связующую суть улавливаете?

В свою очередь,также хочу в таком случае обратить ваше внимание на то,что личное мнение Абрамзона насчет этнонима "кыргыз" в данном случа не важно..Вы его ссылки на источники приведите..Имхо,это домыслы автора.

 

P.S.Это называется эффект бумеранга :) Вот и выпутайтесь сперва в своих доводах,а потом продолжим,с вашего позволения,конструктивный диалог..И надеюсь,что не уйдете от ответа как в случае с вашими утверждениями о том,то казахи носили калпак редко,потому-что это привилегия чингизидов,а кыргызы носили массово из за того,что у них не было торе.. :D:lol:  Извините за смайлики,не удержался из за абсурдности этого утверждения.Надеюсь не сочтете за грубость :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Племя нойгут могульского происхождения, т.е. это выходцы из чагатайского улуса, это не ногайцы, у уйгуров еще в нач 20 века отмечается этнографическая группа "нюгейт", далее информации о них не встречается, по крайней мере не встречал, видимо ассимилировались с др группами уйгуров.

Кара-хан и Ногой-хан - это имена дедов Манаса в разных версиях эпоса "Манас"..Думаю,что не к месту привязывать названия имени,к племенам/родам..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нойгут нируны.от слова нойон,ноен ,нойонгут.

:) Не представляю,что было бы узнай,что наш нукура кыргызский баатыр Манас - окажется жужаньского происхождения :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2. По деду Манаса все очень сложно. В его имени Каркара-хан отражается наименование одной области Кимакского каганата, в которой кимаки по одежде и обычаям схожи с кыргызами (енисейскими). Наименование Каркаралы (г. Каракаралинск) - там даже показывают ясли коня Манаса, есть вроде перевал Манаса и т.д. это Центральный Казахстан. Есть Каркара и у нас (точнее была). В эпосе постоянно упоминаются луга Каркары, это уже северо-восточнее Иссык-Куля.

3. Белек Солтоноев ничего не говорит о племенной принадлежности своих информаторов в Кашгаре и Таласе. Однако в Таласе, где живут представители сол канат практически нет кыргыз-кыпчаков.

4. По статье — я провел исследование и написал то, чему я верю, только и всего. Это знаю не нравится многим. Однако если есть разумная критика - всегда готов ее принять

И кстати,хотел добавить,что в ситуации с Вашей статьей о Манаса,напомнила мне ситуацию с романом Ч.Айтматова,о которой Вы упомянули в теме про "Кыргызы"..Где вы заметили(кстати правильно заметили),что с подачи Ч.Айтматова термин "Энесай"(правильнее было бы Кем) прочно вошло в массы людей,которые до этого то никогда и не слышали этого слова от предков..(само слово гянь гунь,т.е.кыргыз,если не ошибаюсь от кит.транскрипции Кем-кемджут )..Так и с Вашей статьей(очень спорной),на мой взгляд,получается также..С Вашей подачи Манас-кыпчак прочно войдет(если уже не вошломассы людей в,данном случае - кыпчакского мира от Венгрии до Монголии..Что уже наблюдается о кыпчаке-Манас(акцент делается на происхождение) в карачаевских,кумыкских,хакасских,якутских,казахских и др.(далеко не полный список) форумах..Причем этнос кыргыз используется во многих случаях редко..

И это все при всем том Уважении к Вам как к историку который внес свой вклад в историю и этногенез кыргызов! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

2. По деду Манаса все очень сложно. В его имени Каркара-хан отражается наименование одной области Кимакского каганата, в которой кимаки по одежде и обычаям схожи с кыргызами (енисейскими). Наименование Каркаралы (г. Каракаралинск) - там даже показывают ясли коня Манаса, есть вроде перевал Манаса и т.д. это Центральный Казахстан. Есть Каркара и у нас (точнее была). В эпосе постоянно упоминаются луга Каркары, это уже северо-восточнее Иссык-Куля.

3. Белек Солтоноев ничего не говорит о племенной принадлежности своих информаторов в Кашгаре и Таласе. Однако в Таласе, где живут представители сол канат практически нет кыргыз-кыпчаков.

4. По статье — я провел исследование и написал то, чему я верю, только и всего. Это знаю не нравится многим. Однако если есть разумная критика - всегда готов ее принять

И кстати,хотел добавить,что в ситуации с Вашей статьей о Манаса,напомнила мне ситуацию с романом Ч.Айтматова,о которой Вы упомянули в теме про "Кыргызы"..Где вы заметили(кстати правильно заметили),что с подачи Ч.Айтматова термин "Энесай"(правильнее было бы Кем) прочно вошло в массы людей,которые до этого то никогда и не слышали этого слова от предков..(само слово гянь гунь,т.е.кыргыз,если не ошибаюсь от кит.транскрипции Кем-кемджут )..Так и с Вашей статьей(очень спорной),на мой взгляд,получается также..С Вашей подачи Манас-кыпчак прочно войдет(если уже не вошломассы людей в,данном случае - кыпчакского мира от Венгрии до Монголии..Что уже наблюдается о кыпчаке-Манас(акцент делается на происхождение) в карачаевских,кумыкских,хакасских,якутских,казахских и др.(далеко не полный список) форумах..Причем этнос кыргыз используется во многих случаях редко..

И это все при всем том Уважении к Вам как к историку который внес свой вклад в историю и этногенез кыргызов! :)

 

Не расстраивайтесь, Tynych.  В наших жилах течет кровь наших кыпчакских матерей. Когда-нибудь  через Манаса потомки кыпчаков вернутся к своим кыргызским корням :qyrgyz_new: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

По моему личное мнение Бутанаева в данном вопросе не важно, вы его ссылки на источники приведите. Сомневаюсь, что в русских архивах даны такие данные по этногенезу. Имхо, это домыслы автора.

 

P.S.: среди казахов верховий Иртыша, а это кереи и меркиты, а также частично найманские роды, одноименного рода кыргыс не было и нет. То есть нет даже родового созвучия как в случае с сагайцами, алтайцами или уранхаями. На чем в таком случае базируется его версия? 

 

Уважаемый АксКерБорж,ваше обращение ко мне : "Я вам привел цитаты из труда Абрамзона. Получается, что вы своими смайликами обсмеяли его фундаментальный труд." - ничем не напоминает ваши "Имхо,это домыслы автора"? Связующую суть улавливаете?

В свою очередь,также хочу в таком случае обратить ваше внимание на то,что личное мнение Абрамзона насчет этнонима "кыргыз" в данном случа не важно..Вы его ссылки на источники приведите..Имхо,это домыслы автора.

P.S.Это называется эффект бумеранга :) Вот и выпутайтесь сперва в своих доводах,а потом продолжим,с вашего позволения,конструктивный диалог..И надеюсь,что не уйдете от ответа как в случае с вашими утверждениями о том,то казахи носили калпак редко,потому-что это привилегия чингизидов,а кыргызы носили массово из за того,что у них не было торе.. :D:lol:  Извините за смайлики,не удержался из за абсурдности этого утверждения.Надеюсь не сочтете за грубость :)

 

Я ничего не понял из ваших слов. Я лишь просил вас привести ссылки автора на источники. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не расстраивайтесь, Tynych.  В наших жилах течет кровь наших кыпчакских матерей. Когда-нибудь  через Манаса потомки кыпчаков вернутся к своим кыргызским корням :qyrgyz_new:

В наших жилах помимо кыпчакской крови течет и другие кыргызские : сарыбагыш,бугу,басыз,солто,саяк,мундуз и мн.другие..Кыпчакский мир очень пестрый и разнообразный,есть кыргыз-кыпчаки,есть казах-кыпшаки,есть куманы,есть алтай-кыпчаки и мн.другие..И сомневаюсь,что те другие кыпчаки примкнут к нашим кыпчакам и возьмут этноним "кыргыз"..А вот Манасом,как мне кажется,будут спекулировать долго..пока в один "прекрасный" день не узнаем,что Манас то и не совсем кыргыз-Манас,а герой кыпчакского мира.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ничего не понял из ваших слов. Я лишь просил вас привести ссылки автора на источники.

Я хотел просто сравнить ваши посты.. Вот посмотрите пож-ста : АксКерБорж - "Я вам привел не личное мнение, а цитаты из труда Абрамзона. Получается, что вы своими смайликами обсмеяли его фундаментальный труд." Когда я в свое время привел цитаты из труда Бутанаева,вот что вы ответили АксКерБорж - "По моему,личное мнение Бутанаева в данном вопросе не важно..Имхо, это домыслы автора." и далее пишете АксКерБорж - "вы его ссылки на источники приведите."..То.есть на цитаты Абрамзона вы не дали доказательств,а на цитаты Бутанаева требуете доказательства..

Сделаем так,чтобы было все по-честному..Докажите,что этноним "кыргыз" не был этнонимом,я же в свою очередь постараюсь привести источник на Бутанаева.. :) Все по справедливости будет :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не расстраивайтесь, Tynych.  В наших жилах течет кровь наших кыпчакских матерей. Когда-нибудь  через Манаса потомки кыпчаков вернутся к своим кыргызским корням :qyrgyz_new:

В наших жилах помимо кыпчакской крови течет и другие кыргызские : сарыбагыш,бугу,басыз,солто,саяк,мундуз и мн.другие..Кыпчакский мир очень пестрый разнообразный,есть кыргыз-кыпчаки,есть казах-кыпшаки,есть куманы,есть алтай-кыпчаки и мн.другие..И сомневаюсь,что те другие кыпчаки примкнут к нашим кыпчакам и возьмут этноним "кыргыз"..А вот Манасом,как мне кажется,будут спекулировать долго..пока в один "прекрасный" день не узнаем,что Манас то и не совсем кыргыз,а герой кыпчакского мира.. :)

 

Это вряд ли, национальная психология устойчивая штука. Кого-то на форумах может быть тешит мысль,  что Манас это их герой, а калпак их головной убор, но народ-то не изменишь. Никогда Манас не будет героем кипчакского мира, так же как калпак не будет их головным убором.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В наших жилах помимо кыпчакской крови течет и другие кыргызские : сарыбагыш,бугу,басыз,солто,саяк,мундуз и мн.другие..

 

Можно у вас поинтересоваться, о какой крови вы ведете речь? Наверно по материнской линии? Потому что насколько мне известно у наших народов, состоящих из отдельных родоплемен, по мужской линии принадлежность строго одна и ее не может быть много. К примеру я не могу утверждать, что в моих жилах помимо керейтской крови течет и найманская, кыпчакская или джалаирская кровь. Это будет с моей стороны наглым и необоснованным обвинением своих предков в адюльтере. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это вряд ли, национальная психология устойчивая штука. Кого-то на форумах может быть тешит мысль,  что Манас это их герой, а калпак их головной убор, но народ-то не изменишь. Никогда Манас не будет героем кипчакского мира, так же как калпак не будет их головным убором.

 

Насчет колпаков с вами все понятно, вы любитель потроллить, ну и на здоровье вам. :az1: Только поправлю вас, что колпак, имхо, не столько кыпчакский, сколько мунгул-татарский.

 

Но я вообще то по поводу Манаса. Конечно никто на него не претендует, но я набрел на интересную информацию в путевых записках Г.Н. Потанина (19 век), по которой Манас казахский герой: :qazaq1:

 

"... Котловина, вероятно, имела большое значение в жизни кочевников Саура и Тарбагатая; в ней постоянно находились кочевья влиятельных людей, а один из проходов в Тарбагатае называется Манастын-асу. т. е. проход Манаса. Манас - герой самой популярной поэмы у казахов. По преданию, он кочевал по равнине Зайсана."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самый первый троль на этом сайте это вы :qyrgyz_new: . По сравнению с вами Хусаин, Апостол и т.д. и т.п.  это  просто детский сад. Иногда у меня возникает такая мысль, не вы ли сами их периодически штампуете, что бы под видом борьбы с примитивными троллерами скрыть свой изощренный троллинг. А калпак как бы вам не хотелось не кыпчакский, не казахский и даже не мунгал-татарский, если конечно под татарами не понимать кыргызов, что скорее всего так и есть.

 

Опять вы троллите в свойственной вам манере.Такую глупость мог написать только идиот, но вы не идиот , а просто потерявший над собой контроль человек, скатившийся до уровня примитивного троллера. 

 

На усмотрение админа. По моему, вы совсем распоясались. И к тому, по моему, вы ошибочно понимаете термин "троллинг", путая с ним аргументацию собеседников и отрицая троллинг в своих голословных утверждениях.

 

Как мог Потанин  так писать, если в 19 веке казахов  не было, а были киргизы и киргиз-кайсаки. 

 

Читайте его первое путешествие 1862 - 1864 гг., есть в сети.

Он вырос на Иртыше среди казахских мальчишек в каких-то 25 км. от моего аула, играя в бараньи альчики, в совершенстве владел казахским языком и прекрасно знал самоназвание народа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Самый первый троль на этом сайте это вы :qyrgyz_new: . По сравнению с вами Хусаин, Апостол и т.д. и т.п.  это  просто детский сад. Иногда у меня возникает такая мысль, не вы ли сами их периодически штампуете, что бы под видом борьбы с примитивными троллерами скрыть свой изощренный троллинг. А калпак как бы вам не хотелось не кыпчакский, не казахский и даже не мунгал-татарский, если конечно под татарами не понимать кыргызов, что скорее всего так и есть.

 

Опять вы троллите в свойственной вам манере.Такую глупость мог написать только идиот, но вы не идиот , а просто потерявший над собой контроль человек, скатившийся до уровня примитивного троллера. 

 

 На усмотрение админа. По моему, вы совсем распоясались.

 

Вообще-то я знал, что вы к этому ведете :qyrgyz_new: . Вам следует добровольно отказаться от модерирования( хотя , судя по вашей ментальности вы вряд ли это сделаете).Совмещать и то и другое у вас не получается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это вряд ли, национальная психология устойчивая штука. Кого-то на форумах может быть тешит мысль,  что Манас это их герой, а калпак их головной убор, но народ-то не изменишь. Никогда Манас не будет героем кипчакского мира, так же как калпак не будет их головным убором.

Вы согласны с утверждением,что Манас - это кыргыз-кыпчак?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то я знал, что вы к этому ведете :qyrgyz_new: . Вам следует добровольно отказаться от модерирования( хотя , судя по вашей ментальности вы вряд ли это сделаете).Совмещать и то и другое у вас не получается.

 

Я уже предлагал вам с Tynych'ем попроситься у админа в модераторы? Со мной не вопрос, я в любое время готов уйти и уступить горячо желающим и постоянно жалующимся, контингент известный.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если честно раньше близко не интересовался проблематикой Манаса. Обратившись к вопросу обнаружил интересные моменты.

 

Как утверждал выше Потанин, казахи Тарбагатая и окрестных регионов считали Манаса своим героем и локализовали его кочевья с Зайсан-нором

 

Потом в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона обнаружил, что Эр-Манас был из рода Сары-Ногайстранствующий с 40 товарищами по всему миру, достойным противником которого является один только Йолой, повелитель язычников.

 

При обращении к одноименным топонима обнаружил, что на западе это горная вершина Манас и одноименный перевал близ современной Кыргызско-Казахской границы на Таласе на стыке Кыргызстана, Южно-Казахстанской и Жамбылской областей.

А на востоке это горный перевал Манас на Тарбагатае на Казахско-Китайской границе и недалеко от него река Манас на севере СУАР КНР, а также совсем небольшое озеро Манас в Горном Алтае площадью 300х700 м.

 

Что по этому поводу думаете, Tynych?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно у вас поинтересоваться, о какой крови вы ведете речь? Наверно по материнской линии? Потому что насколько мне известно у наших народов, состоящих из отдельных родоплемен, по мужской линии принадлежность строго одна и ее не может быть много. К примеру я не могу утверждать, что в моих жилах помимо керейтской крови течет и найманская, кыпчакская или джалаирская кровь. Это будет с моей стороны наглым и необоснованным обвинением своих предков в адюльтере. :)

Действительно,я имел ввиду кровь по-материнской линии..К примеру,если взять меня,то у меня помимо кудайлаткой крови по отцу,течет по женкой линии на вскидку : мамат-берек,саруу,багыш,мундуз и т.д.(по жен.линии матери) и наверное столько-же и по жен.линии отца..

Что касается вас,то наверняка,что и у вас по жен.линии разнообразие..И тут не при чем неверность..:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Это вряд ли, национальная психология устойчивая штука. Кого-то на форумах может быть тешит мысль,  что Манас это их герой, а калпак их головной убор, но народ-то не изменишь. Никогда Манас не будет героем кипчакского мира, так же как калпак не будет их головным убором.

Вы согласны с утверждением,что Манас - это кыргыз-кыпчак?

 

Нет. В эпосе нигде Манас не говорит, что он кыпчак. Он везде подчеркивает, что он кыргыз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В наших жилах помимо кыпчакской крови течет и другие кыргызские : сарыбагыш,бугу,басыз,солто,саяк,мундуз и мн.другие..

 

Можно у вас поинтересоваться, о какой крови вы ведете речь? Наверно по материнской линии? Потому что насколько мне известно у наших народов, состоящих из отдельных родоплемен, по мужской линии принадлежность строго одна и ее не может быть много. К примеру я не могу утверждать, что в моих жилах помимо керейтской крови течет и найманская, кыпчакская или джалаирская кровь. Это будет с моей стороны наглым и необоснованным обвинением своих предков в адюльтере. :)

 

Не знаю как у вас лично, но у чингизидов  8 разных предков, хотя должен быть один.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет колпаков с вами все понятно, вы любитель потроллить, ну и на здоровье вам. :az1: Только поправлю вас, что колпак, имхо, не столько кыпчакский, сколько мунгул-татарский.

 

Но я вообще то по поводу Манаса. Конечно никто на него не претендует, но я набрел на интересную информацию в путевых записках Г.Н. Потанина (19 век), по которой Манас казахский герой: :qazaq1:

 

"... Котловина, вероятно, имела большое значение в жизни кочевников Саура и Тарбагатая; в ней постоянно находились кочевья влиятельных людей, а один из проходов в Тарбагатае называется Манастын-асу. т. е. проход Манаса. Манас - герой самой популярной поэмы у казахов. По преданию, он кочевал по равнине Зайсана."

Видимо для вас исторические письменные источники - это пустое место,исходя из ваших выводов..Хотя вы же и сами писали,что для вас письменные источники - это веский аргумент..Я же вам приводил выдержку из кит.источника про калпак датируемый 976 г.,когда этноним мунгал-татар еще не существовало..Может у них была машина-времени!? :D:lol:

Кроме того,Бернштам считал,что великий кыргызский каган Барсбек был прототипом Манаса..Прочтите ""Археология и история древнего и средневекового Кыргызстана"..Ваша попытка причислить Манаса к казахам,вызывает только улыбку..Из вашей цитаты я не увидел слово "Манас-казах"..Про перевал Манас приводил в своей статье "Кыпчакские корни Манаса" уваж. Рустам аке..ссылаясь на то,что в те времена в тех местах обитали кимако-кипчаки,когда этнонима то и "казах" не существовало..Вы же не хотите на основании того,что у казахов есть кыпчаки,приклеить Манаса к казахам?Так же как пытались присвоить Мухаммада Хайдара Дулати к казахам на этом же основании :D:lol: ..Но по крайней мере похвально с вашей стороны попытаться присвоить другие Манаса..как уже не в первй раз пытались.. :D:lol:  Мечтать не вредно.. :)

 

P.S.чуть не забыл..Не согласен с Bektemir2-ом о том,что калпак - это чисто кыргызский головной убор,так как согласен с тем,что казахи тоже носят(пусть и не так массово как кыргызы)..Я могу только предположить,что калпак казахи наравне с др.народами переняли эту традицию у кыргызов..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже предлагал вам с Tynych'ем попроситься у админа в модераторы? Со мной не вопрос, я в любое время готов уйти и уступить горячо желающим и постоянно жалующимся, контингент известный.  

Уважаемый АксКерБорж,прошу сохранять спокойствие.. :) Уже не в первый раз,опять хочу донести до вашего сведения,что на должность модератора не претендую..И считаю вас в этом качестве(модератора),пусть и не идеальным(см.действия модератора) но вполне приемлемым..И не вижу других юзеров в этом качестве подходящим.. :) и попросил бы вас впредь не спекулировать(не в первый раз) моим именем..т.к.я уже давно высказался насчет этого.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если честно раньше близко не интересовался проблематикой Манаса. Обратившись к вопросу обнаружил интересные моменты.

 

Как утверждал выше Потанин, казахи Тарбагатая и окрестных регионов считали Манаса своим героем и локализовали его кочевья с Зайсан-нором

 

Потом в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона обнаружил, что Эр-Манас был из рода Сары-Ногайстранствующий с 40 товарищами по всему миру, достойным противником которого является один только Йолой, повелитель язычников.

 

При обращении к одноименным топонима обнаружил, что на западе это горная вершина Манас и одноименный перевал близ современной Кыргызско-Казахской границы на Таласе на стыке Кыргызстана, Южно-Казахстанской и Жамбылской областей.

А на востоке это горный перевал Манас на Тарбагатае на Казахско-Китайской границе и недалеко от него река Манас на севере СУАР КНР, а также совсем небольшое озеро Манас в Горном Алтае площадью 300х700 м.

 

Что по этому поводу думаете, Tynych?

1)Вы утверждаете,что эр-Манас - это казах?

2)Вы утверждаете,что Эр-Манас и кыргызский Манас - один и тот-же персонаж?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет. В эпосе нигде Манас не говорит, что он кыпчак. Он везде подчеркивает, что он кыргыз.

http://www.eurasica.ru/articles/kyrgyz/ra_abdumanapov_o_kypchakskih_kornyah_kyrgyzskogo_eposa_manas/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...