АксКерБорж Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Пишпек(Бишкек) - 'мутовка, с помощью которой взбалтывают кумыс' Всегда забываю спросить, а почему "пішпек" стало бішкек? (у нас мутовка - піспек). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Действительно, белая шерсть ценилась выше ввиду редкости. А мне кажется не из-за этого. Недостатка в белых овцах не было. Белый цвет сам по себе считался у скотоводов кочевников святым и чистым (другое значение слова ақ - чистый, честный) прежде всего на примере молока матери и седине старцев, а затем и всех молочных продуктов. Отсюда хана поднимали на белом войлоке, знать на головы одевала калпак из белого войлока, живущие в достатке жили в юрте из белого войлока, в девушках ценили не снежную белизну как у славян, а молочную белизну (сүттен ақ), происхождение, силу, доблесть и оружие тоже связывали с белизной: ақ сүйек - аристократ, белая кость, ақ білектің күші - сила рук, ақ боз ат - белая лошадь, ақ найза - копье, ақ қылыш - сабля, ақ алмас - острый клинок, ақ берен - кольчуга и т.д. и т.п. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Вроде кто-то говорил, что был в Третьяковке. Интересно, видел ли это? И какой перед нами киргиз, совсем уже запутались. Киргизский всадник. Орловский А.О., 1817 г. СПб, Третьяковская галерея: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Вообще-то Верещагин хорошо различал кыргызов и казахов Я в курсе..Просто хотел как бы сказать уваж.АксКерБорж-у,что "не все то золото,что блестит" - что не все картины с подписью "киргиз" надо понимать как "казах"..Картина "Богатый киргизский охотник" художника Верещагина посвящена его другу Байтик Канаеву(кырг.Байтик баатыр)..В свое время посчастливилось увидеть оригинал в Третьяковской галереи лет 15 назад в Первопрестольной.. Я знаком с содержательной перепиской Bektemir2 с Бахтияром по вопросу калпаков, где он обосновал, что киргиз на картине Верещагина настоящий кыргыз, соответственно, и его калпак кыргызского покроя. И это я не оспариваю, таких форм у казахов кажется точно не было. Этот вид похож на калпаки лобноровцев Бахтияра. Насчет подписи под картинами "киргиз" я не ведусь на этом, как вы ошибочно думаете. Все залитые мной картины и гравюры действительно рисуют казахов. А вот подтверждение моим вчерашним словам - Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X веках: "Общепризнанно в науке, что одним из устойчивых этнографических признаков являются головные уборы. Поколение кочевников эпохи средневековья в степной зоне предпочитало зимой меховые шапки — высокие и невысокие, напоминающие современные ушанки. Именно в таких тюрки чаще всего изображены на каменных изваяниях (Евтюхова, 1952, с.105). Летом они носили небольшие войлочные шапки в виде усечённого конуса, по утверждению Л.А. Евтюховой, напоминающие современные казахские шапочки." Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Здесь представители Орды в широкополых калпаках. В абсолютно таких же калпаках такого же фасона и раскроя на всех фарских фото присутствуют делегаты султаны от Киши джуза: Иван III уничтожает ханскую басму. Гравюра Н.А.Кошелева. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Здесь тоже. Тот же сюжет, но в другом исполнении. Иоанн III разрывает ханскую грамоту и топчет басму перед татарскими послами. А.Д.Кившенко, 19 век: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Казахи: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bektemir2 Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 1.У вас есть данные о том,что всех хакасов без разбору записывали кыргызами?Ведь помимо сеока кыргыз,есть и др.хакасские сеоки.. 2.Еще раз напишу..Иренек,хакасы,тувинцы,кергуды,хиргисы и др.кыргызские племена не знают о Манасе,т.к.- это герой Тенир-Тооских кыргызов..Когда часть кыргызов мигрировала в современный Кыргызстан,судьба и история Тенир-Тооских и Енисейских кыргызов-протекала отдельно..Деде Манаса жил в Тенир-Тоо и в силу обстоятельств,ему пришлось откочевать на Алтай(временно)..Само собой разумеется,что ен.кыргызы не знали о Манасе.. 1. Конечно, кругом все только и утверждают, что мол хакасы это кыргызы, а кыргызы это хакасы, лишь разделенные расстоянием. А что, разве это не так? Если даже Иренека стали называть хакасским богатырем. 2. Ловко у вас получается однако. Значит Манас не из Алтая, потому что в таком случае его должны помнить хакасы, а из Тянь-Шаня, но в какой-то период он съездил в командировку (временно) на Алтай. Не могу опереться на источники в этом вопросе, но чутье подсказывает, что кыргыз он и на Енисее кыргыз, а потому должен нигде не терять свой специфический набор признаков - это этноним, язык, бесстрашие, ак калпак, память о Манасе и конечно же тагай. Если хотя бы некоторые из этих признаков присутствуют, то значит связь еще жива, если нет, то по ходу имеет место полная и необратимая ассимиляция и говорить о родстве говорить вряд ли приходится. К таковым я отнес бы, например, сеок кыргыз среди хакасов, а также осколки среди тывалар, монголов и казахов. Хотя, к примеру, фуюйские кыргызы к таким не относятся. Манас не съездил в командировку на Алтай, он там родился. В каком именно году он родился никто не знает. Тагай же один из прародителей правого крыла. Как он связан с Манасом тоже никому не известно. В эпосе нет такого персонажа. У вас каша в голове. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bektemir2 Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Действительно, белая шерсть ценилась выше ввиду редкости. А мне кажется не из-за этого. Недостатка в белых овцах не было. Белый цвет сам по себе считался у скотоводов кочевников святым и чистым (другое значение слова ақ - чистый, честный) прежде всего на примере молока матери и седине старцев, а затем и всех молочных продуктов. Отсюда хана поднимали на белом войлоке, знать на головы одевала калпак из белого войлока, живущие в достатке жили в юрте из белого войлока, в девушках ценили не снежную белизну как у славян, а молочную белизну (сүттен ақ), происхождение, силу, доблесть и оружие тоже связывали с белизной: ақ сүйек - аристократ, белая кость, ақ білектің күші - сила рук, ақ боз ат - белая лошадь, ақ найза - копье, ақ қылыш - сабля, ақ алмас - острый клинок, ақ берен - кольчуга и т.д. и т.п. Если следовать вашей логике, то у каракалпаков черный цвет - символ чистоты и святости. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bektemir2 Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Вообще-то Верещагин хорошо различал кыргызов и казахов Я в курсе..Просто хотел как бы сказать уваж.АксКерБорж-у,что "не все то золото,что блестит" - что не все картины с подписью "киргиз" надо понимать как "казах"..Картина "Богатый киргизский охотник" художника Верещагина посвящена его другу Байтик Канаеву(кырг.Байтик баатыр)..В свое время посчастливилось увидеть оригинал в Третьяковской галереи лет 15 назад в Первопрестольной.. Я знаком с содержательной перепиской Bektemir2 с Бахтияром по вопросу калпаков, где он обосновал, что киргиз на картине Верещагина настоящий кыргыз, соответственно, и его калпак кыргызского покроя. И это я не оспариваю, таких форм у казахов кажется точно не было. Этот вид похож на калпаки лобноровцев Бахтияра. Насчет подписи под картинами "киргиз" я не ведусь на этом, как вы ошибочно думаете. Все залитые мной картины и гравюры действительно рисуют казахов. А вот подтверждение моим вчерашним словам - Овчинникова Б.Б. Тюркские древности Саяно-Алтая в VI-X веках: "Общепризнанно в науке, что одним из устойчивых этнографических признаков являются головные уборы. Поколение кочевников эпохи средневековья в степной зоне предпочитало зимой меховые шапки — высокие и невысокие, напоминающие современные ушанки. Именно в таких тюрки чаще всего изображены на каменных изваяниях (Евтюхова, 1952, с.105). Летом они носили небольшие войлочные шапки в виде усечённого конуса, по утверждению Л.А. Евтюховой, напоминающие современные казахские шапочки." речь идет о казахской тюбетейке Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bektemir2 Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Здесь представители Орды в широкополых калпаках. В абсолютно таких же калпаках такого же фасона и раскроя на всех фарских фото присутствуют делегаты султаны от Киши джуза: Иван III уничтожает ханскую басму. Гравюра Н.А.Кошелева. когда создана эта гравюра? Скорее всего это современная гравюра Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bektemir2 Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Здесь тоже. Тот же сюжет, но в другом исполнении. Иоанн III разрывает ханскую грамоту и топчет басму перед татарскими послами. А.Д.Кившенко, 19 век: 19 век. Этим все сказано Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Манас не съездил в командировку на Алтай, он там родился. В каком именно году он родился никто не знает. Тагай же один из прародителей правого крыла. Как он связан с Манасом тоже никому не известно. В эпосе нет такого персонажа. У вас каша в голове. Это я адресовал Tynych'у, он ведь Манаса связывает с Тянь-Шанем и поэтому он отправляет его во временную командировку на Алтай. Прошу прощения, очепятка, ведь с маленькой буквы написано, я хотел написать тайган. Поэтому за кашу вас прощаю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 А мне кажется не из-за этого. Недостатка в белых овцах не было. Белый цвет сам по себе считался у скотоводов кочевников святым и чистым (другое значение слова ақ - чистый, честный) прежде всего на примере молока матери и седине старцев, а затем и всех молочных продуктов. Отсюда хана поднимали на белом войлоке, знать на головы одевала калпак из белого войлока, живущие в достатке жили в юрте из белого войлока, в девушках ценили не снежную белизну как у славян, а молочную белизну (сүттен ақ), происхождение, силу, доблесть и оружие тоже связывали с белизной: ақ сүйек - аристократ, белая кость, ақ білектің күші - сила рук, ақ боз ат - белая лошадь, ақ найза - копье, ақ қылыш - сабля, ақ алмас - острый клинок, ақ берен - кольчуга и т.д. и т.п. Если следовать вашей логике, то у каракалпаков черный цвет - символ чистоты и святости. Это не моя логика, а это тюркская история. У каракалпаков своя история и история происхождения этнонима, и она не противоречит написанному мной. На вороных конях тоже ездили и ничего, нравились даже знати. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bektemir2 Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Манас не съездил в командировку на Алтай, он там родился. В каком именно году он родился никто не знает. Тагай же один из прародителей правого крыла. Как он связан с Манасом тоже никому не известно. В эпосе нет такого персонажа. У вас каша в голове. Это я адресовал Tynych'у, он ведь Манаса связывает с Тянь-Шанем и поэтому он отправляет его во временную командировку на Алтай. Прошу прощения, очепятка, ведь с маленькой буквы написано, я хотел написать тайган. Поэтому за кашу вас прощаю. Отец Манаса родился на Тянь-Шане, потом был выслан Алтай китайцами по эпосу. Эпос Манас творение тяншанских кыргызов-об этом идет речь. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 речь идет о казахской тюбетейке Нет, речь идет "об усеченном конусе". Если бы речь шла о тюбетейке, то казахов в пример не приводили бы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bektemir2 Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 речь идет о казахской тюбетейке Нет, речь идет "об усеченном конусе". Если бы речь шла о тюбетейке, то казахов в пример не приводили бы. о таком, который на казахе слева Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 То есть, белый и черный это лишь различие в статусе? Стало быть Ак калпак новшество, потому что, во времена уравниловки бедных фактически не было, как говорится, работа искала человека. Как люди повсеместно стали строить белые юрты, так и Ак калпак вошел в моду как знак богатства. Только вот, у меня в Муйнаке были родственники-миллионеры, но всеравно на торжествах носили Кара калпак. Ув. Tynych, наверное с Ак калпаком должно быть связано что-то другое, богатсво и деньги ничто по сравнению с чем-то бесценным и нематериальным. Извиняюсь, я человек безразличный к деньгам, может быть не так понимаю человеческую сущность, но всеравно остаюсь при мнении, что с Ак калпаком должно быть связано что-то ценное, чем деньги и положение. Уважаемый Kamal,если честно не знаю с чем связано Ак-калпак..Возможно и что-то др..Просто хочу обратить ваше внимание,что кыргызы юрту называют либо Бооз үй либо Кыргыз үй..Причем не обязательно юрта белого цвета,бывает и темного.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 речь идет о казахской тюбетейке Нет, речь идет "об усеченном конусе". Если бы речь шла о тюбетейке, то казахов в пример не приводили бы. о таком, который на казахе слева Это не усеченный конус. Усеченный конус у 4-го, 7-го и 8-го. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Ув. Tynych, разрешите еще раз обратить ваше внимание на мнение Абрамзона по этому поводу: "... в истории кыргызов нельзя свободно обращаться с этнонимом "кыргыз" как с имеющим одинаковое этническое содержание на протяжении всего его существования; что, к примеру, ни рунические надписи, ни свидетельства Махмуда Кашгари, ни Рашид ад-Дин, ни другие источники не содержат убедительных доказательств в пользу того, что термин "кыргыз" был этнонимом; что в этом совершенно прав В.П. Юдин, писавший: "По-видимому, при объяснении происхождения киргизского народа следует отказаться от стремления следовать за термином." Ув.АксКерБорж,у вас есть доказательства того,что термин "кыргыз" не был этнонимом.?Вы наверное путаете с термином "казах",который был чем-то вроде полиэтнонимом,собирательным..впервые упоминание которого датируется в середине 15 века.. И почему вы,для объективности, не цитируете др.ученых как : Бартольд,Аристов,Кузеев,Миллер,Фишер? Хотя понимаю,что ихние материалы вам не нравятся,т.к.не соответствуют вашим субъективным позициям Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bektemir2 Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 речь идет о казахской тюбетейке Нет, речь идет "об усеченном конусе". Если бы речь шла о тюбетейке, то казахов в пример не приводили бы. о таком, который на казахе слева Это не усеченный конус. Усеченный конус у 4-го, 7-го и 8-го. Возможно, но ваш мурак это какой-то парадный калпак. Он одевается поверх еще одного головного убора и совсем не похож на калпаки которые рисуют русские. Ваш мурак не практичен, с ним невозможно скакать, если он не приклеен, конечно, к нижнему головному убору. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 А зачем сразу две шапки на одной голове? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 1. Конечно, кругом все только и утверждают, что мол хакасы это кыргызы, а кыргызы это хакасы, лишь разделенные расстоянием. А что, разве это не так? Если даже Иренека стали называть хакасским богатырем. 2. Ловко у вас получается однако. Значит Манас не из Алтая, потому что в таком случае его должны помнить хакасы, а из Тянь-Шаня, но в какой-то период он съездил в командировку (временно) на Алтай. Не могу опереться на источники в этом вопросе, но чутье подсказывает, что кыргыз он и на Енисее кыргыз, а потому должен нигде не терять свой специфический набор признаков - это этноним, язык, бесстрашие, ак калпак, память о Манасе и конечно же тагай. Если хотя бы некоторые из этих признаков присутствуют, то значит связь еще жива, если нет, то по ходу имеет место полная и необратимая ассимиляция и говорить о родстве говорить вряд ли приходится. К таковым я отнес бы, например, сеок кыргыз среди хакасов, а также осколки среди тывалар, монголов и казахов. Хотя, к примеру, фуюйские кыргызы к таким не относятся. 1.Иренек оставил самый заметный след в памяти хакасского народа под именем "Оджен-бег",т.е. император.Иренек по праву считается национальным героем,а исторический период деяний великого сына хакасского народа выделяется в особую эпоху - время Оджен-бега (Öӌен пиг тузы).Еренек / В.Я.Бутанаев // Сказания о великом хакасском князе Еренаке / [автор - составитель В.Я.Бутанаев]. - Абакан,2006 2.Мне не интересно играть в вашу игру слов..Для начала посоветовал бы вам ознакомиться вкратце с эпосом "Манас"..Судя по вашим высказывающим словам "командировка","чутье"-это для вас забава..Если так,то вести дискуссию,на мой взгляд,бессмысленно..Вы в общую кучу кинули и Манас,язык,Тагай..В таком случае посоветовал бы вам еще и ознакомиться с историей кыргызов(хотя бы,опять,же вкратце).. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Фактов я не видел, но все равно я не утрирую, стараюсь только в споре хоть чуточку приблизиться к истине и приобрести еще знаний. Я сделал вывод,что вы утрируете исходя из того,что вы(как вы сами сказали) перечитали всех ученых изучающих этногенез кыргызов : И.Бичурина, Ч.Валиханова,Э.Маанаева, Т.Бейшеналиева,Г.Ф. Миллера, И.Е. Фишера, А.Н. Аристова, В.В.Бартольда, Р.Г. Кузеева,А.Н. Бернштама,В.Ромодина,О.К. Караева,И.Б. Молдобаева,С.А. Аттокурова,Ю.С. Худякова,В.Я. Бутанаева,К.И. Петрова,С.М. Абрамзона..и специально делаете вид,что не знакомы с предметом обсуждения и вводите в заблуждение..Хотя,если честно,то я сильно сомневаюсь в том,что вы прочли все труды перечисленных историков..Видать вы долгие годы(если не десятилетия) кропотливо изучали,сопоставляли и делали анализ из прочитанных книг этих авторов.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 22 октября, 2015 Поделиться Опубликовано 22 октября, 2015 Всегда забываю спросить, а почему "пішпек" стало бішкек? (у нас мутовка - піспек). На то и мы кыргызы,что у нас Бишкек,а не Піспек как у казахов.. В этом то и некоторые отличия казахов от кыргызов.. 29 апреля 1878 г. бывший центр Токмакского уезда Семиреченской области Российской империи был переведен в поселение Пишпек.И почти с этого времени любознательные люди пытались найти разъяснение названию «Пишпек».На то,что это искаженное русскими слово «Бишкек»,указывал еще в 1876 г. побывавший в нашем крае русский путешественник и археолог Н.Н.Пантусов (См.:Туркестанские ведомости,1876. 8 июня). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться