Перейти к содержанию
nik1

Кыргызы-2

Рекомендуемые сообщения

13.06.2019 в 16:29, bektemir2 сказал:

Могулистанская знать между прочим это и есть собственно кыргызы (только оседлая) и без поддержки кочевых кыргызов ничего не стоила. Так что читайте историю внимательно и без призмы национализма.

вы считаете что Могулистан это государство кыргызов, а могулы это прямые предки кыргызы (или могулы=кыргызы)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21.08.2019 в 10:30, Rust сказал:

В эпосе "Манас" кыпчаки являются частью кыргызов, тот же Эр Тощтук, хан Урбу и другие. Если бы кыпчаки вошли позднее, то современные кыргызы говорили бы на близком хакасскому языке.

помню в детстве мать рассказывала сказку про Ер-Тостика. получается этот герой из кыпчакского наследия?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
8 минут назад, кылышбай сказал:

помню в детстве мать рассказывала сказку про Ер-Тостика. получается этот герой из кыпчакского наследия?

Эта легенда есть и у сибирских татар. Может быть вполне общетюркской легендой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
8 минут назад, кылышбай сказал:

у кыргызов сохранилось жена - аяш?

Да, есть такой термин. Так называют жен друзей. А своих называют - аял, жубай (супруга).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, кылышбай сказал:

вспоминается фетва М.Шейбани против казахов. кажется даже сам Рузбихан писал на этот счет что то типа "несмотря на это различий между узбеками-казахами и узбеками-шейбанидами не вижу"

+100

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, кылышбай сказал:

наверное разделяли потому что кыргызы поздние пришельцы (относительно моголов)

типичные восточно-азиатские гаплы. вероятность что монолдар из моголов высока

Да, учитывая еще их санжыру из Маджму ат-таварих

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, кылышбай сказал:

наверное разделяли потому что кыргызы поздние пришельцы (относительно моголов)

типичные восточно-азиатские гаплы. вероятность что монолдар из моголов высока

Даже я не зная тюркского догадываюсь что означает - Монолдар в переводе на русский, это просто - Монголы? Точно? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, кылышбай сказал:

кыргызы на вас больше похожи чем казахи

наверное все таки это монгольское наследие (шапка). кажется видел такие шапки на монголах с миниатюр

узбек времен шейбанидов:

800px-A_heavily_armed_Uzbek,_Safavid_Ira

1) Согласен, если брать внешнее сходство, то кыргызы примерно посередине меж двух противоположных полюсов монголов и казахов.                        2) Насчёт шапок - калпаков тоже подозреваю что это старая монгольская традиция, утраченная современными монголами.

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Rust сказал:

Да, есть такой термин. Так называют жен друзей. А своих называют - аял, жубай (супруга).

қатын у вас не используется?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, кылышбай сказал:

вы считаете что Могулистан это государство кыргызов, а могулы это прямые предки кыргызы (или могулы=кыргызы)?

да, но моголы не предки кыргызов, а еще одно "крыло"(кроме правого и левого)-отколовшиеся  от правого крыла при ЧХ, если судить по МаТ и РаД. Левое и правое крыло кыргызов не признали власть ЧХ, а моголы остались с ЧХ, отсюда и собственно моголдор(монолдор).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, bektemir2 сказал:

да, но моголы не предки кыргызов, а еще одно "крыло"(кроме правого и левого)-отколовшиеся  от правого крыла при ЧХ, если судить по МаТ и РаД. Левое и правое крыло кыргызов не признали власть ЧХ, а моголы остались с ЧХ, отсюда и собственно моголдор(монолдор).

плюс вы считаете что все это происходило не на Саянах или Енисее а на ТШ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30 минут назад, кылышбай сказал:

плюс вы считаете что все это происходило не на Саянах или Енисее а на ТШ

Где-то на востоке ВТ (нынешнего Синьцзяна),левое крыло судя по всему откочевали на ТШ раньше, возможно задолго  до ЧХ. Правое крыло ушло вместе с Сянгуном-сыном Он хана. Но большая часть правого крыла остались с ЧХ и участвовали в его походах. После распада империи основали "могулистан".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, bektemir2 сказал:

Где-то на востоке ВТ (нынешнего Синьцзяна),левое крыло судя по всему откочевали на ТШ раньше, возможно задолго  до ЧХ. Правое крыло ушло вместе с Сянгуном-сыном Он хана. Но большая часть правого крыла остались с ЧХ и участвовали в его походах. После распада империи основали "могулистан".

у РАДа:

Случилось так, что распространилась молва, будто Сангун находится в стране киргизов и опять в тех районах усилился, – [Куй-Тимур] оставил дом и все достояние и ушел. Некоторое время он блуждал, но Сангуна не нашел.

Киргиз и Кэм-кэмджиут две области смежные друг с другом; обе они составляют одно владение [мамлакат]. Кэм-Кэмджиут – большая река 749, одною стороною она соприкасается с областью монголов [Могулистан] и одна [ее] граница – с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с [бассейном] большой реки, которую называют Анкара-мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибир 750. Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу 751, тумат 752 и байаут 753, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин-Токум 754, также близки к этой области. В этих областях много городов и селений и кочевники многочисленны. Титул [каждого] их государя, хотя бы он имел другое имя, – инал, а родовое имя тех из этой области, кто пользуется уважением и известностью, – иди. Государь ее был... [пропуск]. Название другой области – Еди-Орун 755, государя тамошнего называли Урус-инал.

В году толай, являющемся годом зайца, соответствующем месяцам 603 г. 756, Чингиз-хан послал гонцами к этим двум государям Алтана 757 и Букра 758 и призвал [их] к подчинению. Те послали назад вместе с ними трех своих эмиров, коих звали: Урут 759-Утуджу 760, Элик-Тимур и Аткирак 761, с белым соколом, как выражение почтения от младшего старшему 762, и подчинились [ему]. [151]

Спустя двенадцать лет, в год барса, когда восстало одно [из] племен тумат, сидевшее в Баргуджин-Токуме и Байлуке, для его покорения [монголы], из-за того, что оно было поблизости от киргизов, потребовали от киргизов войско [чарик]; те не дали и восстали. Чингиз-хан послал к ним своего сына Джочи с войском. Курлун 763 [был] их [киргизов] предводитель; [у монголов эмир], по имени Нока 764 отправился в передовом отряде; он обратил в бегство киргизов и вернулся назад от восьмой реки 765. Когда подоспел Джочи, лед уже сковал реку Кэм-Кэмджиут. Он прошел по льду и, покорив и подчинив киргизов, вернулся назад.

где нибудь есть данные про откочевку Сангуна с кыргызами в земли уйгуров, карлуков (СУАР и ТШ)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, кылышбай сказал:

у РАДа:

Случилось так, что распространилась молва, будто Сангун находится в стране киргизов и опять в тех районах усилился, – [Куй-Тимур] оставил дом и все достояние и ушел. Некоторое время он блуждал, но Сангуна не нашел.

здесь  некоторая путаница. Куй-Тимур искал Сангуна в стране киргизов на Енисее и не нашел его, так как Сянгун ушел к киргизам на ТШ (или в восточном притяньшанье). Имя Сангуна как предводителя кыргызов правого крыла упоминается в санжира в МаТе Аксикенди.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19.09.2019 в 15:20, bektemir2 сказал:

здесь  некоторая путаница. Куй-Тимур искал Сангуна в стране киргизов на Енисее и не нашел его, так как Сянгун ушел к киргизам на ТШ (или в восточном притяньшанье). Имя Сангуна как предводителя кыргызов правого крыла упоминается в санжира в МаТе Аксикенди.

как и где можно найти географический след именно Тянь-Шаня, Семиречья а не Енисея?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, кылышбай сказал:

как и где можно найти географический след именно Тянь-Шаня, Семиречья а не Енисея?

прямых доказательств нет только косвенные. Во-первых, Куй-Темир искал долго Сангуна на Еснисее и не нашел. Значит, его там и не было. Во-вторых, из МаТ мы видим имя Сангуна среди предводителей тяншанских кыргызов правого крыла. Отсюда вывод: Сангун ушел к тяншанским кыргызам, а не к енисейским. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И.Б. МОЛДОБАЕВ
КЫРГЫЗЫ В ЭПОХУ "ЗОЛОТОЙ ОРДЫ"

Републикация с сайта http://turkolog.narod.ru

В кыргызоведении одним из сложных проблем является изучение вопросов этногенеза и культурогенеза кыргызов. Если опираться на фольклорные, этнографические, лингвистические данные культура кургызского народа имеет Саяно-Алтайские и Центральноазиатские истоки. Это подтверждается наличием рода кыргыз в этнических составах тюркоязычных народов Сибири и Алтая. Все они, в том числе якуты и монголоязычные буряты донесли до наших дней различные легенды и предания об уходе из обжитых мест народа кыргыз. Однако, как народность, они сложились в среднеазиатско-казахстанской этнографической области, что прослеживается общими чертами ведения хозяйства с казахами, каракалпаками, туркменами и другими народами. Так наряду с общими приемами, применяемыми в скотоводстве и земледелии у кыргызов как и родственных им среднеазиатских народов, получили развитие шелкопрядение, ковроделие и другие виды хозяйства.

Наблюдается этническая и культурная общность между этими народами. Мы обнаружили десятки зарегистрированных в этнонимии кыргызов и народов Средней Азии и Казахстана. Наиболее общими племенами вошедшими в состав народов является аргын, алчын, дулат, жедигер, катаган, конгурат, кыпчак, канглы, кытай, мангыт, найман, ногой и др. Еще больше параллелей обнаружены в названии более мелких родовых подразделений. Богатейшие сведения об этом содержится в известном кыргызском героическом эпосе "Манас". По мнению большинства исследователей кыргызская народность сформировалась в конце 15 - нач. 16 вв. Но они все еще по разному трактуют время прихода в Среднюю Азию древних кыргызов, составивших важный компонент кыргызской народности. Если одни ученые /В. Радлов, Ч. Валиханов, В. Бартольд, А. Бернштам, О. Караев и др./ утверждают что кыргызы начали переселяться на свою нынешнюю территорию в первом тысячелетии нашей эры и в начале второго тысячелетия, то другие /в основном это авторы главы 8 нового издания истории Киргизской ССР - т.1., 1984/ доказывают, что попали сюда в 15 веке. В связи с этим на мой взгляд не бесспорно и время сложения кыргызской народности. Поэтому можно обратиться к истории "Золотой Орды", где кыргызские племена возможно составляли небольшую часть се населения.

После распада "Золотой Орды" история начинавшихся формироваться кыргызских народностей вероятно была связана с событиями, происходившими в Ногайском, Астраханском, Крымском, Казанском, Казахском, Сибирском и других ханствах, существовавших с конца 14 по 17 вв. Исследователи отмечают, что в этот период были Белые, Синие, Серые множесто других орд [1]. Одним из первых этнические связи кыргызов с народами, входящими в состав Золотой Орды, рассмотрел С.М. Абрамзон. Он приводит генеалогические предания кыргызов о происхождении племен жетиген и чекир-саяк от ногайцев /ногой или астаркан ногой/, об этнических связях кыргызов с казахами и каракалпаками. Однако эти контакты он датирует, начиная только с 15 в.

На мой взгляд кыргызы имели определенные связи с "Золотой Ордой" со времени ее образования, т.е. с середины 13 в, а возможно, с более раннего времени. Ключом к пониманию этих событий может стать фольклорный материал как кыргызов так и тех этносов которые в свое время составляли население "Золотой Орды" и других ханств. В этом плане можно обратиться к одному фольклорному произведению имеющего и письменную фиксацию. В "Родословии тюрков" /"Шаджарат ал-атрак"/, ориентировочно датируемого 15 веком, повествуется и о том как сообщили Чингиз хану о смерти его старшего сына Джучи. Все эмиры поручают это дело Улуг-Джырчи /букв. главный певец И.М./, который был влиятельным, одним из великих, эмиром. И когда Чингиз приказывает певцу спеть, тот обратился к хану на тюркском языке. Чингиз в свою очередь тоже ответил по тюркски. Так незаметно загадочным рифмованными стихами Улуг-Джырчи избежав кары Чингз хана сумел сообщить о смерти Джучи. Через 6 месяцев скончался сам Чингиз хан [2].

Легенда дошла до наших дней в фольклорном наследии ногайцев, кыргызов и казахов. В кыргызском фольклоре имеется полных 4 варианта в стихах и несколько других неполных записей. Во всех вариантах говорится, что у Чингиз хана /иногда его имя дается как Айхан/ умер сын Джучи /в некоторых вариантах Жолчухан/. Но во всех версиях имя певца /в кыргызском произношении ырчы/ известившего хана о смерти сына приводится в форме Кет Бука или Бука.

Мотивы смерти Джучи разные. По варианту Б. Солтоноева Джучи задавлен куланами [З]. Во втором случае сын Ай-хана Жолчухан во время развлекательной охоты в азарте погнался за добычей и стал жертвой тигра. Бука-ырчы якобы усыпил тигра своей мелодией на комузе и в загадочных стихах сообщил Айхану о смерти его сына Жолчухана. С тех пор до сегоднящих дней дошла мелодия на комузе под названием "Мелодия Кет-Буки" /"Кет Буканын кyycy"/ [4]. В другом случае Айхан прятал своего единственного сына от сглаза, построив ему жилище на скале. Но там его сын умирает от укуса кара курта [5]. Еще один вариант записан дважды /в 1924, 1934 г.г./ из уст выдающегося кыргызского комузиста Муратаалы [6]. Но его вариант очень похож на вариант Б. Солтоноева.

В казахском фольклоре имеются 2 варианта легенды. В одном случае человека, известившего о смерти Жошы, зовут Тума из ногайлы, а хана Жаныбек. Сын Жаныбека Жошы умер от удара хромого кулана. Второй вариант отличается тем, что умирает сын Жошы. Во время охоты малолетний сын Жошы, /имя не упоминается/ умер от укуса кулана. Весть о смерти сообщает певец с домброй, имя которого также не приводится [7]. Кроме названных вариантов Б. Кебекова отмечает, что у кыргызов и казахов имеется различные прозаические записи легенды о Джучи и хромом кулане.

Аналогичное произведение сохранилось и у современных ногайцев. Дошедшие до наших дней 2 варианта мало чем отличаются друг от друга. Ногайская леенда примыкает к сообщению персидского автора. Разница только в том, что Джучи произносится как Жошы или Юшы. Но в обеих вариантах ногайской версии имеются этническая принадлежность певца. Он выходец из племени найманов - Кет Буга найманлы. Это важная деталь, на которой остановимся ниже. А.И. Сикалиев характеризует Кет Бугу как реального акына жившего в 13 в. По его утверждению, он был известен среди народа как авторитетный мудрый, справедливый бий [8]. Имя Кет Буги найманлы встречается в произведении ногайского поэта 16 в. Досманбета Азаулы [9]. Вероятно, легенда о Кет Буке в ногайском фольклоре имеет письменную традицию.

У кыргызов легенда о Кет Буке получила устное развитие, вследствие чего и появилось несколько вариантов. Основу легенды могли составить события, происшедшие еще при жизни Чингиз хана. Основание тому сообщение средневековых авторов о любви сыновей Чингиз хана к охоте на куланов, о попытке Чагатая и Угедея поссорить Чингиз хана с Джучи. И наконец смерть Джучи во время охоты на куланов. Потому не совсем прав В. Бартольд, который отмечая выше указанные факты заключает: "Поэтический рассказ о том, как Чингиз хану было передано известие о смерти его сына, конечно не имеет исторического значения [10]. Сам поэтический рассказ между Чингиз ханом и Улуг Джырчи, тем более на тюркском языке, мог и не происходить. Но истоки легенды базированы на исторических событиях 13 в., вероятнее всего связанного с деятельностью Джучи. Это в определенной мере подтверждается преданием, записанном Ч. Валихановым у кыргызов, согласно которому они якобы просили в качестве хана /имя не названо/ дать им малолетнего сына Джучи. Но по дороге к кыргызам он был задавлен куланами. Ч. Валиханов называет его Аксак-Кулан-Джучи хан, который по его словам был первым и последним ханом кыргызов" [11].

Вышеназванные предания и легенды могли в какой-то мере отразить события 1218 г., когда восставших туматов поддержали кыргызы, в верховьях Енисея. Тогда посланный Чингиз ханом Джучи прошел по замершей реке Кэм-Кэмджиут, покорил кыргызов и вернулся назад. Хотим обратить внимание и на следующую деталь. Бой с кыргызами принял один из эмиров и военачальников Джучи некий Нока. Но исследователи читают это имя и как Бука [12]. Напомним, что в одном варианте кыргызской легенды Кет Бука называется не только певцом /ырчы/ и комузистом, но и одним из 40 жигитов Джучи. Кет Бука мог быть исторической личностью. Такой человек жил во время Хулагу, внука Чингизхана. Он был одним из видных эмиров и военачальников Хулагу. Умер примерно в 1260 гг. т.е. на 23 года позже Джучи. Интересно в этом факте то, что Рашид-ад-Дин называет его в одном случае Китбука-нойон из рода найман [13].

Таким образом легенды о Джучи у кыргызов, казахов и ногайцев могли отразить события 1206-1218 гг., когда кыргызы на Енисее покорились монголам, а спустя 12 лет поддержали восставших туматов. Начало сложения легенды следует искать в верховьях Енисея, где впервые Джучи встретился с кыргызами. Затем, когда он продвинулся на запад, произведение развивалось уже среди населения "Золотой Орды" и последующих ханств. Эволюция легенды на такой обширной территории попутно подтверждает этногенетическую близость так называемых енисейских и тяньшанских кыргызов. Об определенных взаимоотношениях кыргызов с "Золотой Ордой" свидетельствуют и данные "Маджму ат-таварих", сочинения начала 16 в., где как известно были обнаружены эпизоды из эпоса "Манас". Любопытно, что в этом произведении эпические Манас, его противник Жолой и другие упоминаются в одном ряду с такими историческими лицами, правившими в "Золотой Орде" как Тимур-Ходжа /1361 г./, Тохтамыш /1376-77; 1380-1398 гг./. Тохтамыш даже построил город Манасию для Манаса.

У кыргызов имеется ряд других фольклорных произведений, где отражены эпоха "Золотой Орды" и последующих ханств. Так, в это время сложились устные сказы о Асане Печальнике /Асан Кайгы/, Жээренче Чечене, Толубас сынчы и др., бытующие и у казахов, каракалпаков, ногайцев. В целом все эти сказания сложились в 13-17 вв. Следует отметить, что устное творчество кыргызов в эпоху "Золотой Орды" и других ханств обогатилось новыми жанрами. Наглядный тому пример, несколько кыргызских сказок о Жаныбек хане и различные варианты повествования о Асан Кайгы и его произведений, дошедших до наших дней. В них отражены кроме Жаныбека и других исторические лица тех времен. Существуют несколько кыргызских сказок, где встречается имя Жаныбек хана. Возьмем сказку "Жээренче Чечен", где говорится как недовольный Жаныбек ханом народ с помощью его брата Бердибека избавляется от него. На мой взгляд здесь отразился образ реального Жаныбек хана, одного из видных правителей "Золотой Орды", правившего государством 15 лет /1342-1357/. На эту мысль наталкивает имя Бердибека упомянутого в кыргызской сказке. В реальности Бердибек был не братом, а сыном Жанибека и действительно убил своего отца не без помощи Тоглубая, заняв ханский престол в 1357-1359 гг. Затем на события времен первого Жанибека могли наслоится факты из жизни других Жанибеков, живших позднее.

В повествовании об Асане также отражен образ одного из Жаныбек ханов. В связи с этим существуют разногласия между казахскими, ногайскими и каракалпакскими исследованиями. Ногайские ученые утверждают, что поэт и философ жил в 1490-1570 гг., который под именем Джанибек-хана или Азиз Джанибека /Джанибек-калеки/ выводит известного хана Большой Ногайской Орды Исмаила-сына Мусы, а не казахского хана Джанибека, жившего в 15 в. [14].

Ключ к разгадке следует искать в истории того или иного племени, а не народности. Например, легенда о Джучи сложилась среди найманов, Асан-Кайгы у ногайцев и т.д. Ведь сюжет об Асане Кайгы почти одинаков у всех указанных народов. Первоначально Асан жил в Едиле /Волге/ и Жайыке /Яик/, а затем в поисках лучших мест откочевал в другие земли. Сами ногайцы в этническом отношении всегда были не однородны. По сообщению жителей Ноокатского района /в Южном Кыргызстане/ ичкилики прибыли сюда из Яика, катаганы из Черного моря. Ногайская тематика неплохо отражена в кыргызском эпосе "Манас". Сам Манас по некоторым вариантам выходец из ногаев. В эпосе "Манас" упоминается этноним бозек, отсутствующий в этнонимии кыргызов. Однако родовые названия бозек зарегистрированы в составе племени кенегес у ногайцев и каракалпаков. В устном творчестве кыргызов отражены топонимы Крым, Астаркан, Кап, Эдил и др. На Крымском полуострове обнаружены ряд этнотопонимов кыргызского происхождения. Казахский эпос "Эр Таргын" называет своего главного героя выходцем из кыргызов, нашедшим приют у ногайцев и народа Кырк Сан-Крым.

На территории Башкортстана и частично Татарстана обнаружены ряд топонимов и микротопонимов с компонентом кыргыз. Группа населения с самоназванием местного значения кыргыз живут и ныне в смежных районах Юга-востока Татарии и Северо-Запада Башкортостана.

Таким образом этническая и культурная история кыргызов тесно связана и с деятельностью "Золотой Орды" и последующих ханств. Данный вопрос на должном уровне еще не изучался и требует более углубленных исследований.

Примечания:

[1]. Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая//Казахстан, Средняя и Центральная Азия в 16-18 вв. — Алма-Ата, 1983. - С.106-165;
[2]. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. т.2. — М.-Л., 1941 - С.202-204.
[3]. Солтоноев Б. Кызыл кыргыз тарыхы //Ала-Тоо, 1989, No 4; - С.82-85.
[4]. Буудайбек Сабыр уулу. Унутулгус кездешуулер. — Фрунзе, 1977. - С.8-11.
[5]. Фонды Отдела рукописей и публикаций АН Республики Кыргызстан /ОРП/, инв.No 1302 - С.226-227; Тоголок Молдо Т.1. 1970 - С.121-122.
[6]. Фонды ОРП, инв.No 235-С.26-28; инв. No 507 - С.1-3.
[7]. Кебекова Б. Кыргыз-казак фольклордук байланышы. 1982 - С.169-170.
[8]. Сикалиев А. Голоса веков //Тр. Карачаево-черкеского НИИ ИФЭ. Вып.6. - Черкесск, 1970.
[9]. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1970.
[10]. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия //Соч. т.1.
[11]. Валиханов Ч.Ч. Записка о киргизах // Собр. соч. Т.2. 1985.- С.48.
[12]. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.1. кн.1.— М.-Л., 1952. - С.151.
[13]. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т.З. — М.-Л., 1946. - С.23.
[14]. Ногайцы... С.217.

https://kyrgyz.ru/articles/kyrgyz/moldobaev_kyrgyzy_v_epohu_zolotoy_ordy/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно Китбуга найман нойон Хулагу это тот самый Кетбуга сообщивший о смерти Джучи Чингису.

Ведь из Улуса Джучи отправили воинов в Улус Хулагу. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большой хронологический разрыв, при том, что Улуг Жыршы, Кетбука жырау был из улуса Джучи и на момент смерти Джучи был стариком, а второй Китбука подчинялся Хулагу и конфликтовал с Джучидами.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, asan-kaygy сказал:

Большой хронологический разрыв, при том, что Улуг Жыршы, Кетбука жырау был из улуса Джучи и на момент смерти Джучи был стариком, а второй Китбука подчинялся Хулагу и конфликтовал с Джучидами.

А Вы думаете , что улуг жыршы Кетбуга существовал на самом деле? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...