Перейти к содержанию
nik1

Кыргызы-2

Рекомендуемые сообщения

я вам про фотографию вопрос задал , 

хотоны в монголии , в китае , в бурятии и тд  есть они там , теперь понятно как они туда попали .))

Да..На фотографии кыргызы..

А как хотоны попали в Бурятию и тд? Вы сделаете открытие.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эпос Манас еще более мифическое и фантастическое произведение, тем не менее мы нисколько не сомневаемся,что в основе лежат реальные события. Многое из того, что описывается в "Маджму ат-Таварих" имеют под собой реальную основу. Но Манас в "Маджму ат-Таварих" это возможно реальный человек, но все же не тот Манас, не эпический, а тёзка. Кроме того, что самое важное, "Маджму ат-Таварих" указывает на то, что кыргызы на Тянь-Шане уже были по-крайней мере с 10 в. Раз Ахсикенти пишет так , то у него  были весомые основания, если конечно он не сумасшедший, но это вряд ли. 

Уважаемый bektemir2,возможно,что я пропустил что-то,но где в Маджму-ат-Таварих указывается 10 в.?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Эпос Манас еще более мифическое и фантастическое произведение, тем не менее мы нисколько не сомневаемся,что в основе лежат реальные события. Многое из того, что описывается в "Маджму ат-Таварих" имеют под собой реальную основу. Но Манас в "Маджму ат-Таварих" это возможно реальный человек, но все же не тот Манас, не эпический, а тёзка. Кроме того, что самое важное, "Маджму ат-Таварих" указывает на то, что кыргызы на Тянь-Шане уже были по-крайней мере с 10 в. Раз Ахсикенти пишет так , то у него  были весомые основания, если конечно он не сумасшедший, но это вряд ли. 

Уважаемый bektemir2,возможно,что я пропустил что-то,но где в Маджму-ат-Таварих указывается 10 в.?

 

"Имам пошел и овладел Минг-Джубой, сделал [эту область] мусульманской, отдал Минг-Джубу Лур-хану, а Андуган /стр. 43/ — Лур-бузургу; правому крылу дал название онг, левому — сол. Создание у кыркгызов правого ,[и] левого крыла 27 было делом имама Ибрахима Султан Заранджиша. [Это] было в 521 (1127) г., когда имам Ибрахим Султан Малик Заранджиш завоевал Касан. Кыркгызы эти прежде были кочевниками Рума 28." В начале 12 в. кыргызы уверенно занимали территорию Тянь-Шаня. Но я думаю, что из контекста можно понять, что они были уже давно на Тянь-Шане  :kg2:  Кстати, где можно ознакомиться с полным текстом Маджму-ат-Таварих?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Да..На фотографии кыргызы..

А как хотоны попали в Бурятию и тд? Вы сделаете открытие.. :)

 

tfjG4c59mmzImCWF8NJLEVg1vbFY9a.jpg

как называется этот кыргызский  танец ? буквально недавно получается танцевали вы этот танец .  :)  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Имам пошел и овладел Минг-Джубой, сделал [эту область] мусульманской, отдал Минг-Джубу Лур-хану, а Андуган /стр. 43/ — Лур-бузургу; правому крылу дал название онг, левому — сол. Создание у кыркгызов правого ,[и] левого крыла 27 было делом имама Ибрахима Султан Заранджиша. [Это] было в 521 (1127) г., когда имам Ибрахим Султан Малик Заранджиш завоевал Касан. Кыркгызы эти прежде были кочевниками Рума 28." В начале 12 в. кыргызы уверенно занимали территорию Тянь-Шаня. Но я думаю, что из контекста можно понять, что они были уже давно на Тянь-Шане  :kg2:  Кстати, где можно ознакомиться с полным текстом Маджму-ат-Таварих?

Полная версия здесь

 

Уважаемый админ озвучил другую версию о первых упоминаниях(1399,т.е.XIII в.) кыргызов на Тянь-Шане здесь

 

На мой взгляд,присутствие кыргызов на Тянь-Шане датируется IX - X вв.(т.е.эпоха Кыргызского каганата) здесь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

"Имам пошел и овладел Минг-Джубой, сделал [эту область] мусульманской, отдал Минг-Джубу Лур-хану, а Андуган /стр. 43/ — Лур-бузургу; правому крылу дал название онг, левому — сол. Создание у кыркгызов правого ,[и] левого крыла 27 было делом имама Ибрахима Султан Заранджиша. [Это] было в 521 (1127) г., когда имам Ибрахим Султан Малик Заранджиш завоевал Касан. Кыркгызы эти прежде были кочевниками Рума 28." В начале 12 в. кыргызы уверенно занимали территорию Тянь-Шаня. Но я думаю, что из контекста можно понять, что они были уже давно на Тянь-Шане  :kg2:  Кстати, где можно ознакомиться с полным текстом Маджму-ат-Таварих?

Полная версия здесь

 

Уважаемый админ озвучил другую версию о первых упоминаниях(1399,т.е.XIII в.) кыргызов на Тянь-Шане здесь

 

На мой взгляд,присутствие кыргызов на Тянь-Шане датируется IX - X вв.(т.е.эпоха Кыргызского каганата) здесь

 

эта не полная версия. Например, здесь нет ничего о Манасе

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

На мой взгляд,присутствие кыргызов на Тянь-Шане датируется IX - X вв.(т.е.эпоха Кыргызского каганата) здесь

 

Вы ссылаетесь на себя? :qyrgyz_new: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

эта не полная версия. Например, здесь нет ничего о Манасе

Других не знаю..скорее всего уважаемый админ знает..в сети не искал,т.к. лень :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы ссылаетесь на себя? :qyrgyz_new:

Если внимательно прочесть,то можно увидеть,что я ссылаюсь на С.В.Киселева,который пишет о деревянной палочке Ашык-Таш,найденный в Таласе в 1932 г. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

На мой взгляд,присутствие кыргызов на Тянь-Шане датируется IX - X вв.(т.е.эпоха Кыргызского каганата) здесь

 

Я думаю, что в IX - X вв кыргызы попадают на Тянь-Шань с караханидами. Кара-хан как известно один из предков Манаса

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

Уваж. Рустам аке,не знаю почему Вы поговорку про болото приняли в свой адрес(уже не в первый раз),хотя я имел ввиду про кашгарских кыргызов и нойгутов..Насчет схожести культуры с соседями я говорил о взаимном процессе обмена..и склоняюсь к тому,что соседи больше переняли от нас..

По Манасу,согласен - есть много вариантов..Но ни в одной из них я не нашел того,что Манас был кыпчаком..И насколько мне известно, Маджму-ат-Таварих считается полумифическим,а Бартольд вообще считал его "фантастическим со множеством анахронизмом и,что книга не имеет исторического значения"..и почему интересно,в нем дед Манаса указывается как некий Каркара-хан,а не Ногой-хан(как в эпосе)?А также,Вы не исключаете того,что Ахсикенди или его сын могли записать информацию о Манасе со слов кыргыз-кыпчаков?И на основании чего кыргызские историки решили,что Ахсикенди был кыргызом? :) Уж не от-того ли,что Ахсикенди был родом из окрестностях Андижана(где проживали и проживают до сих пор этнические кыргызы)?

Далее - о работе Б.Солтоноева..Указывается ли племенная или родовая принадлежность опрашиваемых таласских кыргызов?Иначе могло опять таки иметь место предвзятости..Извините за столь дотошные вопросы и мой скептицизм,но я считаю,что таким образом можно приблизиться к истине..И еще,считаю уместным высказать свое личное мнение,по поводу Вашей работы "О кыпчакских корнях кыргызского эпоса "Манас" - думаю,что Вы поспешили опубликовав его.Так как на мой субъективный взгляд,изложен на весьма спорных моментах,во многом произвольных толковании исторических источников и покоится на менее обоснованных предположениях..Прошу прощения и извиняюсь за столь содержательную критику,просто столкнулся с последствиями вашей работы по Манасу в др. форумах.. :)

 

И в конце,у меня к Вам вопросы(тоже по теме)..

1)Вы изучали,более глубже,широко и детально,другие племена и роды кыргызов кроме кыпчаков и канглы(кажется)?

2)И что говорят о происхождении Манаса специалисты манасоведы?

 

P.S.Давно хотел сказать,но все время забываю..В генеалогии кыргызов племя канглы не открываетя..Не могли бы Вы исправить ошибку? :)

 

Ув. Тыныч, попробую ответить по пунктам.

1. В "Маджму ат-Таварих" очень много анахронизмов, все перепутано, Тохтамыш воюет с Елюй Даши и т.д. Однако - именно в нем мы встречаем полный список кыргызских племен. Причем - в этом списке нет кыпчаков. Кыпчаки упоминаются как отдельная группа во главе с Ак-Тимуром (джети кашка). Добавляется, что они родственники с Манасом.

2. По деду Манаса все очень сложно. В его имени Каркара-хан отражается наименование одной области Кимакского каганата, в которой кимаки по одежде и обычаям схожи с кыргызами (енисейскими). Наименование Каркаралы (г. Каракаралинск) - там даже показывают ясли коня Манаса, есть вроде перевал Манаса и т.д. это Центральный Казахстан. Есть Каркара и у нас (точнее была). В эпосе постоянно упоминаются луга Каркары, это уже северо-восточнее Иссык-Куля.

3. Белек Солтоноев ничего не говорит о племенной принадлежности своих информаторов в Кашгаре и Таласе. Однако в Таласе, где живут представители сол канат практически нет кыргыз-кыпчаков.

4. По статье — я провел исследование и написал то, чему я верю, только и всего. Это знаю не нравится многим. Однако если есть разумная критика - всегда готов ее принять :)

5. Я изучал в основном те племена кыргызов, которые были как то связано с кыпчакским пластом. Далее есть мечта, изучить и остальные племена, выявив все пласты - енисейско-кыргызский, огузский, карлукский, уйгурский и другие.

 

В генеалогии поправлю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

По "Маджму ат-таварих". К сожалению, вся рукопись еще не переведена на русский язык. Были переведены Тагиржановым лишь некоторые фрагменты. Я в студенчестве полностью откопировал рукопись (В книге Тагиржанова приводятся факсимиле), отдавал на перевод томскому имаму, таджику по национальности (там таджикский язык, написан арабицей), однако как то не срослось. В начале года передал рукопись в Бишкек одному человеку, тот обещал организовать построчный перевод. Теперь жду :) Если есть энтузиасты владеющие арабской графикой и таджикским языком, можно скооперироваться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

И последнее на сегодня:

 

1. Одна единственная палочка с рунами, написанными предположительно диалектом енисейских кыргызов, найденная на Тянь-Шане - это не доказательство пребывания ен. кыргызов там. Должны быть четкие указания источников.

 

2. Во времена Караханидов нет упоминаний кыргызов на Тянь-Шане. Я по крайней мере не встречал. То, что часть караханидских тюрков вошла в состав совр. кыргызов - это безусловно. Однако говорить о том, что они там жили большой массой - увы нет.

Большая масса кыргызов появляется на Тянь-шане, который был до этого могольским, во времена Мухаммеда Хайдара.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я думаю, что в IX - X вв кыргызы попадают на Тянь-Шань с караханидами. Кара-хан как известно один из предков Манаса

Кара-хан по версии С.Каралаева дед Манаса..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Одна единственная палочка с рунами, написанными предположительно диалектом енисейских кыргызов, найденная на Тянь-Шане - это не доказательство пребывания ен. кыргызов там. Должны быть четкие указания источников.

В.В.Бартольд "Киргизы.(Исторический очерк)"

 

По этому источнику(Худуд ал-Алем), киргизы были не только северными, но и западными соседями тугузгузов. Тот же автор говорит о городе Пенчуле (произношение, не вполне установлено; в китайской транскрипции Вынь-су; по местоположению соответствует нынешнему Уч-Турфану), что он находился в области карлуков; его владетель прежде был в зависимости от тугузгузов, а "теперь" этим городом владеют киргизы.

Из рукописи Туманског(Худуд ал-Алем)о можно заключить, что тугузгузы отняли у карлуков часть их владений; народу Ягма, вышедшему из среды тугузгузов, принадлежали Кашгар и часть Семиречья (Джетысуйской области) к югу от Нарына. О Кашгаре говорится, что здесь была граница между областью народа Ягма, киргизами, тибетцами и Китаем.

Из всего этого можно заключить, что киргизы в эпоху своего великодоржавия несколько расширили свои владения в сторону юго-запада; но о том, когда и как это произошло, источники не дают никаких сведений; слово "теперь" в рукописи Туманского(Худуд ал-Алем) во всяком случае заимствовано из более раннего источника и не может быть отнесено к времени автора, когда киргизы уже утратили свое кратковременное могущество.

Из областей ислама было два пути в степь, на северо-восток, один от низовьев Сыр-Дарьи, другой от Таласа (ныне Аулие-ата); оба пути вели в область народа кимаков, центром которой была местность к северу от Иртыша. Кимаки, западные соседи киргиз, остались совершенно неизвестны китайцам и впервые упоминаются только в мусульманской литературе. Был ли торговый путь из страны кимаков в страну киргиз, как продолжение пути из областей ислама к кимакам, и каковы вообще были отношения между этими двумя народами, совершенно неизвестно. Подобно киргизам, кимаки были по языку турками; об одной местности в стране кимаков в рукописи Туманского(Худуд ал-Алем) сказано, что там люди следуют киргизским обычаям. Повидимому, кимаки раньше киргиз утратили политическое единство, хотя в рукописи Туманского упоминается каган (арабские и персидские авторы всегда пишут хакан) кимаков и хотя глава рано отделившейся от главной массы народа западной ветви кимаков, кипчаков, считался вассалом кимацкого царя. В XI в., при Махмуде Кашгарском, кимаков больше не было; на Иртыше тогда жил народ Иемек, упоминаемый у Гардизи, подобно кипчакам, среди кимацких родов. Известно, что кипчаки впоследствии, не составляя политического целого, дали свое название степям западной части Туркестана и юго-восточной части России; в после-монгольский период те же кипчаки составили ядро казацкого народа, которому в XVIII в. калмыки (ойраты) и русские ошибочно присвоили название "киргиз". Нет указаний на то, чтобы распадению кипчаков способствовали их восточные соседи.

По описанию того же автора, киргизы по нравам несколько походят на диких зверей; наружность у них грубая, мало волос: нет справедливости, мало милосердия. Они отличаются воинственностью; со всеми соседями у них война и вражда. У них есть повозки (или лодки), бараны, коровы и лошади: они кочуют, ища воды, травы, (благоприятной) погоды и лугов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. Одна единственная палочка с рунами, написанными предположительно диалектом енисейских кыргызов, найденная на Тянь-Шане - это не доказательство пребывания ен. кыргызов там. Должны быть четкие указания источников.

                                                           КИТАБ ХУДУД АЛ-'АЛАМ МИН АЛ-МАШРИК ИЛА-Л-МАГРИБ (Книга о пределах мира от востока к западу)

 

                                                                                  II /л. 6а/ Слово о горах и рудниках, которые в них находятся

...И еще одна гора поднимается от самого начала границы тогузгузов, вблизи от озера Иссык-Куль, тянется вплоть до конца [области] тухсийцев и начала халлухской (карлуки) границы и затем поворачивает; отрог ее заходит в область одного из хырхызских племен . Эту гору называют Тулас(по видимому Талас Tynych). На этой горе водится соболь, а [также] много серой белки и мускусной газели. А в том отроге, который идет по направлению к области хырхызов, есть мускусные олени, [олени] с рогами хуту, серая белка и соболь.

 

V /л. 16б/ Слово об области тогузгузов и ее городах

На востоке от нее — страна Чин, с юга — частью Тибет и частью халлухи, на запад от нее — некоторая часть хырхызов и на север — также хырхызы, [они] селятся вдоль всех ее границ...На север от тогузгузов расположена пустыня, [она] простирается между тогузгузами и хырхызами до области кимаков.

                                                                                      /л. 17а/ Слово об области йагма и ее городах

Кашгар относится к области Чинистан, но расположен на границе между Йагмой, Тибетом, хырхызами и Чином. И старшины Кашгара в давние времена были из халлухов или из йагма.

                                                                                      Слово об области халлухов и ее городах

Пенчуль [paспoлoжeн] в пределах расселения халлухов, и в давние времена его правитель был из тогузгузов, а теперь им владеют хырхызы.

                                                                                      

                                                                                      Слово об области тухсийцев и ее городах

К востоку от нее — пределы [расселения] чигилей, к югу — халлухи и лесистые горы, на запад от нее — группа хырхызов, а на север — чигили.

 

Худуд аль-Алам— географический трактат 982 года неизвестного персоязычного автора. Полное название сочинения: «Худуд ал-‘Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» — «Границы мира с востока на запад». Самый ранний образец географического трактата на персидском языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

1. Одна единственная палочка с рунами, написанными предположительно диалектом енисейских кыргызов, найденная на Тянь-Шане - это не доказательство пребывания ен. кыргызов там. Должны быть четкие указания источников.

                                                           КИТАБ ХУДУД АЛ-'АЛАМ МИН АЛ-МАШРИК ИЛА-Л-МАГРИБ (Книга о пределах мира от востока к западу)

 

                                                                                  II /л. 6а/ Слово о горах и рудниках, которые в них находятся

...И еще одна гора поднимается от самого начала границы тогузгузов, вблизи от озера Иссык-Куль, тянется вплоть до конца [области] тухсийцев и начала халлухской (карлуки) границы и затем поворачивает; отрог ее заходит в область одного из хырхызских племен . Эту гору называют Тулас(по видимому Талас Tynych). На этой горе водится соболь, а [также] много серой белки и мускусной газели. А в том отроге, который идет по направлению к области хырхызов, есть мускусные олени, [олени] с рогами хуту, серая белка и соболь.

 

V /л. 16б/ Слово об области тогузгузов и ее городах

На востоке от нее — страна Чин, с юга — частью Тибет и частью халлухи, на запад от нее — некоторая часть хырхызов и на север — также хырхызы, [они] селятся вдоль всех ее границ...На север от тогузгузов расположена пустыня, [она] простирается между тогузгузами и хырхызами до области кимаков.

                                                                                      /л. 17а/ Слово об области йагма и ее городах

Кашгар относится к области Чинистан, но расположен на границе между Йагмой, Тибетом, хырхызами и Чином. И старшины Кашгара в давние времена были из халлухов или из йагма.

                                                                                      Слово об области халлухов и ее городах

Пенчуль [paспoлoжeн] в пределах расселения халлухов, и в давние времена его правитель был из тогузгузов, а теперь им владеют хырхызы.

                                                                                      

                                                                                      Слово об области тухсийцев и ее городах

К востоку от нее — пределы [расселения] чигилей, к югу — халлухи и лесистые горы, на запад от нее — группа хырхызов, а на север — чигили.

 

Худуд аль-Алам— географический трактат 982 года неизвестного персоязычного автора. Полное название сочинения: «Худуд ал-‘Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» — «Границы мира с востока на запад». Самый ранний образец географического трактата на персидском языке.

 

 

Ув. Тыныч, Тулас по мнению историков, это Алтай. Прочитайте внимательно сами - там водится соболь! Он живет только в Сибири, Алтае, Саянах и т.д. На Тянь-Шане соболя нет. Мускусные олени - это кабарга, которая дает мускус (струя кабарги), именно на Алтае сейчас очень много кабарги, впрочем как и на Енисее, в Хакасии. Олени с рогом хуту — это уже пантовые олени, здесь в Сибири стали популярными пантовые ванны — это тоже Алтай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. В "Маджму ат-Таварих" очень много анахронизмов, все перепутано, Тохтамыш воюет с Елюй Даши и т.д. Однако - именно в нем мы встречаем полный список кыргызских племен. Причем - в этом списке нет кыпчаков. Кыпчаки упоминаются как отдельная группа во главе с Ак-Тимуром (джети кашка). Добавляется, что они родственники с Манасом.

2. По деду Манаса все очень сложно. В его имени Каркара-хан отражается наименование одной области Кимакского каганата, в которой кимаки по одежде и обычаям схожи с кыргызами (енисейскими). Наименование Каркаралы (г. Каракаралинск) - там даже показывают ясли коня Манаса, есть вроде перевал Манаса и т.д. это Центральный Казахстан. Есть Каркара и у нас (точнее была). В эпосе постоянно упоминаются луга Каркары, это уже северо-восточнее Иссык-Куля.

3. Белек Солтоноев ничего не говорит о племенной принадлежности своих информаторов в Кашгаре и Таласе. Однако в Таласе, где живут представители сол канат практически нет кыргыз-кыпчаков.

4. По статье — я провел исследование и написал то, чему я верю, только и всего. Это знаю не нравится многим. Однако если есть разумная критика - всегда готов ее принять :)

5. Я изучал в основном те племена кыргызов, которые были как то связано с кыпчакским пластом. Далее есть мечта, изучить и остальные племена, выявив все пласты - енисейско-кыргызский, огузский, карлукский, уйгурский и другие.

 

В генеалогии поправлю.

Уважаемый Рустам аке!

 

1)Согласны ли Вы с мнением В.Бартольда о том,что "Маджму ат-Таварих" - "книга,которая не имеет исторического значения"? (от себя) : И что сочинение не дает достаточно надежной базы,чтобы использовать его в трудах на историческую тематику?

2)По поводу деда..Вы считаете Кара-хан и Ногой-хан - это Каркара-хан?По поводу топонимов в Казахстане,которые Вы привели : можно ли в таком случае утверждать,что селение Манас, ручей Бекенез, хребет Каркар в Центральной Кумыкии - тоже родина Манаса?А также селения : Манасаул, Манаскент, ЖД станция Манас,имена Манас,фамилии Манасовы,род Мантас,еще один хребет Каркар но уже в Карабахе?..А какое имя отца Манаса в сочинении?

3)Возможно(т.е.не точно)в данное время нет кыпчаков в Таласе,а во времена Б.Солтоноева(век назад)возможно еще были..К тому же с уверенностью на мой взгляд, говорить об-этом пока преждевременно..

4)По статье..Мне всегда казалось,что ученые-историки в своих работах беспристрастны и руководствуются железной логикой отодвинув в сторону чувства,эмоции..Возможно поэтому,"многим не нравится",что "изложена на весьма спорных моментах,во многом произвольных толкований исторических источников и покоится на менее обоснованных предположениях"?Как Вы думаете?Ведь Л.Кызласов(между прочим великий ученый) в свое время тоже верил и был убежден в своей версии о древних хакасах..И кстати Вы так и не ответили насчет специалистов - манасоведов..Что они думают по поводу родовой принадлежности Ай көл-я? И хочу добавить к вопросу : Вы показывали свою статью специалистам - манасоведам перед публикацией(стандартная процедура),которые отделили бы зёрна от плевел?

5)Те племена,которые были как-то связаны с кыпчакским пластом..Среди них есть племя нойгут?Спрашиваю об-этом в связи с тем,что есть(помимо Вашей)версия о нойгутском(т.е.ногайском) происхождении,если Вы конечно слышали об-этом..И случаем, не пробовали изучить, справедливости ради,и в этом направлении ..?

 

С Уважением! :):qyrgyz_new:

 

P.S.И еще раз извиняюсь за скептицизм и дотошную критику!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Тыныч, Тулас по мнению историков, это Алтай. Прочитайте внимательно сами - там водится соболь! Он живет только в Сибири, Алтае, Саянах и т.д. На Тянь-Шане соболя нет. Мускусные олени - это кабарга, которая дает мускус (струя кабарги), именно на Алтае сейчас очень много кабарги, впрочем как и на Енисее, в Хакасии. Олени с рогом хуту — это уже пантовые олени, здесь в Сибири стали популярными пантовые ванны — это тоже Алтай.

Ок..Я просто сделал предположение..А как насчет о городе Пенчуле?Что говорят о нем историки?Бартольд считает,что местоположению соответствует нынешнему Уч-Турфану !?Следами кыргызской культуры, пришедшей с Енисея на Тянь-Шань, А.Н.Бернштам считал предметы торевтики из Кочкорского клада..И еще..ведь кыргызы воевали в рядах сельджукской армии (ок.1330 г.) и считается,что эти кыргызы были из Средней Азии...Значит кыргызы жили на Тянь-Шане и до первых упоминаний в письменных источниках..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Эпос Манас еще более мифическое и фантастическое произведение, тем не менее мы нисколько не сомневаемся,что в основе лежат реальные события. Многое из того, что описывается в "Маджму ат-Таварих" имеют под собой реальную основу. Но Манас в "Маджму ат-Таварих" это возможно реальный человек, но все же не тот Манас, не эпический, а тёзка. Кроме того, что самое важное, "Маджму ат-Таварих" указывает на то, что кыргызы на Тянь-Шане уже были по-крайней мере с 10 в. Раз Ахсикенти пишет так , то у него  были весомые основания, если конечно он не сумасшедший, но это вряд ли. 

Уважаемый bektemir2,возможно,что я пропустил что-то,но где в Маджму-ат-Таварих указывается 10 в.?

 

"Имам пошел и овладел Минг-Джубой, сделал [эту область] мусульманской, отдал Минг-Джубу Лур-хану, а Андуган /стр. 43/ — Лур-бузургу; правому крылу дал название онг, левому — сол. Создание у кыркгызов правого ,[и] левого крыла 27 было делом имама Ибрахима Султан Заранджиша. [Это] было в 521 (1127) г., когда имам Ибрахим Султан Малик Заранджиш завоевал Касан. Кыркгызы эти прежде были кочевниками Рума 28." В начале 12 в. кыргызы уверенно занимали территорию Тянь-Шаня. Но я думаю, что из контекста можно понять, что они были уже давно на Тянь-Шане  :kg2:

 

 

"Ак Огул ибн Боз-оглан ибн Коктемиш ибн Долон ибн Дамбур 43 ибн Гази-бий ибн Сара-бий ибн Сангин-бий ибн Кафланг-бий ибн Шукур-бий ибн Мары-бий ибн Темин-бий ибн Арслан-бий ибн Темиш-бий ибн Шахфур-бий ибн Кули-бий ибн Арсланг-бий ибн Гуз-хан ибн Лур-хан ибн Ана-л-хакк."

Ак Огул 19 поколение от Ан-аль-хака. Тагай - внук Ак Огул.Т.е. 21 поколение. Если за возраст одного поколения взять 25 лет, то получается что от  Ан-аль-хака до Тагая прошло 525 лет.  Маджму ат-Таварих написан в 1510 г. Следовательно Ан-аль-хак жил 1510-525=985 г. , т.е. в конце 10 в. На самом деле Ахсикент перечисляет почти все племена кыргызов, а это значит что после Тагая прошло еще как минимум 100-150 лет ( а то и все 250-300), чтобы говорить о племенах . А это значит время жизни надо отодвинуть еще дальше на 100-150 л, т.е.  Ан-аль-хак жил в 8-9 в, если не ранее (7-8в)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Часть кыргызов перешла Саянские горы и присоединилась к монгольскому феодалу Гун Бубэю, находившемуся в подчинении у Цинов, и участвовали в сложении тувинского этноса. Многие возвращавшиеся хонгорцы не смогли достигнуть родных мест и осели среди телеутов, алтайцев, тувинцев и других народов Саяно-Алтая, а также среди казахов верховьев Иртыша

53. Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов… – С. 177.

 

По моему личное мнение Бутанаева в данном вопросе не важно, вы его ссылки на источники приведите. Сомневаюсь, что в русских архивах даны такие данные по этногенезу. Имхо, это домыслы автора.

 

P.S.: среди казахов верховий Иртыша, а это кереи и меркиты, а также частично найманские роды, одноименного рода кыргыс не было и нет. То есть нет даже родового созвучия как в случае с сагайцами, алтайцами или уранхаями. На чем в таком случае базируется его версия? 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Я думаю, что в IX - X вв кыргызы попадают на Тянь-Шань с караханидами. Кара-хан как известно один из предков Манаса

Кара-хан по версии С.Каралаева дед Манаса..

 

 

Это местная туркестанская традиция возводить генеалогии значимых людей от Огузхана и Карахана, изначально сами караханиды вели свое происхождение от этих людей, что возможно и соответствует реальности по крайней мере с Караханом, с Огузханом менее ясно, затем при образовании монгольских государств, это традиция приписания Огузхана и Карахана в генеалогиях перенимается чингизидами (скорее их придворными писарями, а ими были как мы знаем выходцы из Восточного Туркестана), в случае с чингизидами и др значимыми лицами это уже мифическая часть генеалогий. Так что навряд-ли Карахан предок Манаса. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

1. В "Маджму ат-Таварих" очень много анахронизмов, все перепутано, Тохтамыш воюет с Елюй Даши и т.д. Однако - именно в нем мы встречаем полный список кыргызских племен. Причем - в этом списке нет кыпчаков. Кыпчаки упоминаются как отдельная группа во главе с Ак-Тимуром (джети кашка). Добавляется, что они родственники с Манасом.

2. По деду Манаса все очень сложно. В его имени Каркара-хан отражается наименование одной области Кимакского каганата, в которой кимаки по одежде и обычаям схожи с кыргызами (енисейскими). Наименование Каркаралы (г. Каракаралинск) - там даже показывают ясли коня Манаса, есть вроде перевал Манаса и т.д. это Центральный Казахстан. Есть Каркара и у нас (точнее была). В эпосе постоянно упоминаются луга Каркары, это уже северо-восточнее Иссык-Куля.

3. Белек Солтоноев ничего не говорит о племенной принадлежности своих информаторов в Кашгаре и Таласе. Однако в Таласе, где живут представители сол канат практически нет кыргыз-кыпчаков.

4. По статье — я провел исследование и написал то, чему я верю, только и всего. Это знаю не нравится многим. Однако если есть разумная критика - всегда готов ее принять :)

5. Я изучал в основном те племена кыргызов, которые были как то связано с кыпчакским пластом. Далее есть мечта, изучить и остальные племена, выявив все пласты - енисейско-кыргызский, огузский, карлукский, уйгурский и другие.

 

В генеалогии поправлю.

Уважаемый Рустам аке!

 

1)Согласны ли Вы с мнением В.Бартольда о том,что "Маджму ат-Таварих" - "книга,которая не имеет исторического значения"? (от себя) : И что сочинение не дает достаточно надежной базы,чтобы использовать его в трудах на историческую тематику?

2)По поводу деда..Вы считаете Кара-хан и Ногой-хан - это Каркара-хан?По поводу топонимов в Казахстане,которые Вы привели : можно ли в таком случае утверждать,что селение Манас, ручей Бекенез, хребет Каркар в Центральной Кумыкии - тоже родина Манаса?А также селения : Манасаул, Манаскент, ЖД станция Манас,имена Манас,фамилии Манасовы,род Мантас,еще один хребет Каркар но уже в Карабахе?..А какое имя отца Манаса в сочинении?

3)Возможно(т.е.не точно)в данное время нет кыпчаков в Таласе,а во времена Б.Солтоноева(век назад)возможно еще были..К тому же с уверенностью на мой взгляд, говорить об-этом пока преждевременно..

4)По статье..Мне всегда казалось,что ученые-историки в своих работах беспристрастны и руководствуются железной логикой отодвинув в сторону чувства,эмоции..Возможно поэтому,"многим не нравится",что "изложена на весьма спорных моментах,во многом произвольных толкований исторических источников и покоится на менее обоснованных предположениях"?Как Вы думаете?Ведь Л.Кызласов(между прочим великий ученый) в свое время тоже верил и был убежден в своей версии о древних хакасах..И кстати Вы так и не ответили насчет специалистов - манасоведов..Что они думают по поводу родовой принадлежности Ай көл-я? И хочу добавить к вопросу : Вы показывали свою статью специалистам - манасоведам перед публикацией(стандартная процедура),которые отделили бы зёрна от плевел?

5)Те племена,которые были как-то связаны с кыпчакским пластом..Среди них есть племя нойгут?Спрашиваю об-этом в связи с тем,что есть(помимо Вашей)версия о нойгутском(т.е.ногайском) происхождении,если Вы конечно слышали об-этом..И случаем, не пробовали изучить, справедливости ради,и в этом направлении ..?

 

С Уважением! :):qyrgyz_new:

 

P.S.И еще раз извиняюсь за скептицизм и дотошную критику!

 

 

Племя нойгут могульского происхождения, т.е. это выходцы из чагатайского улуса, это не ногайцы, у уйгуров еще в нач 20 века отмечается этнографическая группа "нюгейт", далее информации о них не встречается, по крайней мере не встречал, видимо ассимилировались с др группами уйгуров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

1. В "Маджму ат-Таварих" очень много анахронизмов, все перепутано, Тохтамыш воюет с Елюй Даши и т.д. Однако - именно в нем мы встречаем полный список кыргызских племен. Причем - в этом списке нет кыпчаков. Кыпчаки упоминаются как отдельная группа во главе с Ак-Тимуром (джети кашка). Добавляется, что они родственники с Манасом.

2. По деду Манаса все очень сложно. В его имени Каркара-хан отражается наименование одной области Кимакского каганата, в которой кимаки по одежде и обычаям схожи с кыргызами (енисейскими). Наименование Каркаралы (г. Каракаралинск) - там даже показывают ясли коня Манаса, есть вроде перевал Манаса и т.д. это Центральный Казахстан. Есть Каркара и у нас (точнее была). В эпосе постоянно упоминаются луга Каркары, это уже северо-восточнее Иссык-Куля.

3. Белек Солтоноев ничего не говорит о племенной принадлежности своих информаторов в Кашгаре и Таласе. Однако в Таласе, где живут представители сол канат практически нет кыргыз-кыпчаков.

4. По статье — я провел исследование и написал то, чему я верю, только и всего. Это знаю не нравится многим. Однако если есть разумная критика - всегда готов ее принять :)

5. Я изучал в основном те племена кыргызов, которые были как то связано с кыпчакским пластом. Далее есть мечта, изучить и остальные племена, выявив все пласты - енисейско-кыргызский, огузский, карлукский, уйгурский и другие.

 

В генеалогии поправлю.

Уважаемый Рустам аке!

 

1)Согласны ли Вы с мнением В.Бартольда о том,что "Маджму ат-Таварих" - "книга,которая не имеет исторического значения"? (от себя) : И что сочинение не дает достаточно надежной базы,чтобы использовать его в трудах на историческую тематику?

2)По поводу деда..Вы считаете Кара-хан и Ногой-хан - это Каркара-хан?По поводу топонимов в Казахстане,которые Вы привели : можно ли в таком случае утверждать,что селение Манас, ручей Бекенез, хребет Каркар в Центральной Кумыкии - тоже родина Манаса?А также селения : Манасаул, Манаскент, ЖД станция Манас,имена Манас,фамилии Манасовы,род Мантас,еще один хребет Каркар но уже в Карабахе?..А какое имя отца Манаса в сочинении?

3)Возможно(т.е.не точно)в данное время нет кыпчаков в Таласе,а во времена Б.Солтоноева(век назад)возможно еще были..К тому же с уверенностью на мой взгляд, говорить об-этом пока преждевременно..

4)По статье..Мне всегда казалось,что ученые-историки в своих работах беспристрастны и руководствуются железной логикой отодвинув в сторону чувства,эмоции..Возможно поэтому,"многим не нравится",что "изложена на весьма спорных моментах,во многом произвольных толкований исторических источников и покоится на менее обоснованных предположениях"?Как Вы думаете?Ведь Л.Кызласов(между прочим великий ученый) в свое время тоже верил и был убежден в своей версии о древних хакасах..И кстати Вы так и не ответили насчет специалистов - манасоведов..Что они думают по поводу родовой принадлежности Ай көл-я? И хочу добавить к вопросу : Вы показывали свою статью специалистам - манасоведам перед публикацией(стандартная процедура),которые отделили бы зёрна от плевел?

5)Те племена,которые были как-то связаны с кыпчакским пластом..Среди них есть племя нойгут?Спрашиваю об-этом в связи с тем,что есть(помимо Вашей)версия о нойгутском(т.е.ногайском) происхождении,если Вы конечно слышали об-этом..И случаем, не пробовали изучить, справедливости ради,и в этом направлении ..?

 

С Уважением! :):qyrgyz_new:

 

P.S.И еще раз извиняюсь за скептицизм и дотошную критику!

 

 

Племя нойгут могульского происхождения, т.е. это выходцы из чагатайского улуса, это не ногайцы, у уйгуров еще в нач 20 века отмечается этнографическая группа "нюгейт", далее информации о них не встречается, по крайней мере не встречал, видимо ассимилировались с др группами уйгуров.

 

 

Нойгут нируны.от слова нойон,ноен ,нойонгут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

1. В "Маджму ат-Таварих" очень много анахронизмов, все перепутано, Тохтамыш воюет с Елюй Даши и т.д. Однако - именно в нем мы встречаем полный список кыргызских племен. Причем - в этом списке нет кыпчаков. Кыпчаки упоминаются как отдельная группа во главе с Ак-Тимуром (джети кашка). Добавляется, что они родственники с Манасом.

2. По деду Манаса все очень сложно. В его имени Каркара-хан отражается наименование одной области Кимакского каганата, в которой кимаки по одежде и обычаям схожи с кыргызами (енисейскими). Наименование Каркаралы (г. Каракаралинск) - там даже показывают ясли коня Манаса, есть вроде перевал Манаса и т.д. это Центральный Казахстан. Есть Каркара и у нас (точнее была). В эпосе постоянно упоминаются луга Каркары, это уже северо-восточнее Иссык-Куля.

3. Белек Солтоноев ничего не говорит о племенной принадлежности своих информаторов в Кашгаре и Таласе. Однако в Таласе, где живут представители сол канат практически нет кыргыз-кыпчаков.

4. По статье — я провел исследование и написал то, чему я верю, только и всего. Это знаю не нравится многим. Однако если есть разумная критика - всегда готов ее принять :)

5. Я изучал в основном те племена кыргызов, которые были как то связано с кыпчакским пластом. Далее есть мечта, изучить и остальные племена, выявив все пласты - енисейско-кыргызский, огузский, карлукский, уйгурский и другие.

 

В генеалогии поправлю.

Уважаемый Рустам аке!

 

1)Согласны ли Вы с мнением В.Бартольда о том,что "Маджму ат-Таварих" - "книга,которая не имеет исторического значения"? (от себя) : И что сочинение не дает достаточно надежной базы,чтобы использовать его в трудах на историческую тематику?

2)По поводу деда..Вы считаете Кара-хан и Ногой-хан - это Каркара-хан?По поводу топонимов в Казахстане,которые Вы привели : можно ли в таком случае утверждать,что селение Манас, ручей Бекенез, хребет Каркар в Центральной Кумыкии - тоже родина Манаса?А также селения : Манасаул, Манаскент, ЖД станция Манас,имена Манас,фамилии Манасовы,род Мантас,еще один хребет Каркар но уже в Карабахе?..А какое имя отца Манаса в сочинении?

3)Возможно(т.е.не точно)в данное время нет кыпчаков в Таласе,а во времена Б.Солтоноева(век назад)возможно еще были..К тому же с уверенностью на мой взгляд, говорить об-этом пока преждевременно..

4)По статье..Мне всегда казалось,что ученые-историки в своих работах беспристрастны и руководствуются железной логикой отодвинув в сторону чувства,эмоции..Возможно поэтому,"многим не нравится",что "изложена на весьма спорных моментах,во многом произвольных толкований исторических источников и покоится на менее обоснованных предположениях"?Как Вы думаете?Ведь Л.Кызласов(между прочим великий ученый) в свое время тоже верил и был убежден в своей версии о древних хакасах..И кстати Вы так и не ответили насчет специалистов - манасоведов..Что они думают по поводу родовой принадлежности Ай көл-я? И хочу добавить к вопросу : Вы показывали свою статью специалистам - манасоведам перед публикацией(стандартная процедура),которые отделили бы зёрна от плевел?

5)Те племена,которые были как-то связаны с кыпчакским пластом..Среди них есть племя нойгут?Спрашиваю об-этом в связи с тем,что есть(помимо Вашей)версия о нойгутском(т.е.ногайском) происхождении,если Вы конечно слышали об-этом..И случаем, не пробовали изучить, справедливости ради,и в этом направлении ..?

 

С Уважением! :):qyrgyz_new:

 

P.S.И еще раз извиняюсь за скептицизм и дотошную критику!

 

 

Племя нойгут могульского происхождения, т.е. это выходцы из чагатайского улуса, это не ногайцы, у уйгуров еще в нач 20 века отмечается этнографическая группа "нюгейт", далее информации о них не встречается, по крайней мере не встречал, видимо ассимилировались с др группами уйгуров.

 

 

Нойгут нируны.от слова нойон,ноен ,нойонгут.

 

 

Да скорее всего этимология монгольская.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...